Как сделать картину из соломы. Техника изготовления картин из соломы

03.03.2020

Картины из соломки люди научились делать очень давно. Этот очень красивый материал был доступен даже очень бедному крестьянину. Подходят стебли любых злаков. С помощью несложной обработки можно получить солому разных цветов, что, безусловно, расширяет художественные возможности.

Фото Shutterstock

Готовим материал

Перед тем как делать картину, нужно подготовить материал. Возьмите стебель любого злака. Вы увидите, что он состоит из отдельных сегментов, соединенных между собой утолщениями. Утолщения называются узлами, сегменты – междоузлиями, которые и понадобятся для изготовления картин. Для подготовки материала вам нужны следующие предметы: - острый нож; - толстая иголка.

Удалите листья. Аккуратно разрежьте стебель на куски от одного узла до другого. Делать это лучше всего острым ножом с косым лезвием. Междоузлия нужно еще расправить, предварительно распоров их вдоль. Для этого и нужна толстая иголка. Процарапайте сегмент от среза до среза, а затем аккуратно раздвиньте края и разгладьте полоску с внешней стороны холодным утюгом. Этот способ подготовки называется холодным. Он подходит и опытным мастерам, и начинающим. Есть и горячий способ. Для него вам понадобятся миска и вода. Нарезанный стебель положите в миску, залейте кипятком и поставьте на огонь. Кипятите воду минут двадцать. солома становится мягкой. Точно так же, как и в первом случае, разрежьте ее вдоль и разгладьте горячим утюгом с «изнаночной» стороны. Когда солома станет чуть влажной, досушите ее, проглаживая с лицевой стороны.

Иногда используют и неразрезанную солому. Ее нужно хорошо высушить

Солома разных цветов

Решите, соломка какого оттенка вам понадобится. Чтобы получить белую, отберите самые светлые полоски, сложите их в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения. Варите соломку, пока вода не станет желтой. Слейте кипяток, долейте новую воду и снова варите. Повторяйте операцию до тех пор, пока вода не станет прозрачной. При последнем кипячении добавьте 1 ст. л. уксуса на литр воды. Желтый цвет достигается с помощью соды. Кипятите соломку, как и в первом случае, но добавьте 1 ч. л. соды на литр воды. Коричневый цвет можно получить несколькими способами. При горячей подготовке можно гладить полоски утюгом до тех пор, пока они не приобретут нужный оттенок.

Можно некоторое время подержать материал в растворе марганцовки

Фон и рисунок

Соломка прекрасно смотрится на темном фоне. В качестве основы подходит, например, черная или темно-синяя бархатная бумага, ткань соответствующих цветов и т.д. Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найдите подходящий рисунок, переведите его на прозрачную бумагу. Переведите на такую же бумагу каждую деталь рисунка. Наклеивать соломку нужно сначала на бумажные детали, а уже потом на фон. Подберите к каждому фрагменту соломинки нужного цвета. На фоне сделайте схему: наметьте положение каждой детали. Наклейте их на заготовки клеем ПВА. Следите за тем, чтобы ленты ложились плотно, без просветов. Чтобы приклеить соломенную ленту, смажьте ее клеем с изнаночной стороны, наложите на деталь и прижмите. Лишний клей удалите . Прикрепив все ленты, дайте заготовке просохнуть, затем подровняйте деталь строго по контуру и положите под стекло. Сделав таким образом все детали, расположите их на фоне и приклейте. Положите картину под пресс и дождитесь, пока она высохнет, а затем вставьте в раму или окантуйте.



Автор книги – Галина Ефимовна Булыгина – более 30 лет проработала в Доме детского творчества г.Шадринска Курганской области. За эти годы она в совершенстве овладела многими видами декоративно-прикладного искусства: вязание на спицах и крючком, пошив кукол и мягкой игрушки, плетение макраме, изготовление искусственных цветов из ткани, украшений из кожи.

С 1990 года она первая в своем родном городе и в области вместе с девочками из студии «Умелые руки», которой она руководила, стала возрождать соломенную мозаику. Начали они практически с нуля, можно сказать опытным путем, потому что не было никакой литературы о технологии заготовки, обработки, приемах использования соломки. Кропотливый труд, настойчивость, нестандартный подход сделали свое дело.Год от года оттачивалось мастерство, совершенствовались методы работы с этим хрупким природным материалом.

В книге обобщен уникальный опыт многолетнего труда и поиска. Это значительный вклад в богатые традиции декоративно-прикладного искусства.

А начиналось все так…

Однажды, погожим осенним деньком, будто новыми глазами взглянула я на пшеничное поле, которое под дуновением ветерка, под яркими лучами солнца переливалось золотом и перламутром, и не было сил оторвать от него взгляд.

Взяла в руки соломушку и ощутила ее тепло, почувствовала, какая она мягкая, ласковая, живая, и на душе такстало хорошо. Видно есть в соломке добрая энергия, которая передает свою силу человеку.

И тут словно осенило меня: соломка - чудеснейший материал для декоративно-прикладного творчества. Сама Природа-матушка дарит мне это чудо. Мгновенно приняла решение – буду заниматься соломкой с детьми в студии детского творчества…

Немного истории

Работа с соломкой – одно из древнейших ремесел декоративно-прикладного искусства.

В ХVIII веке в Европемастера оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, шкатулочки, веера, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости.

В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм-перегородок, декоративных панно, скульптур и при изготовлении игрушек.

В арабских странах, Польше, Украине, Чехословакии делают панно-картины, используя ржаную и пшеничную соломку.

Соломоплетение, как вид народного искусства, успешно развивается в Белоруссии. Особую славу завоевали куклы из соломки (фигуры людей, животных, птиц).

Подготовка соломки к работе

Соломка – необыкновенное сырье для декоративно-прикладного творчества. Ее золотистый блеск, легкость, пластичность, достаточно высокая прочность делают ее любимым материалом мастеров и любителей прикладного творчества.

Соломка имеет гладкую глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном направлении. Естественно, что узор, составленный из таких элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету, создает эту неповторимую игру – блеск золота. Такое декоративное свойство и было подмечено давно.

Более всего пригодна соломка зерновых культур (ржи, пшеницы, овса. Проса), а также некоторых луговых и болотных растений.

Соломку можно собирать на протяжении всего лета (как только начинает наливаться колос. Самой золотистой соломка бывает только осенью, когда вызревают хлеба. Не вызревшие злаки имеют зеленый цвет и лишены золотистого цвета.

Окрашивание

Солома различных злаков в естественных условиях имеет более 100 оттенков. Но золотую соломку можно дополнить цветной, расширить ее солнечную палитру, удачно сочетая при этом мягкие, теплые, естественные тона с яркими цветовыми пятнами.

Солома восприимчива к окраске. Выделяют 3 способа окрашивания:

1. Кипячение в растворе с красителями.

2. В домашних условиях можно воспользоваться бытовыми анилиновыми красителями, при окрашивании которыми соломка приобретает яркие, несколько неестественные цвета.

3. Окрашивание соломки растительными красителями.

Также используют такие методы изменения цвета соломеннго полотна, как тонирование и отбеливание. Для закрепления цвета применяют квасцевание.

Основы для картин и панно

Для картин можно использовать самые разнообразные основы.

Например, можно сплести основу из полосок шпона. Плетенки из шпона обладают декоративным эффектом и подчеркивают в изделии выразительность соломки.

В такой же технике, но из соломенных лент, можно сплести корзиночки для оформления цветочных композиций, лапти, шляпки, домики и т.д.

Овальную или круглую основу можно выполнить в технике папье-маше.

Для объемных картин как нельзя лучше подходит коробка из картона, обтянутая подходящей тканью.

Аппликация

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность использовать аппликацию при изготовлении картин, декоративных панно, цветочных композиций из соломки.

Аппликация может быть трех видов:

  • предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, гриб, цветок, дом);
  • сюжетной, отображающей совокупность действий, событий;
  • декоративной, включающей узоры, орнаменты, которыми можно украсить различные предметы

Различают аппликации:

  • плоскостные
  • плоскостно-зональные
  • объемно-выпуклые

Цветы

Элегантно-строгие, роскошно-яркие декоративные цветы подчеркнут оригинальность обстановки в вашем доме, обеспечат хорошее настроение и уют, подарят редкие минуты созерцания и покоя.

Цветы из соломки либо близки к натуральным, либо в них присутствуют элементы фантазии или стилизации (не существующая в природе форма, окраска, размер цветка и листьев).

Для изготовления цветка необходим следующий комплект деталей: стебель, листья и черешки к ним, тычинки и пестик или сердцевинка, лепестки, чашелистики.

Украшения из соломки

Для изготовления оригинальных женских украшений сама Природа-матушка предлагает свое чудесное творение – соломку. Это интересное и увлекательное занятие, требующее творчества, тонкоговкуса и художественной интуиции.

Мини-букетиками (бутоньерками) украшают платья, их носят на шляпках, прикалывают к волосам,лацканам жакетов. Такойбукетик изящен, необычен, если цветы и листья сделаны искусно.

Создание элементов композиции

Небо и небесные светила

Изображение неба… Как передать его глубокий покой или бесконечное движение светил? – Свет солнца, мерцаниезвезд, сияние луны…

В книге подробно описывается процесс создания деталей солнца, луны, облаков.

Изображение водной поверхности

Вода – это жизнь. Когда люди, птицы или животные купаются, плещутся или играют в воде – разлетаются брызги, всплески, разбегаются волны, образуется пена.

Подбирая разные варианты изготовления брызг и волн, вы убедитесь, каким разнообразным и порой неожиданным получается результат.

Волны можно выполнить из разных материалов соломенного полотна, соломенных лент, присыпки разных тонов.

Горы, скалы, камни

Соломка – благодатный природный материал, из которого можно создать все многообразие окружающего мира.

Выполнить горы и скалы можно двумя способами – наклеивание соломы на уже вырезанные детали из бумаги, либо вырезание элементов из готового соломенного плотна.

Растительный мир

Среди разнообразиярастений многие из них выделяются своей необычной красотой. Их с успехом можно имитировать соломкой, если в изготовление включить элементы стилизации. В качестве основы используется проволока, стебли обвиваются гофрированной бумагой.

Гроздь винограда

Виноградная лоза – благороднейшее растение на Земле.

Если вы пофантазируете, то из обыкновенных фисташковых орешков сотворите «живую» гроздь винограда, а когда к ней добавите несколько соломенных листочков, 2-3 веточки и 5-6 курчавых усиков – создадите картину!

Пни и коряжки

Удивительно богата природа в своем разнообразии. Например, встретив в лесу пни и коряжки, вы не оставите их без внимания и они обрастут в вашем воображении интересными сюжетами.

Особенно благодатный материал дает сосна: у нее множество извилистыхветвей. Выполненные из соломки витиеватые коряжки и причудливые пни легко вписываются в композиции картин, которые вы видите на цветных фотографиях.

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к нему постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца…

Технология изготовления белоствольной березки с ее изящными ветвями достаточно трудоемкая.

Ствол делается объемным, соломка не тонируется.

Заснеженная ель

Нарядно выглядит заснеженная ель, ветви которой выполняются из очень светлого или отбеленного соломенного полотна.

Для сохранения белого цвета на "лапах" ели детали не тонируйте, только придайте им объем. В теневых частях у них возможна тонировка.

Бесконечно дорог и богат хвойный лес – море сочного аромата, изобилие здоровья и радости. И как хороша хвойная веточка, выполненная из соломки.

Хвоинки и чешуйки ствола выполняются отдельно.

Насекомые

Насекомые из соломки выглядят очень интересно. Детали создаются полуобъемными, лапки выполняются из очень тонкой проволоки, паутинкиплетутся из тонких нитей золотого люрекса.

Рыбки

Рыбки лучше всего делать на основе из папье-маше. Основу можно вылепить из пластилина, обклеить бумагой, и затем, уже бумажную объемную форму обклеивать чешуйками из соломки.

Птицы

Совсем непросто передать в соломке изящное оперение птиц, их естественный объем.

В изготовлении птиц следует уделять большое внимание оформлению крыльев, хвоста, головки, но особенно сложна их сборка. Чтобы облегчить ее, следует правильно выбрать основу, на которую будет монтироваться птица.

Для этого используют следующие основы:

  • плоскостное основание из плотной бумаги
  • выполненные из плотной бумаги и оформленные с помощью вытачек
  • выполненные в технике папье=маше

Животный мир

Удачнее всего получаются животные, детали которых выполнены в технике «веер». После вырезания плоской детали придается объем с помощью булек.

Очень эффектно выглядят картины с изображением коней, летящей тройки…

Изображение человека и окружающего его мира

Самое совершенное творение на Земле – человек, созданный для любви, созидания, и подходить к его изображению из соломки следует грамотно и осторожно.

Всем деталям придается объем, деталь лица не тонируется. Для оформления лица используется прием «аппликация».

Зимние мотивы

Сугробы в зимних композициях предлагаем выполнять из гладких и рельефных обоев разных оттенков. Текстура обоев, цвет и рисунок, должны подчеркивать пространственное восприятие сугробов.

Обычно композиционное пространство в таких работах состоит из нескольких планов, с перспективой дали.

Корабли

Прежде всего внимательно рассмотрите фотографии кораблей, и вы легко заметите, что, во-первых, их детали затонированы по-разному: одни детали коричневого цвета, другие – до светло-коричневого, а у остальных тонировка отсутствует; во-вторых, детали кораблей собраны методом накладки; в-третьих, волны выполнены из очень светлого полотна, почти белого.

Архитектурные сооружения

Освоив многие приемы и получив определенные навыки в работе с соломкой, вы смело можете приступить к изготовлению архитектурных сооружений (домов, храмов). Начните с простейшего. Бревна выполняются из соломенных лент, а их срезы – методом «веер».

Детали бревен тонируются с обеих сторон, по долевой, но самый край детали припаливаете сильнее. Далее детали выкладываете на полумягкую подушечку и боковой частью утюга им придается объем.

Искусство оформления работ

Обрамление – необходимая часть декоративно-художественного произведения, завершающая его.

Само оформление может находиться на той же горизонтали, на которой выполнено и само изображение. Рама может быть создана как дополнительный декоративных элементов картины.

Очень интересно можно обрамить картины и декоративные панно (где основа выполнена в технике папье-маше) семенами растений, мелкими камушками, ракушками, чешуйками еловых, кедровых, пихтовых шишек, «золотой» тесьмой, косичкой из соломки.

Заключение

Работая в технике плоской, плоскостно-тональной и объемно-выпуклой аппликации, мы искалиновые возможности, пути и способы совершенствования труда и, наконец, пришли к мысли, что детали нужно не только тонировать, но и придавать им глубокий объем, делать их «летящими».

Работа с соломкой была тем и сложна, и в то же время интересна, что литературы – никакой, никто не научит, никто не подскажет, что и как сделать? Только постоянный поиск методов и приемов в работе с соломкой на каждом занятии, неудачи и ошибки, многочисленные пробы и эксперименты, привели нас к новым способам изготовления деталей. Один метод «веера» чего стоит!

В неустанном труде придумано множество способовсоединения мелких деталей в более крупные (метод накладки), найдено несколько различных приемов прикрепления деталей к объемной основе.

Вам, нашим читателям предлагается новый способ сборки, который вы будете применять при монтировании объемных деталей к фону.

Аналогов разработанных нами технологий ни на практике, ни в литературе не встречалось, хотя прочитано было много книг и журналов!

Цель книги – донести до вас, уважаемые читатели, всю глубину и очарование работы с соломкой и открыть неограниченные возможности творческой перспективы в объемно-многослойной аппликации (так мы назвали ее в нашей студии детского творчества), над технологией которой мы так долго и скрупулезно трудились.






Плетёные украшения, сувениры и игрушки, цветы, панно, головные уборы, чехлы и коврики, посуда, сумки, – каких только удивительных изделий не выходит из-под умелых рук мастеров.

Поделки из соломки привлекают свой красотой и экологичностью. Соломка — доступный материал для творчества: его легко найти и с ним несложно работать. Этот уникальный по своим свойствам и внешнему виду подарок природы позволяет создавать работы необыкновенной красоты, но мало кто знает, что можно делать не только практичные сувениры, но и создавать картины из соломки.

Преимущества нового хобби

Яркие, неповторимые, согревающие своей теплотой,― все они радуют душу и глаз своих счастливых обладателей. В каждое из них вложена частица души. Соломенные картины всегда вызывают заслуженный искренний интерес и восторг. Создание картин из соломки подойдет не только одаренным художницам.

С помощью этого приятного в работе материала свои шедевры сможет создать даже девушка, никогда не державшая в руках карандаш. За основу можно брать готовые шаблоны изображений или нарисованные детали, а также шаблоны картин для раскрашивания и детские книжки-раскраски.

Каждый, кто увидит их, обязательно согласится с этим утверждением, ― мотивы, выполненные из золотистой соломки, по красоте можно сравнить с шелковыми нитями, так они сверкают и переливаются. Кроме того, структура соломки придает деталям узора рельефность, отчего такая картина смотрится живой и дышащей.

Со временем вы сможете делать картины не только для себя. Эти произведения искусства не стыдно дарить друзьям и знакомым. Возможно, вы даже пойдете дальше и начнете продавать свои работы. Если ваша цель дополнительный доход, то обязательно прочтите о том, .

Процесс создания картин из соломки своими руками довольно прост и включает в себя несколько основных этапов.

1 этап: Подготовка материала

Купить готовую соломку в магазинах товаров для творчества не представляется возможным. Заготавливать ее нужно самостоятельно. Искать стоит там, где растут злаковые культуры. Ячменная, ржаная, пшеничная, овсяная, ― любая соломка срезается ножницами или ножиком выше или ниже узлов стебля, чтобы в результате получались пустые внутри трубочки. Для картин и поделок лучше выбирать стебли потолще, ― с ними будет удобнее работать.

Срезать нужно нижнюю и среднюю части стебля. Заготовленный полуфабрикат следует тщательно просушить. Проверить степень сухости соломки можно, согнув ее пополам. Недосохшая соломинка будет мяться, и порвать ее будет проблематично. Сухой материал хранить рекомендуется в удобных коробках. Так он не помнется, не вымокнет и будет храниться значительно дольше.

Солому, предназначенную для работы, нужно также отбелить. Для этой цели её в течение 30 минут кипятят в отбеливателе для хлопчатобумажных тканей. Или же вымачивают в течение часа в растворе нашатыря или перекиси водорода.

Отбеленное любым способом сырье при необходимости покрасить. В качестве красителей можно использовать луковую шелуху, морковь, свеклу, шишки ольхи, дубовую кору. Подойдут и химические красители. Вообще же, крашением пригородного материала слишком увлекаться не стоит, поскольку более всего ценится именно её натуральный вид.

2 этап: Заготовка деталей картины

Соломку, предназначенную для работы, предварительно замачивают в кипятке в удобной широкой посуде. Спустя четверть часа она станет мягкой и эластичной. Ее следует разрезать вдоль при помощи канцелярского ножа и аккуратно прогладить утюгом. В результате должны получиться плоские заготовки, из которых можно будет вырезать детали для будущей картины.

Мотивом для картины из соломки может быть практически все что угодно, ― растения, птицы, животные. Главное, чтобы исходный рисунок можно было разделить на крупные части, с которыми будет удобно работать.

Прежде чем вырезать детали, необходимо сделать их шаблоны из бумаги и кальки. Шаблоны, в свою очередь, делаются на основании эскиза готового вида картины. Каждый шаблон нужно пронумеровать, чтобы не запутаться в процессе работы. Обводить шаблоны на кальку надо ручкой или мягким карандашом, располагая их на расстоянии друг от друга,― так будет удобнее впоследствии вырезать детали.

Каждую деталь из кальки следует намазать клеем ПВА. Сверху накладывают соломенную полоску, отламывают лишний по длине участок. Операцию повторяют до тех пор, пока вся площадь детали не будет покрыта соломкой. Важно подбирать соломку одинаковых оттенков, чтобы не было явного разноцвета. Заготовленные детали следует снова проутюжить. Только потом их контуры можно будет срезать по линиям. Если работа включает много элементов, их следует хранить в коробке, чтобы ничего не потерялось или не пришло в негодность.

Довольно часто для придания дополнительного эстетического эффекта готовые детали обжигают, прикладывая по контуру прибор для выжигания или проводя им по поверхности электрической плитки.

3 этап: Сборка картины

Наклеивают детали на предварительно подготовленный фон картины при помощи клея ПВА. Сверху мотив можно прижать грузом.

Для придания дополнительного блеска часто применяют лакирование. Разные оттенки используемых лаков придадут работе дополнительное очарование и красивый внешний вид. При том останется природная структура соломки.

Обязательно почитайте о том, какие еще можно выбрать современной женщине и где

Поделки из природных материалов в начальной школе

Мастер-класс. Волшебная соломка. Панно «Журавль»

Мастер-класс рассчитан для учащихся 3-4 классов и старше, педагогов и родителей.

Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера комнаты.

Распрощалось лето с нами

И ушло, тепло забрав.

Под притихшими ветвями

Слышен шёпот грустных трав...

И прощально хороводят

Журавли сквозь листопад:

"Лето! Мы тебя проводим!.."

И летят за ним, летят...

Актуальность

Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры.

Работы по созданию композиций из соломки расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя соломку.

Идея:

Применение соломки для создания красоты вокруг себя;

Умение передать красоту природы через создание настенных панно;

Подарить людям радость и хорошее настроение.

Инструменты и материалы.

1. Ножницы.

2. Кисточки № 1, № 2

4. Клей ПВА.

5. Лак ПФ - 283

6. Ватные диски.

7. Самоклеющиеся обои разного цвета.

8. Картон.

9. Листы бумаги в клетку.

10. Соломка (пшеницы).

Охрана труда

Опасности вработе:

· травма руки ножницами;

· покрытие изделия лаком;

· глажение горячим утюгом.

Заготовка соломы

Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.

Срезанную соломку разрезают на части по узлам — так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.

Приготовление соломки к работе.

Если работу будут выполнять младшие школьники, то соломку желательно чтобы приготовили взрослые (учитель или родители).

1.Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.

Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

2. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты.

Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

3. Разгладить горячим утюгом каждую полоску. Готовые полоски сложить в коробочку.

Технология наклейки соломенных полос.

Технология наклейки соломенных полос — важнейший этап работы.

1. Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (из тетради) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов.

2. Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Технология выполнения аппликации из соломки.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы :

1. Выбор эскиза.

2. Приготовление по эскизу шаблонов из картона.

3. Обведение на листках с наклеенной соломкой (с изнаночной стороны) пронумерованных деталей по шаблону с учетом направления полос соломки, предусмотренных эскизом.

4. Вырезание производят по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Соломка - доступный и очень красивый материал для создания удивительных работ. Множество оттенков от почти белого до золотисто-рыжего дают возможность ее использования в разных областях прикладного творчества. Из соломки делают плетеные фигурки и украшения, панно, цветы, кукол, подставки для посуды, сумки. В жарких странах особенно популярны соломенные шляпы.
В клубе декоративно-прикладного творчества я занималась созданием картин из соломки (аппликация) на протяжении почти восьми лет. Поначалу, когда рассматриваешь готовые работы, кажется нереальным создать нечто подобное, но стоит разобраться в технологии и попрактиковаться, оторваться становится практически невозможно.
Соломку можно найти практически повсеместно, где выращивают злаковые. Единственный минус - ни разу не встречала стебли соломки в магазинах для прикладного творчества. То есть, если заготовить ее самостоятельно нет времени, желания, возможности, то просто пойти и купить будет сложно. Соломку можно красить, что тоже несомненный плюс. Специальные красители позволят расширить цветовую гамму, и изделие заиграет всеми цветами радуги. Однако многие мастера предпочитают не злоупотреблять крашением и делают акцент именно на натуральность, природность материала, его неповторимую красоту.
В этой статье мне хотелось бы рассказать о подготовке к работе и технике создания аппликации из соломки .

Подготовка материалов к созданию картины из соломки
1. Чаще всего используется солома ячменных, ржаных, пшеничных, овсяных культур. Ее можно выращивать специально (например, на дачном участке, в деревне у бабушек/дедушек) или просто осенней порой выехать за город и пособирать оставшиеся стебли после того, как поле будет убрано владельцами. Разумеется, если заниматься соломкой всерьез, то выращивать ее самостоятельно гораздо удобнее. Потому что в данном случае заготовку можно начинать, когда стебель еще зеленый, и вплоть до полного созревания колоса, когда стебель уже золотистый.
2. Соломку срезают ножницами или ножом, чуть выше и чуть ниже узелков, чтобы получались полые трубочки. Чем толще стебель, тем лучше и удобнее будет с ним работать. Поэтому обычно используют нижнюю и среднюю часть стебля , а верхнюю, где сам колосок - нет. Заготовленный материал хорошенько высушивают, чтобы он не отсырел и не начал подгнивать. После сушки дальнейшее хранение производят в коробках. Так соломка не помнется, не потрескается и сохранится дольше. Степень готовности определяют «на глаз». Сухая соломка становится гораздо легче, более шуршащей. Для проверки можно согнуть стебель: еще влажная соломинка будет сминаться, но разорвать ее будет сложно;
3. Приступая к работе, отбирают необходимое количество материала. Если по окончании образовались излишки, их снова высушивают, перед тем как убрать до следующего раза;
4. Соломку отбеливают. Используют обычный отбеливатель для х/б тканей (кипятят в растворе минут 30) или раствор перекиси водорода и нашатырного спирта (помещают соломку в этот раствор под груз приблизительно на час). Отбеленную соломку можно покрасить , если есть необходимость. Применяются природные (луковая шелуха, шишки ольхи, дубовая кора, морковь, свекла) или химические красители. Соломку кипятят в выбранном красителе до получения нужного оттенка. Потом ее тщательно промывают под проточной водой и снова высушивают.

Примечание: обязательно соблюдайте технику безопасности. Следите, чтобы отбеливатель/краситель не попал в глаза и на открытые участки кожи. Используйте перчатки.
Вот и все, исходный материал подготовлен к работе. Теперь можно приступать непосредственно к созданию картины.

Для работы понадобятся:

  • 1) подготовленная соломка;
  • 2) лист ДВП по размеру работы;
  • 3) небольшой кусок наждачной бумаги;
  • 4) ткань (обычно подкладочная), чтобы обтянуть ею лист ДВП;
  • 5) рисунок, который послужит исходным для создания картины;
  • 6) копировальная бумага;
  • 7) калька (прозрачная бумага);
  • 8) ручка;
  • 9) ножницы;
  • 10) канцелярский нож;
  • 11) клей ПВА.

Примечание: если вы решите подключить к этому процессу детей и сделать какую-нибудь картину попроще, в качестве поделки, то можно лист ДВП заменить на кусок плотного картона, а ткань на самоклеющиеся обои. Тоже получится красиво и ребенку будет не менее интересно.

Подготовка рабочей поверхности
Вырезают необходимый по размеру кусок ДВП. Края зашкуривают обычной наждачной бумагой. Заготовку обтягивают тканью, закрепляя ее с обратной стороны при помощи клея ПВА. Дают высохнуть.
Пока заготовка картины сохнет, можно заняться замачиванием соломки и распарить ее. Нужное количество заливают кипятком в большом тазу (чтобы соломка не гнулась и не ломалась) и дают настояться. Приблизительно минут через пятнадцать-двадцать такой «бани» она станет эластичной и прочной.
Соломку разрезают канцелярским ножом вдоль и осторожно разглаживают утюгом, как бы раскрывая стебель. Получаются плоские колечки, которые и будут использоваться при создании работы .

Перевод рисунка на ткань
На рабочую поверхность картины раскладывают листы копировальной бумаги, сверху кладут выбранный рисунок и переводят, обрисовывая. Каких-то специальных рисунков-схем для занятия аппликацией из соломки не существует. Практически любой рисунок можно использовать в качестве основы для работы . Главный критерий - возможность разделить изображение на достаточно крупные детали. Например, цветок - на лепестки, листочки; фигурку животного/птицы - на тело, лапы, голову, крылья, и т.д.
Для удобства в работе каждую деталь рисунка нумеруют прямо на исходном изображении. Просто проставляют цифры от единицы и до номера последней детали. Это делают для того, чтобы потом не запутаться, где какая деталь, и приклеить каждую на соответствующее ей место. Когда все детали пронумерованы, их переносят на кальку, обводя ручкой каждую и тоже нумеруя в соответствии с проставленными цифрами на рисунке. Переводить детали лучше на значительном расстоянии друг от друга, чтобы потом удобнее было вырезать.

Наклеивание соломки на кальку
Клеем ПВА намазывают каждую деталь. Прикладывают полоску соломки, лишнее прижимают острием канцелярского ножа и отламывают. Затем снова наклеивают, повторяя манипуляции, пока намазанная клеем поверхность детали полностью не закроется соломкой. Полоски соломки подбирают по цвету (чтобы не было разнотона) и приклеивают, стараясь избежать просветов (чтоб не видна была калька). Когда все детали будут подготовлены, нужно хорошенько прогладить их утюгом со стороны кальки. После этого все части будет легче вырезать.

Вырезание деталей
Все детали работы аккуратно вырезают и складывают в какую-нибудь коробочку или пакетик в зависимости от назначения. Это удобно, когда работа большая и трудоемкая. Например, если делается корзина с букетом роз, то можно детали для корзины сложить в отдельную коробочку. Так же поступить с каждым цветком и листочками, к нему относящимися.
Все вырезанные детали необходимо перенести на рабочую поверхность картины, приклеив клеем ПВА, внимательно сверяя номера на деталях и исходном рисунке.

Часто для придания рисунку объемности детали обжигают по контуру , аккуратно прикладывая к электрической плитке или используя паяльный прибор, чтобы контур потемнел до золотисто-коричневого оттенка.
Примечание: если к созданию будущего шедевра привлекаете детей, то лучше этот этап обработки сделать самостоятельно или пропустить.

Вот и все, работа готова. По завершении можно покрыть картину лаком для лучшей сохранности. И долгое время она будет радовать не только вас, но и вызовет восхищение ваших друзей.

Нельзя не упомянуть тот факт, что возможность потрудиться над созданием работы вместе с детьми будет огромным плюсом. Это подарит вам отличное настроение, а кусочек золотистого, теплого осеннего солнышка навсегда поселится в доме.
Творите и у вас обязательно все получится.



Похожие статьи
 
Категории