История создания третьяковской картинной галереи. Открытие третьяковской галереи

26.06.2020

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России и мира, названный по имени основателя – купца и мецената Павла Третьякова. Коллекционировать живопись П. Третьяков начал в 1850 году, а через 17 лет открыл галерею, собрание которой насчитывало около двух тысяч произведений изобразительного искусства и несколько скульптур. В 1893 году, переданная ранее в дар Москве коллекция, стала именоваться Московской городской галереей Третьяковых и содержалась на деньги, завещанные основателями.

В 1918 году Третьяковскую Галерею была национализирована и стала «государственной собственностью РСФРС», первыми директорами ее стали искусствовед и художник И. Грабарь, а затем архитектор А. Щусев. При них росли фонды Музея, были добавлены несколько новых зданий, активно разрабатывались новые экспозиции.

Во время Великой Отечественной войны все полотна и скульптуры вывозили в Новосибирск и Молотов. Эвакуация продолжалась больше года, но уже 17 мая 1945 года выставки были снова открыты для жителей и гостей Москвы.

В следующие десятилетия Музей непрерывно рос, и сегодня в его состав входят Галерея на Крымском Валу, Галерея в Лаврушинском переулке, дом-музей В. М. Васнецова, Храм Св. Николая в Толмачах и другие филиалы.

Коллекции музея включают произведения искусства XI-XXI, среди которых числятся русская живопись, скульптура, графика. Самыми известными произведениями, хранящимися в Музее, считаются иконы XI-XVII веков и особо среди них ценны лик Владимирской Божьей матери, рублевская «Троица» и иконы, написанные Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.

Основа коллекций Третьяковкой Галереи — русская живопись, большая часть которой относится ко второй половине XIX века. В собрании представлены работы Крамского, Перова, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Верещагина и других знаменитых русских художников. В XX веке Галерея пополнилась произведениями Врубеля, Левитана, Серова, Малевича, Рериха, Бенуа. В Советский период в экспозициях появились Дейнека, Бродский, Кукрыниксы, Нестеров и другие. Помимо живописи Музей хранит и экспонирует работы Антоколькольского, Мухиной, Шадра, Коненкова и прочих знаменитых скульпторов.

В настоящее время Третьяковская галерея разрабатывает новые экспозиции и выставки, активно сотрудничает со многими музеями мира и России, предоставляя им коллекции для временных выставок, также проводит реставрационные и исследовательские работы, пополняет фонды, разрабатывает культурно-образовательные программы, участвует в крупнейших музейных, кино- и музыкальных фестивалях.

Галерея Третьяковых в 1995 году была признана одним из ценнейших объектов культуры за свою деятельность в сфере сохранения предметов искусства и пропаганды музейных ценностей.

Третьяковская галерея Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Третьяковская галерея краткая информация.

Третьяковская галерея – это еще одна достопримечательность Москвы , которую обязан посетить каждый турист . Здесь расположена самая большая в России коллекция картин . Сейчас особняк в Лаврушинском переулке , фасад которого украшен лепниной , является знаменитой галереей , а в 19 веке – это был купеческий дом . В 1851 году этот особняк купил меценат , владелец бумагопрядильных фабрик и коллекционер живописи Павел Михайлович Третьяков . Изначально дом покупался для проживания и лишь намного позже он превращается в галерею .

В 1854 году Третьяков приобретает 9 полотен и 11 листов графики старинных голландских мастеров и располагает их в своем особняке . По мнению историков , это и послужило созданием знаменитой галереи . Однако официальным годом ее основания является 1856 . В этом году для своей коллекции П . М . Третьяков приобретает два полотна – В . Г . Худяков «Стычку с финляндскими контрабандистами » и Н . Г . Шильдер «Искушение ».

Вместе с Павлом приобретением полотен знаменитых живописцев занимается и его брат Сергей . Некоторое время любоваться коллекцией братьев Третьяковых может лишь узкий круг лиц . Но в 1867 году она впервые стала доступной для широкой публики . К этому году коллекция братьев Третьяковых состояла уже из 471 рисунка , 10 скульптур и 1276 картин . Подавляющее большинство работ было отечественных мастеров .

Шло время . Коллекция все увеличивалась . К дому приходилось делать дополнительные пристройки . Появлялись новые залы . В 1892 году Петр Михайлович Третьяков передал галерею в дар Москвы . В 1904 году здание картинной галереи обрело знаменитый Васнецовский фасад . Эскиз фасада создал знаменитый русский живописец В . М . Васнецов (в честь него и назвали фасад ), а спроектировал В . Н . Башкиров .

С каждым годом коллекция Третьяковской галереи увеличивалась , требовалось ее упорядочить . Игорь Эммануилович Грабарь , став в 1913 году сначала попечителем , а затем и директором галереи , впервые ввел в России расположение картин в хронологическом порядке .

После революции было принято решение передать в распоряжение Третьяковской галереи соседние строения . Сначала к ней отнесли дом в Малом Толмачевском переулке (бывшее владение купца Соколикова ), а затем и церковь Св . Николая в Толмачах . С целью продлить время работы галереи , в 1929 году была проведена ее электрификация .

В 1941 году коллекцию эвакуировали , а само здание серьезно пострадало . Однако уже к 1945 году большинство залов Третьяковской галереи восстановили , экспонаты вернули в Москву , и туристы смогли снова любоваться произведениями русских мастеров .

В 1986 году здание галереи было закрыто на капитальный ремонт , который длился практически 10 лет . Часть экспозиции была расположена в одном из зданий на Крымском валу . Этот же год является и моментом образования Всероссийское музейное объединение , получившего название «Государственная Третьяковская галерея ». Сегодня в состав Государственной Третьяковской галереи , кроме этих двух зданий , входит еще и дом -музей П . Корина , музей -храм Св . Николая в Толмачах , дом -музей В . Васнецова и музей -квартира А . Васнецова , а также музей -мастерская А . Голубкиной . С 1995 года в здании купца Третьякова располагается коллекция экспонатов датированных до начала прошлого века . Произведения же 20 века находятся исключительно в здании на Крымском валу .

Сейчас в коллекцию Третьяковской галереи входит свыше 55 тысяч экспонатов . Здесь есть не только картины , но и иконы , скульптуры , произведения декоративно -прикладного искусства . Экскурсия в Третьяковскую галерея будет очень интересной и принесет массу впечатлений .

В списке знаменитых художественных музеев мира Государственная Третьяковская галерея занимает одно из самых высоких мест. Сегодня в ее коллекции представлено более 180 тысяч экспонатов, среди которых – картины, скульптура и ювелирные изделия. Выставленные шедевры были созданы в исторический период, датируемый XI-ХХ веками. Здание, где размещена основная коллекция, было построено в 1906 году, и сегодня включено в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

Ежегодно музей посещает более полутора миллионов человек.

История создания галереи

22 мая 1856 года меценат и успешный промышленник Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот день считается датой основания музея, который Третьяков вместе с братом задумал создать уже давно. Он мечтал представить людям работы русских художников. Вскоре коллекцию пополнили полотна «Крестный ход на Пасхе» В. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и многие другие. Коллекция росла и множилась, и Третьяков принял решение показать картины зрителям. В 1867 году он открыл первую галерею в собственной усадьбе в Лаврушинском переулке . На тот момент собрание включало в себя 1276 картин, почти пятьсот рисунков, небольшую коллекцию скульптуры и несколько десятков работ иностранных художников.

Третьяков поддерживал многих малоизвестных мастеров и, благодаря его меценатству, стали знаменитыми Васнецов и Маковский. Приобретая картины, неугодные властям, основатель галереи вдохновлял живописцев на свободу мыслей и смелость в отношении цензоров.

Национальным музеем Третьяковка стала в конце XIX века, и с этого момента ее мог посетить любой человек и абсолютно бесплатно. В 1892 году после смерти брата Павел Третьяков передает коллекцию в дар городу. Так в Москве появляется картинная галерея, которая со временем становится одним из крупнейших собраний произведений искусства на планете.

Когда Третьяковы лишь начали собирать картины, их коллекция размещалась в комнатах особняка, где жили братья. Но в 1860 году они приняли решение построить отдельное здание для хранения коллекции, которая к тому времени разрослась в солидное художественное собрание. Двухэтажная пристройка к особняку Третьяковых получила отдельный вход для посетителей, а картины – два просторных зала.

Новые картины продолжали прибывать, и галерея ширилась и достраивалась. После смерти хозяев особняк был реконструирован, а в начале ХХ века его объединили с залами галереи. Фасад в виде старинного терема спроектировал художник Васнецов.

Золотой фонд Третьяковки

Старейшие экспонаты музея вы увидите в коллекции иконописи XII-XVII веков. Например, образ Владимирской иконы Божьей Матери , привезенный в начале XII века из Константинополя. После гонений на РПЦ в период становления Советской власти икона попала в музей.

Рублевская «Троица» – еще один всемирно известный шедевр русской иконописи. Автор создал ее в память о Сергее Радонежском в первой трети XV века.

Мастер Дионисий – не менее знаменитый иконописец, и его работа «Алексей митрополит», написанная в конце XV века, также значится в списке самых ценных экспонатов коллекции Третьяковки.

Неизвестные ныне мастера Михайловского Златоверхого монастыря в начале XII века изготовили мозаику, изображающую святого Дмитрия Солунского . В работе ими были использованы матовые цветные камни и золотая смальта. Работа выставлена в отделе русской иконописи.

Среди множества полотен Государственной Третьяковской галереи особого внимания посетителей обычно удостаиваются наиболее знаменитые картины.

XVIII век представлен работами Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Федора Рокотова . Наиболее известные работы этой эпохи – портреты Гавриила Головкина , бывшего сподвижником Петра I, и императрицы Елизаветы Петровны. Первый написан Иваном Никитиным, а царицу рисовал Георг Гроот.

Пришедший на смену XIX век дал миру новых художников, представленных в музее особенно широко:

Выдающийся шедевр И. Крамского «Незнакомка» изображает молодую женщину, которая проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту. Ни в письмах художника, ни в его дневниках нет даже намека на личность модели, и ее имя остается загадкой на все времена.

- «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого изображает смерть авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Пугачева. После разоблачения женщина была брошена в казематы Петропавловской крепости, где, как гласит легенда, умерла от наводнения. Картина написана Флавицким в 1864 году. Критик Стасов назвал ее «блистательнейшим творением русской живописи».

Еще один удивительно красивый женский портрет, выставленный в Третьяковке – «Девочка с персиками» . На картине изображена дочь Саввы Мамонтова, но привлекает зрителей к полотну В. Серова совсем другое. Работа пронизана удивительным светом и наполнена свежестью, которая не исчезает с течением времени.

Хрестоматийным пейзажем называют работу А. Саврасова «Грачи прилетели» . Критики считают картину важным этапом в развитии пейзажной живописи в России. Несмотря на незатейливость сюжета, картина кажется особенно близкой сердцу любого русского человека.

- «Лунная ночь на Капри» изображает морской пейзаж Неаполитанского залива. Ее автор – известный русский художник-маринист И. Айвазовский , живописец Главного Морского штаба и автор удивительных работ, посвященных морю.

Есть мнение, что «Охотники на привале» были написаны В. Перовым по мотивам рассказов И. Тургенева. Сюжетная композиция, представленная автором зрителю, изображает трех помещиков, остановившихся на отдых после удачной охоты. Перову удалось так ярко изобразить персонажей и окружающую их обстановку, что зритель становится невольным участником беседы охотников.

- «Неравный брак» В. Пукирева , как утверждали его современники, был написан художником в пору собственных терзаний: любимая девушка Пукирева была выдана замуж по расчету. Картина выполнена с большой любовью, и настроения героев переданы мастерски. Автопортрет художника на полотне вы также можете увидеть – он стоит позади невесты, скрестив руки на груди.

Еще три знаменитых полотна XIX в. в Третьяковке неизменно собирают возле себя восторженных зрителей:

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина больше известна публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Художник изображает момент, наступивший через пару секунд после рокового удара, который царь нанес царевичу Ивану. Обезумевший от горя тиран и принимающий с кротостью свою судьбу несостоявшийся наследник выписаны столь искусно, что картина до сих пор вызывает у зрителей ярчайшие чувства и эмоции.

- «Явление Христа народу» А. Иванов писал около 20 лет. Во время работы он создал несколько сотен этюдов и называл сюжет своего полотна «всемирным». Иванов считал, что изображает момент времени, который сыграл решающую роль в судьбе всего человечества. Огромное полотно выставлено в отдельном зале, построенном для него в 30-х годах прошлого века.

- «Богатыри» Васнецова изображают трех героев русских былин на могучих конях в воинских доспехах. Они осматривают окрестности и всем своим видом демонстрируют готовность защитить землю русскую от врагов. По словам автора, он стремился «обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим».

ХХ век представлен работами Петрова-Водкина, Бенуа, Крымова, Шагала, Кончаловского, Коровина, а также скульптурами Веры Мухиной. Авторы советского периода, чьи картины удостоились чести занять свое место на стенах Третьяковки – Исаак Бродский, коллектив Кукрыниксы, Татьяна Яблонская, Евгений Вучетич и многие другие.

Филиалы Третьяковской галереи

Главный корпус галереи расположен по адресу: Лаврушинский переулок, 10 . Он представляет постоянную экспозицию музея и периодически знакомит посетителей с временными выставками. Недавно к основному зданию был пристроен Инженерный корпус, где жителям и гостям столицы представлены собрания региональных музеев. Кроме того, Третьяковка имеет несколько филиалов:

- Новая Третьяковка на Крымском валу была построена неподалеку от места, где родился П. Третьяков, основавший музей. В филиале демонстрируются работы в современном стиле, написанные в ХХ-ХI вв.

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В.В. Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А.С. Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве.

По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П.М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в «Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В.А. Серов, И.С. Остроухов, И.Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В.М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей

ПЕРЕДАЧА ГАЛЕРЕИ П.М.ТРЕТЬЯКОВА В ДАР МОСКВЕ. 1892-1898

Летом 1892 года неожиданно умер младший из братьев Третьяковых Сергей Михайлович. Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата; в завещании были и такие строки: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома… где помещается его художественная коллекция… то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование…» Завещание не могло быть выполнено, пока галерея принадлежала П.М.Третьякову.

31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М.Третьяков был утвержден попечителем Галереи. Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. Вскоре действительно посыпались благодарственные адреса, письма, телеграммы. Русское общество не осталось равнодушным к благородному поступку Третьякова. В январе 1893 года Московская городская дума постановила ежегодно выделять 5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным Сергеем Михайловичем Третьяковым суммам. В августе 1893 Галерея была официально открыта для посещения (Павел

Михайлович был вынужден закрыть ее в 1891 году из-за происходивших краж произведений).

В декабре 1896 года П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. В 1890-е годы собрание пополнилось произведениями Н.Н.Ге, И.Е.Репина, А.К.Саврасова, В.А.Серова, Н.А.Касаткина, М.В.Нестерова и других мастеров. Начиная с 1893 года П.М.Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их. Для этого он переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая по крупицам ценные сведения, иногда предлагая поменять название картины. Так Н.Н.Рерих соглашался с Павлом Михайловичем при составлении каталога 1898 года: «…Для языка, действительно, лучше название краткое, хотя бы такое «Славянский городок. Гонец». Это был последний подготовленный Третьяковым каталог, самый полный и точный. В 1897-1898 годах было вновь расширено здание Галереи, на этот раз за счет внутреннего садика, в котором любил гулять Павел Михайлович, жертвовавший всем ради любимого детища. Устройство коллекции Сергея Михайловича, новая перевеска картин отнимали у Третьякова много сил. Времени и энергии требовали и торгово-промышленные дела, и участие во многих обществах, и благотворительность. Павел Михайлович принимал активное участие в деятельности Московского

общества любителей художеств, Московского художественного общества, Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Много делал он для Арнольдовского училища глухонемых, помогая не только материально, но и входя во все тонкости учебного процесса, строительства и ремонта зданий. По просьбе И.В.Цветаева Третьяков внес свой вклад и в создание Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Всех пожертвований П.М.Третьякова не перечислить, достаточно упомянуть о помощи экспедиции Н.Н.Миклухи-Маклая, о многочисленных стипендиях, о пожертвованиях на нужды бедных. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал. Очень переживал он и болезнь жены, которую разбил паралич. В ноябре 1898 года Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря Павел Михайлович Третьяков скончался.

История галереи. Государственная Третьяковская галерея

ПАМЯТНИК П.М.ТРЕТЬЯКОВУ

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) был похоронен на Даниловском кладбище рядом с родителями и умершим в 1892 г. братом Сергеем; в 1948 г. его останки были перенесены на Серафимовское кладбище (Новодевичий монастырь). Надгробие работы скульптора И. Орлова по проекту художника И. Остроухова (гранит, бронза).

После 1917 г. перед фасадом Третьяковской галереи на прямоугольном постаменте был поставлен памятник-бюст В.И.Ленину. Спустя некоторое время, в 1939 г, на этом месте был установлен памятник, скульптурное изображение Председателя Совета министров СССР . Скульптура С.Д. Меркулова высотой 3,5 метра, изображающая Сталина во весь рост, выполнена в красном граните. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее, имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). 29 апреля 1980 г. на месте удалённого памятника Сталину был поставлен, наконец, памятник основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову, скульптура, которая существует поныне. Это гранитная четырехметровая статуя, созданная по проекту скульптора А. П. Кибальникова и архитектора И. Е. Рожина.

«ПОСМЕРТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ТРЕТЬЯКОВЫХ

Даниловское кладбище прежде славилось своим особенным «третьесословным» колоритом, впрочем, не вполне утраченным и до сих пор. Историк Москвы А. Т. Саладин в 1916 году констатировал: «Даниловское кладбище можно смело назвать купеческим, да другим оно и быть не могло, близко примыкая к купеческому Замоскворечью. Пожалуй, ни на каком больше московском кладбище нет такого обилия купеческих памятников, как на этом». С тех пор многое изменилось. Не найти здесь теперь могил известных московских купцов Солодовниковых, Голофтеевых, Лепешкиных…

Пожалуй, наиболее знаменитым купеческим захоронением Даниловского кладбища, а может быть и всей Москвы, был участок Третьяковых Павла Михайловича, Сергея Михайловича и их родителей. А. Т. Саладин оставил следующее описание: «На могиле Сергея Михайловича - черный мраморный, довольно высокий, но совершенно простой памятник с надписью: «Сергей Михайлович ТРЕТЬЯКОВ родился 19 января 1834 г. скончался 25 июля 1892 г.». Памятник Павлу Михайловичу в нескольких шагах подальше, под защитной проволочной решеткой, он почти такой же, но в несколько более изысканной обработке. Надпись: «Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ 15 дек. 1832 г. ум. 4 дек. 1898 г.». Однако сегодня всего этого на Даниловском кладбище нет. 10 января 1948 года останки обоих братьев, а также жены П. М. Третьякова Веры Николаевны перенесли на Новодевичье кладбище.

Формально перезахоронение производилось по инициативе Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР. Председатель Комитета М. Б. Храпченко в письме управляющему трестом похоронных бюро при Моссовете мотивировал свою инициативу так: «Несмотря на договор, заключенный администрацией [Третьяковской] Галереи об охране этих могил и их художественных надгробий, исполненных художником В. М. Васнецовым, могилы эти приходят в крайний упадок. (…) Учитывая ходатайство Дирекции Государственной Третьяковской Галереи, а также просьбу ближайших родственников основателей Галереи, Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР со своей стороны ходатайствует о перенесении останков Павла Михайловича, Веры Николаевны и Сергея Михайловича Третьяковых, а также их художественных надгробий с кладбища Даниловского монастыря на кладбище Новодевичьего монастыря, где захоронены виднейшие деятели русской культуры и искусства».

Что председатель комискусства спутал кладбища Даниловского монастыря и Даниловское, не столь уж и странно - их путают до сих пор, хотя первого не существует уже семьдесят с лишним лет. Странно звучит обоснование необходимости перенести могилы: на старом месте-де они «приходят в крайний упадок». Однако могилы, о которых заботятся, никогда «не придут в упадок», если же их забросить - упадок обеспечен, находись они хоть у самой кремлевской стены. Урна с прахом Маяковского стояла в лучшем тогда в стране колумбарии Донского кладбища и «прийти в упадок» никак не могла - тем не менее ее все равно перенесли на Новодевичье.

Подоплека всех этих перезахоронений была, конечно, совсем иная, и, судя по письму Храпченко, раскрывать ее власти не очень-то хотели: в Москве разворачивалась кампания по сбору и концентрации в Новодевичьем пантеоне останков знаменитых личностей. Причем перезахоронения производились не только с кладбищ, подлежащих ликвидации, но вообще отовсюду, кроме, может быть, кладбища Ваганьковского - традиционно второго по значению после Новодевичьего.

Некоторые источники (например, энциклопедия «Москва») указывают, что Сергей Михайлович Третьяков покоится все же на Даниловском кладбище. Это не так. В архиве Третьяковской галереи имеется «Акт о перезахоронении останков П. М. Третьякова, В. Н. Третьяковой и С. М. Третьякова с Даниловского кладбища на кладбище Новодевичьего монастыря от 11. 1. 1948 г.». Помимо акта и прочих бумаг в архиве есть и несколько фотографий: на одних запечатлен момент эксгумации, другие сделаны уже на Новодевичьем кладбище у края свежевырытой могилы. Фотографии не оставляют места никаким сомнениям.

Но вот что любопытно: в архиве соседнего Даниловского монастыря среди карточек на похороненных здесь находится и карточка Сергея Михайловича Третьякова. Выходит, Даниловский монастырский погост также претендует быть местом его погребения? Нет, конечно. Имея свидетельство А. Т. Саладина и вышеназванный Акт, эту версию можно смело отбросить, сделав зато интереснейший вывод: поскольку Сергей Михайлович в монастыре погребен не был, а документы тем не менее на него там «заведены», очевидно, Даниловское кладбище являлось своего рода филиалом монастырского - может быть, не всегда, но какое-то время.

На Даниловском же кладбище сохранилась могила родителей прославленных меценатов. Вернее, их памятник. Слева от главной дорожки, почти сразу за мемориалом погибших в Великой Отечественной войне, окруженный проржавевшими до крайности фрагментами кованой ограды, стоит крепкий, напоминающий русскую печку, слегка покосившийся обелиск с надписью:

«Михаил Захарович Третьяков
Московский купец
скончался 1850 г. Декабря 2 дня.
Жития его было 49 лет, 1 м. и 6 дней.
Александра Данииловна Третьякова
родилась в 1812 году.
скончалась 7-го февраля 1899 года».

Лежат ли нынче под обелиском чьи-либо останки - мы точно не знаем. Казалось бы, кому могло прийти в голову потревожить кости старших Третьяковых? Ан, видно, могло. Перенесение на элитное кладбище основателей крупнейшей картинной галереи как-то еще объяснимо, но вот что еще придумали тогда их почитатели: согласно «гарантийному письму», хранящемуся в архиве Третьяковки, Мытищинская скульптурная фабрика № 3 обязывалась произвести на Даниловском кладбище: «а) Изъятие праха Третьякова П. М. и погребение его на Ново-Девичьем кладбище, б) Изъятие праха Третьякова М. З. и погребение в могилу вместо праха Третьякова П. М., в) Передвижку памятника Третьякова М. З. на место памятника Третьякова П. М.».

Досталось же Третьяковым! И старшим, и младшим. Кстати, в «гарантийном письме» почему-то ни слова не говорится об Александре Данииловне. Отца, выходит, перезахоронили на место сына (если перезахоронили), а мать нет? Загадка. Вот и получается, что утверждать наверняка, покоятся ли нынче старики Третьяковы под своим «именным» надгробием, невозможно.

В глубине Даниловского кладбища, у самой апсиды Никольского храма-часовни стоит едва приметный памятник - низкая колонна розового гранита. Там похоронены братья и сестра Павла Михайловича и Сергея Михайловича, умершие почти одновременно в младенчестве в 1848 году во время эпидемии скарлатины - Даниил, Николай, Михаил и Александра. Это единственная могила рода Третьяковых, на которую никто никогда не покушался.



Похожие статьи
 
Категории