Какие славянские народы самые «чистые». Западные славяне

07.05.2019

Славянские народы относятся к одной из самых многочисленных этноязыковых групп на территории Евразии и Европы. Несмотря на это, их история изобилует белыми пятнами. Более того, некоторые ученые считают, что история славян не единожды переписывалась, а значит, выявить из обилия информации достоверные факты невероятно сложно. Однако год от года историкам удается собрать воедино все больше данных о жизни наших предков и их культурных традициях. А они, как уверяют специалисты, весьма разнообразны. Ведь славяне никогда не были единой народностью с идентичными верованиями, культурой и языком. Они были расселены по довольно обширным территориям, поэтому с течением времени приобретали все больше различий между собой.

В нашей статье рассмотрены историческое развитие западных славян, их самобытность и религиозные верования, существенно отличающиеся от народов, которые принято называть восточными и южными славянами.

Краткая характеристика этноязыковой группы

Западные славяне, как, наверное, уже понял наш читатель, представляют собой некую общность племен, объединенных единым названием, культурными ценностями и традициями. Историки утверждают, что данная группа выделилась в результате расселения племен по различным территориям. Это и стало катализатором, запустившим процесс обособления одних славян от других.

Для многих остается непонятным, кто относится к западным славянам. Ведь в общую этноязыковую группу входит довольно много племен. Самыми яркими представителями названного блока являются хорваты, чехи, поляки, поляне и тому подобные народности.

Славянские народы, как утверждают историки, даже на начальном этапе исторического развития никогда не были едины. Они имели определенные различия, обусловленные проживанием в той или иной местности. Изначально их сложно было назвать заметными и сколько-нибудь существенными, однако, спустя время, культурная пропасть между славянскими народами стала только увеличиваться. На это повлияли в основном два фактора:

  • массовое переселение на новые территории;
  • скрещивание с представителями иных этнических групп.

Первая волна переселения сменилась новой, и постепенно на освоенных землях создавались общины, существенно отличавшиеся от своих прототипов. Культурные и торговые связи между славянскими племенами стали рваться, на что в значительной мере повлияло расстояние. Можно сказать, что именно данный момент считается той точкой отсчета, в которой берет начало обособленная история западных славян.

Если чуть более подробно рассматривать тему расселения племен, то нужно отметить, что оно происходило по трем направлениям: юг, восток и запад. Славяне, которые позже стали называться западными, направились на земли Среднего Подунавья, а также заселили территории между Одером и Эльбой.

Территория западных славян

Историки пишут о том, что процесс отделения данной славянской ветви начался еще до нашей эры и продолжался на протяжении нескольких столетий. Именно в этот период формировались те самые черты, которые в будущем стали основой новой этнической группы. Первое, что объединяло переселившиеся племена, - это территориальные границы.

Расселение западных славян представляло собой длительный процесс, в результате которого были заняты обширные территории:

  • река Одра;
  • река Лабе;
  • река Заала;
  • средний Дунай.

По последним данным можно судить о том, что славяне дошли вплоть до современной Баварии и даже вступали в военные конфликты с древними германскими племенами. Интересно, что на сегодняшний день к славянским относят более ста племен, из них западными являются приблизительно пятьдесят этнических групп, принесших на новые земли свои традиции.

Историки, изучая язык и культуру народов, ведущих свою историю от западнославянской группы, отметили, что последние имеют много общего со своими предками. Это прослеживается в этимологии названий и в первую очередь в религиозных верованиях, игравших очень важную роль вплоть до принятия христианства.

Кстати, многие ученые считают тот факт, что славяне, освоившие западные территории, приняли христианскую религию по типу католицизма, еще одним нюансом, разделившим некогда братские народы. Однако даже во времена древних западных славян религиозный раскол между ними уже наблюдался и в дальнейшем только изменил свою форму и масштабы.

Религиозные верования

До принятия христианства описываемый народ относился к язычникам, почитающим не только определенных божеств, но и духов природы, а также животных. Отличительной чертой славянских религиозных культов является тот факт, что они часто не выделяли отдельных богов, а поклонялись духам в целом. К примеру, в лесу, по верованиям древних племен, обитало огромное количество божеств. Поэтому, отправляясь на охоту либо собирать лесные дары, наши предки обращались сразу ко всем, прося их милости и защиты.

Примечательно, что славяне верили и в демонов. Однако в их представлениях они не являлись злобными сущностями. Древние народы считали, что демоны - это всего лишь души животных, растений и камней. Они могут жить в определенных предметах, но при необходимости выходят из них и путешествуют по миру.

Тотемизм или почитание прародителя-животного тоже было широко распространено в племенах. Особенно важен этот культ был для западных славян. Каждое племя выбирало свое тотемное животное и поклонялось ему, однако убийство священного зверя не считалось чем-то преступным. Данный факт является существенным отличием между славянским тотемизмом и тем видом, который он в дальнейшем принял, к примеру, в Египте. Интересно, что некоторые историки считают легенды об оборотнях, столь распространенные в Европе, результатом влияния подобных культов. Многие славянские общности почитали волков и во время ритуальных мероприятий надевали их шкуры. Порой обряд требовал передвижений в таком виде по местности, что, естественно, смотрелось дико и даже ужасающе для случайных путников.

В язычестве западных славян было принято служить богам на специально сооруженных местах, где устанавливались идолы. Капища, как их называли, устраивались в основном на холмах, которые отлично просматривались со всех сторон. Рядом располагалось место для жертвоприношений или требник. Языческие культы всегда подразумевают приношение в жертву животных во время обрядового служения.

Западные славяне после своего окончательного оформления в обособленную общность немного видоизменили капища. Они стали строить их закрытыми и помещали внутрь всех идолов одновременно. Примечательно, что входить в это подобие храма могли только волхвы. Рядовые члены племени имели возможность присутствовать при некоторых ритуалах рядом с капищем, но большая часть обрядов была скрыта от посторонних глаз.

Боги западных славян мало чем отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. И это вполне закономерно, ведь у всех славян был общий пантеон богов. Хотя каждое племя отдельно почитало своего идола, считающегося покровителем именно этой общности. Если обратиться к классификации божеств, то можно сказать, что они делятся на три группы:

  • высшие;
  • средние;
  • низшие.

Подобное разделение соответствовало пониманию мироустройства, согласно которому наш мир состоит из трех уровней: Явь, Правь и Навь.

Славянские божества

В религии древних славян высшая группа богов включала в себя представителей небесной сферы таких как Перун, Сварог, Даждьбог и других. У большинства племен Перун являлся верховным божеством, так как он отвечал за гром и молнии. Чуть позже он стал считаться покровителем княжеской дружины и находился в данном статусе вплоть до принятия христианства. Однако западные славяне почитали его как рядовое божество высшего уровня. Среди них он был известен как Перкунас.

Интересно, что описываемая группа выше остальных духов и богов чтила Сварога. Когда-то для всех племен он являлся высшей силой, так как владел огнем и металлом. Наши предки верили, что он не только дал народу огонь и научил плавить металл, но и спустил свыше некий свод правил и предписаний, касающихся всех сторон жизни. К примеру, именно Сварог повелел мужчине иметь только одну женщину и брать ее в жены до конца своих дней.

Западные славяне называли его Свентовит, и со временем он превратился в бога войны. Для его прославления строили святилища, где абсолютно все, включая стены и крышу, было красного цвето. Само божество изображалось с четырьмя головами, повернутыми во все стороны света. Обычно в его руках был охотничий рог, который жрецы наполняли вином один раз в год. По истечению этого срока они смотрели, сколько вина осталось на дне сосуда и делали предположение о будущем урожае.

Боги средней группы были приближены к земле, людским потребностям и страхам. Среди них очень почитаема была Лада - богиня плодородия. К низшей группе относились различные духи и сущности: русалки, лешие, домовые.

Резюмируя, можно сказать, что религия древних славян практически не видоизменилась в результате расселения племен по разным территориям. До принятия христианства в ней прослеживались общие узнаваемые черты.

Несколько слов о племенах

В статье уже вскользь упоминалось о том, какие народности можно отнести к западным славянам. Однако эта информация не раскрывает всего разнообразия этих групп, имеющих общие корни. Хочется отметить, что на первом этапе своего расселения на новые территории славяне активно создавали военно-племенные союзы. Подобные сообщества имели явные преимущества, так как позволяли быстрее осваивать земли, налаживать торговлю, выстраивать укрепленные поселения и даже постепенно переходить от обороны к захвату новых территорий.

Историки делят всех западных славян на несколько групп. Самой многочисленной из них были полабские славяне. Под этим названием объединено несколько племен и военно-племенных союзов. Самыми крупными союзами считались бодричи, лужичане и лютичи. Последние, кстати, поклонялись волкам и внушали настоящий ужас своим соседям. Их военно-племенной союз объединял между собой пятнадцать племен.

Также ученые выделяют польские (куявы, любушане, гопляне), силезские (ополяне, слупяне, дедошане) и чешские племена (ходы, дудлебы, ганаки). Кроме перечисленных существовали и поморяне (словинцы, кашубы и так далее).

Если упоминать о расселении, то западнее всех находились ободриты. Они обустраивали свои поселения, начиная от Кильской бухты и далее вдоль рек. Их южными и восточными соседями были лютичи. Так как они являлись многочисленным племенем, то активно заселяли побережье Балтики. Практически совсем рядом с ними находился остров Рюген. Он полностью принадлежал руянам. А огромные территория от Одры до Вислы занимали поморяне. Также их поселения часто встречались и у реки Нотечь. Соседями западных славян этой группы были польские племена, расселившиеся небольшими сообществами на плодородных землях, пригодных для земледелия.

Интересно, что несмотря на общие корни и большое количество идентичных культурных традиций, славянские племена являлись разрозненными. Между ними не были налажены связи, а объединение происходило только под влиянием общей угрозы. Ученые считают, что именно нежелание племен вести политику объединения и развиваться в данном направлении тормозило переход к государственности, несмотря на обилие предпосылок к появлению единой централизованной власти.

Возникновение и ассимиляция западной группы

Истоки зарождения славянской этнической группы ученые ищут приблизительно в I веке до нашей эры. Именно в этот период малочисленные прославянские племена объединились с венедами, обитавшими восточнее германских земель. Ко II веку к данной группе присоединились и иные племена, которые стали составлять единый культурный пласт со схожей языковой базой.

С III по VI век славяне начали свое расселение по различным территориям, занимая Прибалтийское побережье, бассейн Эльбы, Вислы, Одера и Дуная. Византийские летописцы отмечали, что постоянно встречали многочисленные племена славов, как тогда называли славян. Они уверенно продвигались по дунайским территориям и в процессе налаживали контакты с коренным здешним населением - германцами.

Главным их занятием вплоть до VIII века являлось земледелие. Скотоводство было после него на втором месте, так как скот использовался для пахоты. К VI в. западные славяне сумели освоить два вида земледелия:

  • подсечно-огневое;
  • пашенное.

Последнее являлось более передовым и требовало использования железных орудий труда. Их каждое племя производило самостоятельно и делало это очень искусно.

Интересно, что, переселившись на новые земли, славяне стали тесно контактировать не со своими собратьями, а с соседями, постепенно перенимая и их культурные традиции. Западные славяне в зависимости от места своего обитания попадали под влияние германцев, греков, фракийцев и других народов. В итоге они в буквальном смысле ассимилировались, приобретая все больше черт от более развитых культур.

Первые славянские государства

К VII веку западные славяне стали образовывать первые государства. Они возникали в бассейне Дуная и Лабы. Причиной их формирования служили классовое расслоение и постоянные войны с германскими племенами. Первое славянское государство было образовано чешскими и словенскими племенами, а также полабами. Все они объединились под властью одного единственного князя, правившего до середины VII века.

Столица западных славян во время правления князя Само располагалась недалеко от сегодняшней Братиславы и являлась довольно укрепленным поселением. Молодое государство очень быстро наладило торговые связи с соседними племенами, что вызвало недовольство германцев. Война с ними оказалась удачной для Само, однако его государство не просуществовало долго. Смерть князя привела к его распаду. На месте некогда единого центра возникло несколько мелких объединений, создававшихся на принципах государственности.

С VII по IX век на моравской равнине существовало уже более тридцати подобных центров. Они представляли собой укрепленные поселения, дававшие крышу над головой и защиту целой общине. Ее главой являлся князь, а внутри населенных пунктов активно развивалось ремесло, кораблестроение, добыча руды, земледелие и скотоводство.

Начало VIII века ознаменовалось образованием Великой Моравской державы, которая стала вторым по счету западнославянским государством в истории. В ее основу легли земли нескольких племен:

  • моравов;
  • чехов;
  • словенцев;
  • сербов;
  • полабских славян;
  • польских славян.

Территория державы была довольно обширна и граничила с Баварией, Болгарией и Хорутанией. С IX века княжество начало укрепляться, чему способствовала мудрая политика ее правителя - Моймира. Последующее столетие государство расширялось за счет захвата соседних земель и по политическому курсу князей, выступавших за укрепление державы и ее связей с православным миром.

С этими целями в княжество были приглашены даже широко известные Кирилл и Мефодий, проводившие богослужения по православному образцу, что очень не устраивало католических священников, мечтавших взять под свою власть столь богатые земли.

Со временем им удалось внести раздор между моравскими князьями и в конце IX в. из единой державы стали постепенно выделяться небольшие удельные княжества. Первыми отделились чешские славяне, создав два независимых княжества, стремившихся наладить отношения с Русью.

Образование польских государств

Польские славянские племена проходили свой путь развития. Начальный этап их объединения относится к IX в. Изначально данный процесс происходил вокруг нескольких центров, но вскоре сформировалось два независимых государства: Малая Польша и Великая Польша. Первое было захвачено моравскими правителями в конце IX века, а второе стало единственным древнепольским государством.

Его становление пришлось на начало XI века, когда окончательно сформировалась система государственного управления. Она базировалась на городах и их правителях. Они одновременно выполняли массу функций, среди которых были, к примеру, военные и судебные.

Интересно, что отношения Великой Польши с соседями всегда складывались сложно. Нередко между ними возникали военные конфликты, решаемые не в пользу польского государства. Стоит отметить, что его позиция была довольно слаба, поэтому приблизительно с середины XI в. оно периодически попадало в вассальную зависимость от более сильных соседей.

Культура западных славян

Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием более развитых государств. Они с одной стороны способствовали быстрому культурному росту племен, однако лишили славян возможности пройти свой путь и сохранить самобытность. С момента принятия христианства влияние Запада только усилилось, теперь оно подкреплялось священниками, насаждавшими свои обряды и даже язык. Западные славяне на долгие годы были вынуждены разговаривать и писать на латыни. Лишь к XIII веку в некоторых государствах стала развиваться собственная письменность.

Культурные традиции разных западнославянских племен заметно отличались, поэтому довольно сложно рассказать обо всех них в одной статье. Достаточно привести несколько характерных черт культурного развития данной группы на примере сравнения двух государств - чешских княжеств и Великой Польши.

В чешском государстве летописи на родном языке велись с XII века, что позволило через два столетия сложиться литературному и театральному искусству. Интересно, что на сцене нередко ставили сатирические произведения. Это являлось большой редкостью для того времени. А вот польская литература начала формироваться только в XIII веке. Причем на протяжении долгого времени преподавание велось только на латинском языке, что существенно тормозило развитие литературного направления.

Чешская архитектура отличается неким симбиозом романского и готического стилей. Наибольшего расцвета это искусство достигло к XIV веку, тогда как польская архитектура достигла своего пика только к XV веку. В Великой Польше преобладал готической стиль, к которому относят большую часть памятников западнославянской архитектуры.

В целом можно сказать, что к XV в. во многих западнославянских государствах наблюдался подъем в живописи, архитектуре, скульптуре и науке. Культурные достижения этого периода сегодня являются настоящим достоянием современных государств.

Вместо заключения

История славян более интересна и насыщена событиями, чем это может показаться с первого взгляда. Однако до сих пор она полностью не изучена и хранит множество секретов.

Все славянские народы принято разделять на 3 группы: западные славяне (чехи, словаки, поляки), восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) и южные славяне (сербы, хорваты, македонцы, болгары).

Восточнославянская группа

По переписи 1989 г.

Русских в СССР насчитывалось 145,2

млн. чел., украинцев- 44,2 млн. чел., белорусов- 10 млн. чел. Русские и украинцы всегда были самыми многочисленными национальностями в СССР, белорусы в 1960-е годы уступили третье место узбекам (16,7 млн. чел. в 1989 г.).

До недавнего времени название «русские» часто огульно закреплялось за всеми восточными славянами. Между X и XIII вв. центром Руси был Киев и его жители были известны под названием «русичи». Но по мере того, как политические условия способствовали усилению лингвистических и культурных различий между территориальными группами восточных славян, они разделились на малороссов (украинцев), белороссов (белорусов) и великороссов(русских).

За столетия территориальной экспансии русские ассимилировали варягов, татар, финно-угров и десятки народов Сибири. Все они оставили свои лингвистические следы, но не повлияли заметно на славянскую идентичность. В то время как русские мигрировали по всей Северной Евразии, украинцы и белорусы продолжали населять свои компактные этнические ареалы. Современные границы трех государств примерно соответствуют этническим границам, но все славянские территории никогда не были национально гомогенными. Этнические украинцы в 1989 г. составляли 72,7% населения своей республики, белорусы - 77,9%, а русские - 81,5%. 1

Русских в Российской Федерации в 1989 г. было 119 865,9 тыс. чел. В других республиках бывшего СССР русское население распределялось следующим образом: на Украине оно составляло 1 1 355,6 тыс. чел. (22% населения республики), в Казахстане - 6227,5 тыс. чел. (37,8% соответственно), Узбекистане- 1653,5 тыс. чел. (8%), Белоруссии- 1342 тыс. чел. (13,2% населения республики), Киргизии - 916,6 тыс. чел. (21,5% населения республики), Латвии - 905,5 тыс. чел. (37,6 % населения республики), Молдавии- 562 тыс. чел. (13% населения республики), Эстонии - 474,8 тыс. чел. (30% населения республики), Азербайджане - 392,3 тыс. чел. (5,5% населения республики), Таджикистане - 388.5

тыс. чел. (7,6% населения республики), Грузии - 341,2

тыс. чел. (6,3% населения республики), Литве - 344.5

тыс. чел. (9,3% населения республики), Туркмении - 333,9 тыс. чел. (9,4% населения республики), Армении- 51,5 тыс. чел. (1,5% населения республики). В дальнем зарубежье численность русского населения в целом составляет 1,4 млн. чел., большинство проживают в США (1 млн. чел.).

Возникновение региональных различий у русского народа относится к феодальному периоду. Еще у древних восточнославянских племен отмечены различия в материальной культуре между севером и югом. Эти различия еще больше усилились после активных этнических контактов и ассимиляции неславянского населения Азии и Восточной Европы. Формированию региональных различий способствовало также наличие особого военнослужилого населения на границах. По этнографическим и диалектологическим признакам наиболее заметны различия между русскими севера и юга Европейской России. Между ними находится широкая промежуточная зона- среднерусская, где в духовной и материальной культуре сочетаются северные и южные черты. В отдельную региональную группу выделяются волгари - русские Среднего и Нижнего Поволжья.

Этнографы и лингвисты выделяют также три переходные группы: западную (жители бассейнов рек Великой, верхнего Днепра и Западной Двины) - переходную между северно- и среднерусской, средне- и южнорусской группами и белорусами; северо-восточную (русское население Кировской, Пермской, Свердловской областей), образовавшуюся после заселения русских территорий в XV 1-ХVII вв., по окающему диалекту близкую к северорусской группе, но имеющую среднерусские черты из-за двух главных направлений, по которым шло заселение края - с севера и из центра Европейской России; юго- восточную (русские Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев), близкую к южнорусской группе по особенностям языка, фольклора и материальной культуре.

К другим, менее крупным, историко-культурным группам русского народа относятся поморы, казаки, старожилы-кержаки и сибиряки-метисы.

В узком смысле поморами принято называть русское население Беломорского побережья от Онеги до Кеми, а в более широком смысле - всех жителей побережья северных морей, омывающих Европейскую Россию.

Поморы - это потомки древних новгородцев, отличавшиеся от северорусских особенностями хозяйства и быта, связанными с морем и морскими промыслами.

Своеобразна этносословная группа казачества - амурского, астраханского, донского, забайкальского, кубанского, оренбургского, семиреченского, сибирского, терского, уральского, уссурийского.

Донские, уральские, оренбургские, терские, забайкальские и приамурские казаки, хотя и имевшие разное происхождение, отличались от крестьян своими экономическими привилегиями и самоуправлением. Донское казачество, сформировавшееся в ХУ1-ХУП вв. из славянских и азиатских компонентов, исторически делилось на верховское и понизовское. Среди верховских казаков было больше русских, среди понизовских преобладали украинцы. Северокавказские (терские и гребенские) казаки были близки к горским народам. Ядро уральских казаков в XVI в. составляли выходцы с Дона, а ядро забайкальских казаков, появившихся позднее, в XIX столетии, - образовывали не только русские, но и буряты с эвенками.

Старожилы Сибири - это потомки переселенцев ХУ1-ХУН вв. из Северной России и Приуралья. Среди западносибирских старожилов больше распространено оканье, а в Восточной Сибири кроме окающих русских есть и акающие - выходцы из южнорусских земель. Особенно сильно аканье распространено на Дальнем Востоке, где преобладают потомки новоселов конца XIX

Начала XX в.

Многие кержаки - сибирские старообрядцы - сохранили свои этнографические особенности. Среди них выделяются: «каменщики», потомки белых старообрядцев из горных районов Алтая, живущие по рекам Бух- тарма и Уймон; «поляки», говорящие на акающем диалекте, потомки старообрядцев, переселенных после раздела Польши из местечка Ветки в районе Усть-

Каменогорска; «семейские», потомки старообрядцев, выселенных из Европейской России в Забайкалье в XVIII

Среди сибиряков-метисов выделяются якутяне и ко- лымчане, потомки смешанных русско-якутских браков, камчадалы, карымы (обрусевшие буряты Забайкалья) и потомки затундренных крестьян, воспринявших доган- ский язык и обычаи, живущих по рекам Дудинка и Хатанга.

Украинцы (4362,9 тыс. чел.) проживают в основном в Тюменской области (260,2 тыс. чел.), Москве (247,3 тыс. чел.), а кроме того, в Московской области, в пограничных с Украиной районах, на Урале и в Сибири. Из них 42,8% считают украинский язык родным, а еще 15,6% свободно им владеют, 57% российских украинцев считают родным русский язык. Украинских этнографических групп в пределах России нет. Среди кубанских (черноморских) казаков преобладает украинский компонент.

Белорусы (1206,2 тыс. чел.) проживают дисперсно по всей территории России и преимущественно (на 80%) в городах. Среди них выделяют особую этнографическую группу полещуков.

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Славяне — это один из самых древних народов Европейского континента. Его культура насчитывает очень много веков и отличается уникальными особенностями.

Сегодня мало кто знает о происхождении и быте древних славян. Узнать об этом поможет славянское видео скачать online которое можно на одном из специализированных сайтов.

Южные славяне

Народы — это группы, которые распространяются на значительной территории Европы. Их количеств насчитывается по оценкам некоторых специалистов больше 350 млн. человек.

Южные славяне — это группа народов, которая по стечению обстоятельств нашла себе жилище ближе к югу материка. К ним можно отнести людей живущих в таких странах:

  • Болгария;
  • Босния и Герцеговина;
  • Македония;
  • Словения;
  • Черногория;
  • Сербия;
  • Хорватия.

Эта группа людей заселяет практически все Балканы и побережье Адриатического моря. Сегодня культура данных народов терпит значительные изменения под влиянием западных народов.

Восточные и западные славяне

Западные народы являются коренными потомками, так как именно с этих мест произошло расселение.

К этой группе можно отнести потомков нескольких национальностей:

  • поляки;
  • чехи;
  • словаки;
  • кашубы;
  • лужичане.

Последние два народа отличаются небольшой численностью, поэтому собственных государств не имеют. Местом проживания кашубов является Польша. Что касается лужичан, то определенные группы встречаются в Саксонии и Бранденбурге. Все эти народы имеют свою культуру и ценности. Но следует понимать, что не существует четкого разделения между национальностями, так как происходит постоянное перемещение людей и их смешивание.

Восточные славяне обитают на территории нескольких государств:

  • Украина;
  • Белоруссия;
  • Россия.

Что касается последней, то славяне не расселились по всей территории страны. Обитают они вблизи всех остальных народов, которые распространились вблизи Днепра и Полесья.

Следует отметить, что культура славян поддавалась определенному изменению. Связано это с тем, что многие территории длительное время находились под влиянием соседних народов.

Так, южные народы впитали некоторые традиции греков и турок. В свою очередь восточные славяне находились длительное время под татаро-монгольским игом, что также внесло лепту в их язык и культурные ценности.

Славянские народы — уникальная группа людей, отличающаяся нестандартным мышлением и красивыми традициями.

Славяне - крупнейшая языковая и культурная общность народов Европы. Среди учёных нет единого мнения о происхождении этого названия. Впервые этноним{1 } "славяне" встречается у византийских авторов 7 в. в форме "склавины". Некоторые лингвисты считают его самоназванием славян и возводят к понятию "слово": "те, которые говорят". Подобное представление уходит корнями в глубокую древность. Многие народы считали себя "говорящими", а чужеземцев, язык который был непонятен, - "немыми". Не случайно в славняских языках одно из значений слова "немец" - "немой". По другой гипотезе, название "склавины" связано с греческим глаголом "клуксо" - "омываю" и латинским cluo - "очищаю". Существуют и другие, не менее интересные точки зрения.

Учёные выделяют восточных, западных и южных славян . К восточным относят русских (около 146 млн. человек), украинцев (около 46 млн) и белорусов (около 10,5 млн). Эти народы населяют восток Европы и широко обжили Сибирь. Западные славяне - поляки (около 44 млн человек), чехи (около 11 млн), словаки (около 6 млн) и лужичане (100 тыс.). Все они обитатели Восточной и Центральной Европы. На Балканах живут южнославянские народы: болгары (около 8,5 млн человек), сербы (около 10 млн), хорваты (около 5,5 млн), словенцы (свыше 2 млн), боснийцы (свыше 2 млн), черногорцы (около 620 тыс.).

Славянские народы близки по языку и культуре. По вероисповеданию славяне - христиане, исключая боснийцев, принявших во времена османского владычества ислам. Верующие русские - в основном православные, поляки - католики. А вот среди украинцев и белорусов много и православных и католиков.

Славяне составляют 85,5 % населения России. Больше всего среди них русских - около 120 млн человек, или 81,5% жителей страны. Других славянских народов - украинцев, белорусов, поляков - почти 6 млн человек. В России также живут болгары, чехи, словаки, хорваты. Однако численность их очень мала - не более 50 тыс.челоовек.

{1} Этноним (от греч. "этнос" - племя, "народ" и "онима" - "имя") - название народа.

КАК ВОЗНИКЛИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Предками славян были, вероятно, венеды, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Венедского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов 6 в. появилось название "склавины", но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие учёные считают прямыми предшественниками восточных славян. После 6 в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Одни историки видят в них настоящие племена, другие - своего рода "преднародности" или "протогосударства". Эти общности не были "чистыми": в них вошли различные в расовом, языковом и культурном отношении элементы. Например, в восточнославянских захоронениях 10-11 вв. найдены останки людей, принадлежавшие к не менее чем шести расовым типам, не только европеоидным, но и монголоидным.

В 9-11 вв. восточнославянские племена были объединены в одно из крупнейших государств средневековой Европы - Киевскую Русь. Оно простиралось от низовьев Дуная на юге Ладожского и Онежского озёр на севере, от верховьев Западной Двины на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. В этих границах и возникла единая древнерусская народность. Она не была ни русской, ни украинской, ни белорусской - её можно назвать восточнославянской. Сознание общности и единства у населения Киевской Руси было очень сильным. Оно отразилось в летописях и литературных произведениях, рассказывающих о защите родины от набегов кочевников. В 988 г. князь Владимир I Святославович сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету древнерусского искусства, распространению письменности. Новую религию вводили подчас силой. Так, в Новгороде сожгли полгорода. В народе говорили: "Путята{2 } крестили народ огнём, а Добрыня{3 } - мечом". Под внешним покровом христианства на Руси установилось "двоеверие": на протяжении нескольких веков сохранялись языческие традиции.

Единство Киевской Руси не было прочным, и к концу 12 в. государство распалось на самостоятельные княжества.

Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, в 14-18 вв.

Московское государство - центр образования русского народа - сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; еще позднее - псковские, новгородские земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.

Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племён, которые жили на западе Киевской Руси. С 13-14 вв. западные районы переходят под власть литовских князей . Возникшее здесь государственное образование оказалось непростым: политическая власть была литовской, а культурная жизнь - восточнославянской. В конце 16 в. Великое княжество объединилось с Польшей . Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции.

В 16-17 вв. на этих землях сформировались две народности - украинцы и белорусы. Население южных районов (территории современной Киевской, Полтавской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Волынской, Ровенской, Житомирской, Черновицкой областей, Закарпатья) испытало сильное влияние тюркских народов, с которыми и воевали, и торговали. Именно, здесь сложились как единый народ украинцы . На Полоцко-Минской, Турово-Пинской и, возможно, в Смоленской землях сформировались белорусы . На их культуру оказали влияние поляки, русские и литовцы.

Языки, культура, исторические судьбы восточнославянских народов близки. Русские, украинцы, белорусы хорошо осознают это, помнят об общих корнях. Особенно выражена русско-белорусская близость.

{2 } Путята - Новгородский воевода.

{3 } Добрыня - воспитатель и воевода князя Владимира Святославовича; княжеский наместник в Новгороде.

У К Р А И Н Ц Ы

Слово "украинцы" впервые появилось в конце 12 в.. Оно обозначало жителей степной "окраины" Руси, а к 17 в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья.

Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину{4 } .

Немало их оказалось в Запорожской Сечи - своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её состав автономию. Однако во второй половине 18 в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.

После русско-турецких воин конца 18 в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии ; их заселяли преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети 19 в. - Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).

Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн проживает на Украинеи свыше 4 млн в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибире; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами - из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: "Мы русские, только хохлы, перевертни". И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42% российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше - 16%. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.

{4 } Слободская Украина - современные Харьковская и часть Сумской, Донецкой и Луганской областей.

ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен . На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху - с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой . Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду.

УКРАИНСКАЯ КУХНЯ

У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни.Популярны мучные блюда и изделия:круглый или овальный дрожжевой хлеб ("паляница", "хлибина"), лепёшки ("коржи", "налисники"), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней .

На Рождество и Новый Год пекут "калач" , при встрече весны - "жаворонки" , на свадьбе - "шишки" и т.д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом - "кулиш" из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего борщ из различных овощей и часто круп ; из молочных продуктов - "варенец" (заквашенное топлёное молоко) и "сыр" (подсолённый творог).

Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину . Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины .

Любимые напитки - травяной чай, компот из сушёных фруктов ("узвар"), различные виды кваса ; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки .

Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.

УКРАИНСКИЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого - большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т.д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай "вити гильце" - в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.

Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной .Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками , скажем рождественским колядованием{5 } , свадебным величанием и т.п. Украинцы любят песни , в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.

Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. 20 в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли.

{5 } Колядки - обрядовые песни с пожеланием здоровья, благополучия и т.д.

Б Е Л О Р У С Ы

Третий по численности славянский народ России - белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце 17 в. Названия "Белая Русь" некоторые учёные связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, "Белая Россия" первоначально означало "свободная Русь, независимая от татар". В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименовая "Белая Русь", "Белоруссия", "белорусы": последние стали населением "Северо-Западного края".

Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине 19 в. белорусская интелегенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе. Однако в широких слоях населения национальное самосознание вырабатывалось медленно и окончательно сформировалось только после сощдания в 1919 г. Белорусской ССР (с 1991 г. - Республика Белорусь).

В России белорусы издавна проживали рядом с русскими на Смоленщине и Псковщине, а также в Центральной России, Поволжье и Сибири, куда они переселились после русско-польской войны 17 в. и последующих насильственных разделов Польши. Многие крестьяне и ремесленники уезжали в Россию и добровольно - из-за скудости белорусских земель. Крупные общины белорусов образовались в Москве и позднее в Петербурге.

На 90-е гг. 20 в. в России проживало около 1,2 млн белорусов. Большинство из них, особенно горожане, обрусели. К 1989 г. только немногим больше 1/3 признало белорусский язык родным. По данным выборочного обследования, проведённого в Петербурге в 1992 г., 1/2 опрошенных белорусов назвала себя людьми русской культуры, 1/4 - смешанной русско-белорусской и лишь около 10% - белорусской. У российских белорусов очень много национально-смешанных семей - с русскими, украинцами, карелами.

БЕЛОРУССКАЯ КУХНЯ

В быту российских белорусов мало что осталось от их традиционной культуры. Лучше всего сохранились традиции национальной кухни.

Белорусы любят мучные блюда - блины, оладьи, пироги, готовят разные каши и крупеники, кулеш, овсяный и гороховый кисель.

Хотя, как говорят белорусы, "усяму галава - хлеб", в большом ходу "второй хлеб" - картофель . В традиционной кухне насчитывается до 200 блюд из него! Некоторые блюда положено есть не с хлебом, а с холодным картофелем. Широко распространены картофельные оладьи ("драники"), картофельная запеканка с салом ("драчонка"), толчёный катофель с салом или молоком и яйцами ("тавканица", "бульбяная яечня").

Излюбленное мясо белорусов - свинина .

Одна из особенностей кухни - "белёные ", т.е. заправленные молоком, кушанья, чаще всего супы, а из овощных блюд отдают предпочтение похлёбке из брюквы, тыквы, моркови .

Белорусское народное творчество

Их белорусского фольклора в быту можно услышать "волочебные"{6 } песни, которые исполняют на Пасху. Пользуются известностью такие белорусские танцы, как "гусары", "мяцелица", "крыжачок" и другие, сопровождаемые "припевками".

В народном изобразительном искусстве лучше всего сохранились традиции узорного ткачества и вышивки на покрывалах, настенных ковриках, скатертях, полотенцах. Узоры по большей части геометрические или растительные.

{6 }Название " волочебный" (обряд, песни) связано с глаголом "волочиться", в значении "идти, тащиться, брести". В пасхальное воскресенье группы мужчин (по 8-10 человек) обходили все дома в селе и исполняли особые песни, в которых желали хозяевам семейного благополучия и обильного урожая.

П О Л Я К И

В России проживает около 100 тыс. поляков. В отличие от Украины и Белорусии у Польши нет с Россией общих границ, а стало быть, нет и смешанного расселения поляков и русских. Польские эмигранты, как правило, покидали родину не по своей воле. Царское правительство насильственно переселяло их после антироссийских восстаний конца 18-19 в. Некоторые в поисках свободных земель и лучшей доли добровольно переселились в Сибирь. Большая часть российских поляков живут в Томской, Омской и Иркутской областях, на Алтае и в обеих столицах.

Немало поляков среди российской интеллигенции. Достаточно назвать К.Э. Циолковского, географа А.Л. Чекановского, языковеда и этнографа Э.К. Пекарского, этнографа В. Серошевского, художника К.С. Малевича, маршала К.К. Рокоссовского. В царской армии поляки составляли более 10% офицерского корпуса. В России существовали польские культурно-просветительные организации, а в 1917 г. возникла территориально-культурная автономия, ликвидированнная к 1937 г. Это усилило обрусение поляков: в 1989 г. меньше 1/3 российских поляков назвали польский язык родным. В 90-х гг. началось восстановление польских культурно-просветительных организаций.

Большинство российских поляков живут рассеянно, в основном в городах. Даже те, кто считает себя по национальности поляком, почти ничего не сохранили от польской бытовой культуры. Это относится и к пище, хотя отдельные польские кушанья (например, "бигос" - свежая или квашеная капуста, тушенная с мясом или колбасой) получили широкое распространение. Поляки отличаются религиозностью, неукоснительно соблюдают церковные обряды. Эта черта стала особенностью национального самосознания.



Похожие статьи
 
Категории