История запрожской сечи. Для всех и обо всем

25.09.2019

ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ (Низовое войско Запорожское), военная и общественно-политическая организация украинского казачества в 16-18 веках в низовьях реки Днепр, за порогами. Название происходит от украинского слова «ciчь» и имеет тот же смысл, что и русская «засека», то есть оборонительное укрепление, построенное с помощью лесных завалов, для чего деревья срубались не полностью, а подсекались на высоте 1,5-2 м и валились верхушками в сторону противника. Возникла в связи со стремлением украинского населения уйти в незаселённые юго-восточные степные районы Украины от экономического, национального и религиозного гнёта польских властей, притеснений украинских феодалов, нападений крымских татар и турок.

Отдельные казачьи промыслы (рыболовство, охота, пчеловодство, соледобыча), а также скотоводческие хутора (зимовники) появились в Запорожье в начале 15 века. В 1530-х годах главное укрепление Запорожской Сечи находилось на острове Томаковка (в районе современного города Марганец Днепропетровской области, Украина), в последующем неоднократно перемещалось, обычно располагаясь на одном из днепровских островов за порогами [например, легендарный предводитель запорожцев Байда (князь Д. И. Вишневецкий) основал крепость - центр Запорожской Сечи на острове Малая Хортица (ныне остров Байда)]. Представляло собой крепость, которая была обнесена глубоким рвом, высоким насыпным земляным валом с оборонительными башнями и бойницами, с круглосуточной дозорной службой. Посередине крепости находилась площадь, где сообща решались все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - курени, канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины казацкой. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны. Традиционные формы самоуправления и устного обычного права регламентировали жизнь запорожцев и придавали Запорожской Сечи своеобразный характер военного, христианско-православного центра с особым жизненным укладом, бытом и обычаями. Вся казацкая община называлась кошем (от тюркского kos - стан). Доступ в ряды сечевого товарищества был свободный: от вступавшего в запорожцы требовалось признание православной веры, обязательство её защищать, подчинение общим для всего войска правилам. В Запорожскую Сечь принимались люди всех национальностей, но большинство составляли малоросы (современное название - украинцы). Женщины в Запорожскую Сечь не допускались. Все казаки считались свободными и равными в правах. Запорожская Сечь являлась своеобразной казачьей «республикой», верховным органом которой (до 1654) была сечевая рада. Войско делилось на курени (к 1770-м годам их было 38) во главе с куренными атаманами. На общих войсковых радах казаки ежегодно избирали старшину: кошевого атамана, которому принадлежала высшая власть в Запорожской Сечи, писаря (вёл канцелярию), есаулов (управляли войском), обозного (командовал артиллерией), судью (занимался судопроизводством). Старшине вручались знаки власти - клейноды (хоругвь, бунчук, булава перначи, чернильница, печать, духовые трубы, литавры и т.п.). Все должностные лица избирались на год, но могли заменяться и раньше этого срока, если войско было ими недовольно. Кошевой атаман пользовался неограниченной властью в походе, но в мирное время не мог принять решение без совета с радой и без её согласия. В тех случаях, когда поход предпринимался лишь частью войска и кошевой атаман оставался дома, для командования избирался полковник, власть которого распространялась только на время похода. Общественное устройство Запорожской Сечи опиралось на отсутствие крепостничества и формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землёй и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела, избирать старшину и т.п.); каждый казак был обязан за свой счёт нести военную службу. Судопроизводство у запорожцев осуществлялось на основе правового обычая войсковыми судьями. Из преступлений самыми тяжкими, подлежавшими строжайшему наказанию, считались: предательство; убийство казаком товарища (казака); побои, причинённые казаком казаку в трезвом или пьяном виде; воровство чего-либо казаком у товарища, укрывательство краденой вещи; привод в Сечь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; обида, нанесённая женщине, когда казак «опорочит женщину не по пристойности»; содомский грех; дерзость против начальства; насилие в самой Запорожской Сечи или в христианских селениях; пьянство; самовольная отлучка во время похода против неприятеля; воровство лошадей, другого скота и имущества у поселенцев, купцов и путешественников в мирное время. В качестве наказания практиковались: закапывание преступника живым в землю, подвешивание на железный крюк за ребро, виселица и битьё кнутом под виселицей, дыба, разграбление имущества, штраф и др. Источниками доходов запорожцев были военная добыча; торговая пошлина, в особенности пошлина с шинков; «мостовое» за переправы через реки, речки и рукава; судебные штрафы с виновных; денежное и хлебное жалованье войску, отпускавшееся первоначально Речью Посполитой, потом Россией.

Вооруженные силы и боевые средства Запорожской Сечи составляли пехота, конница и артиллерия. Запорожские казаки умели действовать как в конном, так и в пешем строю, прекрасно владели холодным (сабля, пика) и огнестрельным (ружьё, мушкет, пистолет) оружием. Войско делилось на полки и сотни; при войске существовал табор с пушками на возах, из которых могла составляться передвижная крепость. В Запорожской Сечи имелась флотилия, состоявшая из больших лодок («чаек»). Она использовалась как при совершении дальних комбинированных походов, так и самостоятельно - для нападения на татар и турок в целях захвата добычи. Военные успехи запорожцев также обеспечивались мужеством и стойкостью в бою, беспощадным отношением к неприятелю, заботой о раненых, справедливым дележом военной добычи. В Запорожской Сечи была создана эффективная разведывательно-сторожевая и охранно-защитная система обороны границ украинских земель. Посты и сторожевые отряды вели наблюдение за степными дорогами, переправами через реки; с помощью оригинальной сигнализации население предупреждалось о продвижении войск противника (крымские татары, турки), принимались меры к организации вооруженного отпора. Походы запорожцев в Крымское ханство и Османскую империю преследовали цель не только мести и захвата военной добычи, но и освобождения полона, предназначенного для продажи в рабство (наиболее крупные походы в 1589, 1604, 1614, 1615 на побережье Крыма, Болгарии и Османской империи; захват городов и крепостей Евпатория, Очаков, Перекоп, Варна, Трапезунд, Синоп и др.). В 1615 году запорожцы на 80 «чайках» появились у Стамбула и сожгли портовые сооружения.

Запорожская Сечь сыграла значительную роль в борьбе с крепостническим, национальным и религиозным гнётом на Украине, особенно усилившимся после Люблинской унии 1569. Вражда запорожцев к полякам вызывалась последовательным стремлением польского правительства уничтожить украинское казачество; религиозными гонениями православных, произволом и жестоким притеснением украинского народа со стороны польских чиновников, панов-владетелей, арендаторов. Запорожская Сечь стала не только убежищем, но и плацдармом для народных выступлений. С конца 16 века запорожцы принимали участие во всех крупных народных крестьянско-казацких восстаниях: К. Косинского (1591-93), С. Наливайко (1594-96), Павлюка и К. Скидана (1637), Я. Острянина и Д. Гуни (1638), внося в ряды восставших организованность, военный опыт, выдвигая из своей среды талантливых руководителей.

В Смутное время в Московском государстве часть запорожцев сражалась на стороне Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а в 1637 запорожцы вместе с донскими казаками участвовали в штурме турецкой крепости Азов и её героической обороне против многократно превосходящих турецких войск (смотри «Азовское сидение» 1637-42). Восстание в Запорожской Сечи в январе 1648 против Речи Посполитой положило начало Освободительной войне украинского и белорусского народов 1649-54 под руководством Б. М. Хмельницкого. После воссоединения Украины с Россией в 1654 Запорожская Сечь вошла в состав Русского государства, сохраняя автономию. На запорожское войско были распространены привилегии, которыми пользовались другие казачьи войска в России, оно стало выполнять роль заслона на южных границах Российского государства. Запорожское казачество участвовало в Разина восстании 1670-71, Булавина восстании 1707-09 и других выступлениях против феодального гнёта. После подавления восстания на Дону в Запорожской Сечи усилилось недовольство запорожцев ограничением казачьих вольностей Петром I и жестокой карательной политикой по отношению к казачеству. Этим пытался воспользоваться украинский гетман И. С. Мазепа, перешедший на сторону шведов в Северной войне 1700-21. Вместе с кошевым атаманом К. Гордиенко во главе 8 тысяч запорожских казаков он сражался в Полтавской битве 1709 на стороне Карла XII. В мае 1709 за их измену Пётр I издал указ о ликвидации Запорожской Сечи. Часть запорожцев ушла сначала в устье реки Каменка (120 км к юго-западу от Никополя, Украина), а в 1711 в урочище Алешки (ныне город Цюрупинск Херсонской области, Украина) во владения Крымского ханства. В 1734 году в правление императрицы Анны Ивановны они по разрешению российского правительства вернулись на родину и образовали так называемую Новую Сечь на острове Чертомлык, в устье реки Подпильной (в районе современного села Покровского Никопольского района), но должны были подчиняться малороссийскому генерал-губернатору, а в период восстановления гетманства на Украине (1750-64) - гетману К. Г. Разумовскому.

В период Новой Сечи резко усилилась крестьянская колонизация Запорожья в связи с ростом крепостнического гнёта в центральных районах Украины. Территория Новой Сечи была разделена на 8 паланок (округов), которые управлялись назначенным кошем старшиной. Население слобод (сёл), входивших в паланки, делилось на казаков и посполитых (лично свободные крестьяне), каждые из которых составляли свою общину (громаду) и выбирали своих атаманов. Основной обязанностью казаков являлась военная служба за собственный счёт (войско состояло из 20-30 тысяч человек, участвовало в русско-турецких войнах 1735-39 и 1768-74). Посполитые платили денежный налог и выполняли повинности в пользу Запорожского войска. После признания Крымским ханством российского подданства (1774) Запорожская Сечь как форпост на южных границах Российского государства потеряла своё военное значение. После подавления Пугачёва восстания 1773-75, во время которого среди запорожских казаков происходили волнения, российское правительство приступило к её ликвидации. В начале июня 1775 российские войска окружили Новую Сечь, принудили казаков к сдаче и разрушили укрепления. Императрица Екатерина II манифестом от 5.6.1775 объявила об уничтожении Запорожского войска. Последний кошевой атаман П. И. Калнишевский был заточён в Соловецкий монастырь, где скончался в 1803 в возрасте 112 лет. Казачьи земли были розданы украинским и русским помещикам, часть населения закрепощалась, часть превращалась в государственных поселян, а многие бежали в Добруджу в турецкие владения, где основали Задунайскую Сечь. В 1787 году из части бывших запорожцев, поселённых в пограничных районах на реке Южный Буг, было образовано Черноморское казачье войско.

Лит.: Скальковский А. А. История Новой Сечи, или Последнего коша Запорожского. 3-е изд. Од., 1885-1886. Ч. 1-3; Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. К., 1957; Эварницкий Д. И. История запорожских казаков. 3-е изд. К., 1990-1991. Т. 1-3; Шамбаров В. Е. Казачество: история вольной Руси. М., 2007.

История Запрожской Сечи

Запорожская Сечь — название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.
Этимология названий Сечь и Кош
Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и курени. Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества. Часто со словом «Сечь» употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь. Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления, поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем, то есть, кошем.
Образование Запорожской Сечи
Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом. Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев для собственной безопасности. Появление за порогами большого укреплен ного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого. В первой половине 50-х гг. XVI в. он основал на о. Малая Хортица замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.). Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки.
Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня, церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.
Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками. В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д. Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман. Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах. Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной, писарь, судья, есаулы (порученцы гетмана). С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи.

Военные задачи и функции Запорожской Сечи.
Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу. Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий.
Казацкое право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права, то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи. На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.
Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.
Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа
Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов. В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды - Ивана Брюховецкого, М. Ханенко, П. Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины и эксплуатации рядового казачества. Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечь должна была оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимости Гетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи.

Условия приема в Запорожскую Сечь

Прием беспрерывно приходивших в Запорожскую Сечь осуществлялся, по данным Д. И. Яворницкого, после выполнения условий:
- статус вольного и неженатого человека
- хорошее знание русского языка
- принадлежность к православной вере
- наличие специальной подготовки
Войсковое и территориальное деление
В войсковом отношении запорожская община делилась на 38 куреней. Курень подразумевал собой в войсковом значении — сотню, полк, самостоятельную часть Войска. Слово курень имело двойное значение. Оно также означало и жилище запорожцев. По внешнему виду жилой курень представлял собой длинную казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.
Войсковые, куренные и паланочные Рады
Рада запорожских казаков представляла высший административный, законодательный и судебный орган. На войсковых радах обсуждались все важнейшие вопросы жизни запорожцев: о мире, о походах на неприятелей, о наказании важных преступников, о разделе земель и угодий, о выборе войскового старшины. Войсковые рады проходили в обязательном порядке 1 января, 1 октября Покрову и на 2-й или 3-й день Пасхи. Кроме того, Рада могла быть созвана в любой день и время по желанию большинства Войска. Решения Рады были обязательны к исполнению для каждого запорожца.

Административные и судебные власти в Войске Запорожском

Всего начальствующего состава на Сечи, по разным источникам, насчитывалось от 49 до 149 человек. Главным на Сечи был кошевой атаман. Далее шли судья, есаул, писарь и куренные атаманы. Это было фактически правительство Запорожской Сечи. Далее шел низший командный состав: подписарь, подъесаул, хорунжий и т. д. Кошевой атаман соединял воедино военную, административную, судебную и духовную власть и в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления. Кошевой атаман вступал в дипломатические сношения с соседними государствами. Символ власти кошевого атамана — булава. В то же время без решения Рады кошевой атаман не мог принять ни одного решения самостоятельно.
Суды и казни на Сечи
Самым тяжким преступлением на Сечи считалось воровство. Даже за мелкую кражу существовало одно наказание — смерть. Суд руководствовался при ведении дел обычаями Сечи, был быстрым и доступным. Перед судом были равны все — начальствующий и простой казак. Тяжкими уголовными преступлениями считались — убийство казаком казака, побои казаку в нетрезвом состоянии, связь с женщиной и „содомский грех“, опорочивание женщины, дерзость в отношении начальства, дезертирство, грабеж населения, утаивание части добычи и пьянство во время походов. Судьями была вся войсковая старшина. Наказаниями было: приковывание цепями к деревянному столбу на площади, приковывание цепями к пушке, сажание на деревянную кобылу, битье кнутом или киями. За убийство казака казаком применялась страшная казнь. Убийцу клали живым в вырытую яму, а сверху на него опускали гроб с убитым и закапывали. Наиболее популярной казнью у казаков было забивание у позорного столба киями. Это применялось к ворам, прелюбодеям, содомитам и дезертирам.

Вооружение и войска

На вооружении у запорожских казаков были пушки гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, копья, сабли, луки, стрелы, клинки и кинжалы. Исторические и археологические данные показывают, что Войско Запорожское имело на вооружении самое передовое оружие того времени, отобранное у всех народов, с которыми воевали запорожцы. Как истинные рыцари, запорожцы предпочитали всякому другому оружию саблю. Войско разделялось на три рода войск — пехоту, конницу и артиллерию. Численность всего войска была 10 000 — 12 000 человек, из них пехота составляла около 6 000 человек. Элитной частью войска была конница. По своим боевым качествам это подразделение представляло самую грозную силу запорожцев. Войско делилось на полки и сотни. Сотня представляла собой тактическую единицу войска и была численностью 180 человек. Полк состоял из трех сотен общей численностью 540 человек.
Сухопутные и морские походы запорожцев
Походы на суше главным образом предпринимались против поляков, татар, турок. Походы по рекам и морям почти всегда предпринимались против татар и турок. В сухопутных походах всегда конница преобладала над пехотой. Сухопутные походы всегда начинались весной, для этого объявлялся сбор казаков на Сечи. Перед самым выходом из Сечи служился молебен и потом стреляли из самой большой пушки. Передвижение войска шло с большой осторожностью по балкам и оврагам. В походе запрещалось разводить костры, громко разговаривать, курить люльки. Впереди войска шли разведчики. Главной задачей сухопутного похода было внезапное нападение на врага. Таким же характером отличались и морские походы. Разница состояла в том, что запорожцы выступали в поход на так называемых чайках — больших лодках. Лодки были двоякого рода — речные и морские. В одну лодку садилось от 50 до 70 казаков, каждый из которых имел саблю, два ружья, боеприпасы и продовольствие. Для морских походов выбиралось осеннее время, особенно пасмурные дни и темные ночи. Чайки выходили прямо из Сечи и спускались к Черному морю. Весть о выходе запорожцев в море наводила ужас на жителей приморских областей Турции. Высаживаясь на берег, запорожцы уничтожали людей, забирали все ценное имущество, оружие, денежные средства и с добычей возвращались на Сечь.
Доходы Войска Запорожского
Главными источниками доходов на Сечи были: военная добыча во время походов, внешняя и внутренняя торговля, винная продажа, дань от перевозов, царское хлебное и денежное жалованье. Главным источником была военная добыча. По обычаям лучшую часть добычи запорожцы отдавали на церковь, а остальное делили между собой. Как отмечали иностранцы, бывавшие на Сечи по торговым, посольским или другим делам, оставшиеся после дележки деньги могли быть пропиты казаками до последней копейки. Утаивание части добычи казаком считалось преступлением. Вторую значимую часть доходов давали шинки, расположенные на землях Войска Запорожского и сбор с проезжавших по землям войска купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительную часть доходов составляли „дымовые“, то есть налог на жилища в пределах Войска. Последним источником доходов было жалованье, получаемое запорожцами от польского короля, а затем и от московского царя.
Восстание Хмельницкого и Переяславская Рада

В 1591—1638 гг. происходит ряд казацко-крестьянских восстаний. В 1648 г. казаки поднимают восстание из-за усилившегося притеснения казаков польскими магнатами. Восстание возглавил казацкий полковник Богдан Хмельницкий. Первоначально казакам сопутствовал успех. Их поддержало Крымское ханство, которым тогда правил Ислям III Герай. В битве при Жёлтых Водах (1648) казацко-крымское войско одержало свою первую победу, разбив польский отряд Степана Потоцкого. Вскоре последовала победа в Корсунской битве. До конца июля была освобождена вся территория Левобережья, а до конца августа — Брацлавское, Киевское, Подольское воеводства на правобережье, а также восточные и южные районы Волынского воеводства. освобождение правобережья связывают с именем Максима Кривоноса. В сентября была одержана победа под Пилявцами. Осенью ареной военных действий выступает Галиция. 26 сентября началась осада Львова. Гетьман требовал от польского командования и городской власти капитулировать и выдать казакам Я.Вишневецкого, А.Конецпольского. Узнав, что те тайно убежали, Хмельницкий, получив выкуп для уплаты ордынцам, снимает осаду и направляется на Замостье. В начале ноября гетьман начал переговоры с польским правительством и заключает перемирие с Яном II Казимиром. Однако в 1651 г. происходит Берестецкая битва, в результате которой польская армия под предводительством короля Яна Казимира и Николая Потоцкого наносит сокрушительное поражение казакам, и в августе того же года литовский гетман Радзивилл занимает Киев. Казаки были вынуждены просить помощи у единоверной России. В 1654 г. была созвана Переяславская Рада, заявившая о переходе подконтрольных восставшим территорий под протекторат России. Русские войска поддержали восставших казаков, что привело к русско-польской войне 1654—1667. Война завершилась Андрусевским перемирием по условиям которого территории, лежащие восточнее Днепра отошли к России, а лежащие западнее - к Польше. Условия перемирия были позднее подтверждены мирным договором 1686.

Уничтожение Запорожской Сечи (1709 год)

Уже с января 1709 г. к Петру стали поступать сообщения, что запорожцы что-то замышляют. Подозревая, что казаки могут выступить против него, Петр отдает распоряжения об укреплении гарнизонов крепостей: „…Вчерашнего дня получили мы подлинную ведомость, что запорожцы конные пришли уже давно и кошевого ждут с пехотою вскоре, а сей сбор их только 5 верст от Богородицкого, и опасно, чтоб чего над оным не учинили … не для города, а для артиллерии и амуниции, которой зело много, а людей мало. Того ради зело потребно, дабы один конный полк послать в Богородицкий, велеть бы оному там побыть, пока из Киева три полка будут в Каменный Затон “, при этом указывая Меншикову, что „…токмо едина материя суть, чтоб смотреть и учинить запорожцев добром по самой крайней возможности; буде же оные явно себя покажут противными и добром сладить будет невозможно, то делать с оными, яко с изменниками… “. На Раде, состоявшейся в марте, запорожцы приняли сторону Карла XII и начали боевые действия против российских войск, как самостоятельно, так и совместно со шведскими войсками. В стычке в местечке Царичевке запорожцами было захвачено в плен несколько русских солдат, которых они отправили к шведскому королю, стоявшему тогда в местечке Будищах. Но в большинстве случаев сечевики терпели поражения, так они были разбиты в стычке с отрядом полковника Болтина, вместе со шведами они потерпели неудачу у местечка Сокольна от генерала Ренне. После того, как Кость Г
ордиенко и гетман Мазепа подписали с Карлом XII союзнический договор, царь Петр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы „истребить всё гнездо бунтовщиков до основания“. Подошедший к Сечи полковник Яковлев, чтобы избежать кровопролития, пытался договориться с запорожцами „добрым способом“, но зная, что на помощь осажденным из Крыма может подойти кошевой Сорочинский с татарами, начал штурмовать Сечь. Первый штурм запорожцы сумели отбить, при этом Яковлев потерял до трехсот солдат и офицеров. Запорожцам даже удалось захватить какое-то количество пленных, которых они „срамно и тирански“ убили. После схватки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и козаков казнено, причем несколько человек были повешены на плотах и сами плоты были пущены вниз по Днепру на страх другим. Для того, чтобы ослабить страшное впечатление, произведенное на украинский народ истреблением сечевых козаков, царь издал 26 мая грамоту, в которой говорил, что причиной уничтожения Сечи, была измена самих запорожцев, потому что они сносились с врагами России, шведами. Тут же Петр приказывал хватать, бросать в тюрьму и казнить запорожцев, не бросивших свое оружие.
Основание новой Сечи
После разгрома шведов под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и сделали еще одну попытку основать Сечь в турецких пределах. Однако они сразу же стали испытывать притеснения со стороны крымских татар и ногайцев. Тогда казаки попытались вернуться в Россию, но Петр І отклонил их просьбу. Запорожцам удалось вернуться на родину лишь в 1735 году при императрице Анне Иоанновне.

Конец Запорожской Сечи (1775 год)

Окончательно судьба запорожцев была решена 5 августа 1775 года с подписанием российской императрицей Екатериной II манифеста «Об уничтожении Запорожской Сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии»: "Мы восхотели объявить во всей Нашей Империи… что Сечь Запорожская вконец уже разрушена со истреблением на будущее время и самого названия Запорожских казаков… Сочли Мы себя ныне обязанными пред Богом, пред Империею Нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное. Вследствие сего 4 июня нашим Генерал-Поручиком Текеллием со вверенными ему от нас войсками занята Сечь Запорожская в совершенном порядке и в полной тишине без всякого от казаков сопротивления… Нет теперь Сечи Запорожской в политическом ее уродстве, следовательно же и казаков сего имени… "

Причины данного акта — совокупность нескольких действий. К концу XVIII века после многочисленных политических побед Российской империи, коренным образом изменились приоритеты развития отнятых у Турции земель и Малороссии, входившей в то время в состав Российской империи, и проживающих там малоросов и казаков Запорожской Сечи. С заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход к Черному морю и Крым. На западе ослабленная "шляхетской демократией" Речь Посполитая была на грани развала разделов. Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала. В то же время их традиционный образ жизни часто приводил к конфликтам с российскими властями. После неоднократных погромов казаками сербских поселенцев, а также, в связи с поддержкой казаками Пугачевского восстания, императрица Екатерина II приказала расформировать Запорожскую Сечь, что и было исполнено по приказу Григория Потемкина об усмирении запорожских казаков. Пятого июня, 1775-го года войска генерала Петра Текели разделились на пять подразделений и окружили Сечь артиллерией и пехотой. Отсутствия южных границ и врагов за последние годы резко сказались на боевых качествах казаков, которые узнали о опасности лишь после окружения Сечи. Внезапность действия русских войск оказала сокрушительный удар на мораль казаков.
Последствия . Запорожское казачество было распущенно, многие казаки избежали наказаний. Бывшем старшинам была дано дворянство, а нижним чинам разрешено вступить гусарские и драгунские полки. Но трем казакам, Екатерина не простила прежние обиды, Петр Калнышевский, Павел Головатый и Иван Глоба, за измену в сторону Турции были сосланы в разные монастыри, правда и тут судьба разнообразна, например Калнышевский на Соловках смог дожить аж до 112 лет и даже после амнистии Александра I предпочел остаться в месте «ссылки». Из 5 тысяч запорожцев которые ушли в Турцию, Султан позволил основать Задунайскую Сечь (1775—1828 гг.). Но и тут условия оказались более суровыми чем в России, казакам приходилось воевать за свое существование с некрасовцами, а также участвовать в подавление восстаний единоверных им Православных народов Балкан. Поэтому в 1828-м году, казаки изменили Турции и вернулись в Россию из которых было сформировано Азовское казачье войско. В 1787 г казачьи старшины подали прошение на имя императрицы в котором выразили желание по-прежнему служить. Было сформировано «Войско Верных Запорожцев», которое участвовало в Русско-турецкой войне 1787—1792. По окончании войны войско было преобразовано в Черноморское казачье войско и в знак благодарности им была выделена территория Кубани, которую оно заселила в 1792-93 гг. В 1860 году Черноморское казачье войско было слито с двумя левыми полками Кавказского линейного войска и стало называться Кубанским казачьим войском. Часть запорожских казаков осела в болотах и топях белорусского Полесья, на территории Мозырского уезда.


Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и курени

Запорожская Сечь - это укрепленная ячейка нереестрового Запорожского войска (низового) со второй половины XVI по конец XVIII века. Она была расположена за порогами Днепра на Её создание стало импульсом к консолидации украинского казачества. сильно повлияла на формирование самосознания казаков и утверждение их организационной структуры. Сохранилась информация о семи Сечах, которые последовательно сменяли друг друга. Мы попробуем разобраться, какое ещё влияние на ход истории оказала Запорожская Сечь, что это такое и для какой цели её создали.

Устройство

Запорожская Сечь - это островная крепость, которая была окружена валами с частоколом. По периметру стояли пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли казармы-курени, где жили казаки-запорожцы. На Сечи их начитывалось несколько тысяч. Иногда численность доходила до десяти тысяч. Постоянный состав называли кошем. На территории была также церковь, школа, дома старших чинов, военно-хозяйственные постройки. Сечевой храм Покрова Пресвятой Богородицы и его священнослужители подчинялись Киево-Межигорской архимандрии. Открытое место возле церкви было центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи. Там проводились советы и собрания.

За валами находился базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали там свою продукцию. Как правило, это была дичь, рыба. Запорожская Сечь - это территория, которая изначально была полностью свободной от помещичьей власти. Панов и крепостных там не было. Взаимоотношения между сечевиками строились не по обычному принуждению, а на договорных условиях. Каждый человек был свободным. Верхушка Запорожской Сечи, конечно, имела привилегии. Старшие чины нередко становились владельцам крупных зимовий, стад скота и т. п.

Выборность власти

Запорожская Сечь - это военизированная организация с четкой иерархией власти. Несмотря на то, что каждый казак был свободен, социальные различия все же имелись. Богатой старшине подчинялась масса бедных сечевиков. Между этими классовыми группами была прослойка мелких собственников - средний класс. Из среды богатого казачества всеобщим голосованием избиралась верхушка, которая сосредотачивала в своих руках административную власть. Она руководила войском и контролировала финансы, а также представляла Сечь в дипломатических отношениях.

Несмотря на избирательное право каждого казака, старшина практически всегда добивался выгодных для себя постановлений. Запорожская Сечь - это образование, которое называют Казацкой республикой.

Сечевое общество делилось на курени. Высшим органом власти была Казацкая Рада, на которой решались наиболее важные вопросы. В ней принимали участие все сечевики. Именно там выбирали кошевого атамана. Рада же могла и сместить его с должности. У сечевиков был свой суд. Существовал судебный кодекс и система наказаний. За кражу у собратьев, неподчинение приказу и дерзость по отношению к вышестоящему командованию, за изнасилование женщины во время похода (на Сечи женщин не было), мужеложство и другие проступки можно было по решению суда лишиться головы.

Образование

Запорожская Сечь - это место, где немало внимания уделяли образованию. Для детей казаков при церквях действовали школы. Там их учили грамоте, музыке, пению и др. Ещё одним показателем культурного развития Сечи являлось уважительное отношение к книгам, которые считались большой ценностью. Позволить себе их покупать могли лишь зажиточные казаки. Книга считалась одним из лучших подарков. Считается, что происхождение слова «сечь» - славянское. Это производное от «сеча» - на мечах. Значение слова «сечь» для украинских казаков было неразрывно связано с их крепостью на острове Хортица и в других местах. Оно стало синонимом дома.

Походы казаков

Запорожцы осуществляли морские и сухопутные походы на поляков, турок, татар, московитов. Для России и Польши Сечь была длительное время удобным противовесом и одновременно заслоном от и турок. Однако свободолюбивые казаки нередко воевали и с ними. Для украинского крестьянства, которое томилось под гнетом поляков, Сечь стала символом борьбы с угнетателями.

Запорожцы возглавляли все крестьянские восстания против Они являлись военной и движущей силой. В сухопутных походах казаков преобладала конница. В море они выходили на небольших судах - так называемых чайках. Каждая из них вмещала 50-70 воинов. Впереди шло судно кошевого атамана с флагом. Каждый казак был вооружен саблей, имел два ружья, нес шесть фунтов пороха, ядра для фальконетов, имел при себе один нюрнбергский квадрант для ориентирования.

Ликвидация Сечи

После русско-турецких войн XVIII столетия, в которых казаки тоже принимали участие на стороне России, был присоединен Крым и отвоевано Черноморское побережье. Непосредственная угроза со стороны турок и татар для империи исчезла. В тот же период произошло опустошительное которое сильно напугало Екатерину Вторую. Потерявшая свое геополитическое значение Запорожская Сечь с её вольницей была для правительницы потенциальным источником опасности. Именно эти причины и привели к ее ликвидации. После взятия крепости на Хортице большая часть казаков была переселена на Кубань и Дон.

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь

Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, сложившейся в конце ХV в. - первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица.

Возникновение Запорожской Сечи было обусловлено колонизацией Среднего Приднепровья феодалами Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского, усилением феодально-крепостнического и национального гнета и пробуждением самосознания украинского народа. За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Запорожская Сечь была обведена высокими валами, на которых был частокол и срубы, на которые ставились пушки. Между валами была широкая площадь, на краю которой стояли шалаши, дома, где жили запорожцы. Казацкая залога на Запорожской Сечи, которая называлась также кошем, насчитывала несколько тысяч (иногда это число доходило до 10 тыс.) вооруженных казаков. На площади находилась церковь, дома старшины, школа и другие хозяйственные и военные сооружения. Сечевая церковь и духовенство находились под главенством Киево-Межигорской архимандрии. Площадь около церкви была центром общественно-политической жизни Запорожской Сечи, где происходили Сечевые советы и тому подобное.

За валами был Сечевой базар, куда приезжали купцы со своими товарами. Сечевики продавали здесь продукты своего труда - рыболовства и охоты. На Сечи не было ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества. Господствующий слой Запорожской Сечи составляли не феодалы как привилегированное сословие, а владельцы рыбных промыслов, богатые скотоводы и торговцы, а затем по мере развития земледелия и других отраслей хозяйства - владельцы крупных зимовников, водяных мельниц, чумацких валок и тому подобного. Этим богачам противостояла "сирома" (голь) - масса бедняков, лишенных средств производства и собственного жилья. Между этими двумя противоположными классовыми группами стоял слой мелких собственников.

Из среды богатого казачества выходила правящая верхушка - старшина, которая сосредотачивала в своих руках административную власть и судебную, руководила войском и распоряжалась финансами. Она представляла Запорожскую Сечь в сношениях с внешним миром. Всю старшину избирали на военной казацкой раде, причем в выборах имело право принимать участие все казачество. Однако, несмотря на это, казацкая зажиточная верхушка в большинстве случаев добивалась выгодных для себя решений казацкой рады.

Отмечая специфические черты политической организации запорожского казачества, Сечь называют "казацкой республикой". Запорожские казаки составляли общество - общину, делившуюся на курени. Высшим органом власти на Сечи была военная казацкая рада, в которой участвовали все казаки. Рада избирала кошевого атамана, казацкую старшину, совместно решал важнейшие вопросы. На Запорожской Сечи действовал казацкий военный суд, который нещадно наказывал за убийство, кражи у собратьев. Карались также приведение в Сечь женщин, пьянство во время походов, обида женщины, дерзость к начальству и тому подобное. На Запорожье при церквях действовали школы, где дети казаков обучались письму, церковному чтению, пению и музыке.

Запорожское казачество сыграло выдающуюся роль во всех крупнейших выступлениях народных масс Украины против феодально-крепостнического гнета и национального гнета - в восстаниях под руководством Криштофа Косинского (1591-1593 гг), Северина Наливайко (1594-1596 гг), Павлюка и Карпа Скидана (1637 г.), Якова Остряницы и Дмитрия Гуни (1638 г.).

Восстанием в январе 1648 г. запорожские казаки положили начало освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. под руководством Богдана Хмельницкого. Именно на Запорожье сплотились силы, которые возглавили общенациональное движение против господства шляхетской Польши в Украине, нанесшее сокрушительные удары польско-шляхетским войскам в Желтоводской битве 1648 г., Корсунской битве 1648 г., Пилявецкой битве 1648 г., Зборовской битве 1649 года и Батожском сражении 1652 г.

Большую славу заработали запорожцы своей борьбой против турецко-татарских захватчиков. Их походы на побережье Крыма, Малой Азии и Фракии происходили совместно с реестровыми казаками и донскими казаками. Не раз казаки угрожали и Стамбулу, неожиданно появляясь на его окраинах и разрушая укрепления (1615, 1621, 1624, 1630 гг.) Главной целью этих походов было не только ослабить военные силы агрессора. Казаки разрушали поместья татарских и турецких феодалов и освобождали невольников. Недаром украинский народ так тепло воспевал казацкие походы в своих исторических песнях и думах.

Поворотным этапом в истории Запорожской Сечи стала Переяславская рада 1654 г. За Сечью были признаны те же права, которыми пользовались и другие казацкие войска в Российском государстве, прежде всего право на самоуправление и на принятие (хотя и не официально) крестьян-беглецов. Впоследствии царское правительство начало посылать запорожскому войску жалование деньгами, хлебом, порохом и тому подобное. Одновременно с этим на Запорожье начали появляться и царские войска, а впоследствии там начали строить и правительственные крепости. Под властью Русского государства укрепились позиции Сечи в борьбе против агрессии татарских, турецких и польских феодалов, а это способствовало, в частности, народной колонизации запорожских владений. Расширялись границы запорожской территории (на севере до левых притоков Днепра - г. Самары и г. Орели), возросло население, развились промыслы и торговля.

Вместе с тем царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

Запорожское войско было объявлено распущенным. Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Ближайшей самостоятельной ветвью Малороссийского казачества является лихое Запорожье, сделавшееся чем то вроде академии для выработки могучих, закаленных характеров и непоколебимых в своих убеждениях бойцов.

Запорожье было носителем и хранителем старинных традиций и обычаев древних черкас. Запорожье - единственная из всех казачьих общин, сохранивших свою независимость и полное самоуправление до 1775 года, когда знаменитая Сечь была занята русскими регулярными войсками и прекратила свое почти 275-летнее, полное героических и сказочных подвигов, существование.

Запорожская Сечь сплошь состояла из Малороссийских черкас, искавших вольной волюшки и тяготившихся различными стеснениями, творимыми над ними польским правительством. Поступая в Сечь, они как бы отрекались от всего, оставшегося за еe границами, как бы поступали в своеобразный военный монастырь, в котором крепко держалось самое тесное братство и товарищество, где на обыкновенную храбрость мало обращалось внимания, где все должны были быть храбрыми и воинами, вольными как степной ветер, в частной жизни и скованными железной дисциплиной и сознательными традициями в военное время.

Кроме Малороссийских и частью Донских казаков Сечь пополняли и другие разнообразные по своему племенному и сословному составу рыцари, но число их было до того незначительно, так как охотников к суровой, пропитанной казачьим мировоззрением, жизни находилось немного, что пропадало без какого-либо следа в плотной казачьей массе истых Запорожцев.

Трудно точно сказать, когда было основано ядро Запорожского казачества, хотя данные говорят за то, что существование его относится к глубокой древности, и, во всяком случае, к циклу Киевских князей. Письменные же документы утверждают, что основателем Запорожской Сечи был борец за независимость Литовской Руси, волынский дворянин Евстафий Дашкевич, который, после упорной борьбы с поляками, бежал за днепровские пороги и приютился там в обществе промышлявших набегами вольных казаков. В 1500 году он соединил в сплоченное товарищество отдельные ватаги и они вместе построили на одном неприступном Днепровском острове свой укрепленный Кош - Запорожскую Сечь. По летописным сведениям Евстафий Дашкевич был у Запорожских казаков первым кошевым атаманом.

Скоро Запорожцы сделались грозой всего магометанского и отчасти польского мира, и имя их, связанное с легендарными по храбрости и хитрости подвигами, прославилось далеко за пределами Украины и Польши.

Нередко из отдаленных стран приезжали в Польшу отважные рыцари, чтобы лично повидать и подивиться на Запорожцев, причем многие из этих гостей, радушно принимаемые на жившем открытой разгульной жизнью Запорожье, оставались подолгу в среде казаков, деля с ними суровую жизнь и отважные походы. Пробыть некоторое время на Запорожье считалось почти тем же, как в нынешнее время окончить курс военной академии.

Запорожские казаки занимали обширные земли по низовьям Днепра и его притокам, причем строго обозначенных границ не было, так как почти со всех сторон их окружала дикая степь, служащая притоном полевым зверям и бродячим хищническим шайкам крымцев, черкесов и татар.

Одним из самых старинных городов, построенных запорожцами, является Чигрин, прозванный „складовым городом", потому что запорожцы имели обыкновение на зиму уходить из степей, в которых летом рассеивались для охоты и рыболовства, в Кош или в города. Город Чигрин был построен в 1530 году для склада военной добычи, для лечения раненных и для зимовки. Кроме Чигрина у запорожцев были города: Терехтимиров, Самар и другие.

Главным центром Запорожья являлась Сечь, где всегда пребывали кошевой атаман и старшины. Для управления же Запорожская область разделялась на паланки, или округа, которых сначала было пять. В каждой паланке имел местопребывание полковник и старшина этого округа, отправлявший в своем лице военную и судебную власть над проживавшими в паланке казаками. Впоследствии число паланок увеличилось и управление значительно усложнилось.

В Сечи находили себе верный и радушный приют все обездоленные польским жестоким управлением Малороссийские казаки, принося с собой непримиримую ненависть к притеснителям православной веры - польскому духовенству и особенно к жидам. Запорожцы требовали от всех новых пришельцев лишь принадлежность к православной вере, храбрость, безусловное уважение и подчинение старинным казачьим обычаям и законам. Несмотря на разгульную свободную жизнь и полное равенство, в мирной обстановке Запорожцы отличались выдающимся целомудрием и не допускали в свою Сечь женщин; кроме того, они были очень набожны, никогда не пропускали церковных служб и постов, построили на свои средства в Сечи храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – покровительницы Сечи, - украсили его богатыми вкладами, а под старость многие, имевшие возможность дожить до нее, уходили в монастыри и особенно в Киевский и Терехтомирский, где постригались в монашество.

Как полагают, число запорожцев в 1535 году доходило до 3000 казаков, хотя конечно, при почти постоянной боевой жизни, уносившей массу жертв, а с другой стороны, при постоянном притоке (и притом неравном) новых пришлецов, число сечевиков учесть было невозможно, да вряд ли и сами Запорожцы из политических видов позволили бы перечислить себя.

„У нас, як байрак (овраг) то и козак", говаривали они на вопрос: сколько казачьей силы?

Сечь отчасти подчинялась малороссийским гетманам, хотя подчинение это не носило признака обязательности и при первом же посягательстве на вольность казаков нарушалось. Характерно то обстоятельство, что многие малороссийские гетманы вышли из Запорожья.

Так, после Евстафия Дашкевича малороссийскими гетманами были: князь Предслав Ланцкоронский, князь Дмитрий Вишневецкий (казак Байда), князь Евстафий Ружинский, Венцеслав Хмельницкий и другие.

Запорожцев не могло не возмущать бесцеремонное

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 3

самоуправство и беззаконное насилие поляков над православным земледельческим населением Украйны. Поэтому они при каждом удобном случае поддерживали восстания Малороссийских казаков, производя в случае успеха беспощадную резню польского населения и вешая без счета попадавшихся в руки жидов.

Так, в 1596 году, во время одного из таких восстаний, Запорожцы под предводительством гетмана Наливайки, совместно с Малороссийскими казаками, на голову разбили поляков и на время облегчили страдания Украинского народа. Но на другой же год, благодаря коварству и предательству поляков, храбрый Наливайко, (по происхождению белорусский дворянин Павел Гвоздич), был захвачен и увезен в Варшаву, где после невыносимых пыток и мучений был казнен всенародно.

После его мученической смерти дело восстания расстроилось, чем воспользовались поляки и с невероятными, позорящими имя христианина, варварствами подавили возмущение. Впрочем, нуждаясь в казацкой силе, польское правительство не раз заискивало у Запорожцев и обсыпало их ласками и обещаниями, не скупясь на королевские грамоты и универсалы, в которых подтверждались „на вечные времена” вольности и привилегии казачества, а также посылались ему войсковые клейноды и знамена. По свойственному всему казачеству добродушию Запорожцы верили этим польским уловкам и прекращали на время враждебные действия, а иногда и помогали Польше, особенно в отражении мусульман.

После 1596 года, в который совершилась казнь Наливайки, и прекращение восстания, гетманом сделался Петр Конашевич Сагайдачный, про которого бандуристы сложили следующую песню, ярко рисующую беспечный и воинственный характер тогдашних казаков.

„Ой на гори та женьци жнут,
А попид горой, долом долиною
Казаки йдут.
По переду Дорошенко,
Веде свое вийско, веде Запорижске
Хорошенько...
Посередини пан хорунжий, -
Пид ним кониченько,

пид ним вороненький

Сильне дужий...
А позаду Сагайсачный,
Що проминяв жинку

на тютюн та люльку, -

Необачный...
Гей, вернися Сагайдачный,
Визми свою жинку,

виддай тютюн, люльку,

Необачный...
Мини з жинкой не возитьця
А тютюн та люлька

козаку в дорози

Знадобытьця.
Гей хто в лиси озовися,
Та й викришем вигню,

закуремо люльку,

Не журися...”

Этот „необачный” гетман сумел уклониться от заманчивых обещаний Польского правительства и вести по отношению его совершенно независимый образ действий. За время правления Сагайдачного особенно упрочились дружеские отношения Запорожцев с Малороссийскими казаками. Польша, боясь новых восстаний казачества, объединенного Сагайдачным, держала себя по отношению православия и казачьих вольностей очень осторожно.

В 1622 году гетман Сагайдачный скончался, и с его смертью снова начались притеснения казаков и преследование православия на Украйне. Снова вспыхнуло восстание, снова полилась без счета казачья кровь за права и свободу православного люда. Эта героическая борьба, то затихая, то вновь разгораясь, велась с переменным успехом вплоть до присоединения Малороссии к Московскому царству. Запорожцы принимали в этой кровавой борьбе самое горячее и деятельное участие.

Наиболее славная эпоха жизни Запорожья считается от конца 16 и начала 17 века, когда в казачьих рядах появляются богатырские имена знаменитых казаков: Нечая, Сагайдачного, Барабаша, Павлюка и Ивана Сирка, прославившегося кроме военных подвигов еще и известным читающему миру, ответом Запорожцев турецкому султану в 1675 году.

Во время восстания Хмельницкого против поляков Запорожцы поголовно примкнули к Малороссийскому Войску и были главными виновниками жестоких поражений, нанесенных польским войскам казаками. Как уже было сказано, у Малороссии не хватило средств для доведения этой войны до счастливого конца, и поэтому Хмельницкий принужден был искать защиты и подданства у Московского Царя Алексея Михайловича, которому присягнула на Переяславской раде в верности вся Малороссия в 1667 г. Однако, Запорожцы, оберегая свои вольности, не согласились присягать Москве и остались независимыми от какого бы то ни было влияния.

В 1668 году Царь Феодор Алексеевич в знак своей милости послал Запорожцам подарки и жалованную грамоту.

Впрочем, несмотря на наружное спокойствие и даже благожелательное отношение к Запорожцам, Московское правительство не могло примириться с мыслью, что у самых границ недавно присоединенной и далеко еще не подчиненной московскому влиянию Малороссии существует вольная могучая община, от которой нельзя было ожидать сочувствия в проведении задуманных для наибольшего слияния края с центральной Россией мер. Кроме того, воинственное и буйное Запорожское казачество не давало покоя ни Турецкому султану, ни Крымскому хану, что опять-таки после присоединения Малороссии ежеминутно грозило Московскому, еще достаточно не окрепшему царству, кровопролитной войной с Турцией. Все это заставило московское правительство заняться проведением целого ряда ограничительных по отношению Запорожья мероприятий, ведущих к полному его в конце концов уничтожения.

Разумеется, свободолюбивые казаки не могли, с своей стороны считая себя совершенно независимыми, идти навстречу затеям московской политики и поэтому, крайне враждебно относились ко всякому усилению на Украйне русского влияния и господства и всеми мерами старались этому воспрепятствовать. Эти причины и подготовили при Петре Великом переход части Запорожцев на сторону шведского короля Карла ХІІ.

В 1686 году после окончательного соглашения Москвы с Польшей Запорожская Сечь отошло в сферу влияния Московского правительства и совершенно была изолирована от Польши. После этого подчинение Малороссии русскому влиянию быстро пошло вперед. Предчувствуя неравную борьбу, Запорожье завело тайные сношения с Крымским ханом, предполагая передаться в турецкое подданство.

В 1688 году Московское правительство построило на реке Самари возле самой Сечи небольшую крепость, под названием Богородичного городка и поместило туда русский регулярный гарнизон для наблюдения за действиями Запорожцев. Это в высшей степени не понравилось казакам и они уже не скрывали своих враждебных отношению к Москве.

Одним из главных руководителей недовольства был

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 4

малороссийский гетман Иван Мазепа, человек весьма хитрый, умный и честолюбивый. Он мечтал об отделении Малороссии в самостоятельное государство, в котором думал сделаться верховным правителем. Его верный сообщник, кошевой атаман Запорожья, Иван Гордиенко, с своей стороны подготовлял к тому же Сечь и, во время вторжения в Малороссию шведского короля Карла ХІІ, несмотря на увещевательные царские грамоты, пристал с Запорожским Войском к шведам. Как известно, Малороссийские казаки не примкнули к Запорожцам и остались верными Петру Великому.

В знаменитой Полтавской битве шведы были разбиты на голову русскими войсками и казаками, причем Карл с Мазепой и частью Запорожцев бежал в Турцию. Там Запорожцы поселились в местности, называемой Алешки, и основали новую Сечь. Петр Великий так был разгневан переходом Запорожцев на сторону Карла и изменой Мазепы, что приказал всякого из них, появившегося в пределах России, немедленно казнить. Попавших в плен в Полтавском сражении Запорожцев Петр Великий сослал в Сибирь, где они потом вошли в состав Сибирского и частью Забайкальского казачьих Войск. Для истребления же самой Сечи Царь приказал атаковать ее полковнику Яковлеву с регулярными войсками. Сечь после отчаянного сопротивления засевших в ней остатков Запорожцев была взята кровавым штурмом, причем все ее защитники были перебиты.

В 1710 году, пользуясь поражением русских войск турками, Запорожцы устроили было на реке Каменке Новую Сечь, но после Прутского мира между Россией и Турцией были снова атакованы и оттеснены русскими войсками за границу.

Наконец, в царствование Анны Иоанновны Запорожцам было разрешено вернуться на родину, и они, воспользовавшись разрешением, построили на реках Базавлуки и Подпольной в 1734 году Новую Сечь, причем стали называть себя „Славное Войско Запорожское Низовое”.

В 1737 году число их простиралось до 27000 казаков и из них служилых – до 13000 человек. Для наблюдения за жизнью Запорожья был построен вблизи Сечи Новосеченский ретраншамент с регулярным гарнизоном.

Самый Кош состоял из 38 куреней, управляемых куренными атаманами.

Курени состояли только из „товариства”, то есть холостых казаков, имеющих право жить в Сечи, тогда как женатые жили по паланкам и считались в „подданстве”. В Коше числились следующие курени:

Кущевский, Поповичевский, Васюринский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуринский, Кореновский, Незамаевский, Рогеевский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянивский, Нижне-Стеблиевский, Вышне-Стеблиевский, Джерелиевский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский, Леушковский, Пластунивский, Дядьковский, Брюховецкий, Ведмедовский, Плантировский, Пашковский, Батуринский, Каневский, Крылевский, Донской, Сергиевский, Конеловский, Иванивский и Кисляковский.

Войско Запорожское имело в постоянной готовности конницы свыше 6500 казаков и первой в мире по стойкости и выносливости пехоты около 6000 человек; эта пехота в то же время служила на море в гребной флотилии. Кроме того была довольно многочисленная и исправная артиллерия.

В 1768 году Запорожцы, частью соединившись с бежавшими из Польской части Малороссии от гонений за православие казаками, взяли город Умань и вырезали почти все население, состоявшее большею частью из евреев.

Участники этого погрома во главе с казаком Швачкой были переловлены русскими властями и сосланы в Сибирь. Последнее обстоятельство внесло в среду Запорожцев новое неудовольствие и ропот, продолжавшиеся до 1775 года и приносившие русскому правительству много беспокойства.

Наконец, решено было окончательно уничтожить самостоятельность Сечи, и в 1775 году генерал Текелли, имея под начальством отряд, состоящий из 8 полков регулярной кавалерии, 20 гусарских и 17 поселенных регулярных полков и 13 Донских казачьих полков, осадил Сечь.

Запорожцы не хотели сдаваться и готовы были уже к кровопролитному сражению, когда из храма вышел в полном облачении с крестом в руках архимандрит с духовенством и начал убеждать их не проливать христианской крове. Казаки послушались и дозволили занять Сечь без сопротивления. Генерал Текелли приказал срыть Сечь до основания. Часть Запорожцев рассеялась по окрестностям, а другая ушла в Турцию, где основала новую Сечь в Добрудже на Дунае. Запорожские земли повелено обратить в состав Новороссийской и Азовской губерний, а войсковую казну отдать на составление городских городах. Так окончила свое существование знаменитая Запорожская Сечь.



Похожие статьи
 
Категории