Как приучить ребенка самостоятельно играть: подбор увлекательных игрушек и организация игрового пространства. Приучаем карапуза к самостоятельным играм

21.09.2019

Подрастая, ребенок доставляет родителям все больше хлопот. Двухлетний малыш не всегда может сам себя занять надолго, ему требуется постоянное присутствие мамы. Как же научить ребенка играть одному, чтобы выкроить время для хозяйства? Этот вопрос часто встает перед молодыми мамами, которые не успевают решать ежедневные задачи по дому. Мы постараемся разобраться, какие ошибки совершают родители малышей и научим тому, как занять ребенка.

Иногда маме очень хочется предоставить ребенка самому себе и спокойно заниматься делами

Игра и ее значение

Важным элементом развития ребенка, его психологического и физического созревания, является игра. Ее функция кроется не столько в результате, сколько в самом процессе. Малыш сам придумывает правила, сочиняет сюжет, ищет применение знакомым вещам – строит поезд из стульев, собирает новую модель из конструктора или просто играет в дочки-матери. Все это служит мощным толчком в развитии нервной системы, а также воспитывает элементарные навыки, которые принесут пользу во взрослой жизни.

Играть можно не только с другими детьми или выполнять правила, придуманные мамой. Важно, чтобы ребенок смог попадать в волшебный мир игры самостоятельно, ведь так он учится многому - преодолевать препятствия, развивать мышление, фантазию, искать различные способы решения. Какая игра наиболее комфортна в каждом возрасте? Как приучить малыша быть самодостаточным, не терять интерес к своим действиям на протяжении длительного периода?

Разделение интересов по возрастам

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для каждого возраста существуют наиболее удачные игры, очень важно уметь правильно их подбирать. То, что понравится ребенку 5 лет, не подойдет 3-летнему. Двухлетний малыш не сможет разбираться в хитроумных правилах настольных игр или перевоплощаться в какого-либо героя мультфильма. Для этого возраста идеальна деятельность, предлагающая использовать, брать в руки различные предметы. Малыш именно сейчас учится управлять своим телом – прыгать, спускаться по ступеням, а также начинает постигать манипуляции по складыванию игрушек в коробки или ящики.


Двухлетний ребенок пока не может осилить сложные сюжетные игры

Занятия для детей 1,5-2 лет

Чаще всего мама 1-2-годовалого малыша находится рядом и время от времени пытается заинтересовать его игрушкой, чтобы он не требовал от нее слишком много внимания. Если же у крохи не все получается, он сразу же дает понять, что ему нужна помощь. В этом возрасте ребенок вполне может находиться в одиночестве, если правильно подобрать для него вид занятия.

Первое, о чем нужно позаботиться – безопасность малыша. Важно создать для него пространство, в котором он может свободно перемещаться и играть. Прежде, чем оставлять ребенка одного, нужно убедиться, что он не будет иметь доступ к розеткам, не сможет открыть окно, достать ножницы или нож. Затем можно разложить вокруг него различные предметы, которые безопасно брать в рот. Пусть они все будут разного размера, цвета, изготовлены из различных материалов. Отлично подойдут шелестящие мягкие книжки, резиновые игрушки, различные сортеры.

Оставлять ребенка одного надолго не стоит – сначала нужно находиться поблизости, чтобы в случае необходимости помочь малышу и успокоить его. Если кроха увлекся, нельзя мешать ему и прерывать игру различными замечаниями. Очень важно поощрять самостоятельные занятия, хвалить малыша и всячески показывать, что мама довольна его действиями.

Ребенок 2-3 года

Дети в возрасте 2-3 лет уже немного по-другому относятся к игре. Они не так активно тянут любой предмет в рот, у таких малышей начинает проявляться интерес к играм с четким сюжетом. Следующий этап, к которому движется малыш – ролевая игра. У ребенка, которому уже исполнилось 2 года, появляется интерес к подражанию (см. также: ). Он старательно копирует действия взрослых, перенося их в свой вымышленный мир.


Ближе к трем годам дети начинают с радостью участвовать в ролевых играх

Девочки будут усаживать куклу за стол, кормить ее с ложечки, укладывать спать, мальчики - с удовольствием катать в машинке солдатиков или человечков. Очень хорошо в этом возрасте пробовать складывать из конструктора различные строения. Задача родителей – помочь сыну или дочери найти способы взаимодействия с предметами, которые могут заменить собой ту или иную взрослую вещь. Затем попытаться придумать несколько вариантов игры, создать нужную атмосферу и «запустить» фантазию ребенка.

Есть смысл постараться уйти на задний план и позволить малышу побыть одному, самостоятельно развлечь себя. Скорее всего, он сможет занимать сам себя в течение двадцати-тридцати минут, затем захочет пообщаться со взрослыми. В этот момент нужно плавно переключить его внимание на другие события – покормить, собраться на прогулку или просто почитать книжку. Важно не позволять малышу почувствовать скуку, а дать ему возможность сохранить благоприятные впечатления от игры, придуманной им самим.

Ребенок 3-6 лет

Этот период в жизни ребенка условно можно назвать дошкольным. Трехлетний малыш начинает осознавать понятие дружбы, он учится общаться, строить отношения с ровесниками. Если понаблюдать со стороны за игрой дошкольников, которым 3-4 года, можно увидеть, как они создают правила и стремятся добиться их выполнения от своих товарищей. На этом этапе на первый план выходит ролевая игра – дети с легкостью распределяют роли и следуют намеченной линии поведения.


В дошкольном возрасте игры становятся сюжетными, в них может участвовать сразу несколько человек

Родители в это время не должны мешать зарождающейся дружбе - следует позволить отпрыску наладить отношения с товарищами. Однако иногда дошкольники не могут найти компромисс, каждый из них хочет стать лидером. Здесь важно уметь мягко, но настойчиво разнять спорщиков и предложить им потратить свою энергию на другие цели, например, устроить мини-соревнования.

Дома с ребенком можно моделировать события, происходящие в магазине, в школе, в поликлинике. В виде игры показать ему, как правильно себя вести в общественных местах - например, спокойно ожидать маму, которая собирается оплатить счет в кассе.

В этот период можно предлагать малышу своеобразный обмен: он может поиграть сам, пока мама готовит обед, а затем они вдвоем отправятся на прогулку. Обычно дети с удовольствием следуют поставленной задаче и значительно облегчают жизнь взрослым.

Несколько причин того, почему малыш не хочет играть сам

Иногда родители жалуются, что чадо ни под каким предлогом не хочет оставаться наедине с собой. Наиболее вероятная причина в том, что малыш не получил от мамы достаточно внимания. Маленьким детям очень важен контакт с мамой – телесный и психологический. Важно выделить на общение с малышом хотя бы 20 минут – побаловаться с ним, обнять его и рассказать что-нибудь интересное. После он сможет довольно длительный период обходиться без мамы.


Если некоторое время уделить исключительно ребенку, то потом он сможет поиграть один

Есть и другие причины того, почему ребенок не желает оставаться сам. Он может не очень хорошо себя чувствовать, быть голодным. Ему может быть некомфортно – холодно, жарко или неудобно находиться в новой одежде.

Нельзя оставлять малыша одного тогда, когда он не в настроении – чем-то расстроен, плачет или просто капризничает. Этим можно только усугубить его состояние и оставить негативное впечатление от самостоятельной игры. В следующий раз малыша будет труднее оставить в одиночестве – он вспомнит этот момент и будет заранее сопротивляться тому, что его хотят «бросить».

Иногда устранение возможных причин недовольства ребенка не помогает, малыш все равно не хочет оставаться без родителей – впадает в панику, кричит, держится за мамину руку. Не стоит настаивать, лучше подождать несколько дней и попробовать снова. Если же малыш, которому уже больше двух, не готов оторваться от мамы даже на 5-10 минут, есть смысл проконсультироваться с детским психологом. Проблема может оказаться гораздо глубже и серьезнее, без участия специалиста с ней справиться будет трудно.

Организация игры

Когда в семье появляется ребенок, родителям стоит сразу продумать не только место для сна, но и место, где он будет играть. Важно, чтобы игровое пространство было удобным и безопасным. Доктор Комаровский советует опуститься на уровень роста крохи и оглянуться вокруг – можно увидеть много интересного. Не стоит полагаться на запреты - малыш может заиграться и забыть, что в розетку лезть нельзя. Лучше сделать так, чтобы он не смог навредить себе. Опасность представляют различные шкафчики и ящики – не только возможностью прищемить палец, но и содержимым. Нужно, чтобы ножницы, ножи, циркули, хрупкие и бьющиеся предметы были недосягаемы для ребенка.

Особо следует остановиться на организации хранения игрушек. Если они будут просто сложены в углу – комната быстро превратится в захламленное неопрятное помещение. Кроме того, ребенок не сможет приучиться складывать машинки и куклы, оставляя после своих действий порядок. Нужно продумать место для каждого вида игрушек – хранить их на открытых стеллажах, в специальных корзинах или коробках.

Психологи советуют не давать ребенку сразу много игрушек. Нужно выделить ему для занятий небольшое количество, остальные убрать. Когда малыш наиграется выделенным количеством, их можно спрятать и предложить ему другие, которых он давно не видел. Тогда кроха будет заинтересован своим занятием и ему долго не наскучит игра.

Что подойдет для самостоятельной игры?

Чтобы ребенок не потерял интерес к игре и не устал, нужно правильно подбирать для него игрушки. Не стоит оставлять его одного со сложной развивающей или настольной игрой, в которой он не сможет разобраться без участия взрослого. Лучше подобрать знакомые предметы или предложить сюжет, участником которого он сможет стать сам. Игрушки, которые наилучшим образом подойдут для самостоятельных занятий:

  • Всевозможные предметы для имитации профессиональной деятельности: набор доктора, парикмахера, инструменты столяра, швейная, стиральная машинка.
  • Мягкие игрушки или куклы, с которыми малыш не расстается – кладет рядом в постель, сажает за стол и берет в поездку.
  • Предметы, не предназначенные для игры – картонные коробки, подушечки, крышки от банок, кусочки ткани. Иногда малыш умело превращает простые вещи во что угодно.
  • Идеальна для самостоятельной игры детская палатка, в которой ребенок сможет уютно устроиться. Вместо покупного домика можно использовать стул, накрытый одеялом.
  • Подойдут игры, которые малыш уже освоил и должен разбираться в них без помощи взрослых – пазлы, сортеры, мозаика, конструктор и т.д.

Предметы быта тоже могут стать отличными игрушками для ребенка

Спортивные игрушки – мячи, обручи, скакалки лучше не использовать. Ребенок может попасть мячом в шкаф или люстру, поскользнуться, упасть. Также не стоит давать ему интерактивные игрушки – они не позволяют развиваться воображению и ограничивают возможные варианты развития событий. Напротив, нужно стремиться развивать инициативность и фантазию малыша, чтобы он смог занимать себя сам.

Подведем итоги

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, родители должны проследить за выполнением нескольких условий. Мы о них рассказали выше, теперь же кратко напомним о самых главных требованиях:

  • Создание безопасных условий для игры, выделение достаточного пространства.
  • Предварительное тесное общение с отпрыском, чтобы он не чувствовал себя брошенным.
  • Адекватное реагирование на просьбы о помощи. Мама не должна уходить надолго и не отвечать на зов малыша.
  • Развитие воображения, тренировка привычки занимать себя.
  • Поощрение за самостоятельность, похвала мамы.
  • Плавное увеличение времени, отведенного на автономные занятия.

Научить ребенка играть самостоятельно не так сложно (рекомендуем прочитать: ). Нужно действовать последовательно, не забывая о выбранной модели поведения с малышом даже в гостях. Кроха постепенно приучится развлекать себя сам. Этот процесс будет мягким и комфортным, если мама с папой станут поддерживать ребенка, регулярно уделять ему хотя бы немного времени и поощрять новые достижения.

Итак, сегодня нам предстоит изучить И их классификация тоже будет охвачена. Дело все в том, что данный момент играет важную роль для современного ребенка и его развития. Важно понимать, какие игры и для чего существуют. Тогда и только тогда можно будет в полной мере правильно развивать малыша. И речь идет не только о совсем маленьких детях, тоже важны. К сожалению, о реальном игровом процессе речь заходит все реже и реже. Но это не беда. Ведь если вы знаете, какие есть виды игр (и их классификация для школьников и малышей вам известна), то сможете всегда придумать, И как правильно развить его. Так какие варианты имеют место? С какими играми можно столкнуться в современном мире?

Определение

Для начала, с чем мы вообще имеем дело? Что такое игра? Не всем до конца понятен данный термин. И поэтому приходится изучать его. На самом деле, несмотря на то, что люди большую часть времени должны учиться и трудиться, особенно в детском возрасте, придется уделять много времени.

Игра - это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов. Каких именно?

Классы

Их не так много. Принято всего различать 3 класса игр для детей. Запоминаются легко. Первый тип, который только можно встретить - это игры, возникающие по инициативе самого ребенка. То есть самостоятельные. Такой вид распространен у малышей, школьники редко сталкиваются с подобным явлением. Можно сказать, что самостоятельная игра характеризуется игровым процессом, в котором участвует только один ребенок, да еще и по собственной инициативе.

Также виды игр и их классификация (для подростков, малышей и школьников) включают в себя варианты, возникающие по инициативе взрослого. То есть он как бы внедряет ту или иную ситуацию в жизнь ребенка. Основная цель подобного рода явления - обучение. Самый распространенный вариант развития событий.

Последний класс, который можно выделить здесь - это игры, возникающие из традиций, обычаев. Появляются как по инициативе взрослого, так и ребенка. Не самое распространенное явление в современном мире, но оно имеет место.

Обучающие

Какими могут быть игры? Если задуматься, можно бесконечно долго отвечать на этот вопрос. Ведь многое зависит от того, какой именно класс перед нами. Особое внимание нужно уделить игровым процессам, возникающим по инициативе взрослого. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром.

Виды игр и их классификация (в лагере, школе, детском саду - это не так уж и важно) включают в себя отдельную категорию - обучающие. Как не трудно догадаться, подобного рода варианты служат, как уже было сказано, для обучения ребенка. Могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-дидактическими. Каждый подтип будет рассмотрен далее. Но учтите - именно обучающие игры крайне важны для малышей и детей младшего возраста. Им придется уделять должное внимание.

Досуговые

Игра - это своеобразное развлечение. Поэтому среди вариантов, возникающих по инициативе взрослых, можно встретить досуговые игровые процессы. Их имеется огромное множество. Основное отличие от обучающих - это фактическое отсутствие упора на получение новых знаний и умений. Можно сказать, просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины.

Виды игр и их классификация - это то, что помогает понять всю суть того или иного занятия. Досуговые "варианты" тоже включают в себя множество подтипов. Причем с развитием современного мира их становится все больше и больше.

Так с чем можно столкнуться? Досуговая игра может быть просто развлекательной, карнавальной, театрализованной, интеллектуальной. Чаще всего подобные варианты встречаются у более взрослых детей. А вот малыши зачастую заняты обучающими играми.

Эксперимент

Не стоит забывать, что игровой процесс не обязательно требует постороннего вмешательства. Как уже было сказано, имеют место игры, возникающие по инициативе ребенка. Они играют важную роль в его развитии. Точно так же, как и в предыдущих случаях, самостоятельные игры делятся на подтипы.

К примеру, имеет место игра-эксперимент. Может проходить как с участием взрослого (или под его наблюдением), так и в полном одиночестве. В ходе данного процесса ребенок будет проводить какие-то экспериментальные действия, а затем наблюдать результат. Можно сказать, это "наглядное пособие" по тем или иным явлениям, обычно физическим и химическим.

Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запоминать сложные процессы. Сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для малышей. Например, "Сделай мыло", "Создай свой парфюм", "Веселые кристаллы" и так далее.

Сюжетные

Виды игр и их классификация нам уже известны. Но вот подробности тех или иных типов игровой деятельности - не совсем. Важно понимать, что именно происходит в том или ином случае, чтобы правильно развивать ребенка. К самостоятельным играм можно отнести сюжетно-ролевые варианты. Точно так же, как и к любым другим.

Что это такое? В ходе такой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская праздничная программа или просто придуманная история, в которой ребенок "живет" - все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны. Правда, они скорее покажутся им развлекательными.

А вот в более взрослой жизни зачастую сводятся к настольным. Например, "Мафия". В общем, любой игровой процесс, в котором есть своя история, сюжет, называется сюжетным.

Дидактические

Виды игр и их классификация (в детском саду или школе - не важно) часто включают в себя дидактические "разновидности". Очень распространенный вариант обучающего класса. Здесь получение знаний не представляется в открытой форме. Скорее, имеется лишь второстепенное значение данного пункта.

Дети в ходе дидактических игр развлекаются, но при этом соблюдают определенные правила. На первом плане оказывается та или иная игровая задача, которую каждый стремится реализовать. В ходе этого происходит получение новых знаний, а также закрепление оных. Правила игры заставляют задуматься детей над их выполнением, запомнить, научиться применять сначала в выдуманной, а потом и в реальной жизни. К дидактическим относят игры: с прятаньем, соревнования, фанты, поручения, загадывания, сюжетно-ролевые.

Подвижные

Виды игр и их классификация (для дошкольников и не только) нам уже известны. Только вот не до конца понятно, что собой представляет та или иная разновидность игрового процесса. Есть, как мы уже выяснили, подвижные игры. Что это такое?

Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего подвижные игры как-то косвенно (или напрямую) связаны со спортом. Разнообразные салочки, догонялки - все это относят к данной категории. Для умственного развития почти не несут никакой пользы, а вот для физического - вполне.

Виртуальность

На этом классификацию можно закончить. Только вот в современном мире не так давно появилось еще одно новое понятие в отношении игр. Теперь имеют место компьютерные (или виртуальные) типы. Как не трудно догадаться, весь игровой процесс происходит при помощи электронной машины в виртуальном мире.

Для детей есть свои обучающие игры. А вот взрослым предоставлен куда более обширный выбор разнообразных вариантов. Тут можно найти и квесты, и стратегии, и симуляторы, и "стрелялки", и гонки... И еще очень много всего.

Компьютерные игры - не самый лучший вариант для обучения дошкольников. Скорее, они больше подходят более взрослым детям. Виртуальные игры можно отнести к досуговым. Они не носят фактически обучающего характера и зачастую служат исключительно для проведения досуга, для расслабления.

Развлеки себя сам: 6 подсказок для родителей, как приучить ребенка к самостоятельным играм

Бывает, что подросший ребенок не может играть сам - все время требует внимания родителей. Если оставляешь его хоть на минуту - начинает капризничать . Но ведь невозможно его развлекать целый день! Можно ли приучить малыша играть самостоятельно?

Игра чрезвычайно важна для ребенка. Посредством игры он знакомится с окружающим миром и со своими возможностями. Игра развивает фантазию, сообразительность, внимательность, память. В игре формируется характер человека и закладываются нормы поведения. Самостоятельная игра имеет для ребенка особое значение. Это и умение найти себе занятие, и увлеченно заняться чем-то, и возможность для развития инициативы. Но самое главное, во время самостоятельной игры происходит закрепление воспитательного влияния взрослых .

Почему он не играет сам?

Проблемы с самостоятельной игрой у ребенка часто возникают по вине взрослых. Это результат чрезмерной опеки - нежелания предоставить ребенку хоть какую-то самостоятельность и запрета инициативы. Окружая малыша такой «заботой», постоянно опекая его, родители неизбежно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже не может обходиться без постоянного внимания , совместных игр и развлечений. Даже если малыш и играет самостоятельно, то недолгое время и в довольно примитивные игры.

4. Я сам!

Поручайте ребенку маленькие задания, с которыми он может справиться без вас. Например, можно попросить его помыть груши к обеду или уложить всех кукол спать. Главное, чтобы ребенок выполнял это сам и чувствовал свою значимость. Не торопите ребенка, не давите на него, пусть он сделает все сам.

5. Хобби-тайм

Сейчас очень много разных видов наборов для детского творчества. Небольшой совет - берите наборы, которые подходят по возрасту именно вашему ребенку. В такой игре важно довести дело до конца и получить результат - бусы, глиняная посуда, мягкая игрушка и т.п. У ребенка есть стимул - сделать что-то самому, получить наглядный итог труда и заслужить похвалу взрослого.

6. Набор на выбор

Классический вариант для развития способностей ребенка к самостоятельной игре - это конструкторы, пазлы и мозаики.

Совет первый - берите наборы, которые удобные вашему ребенку. Если для сборки требуются физические усилия, то ребенок должен самостоятельно соединять или разъединять фигурки.

Совет второй - берите наборы, в которые можно «переигрывать» много раз. Для взрослых важен результат, а для малыша важен сам процесс.

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя». Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий. Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

В. А. Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Почему он не играет сам или не может занять себя игрушками

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки. Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором. Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере. То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками. Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве. Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.


Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку. Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения. И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Здоровый ребенок первых трех лет жизни во время бодрствования находится обычно в активном, деятельном состоянии. Деятельность его очень разнообразна - он смотрит, слушает, осязает различные предметы, наблюдает за действием окружающих, за явлениями природы, много и разнообразно играет, общается со взрослыми и детьми, разговаривает с ними, с удовольствием выполняет небольшие поручения и т. д.

Все развитие ребенка происходит именно в процессе его деятельности, в процессе активного реагирования на раздражения окружающей среды.

В процессе той или иной деятельности развиваются и координируются все движения. Ребенок овладевает многими элементарными действиями: удерживать предмет, открыть, закрыть, вложить, а позже рисовать, лепить. Только активная деятельность способна вызывать и поддерживать эмоционально-положительное бодрое состояние, состояние оптимальной возбудимости центральной нервной системы, в то время как бездеятельность, пассивность ведет либо к пониженному, вялому состоянию, либо к резким вспышкам возбуждения.

В процессе той или иной деятельности у ребенка формируются различные взаимоотношения с детьми и со взрослыми, развивается речь. В действиях с разнообразными предметами ребенок упражняет и совершенствует свои органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). При этом он действенно, а поэтому более разносторонне и основательно знакомится со свойствами окружающих предметов, приобретает первичные знания о величине, цвете, форме, количестве. Наблюдая, а затем отображая в своей игре явления окружающей жизни, ребенок закрепляет свои знания. В процессе разнообразной деятельности у ребенка развиваются восприятие, внимание, память, воображение, эмоции, мышление. Он постепенно все лучше начинает ориентироваться в окружающем и приобретает свой опыт. Выполнение различных практических поручений взрослых, посильное участие в их труде, самообслуживание формирует у ребенка положительное «отношение к труду. А все это вместе способствует закладке «положительных черт характера и личности ребенка.

Учитывая такое большое значение деятельности для формирования всего поведения ребенка, необходимо обеспечить наиболее благоприятные условия для развития и постепенного обогащения разнообразных видов деятельности детей - в первую очередь игры, движений, наблюдений, взаимоотношений, практической деятельности (выполнение поручений взрослых, посильное участие в их труде).

Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе этой самостоятельной деятельности ребенка может быть не только закреплено, но и усовершенствовано то, что возникло в результате воспитательного влияния взрослого. Правильная организация самостоятельной деятельности детей необходима еще и для того, чтобы не обрекать их на пассивное состояние в то время, когда сестра занята кормлением или туалетом отдельных детей и не может поэтому заниматься с остальными.

Для того чтобы ребенок хорошо играл сам и, играя, развивался, чтобы игра приносила ему много радости, создавала хорошее самочувствие и воспитывала в нем определенные положительные качества, необходимо следующее: 1) достаточный простор, удобное место; 2) набор игрушек и пособий, различных для разных возрастов; 3) частое и правильное общение сестры и няни с детьми во время игры; 4) впечатления от окружающей жизни, в частности возможность видеть разнообразные действия взрослых и детей.

Уже с конца первого месяца жизни у ребенка появляются сначала очень короткие, но постепенно все удлиняющиеся отрезки активного бодрствования. В эти короткие промежутки надо брать ребенка на руки, ласково разговаривать с ним, стараясь фиксировать на себе его взгляд, подвешивать к кроватке яркие игрушки (шары, погремушки, целлулоидные игрушки).

С 6 недель тепло одетых детей (завернутых до подмышек в одеяло) надо класть после кормления на короткое время в манеж, разговаривать с ними, спускать над ними игрушки, стараясь различными способами привлекать к ним внимание детей, вызывать зрительное и слуховое сосредоточение.

Дети от 2 до 9 месяцев, как правило, должны находиться во время бодрствования не в кроватях, а в специально оборудованных просторных манежах с достаточным количеством разнообразных игрушек, соответствующих возрасту детей.

В манеже дети лучше могут быть обслужены сестрой и няней в воспитательном и гигиеническом отношении, чем тогда, когда они лежат в кроватях в различных концах комнаты. Кроме того, в манеже дети имеют большую возможность двигаться и получать больше впечатлений.

Детям до 2-3 месяцев подвешивают на расстоянии 50 см над грудью большие и яркие игрушки на специально приделанном к манежу кронштейне. С 3-месячного возраста игрушки спускают ниже, чтобы дети наталкивались на них руками, ощупывали и захватывали их. Для этой цели хороши бильбоке, подвешенные в виде трапеции, связанные погремушки, кольца и др. С 4-месячного возраста игрушки следует подвешивать немного выше, чтобы развить у детей уменье точно направлять к ним руки. Для этого удобны различные шарики, погремушки, деревянные подвески и др.

Если дети умеют вполне хорошо хватать и удерживать предметы, игрушки надо не подвешивать, а давать детям в руки и класть в манеж так, чтобы дети сами брали их. Для того чтобы ребенок мог размахивать игрушками, постукивать ими, перекладывать из руки в руку, надо давать ему разнообразные погремушки, мячики, яички, шарики, кольца, мисочки, резиновые, целлулоидные куклы и др.

Для развития элементарных действий с предметами, например вынимание, вкладывание, часть игрушек, предоставляемых 8-10-месячным детям, надо вложить в мисочки, тазики или кубы, а остальные игрушки расположить по манежу таким образом, чтобы дети подползали к ним, вставали и переступали вдоль барьера.

Помимо игрушек, которыми играют дети, в комнате должны находиться также другие предметы, например большая кукла, петух, яркая целлулоидная утка, часы, картины, изображающие домашних животных, и др. В возрасте 7-9 месяцев детям надо показывать эти предметы, называть их, предлагать детям их отыскивать в комнате по названию и тем самым способствовать развитию понимания речи.

С 9-месячного возраста здоровые и нормально развитые дети проводят время бодрствования не в манеже, а на полу.

В тот период, когда дети еще не могут самостоятельно ходить, т. е. для ползунков, должны быть обеспечены специальные условия: достаточная площадь для ползания и различные приспособления для развития движений - горка, лесенка для влезания, барьеры и другие предметы для вставания и ходьбы около неподвижной опоры, большие деревянные ящики, на которые дети могут влезать и складывать в них игрушки, специальные низкие продолговатые столы с выдвигающимися ящиками и шкафчиками и т. д. Обязательной принадлежностью игр детей этого возраста являются каталки, которые совершенно необходимы для развития самостоятельной ходьбы детей. Детям надо дать предметы, которые можно перекладывать и накладывать друг на друга, например кирпичики, кубики; для открывания и закрывания даются различные коробочки с крышками, вкладные чашки, кубы, грибочки; для надевания, втыкания - пирамидки, кольца, скамеечки с отверстиями и палочки к ним; для развития общих движений - большие мячи, шары, корзинки; для называния - куклы, собачки, мишки, кошки и др.

Для детей, уже умеющих ходить самостоятельно, нужна достаточно просторная комната для игр, оборудованная разнообразными пособиями для самостоятельных подвижных и спокойных, сосредоточенных игр.

Под влиянием развития речи игра у детей второго и третьего года жизни становится все более разнообразной и богатой по содержанию. В этом возрасте дети много бегают, лазают, любят подвижные игры, поэтому их надо обеспечить вожжами, обручами, досками, игрушечными паровозами, автомобилями, велосипедами и др., в то же время дети в своих играх начинают отображать действия окружающих их взрослых и впечатления из окружающей их жизни. Эти игры ценны для развития высших нервно-психических функций, поэтому надо иметь в группе все необходимые пособия для таких игр - куклы с различными наборами игрушек (мебель, посуда, одежда), предметы для ряжения (цветные косынки, фартуки), набор различных игрушечных животных, веревочки, цветные лоскутки, небольшие чемоданчики, корзинки и др.

Для детей, которые могут уже строить из кубиков и любят это занятие, в комнате для игр необходимо иметь крупный и мелкий строительный материал и различные конструктивные игрушки (геометрические вкладки, конструкторы, мозаика и т. п.).

Очень полезно для детей рассматривание книжек и картинок, поэтому в группе всегда должны быть различные картинки на фанере или; картоне, детские книжки с разнообразным содержанием из жизни детей, животных. Книги могут быть и покупные, и сделанные самим персоналом из открыток, картинок, вырезанных из книг, журналов и т. д. Надо также иметь в группе принадлежности для рисования - доску и мел, карандаш и бумагу.

Но одного предоставления детям игрушек недостаточно. Основным условием хорошего самочувствия детей и постепенного усложнения их самостоятельной игры является частое общение с ними сестры и няни и определенное руководство игрой детей.

Дети не могут долгое время быть предоставленными самим себе, и чем они меньше, тем общение сестры с ними должно быть чаще. Даже во время проведения гигиенических процессов сестра должна как можно чаще подходить к манежу в грудной группе или к играющим на полу ползункам. Сделав, например, туалет одному ребенку, прежде чем взять для этой цели другого, надо подойти к манежу и поговорить с детьми, дать, им игрушки и т. д. Все свободное от проведения процессов время сестра должна играть и заниматься то с одним ребенком, то с несколькими детьми, преследуя различные воспитательные цели - усложнить игру ребенка, заинтересовать его чем-либо, показать, как по-новому использовать, игрушки, сосредоточить его внимание на игре, вызвать на разговор и т. д.

Общение сестры с детьми может осуществляться в виде совместной игры, совместного наблюдения, рассматривания, указаний, вопросов, рассказывания, показов, непосредственного обучения различным новым действиям с игрушками и разговора по поводу этих действий, показов-развлечений (кукольный театр, инсценировки, показы заводных игрушек), игр-забав (прятки, догонялки, игры вроде «коза рогатая», «сорока-белобока» и т. п.). Однако все это не должно иметь характера строгой регламентации всего содержания игры, а должно выражаться в форме живого эмоционального общения с детьми в целях стимулирования и постепенного усложнения их самостоятельной деятельности.

Для полноценного развития детей, помимо правильной организации их самостоятельной деятельности, необходимо также проведение специальных занятий.



Похожие статьи
 
Категории