Как развивать дикцию и речь. Как улучшить дикцию и речь

20.10.2019

По оценкам специалистов, нарушениями дикции страдают до 30% людей. Причем, судя по всему, большинство из них устраиваются на работу в аэропорты, чтобы объявлять о задержках рейсов по радио. Даже если ты не собираешься примкнуть к их числу, тебе не повредит научиться разборчиво заказывать в ресторане блюда с трудными названиями или удивлять окружающих молниеносно произнесенной эстонской скороговоркой.

Гхэ , славяне!

«Самым легким дефектом произношения является гэканье», – говорит Александр Кабин, режиссер и преподаватель сценической речи театрального объединения «Интерлюдия». Этот фрикативный «г» можно подхватить и в зрелом возрасте. Обладатель хорошего фонематического слуха после двухнедельной командировки в Восточную Украину или на юг России, вдоволь наобщавшись с местными жителями, незаметно для себя начнет разговаривать, как Настя Заворотнюк в образе прекрасной няни. Впрочем, после возвращения на родину акцент через пару недель сойдет на нет и не проявится до следующей командировки. Если же твое «гхэ» является врожденным, для приобретения невзрывного звучания четвертой буквы алфавита потренируйся в произнесении фраз с обилием «г». Проговаривай их медленно, а на звуке «г» поначалу делай паузу для выделения.

Прочти с выражением

  • Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  • Гениальный гетеросексуал Гога горячо любит гейшу Галю.
  • Где же Гена-гастарбайтер? Этот гад гербарий сушит!

Грассирующая пуля

Кроме фамилии Зинбельшухер есть масса других, более уважительных, причин не выговаривать звук «р». Этот звук – самый сложный по артикуляции. Насчитывается 30 вариантов его искажений. Наиболее частые – отсутствие «р» («кообка пезевативов») и горловое произношение звука, называемое картавостью. «Иногда причиной дефекта является укороченная подъязычная связка, ограничивающая подъем языка. Это требует небольшого вмешательства хирурга», – замечает Александр. Но чаще все дело в закрепившейся с детства привычке и слабости мышц языка.

Чтобы разработать язык, сперва распластай его на нижней губе, при этом нелишне приговаривать «пя-пя-пя». (Звучит глупо, но что делать?) Когда язык привыкнет лежать расслабленным, научи его прикрывать верхнюю губу. Передний край языка должен закрыть всю верхнюю губу от уголка до уголка рта. (При особенно слабых мышцах первое время помогай языку удерживаться наверху чайной ложкой.) Следя за тем, чтобы язык оставался таким же широким, задвинь его за верхние зубы. Теперь тренируйся произносить «д-д-д», ударяя передним краем приподнятого языка по внутренней поверхности верхних передних зубов. Через несколько часов этих упражнений, чередуемых со скороговорками, у тебя начнет прорываться звук «р».

Прочти с выражением

  • Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Сунул Грека руку в реку, мяч за руку Грека – цап!
  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.

Што такое «ошень?»

Проверь, правильный ли у тебя прикус, все ли зубы на месте и нет ли на языке пирсинга. Если все в порядке, в твоей шепелявой речи виновен слабый язык.

«Иногда для разработки языка и восстановления правильного произношения согласных достаточно чаще читать вслух», – говорит Александр. В промежутках между чтением выполняй два простых упражнения.

1 . Растяни в натужной улыбке углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуй на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для звука «с».

2 . Потренируйся произносить слог «са». При этом звук «с» надо процедить сквозь зубы, а на звуке «а» открыть рот. Если овладеть верным произношением тебе так и не удастся, отправляйся в Польшу. Там ты не будешь чувствовать себя ущербным: польский язык изобилует шипящими.

Прочти с выражением

  • Шла Маша по шоссе и попала под автобус.
  • Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  • Советские специалисты спешат на помощь специалистам из социалистических стран.

Очевидное , но невнятное

Положи в рот ложку каши и произнеси: «Отстаньте от меня, изверги». Теперь скажи то же самое без каши. Никаких отличий? Все ясно. Ты небрежно выговариваешь звуки, особенно согласные. А ведь значимость согласных выше гласных, потому что они несут больше информации, выполняя смыслоразличительную функцию.

Если ты привык говорить «чек» вместо «человек», «кочевря» вместо «короче говоря» и «ДНК» вместо «дезоксирибонуклеиновая кислота», не обижайся на специалистов, которые называют такую речь неразборчивой, неэстетичной и невыразительной*.

Конечно, трудно отказать себе в удовольствии рассказывать анекдоты, параллельно дожевывая шашлык, но в остальное время старайся говорить четче. Для развития этого навыка Александр советует тебе скандировать стихи, отбивая четкий ритм рукой по столу или молотком по батарее.

Начни коллекционировать слова с «букетом» согласных (боДРСТВовать, агеНТСТВо, поСТСКРиптум, паРТВЗНос), а также фразы из односложных слов, произнесение которых требует мускульного напряжения («Где стол был яств, там гроб стоит»). Когда слов и фраз соберется достаточно, составь из них небольшую повесть и пришли нам. Поэл?

Прочти с выражением

  • Сверхвстревоженный центрфорвард горазд всхрапнуть.
  • Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.
  • Всем был люб Пров, да впал в транс.
  • И ты, Брут?

Когда вы слушаете другого человека, первое, что воспринимает и анализирует ваш мозг, – это не слова, не смысл сказанного, а интонация, тембр и скорость речи. Если голос неприятный, что бы ни говорил собеседник, вы будете отгораживаться от него, относиться к сказанному им с сомнением и недоверием, воспринимать сказанное в штыки. Если интонации неуверенные, то собеседник не убедит вас в своей правоте, даже если на его стороне – сотня блестящих аргументов. Мы устроены так, что считываем невербальную информацию намного быстрее вербальной, и невербальное восприятие влияет на нас даже сильнее, чем мы можем себе представить. В конце концов, с точки зрения эволюции умение человека общаться словами – новинка. А вот восприятие интонации, тембра, мимики и жестов глубоко укоренено в нашей природе. Ребенка нужно учить говорить, но его не нужно учить понимать, что мама с папой злятся. Поэтому, если вы хотите стать хорошим оратором, работайте над звучанием голоса, интонациями, тембром и темпом речи.

Почему слушатели вам не верят

Вы провели презентацию: написали хороший текст, подобрали яркую визуальную составляющую, надели лучший костюм, долго готовились. Но аудиторию не убедили, потому что ваш голос звучал неуверенно. Подсознательно люди воспринимают как неуверенность или неискренность такие невербальные сигналы:
  • Частое покашливание.
  • Спазмы голоса.
  • Нервные смешки.
  • Выражение лица и интонации, которые не соответствуют сказанному.
Вы кашляли, потому что были простужены. Голос срывался из-за того, что вы устали. Шутками и смешками вы хотели разрядить обстановку. Объяснения не имеют значения для слушателей. Они сами не поняли, почему не поверили вам. Как бы ни складывались обстоятельства, избегайте четырех перечисленных сигналов, а для этого работайте над своими голосовыми возможностями. Слово – ваш инструмент, и он всегда должен быть всегда в хорошем состоянии.

Что делать, чтобы вам верили: голосовые упражнения

1.Читайте четверостишия «с умом». Выбирайте любые четверостишия, которые вам нравятся, и читайте их вслух. Сначала произносите каждую строку на одном выдохе, а между строками добирайте воздух. Потом читайте по две строки на выдохе. Наконец, произносите четверостишие на одном выдохе. Выполняйте упражнение в строгой последовательности: одна строка, две строки, четыре строки на одном выдохе. Читайте без напряжения, пускай слова льются свободно и естественно, в комфортном для вас темпе.

Примеры четверостиший для тренировок:

Я боюсь потерять это светлое чудо, что в глазах твоих влажных застыло в молчанье, я боюсь этой ночи, в которой не буду прикасаться лицом к твоей розе дыханья. (Федерико Гарсиа Лорка) Луна не знает, что она луна, И светится, не ведая об этом. Песок песку непостижим. Предметам Не осознать, что форма им дана. (Хорхе Луис Борхес) Забыть ли старую любовь И не грустить о ней? Забыть ли старую любовь И дружбу прежних дней? (Роберт Бернс) 2.Читайте вслух стихи, на полтора тона повышая каждую строку. Громкость и интонация должны подниматься вверх по строчкам, как по ступенькам. Лучше, если стихотворение будет завершаться восклицательным предложением, но это не обязательно. Для начала подбирайте короткие стихи, потом можете читать таким образом длинные, но заранее рассчитывайте начальную громкость, чтобы на последней строке речь не срывалась. Пример стихотворения: Где-то в пещере, в прибрежном краю, Горе свое от людей утаю. Там я обдумаю Злую судьбу мою, Злую, угрюмую участь мою. Лживая женщина, клятвам твоим Время пришло разлететься как дым. Смейся с возлюбленным Ты над загубленным, Над обесславленным счастьем моим! (Роберт Бернс) 3.Выберите для тренировок текст, содержание которого даст вам возможность продемонстрировать разные выразительные средства: силу, высоту, тембр, изменения темпа. Я не буду приводить отрывок, потому что он должен быть достаточно большим: не меньше страницы стихотворного текста и не меньше половины страницы прозы. Сначала прочитайте текст про себя, проанализируйте его: о чем текст, с какой интонацией его следует читать. Желательно, чтобы в отрывке были диалоги: авторский текст читайте спокойно, а вот каждому персонажу, который высказывается, придумайте свой тембр, регистр и интонации. Отработайте отрывок, чтобы он звучал одновременно и выразительно, и без напряжения. 4.Используйте упражнения, построенные на междометиях. Профессиональные дикторы используют такие понятия, как «опора звука», «звонкость», «свобода мышц нижней челюсти». Все это компоненты благозвучного звучания речи, и все они тренируются с помощью междометий. Дело в том, что междометия произносятся естественно и непринужденно, это помогает найти основной тон своего голоса. Поэтому читайте короткие стихи с междометиями: Например: Ах! Свободный я какой! Так и льется голос мой! 5.Тренируйте правильное направление звука и четкость произношение. Для этого используйте скороговорки для каждого согласного звука. Не забывайте, что скороговорки нужно читать медленно, с преувеличенно четкой, нарочитой артикуляцией. Даже если можете произнести скороговорку быстро, сначала прочтите ее намного медленнее естественного темпа. Подбирайте скороговорки группами для постановки похожих звуков: «б» и «п», «з» и «с», «д» и «т». В беглой речи эти звуки звучат похоже, и если у вас плохая дикция, слушатели будут их путать.

Для тренировки звуков «б» и «п»:

Был бы бык, а мясо будет. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Для четкого произношения «в» и «ф»:

Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойдет к Лавру – Лавру про Фрола наврет.

Для правильного произношения «г», «к» и «х»:

Хихоньки да хахоньки – доходишки махоньки. Ни себе не гож, ни людям не пригож.

Для звуков «л» и «ль»:

Маленькое дело лучше любого безделья. Клава клала лук на полку, угощала им Николку.

Для звуков «ч» и «щ»:

Чешуя у щучки, щетинки у чушки. Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Почему пора поработать над дикцией

Дикция – правильное произношение звуков и слов. Еще совсем недавно артикуляцию называли «вежливостью актера». Но сейчас можно слыть хорошим оратором, даже если у вас есть дефекты дикции: если уж популярные актеры и вокалисты не всегда исправляют дикцию, то чего требовать от людей, чья работа не связана напрямую с речью? Но если вы не выговариваете отдельные звуки, вас сложнее понять. А значит, потребуется больше усилий, фантазии, опыта, чтобы завладеть вниманием аудитории и расположить ее к себе. Поэтому я всегда рекомендую исправить дефекты произношения. Иногда исправить дикцию можно только под руководством логопеда. У большинства дефектов – физиологические или психологические причины. Если вы физически не в состоянии произнести «л», «р» или другой звук, помочь может только логопед. Но если в целом вы способны произвести звук, только в разговоре часто его глотаете или произносите неправильно, исправить положение помогут специальные упражнения для дикции:
  • Упражнение для постановки гласных звуков. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на долю секунды и на выдохе произносите согласные звуки, делая небольшую паузу после каждого: «а», «и», «о», «у», «ы», «э». Сначала артикулируйте звуки беззвучно, затем шепотом, тихо, громче и громко. Так же тренируйтесь и с йотированными звуками «е», «ё», «ю» и «я».
  • Упражнение для постановки согласных звуков. Согласные отрабатываются в слогах с гласными: «ба», «би», «бо», «бу». Принцип тот же: сделайте глубокий вдох, после короткой задержки дыхания на выдохе произносите слоги, делая между ними небольшие паузы. Постепенно присоединяйте к слогам второй и третий согласный: «бом», «бам», «бум» и так далее. Наконец, выпишите и проговаривайте по такому же принципу слова со сложными сочетаниями звуков. Сложные сочетания – это, например, три согласных подряд: взлет, брандспойт.
  • Упражнение для улучшения дикции со сложными сочетаниями согласных. Есть несколько вариантов упражнений со сложными сочетаниями звуков. Кроме того, что они тренируют дикцию, они развивают певческий голос. Вы возразите, что не собираетесь заниматься вокалом, но дело не в пении: чем лучше развиты ваши голосовые навыки, тем лучше звучат ваши выступления. И тем интереснее аудитории вас слушать. Поэтому тренируйтесь, например, с такими сочетаниями звуков:дли-тли-А тли-дли-А лилл–А (Будь внимательны, тяните второй звук «л» в сочетании). ли-лилл-А гли-А дли тли зжд (Произносите слитно, как слово, а не набор звуков). зжди-А зждр зждрр зждррр зждри-А
  • Читайте скороговорки. В отличие от упражнений на постановку правильного направления звука, чтобы улучшить дикцию, нужно проговаривать скороговорки так же, как и отдельные звуки: сначала беззвучно, затем шепотом, тихо, громче, громко. Темп наращивайте постепенно: сначала читайте скороговорку преувеличенно медленно, затем медленно, в естественном темпе, быстрее и быстро. Прорабатывайте скороговорки на все согласные звуки.

Как снять напряжение с дыхательной и окологортанной мускулатуры?

Вернемся к невербальным сигналам, которые мешает слушателям поверить вам: покашливание, срывающийся, слишком тихий или высокий голос, неуверенный тон – это часто результат чрезмерного напряжения мускулатуры. Для улучшения дикции и развития своих ораторских навыков используйте не только упражнения, но и специальную гимнастику.
  • Упражнение «Тяну канат». Ноги на ширине плеч. Представьте, что над вами висит канат: поднимите руки, станьте на цыпочки, сделайте вдох, а на долгом выдохе тяните невидимый канат вниз. Делайте это с усилием, сгибая руки и приседая. Должно возникнуть напряжение в мышцах шеи и грудной клетки. Повторите 3 раза беззвучно, а затем на расслаблении произносите «Ба-ба-баба».
  • «Стекает лицо». Эту гимнастику используют актеры. Представьте, что ваше лицо потекло: челюсть, язык, щеки и губы стекают вниз. Язык при этом ложится на нижнюю губу. Проведите рукой по лицу, чтобы почувствовать, насколько расслаблена нижняя челюсть. Затем наклоните голову и потрясите ей, чтобы губы и щеки завибрировали. Сначала делайте это беззвучно, а когда станет хорошо получаться, произносите «Амба-ба-ба-ба», чтобы проверить, насколько свободно звучите.
Развитие ораторских навыков и произношения зависит от вашего физического состояния, поэтому не пренебрегайте гигиеническим массажем лица, обращайте внимание на положение тела, позу. Когда вы говорите, плечи должны быть развернуты, но без напряжения, голова поднята. Неправильная поза тоже способна создавать «зажимы» мускулатуры, которые мешают свободному звучанию. Работа над развитием произношения должна быть систематической. Лучше заниматься 15-30 минут каждые 6 дней в неделю, чем по 2 часа раз в неделю. Самостоятельно тренироваться сложно: каждому человеку нужен индивидуальный комплекс занятий. Поэтому приходите в мою Школу ораторского искусства «Ораторис», и я составлю для вас подходящий план занятий. Я провожу индивидуальные и групповые уроки: на них вы узнаете не только о том, как улучшить произношение, но и как написать успешный текст выступления, как побороть страх сцены и научиться убеждать слушателей.

Четкая дикция имеет большое значение не только для певцов, телевизионных ведущих и публичных ораторов – в повседневной жизни она также занимает особое место. Если у вас проблемы с дикцией, то, впоследствии не исключены некоторые трудности в общении с людьми, однако в ваших силах исправить положение, начав занятия с педагогом или приступив к самостоятельному обучению.

Что такое дикция и зачем ее нужно развивать

Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Над ней непременно стоит работать, так как это благоприятным образом сказывается на том, как нас воспринимают окружающие люди.Стоит заметить, что это крайне редкое качество – дикция, четкая от природы. Однако это не значит, что мы не можем улучшить собственное произношение – это возможно, как в детские годы, так и во взрослые. Конечно, второй вариант предполагает более кропотливый подход. Взрослый человек на протяжении многих лет привыкает говорить определенным образом, поэтому изменить это не слишком просто. Зато впоследствии результаты, непременно, себя оправдают.

Упражнения для развития дикции

Как правило, для того, чтобы развить дикцию, применяют определенные упражнения: скороговорки, тренировка дыхания и так далее.Упражнения с пробкой, орехами или конфетами во рту Это упражнение весьма полезно перед произношением скороговорок. Итак, разминаем язык и губы! Для того передними зубами стоит зажать конфету, орех, пробку или карандаш. Заметьте, что ваш язык не должен соприкасаться с выбранным предметом. Обнажите зубы, немного приоткрыв рот. Теперь, зажимая зубами, например, орех, начинайте произношение согласных звуков, впоследствии прибавляйте к ним гласные, таким образом, формируя слоги. После этого можно приступить к произношению слов и полных фраз.Повторение скороговорок Без скороговорок довольно сложно развить красивую речь. Попробуйте взять на вооружение сразу несколько скороговорок, впоследствии обратив внимание на то, какие из них даются вам тяжелее. Сконцентрируйте внимание на «проблемных» звуках, уделяя им больше времени. Не забывайте о регулярности занятий, дабы у речевого аппарата была возможность привыкнуть к верному произношению.Представляем вашему вниманию несколько весьма полезных скороговорок: «Гроза грозна, грозна гроза», «Дед стал стар», «Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой», «У села ли села лиса, у опушки ли леса», «Колотил Клим в один блин клин».

Постановка красивой речи самостоятельно

Конечно же, если вы хотите, чтобы ваша речь отличалась красотой и грамотностью, важно как можно больше читать, тем самым пополняя свой словарный запас. Лучше отдавать предпочтение классике и научной литературе.Чтение. Читайте вслух, но при этом следите, чтобы ваш голос не звучал монотонно. Представьте, что вы читаете кому-то, и хотите, чтобы человек слушал с интересом. Конечно же, в этом случае важно менять интонацию, скорость чтения, а также громкость. Обратите внимание, что иногда могут быть необходимы паузы – например, перед началом диалога или при выделении особо важных моментов. Также важно, дабы паузы были к месту, и рекомендуется не затягивать их. Голос. Наверно, вы и по себе замечали, что лучше воспринимается уверенная и спокойная речь. Учитесь контролировать свои эмоции, чтобы ваш голос звучал четко, уверенно и убедительно.Пересказ. Важно «зафиксировать» то, что вы прочли или посмотрели. Например, ознакомившись с каким либо произведением или художественным фильмом, перескажите его. Конечно, желательно это делать с использованием диктофона. Впоследствии вы можете прослушать запись и выявите все свои недочеты. Также периодически пересказывайте усвоенный материал друзьям или родственникам, следя за тем, как воспринимается рассказ – человек явно скучает, пытается сменить тему или слушает с неподдельным интересом?Обогащайте запас слов. Старайтесь регулярно добавлять в свою речь новые слова. Если вам попадается какое-то неизвестное слово, непременно запомните его, посмотрите значение. Многие люди предпочитают вставлять в разговор «умные» слова, не до конца понимая, что они значат – не допускайте подобной оплошности.Интересуйтесь новой информацией. Иногда в разговоре вполне уместно и органично звучат факты из истории и современной культуры, и было бы замечательно, если бы вы имели представление хотя бы о некоторых из них. Для этого периодически стоит просматривать новости и интересоваться известными и просто занимательными историческими фактами.Ударения. У некоторых людей имеется досадная проблема – они грамотно пишут, но не могут похвастаться идеальной речью, и все это из-за неверной расстановки ударений. Если вы не уверены, как произноситься какое-либо слово, то не применяйте его, пока не сможете заглянуть в словарь и выяснить нужную информацию.Выразительность. Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, звучало выразительно – недопустимо бормотать себе под нос или выдавать все на одном дыхании. Чтобы ваша речь звучала с нужной интонацией, периодически читайте с выражением.Гибкость. Научитесь «чувствовать» своего собеседника. Например, вы видите, что человек расстроен и без интереса слушает ваши рассказы – вероятно, он сам хочет выговориться, его что-то волнует. Подберите нужные слова, которые помогут ему раскрыться.Лаконичность. Лаконичность – это именно то, что не хватает многим людям при озвучивании какой-либо информации. Чаще всего это раздражает собеседников, особенно при телефонном разговоре или же в момент, когда человек занят каким-то делом. Если вы хотите донести до кого-то что-то действительно важное, следует научиться говорить по делу, не делая длинных вступлений и не отклоняясь от темы.

Что такое артикуляция

Четкая артикуляция оратора дает возможность слушателям правильно понимать его. Если артикуляция нарушена, а это может быть вызвано физиологическими особенностями, то в некоторых случаях это может мешать полноценному общению. Тем не менее, тренировка мышц губ и языка могут улучшить положение.

Органы артикуляции

Органы артикуляции можно условно разделить на подвижные и неподвижные. К первым относятся увула, губы и язык, а ко вторым – зубы, а также твердое и мягкое небо. Наиболее активным из перечисленных органов считается язык – он может занимать во рту различные положения, сближаясь с органами, которые менее подвижны. В итоге образуются определенные звуки речи.

Упражнения для развития артикуляции

    1) Сначала необходимо разработать кончик языка. Представьте свой язык молоточком, которым вы бьете по зубам. При этом нужно повторять: «да-да-да-да». Потом аналогичным образом переходите к буквам «Д» и «Т».2) Освободим гортань и язык. Вам необходимо быстро вдохнуть через нос, а потом стремительно выдохнуть через рот. Звук при выдохе: «Фу». Желая укрепить мышцы гортани, вместо «Фу», говорите «Г» либо «К».3) Перед каждой фразой важно уметь вовремя набирать воздух. Разработаем этот навык. Приступайте к чтению вслух какого-нибудь рассказа, перед каждым предложением набирая воздух. Если вы будет регулярно выполнять это упражнение, то нужный навык войдет в привычку. Обратите внимание, что вдох, впрочем, как и выдох должен быть бесшумным, практически незаметным для окружающих.4) Активируем губные мышцы. Надуйте щеки, после чего, сквозь сжатый рот, хлопком освободите воздух. При этом произносите «П» и «Б» (быстро, одну за другой).5) Не забывайте правильно разделять воздух, если хотите чтобы ваша артикуляция был развитой. Когда человек говорит громко, ему обычно необходимо больше дыхания. В свою очередь тихое произношение заставляет больше контролировать выдох. Поочередно произносите фразы то тихим, то громким голосом.6) Постарайтесь научиться произносить гласные буквы на одном потоке, чередуя их с четким произношением согласных. Возьмите книгу и прочтите какое-либо предложение. Теперь повторите его, игнорируя согласные. гласные при этом немного как бы тяните. После этого в плавный поток гласных вставляйте четкие согласные.7) Этот прием также работает на улучшение дикции. Произносите любые слова, выделяя их окончания – они должны звучать четко и резко. С помощью этого упражнения ваша речь обреете больше выразительности.8) Возьмите на вооружение несколько скороговорок, которые будут несхожи между собой. Это поможет вам развить артикуляцию. Начинайте произносить скороговорки неспешно, но понемногу темп должен нарастать. Важно, чтобы ваши фразы звучали не только внятно, но и выразительно.9) В ваших силах улучшить то, как звучат произносимые вами звуки. Задействуйте звуки, которые в вашем случае являются «проблемными». Теперь громко произносите слова, которые включают в себя эти звуки. Для этой цели можно использовать словарь. Чем чаще вы будете прорабатывать этот звук, тем быстрее научитесь произносить его без каких-либо затруднений.

Мало кто серьезно задумывается, насколько мощным инструментом общения является голос.

И дело не только в том, что «мы им говорим». Тембр и дикция оказывают колоссальное влияние на то, как воспримет вас слушатель. Доказано, что люди лучше воспринимают информацию, поданную голосом с низким тембром, чем с высоким. Голос со слишком высоким тембром слушать не только тяжелее, но и менее приятно, чем низкий.

Хорошая дикция - еще важнее тембра. Если вы не заслуженный доктор наук и не профессор, приходится заботиться о том, чтобы слушатели понимали вас без лишних усилий.

Для меня всегда сущее мучение толкать речи в первой половине дня. Я сова и мне тяжело здраво соображать до обеда. Кстати, ученые говорят, что до 12:00 человеческий организм находится еще в полусонном состоянии, в том числе и лицевые мышцы и голосовые связки.

Чтобы избежать нечленораздельного мычания во время выступления, рекомендуется делать пятиминутную зарядку-разминку из 10 упражнений.

1. Опустите нижнюю челюсть вниз. Медленно подвигайте ей вправо и влево.

2. Опустите нижнюю челюсть. Двигайте ей вперед и назад. Делайте это очень медленно, плавно и осторожно.

3. Исходное положение – стоя, руки на груди. Наклоняясь вперед, на выдохе произносите гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.

4. Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

5. Рот открыт, губы в улыбке.Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

6. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.

7. Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пересчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение – по нижним зубам.

8. Рот закрыт. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

9. Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

10. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугорки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

От природы лишь некоторые владеют чётким, правильным произношением. В детском возрасте с проблемой речи сталкивается практически каждый второй ребёнок, но и решить её намного легче. Взрослый, задумывающийся о том, как улучшить дикцию, сталкивается с собственной привычкой говорить неправильно. Это усложняет работу над собой, и исправление речи занимает больше времени. «ЛегкоПолезно» предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» — опустить язык на нижнюю челюсть, «два» — поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.
Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.
Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.
Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях. Успехов вам!



Похожие статьи
 
Категории