Как научиться говорить перед публикой. Публичные выступления: суть, правила, выбор темы и подготовка

24.09.2019

«Как перестать бояться публичных выступлений?» - вопрос актуальный для людей всех возрастов и профессий. Впервые мы сталкиваемся с необходимостью выступить перед серьезной публикой уже в институте или на работе. И если в школе выступления перед одноклассниками доставляли вам дискомфорт, и вы ловили себя на мысли – «я боюсь это делать», то задания по работе, где необходимо донести определённую информацию перед профессионалами, скорее всего, приводят вас в ужас.

Но вся эта боязнь публичных выступлений есть только у нас в голове, поэтому от неё можно легко избавиться, предварительно разъяснив для себя как она возникает и какие способы преодоления существуют.

Волнение перед выступлением на сцене бывает разным, но ощущаем мы одинаковое состояние, которое крайне тяжело побороть: руки и коленки трясутся, пересыхает во рту, голос звучит как будто со стороны, зрители превращаются в одну пугающую массу. Чтобы понять, почему страх так управляет нами и как можно с ним справиться, выясним его причины.

Возможно, самая первая и недооцененная причина, провоцирующая страх публичных выступлений, зарождается еще в детстве. Когда маленький ребенок впервые громко заговорит в публичном месте, то родитель заставит его замолчать. В последующем это и будет объяснением того, почему у человека возникает фобия громко излагать мысли перед аудиторией.

Когда голос зажимается, то это приводит к волнению, и в итоге к страху. Добавить масло в огонь, конечно же, не забудут и школьные учителя, принижающие способности, и одноклассники, которые могут задеть чувства не подумав о последствиях. Эти моменты – причины социальных фобий, в том числе провоцирующих страх публичных выступлений.

Вторая причина, из-за которой бесстрашная публичная речь обходит нас стороной, относится к психологической составляющей страха. Раньше страх был синонимом слова опасность. Почувствовал холод – попытался быстрее согреться, подошел к краю пропасти – испугался высоты и отошел. Под действием каждодневных стрессов: работы, учебы, экономических и политических изменений в обществе, инстинкт самосохранения претерпел изменений. Вследствие чего волноваться мы начинаем в неоправданных ситуациях, в том числе и перед выступлением на сцене. Причины, пробуждающие в нас этот страх следующие:

  • Боязнь людей как таковых из-за низкой социальной активности.
  • Боязнь сказать глупость или оговориться.
  • Постоянное накручивание себе той мысли, что слушатели негативно настроены по отношению к вам, и будут пристально оценивать выступление.

Еще одна причина не владение информацией необходимой для выступления. И последняя – агорафобия или боязнь толпы. В отличие от боязни людей, о которой написано выше, этот страх глубже, и люди даже не осознают, что боятся именно большого скопления людей и страдают таким видом фобии.

Почему не стоит бояться выступать на сцене

Разобравшись в источниках формирования фобии к сценическим выступлениям, нужно в первую очередь убедить самого себя в том, что этого страха нет, что мы зря начинаем волноваться.

Главный момент на пути преодоления страха, который нужно осознать и прочувствовать – публичное выступление – это возможность проявить себя с лучшей стороны и оценить свои навыки работы с аудиторией. Это важно, поскольку каждый день, на работе или учебе мы общаемся с людьми, и когда нам приносит это дискомфорт, у нас падает производительность, ухудшается настроение и т. д.

Бесстрашная публичная речь - ключ к вашей уверенности в себе. Тренируя навыки с помощью изложения информации перед другими людьми, вы доводите действия до автоматического выполнения, и со временем перестанете чувствовать дискомфорт при общении с людьми. Резюмируем полезные аспекты, которые можно получить от выступлений на сцене:

  • Опыт общения с большой аудиторией, который поможет развить коммуникативные навыки.
  • В процессе подготовки, вы углубите свои знания, связанные с темой выступления.
  • На рабочих конференциях или студенческих саммитах вашу речь заметят влиятельные деятели, что может оказать вам услугу в будущем.
  • При правильной подготовке к докладам, в скором времени ваша речь станет более грамотной.

Как побороть страх сцены

Если применять вышеперечисленные советы слишком поздно – выступление уже на носу, а фобия не дает вам покоя, и вы не можете от неё избавиться, то воспользуйтесь следующими приемами:

  • Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  • Ваша поза на сцене должна быть уверенной: обе ноги стоят на земле, руки не в закрытой позе, спина прямая. Опорную ногу поставьте вперед для устойчивости. Это позволит кровообращению лучше циркулировать, доставлять в клетки мозга больше кислорода, вы станете меньше волноваться.
  • Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  • Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  • Если бесстрашная публичная речь ни с того ни с сего сопровождается дрожью в коленях, то попробуйте мысленно направить на них внимание. Или обманите мозг, и осознанно заставьте коленки дрожать. После этого дрожь часто прекращается.
  • Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  • Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы лаконично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Рекомендации из данной статьи помогут побороть страх, и бесстрашная публичная речь станет постоянным спутником выступлений на сцене. Вы никогда не скажите – «я боюсь выступать на сцене, я не смогу с этим справиться». Впервые почувствовав себя уверенным перед публикой, вы поймете, что и в жизни стали намного раскрепощеннее, а фобия, преследующая вас, отступила.

Сильно колотится сердце, потеют ладони, путаются мысли, еще чуть-чуть и у вас начнется истерика. Наверняка, эти чувства испытывали все, кто хоть раз готовился к выступлению перед большой аудиторией. Однако, проблема не в том, что вы слишком эмоциональный человек, или у вас глоссофобия, все дело в опыте и правильном настрое.

Чтобы увереннее чувствовать себя в роли оратора, само собой, вы должны в совершенстве владеть темой вашего выступления. Хотите предложить инновационный проект потенциальному инвестору? Знайте о проекте все, и даже больше. Ваш конек - интересные мысли и четкие факты.

Если опустить профессиональный моменты, и представить, что вы эксперт в вашем вопросе, то первое, с чем вам придется работать, так это с эмоциями. Причем не только со своими, но и с эмоциями тех, кто будет вас слушать.

Наверное, вы уже слышали от более опытных ораторов, такую рекомендацию, как «расположи к себе аудиторию». Отлично! Вроде бы, цель ясна: всего-то нужно сделать так, чтобы вас внимательно слушали. Но не все так просто! В этом случае мастера ораторского искусства советуют следующее.

Изучите ваших слушателей

Попытайтесь понять, чего хотят присутствующие в данный момент, какое у них настроение. Исходя из этого можно выбрать своеобразное амплуа, после исполнив его на сцене или у трибуны, словно актер. Но главное - не переиграть. Определиться с ролью поможет сама аудитория, точнее ее интересы. Вы можете выступить в позиции: эксперта, учителя, исследователя, человека, который будет убеждать, ну или вдохновителя. Чувствуя аудиторию, вам будет легче предугадать ее реакцию на любое ваше высказывание.

Контролируйте себя

Выход к трибуне - это хоть и не выход в открытый космос, но и здесь могут быть непредвиденные ситуации, независящие от вас. Например, среди слушающих может найтись скандалист, который целенаправленно пришел сорвать ваше выступление. И в этот критический момент вам потребуется железная выдержка, чтобы отразить атаку. Также аудитория может быть просто настроена критично либо к вашей персоне, либо к теме вашего спитча. Здесь нужно понять, что ваша публика вам не враг, она здесь с целью узнать что-то интересное и полезное. Поэтому оратор должен продемонстрировать не только свой профессионализм, но и психологическую устойчивость. Тогда к вам прислушаются.

Пофантазируйте

Представьте, что до вашего выступления остался час. Обычно психологии советуют незадолго до своего выхода мысленно погрузиться в ту обстановку, которая, возможно, будет царить в зале во время вашей речи. Желательно проявить фантазию и детально смоделировать ситуацию, начиная с того, откуда вы выходите, что на вас надето, с каких слов начинаете общение с аудиторией. Далее представляете реакцию людей на сказанное вами, после обратите внимание на личные ощущения. Вы довольны собой? Значит у вас все получится! Удачное погружение будет то, которое вызвало положительные эмоции. Такое проигрывание сценария помогает человеку провести своего рода репетицию, получив тем самым пусть виртуальный, но опыт.

Будьте увереннее

Всем известно, что неуверенность порождает страх, а страх - самый главный противник неопытного оратора. Наверное, вы сами замечали, слушая очередного спикера по телевизору, что человек в своем выступлении допускает явные фактологические и даже логические ошибки. Его речь не совсем правильная и не всегда понятная, но аудитория слушает его внимательно. Все дело в том, как он говорит. Уверенная речь всегда звучит убедительно, согласитесь. Запомните, если вдруг во время выступления вы усомнились в своих словах, слушатели мгновенно это заметят. После этого вернуть доверие аудитории будет очень сложно.

Контактируйте со слушателем

Контакт с аудиторией может быть установлен напрямую вербальными средствами, такими, как речь (в ходе своего выступления вы можете вступать с людьми в диалог, задавать вопросы, также отвечать на вопросы), также косвенными, например, взгляд и мимика. Именно взгляду следует уделить особое внимание, потому что зрительный контакт - один из самых мощных природных рефлексов. Грех им не воспользоваться! По глазам можно легко определить заинтересованность или отчужденность слушателей. Конечно, нам нужны только добрые глаза, так как именно они будут вселять в нас уверенность. Если вам попался взгляд с насмешкой, оценивающий или же гневный, не стоит волноваться, лучше переключитесь на другого человека. Ваш же взгляд должен быть в первую очередь уверенным. Как правило, в начале выступления психологи советуют устанавливать зрительное общение с небольшим количеством людей, не более десяти.

Итог

Если ваше выступление получилось провальным, следует всегда делать работу над ошибками, чтобы четко выявить причину неудачи. Не следует расслабляться, если со сцены вас провожали громкими аплодисментами, в этом случае необходимо проанализировать свое выступление и закрепить успех в следующий раз. Секрет успеха мастеров красноречия - один: больше практики и тщательная подготовка.

Я стою на сцене, смотрю поверх голов сотен людей, не сводящих с меня глаз - они ждут, когда я начну говорить, скажу хоть что-нибудь, - и внутренний голос напоминает мне: «Ты неподходящий для этого человек».

Своим выступлением я открывал конференцию TEDx, и значит, я должен был задать тон всему мероприятию. Это огромная ответственность и вдобавок одно из самых важных выступлений в моей жизни. В любых других обстоятельствах я бы ответил своему внутреннему голосу: «Да, ты прав. Я не должен быть здесь. Я интроверт. Я редактор. Я не могу даже в разговоре с собственной женой закончить предложение, не подумав о том, что можно было бы сказать иначе».

Но, к счастью, я подготовился заранее. Подготовил не только речь, но и знал, как справиться с такими деструктивными порывами. Я знал, что нужно сказать, я верил в то, что собирался говорить, у меня был план на случай, если идеальные обстоятельства, в которых я готовился, не будут таковыми в реальности.

Сегодня я могу стоять на сцене перед тысячами людей и уверенно говорить о том, что я думаю. Если мне повезёт, несколько уловок и пара шуток окажутся не совсем провальными. Но так было не всегда.

1. Не рассказывайте о том, в чём вы не разбираетесь

Звучит как бесполезный, очевидный совет. Это не так. Если вы будете в совершенстве следовать ему, остальные пункты из этой статьи будут вам не особо нужны - вы и так сделаете всё хорошо.

Однажды, после нескольких речей, когда вы зарекомендуете себя как хорошего спикера, вам будут открываться возможности выступать где-то в далёких местах с приятными слуху названиями. Есть одна загвоздка - содержание. Возможно, вы зарекомендовали себя в качестве эксперта по брачным играм канареек, а тут получаете email с приглашением посетить конференцию и рассказать о мировых тенденциях в продажах скрепок для бумаг.

Вы должны поблагодарить за приглашение и вежливо отказаться.

Причина проста: вы не знаете, что сказать об этом. Даже если вы попытаетесь собрать информацию за короткое время, хорошей презентации всё равно не получится - вас не интересует сама тема. На самом деле вы не хотите говорить об этом и приглашающая сторона не заинтересована в том, чтобы вы выступили с хорошим рассказом. Просто им хочется, чтобы вы присутствовали на мероприятии, потому что они увидели ваше видео и подумали, что вы известная личность.

Поэтому такому простому совету трудно следовать. Вы новичок, вы хотите выделиться, кажется, что это отличная возможность для вас.

Если вы когда-нибудь покупали вещь с надеждой, что она будет работать так, а на деле она работает не так (вспомните о рекламном ролике, который подтолкнул вас к необдуманной покупке), то вы понимаете то разочарование, которое ожидает обе стороны с самого начала.

2. Укажите в сценарии переходы и ничего больше

Если вы похожи на меня, внутри у вас есть строгий редактор, который сидит у вас на плече с красным маркером в руках и парой очков на носу, готовый небрежно бросить: «Двойка! И останься после уроков», - на каждое предложение, что вы произнесли. Неважно, что вы сказали: чувство, что можно было сказать лучше, никогда вас не покидает.

При люди вроде нас обычно пишут сценарий или план. Когда пишешь сценарий, есть все шансы найти правильную формулировку.

Как писал древний китайский стратег и воин Сунь Цзы: «Ни один план не выдерживает первой встречи с противником». В этом и есть главная проблема детального плана. В нашем случае, конечно, никакого врага нет, но есть мир, полный неопределённости. Стоит только ступить на сцену, всё становится по-настоящему и нет второго дубля. Чем более детальный у вас сценарий, тем больше вероятность всё испортить. Когда вы новичок в мире публичных выступлений, стоять на сцене и пытаться вспомнить, что же там дальше - последняя вещь, которая вам нужна.

Так что же нужно делать вместо этого? Просто импровизировать? Не совсем.

В то время как детальный сценарий принесёт вам больше проблем, чем помощи, вам понадобится план другого сорта. Нужно отталкиваться от отправных точек в вашей истории (вы знаете, есть вещи, о которых не получится забыть, даже если сильно постараться) и записать моменты переходов от одной мысли к другой.

Хорошо работают личные истории, потому что:

  1. Аудитория их любит, они помогают наладить общение.
  2. Вам не нужно их записывать, потому что вы и так их помните.

Мы рассказываем друг другу истории так же долго, сколько являемся людьми. Так мы передавали информацию задолго до изобретения бумаги. Мы генетически запрограммированы помнить их (поэтому их легче преподносить), и, что ещё более важно, аудитория генетически запрограммирована их слушать (и становиться счастливее, слушая истории).

Так как одну и ту же историю можно свободно рассказывать каждый раз по-разному, вам не нужно записывать всё в точности до последнего слова. Хватит основных пунктов, обо всём остальном позаботятся ваши человеческие наклонности. Записанные основные пункты помогут связать истории между собой.

3. Практикуйтесь немного больше, чем вам нужно

Мой друг Крис Гиллибо (Chris Guillebeau), основатель и ведущий церемонии The World Domination Summit, в течение года каждый уикенд занимается тем, что произносит по меньшей мере 10 докладов во время переговоров. Иногда он рассказывает историю. В другой раз напоминает аудитории о 15 важных вещах, которые обсуждались до перерыва на ланч.

Как участник WDS и начинающий спикер, я однажды спросил у него: «Как ты вспоминаешь всё, что нужно сказать, причём в полном объёме, каждый раз, когда выходишь на сцену?» Я надеялся на секретный лайфхак, но его ответ - и это чистая правда - был самым обыкновенным: «Я много практикуюсь».

Теперь и я этим занимаюсь. И это работает. Всякий раз, когда мне предстоит произнести речь, я репетирую по меньшей мере 2–3 раза. Это требует времени, это зачастую скучно, приходится заниматься днями или неделями, и вам совсем не хочется практиковаться снова. Но вы делаете это не для себя. Вы делаете это для своей аудитории. Если вы хотите запомниться ей, придётся погрузиться в непривлекательную, скучную, однообразную работу.

4. Разбивайте свой доклад на части

Крис Гиллибо посоветовал не только много практиковаться. Также он упомянул, что работает над отдельными частями. Он пытается разбить свою презентацию на кусочки, а потом собирает их вместе.

Сейчас я делаю так же, и это уменьшает время на подготовку. Работая над частями, я могу разрабатывать и принимать решение о разных отрывках презентации параллельно. Если я спотыкаюсь на каком-то куске текста в середине (или, ещё хуже, в самом начале), мне не приходится ждать идеального рабочего состояния ничего не делая - я могу работать над другими частями, пока не утрясу вопрос с проблемной.

Быстрее заканчивайте свой доклад, больше времени практикуйтесь, до тех пор, пока это не войдёт в привычку. Ничто не влияет на уверенность больше, чем успех, и ничто не способствует успеху так, как постоянная практика.

Некоторые люди упражняются ровно столько, сколько нужно. Когда я говорю «практикуйтесь больше», я имею в виду, что репетировать надо больше, чем нужно.

5. Сбросьте скорость. Медленно спускайтесь

Общая проблема у всех интровертов вроде меня: если мы начали говорить, мы начинаем гнаться за мыслями, от которых пытались избавиться. Моя голова - это генератор идей, который постоянно движется вперёд. Мой рот, наоборот, говорит медленно, стараясь не совершить ошибку.

Но в один прекрасный момент вас прорывает, и вы выпускаете все накопившиеся мысли наружу. Пытаться поспеть за своим мозгом - то же, как если бы муравей пытался удерживать быка, мчащегося по склону горы. Но пытаться ускорить свою речь, чтобы произнести всё, что родилось в вашей голове, приводит к строго противоположному эффекту: вы начинаете заикаться, теряетесь, повторяетесь. Поэтому нервничаете ещё больше и отходите от запланированной речи.

Если ваша идея важна, то она заслуживает всего времени, которое необходимо, чтобы её выразить. Более полезный подход - думать медленнее. Не совсем медленно, конечно, скорее, с большей осторожностью.

Такая проблема появляется из-за небрежности: вы не связываете мысли друг с другом, а вместо этого начинаете скакать с одной на другую. Несколько скачков с дороги - и вы уже с трудом вспоминаете, где находитесь.

Зафиксироваться на одной мысли просто. Когда вы замечаете, что ваши мысли унесли вас далеко вперёд, просто вернитесь назад и повторите нужную идею.

6. Не теряйтесь!

Когда я готовился к выступлению на TEDx, я позвал своего друга Майка Паччионе (Mike Pacchione), специалиста по публичным выступлениям, чтобы тот указал мне на недостатки. Он поймал меня на том, что я часто отходил от темы.

Это происходит, когда идея, о которой ты говоришь, исчезает в никуда, и ты решаешь последовать за ней. Проблема в том, что блуждание в мыслях редко заканчивается на одной идее. Как только потеряешься один раз, продолжаешь все глубже проваливаться в кроличью нору.

Проблема не в том, что вы не можете рассказывать интересно, когда блуждаете, а в том, что стоит только начать блуждать, как вы совсем теряетесь. Как турист теряется в лесу? Он сходит на один шаг с тропы, чтобы посмотреть на растения. А потом: «О, грибы», - и ещё несколько шагов в сторону. «Хей, вон то дерево впереди выглядит здорово», - и только когда он решает вернуться обратно, осознаёт, что понятия не имеет, как это сделать.

Соблазн повитать в мыслях может быть высок, но потом очень сложно вернуться на правильный путь.

Есть два практических способа решения этой проблемы. Первый - следовать совету № 3 и много практиковаться. Чем больше ты практикуешься, тем больше собственных историй ты запоминаешь и знаешь, куда они могут привести. Другое решение заключается в том, что единственное, что может помочь, когда стоите на сцене и чувствуете, что уходите от темы, - это выбросить лишние мысли из головы.

Ваш мозг не хочет следовать за отвлечёнными мыслями, он хочет обдумать их. Лучший способ остаться на верном пути - напомнить себе, что вы можете их обдумать… но не прямо сейчас. Выбросите их из головы. Возможно, их можно будет использовать во время произнесения этого же доклада в будущем. Но, ради всего святого, не пытайтесь использовать их сейчас.

7. Придумайте успокаивающий ритуал

Моё сердце было готово пробить грудную клетку. Я чувствовал, что все мышцы напряжены, а поле зрения начинает сужаться. Дыхание стало учащаться. «Что происходит?» - спрашивал я себя. Я был на грани панической атаки. Мне нужно было сделать шаг на сцену, чтобы произнести самую важную речь в своей жизни, но единственное, о чём я мог думать, так это о том, что я собираюсь послать всё куда подальше. Это дало выход стрессовой реакции, и всё покатилось по наклонной.

К счастью, я был проинструктирован, что делать, если такое случится. Ванесса Ван Эдвардс (Vanessa Van Edwards), одна из величайших спикеров, которых я имел удовольствие знать, помогла мне подготовиться. Она поделилась, что сама тоже нервничает перед большими презентациями. Если бы она сама мне это не сказала, я бы никогда и не подумал.

Секрет, который она использует? Успокаивающая техника. У каждого хорошего оратора такая есть, и каждый хороший оратор знает, что придерживаться её необходимо, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Что делает Ванесса: она находит тихое место, где за несколько минут до запланированного выхода на сцену выпрямляет спину, глубоко дышит и представляет успех.

Это может прозвучать немного глупо, но это на самом деле работает. Я и сам пользуюсь этим способом.

Перед важным событием для тела абсолютно нормально начать выделять много гормона стресса - кортизола. Мы становимся особо чувствительны к стрессовым ситуациям. Просто тысячи лет назад чувствовать стресс и не реагировать на него могло бы стоить вам жизни.

Сегодня такое случается нечасто - я не могу вспомнить сообщения о «смерти из-за нерешительности», - но наша биология не поспевает за нами. Ужасная ирония в том, что чем больше вы позволяете стрессу охватить себя, тем больше вероятность совершить ошибку и плохо выступить.

Поэтому, перед тем как выйти на сцену, проверьте себя и свой уровень стресса. Волнение - это нормально. А нервозность - плохо. Всегда приберегите для себя несколько минут перед выходом, чтобы успокоиться.

8. Когда ошибаетесь, продолжайте говорить

Я был большим фанатом телевизионного шоу «Отчёт Кольбера». Я редко пропускал даже эпизод. Это были одни из самых популярных «новостей» в прямом эфире на телевидении. Если вы смотрели это шоу, вы могли заметить, что Стивен путал слова практически в каждом эпизоде. Он мог построить фразу так, что она теряла смысл, мог пропустить слово или неправильно его произнести.

Но вы могли и не заметить этого, потому что внешне Кольберт никак не реагировал. Когда он допускал ошибку, он не запинался и не пытался исправить. Он просто продолжал говорить, потому что знал то, что должны запомнить все выступающие публично интроверты:

контекст важнее деталей.

Он мог допустить ошибку и даже не обратить на это никакого внимания. И этого никто не замечал, потому что никто не вслушивался в каждое произнесённое слово. Все слушали контекст.

Куда хуже, чем небольшая ошибка, - привлечение к ней внимания. Если вы запнулись, используйте своё чувство юмора, чтобы сгладить ситуацию. Отшутитесь и двигайтесь дальше.

9. Помните, что аудитория хочет, чтобы всё прошло успешно

Скорее всего, самый простой совет, который дают все подряд, помог мне научиться использовать все предыдущие советы в действии:

Всегда помните, что аудитория не желает вам провала.

Когда вы волнуетесь из-за предстоящего большого события, эта простая истина может легко забыться. Ваша аудитория не собирается прогонять вас со сцены. Она хочет узнать то, чему вы хотите их научить. Собравшиеся тратят своё время и, возможно, деньги, чтобы послушать вас. Люди не отдают своё время и деньги за плохой опыт. А как раз наоборот.

Когда вы нервничаете перед выступлением, легко подумать: «Что, если кому-то не понравится то, что я скажу?» Эта мысль начинает распространяться, и вскоре вы начнёте спрашивать себя: «Что, если все меня ненавидят?»

Такой образ мышления приводит к плохим выступлениям. Не думайте так. Не позволяйте себе сворачивать на эту дорогу, потому что в действительности аудитория на вашей стороне. Она хочет, чтобы у вас всё получилось. И, если вы будете следовать этим девяти советам, у вас будут все преимущества, чтобы быть на высоте.

Когда тысячи людей смотрят на тебя, готовы внимать тебе и, затаив дыхание, ждут твоей речи - это, конечно, нервирует. Максим Ракитин, преподаватель актерского мастерства из театра-студии Smile, рассказал нам, как сделать публичное выступление блестящим или хотя бы не упасть в обморок.


Внутреннее состояние

Оратор, который сомневается в себе, своем выступлении и смысле жизни, тоже может быть успешным. Его зовут Вуди Аллен. Остальным стоит настроить внутренний мир согласно инструкции.

  • Не думай за других
  • Да, возможно, зрители мысленно смеются над твоим дешевым костюмом и лопоухостью. Может быть, даже догадываются про татуировку в виде профиля Онищенко. Но это значит, что ты невероятно харизматичен. Ведь обычно они вовсе не имеют никакого мнения о выступающем, пока тот не закончит.

  • Не думай за других
  • Поставь цель
  • Собрать инвестиций на миллиард и купить Казахстан под поле для гольфа - это вторично. Главная цель любого выступления (что на презентации, что со сцены) - донести до публики некую идею. Сосредоточившись на текущей задаче, ты отвлечешься от страха неудачи и мыслей о своем несовершенстве.

  • Запоминай состояние
  • Эмоциональная память - основа профессии артиста. Если ты запомнишь ощущение победы после выигрыша плюшевого медведя на «Форексе» и сможешь вызвать это чувство перед выступлением, мандраж сменится уверенностью.

  • Проведи аутотренинг
  • Перед выходом на публику посмотри в зеркало, вспомни всех, кто тебя любит, и проникнись уверенностью в том, что ты совершенен. Как минимум, симметричен, если у тебя две руки, две ноги и два глаза. Для первого впечатления уже неплохо.



Публика бывает капризной и непредсказуемой, как ребенок-трехлетка. Погремушка была бы очевидным решением, но для людей взрослых есть методы еще более действенные.

  • Владение материалом
  • Банально, но труднодостижимо. Мало выучить материал, его надо глубоко понимать. Тогда с ним можно делать на публике что угодно - нарезать соломкой, жонглировать или складывать пазл, не рискуя ошибиться и упустить важное.

  • Разрыв шаблона
  • Под красочным термином из НЛП скрывается парадоксальное поведение, которого зритель не ожидает. И это работает с любой публикой. Попробуй во время выступления поставить себе чай в бутылке из-под коньяка и отхлебывать. Увидишь, зрители будут полностью захвачены происходящим.

  • Фиксация внимания
  • Чтобы справиться с мандражом и удержать внимание аудитории, выбери кого-то одного из зрителей и обращайся по большей части к нему. Это создаст у тебя иллюзию общения один на один и сделает речь более уверенной.

  • Смена ритма
  • Любое приятное занятие может стать унылой работой, если не менять ритм. Поэтому даже порнокартинку меняют раз в полминуты. В обычном выступлении нет такой строгости, но и его желательно разделить на отрезки. Важное - дольше и медленнее, второстепенное - короче и быстрее.

  • Минута молчания
  • Лучший способ привлечь внимание аудитории. Надо молча смотреть в зал с внутренним посылом, что ты хотел бы рассказать многое, но не можешь продолжить, пока они там болтают и шуршат фольгой от шоколадок. Тишина воцаряется очень быстро.



Это главное в выступлении, не считая смысла. А в голосе главное - дыхание, голосообразование, дикция и логика речи. Рассказывая о голосе, Максим Ракитин умело модулировал и звучал крайне убедительно.

  • О дыхании и звукообразовании
  • «Нельзя в разговоре дышать грудной клеткой, дыхание должно быть диафрагмальным. Низ живота и косые мышцы выталкивают воздух, это дает голосовой посыл. Как говорил один мой педагог, надо яйцами разговаривать. И отвыкать от привычки говорить тихо. Голос есть у всех. У кого проблемы - пусть идут к фониатору. Это врач, который решает проблемы голосовых связок».

  • О дикции
  • «Язык - ленивая мышца, ее надо развивать. Скороговорки для этого подходят. И надо отвыкать говорить полуоткрытым ртом. Есть такое упражнение: винную пробку зажать зубами и прочитать текст, потом вынуть пробку и повторить. Разница будет наверняка. Делая это упражнение регулярно, можно избавиться от проблем с дикцией».

  • О логике речи
  • «Это самое сложное, потому что культурный уровень развивать надо. Читать больше, причем не только художественную литературу. Есть такая книга - «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, там прямая речь Бродского. Какая это речь!»

    • Сохраняй дистанцию. Если ты во время программы станешь ерзать и покачиваться, звук будет приближаться и удаляться, будто ты вещаешь из гамака.
    • Сдерживай звук. Твой мощный голос из диафрагмы порвет зрителю барабанную перепонку, а звукорежиссеру - карьеру. На радио говори ртом, а не животом.
    • Дыши ровно. Микрофон очень чувствителен, и любой глубокий вдох дойдет до слушателя как пыхтение.

Как выступать перед аудиторией

Человеку часто приходится выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы оно было эффективным важно соблюдать несколько необходимых принципов построения выступления.

Человеку часто приходится выступать перед большой аудиторией. Для того чтобы оно было эффективным важно соблюдать несколько необходимых принципов построения выступления: 1. Определить особенности аудитории. 2. Четко определить цель своего выступления. Какой результат вы хотите получить, каким образом вы хотите склонить аудиторию на свою сторону? 3. На большом листе бумаги в центре напишите цель вашего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком вы о них подумаете, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям. 4. Хорошая речь, как правило, состоит из трех-пяти частей. Если у вас получилось их больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца определили смысл выступления. 5. Напишите тезисы своего выступления. Используйте римские цифры для центральных идей. Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления. Пополняйте свои записи дополнительными пунктами, если они придут вам в голову. 6. Отдельные пункты могут быть усилены или упрощены с помощью визуальных средств. Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации. Но- общайтесь с аудиторией, а не с материалами. 7. Не увлекайтесь визуальной демонстрацией. Существует хорошее правило: один показ на каждую ключевую идею. 8. Важно продумать, как вы собираетесь установить доверительные отношения с аудиторией, как вы заработаете ее уважение, каким тоном вы собираетесь начать. У вас есть 20 секунд на то, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес. Ответьте на вопрос:«Почему люди должны тебя слушать?» 9. Показывайте свое воодушевление с помощью движений, жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией. 10. Улыбайтесь не только губами, ваш голос должен быть веселым и энергичным. Ваш духовный подъем должен передаваться аудитории. Как произвести впечатление на аудиторию во время выступления: 1.Делайте сильные, удивляющие или ироничные утверждения. «Все, что вы знаете о влиянии педагога- неправда». 2. Ссылайтесь на пугающую статистику. «На первом месте из того, чего больше всего боятся люди, находится страх публичного выступления». 3.. Поделитесь чем-то о себе. 4. Покажите свое знание аудитории и ее жизненного опыта. «В вашей практике вы преуспели за счет того, что…..». 5. Ссылайтесь на крылатый афоризм, который точно определяет тему вашей речи.. 6. Обращайтесь к текущим событиям, которые привлекли всеобщее внимание. Проведенная параллель между темой вашего выступления и нашумевшим событием может послужить хорошим началом. Как правильно писать выступление.

1. Пишите так, как вы говорите, а не как пишете. 2. Составьте каждый абзац из трех-пяти предложений. Если абзацы будут длиннее, вы можете потерять то место, на котором остановились. 3. При написании, используйте чаще глаголы в активной форме, чем в пассивной. 4. Количество слов в предложении не должно превышать двадцати. Аудитории будет трудно поспевать за вами, если предложения будут более длинными. 5. При выступлении чаще используйте первое и второе лицо местоимении, а не третье. «Он», «она», «они» и «их» - безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции. 6. Напечатайте речь аккуратно и ясно. Печатайте через два интервала внутри текста и через три между абзацами. 7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение. 8. Напишите слово «ПАУЗА» рядом с теми пунктами, где нужно сделать драматическую паузу. 9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств. 10. Попрактикуйтесь в чтении речи. Вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста. 8. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете. Как сделать выступление волнующим и привлекательным:

1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Постройте порученное вам выступление так, чтобы оно вызвало в вас бурю эмоций. 2. Расскажите кому-нибудь перед выступлением о том, как вы возбуждены. 3. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, только если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы спуститесь ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что произошло. 4. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова. 5. В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте. 6. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям. Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует связь Как выработать правильное отношение к своим страхам при публичном выступлении. 1. Выработать правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенными. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну. 2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувствовать. 3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы, и аудитории вы будете себя считать. 4. Сделайте «успокаивающие» записки-шпаргалки. 5. Представьте свой успех. За две недели до своего выступления каждую ночь перед сном представляйте картину своего успеха. 6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять с себя часть напряжения. 7. Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления! 9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуждения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьте употребление кофе. 9. Делайте вступление и заключение своевременно. Будьте уверены в своем вступлении и заключении. 10. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху. Наденьте то, что вам очень идет. 11. Установите контакт глаз с несколькими дружелюбными лицами. Защитите себя теплыми взглядами. Для организации обсуждения необходимо учитывать следующие правила: 1. Смотрите прямо на того, кто задает вопрос, потом сообщите свой ответ всей аудитории. Не принимайте участия в диалогах. 2. Внимательно выслушайте весь вопрос. Обращайте внимание как на вербальные, так и на невербальные ключи. 3. Убедитесь в том, что вы правильно поняли вопрос. Добейтесь пояснения, попросите повторить вопрос. 4. Не позволяйте одному человеку завладеть разговором. Отвернитесь от монополиста и обратитесь к другим. Возможно, что он из тех, кого сначала нужно успокоить, затем усмехнуться и стерпеть. 5. Если у вас нет ответа на конкретный вопрос, не делайте вид, что знаете его. Пообещайте, что после того как разберетесь с вопросом, вы ответите. 6. Держите в фокусе внимания цель своего выступления. Не допускайте вопросов, которые отвлекут вас от вашей основной темы. Не бойтесь сказать: «Это интересно, но не имеет отношения к теме моего выступления». 7. Удерживайте контроль над аудиторией. Не позволяйте другим использовать ваше время на вопросы-ответы для их диалога. 8.Отвечайте на выпады и возражения только фактами, но не эмоциями. 9.Оставайтесь спокойным и хладнокровным. Вы выиграете, а горячие головы потеряют поддержку в лице аудитории. Голос важный инструмент. Поэтому необходимо улучшать свой голос. Для этого существует несколько способов: 1. Запишите свой голос на магнитофон. Послушайте его объективно. Поэкспериментируйте с разными тонами, высотами, ударениями, скоростью, силой и дикцией. 2. Попытайтесь говорить со скоростью 120 слов в минуту. Это средняя скорость для речи. 3. Произносите слова отчетливо. Сконцентрируйте усилия на том, чтобы произносить конечный согласный звук каждого слова. 4. Подчеркивайте ключевые слова и идеи своим голосом. «Вбивайте» те важные идеи, которые вам бы хотелось, чтобы запомнила аудитория. 5. Используйте голос, чтобы создать контраст. Высокий и низкий, громкий и тихий, возбужденный и погасший. 6. Практикуйтесь говорить из глубины диафрагмы. Не говорите через нос. Пытайтесь создать вибрацию в своих голосовых связках. 7. Попросите своих близких отмечать любые раздражающие вокальные моменты вашей речи. Послушайте их сами. 8. Заботьтесь о своем голосе. Больной или усталый голос нуждается в отдыхе и заботе - выпейте горячую воду маленькими глоточками или пожуйте изюм. В аудитории могут быть люди, которые мешают вашему выступлению. Для того чтобы справиться с нарушителями можно использовать следующие способы: 1. Подойдите прямо к нарушителям. Если вы можете пройти по аудитории, подойдите поближе к нарушителям. Они поймут, что от них требуется, хотя вы не скажите ни слова. 2. Попросите аудиторию успокоиться. Большинство людей поймет, к кому это относится. 3. Прекратите говорить. В это время взгляните в сторону нарушителей. Если это не сработает сразу же, то другие слушатели заставят их замолчать. 4. Ничего не делайте. Подождите, пока слушателям надоест нарушитель и они сами его не успокоят. 5. Напугайте всю аудиторию. Скажите в микрофон что-нибудь особенное, интересное для привлечения внимания всех слушателей, включая и болтунов. 6. В крайнем случае, обратитесь за помощью, смутите нарушителей. Задайте им вопрос по теме вашего выступления; вежливо попросите их о том, чтобы они вели себя должным образом; пошутите на их счет.



Похожие статьи
 
Категории