(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки) - полифония, а также научная и учебная дисциплина.
Смотреть значение Контрапункт в других словарях
Контрапункт М.
— 1. Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий;........
Толковый словарь Ефремовой
Контрапункт
— контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество........
Толковый словарь Ушакова
Контрапункт
— -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз.
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных........
Толковый словарь Кузнецова
Контрапункт
— (нем. Kontrapunkt) - в музыке - 1) одновременное сочетание 2 иболее самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая кданной мелодии.3) То же, что полифония.4)........
Подвижной Контрапункт
— см. Контрапункт.
Большой энциклопедический словарь
Двойной контрапункт
— наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате к-рых верхний голос становится........
Музыкальная энциклопедия
Зеркальный контрапункт
— см. Обратимый контрапункт.
Музыкальная энциклопедия
Контрапункт
— (нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, букв. - точка против точки).
1) То же, что полифония - определённый тип многоголосия, характеризующийся сочетанием развитых и осмысленных........
Музыкальная энциклопедия
Обратимый контрапункт
— полифонич. соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно........
Музыкальная энциклопедия
Подвижной контрапункт
— вид сложного контрапункта, полифонич. соединение мелодий (разных, а также одинаковых, подобных, изложенных в виде имитации), предполагающее образование одного или неск.........
Музыкальная энциклопедия
Содержание статьи
КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин «контрапункт» прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт», им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.
Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.
Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире.
Контрапункт в 20 в.
П.Хиндемит (1895–1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. «Линеарный контрапункт» Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии – в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.
Виды контрапункта.
Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.
В т.н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.
контрапункт
контрапункта, мн. нет, м. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.
Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
контрапункт
А, м. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.
прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
контрапункт
Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких одновременно звучащих самостоятельных голосов, мотивов, мелодий; само такое сочетание.
Один из разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
Мелодия, сопровождающая основную тему.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
контрапункт
КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) в музыке -
одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
То же, что полифония.
Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.
Контрапункт
(нем. Kontrapunkt, от лат. punctum contra punctum, буквально ≈ точка против точки) в музыке:
вид многоголосия, в котором все голоса являются равноправными; в 20 в. чаще называлась полифонией. Особую форму составляет подвижной контрапункт ≈ повторное проведение голосов полифонического построения с изменением интервала между ними (вертикально-подвижной К.) или времени их вступления относительно друг друга (горизонтально-подвижной К.), а также сочетание этих приёмов (вдвойне-подвижной К.); обратимый контрапункт допускает возможность сочетания голосов при перемене направления интервалов в сочетающихся мелодиях.
В полифоническом сочинении ≈ мелодия, звучащая одновременно с темой.
Один из главных разделов теории музыки; в СССР называется полифонией.
Википедия
Контрапункт
Контрапу́нкт (- нота против ноты, буквально - точка против точки ) - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония). Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются литературоведы, искусствоведы и журналисты.
Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus . Идея появилась не позднее 1532 года, когда описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche», и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде «Prattica di musica». Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта».
В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» , где он описал пять видов контрапункта:
- нота против ноты;
- две ноты против одной;
- четыре ноты против одной;
- ноты имеют смещение относительно друг друга;
- смешение предыдущих четырех подходов.
Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).
Контрапункт (значения)
Контрапу́нкт :
- Контрапункт - музыкальный термин
- «Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли
Контрапункт (роман)
«Контрапункт» - роман Олдоса Хаксли, опубликованный им в 1928 году. Роман стал самым крупным произведением писателя.
Примеры употребления слова контрапункт в литературе.
С несравненным искусством Бахман скликал и разрешал голоса контрапункта , вызывал диссонирующими аккордами впечатление дивных гармоний и -- в тройной фуге -- преследовал тему.
Пусть неофит знает, что такое ассонанс и аллитерация, рифма смежная и далекая, простая и сложная, так же как от музыканта мы вправе ожидать, что он знает гармонию и контрапункт , и все прочие мелочи своего ремесла.
Их мелодия контрапунктом проникала в президентские апартаменты на десятом этаже, ибо окна здесь - для более эффективного действия воздушного кондиционера - были герметически закрыты.
Он появился на сцене примерно за полчаса до решающего звонка Арнольда, и то известие, которое он мне принес, служит как бы рамкой, или контрапунктом , или наружной оболочкой драмы Арнольда Баффина, свершавшейся тогда и позднее.
Выдающийся польский композитор сразу оценил дарование мальчика и, зная незавидное материальное положение семьи Кюи, стал бесплатно с ним заниматься по теории музыки, контрапункту к композиции.
Они инициировали настойчивый зубчик мотива, пробегающий как остинато контрапунктом к предыдущей теме.
Но и там, где музыка вроде бы и не присутствует впрямую, стихи часто строятся по законам контрапункта - многопланово, разноголосно, действие происходит одновременно в разных местах и разных временах.
Ведь контрапункт и акростих при всех различиях в уровне, на котором в них нечто скрыто, имеют и нечто общее.
Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А.
Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.
Траго, у которого учился впоследствии в Мадридской консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт .
Нас интересует пока лишь внутриатомный контрапункт голосов, сочетание их лишь в пределах одного разложившегося сознания.
Транспонируя с языка музыкальной теории на язык поэтики положение Глинки о том, что все в жизни контрапункт , можно сказать, что для Достоевского все в жизни диалог, то есть диалогическая противоположность.
Делаются усилия найти возможности построить и для живописи свой контрапункт , исходя из факта многосторонней схожести физических вибраций воздуха и света.
Это и есть элементы, дающие возможность образовать чисто-рисуночный контрапункт , и они приведут к этому контрапункт у.
Содержание статьи
КОНТРАПУНКТ, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин «контрапункт» прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт», им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта.
Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525–1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле.
Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685–1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии «фигурированного баса» (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире.
Контрапункт в 20 в.
П.Хиндемит (1895–1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. «Линеарный контрапункт» Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии – в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.
Виды контрапункта.
Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.
В т.н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.
punctum contra punctum, punctus contra punctum - нота против ноты, буквально - точка против точки ) - изначально в музыке : одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов . Музыкальным термином «контрапункт» (метонимически) ныне пользуются также литературоведы, искусствоведы и журналисты для определения двух или более одновременно происходящих событий.
Музыка
Контрапункт - одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. Контрапунктом также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций, теперь полифония . Контрапункт создавался как педагогический инструмент, с помощью которого студенты могли сочинять музыкальные композиции с постепенным увеличением сложности. Частью этих композиций был неизменяемый cantus firmus (буквально «твёрдый» напев). Идея появилась не позднее 1532 года , когда Джиованни Мария Ланфранко описал подобную концепцию в своем труде «Scintille di musica» (Brescia, 1533). В XVI веке венецианский теоретик Джозеффо Царлино разрабатывал идеи контрапункта в сочинении «Le institutioni harmoniche» , и первое подробное описание контрапункта появилось в 1619 году в труде Людовика Цаккони «Prattica di musica» . Цаккони дополнил контрапункт несколькими техниками, например, «обращением контрапункта» [ ] .
В 1725 году австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс опубликовал теоретический труд «Gradus ad Parnassum» («Ступени к Парнасу»), где он описал пять видов контрапункта:
- нота против ноты;
- две ноты против одной;
- четыре ноты против одной;
- ноты имеют смещение относительно друг друга (синкопирование);
- смешение предыдущих четырёх подходов.
Контрапунктический стиль в музыке наиболее ярко представлен в хоровых сочинениях Палестрины (ок. 1525-1594) и в инструментальных и хоровых произведениях И. С. Баха (1685-1750).
В экранных искусствах
В кино, телевидении, контрапункт - осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения. Противоположно синхрону - разновидности видеоматериала, где изображение и звук соответствуют одной пространственно-временной ситуации (чаще всего эпизод интервью - зритель видит человека и слышит шумы и речь, синхронизированные с изображением, записанные там же и тогда же, когда происходит разговор). Контрапункт могут создавать изображение и шум, изображение и музыка. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (изображение) контрастирует с другим (звук). Примером может служить видеоизображение военного парада, сопровождаемое комичным цирковым маршем.