Каким народным промыслом занималась мария алексеевна сычева. Большой этнографический диктант2017

01.07.2020

Внимание! Если вы ещё не прошли диктант, но хотите это сделать, сначала пройдите тест на сайте miretno.ru (это доступно до 23:59 5 ноября), а уже потом читайте, как с ним справились белгородцы.

Кристина Кравцова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Самый сложный вопрос для меня был о народных ремёслах, которые считались мужскими. В определённый момент женщины стали осваивать и такие промыслы.

Нужно было назвать народный промысел, в котором прославилась Мария Сычёва . Были даны варианты ответов: дымковская игрушка, художественная резьба по кости, чернение и напайная филигрань. Я долго думала между вторым и третьим вариантом, выбрала второй (на самом деле Мария Алексеевна руководила артелью по велокоустюжскому чернению серебра – прим. ред.) .

Лёгкие вопросы были в начале о Конституции. Ещё сразу же ответила на вопрос о том, какую крепость обороняли с июня до сентября 1941 года. Это, конечно же, Брестская крепость».

Владимир Меренков, рабочий «Белэнергомаша»:

Фото Натальи Малыхиной

«Лёгкими показались вопросы о современной истории нашего государства. Сложными для меня были те, которые связаны с народами нашей страны. Пока я обо всех народах не так много знаю.

Нужно всегда заниматься саморазвитием, а участие в образовательных акциях способствует этому. Подготовиться к этнографическому диктанту сложно: никогда не угадаешь, о чём будут вопросы. Интуиция и смекалка – главные помощники.

В прошлом году у меня было 80 баллов. Посмотрим, как в этот раз получится».

Виктория Селихова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне было сложно отвечать на вопросы о северных народах, потому что я о них практически ничего не знаю. Задания о нашем регионе показались лёгкими, потому что в институте мы изучаем традиции Белгородчины (девушка учится на режиссёра – прим. авт.) .

Очень интересно узнать историю не только своего края, но и других мест. Мне кажется, каждый человек должен быть образован и в этой области. Стыдно не знать историю нашей страны.

Если честно, я никак не готовилась: всё, что ответила, это мои знания. Сегодня я узнала много нового о других народах. Так что это полезный опыт».

Татьяна Якунина, преподаватель народного пения БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне, к сожалению, не хватило бланка для участия, но я пришла поддержать своих студентов. После диктанта они поделились, какие вопросы вызвали затруднение.

Например, вопрос о Семёне Дежнёве . Мало, кто знает, что в Якутске его семье стоит памятник, который является символом дружбы якутов и русских. В вопросе говорится, что глава семейства – русский первопроходец и казак, а участники должны назвать его имя.

Ещё сложный вопрос был про народные танцы: мы в основном изучаем местную хореографию, знакомимся с традициями соседних регионов. Танцы других районов мы проходим в общих чертах. Поэтому не каждый смог ответить на вопрос о том, какой круговой танец был у лезгин».

Илья Романов, студент БелГУ:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне очень нравятся такие акции: всегда участвую и проверяю свои знания. Я учусь на географическом факультете, поэтому мне особенно интересно.

Лёгкими мне показались сказочные вопросы: например, надо было определить родину Снегурочки. Думаю, многие знают, что это Кострома.

Были вопросы, которые связаны с удмуртами и карелами, о которых не так много людей знают что‑нибудь. Но мне кажется, что цель диктанта, как раз познакомить с такими народами. Было бы здорово, если бы организаторы выпускали потом книжку, которая подробно бы рассказывала о затронутых темах.

С заданиями было интересно работать: во многих были подсказки прямо в тексте вопроса. Так что даже у человека, который плохо знаком с темой, был шанс ответить. Конечно, 45 минут мало для 30 заданий, хотелось чуть больше подумать. Но я надеюсь, я хорошо справился».

Алексей Дегтярь, студент БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Сейчас молодёжь мало интересуется историей страны: студенты плохо знают, например, о тех народах, которые живут на Сахалине.

Мне было легко отвечать на вопросы о Великой Отечественной войне. Были интересные вопросы о народных костюмах: нужно было сопоставить, как одеваются разные народы. Ещё мне понравился вопрос про нашу мифологию о Бабе-яге и кикиморе. Сложным для меня было определить, о каком народе написаны стихотворные строки.

Я долго сидел над заданиями диктанта. Не хотелось сделать много ошибок, но думаю, они есть и результат будет средний. Все результаты анонимны, так что это проверка знаний для себя».

Записала Наталья Малыхина

Знаете ли вы, что такое «чарки»? А какой национальности известный поэт Расул Гамзатов? Или как называется народный танец лезгин? Вот и я не знаю, а ведь пошёл на «Большой этнографический диктант», который сегодня, 3 ноября, прошёл на нескольких тюменских площадках. Я выбрал Информационно-библиотечный центр ТюмГУ – понадеялся, что родные стены хоть как-то помогут. Как справился – пока не знаю, результаты станут известны только 12 декабря 2017. Но, как по мне, результат неутешительный.

Участниками диктанта, как и полагается студенческой библиотеке, стали преподаватели вуза и студенты. Ну и я. И ещё парочка желающих, которые пожелали оценить уровень свой этнографической грамотности. Каждый из собравшихся получил три листа: первый – тест из тридцати вопросов (на федеральную и региональную тематику), второй – бланк для ответов, третий – бланк самоконтроля, для «почеркушек» и других записей. На всё про всё – ровно 45 минут.

Первый вопрос – и, как я вижу, первый провал: «Носитель суверенитета и единственный источник власти в России согласно Конституции…»: 1). Президент; 2). Госдума Федерального Собрания РФ ; 3). Многонациональный народ РФ; 4). Конституционный Суд РФ. Ну, я по своей глупости, забывчивости и незнанию написал первый вариант. Оказалось, третий. Позор.

Зато на третий вопрос – «Где находится музей-заповедник Кижи ?» – ответил верно – в Карелии . То ли знал, то ли вспомнил бескрайние просторы региона, то ли просто пальцем в небо попал. В любом случае, ответ будет засчитан.

Вопрос № 6 – очередной «неуд». Сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри? Эх, татаров, а не манси… В татарской культуре, да и в мансийской, я, увы, не силён.

Десятый вопрос: в каком народном промысле работала Мария Алексеевна Сычёва (Угловская) – первая женщина, посвящённая в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу? Варианты ответа: А). дымковская игрушка; Б). художественная резьба по кости; В). Великоустюжное черчение по серебру; Г). напайная филигрань. И… в яблочко! Дымковская игрушка и художественная резьба не имеют никакого отношения к металлу. Остаётся два ответа, из которых нужно было выбрать один правильный. И это ответ В.

Восемнадцатый вопрос – кисломолочный напиток русской кухни: тан, варенец, йогурт, суорат? Ну, тут легко – варенец, конечно. Тан – не наш, «йогурт» - вообще зависимое слово, суорат – что это? Определённо ответ «Б». И ответ правильный.

Вопрос №28. «Самоед», «Джигит», «Калмык», «Якут» - это… исторические названия судов Российского морского флота, а не названия поселений, как ответил я. Причём можно было и не знать ответа на этот вопрос, а только обратить внимание на кавычки. Эх, а я-то думал, что это слова, заключённые в знаки…

В общем, проверять дальше не имеет смысла – два правильных ответа есть – и на том спасибо. Вы можете сказать: вот, как можно не знать такие элементарные вещи? Позорно, не спорю. А может, и не позорно, зато теперь знаю. Общая сумма баллов, которые можно было набрать за выполнение всех заданий – 100, и, дай Бог, если наберу хотя бы десятку. Однако с уверенностью могу сказать: такие диктанты нашим тюменцам нужны.

КСТАТИ

Результаты диктанта, правильные ответы и разбор ошибок опубликуют на сайте в День Конституции, 12 декабря 2017. По результатам проверки в регионах сформулируют рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Хорошо ли вы знаете культуру родной страны? А региона? Эти знания можно было проверить, написав Большой этнографический диктант. В этом году его «сдают» жители 85 регионов России и 11 стран ближнего зарубежья. Мы спросили, ради чего люди в рабочий день готовы сесть за парту и отвечать на вопросы о народах страны

Проверить свою этнографическую грамотность в Казани в этом году можно было на двух площадках: в Доме дружбы народов РТ и в Казанском федеральном университете. В районах республики для желающих присоединиться к культурно-просветительской акции организовали 20 площадок.


При входе на диктант всем раздали идентификационные номера, по которым можно узнать свои результаты. В 10 часов волонтеры раздали бланки с вопросами. На диктант это мало похоже, а скорее на ЕГЭ, только без звенящих рамок, контролеров и отобранных телефонов. Но пользоваться «шпаргалками» и гуглить ответы в интернете организаторы все же не советовали, ведь диктант - это проверка знаний, а иначе какой в этом смысл?

Может быть, потому, что акция проходила в рабочий день, желающих написать диктант набралось немного. Площадка Дома дружбы народов была заполнена лишь наполовину.

Мы пришли писать обыкновенный диктант на знание русского языка, пришли и обнаружили, что пишем этнографический тест, - говорит перед диктантом Фания Габитова . - Теперь мы вынуждены собрать все свои знания, сконцентрироваться и вспомнить все, что знаем о народах нашей страны. Но мы всегда надеемся на хорошие результаты. Наверное, будут вопросы о традициях, этносе народа, возможно, о языковой культуре, танцах, кухне, мы к ним готовы.

В предположениях участница акции не ошиблась. Диктант состоял из 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, а 10 составлены с учетом региональной специфики. В Татарстане это были вопросы о татарской культуре, истории, обычаях и выдающихся людях. К примеру, вопрос о татарском поэте, герое СССР, родившемся в Оренбургской области. В прошлом году все вопросы были общефедеральными.


Участниками диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Главное - быть старше 15 лет.

Цифра

30 - максимальная сумма баллов, которые можно набрать за правильное выполнение всех заданий в этом году (по одному баллу за каждый правильный ответ).

45 минут дается на написание Большого этнографического диктанта.

Оценок не ставят - можно отлично знать историю и географию, но не представлять, зачем татарским женщинам нагрудник изю или как называется праздник кряшен, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла.

В текстах вопросов была полезная информация и история о других схожих народах. Например, в вопросе о женщинах-мастерах можно узнать, что Первой женщиной Дагестана по обработке ювелирных изделий из металла была Манаба Магомедова, а женщиной-гравером на Чукотке - Вера Эмкуль. А вот промысел, в котором прославилась Мария Сычева, нужно было назвать самому.

Учитель английского языка на пенсии Алия Нургалиева рассказывает, что пришла на диктант ради интереса:

Диктант средней трудности. Самым сложным стали вопросы о многообразии народов, их обычаях и традициях... дагестанцы, удмурты, карелы. Этот диктант дает возможность понять, что мы живем в большом многонациональном государстве и должны жить в мире и согласии. Думаю, у меня будут средние результаты, ближе к 30. Для школьников все же тест сложноватый, если только для 11-го класса, да и то для продвинутых учеников, которые хорошо разбираются в географии и истории, - говорит она.


Для тех, кто не смог проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта miretno.ru организовано онлайн-тестирование, которое можно пройти 3 ноября с 10.00 до 5 ноября до 23.59.

Кстати, спустя час после старта онлайн-тестирование написали 3 425 человек.

Всероссийские итоги акции подведут ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Узнать свои результаты жители Татарстана смогут 8 ноября на сайте Дома дружбы народов РТ.

Кстати

Впервые акция «Большой этнографический диктант» стартовала в 2016 году. Диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч - онлайн.

Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим - 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных. Татарстан показал лучший по России результат - самый высокий средний балл составил 81,3.

III Международный конгресс традиционной художественной культуры, завершившийся накануне в окружной столице, - не только обмен опытом ученых и художников, это решение волнующих вопросов, наметки будущих дел.

Китайские сувениры из России

Один из таких вопросов - создание инфраструктуры сбыта изделий промыслов, а также борьба с контрафактом. «К сожалению, часть четвертая Гражданского кодекса, призванная урегулировать оборот прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства, сегодня исключает произведения народного художественного творчества из числа объектов авторского права и, соответственно, делает невозможным применение к нему института смежных прав. По-моему, это - серьезное упущение законодателя. И одна из задач Конгресса - выработать консолидированное мнение и практические рекомендации по решению этой проблемы, - рассказал действительный гос. советник РФ 3 класса, доцент Юрий Бундин .

Сегодня рынок сувениров наводнен дешевыми китайскими подделками, которые могут быть в 6(!) раз дешевле оригинала. Но нашим мастерам особенно обидно, что их в качестве сувенира из России покупают иностранные туристы.

Фото: пресс-служба владимирской администрации

Участники Конгресса решили предложить минкультуры РФ ускорить ратификацию конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, а субъектам страны рекомендуют принять аналогичные региональные законы по примеру Татарстана. Таким образом, вопросы народной художественной культуры повысятся до уровня государственной политики РФ.

Второй блок мер, которые, по мнению участников конгресса, необходимо принять правительству страны и субъектам РФ, - это всесторонняя поддержка и популяризация традиционных промыслов и культуры. В резолюцию вошло предложение о ежегодном проведении праздника народных мастеров, региональных конкурсов, научно-практических конференций и выставок. Доктор искусствоведения и профессор Кабардино-Балкарского университета города Нальчик Борис Мальбахов считает, что необходимо регулярно проводить практические работы по возрождению художественных промыслов, выявлять народных мастеров и привлекать их в качестве работников системных предприятий художественных промыслов, содействовать совершенствованию системы подготовки кадров для таких предприятий.

«В советское время художественным промыслам уделялось большое внимание. В то время все туристы брали на память местные сувениры. Чтобы возродить это, необходимы инвестиции», - считает Борис Хасанович.

Загадки артефактов

На конгрессе Югра поделилась опытом в области сохранения традиционной культуры с другими регионами и странами. Мастера округа по крупицам возрождают забытые ремесла, но до сих пор не все секреты древних технологий ими раскрыты.

Более 20 художников и мастеров представили авторские работы на выставке «Керамика - источник открытий». Экспозиция работает в Доме-музее народного художника СССР В. Игошева в Ханты-Мансийске, до 26 ноября.

«Я использовала технику папье-маше, а материал - бумага, клей ПВА, пеньковая нить, растительные материалы - трава, ветки, - рассказывает художник-конструктор Центра народных художественных промыслов и ремесел Инесса Скрябина. - Моя научно-исследовательская работа - в воссоздании технологии бронзового века. Для этого готовила глину с добавками, она несколько месяцев отлеживалась. А рисунки на сосудах - из археологических находок».

Мастерицы из Кондинского района Светлана и Екатерина Лебедевы показали, как древние жители Югры наносили узор на керамические сосуды. Мать и дочь провели мастер-класс на древних турнетках - специальных крутящихся деревянных пеньках, обтянутых кожей.

Екатерина Лебедева добавляет шерсть в глину для вязкости и пластичности, а при обжиге проявляется интересный цвет на сосуде. Идеи она тоже черпает из археологических находок со стоянок, на которых раньше находились поселения. Это - Чилимка, Малый Атлым, Барсова гора, Ендырь, Хулюм-сунт, Низямы и Лучкино.

«Атлымская керамика мало изучена, особенно в нашем районе. Штампы на керамике были сделаны до того аккуратно, что даже современные люди не могут этого повторить. Как в то время, когда не было техники, изготавливалась такая керамика? Аккуратно, ровно, без линеек и карандашей, без единого изъяна! - размышляет Екатерина. - Либо у тех народов был хорошо развит глазомер, либо имелись какие-то приспособления. И еще - на керамике орнаменты никогда просто так не ляпали. Они все имели своё место. Каждый крестик и каждая полосочка что-то значили».

Как не раствориться

Мастер урайского филиала Центра ремесел «Школа-мастерская народных промыслов» Галина Тарасова показывает коллекцию табакерок из бересты. По сути, табакерка сейчас вещь никому не нужная - табак не употребляют. На вопрос «зачем» уже заготовлен ответ - дело в хитроумных замках на табакерках. Конечно, им не сравниться с современными кодовыми замками и сейфами, но выполнены они без клея и прочих скрепляющих материалов, что говорит о тогдашней ловкости и изобретательности.

Ее коллега Екатерина Смирнова говорит о способе реконструкции и репликации мужского и женского костюма купеческого сословия городов Сургут, Мангазея и Берёзово. Швы на работе выполнялись вручную, не используя швейной машинки, и ткани подбираются подобные тем, что нашли на территории этих городов.

Главный хранитель Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремесел Марина Айпина провела мастер-класс по плетению циновок. Сотрудники этого учреждения возродили старинное ремесло аганских ханты.

«Раньше жили в чумах, и, чтобы пол был теплый, на него сначала клали траву, затем циновки, а сверху - оленьи шкуры, - рассказала Марина Айпина. - Это помогало сохранять тепло в жилище. Сегодня в центре заказывают циновки, чтобы украсить интерьер, или в подарок близким».

Воспитатели детского сада «Теремок» Татьяна Волкова и Марина Жилякова пришли на конгресс, чтобы познакомиться с технологиями народных ремесел.

«Сегодня мы пробовали рисовать, плели циновки, делали куклы, - поделилась впечатлениями Марина Жилякова. - Будем учить наших воспитанников. Нужно знать наши традиции, помнить, как жили наши предки, как они создавали уют».

По мнению профессора Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Марии Майстровской, Югра трепетно относится к возрождению традиционных народных промыслов и ремесел.

«Самое важное в эпоху глобализации, в которой мы живем, - не утратить себя и не раствориться в этом огромном безбрежном море среднестатистического человечества, - подчеркнула Мария Майстровская. - И именно в традиционной художественной культуре человек может черпать свою самобытность и неповторимость. У вас в Югре это делают с успехом».

Фото: / Евгений Зиновьев

Особое мнение

Председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Еремей
Айпин: «Хочу несколько слов сказать о Мастерах. Вспомнил историю о «великом охотнике Бахтиярове». Вот видит он красиво построенный дом и говорит: «Мастер!» - высшая оценка у него была такая. Встретил охотника - «Мастер!». Встретил красивую женщину в красивом платье - «Мастер!». А почему великий охотник? Периодически он вырезал на деревьях «здесь охотник убил лося», «здесь охотник добыл росомаху». Но зачем? Он ведь всего этого не делал. А затем, чтобы другой охотник, идя по следу Бахтиярова, видел, что лося уже нет, и уходил. Пусть лось живет, преумножается. И вот, когда я встречаюсь с хорошими исследователями, учеными, я всегда вспоминаю Бахтиярова. Желаю вам, чтобы вы были Мастерами, и чтоб каждое ваше слово, которое вы оставите в душе наших жителей округа, преумножало наше ощущение прекрасного».

Третьего ноября, накануне Дня народного единства, в нашей стране прошла просветительская акция «Большой этнографический диктант». В нашем регионе она состоялась на 13 площадках, в том числе в Калачинском районе. Калачинцы первыми из муниципальных образований присоединились к этнографическому диктанту.

На площадке в Региональном центре по связям с общественностью на вопросы диктанта отвечали члены Общественной палаты Омской области и региональные министры, а также их заместители.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова считает, что взрослые должны быть позитивным примером для детей.

«Всякое подобное событие мотивирует тебя на поиск информации. Наш регион многонациональный. На территории есть разные образовательные учреждения. В том числе и с этнокомпонентом. К примеру, в этом году, открыты казахские центры. И я, как министр, должна знать культуру и обычаи народов, чтобы руководить системой образования», - подчеркнула Татьяна Дернова.

Также руководитель региональных органов образования отметила, что новые образовательные стандарты позволяют включать этнографический компонент в основные предметы: историю, обществознание.

«Нашим Институтом развития образования подготовлено уникальное пособие - “Маленькие жители Омского Прииртышья”. По нему многие учителя уже активно работают: рассказывают ребятам о родном крае, специфике и обычаях местного населения. К тому же часто занятия проводятся в краеведческих музеях. А еще практически в каждой школе создан свой собственный музей об истории поселения», - заявила Татьяна Дернова.

Также министр образования решила после диктанта обязательно заглянуть в справочники и энциклопедии, чтобы проверить, правильно ли она ответила.

По словам министра спорта региона Дмитрия Крикорьянца, его семья - многонациональна, поэтому тема этнографии министру всегда была интересна.


«У нас в родословной и немцы, и поляки, и русские, и армяне. А если копнуть глубже, в третье, четвертое или пятое колено, национальностей окажется еще больше. Поэтому национальный вопрос, в хорошем смысле этих слов, меня интересовал всегда. Мне интересен культурный пласт в истории того или иного народа. В советское время все мы знали, что у нас было 15 союзных республик, и все мы вместе были советским народом. А сегодня мы знаем, что у нас проживает более 200 национальностей. И проникновение в историю, жизнь каждого народа - это интересно, потому я сегодня здесь», - отметил Дмитрий Крикорьянц.


Пришла на диктант и замминистра культуры Омской области Анна Статва. Призналась, что когда-то, как географ по образованию, преподавала этногеографию, и решила себя проверить.

«26 ноября на географическом диктанте я буду выступать в роли чтеца в родном педуниверситете, а сегодня пришла проверить свои знания, насколько они сохранились. Тема интересует всех и каждого», - подчеркнула Анна Статва.

Без четверти час перед участниками диктанта выступила директор Сибирского филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Ирина Селезнева, которая сообщила, что в этому году этнографический диктант повысил свой статус по сравнению с прошлогодним, вышел на международный уровень. Увеличилось и количество площадок. Если в прошлом году россияне писали диктант на 800 площадках, то в этом году их в три раза больше -2500.


«Что показали результаты прошлого года? Чем моложе участник акции, тем меньше у него правильных ответов, - отметила Селезнева. - Поэтому необходимо всем ветвям власти, образовательным, культурным учреждениям, общественным организациям еще больше внимания уделять национальному вопросу».

Спецификой нынешнего диктанта, по словам этнографа, является наличие регионального компонента. 20 вопросов этнографического диктанта касаются знаний общероссийского масштаба, 10 - сибирского. Селезнева выразила надежду, что диктант станет толчком к изучению национальных культур и вообще расширит кругозор участников акции.


Добавим, что этнограф говорил обо всем на фоне видеопрезентации проекта. И все, кто внимательно ее смотрел, увидели подсказки для ответов на вопросы. А вопросы, как и в прошлом году, были нелегкими. Например: кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? Оказывается, ее многонациональный народ. Или: для какой цели татарские женщины носили матерчатые нагрудники изю? А как вам вопрос о том, в каком народном промысле работала Мария Сычева (Угловская), первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу? Как называется у лезгин танец, похожий на русский хоровод? Или вот еще вопросик: сколько русских сказок вошло в сборник Афанасьева? Варианты ответов - от 6 до 60 тысяч. Оказывается, 60.


Для министра Крикорьянца непростым оказался вопрос о том, представители какого жилища выкапывали себе жилище на склоне холма, делая вход-коридор со стороны реки. Такая постройка называлась карамо, и нередко в нее можно было заплыть только на лодке. Жили в таких землянках селькупы, но об этом я, к примеру, узнала уже в редакции, заглянув в интернет.

Так что права была министр образования Татьяна Дернова: дома все участники акции обязательно проверят, правильно ли они ответили на вопросы диктанта. А это и есть одна из задач акции - пробудить интерес у россиян к национальному вопросу.

А вот у министра спорта родилась еще одна идея после акции: придумать спортивный диктант.

Добавим, что и омские журналисты не остались в стороне от международной акции. Многие, в том числе и редакторы «Омской правды» и «Омского вестника» пришли на площадку в Дом журналистов.




Похожие статьи
 
Категории