Как выглядит мачеха из сказки золушка. Жертвоприношения и каннибализм: настоящая сказка о Золушке

09.02.2019

Типы персонажей сказки «Золушка»

Главная героиня

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению главной героини, следует отметить, что по своему содержанию сказка о Золушке несёт в себе глубокий социальный характер. Основной конфликт данной сказки можно обозначить конфликтом между мачехой и падчерицей, который имеет глубокие исторически сложившиеся социальные корни.

Итак, главной героиней сказки является Золушка, именем которой и названа сама сказка. Нетрудно заметить, что во всех сказках Шарля Перро главные герои не имеют реальных имён. Автор даёт им определённые прозвища, отталкиваясь чаще всего от особенностей их внешнего вида по принципу стилистического средства - метонимии. Так и в случае с Золушкой. В завязке сказки мы видим объяснение данного ей прозвища: «Lorsqu"elle avait fait son ouvrage, elle s"allait mettre au coin de la cheminee, et s"asseoir dans les cendres, ce qui faisait qu"on l"appelait communement dans le logis Culcendron. La cadette, qui n"etait pas si malhonnete que son ainee, l"appelait Cendrillon ». Таким образом, Золушка получила своё прозвище из-за того, что постоянно ходила, вымазанная золой. Естественно, речь здесь не идёт о её неряшливости. Вместе с этим прозвищем и причиной его возникновения мы видим то низкое положение, которое девушка занимает в семье, которое вынуждает её забиваться, сравни запуганной зверушке, в самый дальний, пыльный угол дома.

Безусловно, интерес представляет и словообразование этих двух слов, выражающее непосредственно отношение к Золушке двух сестёр. Так, в изначально французском варианте сказки эти два прозвища звучат как Cucendron и Cendrillon. Во-первых, уменьшительные суффиксы -ron/-illon помогают нам интуитивно определить возраст и комплекцию девушки. Во-вторых, как мы уже указывали выше, они могут также указать нам отношение двух сестёр к своей сводной сестре и отчасти определить их уровень нравственных качеств. Так, в слове Cucendron, употребляемой одной из сестёр, которая как указывает, автор является более злой, мы слышим оттенки уничижительного характера. Вместе с этим, данным прозвищем подчёркивается покорность, терпеливость героини, выражаемая в смирении с этим неприятным именем. В слове же Cendrillon, употребляемым младшей, более доброй сестрой, мы слышим настойчивые нотки доброжелательного отношения благодаря ласкательному суффиксу -illon.

Первое на что мы обращаем внимание при знакомстве с Золушкой это её нравственные качества, что и является первоначальной целью автора при описании главной героини. Так в начале произведения автор пишет: «Le Mari avait de son cote une jeune fille, mais d"une douceur et d"une bonte sans exemple ; elle tenait cela de sa Mere, qui etait la meilleure personne du monde». Упоминание о матери девочки и её доброте также не случайно. Таким образом, с самого начала автор даёт нам возможность противопоставления женских начал, если можно так выразиться, представленных представительницами двух разным семей, в двух поколениях. И здесь, нам кажется приемлемым отметить принцип бинарности, выражающийся в противопоставлении отрицательных и положительных начал. И именно на этом противопоставлении строится основной конфликт сказки. Автор подчёркивает, что непосредственно добрый нрав Золушки послужил рождению ненависти со стороны злой мачехи, которая «ne put souffrir les bonnes qualites de cette jeune enfant, qui rendaient ses filles encore plus haissables». В этом проявляется расхождение персонажей данной сказки, порождённое завистью матери, по отношению к мягкосердечной падчерице, которая превосходила её дочерей и в нравственном и в физическом плане. Золушка не только выше их духовно, но и намного прекраснее внешне: «...cependant Cendrillon, avec ses mechants habits, ne laissait pas d"etre cent fois plus belle que ses soeurs, quoique vetues tres magnifiquement». Таким образом, в героине Золушки мы видим идеализированный образ прекрасной и доброй девушки, которую невозможно ничем испортить.

Итак, начальная ситуация сказки связана с семейным конфликтом между гонимой падчерицей, её мачехой и сводными сёстрами. Автор представляет нам унижаемую, притесняемую во всех отношениях девушку, чьё имя говорит нам о её низком социальном статусе в семье, который она приобрела после смерти родной матери. О её положении в семье говорит не только её говорящее имя, но и упоминаемые автором предметы её туалета, окружающие её вещи, обязанности, навязываемые мачехой: «...avec ses mechants habit....», «Elle la chargea des plus viles occupations de la Maison: c"etait elle qui nettoyait la vaisselle et les montees, qui frottait la chambre de Madame, et celles de Mesdemoiselles ses filles...», «...elle couchait tout au haut de la maison, dans un grenier, sur une mechante paillasse...». Таким образом, в лице Золушки мы видим типичную героиню-жертву. Но не стоит забывать об её истинном происхождении. Так в экспозиции сказки автор пишет об отце Золушки: «Il etait une fois un Gentilhomme...». Следовательно, Золушка, будучи его родной дочерью, на самом деле являлась девушкой высшего света, на что указывают её умения, навыки и светские манеры, без которых она не смогла бы произвести должного впечатления на балу. В подтверждение вышесказанного приведём в пример следующие отрывки фраз: «elles appelerent Cendrillon pour lui demander son avis, car elle avait le gout bon. Cendrillon les conseilla le mieux du monde...», «Elle dansa avec tant de grace...».

Интересен тот факт, что в течении всего развития сюжета, Золушка не подвергается испытаниям как таковым, которые мы привыкли встречать в других сказках. Она не борется, не сражается, не ищет чего- либо и не решает трудных задач. Тем не менее, из контекста сказки, мы понимаем, что само существование Золушки в качестве прислуги при своей мачехе и сводных сёстрах, к которым она обращается на «вы» и именует барышнями, и есть своего рода испытание её нравственных качеств, а именно её доброты, терпимости. В ситуации когда сёстры собираются на бал, прося совета у Золушки, несмотря на всех их насмешки, добрая девушка не стремится к отмщению: «elles appelerent Cendrillon pour lui demander son avis, car elle avait le gout bon. Cendrillon les conseilla le mieux du monde, et s"offrit meme a les coiffer ; ce qu"elles voulurent bien», «Une autre que Cendrillon les aurait coiffees de travers ; mais elle etait bonne, et elle les coiffa parfaitement bien». В этом проявляется бескорыстие девушки, которое несомненно должно быть награждено, по законам волшебной сказки.

Важным этапом в сказке можно назвать проведение королевского бала. Он является поворотным моментом в судьбе Золушки на пути к возможному счастью. Повествование данного важного события начинается с фразы «Il arriva que...», что указывает нам на некую интригу, которая будет иметь определённые последствия. Следующий эпизод, повествующий нам о приготовлениях двух сестёр, также представляет интерес с исторической точки зрения, так как раскрывает перед нами определённую культуру французской знати в указанный период. Но, на данном этапе, нас интересует непосредственная роль Золушки в этом эпизоде. И здесь мы вновь встречаем свидетельство её низкого положения в семье: «nouvelle peine pour Cendrillon, car c"etait elle qui repassait le linge de ses soeurs et qui godronnait leurs manchettes». Можно предположить, что вышеперечисленные занятия представляли значительную сложность в эпоху правления Людовика Четырнадцатого, но Золушке приходилось их безропотно выполнять и это было для неё лишь новой заботой, которая безусловно угнетала её морально.

Готовясь к столь важному событию, как королевский бал, сёстры спрашивают совета у Золушки, что демонстрирует скрытую значимость бедной девушки в семье и её открытое эксплуатирование.

Интересно, что несмотря на своё низкое положение, Золушка надеялась попасть на королевский бал. Для неё это было необычайно важным и она желала этого всем сердцем, хотя в её случае это было несбыточным мероприятием. Мы чувствуем, что существование Золушки в таких условиях становилось для неё невыносимым. Мы можем представить себе ощущения юной девушки, чувствующей несправедливость по отношению к себе со стороны членов её семьи, которые не дают ей возможности раскрыться, обрести себя, своё истинное «Я», которое было отобрано у неё с появлением злой мачехи. Но ей оставалась только молча переживать и эту несправедливость: «Enfin l"heureux jour arriva, on partit, et Cendrillon les suivit des yeux le plus longtemps qu"elle put ; lorsqu"elle ne les vit plus, elle se mit a pleurer». Следует обратить внимание на словосочетание счастливый день, которое можно рассматривать двойственно. С одной стороны, это счастливый день для сестёр Золушки, которые отправляются на бал, но, с другой стороны, мы понимаем, что для Золушки этот день был отнюдь не счастливым. В этой ситуации, мы видим элемент недостачи, выражающийся в несправедливости по отношению к бедной Золушке, которая чувствовала себя очень несчастной, сравнивая возможности своих сестёр и свои собственные. И тут начинается основное действие.

Золушка с помощью своей крёстной и чудесных превращений получает возможность попасть на королевский бал: «Elle part, ne se sentant pas de joie». У входа во дворец её встречает принц, которому доложили о приезде какой-то знатной принцессы. Принц вводит её в залу, и тут автор начинает описывать, то впечатление, которое произвела на всех своей красотой «замаскированная» Золушка: «...tant on etait attentif a contempler les grandes beautes de cette inconnue», «Le Roi meme, tout vieux qu"il etait, ne laissait pas de la regarder et de dire tout bas a la Reine qu"il y avait longtemps qu"il n"avait vu une si belle et si aimable personne», «Toutes les Dames etaient attentives a considerer sa coiffure et ses habits, pour en avoir des le lendemain de semblables...». Именно своей красотой, внешним видом Золушка влюбила в себя принца. Она казалась всем неизвестной прекрасной принцессой. И принц полюбил её как прекрасную принцессу, а не как чумазую Золушку. Таким образом, мы видим, что в данной ситуации, именно «маскарад» Золушки даёт ей возможность с первого взгляда покорить сердце принца, а отнюдь не её внутренние качества. Непривычный для Золушки наряд стал для неё способом стать тем кем она в данный момент не являлась. Подобный приём переодевания, перевоплощения часто используется в волшебных сказках и является определённым этапом на пути к заслуженному счастью главных героев.

На балу Золушка встретив своих сестёр снова показывает читателям свою доброту и незлопамятность: «Elle alla s"asseoir aupres de ses soeurs, et leur fit mille honnetetes: elle leur fit part des oranges et des citrons que le Prince lui avait donnes, ce qui les etonna fort, car elles ne la connaissaient point».

Последний эпизод сказочного действия наконец раскрывает истинное лицо Золушки, которое скрывалось то за лохмотьями замарашки, то за прекрасными нарядами принцессы. Золушка примеряет туфельку, которая всем на удивление оказывается её в пору. И здесь мы также обнаруживаем завуалированное доказательство необычайной красоты Золушки, её происхождения, так как в любые времена, маленькая ступня в Европе считалась признаком красоты, миниатюрности и высокого происхождения девушки. Интересен и сам мотив туфельки в данной сказки, так как известно, что примеривание обуви издавна является знаком избрания или возведения в достоинство.

Поиски настоящего героя благополучно завершаются, Золушка получает социальную независимость от своих мачехи и сестёр, а также обретает любовь принца.

Таким образом, Золушка награждается за все те испытания её добра и терпеливости, что выпали на долю девушки. Сказочная справедливость волшебной сказки восторжествовала. К развязке автор также неожиданно меняет привычный ход вещей традиционной сказки. Так вредные и злые сёстры не наказываются Золушкой, а наоборот, она их великодушно прощает: «Cendrillon les releva, et leur dit, en les embrassant, qu"elle leur pardonnait de bon coeur, et qu"elle les priait de l"aimer bien toujours». Поженившись с принцем, найдя своё счастье, она как бы делится этим счастьем со своими сводными сёстрами, выдав их замуж за дворян: «Cendrillon qui etait aussi bonne que belle, fit loger ses deux soeurs au Palais, et les maria des le jour meme a deux grands Seigneurs de la Cour». Таким образом, Золушка сохранила все свои нравственные качества до конца, в чём также заключается прелесть сказки и её воспитывающиё аспект.

ЗОЛУШКА (фр. Cinderella) - героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» - так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье. Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная - фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра». Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д.Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С.Прокофьев - одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я.Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л.Шварца) признан классикой детского кинематографа.

Министерство образования Украины

Харьковский национальный университет им. Каразина

на тему: "Психологический портрет Золушки"

г. Харьков 2008


Речь пойдет о героине сказки Шарля Перро "Золушке", которая рассматривалась с моей точки зрения (славянской) понимания этой зарубежной героини.

С начала сказки героиня Золушки предстает милой, общительной, сопереживающей и готовой придти на помощь нуждающимся в ней, маленькой девочкой, которая радуется жизни, своим родителям, открыта окружающему миру. Ребёнком, который может и выражает свободно свои эмоции и чувства, разные свои желания и взгляды. Она значима и уважаема должным образом своими родителями. Можно сказать, что как ребенок, Золушка играла и развивалась свободно, не ограничивая свой творческий потенциал и способности, открыто выражала (пусть по-детски наивно) свои взгляды на вещи. В этот момент её жизнь была интересной и наполненной смыслом.

Рассматривая детство и семью Золушки, можно предположить, что условия такого хорошего воспитания и отношения к ней: как ещё маленькой, но уже личности, взрастили бы целостную личность во взрослой Золушке. Но неожиданный удар судьбы - смерть мамы и в дальнейшем брак её отца на новой жене - злой мачехе коренным образом меняют жизнь Золушки, а впоследствие и её личность подвергается изменениям.

Как происходил процесс изменения личности Золушки можно лишь предполагать и фантазировать, так как в сказке этот период её взросления коротко описывается тяжелыми условиями (в том числе бездействием и беспомощностью отца) и многочисленными обязанностями.

Повзрослевшая Золушка - это всё та же добрая, но без проявления себя, своего характера, терпеливая, всепрощающая девушка. Девушка без прав на проявление чувств, желаний, эмоций. В этой ситуации ужасают не условия и постоянное выполнение тяжелого физического труда, а бездействие и принятие Золушкой сложившегося образа жизни: выполнив всю работу по дому Золушка уходила в уголок возле печи, садилась на горку золы (от сюда и прозвище "Золушка") и ждала очередных приказов, требований, поручений, которые отдавали её сводные сёстры и мачеха. И лишь в моменты, когда она оставалась одна, она вспоминала свою семью и то, время когда ей было хорошо среди любящих людей. Эти мысли уводят её далеко в свой идеальный мир, в котором нет злобной мачехи и её дочерей, а есть свой дом, семья и любящий принц. Здесь просматривается идеалистическое мышление Золушки, попытки день за днём, раз за разом забыть, не думать о реально происходящем, о своём страхе и неспособности что-либо менять.

Лишь с большими усилиями она делает то, что хочется. В ситуации, когда она красивая и нарядная, одетая и подготовленная феей-крёстной, подъехав к замку, сомневается и боится сделать так, как хочется - пойти на бал. Золушке приходится, преодолевая себя, свои сомнения, спасительное желание уйти (убежать), зайти в замок, и войдя в бальный зал почувствовать себя по-другому. И здесь на балу, получив желаемое, она бежит из страха непринятия себя принцем такой, какая она есть. Да и ей самой трудно в один миг принять исполнение своих желаний, ведь она отвыкла от этого.

Проявление слабой воли и самопожертвования наглядно проявляется во время примерки хрустальной туфельки сёстрами. Здесь Золушка собственноручно умело одевает туфельку на ногу сестре, и в этот момент отказывается от любимого принца, от возможности стать принцессой: вырваться из своего дома и реализовать свои мечты. Она делает так, как хочет её окружение, пряча и приглушая свои чувства, отодвигая себя на задний план. Так и хочется задать вопрос: "А, что же дальше?". И не услышав ответа, понимаешь бессмысленность и бесполезность жизни Золушки на этом этапе жизни. Возможно всё и было бы так грустно, если бы вновь воля случая (разбитая туфелька) и старания феи-крёстной не дали шанс Золушки заявить о себе и своих правах (девушки, обладательницы той самой маленькой ножки, с которой и слетела туфелька) на роль невесты принца.

Подводя итог выше сказанного, обращаясь к типологии патологий личности профессора Дусавицкого А.К., можно сказать, что психологический портрет Золушки - это портрет "Стоика":

с основным жизненным принципом - терпение,

с второстепенным, саможертвующим отношением к себе,

с типом личности, который сформировало окружение (в случае Золушки - это мачеха и её дочери),

с принятием приоритетности других,

с идеалистическим мышлением и приглушенными в себе чувствами,

с отсутствием воли и прикладыванию больших усилий для реализации своих желаний,

с памятью, которая отказывается помнить всё то, что происходит и

в результате бессмысленным прожиганием жизни.

Подходя к концу истории о Золушке, веришь в то, что благодаря положительному воспитанию, полученному в раннем детстве, "волшебным" обстоятельствам, поддержки феи-крёстной, принца и, наконец, своим усилиям и целеустремлённому развитию, эта молодая девушка станет целостной личностью: творческой, с ярким проявлением достойного уважения к себе, реализующей свои желания, чувствующей и помнящей каждый момент своей осмысленной, целеустремленной жизни.

Другие материалы

  • Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад
  • Между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей...


    Производство и в князи, и в грязи!» Заключение Итак, рассмотренные в данной работе многочисленные факты, влияющие на современное состояние жанра политический портрет, нуждаются в обобщении. Принципиальная особенность отображения человека на станицах периодической печати сводится к...


  • Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития
  • Необходимости связываются с коллегами и администрацией учреждений, куда поступает ребенок. Опыт создания и деятельности СССиР в г. Пскове показал, что работа по сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития востребована. За полтора года работы Службы ее услугами воспользовалось...


    Такая тенденция наметилась в литературной сказке с 20-х годов. Вместе с Золушкой, носительницей доброго начала, в сказку входит одна из главных тем творчества Е.Шварца - тема любви, понимаемая драматургом весьма широко. Противостояние добра и зла, таким образом, предстает как противостояние любви...


    Этапа к другому, не означает механической смены и последовательности стадий. Каждая стадия самосознания детерминирована не только соответствующим уровнем развития психики и личности в целом, но и результатами развития предыдущих, менее сложных стадий самосознания. Иными словами, между всеми стадиями...


    Проявление жизненной необходимости. В работе И. П. Черноусовой “Структура и художественные функции мотивов русской волшебной сказки” приводится система мотивов, разработанная автором для структурного анализа волшебных сказок. Это мотивы: · Поиск супруга и восстановление...


    Причин и последствий неравенства их изначального положения в профессиональной деятельности, на наш взгляд, залог для дальнейших успехов в ней. Глава 2. Выбор карьеры для женщины Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других. (Соммерсет Моэм) Выбор...


    И духовности. Во второй главе описана экспериментальная и исследовательская работа. Во время написания работы исследовался процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки, был проведён анализ учебников на предмет выявления воспитательного содержания сказок, предложены формы внеклассной...


    Судьбы и наследия героя. Не мог остаться незамеченным в романтизме и характерный для художественной биографии ярко выраженный элемент идеализации героя, метафоричность его образа. 5. Типы и основные черты биографических новелл Паустовского 5.1 Биографическое произведение как вид литературы...


  • Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях
  • Правильного воспитания, основа оказания помощи родителям в решении задач семейной педагогики. Можно сказать кратко: чтобы помогать, надо знать. Поэтому изучение семьи не самоцель, не самостоятельная проблема в работе классного руководителя. Это обязательное условие (одно из многих) успешности его...

Содержание статьи:

Комплекс Золушки - это состояние, при котором женщина продолжает жить детскими мечтами, верить в сказку и отказываться принимать реальность. Она также не желает приложить даже минимум усилий, чтобы исправить ситуацию. Необходимо четко уяснить для себя последствия, которые могут возникнуть при озвученном психологическом дисбалансе у представительниц прекрасного пола. В ином случае женщина с комплексом Золушки может поставить жирный крест на создании семейного очага в будущем.

Механизм развития комплекса Золушки

Истоки данной проблемы следует искать в детстве, когда девочка только начинает формироваться как личность. Обычно комплекс Золушки развивается по следующей схеме, которая порой нарастает, словно снежный ком:

  • Первичный фактор-провокатор . Дыма без огня не бывает, поэтому любая проблема имеет свои причины образования. При этом психологический дисбаланс у девочки может возникнуть как в простой, так и в обеспеченной семье.
  • Фиксирование в сознании комплекса . На благодатной (со знаком минус) почве начинается формирование озвученной проблемы, от которой затем необходимо будет избавляться. Родителям важно вовремя увидеть кризисную ситуацию, чтобы в дальнейшем не искалечить судьбу своего ребенка.
  • Развитие комплекса . Если момент возможности коррекции мировоззрения девочки упущен, то после у нее запускается механизм синдрома Золушки. Остановить его можно, если взрослые следят за изменениями в психологическом состоянии своей дочери.
  • Сформировавшаяся проблема . В данном случае речь уже идет не о причинах деформации мировоззрения ребенка, а об их последствиях. Комплекс Золушки не является нормой для любой женщины, потому что в основе своей подразумевает искаженную концепцию модели поведения.

Важно! Многие беды можно предотвратить, если грамотно подойти к решению вопроса. Каждая девочка в дальнейшем станет зрелой особой, поэтому родителям очень важно все организовать таким образом, чтобы сделать ее будущую личную жизнь успешной.

Причины развития комплекса Золушки


Бороться со злом нужно только после того, когда исследованы его источники. Причины данного синдрома обычно банальны и выглядят таким образом:
  1. Страх успешности . Колетт Даулинг комплекс Золушки видит именно в этом факторе. Известный американский психотерапевт внимательно изучил озвученную проблему, заметив источники ее образования в неумении и нежелании женщины самостоятельно строить свою жизнь.
  2. Навязанные стереотипы . Некоторые родители сами внушают своей дочке, что она принцесса и должна ждать того самого лучшего и единственного. Сама по себе идея довольно неплоха, но нельзя воспитывать ребенка исключительно по такому принципу.
  3. Страх одиночества . Некоторые женщины готовы даже на псевдо-принца, которому сами же приписывают несуществующие достоинства. Если на горизонте появляется более или менее достойный кандидат для обожания, то особа с тревожной душой готова сделать его своим избранником.
  4. Последствия комплекса Алисы в стране чудес . Все начинается с мечтательности и веры в реальность осуществления желаемого. Грезы со временем достигают грандиозных масштабов, что в конечном итоге перерастает в комплекс Золушки. Это еще более пассивная модель поведения, чем выше озвученная, и приводит она часто к женскому одиночеству.
  5. Родительское воспитание . В данном случае маленькой девочке четко даются установки, что только лишения могут принести долгожданное счастье. Упорство и труд все перетрут - девиз подобных пап и мам, которые реально считают свои советы правильными. В итоге ребенок воспринимает все буквально и становится жертвой жизненных обстоятельств.
Перечисленные причины могут по-разному повлиять на судьбу женщины. Есть такой типаж людей, которые вполне комфортно чувствуют себя в роли жертвы. Страдать и быть использованными непорядочными людьми - их нормальное состояние, из которого они выходить не хотят.

Основные признаки наличия комплекса Золушки


Даму в подобном душевном состоянии вычислить довольно просто. Психологи рекомендуют обратить внимание на следующие проявления озвученного явления у женщины:
  • Витание в облаках . У представительниц прекрасного пола с такой моделью поведения сразу видно, что они понятия не имеют о реальной жизни. Они думают обо всем угодно, но не о насущных проблемах. В этом случае сразу вспоминается феерическая особа из фильма «Блондинка за углом», которая весь окружающий мир видела несколько иначе, чем прагматичные и трезвомыслящие люди.
  • Завышенные требования к себе . Комплекс неполноценности очень часто начинает развиваться у тех особ, которые слишком неуверенны в своих силах. В глубине души они не понимают, что достойны гораздо большего, чем им предоставляется судьбой. Подобные тайные мысли начинают запускать описываемый комплекс Золушки у женщины.
  • Наивность . Дамы с озвученной проблемой иногда поражают своим отношением к существующей действительности. Они способны до полного физического увядания ждать принца на пресловутом белом коне. Такие женщины редко бывают счастливы, потому что в конечном итоге становятся старыми девами.
  • Отсутствие собственного мнения . Особы с описываемым комплексом обычно являются безропотными личностями. Свою позицию они отстоять не в состоянии, потому что часто боятся выйти из тени своих предрассудков. Они плывут по течению и не пытаются что-либо изменить в своей жизни.
  • Комплекс хорошей девочки . В каждом коллективе была своя отличница, которая всегда и везде старалась быть лучшей. Время идет, а гонка за результативностью продолжается. Рядом с такой особой не может быть простой парень, который не является лучшим из лучших. Комплекс отличницы способен из даже очень хорошего человека сделать озлобленную в дальнейшем женщину с очевидными проблемами в личной жизни.
  • Романтичность . Подобную личность с головой выдает тяга к душещипательным мелодрамам типа «Красотки» с блистательной Джулией Робертс в главной роли. Даму с комплексом Золушки также интересуют любовные романы, где простая девушка стала избранницей прекрасного принца при самых невероятных событиях.
  • Поведение жертвы . Если бы героиня сказки Шарля Перро и братьев Гримм не обрела покровительство феи-крестной, то жизнь ее однозначно закончилась бы среди грязных сковородок. Женщина с комплексом Золушки всегда покорно сносит тиранство, потому что бороться за свое счастье просто не способна.
  • Альтруизм . Жить ради других людей можно, но сразу возникает вопрос о целесообразности подобного существования. Не факт, что такие героические поступки будут оценены по достоинству. К тому же женщина с комплексом Золушки может стать просто объектом для использования в корыстных целях негодяя.
  • Безотказность . Подобное качество характера близко к альтруизму, потому что таким особам можно позвонить глубокой ночью и попросить о помощи. При этом выглядеть все будет практически в виде приказа, потому что мнения жертвы описываемого синдрома никто и не спрашивает.

Разновидности комплекса Золушки у женщины


Каждая проблема имеет свои нюансы, потому что одинаковых людей не бывает. Комплекс Золушки в психологии специалистами рассмотрен со всех сторон, поэтому данный фактор позволил сделать определенную классификацию женщин такого типа:
  1. Наивная особа . Подобные дамы реально считают, что мир раскрашен в самые радужные краски. Даже в самой примитивной личности с некоторым финансовым достатком и апломбом они готовы увидеть того самого идеального принца. Доводы окружающих на них, как правило, не действуют, потому что понять происходящее наивным женщинам мешают так называемые розовые очки.
  2. Особа без планов на будущее . Женщина-мотылек способна порхать по жизни очень долго в поисках своего идеала. Она не может скоординировать свои действия, потому что ждет того, кто сам решит все ее проблемы. Ей легче пустить ситуацию на самотек, чем попробовать найти выход из тупика. Своего мнения у нее нет, поэтому она мечтает об умном и сильном избраннике, чтобы спрятаться за его спиной.
  3. Дама с повышенными требованиями . Это довольно редкая разновидность женщины с комплексом Золушки, потому что обычно личности с подобным мировоззрением обладают заниженной самооценкой. Но в любом правиле есть свои исключения, поэтому даже такие особы могут в глубине своей души протестовать против сложившихся обстоятельств и мечтать об идеальном принце.
  4. Женщина-ребенок . Подобные особы напоминают олененка Бэмби, который взирает на мир изумленными глазами. Такие дамы с возрастом не меняются, потому что привыкли жить в мире детских фантазий. Прекрасный принц для них вовсе не сказка, а реальное желание найти себе идеального партнера. Они готовы терпеть все, потому что являются незрелыми личностями и не умеют за себя постоять.

Последствия комплекса Золушки у женщины


Позитивного результата при озвученном явлении искать не приходится, но все же он выглядит в ряде случаев совершенно по-разному:
  • Лихорадочный поиск суженого . Женщина с синдромом Золушки в запущенной стадии его развития может начать настоящую охоту за удачливым партнером. Она будет пытаться понравиться всем и каждому, потому что остро боится остаться в одиночестве. В некоторых случаях ее план удается, но факт приобретения в суженные именно идеального принца не всегда будет соответствовать действительности.
  • Статус старой девы . Ожидание совершенного партнера, который придет и решит все проблемы женщины с описываемым комплексом, может затянуться. В итоге дама останется при своих интересах и в гордом одиночестве, так и не создав полноценные отношения с мужчиной.
  • Постоянная жертва . Такая женщина практически не имеет личной жизни, так как живет проблемами других. Она ведь не в состоянии им отказать. Обычно такие дамы одиноки, с двумя-тремя, а то и более кошками. Их регулярно просят посидеть с чьими-то детьми, досмотреть бесплатно соседку, пока ее родные заняты своей жизнью и т.д. Второй случай - жизнь со сложным партнером. Это могут быть пьяницы, наркоманы, бывшие заключенные. Женщина при этом всегда находит им оправдание, терпит выходки, побои и ждет, что все наладится, ведь он «хороший».
  • Карьеристки . Крайне редкий случай, когда дама становится одиночкой лишь потому, что так и не может найти достойного. У нее есть вдобавок комплекс отличницы, поэтому найти равноценного партнера не так просто. Она направляет всю свою энергию на карьеру, иногда становится деспотичным руководителем, который домой приходит только лишь поспать. И даже если ее знакомят с простым и хорошим мужчиной, она не согласится на встречи с ним исключительно из-за поисков своего идеала.

Обратите внимание! Все варианты не могут характеризовать личную жизнь женщины как счастливую. Следовательно, необходимо что-то менять в своей модели поведения и мировоззрении, чтобы в дальнейшем не стать одинокой жертвой обстоятельств.

Способы борьбы с комплексом Золушки

С любой проблемой необходимо разбираться, чтобы ситуация не зашла в очевидный тупик. Специалисты рекомендуют множество способов борьбы с опасным симптомом, который ставит под удар личную жизнь потерпевшей.

Личные возможности искоренения у себя комплекса Золушки


В некоторых случаях человек способен помочь себе сам, если начнет грамотно оценивать возникшую проблему. Избавиться от подобного комплекса можно при использовании таких методов, которые порой эффективно срабатывают:
  1. Разговор с успешной подругой . В окружении многих женщин есть представительница прекрасного пола, которая кажется умнее, красивее или удачливее, чем они. Жертва комплекса Золушки однозначно имеет такую приятельницу, откровенный разговор с которой поможет решить существующую проблему. Состоявшаяся беседа способна иногда изумить зачинщицу откровенного диалога, потому что полностью удовлетворенных своей судьбой людей очень мало. Следовательно, она поймет, что идеал - понятие весьма относительное, и тратить драгоценное время на его поиски не стоит.
  2. Смена модели поведения . Привлекательных и ухоженных женщин много, так что мужчинам есть из чего выбирать при поиске своей избранницы. У принца из сказки «Золушка» также была масса возможностей найти свою половинку среди принцесс и придворных дам. Однако его привлекла таинственность незнакомки, которая смогла заинтриговать его своим поведением. Следовательно, роль жертвы необходимо сменить на образ загадочной дамы, чтобы стать интересной для представителей противоположного пола.
  3. Стремление к финансовой независимости . Мечтать о состоятельном избраннике можно, но и самой следует начать реализовывать себя как личность. В этой жизни важно знать, что при любой сложной ситуации реально иногда обойтись и без посторонней помощи. Мужчина не оставит без внимания женщину, которая, кроме наличия привлекательных внешних данных, стремится добиться успеха. Только не стоит перегибать палку, превращаясь в заядлую карьеристку, потому что подобные дамы противоположный пол только отпугивают.
  4. Умение сказать «нет» . Безотказность не может привести ни к чему хорошему, если дело не касается больных родителей, просьбы которых необходимо удовлетворять всегда. Никто и никому не обязан подчиняться в ущерб своим интересам и желаниям. Мы должны своим детям, и то их пожелания надо также пропускать через фильтр целесообразности требований. Во всех остальных случаях можно помочь ближнему, если только есть возможность и желание сделать это.


Не все женщины способны самостоятельно избавиться от озвученной проблемы, поэтому специалисты советуют им предпринять следующие действия:
  • Посещение тренингов . Если действительно есть рвение изменить свою жизнь, то существует множество подобных мероприятий для всех желающих. Именно они помогут женщине поднять свою самооценку и наладить отношения с противоположным полом. К тому же пострадавшая особа увидит людей с такой же проблемой, что покажет ей распространенность комплекса Золушки.
  • Консультация у психолога . Грамотный специалист всегда сможет найти причины происходящего в жизни покорной неудачницы и предложит методы избавления от комплекса Золушки. Пусть терапия при этом займет какое-то время, но в результате женщина сможет организовать свою личную жизнь и выстроить отношения с окружающими людьми.
Как избавиться от комплекса Золушки - смотрите на видео:


Последствия комплекса Золушки могут быть самыми непредсказуемыми, поэтому оставлять проблему без решения нельзя. Каждая женщина достойна счастья, если она не получает никакого удовольствия от роли жертвы.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Популярное

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.



Похожие статьи
 
Категории