Как проходила оккупация Японии американцами. Япония в период оккупации

25.09.2019

Политика союзных держав в отношении побежденной Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июня 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении милитаризма, устранению всех препятствий для развития демократических тенденций, установления в стране свобода слова, вероисповедания и уважения основных человеческих прав. Декларация являлась общей программой антифашистской коалиции союзных держав. В ней нашли свое отражение те цели, которые ставили перед собой демократические силы всего мира во второй мировой войне. В некоторых ее разделах в частности говорилось следующее. Навсегда должны быть устранены власть и влияние тех, которые обманули и ввели в заблуждение народ Японии, заставив его идти по пути всемирных завоеваний, ибо мы твердо считаем, что новый порядок мира, безопасности и справедливости будет невозможен до тех пор, пока безответственный милитаризм не будет изгнан из мира.

До тех пор, пока такой новый порядок не будет установлен, и до тех пор, пока не будут существовать убедительное доказательство, что способность Японии вести войну уничтожена, -- пункты на японской территории, которые будут указаны союзниками, будут оккупированы для того, чтобы обеспечить осуществление основных целей, которые мы здесь излагаем. Японским вооруженным силам, после того, как они будут разоружены, будет разрешено вернуться к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь. Мы не стремимся к тому, чтобы японцы были порабощены как раса или уничтожены как нация, но все военные преступления, включая тех, которые совершили зверства над нашими пленными, должны понести суровое наказание. Оккупационные войска союзников будут отведены из Японии, как только будут достигнуты эти цели и как только будет учреждено мирно настроенное и ответственное правительство в соответствии со свободно выраженной волей японского народа. Несомненно, что эта Декларация была справедливой и, прежде всего, отвечала чаяниям самого японского народа …

Вопросы послевоенного устройства. После вступления Советского союза в войну и разгрома им Квантунской армии правящая верхушка Японии приняла условия Потсдамской декларации о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав. Сразу же после капитуляции Японии развернулась борьба пор вопросам ее послевоенного устройства. С одной стороны выступали правящие круги США, которые опасались усиления движения народных масс Японии в защиту своих прав, настаивали на отдельных ограниченных реформах, не затрагивающих основ существующего строя. Противоположные позиции занимали некоторые международные демократические силы, которые требовали проведения широких прогрессивных преобразований, обеспечивающих превращение Японии в современное демократическое государство.

При этом правящие круги США с самого начала оккупации стремились обойти принцип единогласия четырех великих держав (СССР, США, Китая и Англии) при разрешении японских проблем. В октябре 1945 г. США в одностороннем порядке создали в Вашингтоне Дальневосточную консультативную комиссию по Японии, что вызвало резкий протест со стороны Советского Союза и других стран. В конце концов в декабре 1945 г. на Московском совещании министров иностранных дел, созванном по инициативе СССР, после длительных переговоров США были вынуждены дать согласие на роспуск Дальневосточной комиссии и принять план, согласно которому в Вашингтоне учреждалась Дальневосточная комиссия из представителей 11 стран. Эта комиссия провозглашалась директивным органом, определяющим основные принципы оккупационной политики и по идее была поставлена над главнокомандующим американскими оккупационными войсками. Однако из-за обострение отношение между СССР и США привели к тому, что на практике Дальневосточная комиссия не сыграла отведенной ей роли.

Американская оккупационная политика началась в условиях резкого обострения общего кризиса капитализма, распада колониальной системы. В это время народы всего мира, в том числе и американский, в результате победы в войне, носившей антифашистский, освободительный характер, переживали демократический, революционный подъем. В этих условиях США не могли не считаться с условиями Потсдамской декларации и вынуждены были провозгласить политику демократизации и демилитаризации Японии. При этом они преследовали свои собственные цели - ослабить своего вчерашнего конкурента на мировом рынке, установить политический, экономический и военный контроль над ним.

Однако для того, чтобы устранить опасность возрождения японской угрозы Америке, необходимо было, прежде всего, подорвать позиции абсолютистской монархии, военщины, помещиков, бюрократии, ослабить влияние монополистического капитала. Соединенные Штаты понимали, что осуществить такие важные задачи силами только оккупационной армии нельзя, и поэтому пытались использовать социальные и политические силы внутри самой Японии - пацифисты, представители средней и мелкой буржуазии, рабочие и крестьяне, либералы и т.д. Первые шаги оккупационных властей. В отличие от оккупации Германии, в результате которой ее правительство было полностью распущено и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь несколько перестроенный и обновленный в ходе чистки, и поручили этому аппарату проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под свой контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента. В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать связи с иностранными державами. Сразу же после капитуляции США предприняли ряд мер, направленных возрождение в стране некоторых демократических норм, которые или вообще отсутствовали в Японии, или были ограничены в ходе мировой войны. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций, которые своей деятельностью содействовали ограничению свобод японского народа. Уже в сентябре 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией оккупационные власти издали директивы о роспуске вооруженных сил страны, о запрещении военного производства, об аресте главных военных преступников. 4 октября 1945 г. была ликвидирована тайная полиция (Токко), аналогичная немецкому гестапо, одновременно были выпущены политзаключенные.

С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о его божественном происхождении. 4 января оккупационные власти издали декрет о чистке государственного аппарата и политических организаций от лиц, связанных в прошлом с фашистской и милитаристской деятельностью и о роспуске 27 шовинистических организаций. В результате этих чисток от общественной и политической деятельности было отстранено более 200 тыс. человек. Были арестованы и преданы. Международному военному трибуналу 28 главных военных преступников, в том числе бывшие премьеры Тодзё, Койсо, Хирота, Хиранума, генералы Араки, Дойхара, Итагаки, Кимура, Минами, Мацуи, и некоторые дипломаты. Хотя оккупационные власти таким образом намеревались избавиться от неугодных им лиц, преследовали только свои интересы, тем не менее был нанесен серьезный удар по старой бюрократической системе, на которую опирался императорский режим.

В декабре 1945 г. был опубликован Закон о профсоюзах, впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам государственных предприятий и учреждений, право на организацию профсоюзов, на коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал также участие профсоюзов в обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, выплату зарплаты освобожденным профработникам.

22 октября 1945 г. вышел меморандум оккупационных властей в отношении народного образования. В нем предусматривалось запрещение культивирования милитаристской идеологии и преподавания военных дисциплин в обычных школах. Указывалось, что воспитание детей должно вестись в с учетом воспитания у детей уважения к достоинству личности, его правам, уважения прав и интересов других народов. Меморандум предусматривал также реабилитацию работников просвещения, уволенных в свое время за либеральные или антивоенные взгляды. Одновременно запрещалась любая дискриминация по отношению к учителям, учащимся и работникам просвещения на почве расовой или религиозной принадлежности и политических убеждений. Впредь до выхода новых учебников запрещалось преподавание в школах истории Японии.

Экономическое положение. Производственно-техническая база японской промышленности сравнительно мало пострадала от военных действий. Наибольшее сокращение производственных мощностей произошло только в легко промышленности - пищевой, текстильной -- которые удовлетворяли потребительский спрос населения на товары первой необходимости.

Что же касается мощностей тяжелой промышленности, то они сохранились на довольно высоком уровне. Разрушая и предавая огню малозащищенные мирные города и села, американцы почти совершенно не затронули главную угольно-металлургическую базу Японии на острове Кюсю. В частности целиком сохранился крупнейший в Японии металлургический комбинат «Явата». Тем не менее производство в Японии резко упало. Импорт сырья, топлива и продовольствия по существу прекращен в результате запрещения поддерживать торговые связи с другими государствами. В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленности. Тем не менее Соединенные Штаты в начальный период оккупации были вынуждены оказывать Японии экономическую помощь. Делалось это больше по политическим, чем по экономическим соображениям - с целью предупреждения острых социальных конфликтов, а также для достижения самоокупаемости японской экономики. В результате прекращения военного производства, демобилизации армии и флота, репатриации японцев из бывших колоний и оккупированных территорий (Корея, Маньчжурия, Тайвань, острова Южных морей) возникла массовая безработица. Около 10 млн. безработных были брошены на произвол судьбы.

Для того, чтобы несколько сгладить надвигающийся финансовый кризис, правительство встало на путь массового выпуска бумажных денег для погашения своих многочисленных обязательств перед монополиями, для выплаты пособий офицерскому составу армии и флота, для покрытия дефицита государственного бюджета. В результате этих мер возникла острая инфляция и резко снизилась реальная заработная плата и без того очень низкая. Образование политических партий. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии.

  • 10 октября 1945 г. были освобождены из тюрьмы коммунисты в том числе и руководители партии, находившиеся в заключении 18 лет. Компартия Японии впервые получила возможность легального существования и немедленно развернула свою работу среди масс. 1 декабря 1945 г. открыл свою работу 1У съезд К П Я - первый легальный съезд японских коммунистов. На нем была принята программа и устав. В своих программных документах коммунисты призывали к осуществлению в стране глубоких демократических преобразований, ликвидация императорской системы и образование демократической республики, проведение аграрной реформы и искоренение милитаризма.
  • 2 ноября 1945 г. на учредительном съезде было провозглашено о создании Социалистической партии Японии (СПЯ). В нее вошли социал-демократы всех оттенков. Программа партии выдвигала лозунги демократии, мира и социализма. При чем под социализмом СПЯ подразумевала не уничтожение капиталистических отношений, а проведение глубоких социальных реформ в рамках капиталистического строя.
  • 9 ноября 1945 г. была образована Либеральная партия (Дзиюто), основное ядро которой составили члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Эта партия станет в будущем отражать интересы крупной монополистической буржуазии.
  • 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия (Симпото). Она отражала интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхушки японского крестьянства.

Роспуск японских монополий - дзайбацу. В экономике довоенной Японии господствовали крупные монополистические объединения, именуемые «дзайбацу». Обычно они носили закрытый или замкнутый характер и контролировались одной семьей. Используя систему «личной унии» и другие средства. Головные компании дзайбацу контролировали десятки и сотни дочерних акционерных компаний, занятых в области промышленности, торговли, кредита, транспорта и в других отраслях хозяйства. Эти дочерние компании, в свою очередь, г7осподствовали над различными другими компаниями и т.д. Таким путем сравнительное небольшое число могущественных дзайбацу -- Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда - при поддержке поддерживающего их правительственного аппарата охватывало своими щупальцами буквально все отрасли японской экономики. Кроме всего, дзайбацу являлись главными вдохновителями и организаторами империалистической агрессии Японии и во время войны еще более усилили свою роль.

Вопрос о роспуске этих объединений выдвигался демократическими силами как первоочередная задача. Ликвидация всевластия дзайбацу рассматривалась ими как необходимая предпосылка подлинной демократизации и демилитаризации Японии. Ситуация в какой-то степени облегчалось еще и тем, что уже давно дискредитировали себя в глазах общественности и мешали восстановлению позиций крупной японской буржуазии. В директиве американского правительства от 6 сентября 1945 г., переданной Макартуру, кроме некоторых экономических проблем, в том числе и указывалось на необходимость «разработки программы роспуска крупных промышленных и банковских объединений, которые осуществляют контроль над большей частью промышленности и торговли Японии», и о замене их организациями предпринимателей, которые могут обеспечить «более широкое распределение доходов и собственности на средства производства и торговли». В феврале 1946 были ограничены в правах занимать руководящие посты в компаниях 56 членов семей руководящих деятелей дзайбацу, что должно было способствовать устранению господства дзайбацу над другими компаниями посредством личной унии. В соответствии с указаниями оккупационных властей японское правительство разработало план роспуска головных концернов «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и «Ясуда», а их активы были заморожены.

Правда, дзайбацу получили полную компенсацию за ценные бумаги в виде правительственных долговых обязательств, которые подлежали оплате через 10 лет. Впоследствии головные компании этих крупных концернов объявило о своем самороспуске. Несколько позднее оккупационные власти и само японское правительство приняло несколько законодательных актов, которые предусматривали ряд экономических и юридических мер, которые должны были воспрепятствовать возрождению дзайбацу в будущем …

Аграрная реформа. Аграрный вопрос давно принадлежал к числу наиболее острых социальных проблем Японии. До войны в японской деревне господствовала феодальная помещичьего землевладения, которая сформировалась после преобразований Мэйдзи в 70-80-х гг. Х1Х в. Более половины обрабатываемой земли принадлежало помещикам, которые сдавали ее крестьянам в аренду на кабальных условиях. Арендная плата доходила до 60 % с урожая и в основном собиралась только натурой. Кабальная система аренды приводила к образованию аграрного перенаселения, служившего резервуаром дешевой рабочей силы. Все это отрицательно сказывалось на общем жизненном уровне, как в городе, так и в деревне. Существовавшая система феодального землевладения сдерживала развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовала повышению производства продовольствия и сельхоз сырья. Одновременно с эти феодальный облик деревни отрицательно сказывался и на развитии капиталистических отношений в системе городского производства. Ликвидация этих отношений, несомненно, позитивно могла сказаться и на демократизации всего политического строя Японии. Капитуляция Японии открыла новую страницу в борьбе крестьян за свои права. Резкий подъем крестьянского движения, объединение его в лице Всеяпонского крестьянского союза вызвали серьезные опасения как у оккупационных властей, так и у правящих кругов страны. Стремясь не допустить демократического преобразования сельского хозяйства силами самого народа правящие круги США и Японии вынуждены были провести земельную реформу сверху, легальным, парламентским путем.

В ноябре 1945 г. японское правительство само внесло в парламент законопроект земельного закона. Этот документ был составлен японскими правящими кругами и отражал интересы только самих помещиков.

В декабре 1945 г. в разгар парламентских дебатов, штаб оккупационных войск опубликовал «Меморандум о земельной реформе». Этот закон вызвал острое недовольство японских демократических сил. С такой же критикой закона выступила КПЯ и Всеяпонский крестьянский союз. Закон о земельной реформе был подвергнут жесткой критике и со стороны представителей советских властей. Советская администрация предложила свой довольно радикальный вариант закона, в котором больше учитывались интересы крестьян. В конечном итоге японский парламент утвердил третий вариант закона, предложенный Англией, который был менее радикальным, чем советский, но более позитивный, чем американский. В основу этой земельной реформы были положены следующие общие принципы. Земли, сверх определенной нормы, выкупались государством у помещиков и затем продавалась крестьянам. При продаже земли предпочтение отдавалось тем крестьянам, которые раньше обрабатывали эту землю в качестве арендаторов. После проведения реформы (1949- 1950 гг.) частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой хозяйства. Арендные платежи с этого времени могли взиматься только в денежной форме и не должны были превышать 25% от урожая.

Горные леса и большая часть целинных земель по-прежнему оставались в руках помещиков. Леса ранее принадлежавшие императорской фамилии, были объявлены государственной собственностью. Хотя земельная реформа и привела к существенному изменению классовых отношений в деревне, тем не менее она полностью не решила аграрного вопроса. Мелкокрестьянское хозяйство не могло обеспечить значительного роста производительных сил и технического прогресса в сельском хозяйстве. Простое превращение арендаторов в самостоятельных землевладельцев в конечном счете поставило их в зависимость от преобразованной капиталистической экономики. Многие прежние помещики, сохранившие в своих руках леса, пастбища, луга, осуществляли контроль над местными органами власти, кооперативами и различными обществами и в значительной степени сохранили экономические и политические позиции в деревне.

Реформа образования. В марте 1947 г. был издан Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении. Использовав рекомендации американских специалистов, японские работники просвещения создали систему народного образования, в основном отвечающую положениям новой конституции. Период обязательного и бесплатного обучения был увеличен с 6 до 9 лет. Существенному изменению подверглись методы преподавания и программы. Из школьного обучения была устранена националистическая и шовинистическая пропаганда. Аналогичные пре6образования были проведены и в системе университетского образования. Была проведена децентрализация управления школьным обучением. Муниципальным и сельским органам власти предоставили в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, значительно ускорило темпы подготовки и качество новых кадров. Закон о труде. В апреле 1947 г. был принят Закон о трудовых нормах. Он установил 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25% надбавку к зарплате за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск, ответственность нанимателя за охрану труда и за санитарные условия, выплату компенсаций за производственные травмы, об охране труда подростков и т.д.

И хотя после выхода этого Закона в производстве сохранились некоторые негативные явления, сам по себе этот Закон имел очень большое прогрессивное значение. Принятие новой Конституции. Острая борьба демократических и реакционных сил развернулась вокруг проекта новой японской конституции. Американские оккупационные власти считали, что императорский строй может быть удобным орудием осуществления политики США. Подобные проекты вызвали резкую критику как за рубежом, так и внутри Японии. Несколько стран, в том числе и Советский Союз, склонялись к тому, чтобы вообще ликвидировать императорский строй и создать в Японии систему парламентской буржуазной демократии. В конце концов штаб оккупационных войск в феврале 1946 г. предложил новый компромиссный вариант, по которому император сохранялся, но только в качестве национального символа, по примеру Англии. Макартур признавал позднее, что вынужден был пойти на уступки только благодаря позиции Советского Союза. Большое влияние на характер проекта оказало демократическое движение самого японского народа. В уже готовый перед этим проект были внесены несколько очень важных статей и исправлений. В частности была добавлена статья об отказе от войны, как метода разрешения конфликтов. Японии запрещалось иметь собственные вооруженные силы. Прерогативы императора ограничивались представительскими функциями как символа Японии. Палата пэров упразднялась.

Демократические тенденции содержались также в разделе «Права и обязанности народа», где торжественно заявлялось, «что народ беспрепятственно пользуется всеми основными правами человека, что право людей на жизнь, свободу и стремление к счастью должны являться высшим предметом заботы в области законодательства и других государственных дел». Конституция провозгласила равенство всех граждан перед законом и упразднение в связи с этим привилегированного аристократического сословия. Кроме того - «неотъемлемое право граждан избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности»; «свободу мысли и совести, свободу собраний, слова и печати»; «свободу научной деятельности»; «право трудящихся на создание своих организаций и коллективные договоры».

Международный военный трибунал. Важным звеном в послевоенном обустройстве Японии играли вопросы, связанные с проблемой японской армии, полицией, офицерскими кадрами и вопросы о придании суду политических и военных деятелей страны. Японские правящие круги уже накануне капитуляции, предвидя будущие последствия, пытались сохранить контроль над ситуацией и не довести ее до нежелательного для себя исхода. 17 августа 1945 г. правительство Хигасикуни быстрыми темпами осуществило демобилизацию японской армии. Вооруженные силы в то время составляли 7 млн. человек, из них 4 млн. находилось в собственно Японии.

28 августа 1945 г. были уничтожены или спрятаны многие мобилизационные документы и списки офицерского состава. Гвардейскую дивизию реорганизовали в управление императорской полиции, сохранив ее костяк на случай восстановления. Основные руководящие и наиболее опытные кадры армии и флота были распределены по государственным учреждениям и военно-промышленным компаниям. Все это делалось для того, чтобы сохранить офицерские кадры и вывести их из под возможных негативных последствий в случае поражения Японии. Однако эти планы и действия последнего японского правительства не оправдались. В соответствии с условиями Потсдамской декларации, а также по настоянию международной общественности и народов азиатских стран, был создан Международный военный трибунал, который заседал в г. Токио. В его состав вошли представители 11 стран - СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Голландии, Индии и Филиппин. Он привлек пристальное внимание миллионов честных людей во всем мире, видевших в нем проявление борьбы за мир и искоренение фашизма. Суду Международного трибунала были преданы 28 представителей правящих верхов Японии, среди которых были бывшие премьер-министры, высшие военные руководители, дипломаты, идеологи японского империализма, хозяйственные и финансовые деятели. В ноябре 1948 г. Международный трибунал в Токио, после судебных процессов, которые длились более 2,5 лет, вынес свой приговор по делу 25 главных военных преступников. Трибунал приговорил к смертной казни восьмерых. 16 подсудимых были приговорены к пожизненному заключению. Приговор трибунала был встречен с большим одобрением мировой демократической общественностью.

Кроме того, Трибунал осудил японскую агрессию как международное преступление и установил, что империалистическая Япония в тесном союзе с гитлеровской Германией, добивалась завоевания целых стран и порабощения их народов. Было также доказано, что Япония на протяжении многих лет готовила агрессию против СССР и в 1938-1939 гг. совершала вооруженные нападения на СССР. В разделе «Политика Японии по отношению к СССР», в частности говорило: «Трибунал считает, что агрессивная война против СССР предусматривалась и планировалась Японией в течение рассматриваемого периода, что она была одним из основных элементов японской национальной политики и что ее целью был захват территорий СССР на Дальнем Востоке». В приговоре были перечислены конкретные виды помощи, которую Япония оказывала Германии в ее войне против Советского Союза в нарушение ее обязательств по Пакту о нейтралитете. В частности указывалась, что Япония снабжала Германию военно-разведывательными данными о Советской Армии, ее резервах, о переброске советских войск, о промышленно потенциале СССР.

ОККУПАЦИЯ Японии. Подписанный 2 сентября 1945 г. Акт о капитуляции Японии официально положил конец военным действиям между Японией и союзными державами, но он еще не означал прекращения состояния войны. Япония после подписания Акта о капитуляции фактически в течение семи лет находилась под оккупацией.

США направили в Японию для осуществления оккупации самый большой контингент войск. Поэтому США имели особые привилегии в органах оккупации. Так, генерал Дуглас Макартур был назначен верховным главнокомандующим союзных держав. Ему было поручено «принять капитуляцию Японии и следить за ее осуществлением». Акт о капитуляции 2 сентября генерал Макартур подписал не только как представитель США, но и как верховный главнокомандующий, представляющий интересы союзных держав.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явилось решение американского правительства, принятое 29 августа 1945 г., «О политике США в отношении Японии».

«Конечная цель заключается в том, - говорилось в решении, - чтобы, соблюдая идеалы и принципы Устава Организации Объединенных Наций и уважая суверенитет других наций (государств), создать в Японии правительство, которое не нарушало бы мира и содействовало достижению всех целей США».

Чтобы обеспечить соблюдение условий капитуляции, осуществить военную оккупацию Японии, оккупационная армия должна возглавляться главнокомандующим, который назначается американским правительством. «Император и японское правительство, - следовало далее, - должны подчиняться главнокомандующему, который обязан обеспечить выполнение условий капитуляции и проведение политики оккупации, для чего в Японии необходимо иметь нужные силы.

Основной целью оккупации является уничтожение милитаризма. Лица, виновные в жестоком обращении с военнопленными из союзных стран, а также с гражданскими лицами, должны рассматриваться как военные преступники. Они подлежат аресту и суду. В Японии должна быть уничтожена существующая экономическая база милитаризма и должен быть наложен запрет на ее восстановление. Необходимо оказывать всемерное содействие рабочим организациям в промышленности и сельском хозяйстве и распустить крупные промышленные и финансовые концерны».

В решении были и другие пункты: о репарациях, о внешней торговле, об иностранных предприятиях в Японии и т.п.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на ее территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура.

Демобилизация и разоружение Японии продвигались успешно. 30 ноября 1945 г. были распущены Военное и Военно-морское министерства со всеми подчиненными им органами.

После этого вопросы демобилизации были переданы в ведение Министерства здравоохранения, которое и проводило все необходимые мероприятия по демобилизации сухопутных войск и войск Военно-морского флота и полному разоружению их.

На основании директивы о чистке от 4 января 1946 г. из различных учреждений были уволены 180 000 человек из 220 000 и распущены все милитаристские союзы и организации. В связи с этими мерами были лишены прав на пенсию в порядке наказания все бывшие японские военнослужащие.

В то же время были освобождены лица, которые во время войны были осуждены как политические преступники. Они были восстановлены в правах, то есть получили право участвовать в выборах и занимать любые должности.

Таким образом, политика демилитаризации Японии проводилась быстро и решительно.

Позднее был принят ряд других решений по этому вопросу. На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 г., было принято решение учредить Дальневосточную комиссию и Союзный совет для Японии, которые начали действовать с 1946 г.

Дальневосточная комиссия была создана как директивный орган с постоянным пребыванием в Вашингтоне. В нее входили представители II государств (позднее 13 государств). Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии и имела право пересматривать решения главнокомандующего.

Союзный совет для Японии с местонахождением в Токио состоял из представителей четырех государств - США, Англии, СССР и Китая - и являлся контрольным органом. В его функции входило воплощение в жизнь решений Дальневосточной комиссии, предоставление на месте рекомендаций и советов главнокомандующему в отношении осуществления политики оккупации.

Однако, несмотря на создание новых органов, фактически по-прежнему главенствующую роль продолжали играть США. А в дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов, созданных для Японии, резко ослабли.

Управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы.

Главнокомандующий союзными державами генерал Макартур обладал огромными правами и властью в отношении Японии. Он использовал японское правительство как удобную ширму. В штабе главнокомандующего союзными державами помимо чисто военных отделов было еще десять отделов, которые ведали делами в различных областях жизни Японии: гражданская администрация, экономика и наука, контрразведка, гражданская информация и образование, естественные ресурсы, гражданский транспорт, химия, финансы, общественное здравоохранение и благосостояние, контроль за гражданским имуществом, статистика и поставки (заготовки) материальных средств. Эти отделы осуществляли руководство соответствующими японскими правительственными органами и контроль за их деятельностью.

На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 г., постепенно сокращалась.

В оккупационной политике в отношении Японии можно отметить два периода. Во время первого периода, который продолжался два года, осуществлялись основные задачи оккупации: уничтожение военной мощи Японии, проведение демократической политики и реформы по перестройке социальных и экономических органов страны. Позднее, когда произошло обострение в советско-американских отношениях, западные державы стали проводить политику создания новой и сильной Японии.

Для наказания главных японских военных преступников 3 мая 1946 г. начал работу Международный военный трибунал для Дальнего Востока.

Этот трибунал рассматривал дела так называемых главных военных преступников (категория «А»). К их числу был отнесен прежде всего генерал Тодзё, а также ряд других лиц, которые со времени Маньчжурского инцидента занимали руководящие посты в государственном аппарате, а также в армии и на флоте и которые так или иначе участвовали в руководстве войной, - всего 28 человек. Им было предъявлено обвинение по трем пунктам: преступления против мира, нарушение законов ведения войны, преступления против человечества.

Рассмотрение их дел было закончено к апрелю 1948 г., а 12 ноября того же года был объявлен приговор. Из числа всех обвиняемых семеро были приговорены к смертной казни через повешение, 16 человек - к пожизненному заключению, один к 20, а другой к 7 годам тюремного заключения.

Кроме того, были прекращены дела Окавы Сюмэй, который был признан психически ненормальным, а также Мацуоки Ёсукэ и Нагано Осами, которые умерли от болезней.

Смертный приговор в отношении семи осужденных (генералы Тодзё Хидэки, Мацуи Иванэ, Доихара Кэндзи, Итагаки Сэйсиро, Кимура Хэйтаро, Муто Акира и бывший премьер-министр Хирота Коки) был приведен в исполнение 23 декабря 1948 г. в тюрьме Сугамо в присутствии представителей четырех держав.

Одновременно с работой Международного военного трибунала, рассматривавшего дела главных военных преступников, проводились суды над преступниками категории «Б», обвиняемыми в нарушении законов и обычаев войны, и преступниками категории «В», обвиняемыми в совершении преступлений против человечества. Такие суды имели место в США, Австралии, Англии, Китае, Голландии, Франции и других странах, причем они проводились в соответствии с законами военного времени этих стран.

Кроме того, в Советском Союзе и на территориях Китая, контролируемых китайскими коммунистами, также заседали военные трибуналы, рассматривавшие дела бывших японских военнослужащих и вольнонаемных лиц, находившихся на службе в японской армии.

С целью ослабления мощи Японии осуществлялись меры по ликвидации так называемой военщины (гумбацу), государственной бюрократии и крупных промышленных и финансовых монополий (дзайбацу). Во всех областях жизни Японии проводилась так называемая демократизация. Но суть всех этих преобразований заключалась в том, чтобы сделать Японию страной, которая больше устраивала бы союзные державы, и прежде всего США.

Под лозунгом «демократизации» Японии были разработаны новая Конституция, новое Положение о выборах, проведено реформирование сельского хозяйства, полиции, образования, введена новая система труда, распущены дзайбацу и различные органы контроля.

В штабе генерала Макартура был разработан и проект новой конституции Японии, утвержденный парламентом в ноябре 1946 г. и вступивший в силу 3 мая 1947 г. В новой Конституции провозглашалось, что «император является только символом», говорилось «о разоружении, отказе от войны» и т.д.

Оккупация Японии продолжалась до 1951 г., когда был подписан Сан-Франциский мирный договор.

Последствия поражения Японии во Второй мировой войне были катастрофическими. Только человеческие жертвы составили 8 млн. человек (из них 1.5 млн. числятся без вести пропавшими). Не говоря о материальных разрушениях, репарациях, колониальных и территориальных потерях, главным для японской нации были морально-психологические последствия.

Именно отсюда и следовала главная задача американских оккупационных властей: искоренение милитаризма и установление демократических порядков преобразования, проводимые американскими властями в послевоенном обществе. Создание двух органов власти, которые формально могли решать вопросы с Японией. Союзный совет Дальневосточная комиссия По делам Японии с участием размещалась в Вашингтоне и США, СССР, Китая; состояла из 11 членов. Представителей Великобритании и стран Содружества тихоокеанского региона- находился в Токио. Но, фактическая власть принадлежала штабу оккупационных войск США в Японии во главе с генералом Д. Макартуром. Изменения в экономической сфере:

11.10.1945 г. проведена аграрная реформа;

в ноябре 1945 г. были распущены дзайбацу, объявлена полная экономическая свобода;

в 1946 г. основана федерация экономических организаций лоббировавшая интересы японского бизнеса в политике;

21.11.1946 г. принят закон о профсоюзах.

Политические реформы:

В октябре 1945 г. были приняты директивы, провозгласившие в Японии политические и религиозные свободы;

в окт. 1945 г. образованы Либеральная, Прогрессивная, Социалистическая и Коммунистическая партии;

женщины получили избирательные права;

с дек. 1945 г. начала проводиться в жизнь Директива о демократизации системы образования;

штабом генерала Д. Макартура начала разрабатываться новая конституция (утверждена парламентом в сент. 1946, в силу вступила 3.05.1947 г.).

распущены вооружённые силы, запрещено военное производство;

1.01.1946г. состоялось публичное отречение императора от божественного происхождения правящей династии;

Был организован Международный токийский военный трибунал.

На международной конференции в Сан-Франциско (1951г.) был подписан мирный договор держав – победительниц с Японией.

После его вступления в силу в апреле 1952г. оккупационный режим был прекращён.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30. Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952):

  1. 32. Американская оккупация Японии (1945-1952 гг.) и ее роль в складывании послевоенного японского политического устройства.
  2. 24) Идеология и культурная жизнь страны в послевоенный период (1945-1952 гг.).
  3. Глава 38. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СССР (1945-1952)

После вступления в войну с Японией Советского Союза и разгрома его войсками Квантунской армии правящие круги Японии приняли условия Потсдамской конференции о безоговорочной капитуляции. Вслед за этим Япония была оккупирована американскими войсками, действовавшими от имени союзных держав.

C этого времени и до вступления в силу в 1952 г. Сан-Фран- цисского мирного договора верховная власть в стране находилась в руках США.

Политика союзных держав в отношении Японии была сформулирована в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г. Декларация содержала требования об искоренении навсегда в Японии милитаризма, устранении всех препятствий к возрождению и укреплению демократических тенденций, установлении свободы слова, вероисповедания и мышления, а также уважения человеческих прав. B ней предусматривалось образование миролюбивого ответственного правительства в соответствии со свободно выраженной волей японского народа.

Тем не менее США сохранили в основном старый государственный аппарат во главе с японским императором, лишь слегка перестроив его. Посредством чистки административного аппарата американцы создали послушную им машину бюрократического управления.

США присвоили себе все важнейшие государственные функции. Они взяли в свои руки финансы, составление госбюджета, внешнюю торговлю, контролировали суды и полицейский аппарат, ограничили законодательную власть парламента. Японское правительство было лишено права устанавливать связи с другими странами, все функции внешней политики находились в руках оккупационных властей.

Уже в сентябре 1945 г. были распущены армия и карательные органы, националистические организации. Затем последовали предоставление рабочим права на создание профессиональных союзов, демократизация системы образования, ликвидация абсолютизма, уравнение в правах женщин, демократизация экономики. Были распущены дзайба-цу (промышленно-финансовые концерны), проведена земельная реформа, уничтожено помещичье землевладение. Религия синто была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император публично отрекся от мифа о божественном происхождении правящей династии.

B результате чисток от общественной и политической деятельности было отстранено свыше 200 тысяч человек, арестованы и преданы суду международного трибунала 28 главных военных преступников. Из тюрем были выпущены свыше 3 тысяч политических заключенных.

После капитуляции Японии вместо ушедшего в отставку кабинета Судзуки было создано правительство во главе с членом императорской семьи приццем Хигасикуни. Оно должно было максимально сохранить атрибутику старой Японии и свести к минимуму меры союзных держав. Это правительство продержалось только до начала октября 1945 г. и было заменено кабинетом Сидэхара, известного своей проамериканской ориентацией. B годы правления этого кабинета и были по директивам американцев осуществлены основные преобразования, в том числе пррведены выборы в первый послевоенный парламент. B них приняли участие некоторые вновь образованные партии, включая партии левого крыла - Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии, которые в дальнейшем стали играть существенную роль на политической арене.

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства Японии явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. (действует по настоящее время). Она упразднила абсолютную монархию и фактически отстранила императора от политической власти, объявив его только «символом единства нации». Была провозглашена суверенная власть народа. Новым в практике буржуазного государственного права явилась декларация об отказе Японии «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

По новой конституции гражданами стали считаться как мужчины, так и женщины, получившие равные с мужчинами избирательные права. Вводилось всеобщее избирательное право, упразднялась патриархальная семейная система, декларировались гражданские права.

Верхняя палата парламента стала выборной и получила название палата советников. Нижняя палата (палата представителей) была наделена по сравнению с верхней большими полномочиями.

Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, могла назначать премьер-министра. Если она обладала большинством в обеих палатах, то могла представлять парламенту предложения об изменении законов. Оппозиционные партии и профсоюзы в первые годы оккупации поддерживались американцами с цель укрепления демократических институтов. Однако с провозглашением «доктрины Трумэна» (1947 r.), положившей начало «холодной войне», они поставили своей задачей превратить Японию в, бастион антикоммунизма, своего союзника в борьбе с CCCP и коммунистическим Китаем. B этих условиях все организации левого толка (а в силу тяжелого экономического положения Японии профсоюзы вели активную борьбу с правительственным курсом по сдерживанию доходов населения) стали объектами репрессий.

После 1947 r., а особенно после начала войны в Корее (1950 г.) американцами стал проводиться так называемый «обратный курс». Он сводился к трем основным моментам: подавление оппозиционного, прежде всего профсоюзного и коммунистического, движения; пересмотр политики в отношении роспуска дзайба- цу; начало перевооружения Японии. Были приняты репрессивные меры против радикальных движений (увольнение с работы, закрытие печатных органов и т.д.), запрещались забастовки. Американцы перешли к политике укрепления японской экономики. B 1950 г. в новогоднем послании премьер-министру Японии командующий оккупационными силами генерал Макартур- отметил, что пацифистская 9 статья конституции не запрещает Японии иметь силы самообороны. После этого была принята программа создания 75-тысячного корпуса национальной полиции, ставшего основой для формирования новой армии.

Восстановление японской экономики было крайне медленным. B 1948 r., через три года после окончания войны, индекс промышленного производства Японии по отношению к 1937 r., взятому за 100, составлял только 52, тогда как в других побежденных странах он достигал - в Западной Германии - 100, в Италии - 98. Наиболее острой проблемой была инфляция, не только препятствовавшая восстановлению промышленного производства, но и вызывавшая социальные волнения. Другой их причиной была безработица, поскольку демобилизация армии и флота, возвращение из бывших колоний сотен тысяч переселенцев привели к появлению огромного количества «лишних» рабочих рук.

Восстановление экономики до 1949 г. шло в основном по линии правительственных субсидий крупным монополиям и американской помощи. Однако эти меры могли иметь лишь временный характер, поскольку создавали положение, при котором, чем больше средств вкладывалось в промышленность для увеличения про- изводства. тем сильнее росла инфляция. Деловые круги Японии не проявляли заинтересованности в изменении этого механизма, обеспечивавшего им большие инфляционные прибыли за счет использования государственных средств.

Поэтому в декабре 1948 г. последОвало категорическое указание американского правительства штабу оккупационных войск о вводе в действие плана стабилизации. Он состоял из девяти пунктов, согласно которым японСкому правительству вменялось в обязанность: 1) сбалансировать государственный бюджет, 2) увеличить налоговые сборы, 3)строго ограничить выдачу субсидий, 4) стабилизировать заработную плату, 5) установить контроль за ценами, 6) усилить контроль над внешней торговлей и иностранной валютой, 7) улучшить систему снабжения материалами, необходимыми длй экспортных производств, 8) увеличить производство местного сырья и товаров для ограничения импорта, 9) улучшить систему продовольственных поставок.

" B мае 1949 г. США аннулировали план взимания с Японии репараций, затем пересмотрели закон против монополий, открыв пути для концентрации производства и капиталов. Жестокие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансированию экспорта, получившие название «линии Доджа» (по имени главного экономического советника при штабе оккупационных сил) а также связанные с войной в Корее огромные американские военные заказы положили основу форсированному восстановлению и развитию тяжелой и химической промышленности Японии, обеспечили высокие темпы экономического роста в дальнейшем.

Сан-Францис- ® сентябре 1951 г. была проведена Сан-Францис- гкий мирный ская мирная конференция. Она была организова- договор на правящими кругами США и Англии с целью осу

ществления формальной процедуры подписания представленного ими варианта мирного договора с Японией. Многие заинтересованные страны не были на нее приглашены либо отказались в ней участвовать (как Индия и Бирма) в знак несогласия с англо-американским проектом договора. B ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе касающиеся четкого определения принадлежности отошедших от Японии территорий. После отказа принять во внимание возражения и поправки советской делегации она отказалась подписать мирный договор, классифицировав его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

B соответствии с Каирской и Потсдамской декларациями, Ялтинским соглашением и решениями Дальневосточной комиссии Сан-Францисский мирный договор закрепил отказ Японии от Южного Сахалина, Курильских островов, Тайваня, островов Пэнхуледао и некоторых других территорий, но не указал на их нынешнюю национальную принадлежность.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между США и Японией, по которому США получилй право держать в Японии свои войска и после заключения мирного договора. Согласно «договору безопасности» американцы брали обязательства не только по обороне Японии, но и по подавление в ней внутренних волнений, а также Оговаривали необходимость развития японских сил самообороны.

Оккупация Японии союзными войсками (яп. 連合国軍占領下の日本 Рэнго:кокугун сэнрё:ка но Нихон?) имела место в 1945 - 1952 годах после её капитуляции во Второй мировой войне. В течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, правительство и император подчинялись Верховному Командующему Союзными войсками. Важнейшей задачей оккупационных войск было проведение демилитаризации Японии. В течение этого периода был проведен Токийский процесс, принята новая Конституция страны и начато восстановление японской экономики. После вступления в силу Сан-Францисского мирного договора оккупация закончилась и Япония вновь стала суверенным государством.

Оккупированная Япония. Красный - территории, оккупированные США, голубой - оккупированные СССР. Синий - аннексированные СССР, жёлтый - аннексированные Китайской Республикой.

Организация и контроль над оккупированной Японией

На случай продолжения сопротивления Японии после занятия её колоний и локальных ударных операций (включая атомную бомбаридировку), что потребовало бы кровопролитных боёв и было не под силу одним США, в США был разработан общий план раздела Японии с разделением страны на зоны ведения боевых действий и оккупации, а у СССР имелся оперативный план советской оккупации, начиная с высадки на Хоккайдо двух стрелковых дивизий, которая должна была последовать за Маньчжурской и Южно-Сахалинской сухопутными, Курильской и тремя корейскими тактическими десантными операциями Советско-японской войны согласно приказу, отданному главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским, но отложенному до новых указаний Ставки. В связи с Актом капитуляции Японии реализация планов не потребовалась, оккупация Японии западными войсками состоялась без кровопролития.

Оккупационная политика союзных держав в отношении Японии определялась прежде всего Потсдамской декларацией. Но основой конкретной политики в отношении Японии явился документ, подготовленный государственным департаментом США с участием военного и морского министерств и опубликованный 23 сентября 1945 года под названием «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации». Предусматривалось, что главнокомандующий «будет осуществлять свою власть через посредство японской правительственной машины и агентства, включая императора…» За японским народом признавалось «право свободы перемены правления Японии», при условии, что подобная перемена не будет противоречить безопасности американской армии и целям оккупационной политики. В документе также говорилось о демилитаризации Японии, ликвидации идеологии милитаризма и агрессии и обеспечении развития мировой экономики.

На совещании министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить Дальневосточную комиссию (ДВК) (с постоянным пребыванием в Вашингтоне) и Союзный совет (с местонахождением в Токио) для Японии, которые начали действовать с 1946 года. Дальневосточная комиссия должна была вырабатывать основы оккупационной политики союзных держав в отношении Японии, а Союзный совет консультировать главнокомандующего оккупационных войск. В дальнейшем, по мере изменения международной обстановки, в частности с обострением отношений между США и Советским Союзом, роль и значение этих международных органов резко ослабли.

Для осуществления военной оккупации самой Японии на её территорию были введены сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы под общим командованием генерала Макартура. Но управление Японией не носило чисто военного характера, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно: через японские правительственные органы. На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией США были созданы соответствующие отделы, которые и осуществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти. Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации, начиная с 1949 года, постепенно сокращалась.

Оккупационная политика

Политика демократизации

Директива о ликвидации ограничений политических и религиозных свобод и прочих гражданских прав (4 октября 1945 года).

Разрешение деятельности запрещённых в годы войны профсоюзов (1946 год).

Разрешение деятельности оппозиционных политических партий, включая КПЯ и СПЯ.

Предоставление избирательного права женщинам.

В декабре 1945 года на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государства, а в новогоднем обращении к народу в 1946 года император публично отрёкся от своего «божественного происхождения».

Экономическая политика

Ликвидация дзайбацу (крупные монополистические концерны).

Аграрная реформа 1946-1949 годов, в результате которой помещичье землевладение было практически уничтожено, а из арендаторов крестьяне стали собственниками земли.

«Линия Д. Доджа» (1949-1950) - линия стабилизации японской экономики, разработанная американским финансистом Д. Доджом. Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 году реформа налоговой системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях преодоления инфляции и стабилизации экономики. Центральное место в ней занимали прямые налоги, в основу которых был положен принцип прогрессивного подоходного налога. Главным итогом финансовой реформы Доджа стало то, что был сверстан и принят к исполнению бездефицитный государственный бюджет, при котором доходы не просто покрывали расходы, но и значительно превышали их. Эта финансовая реформа также оказала благотворное влияние на состояние внешней торговли Японии: стабилизировала иену и позволила выйти государству из затянувшегося финансового кризиса.



Похожие статьи
 
Категории