Какие проблемы в произведении капитанская дочка. Какие вечные проблемы поднимает А.С

03.03.2020

«Капитанская дочка» - историческое произведение. А к истории, как вы знаете, можно обращаться по-разному.

Можно исходить из того, что в истории меняются только костюмы, технические средства, мода, интерьер и предметы, а психология людей остается неизменной. Примерно так думал Лион Фейхтвангер (рис. 2), и в своих исторических романах, действие которых происходит либо в начале христианской эры, либо в XVIII веке, он писал о своих современниках.

Рис. 2. Лион Фейхтвангер ()

Можно уходить в историю, как в эмиграцию. Настоящее время настолько скучно, скверно, что обращение к истории становится некой отдушиной, попыткой глотнуть свежего воздуха. Может быть, этим во многом объясняется лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича» (рис. 3). Вспомните знаменитые строчки из «Бородина»:

Да, были люди в наше время.

Когда-то люди были сильные, смелые, яркие. Сейчас «печально смотреть на наше поколение».

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов ()

Бывает совершенно сознательное стремление найти в прошлом параллели с настоящим. В 30-40 гг. ХХ века в советской литературе и в советском кино необычайно популярно было обращение к времени Ивана Грозного и Петра I. Понятно, что в этом обращении содержался (не открыто выражался, но улавливался) заказ оправдать деспотизм Сталина, сталинский террор. В этом смысле обращение к Ивану IV и Петру I было совершенно прозрачно.

«Капитанская дочка» была напечатана в 4 томе журнала «Современник» за 1836 г. Посмотрите, как выглядела первая публикация пушкинского романа (рис. 4).

Рис. 4. Первая публикация «Капитанской дочки» ()

«Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы. Бунтовщики их секли, били по щекам, издевались над ними, разграбили дома, изнасильничали жен. Пятнадцать лекарей убито. Спасся один при помощи больных, лежавших в лазарете. Убив всех начальников, бунтовщики себе выбрали других».

Рис. 5. П.А. Вяземский ()

Это всего лишь одно единственное частное проявление пушкинского интереса к народу и к народному бунту, которое вообще отличает 30-е гг. нашего первого поэта.

Еще в 1825 году Пушкин интересовался Степаном Разиным. В начале 30-х гг. Пушкин получает разрешение работать в архивах. 17 февраля 1832 года М.М. Сперанский прислал Пушкину подарок Николая I - «Полное собрание законов Российской империи». В 20 томе этого собрания был перепечатан приговор о наказании смертной казнью изменника-бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников с присоединением объявления о прощаемом преступнике.

Среди имен активных участников возмущений упоминалось имя Михаила Шванвича. В окончательной редакции повести этот исторический персонаж превратился в Швабрина. Первоначально Пушкина интересовала фигура дворянина, который переходит на сторону восставших крестьян. Первоначально это должен был быть характер, похожий на характер Дубровского. Но чем больше Пушкин об этом знал (а в 1833 году Пушкин уже ознакомился с материалами о секретной экспедиции военной коллегии), тем ему яснее было, что этот замысел не может быть воплощен. Посмотрите на цитату из замечаний Пушкина о бунте, написанных для Николая I (рис. 6):

«Весь черный народ был за Пугачева. Одно только дворянство было открытым образом на стороне правительства. Выгоды их были слишком противоположны».

Рис. 6. Николай I ()

Перейти на сторону восставшего, бунтующего крестьянства дворянин мог, только будучи Швабриным - изменником, предателем, человеком без чести. Такое серьезное изменение в замысле романа произошло в ходе работы. Причем в ходе работы над «Капитанской дочкой» Пушкин пишет «Дубровского», «Историю Пугачевского бунта», печатает ее (в этом помогает государь Николай I). И только в 1836 году выходит том «Современника» уже с художественным произведением - с «Капитанской дочкой».

Черновое вступление к роману, написанное в 1833 году, выглядит так:

«Любезный друг мой Петруша, часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть, в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Но не решился я исполнить свое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Конечно, твой батюшка не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно. И лучше было бы, если б ты на него походил».

Дальше говорится о том, что Петруша походит на своего деда, не очень послушного и не очень добронравного в молодости. Но важно не это. И даже не то, что это вступление во многом совпадает с вступлением к изданным запискам Александра Ильича Бибикова, одного из главнокомандующих войсками, усмирявшими пугачевский бунт. Здесь важно для Пушкина то же, что и в стихотворении 1835 года «Вновь я посетил», - наличие связи трех поколений. Как в стихотворении: вот он во владениях дедовских; вот он сам; а заканчивается стихотворение отсылкой ко внукам:

«…Не я увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих питомцев

И шумную главу их заслонишь.

Но пусть мой внук…»

Эта связь поколений, то, чего был явно лишен Лермонтов, для Пушкина необычайно важна. Вот почему так важен отец. Собственно, с этого начинается роман:

«Да кто ж его отец? - спрашивается в эпиграфе - Отец мой Андрей Петрович Гринев» .

В конце 1820-гг. Пушкин обращается к фигуре Петра. Вопрос о том, кто может указать России путь, кто может означить верное движение страны, для Пушкина, особенно после поражения декабристов, был необычайно актуален. И Петр - это герой, воплощающий не свою волю (своевольные герои Мазепа и Карл историей забыты), а волю объективную, волю истории.

В «Капитанской дочке» Пушкин выбирает рубежное, переломное событие. Это крестьянское восстание, пугачевский бунт (рис. 8). Это - проблема народа и дворянства, их отношений. Пушкин показывает два мира, два уклада. У каждого своя правда. Есть своя правда у дворянства, есть своя правда у Екатерины, законной правительницы. И есть, как в своей замечательной статье написал Юрий Михайлович Лотман, своя правда и у мужицкого царя, и у крестьян восставших. Эти два мира, у каждого из которых своя поэзия, свой закон, свое право, находятся во вражде. Это для Пушкина очень важно, ведь «История Пугачевского бунта» (а это именно историческое исследование, которым Пушкин занимался параллельно с работой над «Капитанской дочкой») стала предупреждением для царя, для дворян: народ - это грозная сила, и не дай бог начнется опять гражданская война, война между двумя главными сословиями России.

Рис. 8. Пугачевский бунт ()

Английский волшебник, чародей (как его называли) Вальтер Скотт (рис. 9) своими историческими романами приобрел всеевропейскую славу еще при жизни.

Рис. 9. Вальтер Скотт ()

Первый след, влияние или внимательное чтение Вальтера Скотта, - это незаконченный пушкинский роман «Арап Петра Великого», где историческое лицо показано в частной жизни.

Для исторического романа Вальтера Скотта важно, что на первом плане вымышленные лица, а исторические - на втором. С самого начала важно подчеркнуть, что у Вальтера Скотта и у Пушкина принципиально разный интерес или метод.

Вальтер Скотт необычайно любит описания: замков, костюмов, блюд - все подробности ушедшей эпохи. Более того, он любит в начале романа или в середине дать такой небольшой исторический очерк: что происходило в это время в Шотландии, в Англии (религиозные войны, соперничество королей и т. д.). У Пушкина практически этого нет. Например, 14-я глава «Суд»:

«Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».

Толстой, прочитав «Капитанскую дочку», скажет:

«Повести Пушкина голы как-то».

По сравнению с интересом подробностей (Толстой считал, что современная ему литература отличается интересом к деталям), пушкинские повести, действительно, голы. Это всегда действие, а не описание. Очень немного эпитетов, очень немного пейзажей, интерьеров:

«Я вошел в залу довольно обширную».

Можно представить, какое описание этой залы суда сделал бы другой писатель.

На этом фоне исключения всегда очень заметны:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом в рамке. Около него красовались лубочные картинки, изображающие взятие Костерина и Очакова. Так же выбор невесты и погребение кота».

Это цитата из III главы. Здесь очень важны и картинки, и сюжеты этих картинок. Все это стало уже предметом отдельных работ и отдельных исследований.

Рассмотрим еще один пример откровенно не использованного повода для описаний. Вы помните, что Маша Миронова останавливается на последней станции перед Петербургом, станции София (на самом деле еще в это время, в 1774 г., этой почтовой станции не было). И жена станционного смотрителя рассказывает Маше все о Екатерине: в котором часу государыня обычно просыпалась; кушала кофе; прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом; кого принимала вечером. Словом, разговор Анны Власовны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомков. Но Пушкин их сознательно не пишет.

В романах Вальтера Скотта есть некоторые особенности, которые, казалось бы, совершенно совпадают с пушкинскими ходами, приемами в «Капитанской дочке». Например, в «Айвенго» Черный рыцарь (неизвестный, неузнанный) оказывается королем Ричардом Львиное Сердце. А в «Капитанской дочке» и Пугачев, и Екатерина появляются сначала неузнанными. Так же, как в «Квентине Дорварде» Вальтера Скотта, скромный горожанин оказывается королем Людовиком. А в романе «Роб Рой» и в романе «Уэверли» действуют старые решительные отцы героев, напоминающие чем-то Андрея Петровича Гринева.

Роман «Роб Рой» представляет собой записки, полученные от третьего лица. В основе «Капитанской дочки» - записки Гринева, переданные одним из его внуков издателю, поскольку издатель интересуется эпохой, в этих записках изложенной.

Во второй главе романа «Уэверли» главный герой Эдуард, произведенный в офицеры, прощается с семейством и едет в полк. Напутствия дяди явно близки к словам старого Гринева (т. е. к эпиграфу всего романа):

Насколько позволяют долг и честь, избегая опасности, предостерегают от дружбы с игроками и развратниками.

В XI главе хозяйка вмешивается в ссору молодых людей. Выглядит это так:

«Как вашей милостью вы убиваете друг друга - воскликнула она, смело бросаясь между противниками и ловко покрывая их оружие своим пледом - и черните репутацию доброй вдовы, когда в стране достаточно свободных мест для поединка».

Вспомните, как Василиса Егоровна приказывает отобрать шпаги у Швабрина и Гринева и запереть их в чулан.

Это далеко не все совпадения и переклички пушкинского романа и романов Вальтера Скотта. Были даже статьи, которые назывались «Плагиаты Пушкина», «Где Пушкин взял свое». Смысл такого сопоставления в том, что гений берет свое там, где видит. Дело не в подробностях, не в деталях. Дело в архитектуре, в том, как это скомпоновано, как это работает. Видеть общий план, когда нет ничего случайного.

Пушкин уничтожил практически все черновики «Капитанской дочки». Тем не менее мы можем какие-то варианты увидеть по первой публикации, чтобы посмотреть, как Пушкин работает над текстом, как он убирает то, что вначале ему кажется, очевидно, удачным, как он вписывает то, чего раньше он не видел. Тогда мы поймем, что дело не в пересечениях, не в перекличках. Переклички эти важны, так как являются сигналами: вспомните, как в этом романе у Вальтера Скотта, а у меня будет по-другому.

Второе важнейшее качество в «Капитанской дочке» запрятано в самом тексте этого романа: Гринев говорит о своих семейственных записках. Это семейная хроника.

Первоначально Петр Андреевич Гринев обращался к своему внуку Петруше. Предшествовало «Капитанской дочке» вступление, где постаревший уже Петруша Гринев говорил своему внуку, как полезно прочесть его исповедь - его записки. Пушкина интересуют не исторические описания, а исторические характеры. Упоминается осада Оренбурга, свидетелем которой был Гринев (он защищал, оборонял Оренбург), которая принадлежит истории, а не семейственным запискам.

«История Пугачевского бунта» вышла в свет в 1835 году и представляла собой две части. Первая - это текст с примечаниями. Вторая часть - это документальные материалы, которыми пользовался Пушкин и которые он решил напечатать в своем исследовании.

С точки зрения полноты использования материала современные историки считают пушкинскую работу безукоризненной. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, в те места, которые были захвачены пугачевским бунтом. Возникает вопрос, который до сих пор обсуждается, оспаривается, по которому единого мнения нет и, наверно, никогда не будет: каково отношение Пушкина к тому, что он изобразил в «Истории Пугачевского бунта»? Очень убедительно об этом написано в книге Георгия Александровича Лесскиса (рис. 10), которая называется «Пушкинский путь к литературе» (1993). Лесскис пишет:

«Как же нам понять позицию автора? Пушкин избегал всякого рода прямых суждений. Прежде всего - лексика, к которой он прибегает, описывая то или иное явление. Оказывается, когда Пушкин говорит о правительственных войсках, он пользуется словами отряд , батальон , колонна . Когда он говорит о войсках Пугачева, он употребляет такие слова, как шайка , толпа . Пугачева он называет либо по фамилии, либо казак , донской казак . От себя он всегда его называет самозванец . А Петр III или государь только в цитатах» .

Дальше Лесскис говорит, что Пушкин уже второй раз обращается к теме смутного времени - смуты (первый раз - в «Борисе Годунове»). И в русской истории, считает Георгий Александрович, постоянно чередуется деспотизм и анархия. Их анархии опять вырастает деспотизм, который при нарастании противоречий между правителем и народом заканчивается, превращается, обрывается смутой, анархией и опять возникает.

Рис. 10. Г.А. Лесскис () Очень важна фраза из письма Александра Ильича Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину:

«Не Пугачев важен. Важно общее негодование».

Понимали, что дело не в самом Пугачеве. Пушкин даже в «Истории Пугачевского бунта» скажет:

«Недоставало только предводителя - предводитель сыскался».

То есть Пугачев ничего не значит сам по себе, он нужен лишь как имя для того, чтобы это уже назревшее возмущение состоялось. Говоря о Пугачеве, Пушкин чаще всего употребляет слово злодей . Само Пугачевское восстание Пушкин никогда не называет восстанием - бунт, мятеж, возмущение. Очень любопытно, как он пользуется словом измена . Казаки, принимавшие участие в бунте, все являются изменниками, предателями, поскольку они должны были служить государыне, но Пушкин говорит об измене только применительно к дворянам, перешедшим на сторону бунтовщиков.

И в «Капитанской дочке», - продолжает Георгий Александрович, - Пушкин пользуется теми же самыми словами (шайка, мятеж, бунт, мятежники, толпа), что и в Истории Пугачевского бунта. Единственное, что иначе написан Пугачев».

Цитата Георгия Александровича Лесскиса:

«Пугачев в «Капитанской дочке» не реальное лицо, а художественный образ русского разбойника».

Есть еще одно интересное место из конечных глав «Капитанской дочки». Гринев говорит:

«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко».

Вот этот отказ от описательной части свойствен пушкинской прозе и только ей. Ни у кого из его современников вы подобного не найдете.

Пушкина чрезвычайно интересует роль личности в истории. Еще в «Борисе Годунове» современники с удивлением замечали, что заглавный герой Борис появляется всего лишь в девяти сценах из двадцати трех. Его антагонист, Лжедмитрий, и того менее. Возникает вопрос: кто же главный герой? Точно так же и в «Капитанской дочке» Пушкин, изображая пугачевский бунт, выводя на первый план Пугачева, а в последней главе Екатерину, сосредоточен прежде всего на внутреннем мире Петруши Гринева и на отношениях его с Машей Мироновой.

Получается, что историю творят не вожди и цари, как это было принято думать, а мы с вами - рядовые участники, люди, живущие частной жизнью.

«»Когда Пушкин начинал работать над «Капитанской дочкой», он интересовался таким сюжетом: дворянин становится участником, а иногда даже предводителем шайки разбойников, народного бунта. Этот сюжет был у «Дубровского». Но чем глубже Пушкин занимался своей темой, чем больше он знакомился с архивными материалами, чем больше он расспрашивал участников, оставшихся в живых, свидетелей событий 60-летней давности, тем яснее ему становилось, что отношение между дворянами и народом не могли быть другими. Они были отношениями враждебными. Пушкин показывает зверство с обеих сторон: зверство правительственных войск и зверство пугачевцев.

Тут возникает чрезвычайно важный момент. Оказывается, что если действовать формально, по социальной логике, по логике классовой, по логике войны, то Пугачев (рис. 11) должен был бы Гринева повесить, как и советует его помощник Белобородов:

«Он тебя государем не признает, не просит у тебя помощи. А лучше вот прикажи отвезти его в приказную да запалить огоньку. Наверное, он заслан к нам».

Рис. 11. Емельян Пугачев ()

Пугачев действует не ради какой бы то ни было формальной выгоды. Он способен быть милостивым, он спасает Машу Миронову и отпускает ее и Гринева восвояси. То же самое с Екатериной (рис. 12): формально Гринев - преступник. Он должен быть наказан. Екатерина выслушивает Машу Миронову (кстати, Маша приезжает просить не справедливости, а милости) и прощает.

Рис. 12. Екатерина II ()

То есть существует жестокая логика социальных, общественных, классовых отношений - логика войны. А есть то, что выше этой логики. Это прежде всего милосердие.

Посмотрите на цитату Ю.М. Лотмана (рис. 13):

«Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу».

Рис. 13. Ю.М. Лотман ()

Проблема чести видна уже в эпиграфе ко всему роману:

«Береги честь смолоду».

Весь роман - это становление Гринева, это бесконечная цепь испытаний, в которой Гринев остается верен чести.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Lit-helper.com ().
  2. Pushkin.niv.ru ().
  3. Hrono.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите исторические произведения А.С. Пушкина. Какова роль истории в повести «Капитанская дочка»?
  2. Проведите параллели между творчеством Пушкина и романами Вальтера Скотта. Что общего в произведениях этих писателей, а чем они кардинально отличаются?
  3. Каким образом Пушкин в произведении «Капитанская дочка» поднимает проблему гуманности?

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 1.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка».

А. Роман

Б. Историческая хроника

В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке В. В 16 веке

Б. В 18 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, в которых происходит действие повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Г. Белогорская крепость

Б. Татищевая крепость Д. Оренбург

В. Казань Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв?

А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

А. Рассказа Петра Гринёва автору

Б. Мемуаров Петра Гринёва

В. Рассказа Марьи Ивановны

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Игнатьевич

Иванович

7.Назвать узловые моменты повести. А. Детство Гринёва

Б. Буран

В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва

Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, поэзией борьбы и отваги.

А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы

Б. Сопоставления

В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет:

А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя

Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы

1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость А) Освобождение Гринёва

2) Широта натуры Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в

мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова

Б. Швабрин – Гринёв

В. Пугачёв – Гринёв

4. В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это :

А. Ирония Б. Иносказание В. Сатира

6. Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Глубоким, наделённым чувством собственного достоинства Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком. 7.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б. Они предопределяют участь героев

В. Они придают занимательность сюжету

Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века

Контрольная работа

по литературе (тест)

Вариант 2.

Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.

1. Отметить верное суждение.

А. « Капитанская дочка » - историческая повесть

Б. « Капитанская дочка » - мемуары

В. « Капитанская дочка » - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»?

А. В начале 18 века В. В середине 19 века

Б. В середине 18 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка».

А. «Стрелялись мы»

Б. «Береги честь смолоду»

В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург

Б. Бердская слобода

В Белогорская крепость

Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

Б. Петра Андреевича Гринёва Г. Нескольких персонажей

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести.

А. Пугачев В. князь Голицын Д. Екатерина I

Б. граф Миних Г. Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва.

А. Корнет В. Прапорщик

Б. Поручик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему имущественному положению

культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва

Б. Семья капитана Миронова

В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» В) «Пугачёвщина» Б) «Незваный гость» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору В) Савельичу Б) Екатерине II Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

А. Маши Мироновой Б. Василисы Егоровны В. Екатерины II Г.Анны Власьевны

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок » - это портрет:

А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял и научился применять новые знания.

1. В чём заключается смысл названия «Капитанская дочка»? Маша Миронова - это А. Единственный женский персонаж произведения Б. Идейный и художественный центр произведения В. Возлюбленная Петра Гринёва Г. Дочь погибшего русского офицера

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв

Б. Гринёв – Швабрин

В. Гринёв – Савельич

4. Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу сарафан.

Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее.

В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва? А. Ум, сметливость В. Удальство, широта натуры Б. Лень, бездеятельность Г. Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А. Характеризует Гринёва Б. Предвещает развитие отношений двух персонажей

В. Характеризует Пугачёва Г. Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

6. Д

7. В

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5.Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопрос оценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла 5.Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

2. Г

3. А

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. 2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно (« 3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо (« 4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью (« 5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично (« 5 »)

«Капитанская дочка» - историческое произведение. А к истории, как вы знаете, можно обращаться по-разному.

Можно исходить из того, что в истории меняются только костюмы, технические средства, мода, интерьер и предметы, а психология людей остается неизменной. Примерно так думал Лион Фейхтвангер (рис. 2), и в своих исторических романах, действие которых происходит либо в начале христианской эры, либо в XVIII веке, он писал о своих современниках.

Рис. 2. Лион Фейхтвангер ()

Можно уходить в историю, как в эмиграцию. Настоящее время настолько скучно, скверно, что обращение к истории становится некой отдушиной, попыткой глотнуть свежего воздуха. Может быть, этим во многом объясняется лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича» (рис. 3). Вспомните знаменитые строчки из «Бородина»:

Да, были люди в наше время.

Когда-то люди были сильные, смелые, яркие. Сейчас «печально смотреть на наше поколение».

Рис. 3. М.Ю. Лермонтов ()

Бывает совершенно сознательное стремление найти в прошлом параллели с настоящим. В 30-40 гг. ХХ века в советской литературе и в советском кино необычайно популярно было обращение к времени Ивана Грозного и Петра I. Понятно, что в этом обращении содержался (не открыто выражался, но улавливался) заказ оправдать деспотизм Сталина, сталинский террор. В этом смысле обращение к Ивану IV и Петру I было совершенно прозрачно.

«Капитанская дочка» была напечатана в 4 томе журнала «Современник» за 1836 г. Посмотрите, как выглядела первая публикация пушкинского романа (рис. 4).

Рис. 4. Первая публикация «Капитанской дочки» ()

«Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы. Бунтовщики их секли, били по щекам, издевались над ними, разграбили дома, изнасильничали жен. Пятнадцать лекарей убито. Спасся один при помощи больных, лежавших в лазарете. Убив всех начальников, бунтовщики себе выбрали других».

Рис. 5. П.А. Вяземский ()

Это всего лишь одно единственное частное проявление пушкинского интереса к народу и к народному бунту, которое вообще отличает 30-е гг. нашего первого поэта.

Еще в 1825 году Пушкин интересовался Степаном Разиным. В начале 30-х гг. Пушкин получает разрешение работать в архивах. 17 февраля 1832 года М.М. Сперанский прислал Пушкину подарок Николая I - «Полное собрание законов Российской империи». В 20 томе этого собрания был перепечатан приговор о наказании смертной казнью изменника-бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников с присоединением объявления о прощаемом преступнике.

Среди имен активных участников возмущений упоминалось имя Михаила Шванвича. В окончательной редакции повести этот исторический персонаж превратился в Швабрина. Первоначально Пушкина интересовала фигура дворянина, который переходит на сторону восставших крестьян. Первоначально это должен был быть характер, похожий на характер Дубровского. Но чем больше Пушкин об этом знал (а в 1833 году Пушкин уже ознакомился с материалами о секретной экспедиции военной коллегии), тем ему яснее было, что этот замысел не может быть воплощен. Посмотрите на цитату из замечаний Пушкина о бунте, написанных для Николая I (рис. 6):

«Весь черный народ был за Пугачева. Одно только дворянство было открытым образом на стороне правительства. Выгоды их были слишком противоположны».

Рис. 6. Николай I ()

Перейти на сторону восставшего, бунтующего крестьянства дворянин мог, только будучи Швабриным - изменником, предателем, человеком без чести. Такое серьезное изменение в замысле романа произошло в ходе работы. Причем в ходе работы над «Капитанской дочкой» Пушкин пишет «Дубровского», «Историю Пугачевского бунта», печатает ее (в этом помогает государь Николай I). И только в 1836 году выходит том «Современника» уже с художественным произведением - с «Капитанской дочкой».

Черновое вступление к роману, написанное в 1833 году, выглядит так:

«Любезный друг мой Петруша, часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне, может быть, в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Но не решился я исполнить свое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Конечно, твой батюшка не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно. И лучше было бы, если б ты на него походил».

Дальше говорится о том, что Петруша походит на своего деда, не очень послушного и не очень добронравного в молодости. Но важно не это. И даже не то, что это вступление во многом совпадает с вступлением к изданным запискам Александра Ильича Бибикова, одного из главнокомандующих войсками, усмирявшими пугачевский бунт. Здесь важно для Пушкина то же, что и в стихотворении 1835 года «Вновь я посетил», - наличие связи трех поколений. Как в стихотворении: вот он во владениях дедовских; вот он сам; а заканчивается стихотворение отсылкой ко внукам:

«…Не я увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих питомцев

И шумную главу их заслонишь.

Но пусть мой внук…»

Эта связь поколений, то, чего был явно лишен Лермонтов, для Пушкина необычайно важна. Вот почему так важен отец. Собственно, с этого начинается роман:

«Да кто ж его отец? - спрашивается в эпиграфе - Отец мой Андрей Петрович Гринев» .

В конце 1820-гг. Пушкин обращается к фигуре Петра. Вопрос о том, кто может указать России путь, кто может означить верное движение страны, для Пушкина, особенно после поражения декабристов, был необычайно актуален. И Петр - это герой, воплощающий не свою волю (своевольные герои Мазепа и Карл историей забыты), а волю объективную, волю истории.

В «Капитанской дочке» Пушкин выбирает рубежное, переломное событие. Это крестьянское восстание, пугачевский бунт (рис. 8). Это - проблема народа и дворянства, их отношений. Пушкин показывает два мира, два уклада. У каждого своя правда. Есть своя правда у дворянства, есть своя правда у Екатерины, законной правительницы. И есть, как в своей замечательной статье написал Юрий Михайлович Лотман, своя правда и у мужицкого царя, и у крестьян восставших. Эти два мира, у каждого из которых своя поэзия, свой закон, свое право, находятся во вражде. Это для Пушкина очень важно, ведь «История Пугачевского бунта» (а это именно историческое исследование, которым Пушкин занимался параллельно с работой над «Капитанской дочкой») стала предупреждением для царя, для дворян: народ - это грозная сила, и не дай бог начнется опять гражданская война, война между двумя главными сословиями России.

Рис. 8. Пугачевский бунт ()

Английский волшебник, чародей (как его называли) Вальтер Скотт (рис. 9) своими историческими романами приобрел всеевропейскую славу еще при жизни.

Рис. 9. Вальтер Скотт ()

Первый след, влияние или внимательное чтение Вальтера Скотта, - это незаконченный пушкинский роман «Арап Петра Великого», где историческое лицо показано в частной жизни.

Для исторического романа Вальтера Скотта важно, что на первом плане вымышленные лица, а исторические - на втором. С самого начала важно подчеркнуть, что у Вальтера Скотта и у Пушкина принципиально разный интерес или метод.

Вальтер Скотт необычайно любит описания: замков, костюмов, блюд - все подробности ушедшей эпохи. Более того, он любит в начале романа или в середине дать такой небольшой исторический очерк: что происходило в это время в Шотландии, в Англии (религиозные войны, соперничество королей и т. д.). У Пушкина практически этого нет. Например, 14-я глава «Суд»:

«Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и темной конурке, с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решеткою».

Толстой, прочитав «Капитанскую дочку», скажет:

«Повести Пушкина голы как-то».

По сравнению с интересом подробностей (Толстой считал, что современная ему литература отличается интересом к деталям), пушкинские повести, действительно, голы. Это всегда действие, а не описание. Очень немного эпитетов, очень немного пейзажей, интерьеров:

«Я вошел в залу довольно обширную».

Можно представить, какое описание этой залы суда сделал бы другой писатель.

На этом фоне исключения всегда очень заметны:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой, на стене висел диплом офицерский за стеклом в рамке. Около него красовались лубочные картинки, изображающие взятие Костерина и Очакова. Так же выбор невесты и погребение кота».

Это цитата из III главы. Здесь очень важны и картинки, и сюжеты этих картинок. Все это стало уже предметом отдельных работ и отдельных исследований.

Рассмотрим еще один пример откровенно не использованного повода для описаний. Вы помните, что Маша Миронова останавливается на последней станции перед Петербургом, станции София (на самом деле еще в это время, в 1774 г., этой почтовой станции не было). И жена станционного смотрителя рассказывает Маше все о Екатерине: в котором часу государыня обычно просыпалась; кушала кофе; прогуливалась; какие вельможи находились в то время при ней; что изволила она вчерашний день говорить у себя за столом; кого принимала вечером. Словом, разговор Анны Власовны стоил нескольких страниц исторических записок и был бы драгоценен для потомков. Но Пушкин их сознательно не пишет.

В романах Вальтера Скотта есть некоторые особенности, которые, казалось бы, совершенно совпадают с пушкинскими ходами, приемами в «Капитанской дочке». Например, в «Айвенго» Черный рыцарь (неизвестный, неузнанный) оказывается королем Ричардом Львиное Сердце. А в «Капитанской дочке» и Пугачев, и Екатерина появляются сначала неузнанными. Так же, как в «Квентине Дорварде» Вальтера Скотта, скромный горожанин оказывается королем Людовиком. А в романе «Роб Рой» и в романе «Уэверли» действуют старые решительные отцы героев, напоминающие чем-то Андрея Петровича Гринева.

Роман «Роб Рой» представляет собой записки, полученные от третьего лица. В основе «Капитанской дочки» - записки Гринева, переданные одним из его внуков издателю, поскольку издатель интересуется эпохой, в этих записках изложенной.

Во второй главе романа «Уэверли» главный герой Эдуард, произведенный в офицеры, прощается с семейством и едет в полк. Напутствия дяди явно близки к словам старого Гринева (т. е. к эпиграфу всего романа):

Насколько позволяют долг и честь, избегая опасности, предостерегают от дружбы с игроками и развратниками.

В XI главе хозяйка вмешивается в ссору молодых людей. Выглядит это так:

«Как вашей милостью вы убиваете друг друга - воскликнула она, смело бросаясь между противниками и ловко покрывая их оружие своим пледом - и черните репутацию доброй вдовы, когда в стране достаточно свободных мест для поединка».

Вспомните, как Василиса Егоровна приказывает отобрать шпаги у Швабрина и Гринева и запереть их в чулан.

Это далеко не все совпадения и переклички пушкинского романа и романов Вальтера Скотта. Были даже статьи, которые назывались «Плагиаты Пушкина», «Где Пушкин взял свое». Смысл такого сопоставления в том, что гений берет свое там, где видит. Дело не в подробностях, не в деталях. Дело в архитектуре, в том, как это скомпоновано, как это работает. Видеть общий план, когда нет ничего случайного.

Пушкин уничтожил практически все черновики «Капитанской дочки». Тем не менее мы можем какие-то варианты увидеть по первой публикации, чтобы посмотреть, как Пушкин работает над текстом, как он убирает то, что вначале ему кажется, очевидно, удачным, как он вписывает то, чего раньше он не видел. Тогда мы поймем, что дело не в пересечениях, не в перекличках. Переклички эти важны, так как являются сигналами: вспомните, как в этом романе у Вальтера Скотта, а у меня будет по-другому.

Второе важнейшее качество в «Капитанской дочке» запрятано в самом тексте этого романа: Гринев говорит о своих семейственных записках. Это семейная хроника.

Первоначально Петр Андреевич Гринев обращался к своему внуку Петруше. Предшествовало «Капитанской дочке» вступление, где постаревший уже Петруша Гринев говорил своему внуку, как полезно прочесть его исповедь - его записки. Пушкина интересуют не исторические описания, а исторические характеры. Упоминается осада Оренбурга, свидетелем которой был Гринев (он защищал, оборонял Оренбург), которая принадлежит истории, а не семейственным запискам.

«История Пугачевского бунта» вышла в свет в 1835 году и представляла собой две части. Первая - это текст с примечаниями. Вторая часть - это документальные материалы, которыми пользовался Пушкин и которые он решил напечатать в своем исследовании.

С точки зрения полноты использования материала современные историки считают пушкинскую работу безукоризненной. Пушкин ездил в Оренбургскую губернию, в те места, которые были захвачены пугачевским бунтом. Возникает вопрос, который до сих пор обсуждается, оспаривается, по которому единого мнения нет и, наверно, никогда не будет: каково отношение Пушкина к тому, что он изобразил в «Истории Пугачевского бунта»? Очень убедительно об этом написано в книге Георгия Александровича Лесскиса (рис. 10), которая называется «Пушкинский путь к литературе» (1993). Лесскис пишет:

«Как же нам понять позицию автора? Пушкин избегал всякого рода прямых суждений. Прежде всего - лексика, к которой он прибегает, описывая то или иное явление. Оказывается, когда Пушкин говорит о правительственных войсках, он пользуется словами отряд , батальон , колонна . Когда он говорит о войсках Пугачева, он употребляет такие слова, как шайка , толпа . Пугачева он называет либо по фамилии, либо казак , донской казак . От себя он всегда его называет самозванец . А Петр III или государь только в цитатах» .

Дальше Лесскис говорит, что Пушкин уже второй раз обращается к теме смутного времени - смуты (первый раз - в «Борисе Годунове»). И в русской истории, считает Георгий Александрович, постоянно чередуется деспотизм и анархия. Их анархии опять вырастает деспотизм, который при нарастании противоречий между правителем и народом заканчивается, превращается, обрывается смутой, анархией и опять возникает.

Рис. 10. Г.А. Лесскис () Очень важна фраза из письма Александра Ильича Бибикова к Денису Ивановичу Фонвизину:

«Не Пугачев важен. Важно общее негодование».

Понимали, что дело не в самом Пугачеве. Пушкин даже в «Истории Пугачевского бунта» скажет:

«Недоставало только предводителя - предводитель сыскался».

То есть Пугачев ничего не значит сам по себе, он нужен лишь как имя для того, чтобы это уже назревшее возмущение состоялось. Говоря о Пугачеве, Пушкин чаще всего употребляет слово злодей . Само Пугачевское восстание Пушкин никогда не называет восстанием - бунт, мятеж, возмущение. Очень любопытно, как он пользуется словом измена . Казаки, принимавшие участие в бунте, все являются изменниками, предателями, поскольку они должны были служить государыне, но Пушкин говорит об измене только применительно к дворянам, перешедшим на сторону бунтовщиков.

И в «Капитанской дочке», - продолжает Георгий Александрович, - Пушкин пользуется теми же самыми словами (шайка, мятеж, бунт, мятежники, толпа), что и в Истории Пугачевского бунта. Единственное, что иначе написан Пугачев».

Цитата Георгия Александровича Лесскиса:

«Пугачев в «Капитанской дочке» не реальное лицо, а художественный образ русского разбойника».

Есть еще одно интересное место из конечных глав «Капитанской дочки». Гринев говорит:

«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко».

Вот этот отказ от описательной части свойствен пушкинской прозе и только ей. Ни у кого из его современников вы подобного не найдете.

Пушкина чрезвычайно интересует роль личности в истории. Еще в «Борисе Годунове» современники с удивлением замечали, что заглавный герой Борис появляется всего лишь в девяти сценах из двадцати трех. Его антагонист, Лжедмитрий, и того менее. Возникает вопрос: кто же главный герой? Точно так же и в «Капитанской дочке» Пушкин, изображая пугачевский бунт, выводя на первый план Пугачева, а в последней главе Екатерину, сосредоточен прежде всего на внутреннем мире Петруши Гринева и на отношениях его с Машей Мироновой.

Получается, что историю творят не вожди и цари, как это было принято думать, а мы с вами - рядовые участники, люди, живущие частной жизнью.

«»Когда Пушкин начинал работать над «Капитанской дочкой», он интересовался таким сюжетом: дворянин становится участником, а иногда даже предводителем шайки разбойников, народного бунта. Этот сюжет был у «Дубровского». Но чем глубже Пушкин занимался своей темой, чем больше он знакомился с архивными материалами, чем больше он расспрашивал участников, оставшихся в живых, свидетелей событий 60-летней давности, тем яснее ему становилось, что отношение между дворянами и народом не могли быть другими. Они были отношениями враждебными. Пушкин показывает зверство с обеих сторон: зверство правительственных войск и зверство пугачевцев.

Тут возникает чрезвычайно важный момент. Оказывается, что если действовать формально, по социальной логике, по логике классовой, по логике войны, то Пугачев (рис. 11) должен был бы Гринева повесить, как и советует его помощник Белобородов:

«Он тебя государем не признает, не просит у тебя помощи. А лучше вот прикажи отвезти его в приказную да запалить огоньку. Наверное, он заслан к нам».

Рис. 11. Емельян Пугачев ()

Пугачев действует не ради какой бы то ни было формальной выгоды. Он способен быть милостивым, он спасает Машу Миронову и отпускает ее и Гринева восвояси. То же самое с Екатериной (рис. 12): формально Гринев - преступник. Он должен быть наказан. Екатерина выслушивает Машу Миронову (кстати, Маша приезжает просить не справедливости, а милости) и прощает.

Рис. 12. Екатерина II ()

То есть существует жестокая логика социальных, общественных, классовых отношений - логика войны. А есть то, что выше этой логики. Это прежде всего милосердие.

Посмотрите на цитату Ю.М. Лотмана (рис. 13):

«Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу».

Рис. 13. Ю.М. Лотман ()

Проблема чести видна уже в эпиграфе ко всему роману:

«Береги честь смолоду».

Весь роман - это становление Гринева, это бесконечная цепь испытаний, в которой Гринев остается верен чести.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Lit-helper.com ().
  2. Pushkin.niv.ru ().
  3. Hrono.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите исторические произведения А.С. Пушкина. Какова роль истории в повести «Капитанская дочка»?
  2. Проведите параллели между творчеством Пушкина и романами Вальтера Скотта. Что общего в произведениях этих писателей, а чем они кардинально отличаются?
  3. Каким образом Пушкин в произведении «Капитанская дочка» поднимает проблему гуманности?

ЭССЕ

Какие вечные проблемы поднимает А.С. Пушкин

в повести "Капитанская дочка"?

В основе повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина лежит крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева - одно из главных исторических событий XVIII века. Но, так как это художественное произведение, автор может использовать не только факты истории, он создает свой мир, своих героев, свою историю. И, конечно же, как и любой другой писатель, А.С. Пушкин вкладывает особый смысл в свое творение, воспроизводит в нем вечные проблемы.
В повести поднимается проблема чести и долга. На примере П. Гринева и А. Швабрина мы видим: молодые люди по-разному смотрят на эти ценности. Петр Гринев на протяжении всей повести доказывает нам, как важны честь, долг и достоинство. Он офицер, поэтому не может позволить себе запятнать свое имя, но в то же время молодой человек готов ослушаться приказа ради исполнения своего долга. Даже игральный долг П. Гринев считает обязательным, поэтому отдает большую часть своих денег, которые дали ему родители на службу. Швабрин же пренебрегает и своей честью, и долгом. Он готов на любой обман, месть и подхалимаж. Чувство долга ему не свойственно. Швабрин не может защитить вою Родину. Он руководствуется лишь собственной выгодой и местью. Эпиграфом к повести является пословица: "Береги платье снову, а честь смолоду". Таким образом, А.С. Пушкин с самого начала обращает внимание читателя на значимость чести. По моему мнению, долг и честь - это ценности, которые должны быть в приоритете у каждого человека, иначе подрываются принципы морали в обществе.
Другим вопросом в данном произведении является проблема верности. Её можно рассмотреть с нескольких сторон, на тех же героях: П. Гриневе и А. Швабрине. Пётр Гринев всегда был верен Маше Мироновой и, несмотря ни на что, самоотверженно бросился её спасать и был с ней до самого конца. Но и о верности своей Родине нельзя забывать. Пётр Гринев противостоял восставшим пугачевцам как и другие офицеры Белогорской крепости, но ради спасения своей возлюбленной ему пришлось прибегнуть к хитрости и пойти на переговоры с бунтовщиком. Из-за этого по наводке А. Швабрина старшие офицеры решили, что Гринев изменил Родине, был в сговоре с Пугачевым. На самом же деле все не так, он всеми силами пытался защитить то, что было ему дорого. А А. Швабрин легко смог предать свою Родину и, примкнув к Пугачеву, стал начальником Белогорской крепости. Он же и донёс на П. Гринева об измене, чтобы того арестовали. Швабрин не имеет в своей душе ни капли светлых чувств, лишь ложь движет им. Даже любовь он пытается заполучить. Насильно молодой человек хотел выдать Машу Миронов за себя замуж, не обращая внимания на желания девушки. Итак, верность - ещё одно ценное качество человека, которое может проявляться во всем, а А. Швабрин не верен ни себе, ни другим, ни любви, ни Родине.
Так же актуальна для повести проблема "отцов и детей". Петруша Гринев воспитывался строгим отцом. Переломным моментом в воспитании мальчика является его взросление. Отец, несмотря на все свои связи, благодаря которым мог обеспечить сыну место в Петербурге, отправляет Петрушу в Белогорскую крепость. А все это для того, чтобы юноша ощутил все тяготы настоящей службы, которые смогли бы из озорного мальчишки воспитать мужчину. Пётр Гринев не мог ослушаться отца, потому что очень уважал его и хотел доказать, что может добиться всего сам. Родители всегда переживали за сына и, желая ему только лучшего, запретили жениться на Маше Мироновой. Однако Пётр продолжает делать то, что решил. Он отправляет Машу вместе с Савельичем в родной дом с просьбой принять сироту. Родители не могут ему отказать. Но при всем этом девушке все равно приходится доказывать, что она достойна любви Петра. Таким образом, возникает противостояние в отношениях родителей и детей. Но семья - важная часть жизни любого человека, это люди, которые всегда помогут и поддержат. Маша Миронова, потеряв родителей, обретает новую семью.
И это далеко не все проблемы, которые А.С. Пушкин поднимает в повести "Капитанская дочка". Эти же вопросы затрагивают во многих произведениях другие русские классики. Я считаю, что данное произведение даже через столько лет остаётся актуальным, ведь раскрывает важные жизненные проблемы.

“Капитанская дочка”- исторический роман, написанный в форме мемуаров, в котором рассказывается о крестьянском восстании, предводителем которого был беглый казак Емельян Пугачев, выдававший себя за чудом спасшегося Петра III. Роман занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, и историки практически не занимались ею. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Проблема чести и долга Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская народная пословица: “Береги честь смолоду”. Все герои по-разному проявляют эти качества. Так, Петр Гринев, несмотря ни на что, не нарушает присяги, данной императрице, защищает и покровительствует Марье Ивановне Мироновой, впоследствии ставшей его женой. Швабрин, наоборот, при первой же возможности переходит на сторону Пугачева, не разделяя взгляды его и не желая вникать в проблемы народа, в причины, побудившие его идти на восстание. Крепостной слуга Савельич полностью предан своему молодому барину и помнит наказ старика Гринева следить за сыном, не спуская глаз. Капитан Миронов, отец Марьи, комендант Белогорской крепости, до последнего сражается с Пугачевым и честно выполняет свой долг.

Петр Гринев не получает в детстве хорошего образования, живет “недорослем, гоняя голубей ”. Однако в повести он предстает как честный и благородный человек. К передовым и лучшим людям Гринев относится именно по своим моральным качествам, а не по образованности. Он, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, он ни разу не нарушает военной присяги, даже когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят. Он остается на службе даже тогда, когда освобождает Марью Ивановну из плена и может ехать домой, чтобы увидеть родителей. И если Гринев-отец говорит о чести, в первую очередь, как о чести дворянина и офицера, то Гринев-сын умеет расширить понятие чести до его общечеловеческого и гражданского значения.

Швабрин Полным противопоставлением Гриневу в произведении является Швабрин, светски блестящий, но поверхностно образованный офицер, сосланный в Белогорскую крепость за “смертоубийство”, где он не видит, кроме Гринева, ни одного “человеческого лица”. В крепости его никто не любит. Маша Миронова, за которую он сватается, отказывает ему. Он пытается отомстить ей, рассказывая Гриневу небылицы про девушку. Как только в его судьбе появляется Пугачев, он, переходит на сторону бунтовщиков. Он глубоко презирает народ, боится и ненавидит Пугачева. Швабрин до последнего остается верен себе, заставляя Марью Ивановну выйти за него замуж. Когда же его разоблачают, он делает все, чтобы помешать счастью Петра Андреевича и бедной девушки, а впоследствии, “раскаявшись” перед государством, предает Гринева, давая против него ложные показания в суде.

Дядька Савельич , крепостной Гриневых, приставленный следить за “барским дитятей”. Для него ухаживать и везде следовать за молодым барином - долг и обязанность. Он, что бы ни случилось, везде сопровождает своего барина, оберегая его от всяких напастей. Узнав о том, что Гринев проиграл Зурину сто рублей, он искренне волнуется о том, что старик Гринев может осудить его за невнимательное отношение к сыну. Он считает своей обязанностью следить за Петром. Савельич сердится на него за то, что тот отдает заячий тулуп бродяге-вожатому, даже не посчитавшись с мнением дядьки. Что бы он ни делал, постоянно чувствуется его искренняя преданность своему барину.

Иван Кузьмич Миронов , отец Марьи Ивановны, погибает от рук Пугачева, при этом также проявляет высокое понимание чести и долга. Он до последней минуты остается верен данной им присяге и даже на вопрос, ответ на который решает его судьбу, он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”

Итак, проблема чести и долга является центральной в исторической повести “Капитанская дочка”. Каждый из героев поступает в соответствии со своим пониманием этих высоких качеств.

Маша также оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Проблема милости Слово «милость» появляется уже во втором абзаце: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б. Милость князя оборачивается для Гринева необходимостью подчинения чужому решению - его отправляют в глушь. Следующий случай оказания милости, благодеяния - эпизод с тулупом. В ответ вожатый-Пугачев обещает: «Век не забуду ваших милостей». Здесь «милость» является платой за услугу и подготавливает возможность новой, встречной «милости». В благодарность за услугу Гринева Пугачев сохраняет ему жизнь («„Батюшка наш тебя милует", - говорили мне».) и затем отпускает его - «миловать так миловать». Сюжет о получении Гриневым письма от невесты. Его с риском для жизни передал урядник, воевавший на стороне Пугачева. Услугу, которую урядник оказал Гриневу, можно было бы назвать неоценимой, если бы не одно обстоятельство - уезжая из Белогорской крепости, Гринев отказался в пользу урядника от пожалованной ему Пугачевым полтины. Как и в случае с тулупом оказался спасительным акт дарения, создавший ситуацию неоплаченного долга. Итак:

· Гринев и Пугачев оказывают друг другу взаимные услуги во время путешествия в Оренбург

· Пугачев воспроизводит услугу Гринева

· Гринев вновь оказывает услугу того же типа по отношению к подчиненному Пугачева

· тот оказывает услугу Гриневу

«Повести Белкина» (осень 1830, Болдино.).
В «Повестях Белкина» Пушкин расширил круг своих наблюдений. В «Гробовщике» он обрисовал нравы городского мещанства, в «Станционном смотрителе» впервые показал в лице Самсона Вырина униженного человека, мелкого чиновника, жалкая судьба которого вызывает жалость читателя.
О «Повестях Белкина» можно сказать, как и обо всей пушкинской поэзии в целом, что они пробуждали в народе «чувства добрые» и содействовали этим общественному прогрессу.
Замечательно также в «Повестях Белкина» мастерство рассказа – экономного, быстрого, не задерживающегося на подробностях. Занимательность сюжета, тайны, которые раскрываются только к концу, неожиданные, но глубоко оправданные развязки – все это непрерывно поддерживает интерес читателей и делает повести в высшей степени увлекательными. Так, богатство социального содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
В первых двух повестях – «Выстреле» и особенно в «Метели» – изображаются романтические увлечения, свойственные дворянской молодежи. Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая была в начале 20-ых XІX века широко распространенной среди дворянства модой. Участие в дуэлях считалось каким-то геройством, составляло стиль романтического поведения. Все это и отразилось в «Выстреле», который основан на наблюдениях Пушкина в период его пребывания в ссылке в Кишиневе в начале 20-ых годов.
Марья Гавриловна, героиня повести «Метель», вся во власти «романтических» настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. «Романтическое воображение» и толкнуло ее согласиться на бегство из родительского дома и на тайный брак с бедным армейским прапорщиком, за которого богатые родители не хотят выдавать ее замуж. Это такая же «уездная барышня с французскою книжкою в руках», как Татьяна в первых главах романа «Евгений Онегин», но только без глубины и серьезности Татьяны, без ее самостоятельности, решительности, нравственной силы и той «русской души», которая составляет главную прелесть Татьяны.
Чувства Марьи Гавриловны довольно поверхностны. Неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть иронический намек в повести: «Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812-1814 годов, которая входит в действие повести. Здесь описывается общий патриотический восторг, охвативший всех русских людей, когда войска со славою возвращались из-за границы: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»
В повести «Гробовщик» мы вступаем из военного и помещичьего мира в среду мелких московских ремесленников и торговцев.
В этом маленьком мирке интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что другие гробовщики, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую улицу, перехватят у него богатые похороны. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди при жизни. И даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, герой различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности – это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких ненужных украшений. Всякая мелочь у него характерна – ведет к чему-то, связана со всем прочим. Так, например, простреленные стены в «бедной мазанке», где живет Сильвио, говорят о суровости его нрава, о его времяпрепровождении, о тайной цели, к которой он стремится: «Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные». И затем при описании отъезда Сильвио, когда наступает момент осуществления того, к чему он готовился целые годы: «Всё его добро было уже уложено; оставались одни голые, простреленные стены».
Пушкин никогда не вдается в подробные объяснения поступков своих героев, но он всегда угадывает своим гениальным художественным чутьем, как должен поступить такой-то человек в силу своих индивидуальных качеств, социальных навыков и других причин. И угадывает безошибочно, так что мы без всяких объяснений, сразу чувствуем живую правду, видим живых людей со всеми их противоречиями.
«Повести Белкина» были поворотным пунктом в истории русской художественной прозы. За ними последовали другие прозаические произведения Пушкина: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых еще правдивее, еще шире и глубже отражалась русская жизнь.
Как в поэзии, так и в прозе Пушкин явился новатором. От него идет все дальнейшее развитие русской художественной прозы, достигшей в XІX веке небывалого идейного и художественного расцвета.



Похожие статьи
 
Категории