Как быстро научиться работать кассиром в пятерке. Как работать с кассовым аппаратом

25.09.2019

Онлайн-кассы отличаются от своих предшественников, но это почти не повлияло на работу персонала. Кассир всё так же заправляет бумагу, пробивает чеки и печатает отчёты о закрытии смены.

Подготовка к работе

Чтобы работать на ККТ, кассир должен:

  • ознакомиться с типовыми правилами эксплуатации кассы;
  • расписаться в специальном журнале о том, что знает правила работы с онлайн-кассой;
  • заключить договор о полной материальной ответственности.

В начале рабочего дня кассиру выдают материалы, необходимые для работы:

  • ключи от кассовой кабины и денежного ящика;
  • чековую ленту;
  • разменные деньги.

Когда кассир получает или сдаёт разменную монету, чек пробивать не нужно. Отразите эту информацию в книге учёта принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).

Работайте с кассой без ошибок!
Техническое сопровождение от 450 р/мес.

Оставьте заявку и получите консультацию
в течение 5 минут.

Открытие смены

Перед тем как пользоваться онлайн-кассой, нужно напечатать отчёт об открытии смены. Он отправляется ОФД и содержит информацию о технике, фискальном накопителе, смене и кассире.

Пример отчёта об открытии смены

Лучше не открывайте смену, если не уверены, что у Вас сегодня будет хоть один клиент. Если часто отправлять отчёты об открытии и не пробивать ни одного чека в течение дня, это привлечёт налоговую. Советуем открывать смену перед тем, как первый покупатель расплатится.

Как выдавать чек покупателю

В момент оплаты кассир действует так:

  • считает итоговую сумму и называет её;
  • получает оплату от клиента и называет полученную сумму;
  • печатает чек на онлайн-кассе;
  • называет сумму сдачи и отдает её с чеком.

Кассир выдаёт клиенту бумажный чек или отправляет электронный (на почту или по СМС в виде ссылки на страницу с чеком). ОФД может отправлять электронные чеки вместо Вас. При этом Вы просто получаете от клиента контакты и передаёте их оператору.

Пример тарифов на отправку чеков клиентам

Покупатель может попросить электронный чек двумя способами:

  • сказать свой номер телефона или адрес электронной почты;
  • предоставить телефон с мобильным приложением ФНС, на котором будет изображен QR-код с зашифрованными личными данными.

В приложении ФНС зашифрован телефон и почта покупателя

Клиент вернул товар

Кассир пробил чек с ошибкой

Сформируйте чек коррекции. Как это сделать, читайте в руководстве по эксплуатации кассы.

Клиент внёс аванс

Выдайте кассовый чек со способом расчёта «аванс». После оплаты пробейте чек по всем правилам с реквизитом «полная оплата» (письмо ФНС России от 11 ноября 2016 г. № АС-4-20/21345@).

Что нельзя делать кассиру во время работы

  • Работать без контрольной ленты.
  • Подпускать к кассе посторонних людей.
  • Уходить от кассы без предупреждения руководства.
  • Оставлять включённую кассу без присмотра.
  • Держать в денежном ящике личные деньги.

Закрытие смены и инкассация

В конце дня кассир закрывает смену и сдаёт наличность. Отчёт о закрытии нужно напечатать не позднее, чем через 24 часа после открытия. Если смена длиться дольше, касса перестанет пробивать чеки.

Отчёт о закрытии смены тоже отправляется ОФД. В нём указано:

  • сколько чеков напечатано за смену;
  • сколько чеков не дошло до ОФД;
  • информация о смене, кассире и т. д.

В конце дня выручка сдаётся старшему кассиру. Если в магазине работают всего 1–2 кассира, они могут отдать выручку сразу инкассатору.

В конце дня печатается отчёт о состоянии счётчиков. В нём указана вся информация о суммах и расчётах:

  • выручка;
  • приходы и расходы;
  • сумма возвратов;
  • способы оплаты - наличные или электронные деньги.

Кассир - главный конечный пользователь онлайн-кассы. Каким образом он осуществляет использование инновационного устройства на практике? Как работать с онлайн-кассой продавцу при различных форс-мажорных обстоятельствах? Давайте разбираться.

Подготовка к работе

Перед тем, как пользоваться онлайн-кассой, кассиру необходимо осуществить ряд подготовительных процедур. А именно:

  1. Ознакомиться с инструкцией по работе с онлайн-кассой для кассира и дополнительными устройствами, которые подключены к нему - эквайринговым терминалом, сканером для штрих-кодов, весами.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Меркурий 185Ф:

  1. Изучить кассовое ПО, с помощью которого будет использоваться ККТ. Узнать, каким образом данное ПО применяется, в частности:
  • для фискализации приема и выдачи денежных средств, корректировки чеков;
  • для формирования различных отчетов по фискальным операциям;
  • для настройки скидок и реализации прочих мер в целях стимулирования продаж.
  1. Ознакомиться с правилами применения кассовой техники (либо применению альтернативных механизмов фискализации) в сложных ситуациях. Например:
  • при отключении электричества, интернета;
  • при программных сбоях в онлайн-кассе;
  • при форс-мажорных ситуациях природного и техногенного характера;
  • при сбоях в оборудовании, подключенном к кассе (например, если не проходит оплата по карте).

Видео — инструкция как работать с ККТ Смарт Терминал Эвотор 7.2:

Задача работодателя - заблаговременно разработать такие правила, инструкции и рекомендации. В них могут содержаться прочие предписания, связанные с эксплуатацией ККТ. Например:

  • о профилактическом осмотре онлайн-касс перед работой (и о реагировании на выявленные неисправности);
  • о порядке получения и сдачи разменных денежных средств;
  • о порядке получения материалов, необходимых для обеспечения эксплуатации касс (прежде всего, это чековая лента);
  • об организации доступа к онлайн-кассе теми или иными лицами;
  • о порядке фискализации операций в начале и по окончании рабочего дня.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Орион 100Ф:

Подготовившись к использованию онлайн-кассы, работник магазина приступает к своей рабочей смене. Рассмотрим, какие действия ему предстоит производить уже в ходе взаимодействия с посетителями.

Как работать с кассовым аппаратом: пошаговые действия

Придя на работу, произведя необходимые действия по инструкции и включив кассу, работник магазина должен, прежде всего, сформировать кассовый отчет о начале смены. Это особый фискальный документ: он, как и кассовые чеки, подлежит отправке в электронном виде в ФНС (через ОФД) в автоматическом режиме.

Видео — учимся работать с онлайн-кассой (основные операции):

Когда в магазин заходит покупатель, называет желаемый товар (либо собирает покупку сам с корзиной, после чего подходит к кассе), работнику магазина нужно (используя имеющееся кассовое ПО - на самой ККТ или на компьютере, к которому она подключена):

  1. Сформировать предварительный чек, назвать сумму к оплате.
  1. Принять денежные средства от покупателя (либо активировать эквайринговый терминал для проведения оплаты по карте), рассчитаться с ним, выдав сдачу (убедиться, что прошла оплата по карте).
  1. Пробить чек - фискализировать операцию. Дождаться, пока напечатается чек и выдать его покупателю.

Видео — как пользоваться кассовым аппаратом Меркурий 130-Ф:

Очень важно при фискализации корректно установить следующие ключевые реквизиты чека:

  1. «Признак расчета ».

Он может быть представлен в 4 вариантах:

  • «приход» (совершена покупка);
  • «возврат прихода» (товар возвращен - например, из-за того, что он ненадлежащего качества);
  • «расход» (совершен прием товара от покупателя на платной основе - например, закуплены овощи у фермера);
  • «возврат расхода» (овощи возвращены обратно по каким-то причинам).
  1. «Признак способа расчетов ».

Он может быть представлен в следующих вариантах:

  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА 100% (или 1) - если получен полный аванс за определенный товар;
  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА (или 2) - если получен частичный аванс за определенный товар;
  • в виде кода АВАНС (или 3) - если получена сумма в счет аванса за неопределенный товар (частный случай - куплена подарочная карта);
  • в виде кода ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ (или 4) - при обычном приеме оплаты за товар (с немедленной его выдачей);
  • в виде кода ЧАСТИЧНЫЙ РАСЧЕТ И КРЕДИТ (или 5) - при частичной оплате за товар с немедленной выдачей (при условии, что по оставшейся стоимости товара оформлен кредит);
  • в виде кода ПЕРЕДАЧА В КРЕДИТ (или 7) - при немедленной выдаче товара, который полностью продан в кредит;
  • в виде кода ОПЛАТА КРЕДИТА (или 9) - при получении от покупателя, ранее получившего товар в кредит, денежных средств в счет оплаты данного кредита.

Отметим, что указанные коды установлены для бумажных кассовых чеков. По электронным определены иные - но продавцу, как правило, не нужно об этом задумываться, так как данные коды устанавливаются специалистами при настройке онлайн-кассы. Но продавец должен, используя кассовое ПО, правильно применить те коды, которые определены для чеков.

Если покупатель до момента оплаты сообщил продавцу свои контактные данные в целях получения электронного чека, то продавец должен направить ему соответствующий чек, введя необходимые данные в кассовое ПО через пользовательские интерфейсы.

Контакты (E-mail или номер мобильного телефона) могут быть переданы клиентом как устно, так и с помощью QR-кода, сформированного мобильным приложением от ФНС - это быстрее (при наличии у продавца технической возможности считать данный код с экрана мобильного гаджета покупателя).

По завершении рабочей смены (ее нужно закрыть не позднее, чем через 24 часа после открытия, можно закрыть и сразу же открыть - если магазин круглосуточный) на онлайн-кассе нужно сформировать отчет о завершении смены. Как и отчет о начале смены, это особый фискальный документ, который прописывается в фискальном накопителе и передается в ОФД в электронном виде.

Видео — как работать с кассовым аппаратом Эвотор 7.3 (пошаговые действия):

Отдельными нюансами характеризуется применения чеков коррекции - которые могут формироваться на онлайн-кассе достаточно регулярно. Изучим их.

Как применять чеки коррекции

Назначение чека коррекции - отложенная фискализация сумм, принятых от физлиц в счет оплаты товаров. То есть - совершенная несколько позже непосредственного момента расчетов. Это может быть обусловлено тем, что:

  • кассир, завершая смену, обнаружил в кассе не пробитые суммы (или, наоборот, недостачу);
  • в момент расчета с покупателем кассу по каким-то причинам не удалось использовать (например, если отключалось электричество).

Главные отличия чека коррекции от обычного кассового - в том, что:

  • в нем не указывается перечень отпущенных товаров (как правило, его попросту невозможно установить достоверно);
  • в нем возможно указание лишь двух возможных значений в реквизите «признак расчета» — «приход» (при фискализации излишка денежных средств) или «расход» (при фискализации недостачи).

Видео — виды возвратов и коррекции прихода/расхода:

Не следует путать чек коррекции с чеком, который используется в целях исправления уже совершенных фискальных записей (такой чек часто именуется корректировочным). Чек, применяемый в целях корректировки фискальных данных, формируется, если кассир, формируя предварительный чек, забыл включить в него какие-то товары (или, наоборот, включил лишние), а затем - фискализировал операцию, приняв оплату от покупателя в большей или меньшей сумме в сравнении с той, что соответствовала фактической стоимости товаров.

Обнаружив такую ошибку, кассир должен:

  • сформировать чек, указав в нем реквизит «возврат прихода» и сумму, до того отраженную в неправильном чеке (то есть, по сути, аннулировав неправильный чек);
  • сформировать чек с реквизитом «приход» и правильной суммой.

В зависимости от того, в чью пользу совершена ошибка - магазин возвращает излишне удержанные средства покупателю или, наоборот, покупатель доплачивает разницу.

Видео — как сделать возврат по онлайн-кассе на ККТ «Меркурий», «АТОЛ» и «ШТРИХ-М»:

Отметим, что есть и чуть более простой способ исправления расчетов: если оказалось, что фискализирована сумма большая, чем требовалась (как вариант - если в чек включен лишний товар), то достаточно сформировать только чек «возврат прихода» на сумму превышения (и выдать покупателю данную сумму).

Понятно, что для совершения указанных операций, при которых применяется корректировочный чек, покупатель должен присутствовать в магазине. Поэтому, кассиру в указанных выше ситуациях нужно успеть привлечь внимание покупателя до того, как он ушел, либо дождаться следующего визита (либо связаться с ним тем или иным способом и попросить прийти в магазин).

Не считая действий, производимых непосредственно с онлайн-кассой, кассиру в силу должностных обязанностей может потребоваться поработать с рядом документов, которые применяются в сопровождение фискальных операций. Ознакомимся с ними подробнее.

Нюансы документооборота при фискальных операциях

К числу основных документов, которые ведет кассир, относятся:

  1. Кассовая книга .

Она используется в целях документирования всех операций, связанных с приемом или выдачей денежных средств на предприятии. Сюда входят, в частности:

  • прием денежных средств от покупателей (и выдача - при возврате товаров);
  • выдача командировочных работникам, прием не освоенных в ходе командировки денежных средств;
  • расчеты с контрагентами наличными.

Сам кассир отвечает, как правило, только за первый тип операций. Но в пределах своей компетенции ему нужно вести Кассовую книгу.

  1. Расчетно-кассовые ордера (РКО), приходно-кассовые ордера (ПКО) .

На основе РКО и ПКО вносятся записи в Кассовую книгу. Собственно, все эти документы следует рассматривать в одном контексте - но каждый из них имеет специфику заполнения.

Отметим, что если работодатель кассира - ИП (или если сам ИП принимает оплату от покупателей), то Кассовую книгу, РКО и ПКО вести необязательно. Однако, ИП нужно вести другой документ - Книгу учета доходов и расходов.

Основной источник данных для заполнения РКО, ПКО и Книги учета доходов и расходов ИП - это отчет об окончании смены, который формируется на онлайн-кассе (как и обычный чек, он распечатывается на чековом принтере). Таким образом, отчет используется в качестве первичного учетного документа.

При этом, существует правило, по которому на каждую группу фискальных операций, объединенных определенным реквизитом «признак расчета» либо «признак способа расчета» должен составляться отдельный ПКО. То есть, на авансовые платежи составляется один ордер, а на те, что совершены в рамках обычной оплаты товара с его немедленным отпуском - другой ордер.

Отметим также, что если товар возвращается покупателем, то нет необходимости оформлять РКО. Вместо этого следует составить приходно-кассовый ордер на сумму, уменьшенную на величину стоимости возвращенного товара. Как вариант - нулевой ордер (при необходимости дополненный бухгалтерской справкой с пояснениями по поводу его составления).

Рассмотрим теперь еще один нюанс работы кассира - реагирование на сложные ситуации, которые могут возникать при работе с кассами.

Как работать кассиру с онлайн-кассой в сложных ситуациях

Речь может идти о таких ситуациях как:

  1. Отключение электричества .

В случае, если касса работает без аккумулятора (и нет возможности использовать источник бесперебойного питания), то ее, очевидно, нельзя будет применить в целях фискализации принятых от покупателей сумм. Торговлю в этом случае придется приостановить - поскольку прием денежных средств от покупателей без последующей фискализации принятой суммы является административным нарушением и приводит к крупным штрафам.

Однако, если есть достоверные данные о том, что электричество отключили надолго, а покупателям товары из магазина очень нужны (например, если это продукты питания первой необходимости), то в крайнем случае можно попробовать осуществить их отпуск без пробития чеков - с выдачей покупателям документов, заменяющих чеки (например, это могут быть товарные чеки или бланки строгой отчетности). Но впоследствии нужно обязательно:

  • пробить выручку с помощью знакомых нам чеков коррекции;
  • уведомить ФНС о вынужденном неприменении онлайн-касс вследствие длительного отключения электричества (с приложением справки или иного документа из Энергосбыта о том, что был сбой в электроснабжении).

Однако, данный способ «легализации» продаж при отключенной онлайн-кассе лишь снижает (пусть и значительно) вероятность штрафа, но никак не сводит ее к нулю. Все зависит от позиции конкретной налоговой инспекции. Не исключено, что владельцу магазина придется доказывать свою правоту через суд.

  1. Отключение интернета .

Это - самая незначительная проблема. Онлайн-касса может полноценно функционировать без постоянного подключения к интернету. Главное - обеспечивать передачу фискальных данных в ОФД не реже, чем 1 раз в 30 дней . Но если этого не делать, то фискальный накопитель заблокируется при просрочке выполнения данного обязательства. Поэтому, при обнаружении сбоев в работе интернета кассиру будет не лишне сообщить об этом руководству или ответственным за работу сети сотрудникам.

  1. Отказ кассового оборудования (например, в ней программный сбой, она повреждена, на нее что-то пролили и т.д.).

Кассу, которая отказывается работать, очевидно, использовать нельзя. Ее неприменение - хоть и вынужденное, образует то же самое административное нарушение, что и неприменение кассы при отключении электричества. Поэтому, в общем случае рекомендация одна - прекратить торговлю.

Но бывают и нестандартные ситуации. Например, массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя как это случилось 17.12.2017 года. И здесь, однако, у продавцов есть способ реагирования на ситуацию с наименьшими издержками - аналогичный, по сути, тому, который рассмотрен выше в сценарии с отключением электричества. Можно продолжить торговлю без пробития чеков (опционально - с выдачей покупателям БСО или товарных чеков в целях подтверждения покупки), а затем:

  • фискализировать принятые суммы с помощью чеков коррекции;
  • если произошел массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя, запросить у такого производителя ККТ документацию, подтверждающую возникновение массового сбоя в кассовом оборудовании (и удостоверяющую тот факт, что вины магазина в этом нет);
  • направить в ФНС все доступные сведения по возникшей ситуации.

Видео — репортаж о массовом техническом сбое в работе онлайн-касс 17.12.2017 г.:

Но этот способ применим, если касса отказалась работать по причинам, не зависящим прямо от торгового предприятия. Если ККТ вышла из строя из-за того, что на нее что-то пролили или уронили - рассмотренная нами схема, скорее всего, не сработает.

Особый случай — выход кассы из строя при форс-мажоре.

  1. Форс-мажор .

Здесь возможны сценарии и с отключением электричества, и с поломкой кассового оборудования и, не исключено, с долговременным отключением интернета - вследствие разрушительного воздействия факторов природного или техногенного характера. Кассу может смыть дождевой волной, на нее может упасть какой-то тяжелый предмет при сильном порыве ветра.

В этом случае торговлю по закону нужно прекращать, но об этом в здравом уме никто задумываться не будет. Магазин должен быть готов незамедлительно снабдить нуждающихся товарами первой необходимости - с чеками или без. И ФНС, скорее всего, даже и не попытается затребовать от хозяйствующего субъекта каких-либо разъяснений по поводу неиспользования онлайн-касс.

Если вы не знаете как выполняется поможет уяснить алгоритм этой процедуры.

Какие новшества были использованы в части расчета, оформления и уплаты ЕНВД.

Видео — как пользоваться онлайн-кассой ЭКР 2102К-Ф:

Аппарат Эвотор – это кассовая система нового поколения, позволяющая автоматизировать работу предприятия и упростить процесс передачи отчетов в органы госконтроля. Поговорим о настройке онлайн-кассы и основных этапах работы с устройством.

Эвотор – это мобильная касса, которая полностью соответствует требованиям ФЗ-54, регламентирующего порядок работы предпринимателей с контрольно-кассовой техникой. Функции терминала сводятся к следующим рутинным торговым операциям:

  • открытие и закрытие смены;
  • приемка товаров;
  • товарная переоценка;
  • продажа;
  • возврат и списание.

Размеры кассы Эвотор позволяют разместить устройство на любом прилавке, при этом компактный терминал может выполнять работу бэк-офиса, подсчитывая остатки на складе и в других магазина. Аппарат совместим с другими торговыми инструментами (сканер штрих-кодов, денежный ящик и т. д.). Подключение к банковскому терминалу позволяет выполнять с помощью кассы Эвотор оплату картой. Кроме того, устройство поддерживает обмен данными с ЕГАИС.

Стандартные операции с аппаратом способны выполнять рядовые сотрудники, а вот обслуживание кассы Эвотор (обновление, замена фискального накопителя) следует доверять специалистам ЦТО (центр техобслуживания). Договор с сервисным центром позволяет оперативно получить квалифицированную помощь.

Новая касса Эвотор: подготовка к работе

Прежде чем начать работу с электронной кассой Эвотор, необходимо выполнить некоторые преднастройки, позволяющие осуществлять торговлю по всем нормам законодательства:

  1. подключить дополнительное оборудование;
  2. заключить договор на обслуживание с .
  3. поставить аппарат на .

Базовая программа касса Эвотор уже готова к автономной работе и обмену данными с основными торговыми сервисами ( , Excel, Мой склад), однако при необходимости пользователь может скачать в специальном магазине контента.

Как пользоваться онлайн-кассой Эвотор

Чтобы обеспечить легкое и приятное знакомство с современным устройством для торговли, опишем основные моменты работы с ККМ. Также рекомендуем ознакомиться с обучающими роликами, размещенными на официальном сайте компании-производителя evotor.ru.

Для более углубленного изучения бизнес-процессов следует изучить инструкции ККМ Эвотор, доступные к скачиванию в различных разделах онлайн-руководства wiki.evotor.ru.

Открытие/закрытие смены, кассовый отчет

Узнаем, как начать работу, а также как снимать кассу Эвотор и печатать кассовый отчет:

  1. Откройте раздел «Касса/Открыть смену», либо нажмите кнопку «Продажа», чтобы смена открылась автоматически.
  2. Чтобы закрыть кассу Эвотор выберите соответствующий раздел в этом же меню.
  3. Чтобы печатать отчет об открытии/закрытии смены в автоматическом режиме, установите данные настройки в меню «Настройка/Смена», поставив галочки напротив требуемых отчетных документов (X-Отчет, Z-отчет).
  4. Для печати отчетов в ручном режиме при открытии/закрытии кассы зайдите в раздел «Касса/отчеты» и выберите нужный документ.

    Можно оформить новое внесение наличных в кассу. Нажатие кнопки «Внести» автоматически открывает смену.

    Возврат и списание

    Согласно инструкции кассира Эвотор, чтобы вернуть одну позицию или партию товара поставщику, необходимо выполнить несколько действий:

    1. Откройте раздел главного меню кассы «Товары/Возврат».
    2. Добавьте товар в список подлежащих возврату одним из способов: считав код позиции сканером или воспользовавшись окном поиска (для перехода к поиску необходимо нажать на белое поле).
    3. Укажите количество возвращаемых товаров.
    4. Назначьте цену компенсации за товар ненадлежащего качества или позвольте системе определить цену автоматически, сходя из информации о приемке данной продукции.
    5. Завершите процедуру, нажав кнопку «Ввод».
    6. Проверьте список введенных позиций, потянув за вкладку в верхней части окна. При необходимости удалите товар из списка.
    7. Заполните информацию о контрагенте, чтобы подтвердить возврат. В поле «Основание» укажите номера и названия сопроводительной документации.
    8. Аналогичным способом происходит списание товара или целой партии чрез меню «Товары/Списание», а вот при возврате покупки клиенту применяется иной порядок действий:

      Если у покупателя не осталось чека, допустимо произвести через Эвотор возврат по карте, выбрав в списке товаров нужное наименование с соответствующей пиктограммой в виде банковской кредитки. Также в меню присутствует пункт «Возврат без документа», позволяющий вернуть деньги клиенту без оснований.

Введение онлайн-ККТ в 2016 году казалось большинству предпринимателей злыми кознями со стороны государства. Но прошло пару лет, новый порядок прижился легко, и мы видим, что работа с онлайн кассой не столь непонятна, как кажется. В этой статье мы узнаем, что нужно делать персоналу, как открывать и закрывать смену.

Перед тем, как работать с онлайн кассой, ее необходимо отметить в ФНС и настроить. Об этом мы писали ранее.

ККТ онлайн и отправка данных ОФД

Основной задачей перехода на онлайн кассы было ускорение и полный контроль над передачей данных в налоговую. Но только не напрямую, а через сотрудничество с оператором фискальных данных (ОФД). Перед тем, как перейти к инструкции по работе 2019, правилам работы с онлайн кассами, давайте повторим теорию. Как работает онлайн-ККТ?

  1. При сканировании или ручном вводе информации, после оплаты формируется чек;
  2. Данные из него передаются по интернету на удаленный сервер;
  3. ОФД проверяет данные и предоставляет подтверждение информации, что платеж прошел;
  4. Информация перенаправляется в налоговую службу.

После отправки данных оператору, их нельзя будет удалить или скорректировать. Информация хранится на защищенном сервере в течение минимум 5 лет.

С чего начать?

С обучения персонала. Это не сложно, работа кассира с онлайн кассой мало чем отличается от работы с обычным денежно-чековым аппаратом. Правда, работник должен поставить подпись под записью в журнале, что он в курсе, как работает ККТ и понимает степень материальной ответственности. Договор о несении таковой тоже подписывается.

Открытие смены

Торговое дело ежедневно начинается с получения сменщиком ключей от кассы, в том числе, доступ к отсеку для денег, и предназначенной для конкретной модели аппарата чековой ленты. Также кассир получает пакет с купюрами и монетами для сдачи (в этом случае чек не пробивается). Информация по открытию каждой ККТ заносится в книгу учета по форме № КО-5. При открытии печатается подобный отчет:

Совет кассиру: когда поток клиентов маленький, и вы не предскажете, что будет хотя бы одна продажа, работу онлайн кассы с 1С лучше не начинать и не отправлять отчет. Может случиться, частое получение отчетов об открытии без пробития чеков «заинтересует» органы проверки.

Выдача чека покупателю

После того, как кассир обозначил итоговую сумму, а клиент ее оплатил, касса распечатает чек о покупке. Точно как при работе с аппаратами старого образца, нужно взять напечатанный чек и вместе со сдачей передать ее клиенту. При оплате заказов в интернет-магазине, чек пересылается по предоставленной клиентом электронной почте. Иногда этим занимаются ОФД, получая от владельца кассы контакты клиентов.

Инструкция по работе с онлайн-кассами гласит, что покупатель может попросить у продавца электронный чек следующими способами:

  • Пересылкой цифровой копии на имейл;
  • Отправкой текстового подтверждения на мобильный номер телефона;
  • Через App-интерфейс в мобильном ФНС, в котором продавец, сканируя QR-код, формирует чековую копию.

Распространенные ситуации в работе с ККТ

Этот подраздел посвящен вопросу «Что делать, если….»

Произошел возврат товара клиентом по Закону о защите прав потребителя

Необходимо сформировать чек по признаку «Возврат прихода ». Вот чем он отличается от обычного чека «Приход»:

Совершена ошибка при пробитии чека кассиром

Формируется еще один чек по признаку «Коррекция ». В каждом аппарате есть для этого своя функция, чтобы узнать о ней, прочитайте порядок работы с онлайн кассами, используемыми в вашем бизнесе.

Частичная оплата

Если клиент только сделал предоплату, формируется чек по признаку расчета «Аванс». Когда товар будет продан, и остальные деньги за него поступят, пробивается еще один чек «Полная оплата».

Пропало интернет-соединение

Все равно можно продолжать работать с кассой и пробивать чеки в оффлайн режиме. Как только связь восстановится, все они автоматически переправятся на сервер ОФД.

Отключили электричество

В этом случае, отключатся и кассы. Следовательно, торговлю надо приостановить до восстановления питания. Торговля без чеков – серьезное нарушение, за которое присуждают штраф.

Чего нельзя делать при работе с онлайн-ККТ

Как и в прежние времена, нельзя начинать торговлю, не имея кассовой книги и не сформировав отчета о начале смены. Рассматривая работу с онлайн кассой пошагово, можно выделить еще 5 типичных ошибок кассира:

  1. Отсутствие специальной контрольной ленты, на которой содержатся данные о терминале;
  2. Допущение к кассе других работников, не имеющих к операциям отношения. Тем более, допущение клиентов или посторонних;
  3. Отлучка от кассы без предупреждения и закрытия смены;
  4. Оставление включенного терминала без присмотра, с открытым денежным ящиком;
  5. Хранение чаевых или личных денег в денежном ящике.

Как закрыть смену

Отработав положенное количество часов, кассир должен сдать выручку инкассатору или старшему по смене. Схема работы с онлайн кассой в 1С пошагово предусматривает следующий алгоритм закрытия смены:

  • Печать отчета о закрытии в течение первых двадцати четырех часов после открытия. По истечении суток аппарат сам прекратит печатать чеки, и нужно будет закрыть его, а потом произвести повторную процедуру открытия;
  • Автоматическое направление отчета ОФД, с информацией о кассире, количестве чеков, в том числе – недошедших до оператора;
  • Сдача выручки с пересчетом старшему кассиру или инкассатору;
  • Печать отчета о показателях счетчиков на всех кассах в конце дня.

Пример такого отчета приведен ниже.

Согласно действующему законодательству использование контрольно-кассовой техники (ККТ) необходимо предпринимателям, проводящим расчеты наличными деньгами. Для тех, кто не знает, как работать с кассовым аппаратом, это покажется большой премудростью, в то время как любой кассир в супермаркете подтвердит, что обучение работе с кассой происходит просто. Чтобы эффективно пользоваться кассовым аппаратом, требуется знать сочетания клавиш, правила пробивки чеков, и не забывать обнулять аппарат в конце смены, выводя наличную выручку.

Что такое кассовый аппарат

Знакомый каждому покупателю аппарат представляет собой электронное устройство для контроля за наличной выручкой при проведении денежных операций. Функция ККТ заключается в фиксации на бумажном чеке суммы покупки плюс суммировании в конце дня общего итога. Эти данные используются для контроля товарооборота на самом торговом предприятии, а также являются основой для подготовки фискальных документов для налоговой отчетности.

Действующее законодательство подразделяет ККТ на две категории:

  • кассовые аппараты – автономные приборы, где кассир набирает сумму покупки и печатает чек;
  • фискальные регистраторы – устройство под управлением компьютера, входящего в состав автоматизированного рабочего места.

Как работает

Научиться работать на кассе в магазине можно, хорошо представляя себе последовательность операций в этом устройстве. Схематически работа с кассовым устройством выглядит так:

  1. Покупатель оплачивает покупку наличными деньгами или с помощью пластиковой карты.
  2. Кассир с помощью клавиш и/или сканера штрих-кода вводит информацию в контрольно-кассовую машину.
  3. ККМ формирует кассовый чек, который получает покупатель.
  4. Данные об операции сохраняются на фискальном накопителе в электронном чеке.
  5. Если организация работает с онлайн-кассой, то раз в сутки обобщенная информация передается в налоговый орган.

Области применения ККМ

С соответствии со статьей 2 Закона «О применении ККТ», организации и индивидуальные предприниматели обязаны использовать кассовое устройство при проведении наличных расчетов. Из требования есть исключения. Это такие ситуации, как:

  • расчеты с плательщиками вмененного налога или индивидуальными предпринимателями, которые работают по патентной системе налогообложения или оказывают услуги населению (до 1 июля 2018 года);
  • продажа прессы и сопутствующих товаров в киосках;
  • реализация проездных билетов и талонов;
  • торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • нахождение организации/ИП в труднодоступном месте (этот перечень должен быть утвержден в местном органе власти).

Регистрация контрольно-кассовой техники

Работа с ККМ подразумевает регистрацию по специальному Административному регламенту №94н, который был утвержден приказом Минфина от 29.06.2012. Согласно ему, индивидуальные предприниматели должны делать регистрацию ККТ в налоговой инспекции по месту прописки/регистрации. Для организаций регистрация делается по юридическому адресу. Если оказание услуг или торговля производятся в другом месте, там необходимо создать обособленное подразделение для регистрации кассового устройства по этому адресу.

Работа на кассовом аппарате

Прежде чем приступать к обслуживанию покупателей, необходимо тщательно разобраться, как нужно работать с кассовым аппаратом, вне зависимости от того, будет обслуживать кассир или сам индивидуальный предприниматель. Это связано с ответственностью, возникающей при совершении денежных операций. Работа с кассой подразумевает не только доскональное знание ККМ (например, как осуществляется возврат проданного товара), но и соблюдение инструкций кассира и умение предоставить информацию при налоговых проверках.

Кто допускается к работе

Вне зависимости от модели ККТ, чтобы получить допуск к работе, необходимо заключить договор материальной ответственности. Если работать за кассовым устройством будет индивидуальный предприниматель, то никакого договора не требуется. Допуск к работе предусматривает базовые навыки в эксплуатации кассового оборудования: умения заправлять ленту, выбивать чеки, обнулять устройство в конце дня. Научиться этому можно на специальных курсах в Центре обслуживания ККТ.

Правила работы с кассовым аппаратом

При совершении кассовых операций различаются обязанности директора (или ответственного лица) и кассира. Они совместно должны в начале дня выбить отчетный кассовый чек и сличить сумму выручки прошлого дня с записью в журнале кассира. Обязанностями ответственного лица станут:

  • фиксация точной информации о показаниях ККМ в кассовой книге;
  • оформление новой ленты (с указанием номера контрольно-кассового аппарата, начала использования и др.);
  • выдача кассиру размена для сдачи и кассовых лент.

Функции кассира

Одна из обязанностей кассира заключается в контроле за состоянием ККМ. Для этого надо:

  • перед началом работы проверить, обнулено ли устройство;
  • при необходимости отрегулировать дату и время;
  • протестировать печать чеков, прежде чем переходить к обслуживанию покупателей или клиентов;
  • в конце работы обнулить показатели и сдать полученную выручку.

Инструкция по работе с кассовым аппаратом

Правильное использование кассовой техники означает не только быстрое обслуживание покупателей в магазине, но отсутствие проблем с налоговыми органами. Вот почему важно точно и последовательно выполнять все необходимые операции начала и завершения работы. Все это подробно разбирается на учебных курсах , но это легко освоить и самостоятельно.

Как включить кассовый аппарат

Перед началом работы необходимо подключить кассовый аппарат к сети. Процедура включения некоторых устройств выполняется кнопкой на задней стороне, у других это делается поворотом ключа в позицию РЕГ (в современных моделях – «РЕЖИМ»). Если ККМ работает нормально, на экране должен высветиться ряд нулей, свидетельствующих, что устройство готово к работе. В случае если устройство включается в первый раз, необходимо вставить батарейки для обеспечения энергией резервной памяти (элементы питания надо проверять ежегодно).

Как открыть кассу

Включив аппарат, следует пройти процедуру авторизации – ввод специального номера и пароля, на некоторых моделях ККМ вход выполняется с помощью специальной карты кассира. Перед тем, как переходить к обслуживанию покупателей, рекомендуется посмотреть, правильно ли установлена дата и проверить, как работает печатающее устройство – выбить несколько нулевых чеков. Для этого нужно нажать клавишу «Наличные» или «Оплата» с нулями на табло.

Расчет

После того, как кассовое устройство включено и проверено, можно переходить к обслуживанию покупателей. Этот процесс можно описать как пошаговую инструкцию :

  1. Информация о цене товара/услуги вводится вручную, либо с помощью специального устройства для считывания штрихкода.
  2. После того, как вся информация введена, необходимо нажать клавишу «Оплата» или «Наличные» – при этом откроется блок кассового аппарата, предназначенный для хранения купюр и монет.
  3. Кассир кладет оплату с этот лоток и берет оттуда необходимую сдачу. Устройства сами высчитывают размер сдачи после того, как кассир введет подученную от покупателя сумму.
  4. Если покупатель собирается оплачивать покупку пластиковой картой, то операция выполняется безналично с помощью терминала – списыванием денег с его карточного счета. Если терминал выдает два чека, то один следует оставить в торговой точке, для отчетности по использованию контрольно-кассового аппарата.
  5. Современные модели кассовых аппаратов способны выполнять дополнительные функции, например, высчитывать размер скидки с процентах. Для этого следует нажать клавишу «%».
  6. Распечатанный кассой чек отдается клиенту.

Нулевой чек

Хотя освоения навыков пользования кассовой машиной не будет сложным, неизбежны вопросы по ходу работы. В этом случае следует заглянуть в инструкцию к аппарату. Например, там можно узнать, как выбить на кассе нулевой чек. Для этого необходимо просто нажать клавиши «Оплата» или «Покупка», без предварительного введения каких-либо сумм. Эту операцию делают в начале смены для проверки работоспособности печатающих устройств ККМ.

Закрытие смены

При окончании рабочего дня, кассиру необходимо проделать ряд операций. Это такие действия, как:

  • составление отчета и передача вместе с выручкой по приходному кассовому ордеру старшему кассиру или представителю администрации;
  • снятие данных счетчиков для определения суммы выручки и фиксации в кассовом журнале;
  • определение размера выручки, для чего находится разница показаний регистров на начало и конец рабочего дня – это показатель должен совпадать с суммой наличности, которую сдает кассир;
  • обнуление показаний кассы.

Замена ленты

С учетом того, что кассиру приходится очень часто менять ленту, эту процедуру он должен выполнять уверенно, доведя процесс до автоматизма. Признаком того, что лента заканчивается, служит розовая полоска, которая ставится в конце рулона. Для замены ленты необходимо:

  1. Поднять крышку, закрывающую ленточный отсек.
  2. Достать старую бобину с остатками ленты. Ее необходимо опечатать, подписать и сдать директору.
  3. Освободить край нового рулона, а саму ленту разместить внутри приемника вниз размоткой.
  4. Заведите ее за фиксирующий вал и печатающее устройство.
  5. Далее следует закрыть крышку и, нажимая клавишу «ЧЛ» (или «Вверх»), дождаться, когда из щели появится край ленты.
  6. После того, как будет оборвана лишняя бумага, можно начинать работать.

Аварийный расчет

Перебои при подаче электроэнергии могут быть причиной сбоев в работе кассового оборудования. Если такое отключение произошло во время печати чека, то после возобновления питания на чековой ленте будет отпечатано сообщение , что документ недопечатан. После этого чек выводится еще раз с добавлением слова «Повтор» в шапке. Если питание отключается при выводе отчетов, то информация о недопечатанном документе, в зависимости от ситуации будет сопровождаться примечаниями «Повторите запрос!» или «Отключение питания».

Видео



Похожие статьи
 
Категории