Иван Флягин -праведник или грешник? Лесков Н. С

23.06.2020

«Очарованный странник» вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?»

/> В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из «Человека на часах», и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение — не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.
Все это верно и для очерка «Очарованный странник». Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь?
Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и «Очарованный странник» имеет второе название — «Черноземный Телемах», указывающее на родство этого произведения с «Одиссеей» Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой «Очарованного странника» в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым «бывалым человеком». Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина.
На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он — «очарованный странник», он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он — «обещанный» сын и так или иначе — сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний — должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: «Чудесно, согласен и ожидаю». То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи — не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного «…деться было некуда». И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила
Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая — не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта «последняя пристань», по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: «…Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии». И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса). Может ли быть неправедным человек, столь глубоко приемлющий монашеский образ жизни?
Все праведные и положительные поступки Иван Флягин совершает как бы неосознанно, будь то защита голубят, спасение жизни барина, возвращение ребенка матери, его военный подвиг. Решения, которые он принимает, связаны не с разумом, а с порывами души, что еще раз подчеркивает его «врожденную праведность». Самоотвержение особенно ярко проявляется в нем, когда он помогает старикам сохранить сына, отправляясь вместо него в рекруты, и когда под градом пуль переплывает реку, чтобы наладить переправу.
И все же есть в биографии Ивана Флягина несколько событий, способных, на первый взгляд, заглушить своей греховностью природную праведность героя. Оговоримся, что понятия «праведность» и «греховность» изначально принадлежат религии, а потому они, хотя и справедливы, носят несколько абстрактный характер: достаточно сложно определить роль объективных жизненных обстоятельств в том или ином решении или поступке героя, поэтому суждения о них не могут быть.
Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства, но насколько велика его вина — вот в чем вопрос. Да, по юношеской бездумности и бесшабашности он лишил жизни ни в чем не повинного перед ним монаха, но смерть этого монаха была чистой игрой случая: сколько спин отведало уже нагайки Ивана безо всяких последствий. Вторая смерть — смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела. Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана). Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал. Но два этих поступка были совершены Иваном Флягиным по неопытности, по недостаточной моральной зрелости. Другое дело — убийство Груши. Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле), хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел.
Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти — он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он «большой грешник»: «Я на своем веку много неповинных душ погубил». И, наконец, в монастыре его буйный дух смиряется, и он, хотя и вспоминает о своих грехах, но уже со спокойной душой, так как смотрит на свой пройденный путь уже с достигнутой вершины, на которую поднимался всю жизнь.
Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.



  1. Главной в творчестве Н. С. Лескова является тема личности, освобождающейся от сословных уз. Эта тема исторически связана с теми социальными процессами, которые происходили в России...
  2. Повесть «Очарованный странник» — одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков — мастер фольклорных образов — изобразил в повести замечательные...
  3. Лесков в своей замечательной повести «Очарованный странник» формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося...
  4. Произведения Николая Семеновича Лес- кова отличаются оригинальностью и само- бытностью. У него свой язык, стиль, свое по- нимание мира, человеческой души. Лесков много внимания уделяет...
  5. Ключевой в творчестве Н. С. Лескова считается проблема личности, избавляющейся от сословных пут. Данный вопрос исторически спаян с теми общественными течениями, случались в России следом...
  6. Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается...
  7. Одним из самых замечательных и значительных произведений Н. С. Лескова является повесть «Очарованный странник», в которой автор как истинный художник запечатлел замечательный тип русского мужика...
  8. Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих...
  9. Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется. Н. Лесков Эта повесть Лескова — мое самое любимое литературное произведение из классической прозы прошлого века. Язык изумительный....
  10. «Очарованный странник» — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть...
  11. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль...
  12. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. Он неоднократно пытался раскрыть характер, душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие...

Страница 3

Ещё один «праведник» произведений Лескова – Иван Флягин, главный герой рассказа «Очарованный странник». "Очарованный странник" - произведение сложной жанровой природы. В повести используются мотивы житий святых,народного эпоса - былин, авантюрных романов.

В повести «Очарованный странник» Лесков создаёт совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он «очарован» сказкой жизни, её волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нём. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема.

Его судьба необычна и исключительна, так же как и его рождение. Флягин появился на свет благодаря молитвам своих родителей, а поэтому судьба его была предопределена: он «предназначен» для монастыря, его жизнь предсказал ему умирающий старец: «А вот… тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы». Иван Северьянович мало задумывается над своей жизнью, ещё меньше он строит планов на будущее.

Герой повести «Очарованный странник» - исполин физической и нравственной мощи. Он с первого же мгновения знакомства вызывает у рассказчика-автора ассоциацию с богатырём Ильёй Муромцем.

Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечётся с Саварикеем, имеет по мусульманскому закону несколько жён, в монастыре он не только не ропщет на то, что в наказание его заперли на всё лето в тёмном погребе, но даже умеет найти в этом радость: «Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго.

Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и неверность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей. Часто поступки Флягина раскрывают его доброту, наивность и чистоту души, что тоже свойственно всему русскому народу. Он спасает графа с графиней, когда повозка падает в пропасть. А, когда граф предлагает ему вознаграждение, Иван Северьянович просит подарить ему гармошку. Он добровольно идёт в рекруты, пожалев несчастных стариков. Его жизнь очень похожа на ту, которую предсказал старец: на краю пропасти он останавливает лошадей, спасает от пуль горцев, одерживает верх в смертельном поединке с татарином. Во всём Флягин видит Божий промысел, судьбу. Несмотря на все жизненные невзгоды, он не теряет чувства собственного достоинства и никогда не поступает вопреки своей совести. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», - говорит он А столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить её до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несёт его по течению, а он с мудрой покорностью следует ему. Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное принятие своей судьбы.


Полезные статьи:

Одна идеология – единая организация. Образование объединения калининградских писателей
Писательская организация нашего края не возникла в один день. Она складывалась постепенно. Среди тех, кто вошел сюда с войсками, среди первых переселенцев было много людей, тянущихся к слову, пытающихся разобраться в себе и во времени. Мо...

Сравнение
Сравнение есть также метафора, так как между ним и метафорой существует лишь незначительная разница. Так, когда поэт говорит об Ахилле: «Он ринулся, как лев»,- это есть сравнение. Когда же он говорит: «Лев ринулся»,- это есть метафора: т...

Бычачьи глаза
Тимофей Пащенко рассказывает, что в гимназии у них был товарищ, Михаил Риттер, - большого роста, чрезвычайно мнительный и легковерный юноша. У него был свой лакей, старик Семен. Гоголя заинтересовала чрезмерная мнительность товарища, и он...

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?Хлестаков. Да, это мое сочинение.Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто"ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…
Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.
Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, - просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист.
Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее.
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Сочинения по литературе: Праведен или грешен иван флягин

"Очарованный странник" вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе "не может найти ничего, кроме низости и мерзости". В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. "Неужели, - писал он, - все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?"

В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из "Человека на часах", и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение - не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить.

Все это верно и для очерка "Очарованный странник". Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь?

Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и "Очарованный странник" имеет второе название - "Черноземный Телемах", указывающее на родство этого произведения с "Одиссеей" Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой "Очарованного странника" в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым "бывалым человеком". Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина.

На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он - "очарованный странник", он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он - "обещанный" сын и так или иначе - сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний - должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: "Чудесно, согласен и ожидаю". То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи - не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного "...деться было некуда". И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила

Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая - не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта "последняя пристань", по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: "...Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии". И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса). Может ли быть неправедным человек, столь глубоко приемлющий монашеский образ жизни?

Все праведные и положительные поступки Иван Флягин совершает как бы неосознанно, будь то защита голубят, спасение жизни барина, возвращение ребенка матери, его военный подвиг. Решения, которые он принимает, связаны не с разумом, а с порывами души, что еще раз подчеркивает его "врожденную праведность". Самоотвержение особенно ярко проявляется в нем, когда он помогает старикам сохранить сына, отправляясь вместо него в рекруты, и когда под градом пуль переплывает реку, чтобы наладить переправу.

И все же есть в биографии Ивана Флягина несколько событий, способных, на первый взгляд, заглушить своей греховностью природную праведность героя. Оговоримся, что понятия "праведность" и "греховность" изначально принадлежат религии, а потому они, хотя и справедливы, носят несколько абстрактный характер: достаточно сложно определить роль объективных жизненных обстоятельств в том или ином решении или поступке героя, поэтому суждения о них не могут быть.

Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства, но насколько велика его вина - вот в чем вопрос. Да, по юношеской бездумности и бесшабашности он лишил жизни ни в чем не повинного перед ним монаха, но смерть этого монаха была чистой игрой случая: сколько спин отведало уже нагайки Ивана безо всяких последствий. Вторая смерть - смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела. Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана). Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал. Но два этих поступка были совершены Иваном Флягиным по неопытности, по недостаточной моральной зрелости. Другое дело - убийство Груши. Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле), хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел.

Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти - он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он "большой грешник": "Я на своем веку много неповинных душ погубил". И, наконец, в монастыре его буйный дух смиряется, и он, хотя и вспоминает о своих грехах, но уже со спокойной душой, так как смотрит на свой пройденный путь уже с достигнутой вершины, на которую поднимался всю жизнь.

Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.

Иван Северьяныч Флягин, главный герой книги, не вписывается в рамки большинства героев произведений XIX века: в нем нет однозначной склонности к положительному или отрицательному. Во-первых, он сочетает в себе в одно и то же время качества как героя, так и антигероя. Черты героя: доброта, нежность, стремление к справедливости, заботливость, совестли-вость, рационализм и хозяйственность, простодушие, честь, искренность, сострадание, ответст-венность, самопожертвование и отзывчивость, незлопамятность, любовь к родине, неприхотли-вость, обостренное чувство красоты, безудержная энергия. Черты антигероя: грубость, зверство, неумение управлять эмоциями, наивность, неспо-собность к самоанализу, необразованность, отсутствие грани между добром и злом, желание оправдать свои поступки, азартность, жестокость, примирение с жизненными, трудностями, осуж-дение окружающих, обидчивость, зависимость от мнения других, гордыня, «моральная недораз-витость», медлительность и лень.

Таким образом, в одном человеке уживаются совершенно противоположные качества. Переход от одних к другим может быть очень резким, а может быть с еле заметной гранью.

Ярким примером служит рассказ Флягина про двух голубей, которых он еще мальчиш-кой завел у себя в конюшне. Голуби рождают в душе Ивана Северьяныча умиление, ему нра-вится наблюдать за «прехорошенькими» птицами и слушать ночью приятное воркование. Также любопытство у юного Флягина вызывают маленькие птенцы. Ему захотелось по-ближе посмотреть на голубенка. Он аккуратно, чтобы не помять птенца, взял его за носик и очень долго не мог налюбоваться нежностыс крохотного создания, голубь тем временем пытал-ся отбить своего голубенка. Тут же Флягин начинает забавляться с большим голубем и дразнить его, что приводит к смерти птенца: Флягин его задушил. Необдуманная шалость влече"1 за собой печальные последствия. Но реакция мальчика двойственна: «Этакая досада; я его и в гор-стях-то грел и дышал на него, все оживить хотел; нет, пропал да и полно! Я рассердился, взял да и вышвырнул его вон за окно». В душе Флягина печаль неудержимо сменяется яростью и недовольством. Он не видит своей вины и, вместо того, чтобы похоронить птицу, жестоко швыряет ее за окно. Смерть птенца для него – причина расстройства. К этому несчастью добавляется кошка, повадившаяся воровать голубят. Флягин ловит ее и, по его мнению, справедливо наказывает сильными ударами кнута, такими, что она перестает сопротивляться. Далее, чтобы проверить, жива ли кошка, Иван Северьяныч действует весьма извращенным способом: он отрубает ей кусочек хвоста. Обычно в таких случаях следят за дыханием или пытаются привести в чувства легким гютрясыванием. У Флягина все это заменяется радикальным и неожиданным методом. Итак, внутри одного человека одновременно сочетаются умиление и жестокость.

И как итог в разговоре о парадоксальности натуры главного героя – аллегорическое изображение его через роль демона, которую исполняет Флягин в театре на Адмиралтейской пло-щади. Внешнее обличие адского создания и не соответствие с этим обличием внутреннего мира Ивана Северьяныча подчеркивают склонность Флягина к положительным и отрицательным по-ступкам. В этом же театре происходит ироничная ситуация: Флягин защищает бедную девушку, игравшую фею, от насмешек и издевательств театрального принца. А по сценарию, наоборот, фея должна была спасать принца от рук злого демона. Лесков рисует перед нами утрированно парадоксальную картину, когда демон заслуженно наказывает «светлого» принца, тем самым автор обобщает читательское восприятие героя.

Во-вторых, как и у любого человека, у Флягина есть свои страхи. Являясь динамичной личностью, он очень боится однообразия и скуки, томной работы. Но больше всего его приводит в волнение и страшит мысль о неуспокоении своей души после смерти или уход в иной мир не по всем христианским канонам. Иван Северьяныч очень религиозен. Например, он совершенно не принимает за своих детей, родившихся от татарских жен, «потому что они были без церковных таинств»; отказывается идти вместе с чувашином, который русскому Николаю Чудотворцу жертвует всего лишь двугривенную монету, а своему мордовскому божеству целого бычка. Сильное впечатление на героя производит незатейливая шутка рыбака, который говорит, что беспаспортного Ивана Северьяныча после смерти бросят в воду на съедение рыбам, а перед смертью не дадут исповедаться перед попом, так как нет документа. Все это настолько пугает Флягина, что он начинает плакать, хотя достаточно вынослив, крепок телом и духом и несентиментален. Вообще в произведении слезы главного героя являются знаком наивысшей несостоятель-ности его жизненного положения. Флягин плачет от сильнейшей физической боли, когда татары подщетинивают ему ноги, от невыносимой тоски по родине, находясь в плену у степного народа, от жалости и братской любви к несчастной цыганке Груше.

Однако в некоторых специфичных ситуациях Иван Северьяныч сомневается в силе религии или совсем забывает о вере, христианской морали. Это особенно проявляется в попытках самоубийства, когда обстоятельства вокруг героя становятся невыносимыми, и в жестоких поступках, таких, как укрощение коней, подстегивание хлыстом спящего монаха. В порыве чувств и эмоций, для удовлетворения собственных, внезапно возникших желаний, Флягин необдуманно может совершить нехристианские поступки. В-третьих, парадоксальность мировоззрения героя – в его понимании любви. Для Фляги-на высокое чувство – всего лишь ненужный пустяк. Эта тема подробно раскрывается в разгово-ре Ивана Северьяныча с таинственным магнетизером, который пытается объяснить Флягину, что значит «краса, природы совершенство». Флягин понимает это непосредственно как внеш-нюю красоту коня, в чем он хорошо разбирается от природы. Простота духовного мира Ивана Северьяныча является причиной его отречения от высоких чувств. В дальнейшем любовь при-ходит к Флягину, когда он встречает цыганку Грушу, но и в этом случае чувство не страсть и огонь в сердце, а братское понимание, уважение и жалость.

Важным обстоятельством для героя является незапятнанность чести. Уже в экспозиции обращает на себя внимание одна деталь: на пояске, который носит Флягин, вытканы слова «Чести моей никому не отдам», неслучайно выделенные Лесковым в тексте курсивом, что указывает на одно из основополагающих качеств Ивана Северьяныча. Так, на попытку подкупить его, когда он служил в няньках, Флягин отвечает: «...я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам...». Вместе с этим герой совестлив и склонен к раскаянию, и готов отвечать за содеянное. После драки с уланом-ремонтером Флягин всю дорогу думает: «...хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? ...сам государь ему, по чину, может быть, «вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!..». И герой чувствует свою вину и просит улана «для облегчения совести» его ударить. Таким образом, все особенности характера и мировоззрения Ивана Северьяныча несо-мненно делают его крайне парадоксальной фигурой.

Стоит обратить внимание и на портрет главного героя.

Внешность Ивана Северьяныча перекликается с внешним обличием русских богатырей. Его рост был огромен, а волосы длинны и отливали таинственным свинцовым блеском, лицо было смуглое и открытое, во всем облике прослеживалась доброта и простодушие. Но для авто-ра весьма важен момент неожиданности, и он отступает от правдоподобия, когда в начале по-вести герой резко вступает в разговор на корабле, до этого оставаясь совершенно незамеченным, что по сути очень странно, так как внешность Флягина яркая и примечательная. К тому же его монашеское одеяние с высоким черным колпаком на голове привлекало внимание. Лесков тем самым усиливает интерес читателя к ведущей фигуре в повести.

Парадоксальность в характере Флягина, несомненно, накладывает отпечаток на все его поступки. Самым удивительным, наверное, будет то, что многое в своей жизни герой «даже не своей волею делал». Возникает ощущение, что Иван Северьяныч находится под властью чьих-то чар и совершает какие-либо поступки по повелению высшей силы. С другой стороны, Фля-гин является очарованным, потому что упорно противится предначертанной для него участи: мать Флягина «обещала» своего сына Богу. Иван Северьяныч в течение жизненного пути наме-ренно уклоняется от этого предназначения.

Столько раз он мог пойти в монастырь и избежать многих несчастий, но он не сделал этого, думая, что все эти предсказания – лишь месть убитого Флягиным монашка. Но ведь, в конце концов, все случается так, как обещано, и герой принимает пострижение. Хотя перед этим ему приходится перенести невероятное количество жизненных испытаний. Вся его жизнь - это движение к определенной цели (божественному служению), то есть к той самой точке замыкания длинной кривой; но эта цель скрыта от героя, и он не стремится к ней осознанно. Все же в конце пути странник обретает свой приют. Однако Флягин идет в мо-настырь не по каким-либо духовным соображениям или от внезапного наваждения, а всего лишь из-за вынуждающих обстоятельств: его выгнали из театра, вновь быть справщиком он не хотел, а на содержании благородной «феи» ему было жить совестно. Безысходность положения Ивана Северьяныча становится причиной очередного поворота в его жизни, но который нис-колько не выделяется для него по значимости.

И вместе с тем душа Ивана Северьяныча сохраняет привычку постоянной динамики и внушает ему: «ополчайся», если начнется война, которую он предсказывает. В монастыре для успокоения духа Флягина святой отец приказал герою молиться на икону «Благое молчание», но это не помогло ему: «усиливаюсь, молчу, а дух одолевает».

Флягина автор называет богатырем-черноризцем и сравнивает его с Ильей Муромцем из-за специфической внешности и необыкновенной физической силы. Но далеко не все поступки Флягина сопоставимы с подвигами фольклорного героя. Маленьким мальчиком он спасает своего барина, на военной службе отважно переплывает реку и налаживает мост, чего никто не мог до него сделать; подчиняет своей воле непокорного коня с помощью одной нагайки; добросовестно бережет маленькую девочку, работая нянькой; помогает покупателям коней не попасться на уловки хитрых цыган и купить стоящую лошадь – все эти случаи отвечают богатырскому званию. Но, с другой стороны, Флягин совершает в детстве много жестоких проделок, соглашается на воровство коней, неподобающе обходится с офицером, «божественным» обманом спасается из татарского плена, в зрелом возрасте неделями распивает водку в трактирах - эти действия ни коим образом не вписываются в рамки благородных.

Исследователи лесковского творчества в своих работах указывали также на сходство Флягина с Иванушкой-дурачком, в силу безудержного молодечества и озорства. Иван Северья-ныч, как и герой народных сказок, в самых трудных житейских обстоятельствах берет не умом, а хитростью, «ухватливостью», лукавством, и, в конечном счете, при всем своем детском про-стодушии и нерасчетливости, он оказывается более находчивым и умелым, чем те, кто на пер-вый взгляд превосходит его развитием и здравостью свои суждений.

Выразителен в этом отношении рассказ Флягина о том, как ему удалось укротить свире-пого коня. Действия героя противополагаются поведению англичанина Рарея, известного укро-тителя-профессионала, который в конечном итоге не смог справиться с неугомонным живот-ным.

Таким образом, снова очевидный парадокс.

Многое Иван Северьяныч делает в порыве внезапных чувств и эмоций. Он импульсивен, никогда не знает, что сделает в следующий миг. Ему свойственно обдумывание поступков только после их совершения. В такие моменты Флягин как будто опьянен и теряет контроль над собой, его одолевает азарт получить что-либо, достигнуть какой-то цели или же просто удовлетворить собственное самолюбие и гордость.

Например, автор показывает эту стихийную эмоциональность Флягина, когда он видит в трактире цыганку Грушу. Красота, грациозность, великолепные песни девушки очаровывают Ивана Северьяныча, и он в пылу начинает выкладывать одного «лебедя» за другим (сторубле-вые ассигнации), лишь бы насладиться и заслуженно наградить талант Груши. Но ей не нравит-ся угощать шампанским непримечательного гостя и петь для него, и она каждый раз пытается его обойти. Флягин замечает это и кивает ее отцу, ослушаться которого Груша не может. Ста-рый цыган видит, что гость имеет при себе значительную сумму денег, и приказывает дочери уважать его.

Таким образом, восхищенность Ивана Северьяныча прекрасной женщиной бесконтроль-но переходит в дерзость, насилие над уставшей певицей. С одной стороны, Флягин преклоняет-ся перед «чудом природы», которое видит, с другой – бесцеремонно покупает талант, да еще и не за свои деньги. Герой не может успокоиться и остановиться. Его также подстегивает мнение окружающих, Флягину стыдно одарить Грушу купюрой меньшего достоинства, чем сто рублей. «Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу», – так говорит Флягин, думая, что он совершает благое дело. А сам же не замечает, что цыганка измотана, устала, и даже в песнях намеками просит его прекратить, а все ее поцелуи подарены ему поневоле.

А далее Флягин, уже будучи в трезвом уме, совершенно по-другому воспринимает Гру-шу: он не может поверить князю, который отдал за нее не пять тысяч рублей, а в десять раз больше. Теперь, когда объекта воздыхания нет перед глазами, Груша становится для Ивана Се-верьяныча обычной цыганкой, а не «красой, природы совершенством». Он не понимает, как можно пожертвовать за певицу такие деньги. «Да стоит ли она этого, аспидка?» – теперь так звучат его речи. Но судьба сталкивает этих двух людей и рождает в сердце Флягина настоящую брат-скую, светлую любовь к Груше как милой сестре. Очень тяжело переживает Иван Северьяныч трагичную участь «горькой цыганки», но именно он берет на себя избавление Груши от мучений, поклявшись спасением ее души (что становится для Флягина важнее собственного успокоения), и сбрасывает девушку с обрыва. Для Груши Флягин успел побывать поклонником и мучителем, искренне любящим и «решителем» жизни. За пятьдесят три года Иван Северьяныч испробовал себя в роли крепостного конюха, няньки при маленькой девочке, пленника Киргизской орды, консультанта при покупке коней, был исполнителем разнообразных поручений богатого князя-офицера, бесстрашным солдатом Кавказской армии, «справщиком» в адресном столе, актером в балагане и, наконец, монастыр-ским послушником. Казалось бы, он должен искать тишины и спокойствия, но герой не думает об этом, в нем природная склонность к вечному «странничеству» не угасает ни в какие времена.



Похожие статьи
 
Категории