Картина боттичелли карта ада в высоком разрешении. Новый взгляд на привычный сюжет

18.02.2019

Алессандро Боттичелли - один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии - Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году.

Ее полное название «Бездна ада». Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.

«Ад» Боттичелли - картина-иллюстрация к Данте

Который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим. Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего - «Божественную Комедию».

В это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения - «Раем» и «Чистилищем». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка.

Картина Боттичелли «Ад» - своеобразная «карта местности»

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту». Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг - болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге - с предателями - водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте - это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники. Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и

Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Современное искусство и произведение художника

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», написал еще один бестселлер - «Инферно» (Ад). Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.

«Карта Ада» Боттичелли (история одного шедевра)

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада - карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.

Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).

Тут можно в подробностях разглядеть мучения грешников. Эмоции и чувства каждого из персонажей подробно выписаны.

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

Судьба художника

Боттичелли был из семьи ювелиров и должен был заниматься золотом и другими драгоценными металлами. Однако выполнять эскизы, рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.



«Весна» Боттичелли, 1482

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Да, хороший художник. Но то был период, когда творили многие, ставшие впоследствии известными мастера. Для XV века Сандро Боттичелли был надежным мастером, которому можно было доверить роспись фресок или иллюстрацию книг, но никак не гений.


«Рождение Венеры» Боттичелли, 1484−1486

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Считается, что пока живописец последние годы жизни провел чуть ли не в нищете. однако есть сведения, что Боттичелли был не таким бедным, каким хотел казаться. Тем не менее ни своего дома, ни семьи у него не было. Сама идея брака его пугала.

В после знакомства с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни, Боттичелли и вовсе впал в аскезу. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

Жизнь в любви

О нет, не в теле — жизнь, а в этих милых
Устах, глазах и пальцах дорогих;
В них Жизнь являет славу дней своих,
Отодвигая мрак и плен могилы.
Я без нее - добыча тех унылых
Воспоминаний и укоров злых,
Что оживают в смертных вздохах - в них,
Часами длясь, пока уходят силы.

Но и тогда есть локон у груди,
Припрятанный - последний дар любимой,
Что разжигает жар, в крови таимый,
И жизнь бежит скорее, и среди
Летящих дней вкруг ночи неизменной
Сияет локон красотой нетленной.
(перевод Валерия Савина)




Dante Gabriel Rossetti, Roman de la Rose 1864



Portrait of Mrs Georgin A Fernandez 1874


Dante Gabriel Rossetti Drawing of Georgiana Burne-Jones.


La Bella Mano (Красивые руки) 1875 холст, масло Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон

La Ghirlandata (Женщина с гирляндой) 1873 холст, масло
галерея Гилдхолл, Лондон


Monna Rosa 1867


Regina Cordium I860

Rosa Triplex, Dante Gabriel Rossetti

Sibylla Palmifera (Сивилла Палмифера) 1866-1870 холст, масло Национальный музей (Галерея леди Ливер), Ливерпуль


The Blessed Damozel Study - Dante Gabriel Rossetti 1873


The Daydream - Dante Gabriel Rossetti. 1878


The Lady of Pity (La Donna della Finestra) 1870


Чаша любви 1867
холст, масло
Национальный музей западного искусства, Токио


Астарта Сирийская 1877,
холст, масло.
Художественная галерея, Манчестер


Аурелия 1863-1873
дерево, масло
Галерея Тейт, Лондон


Беседка на лугу 1872
холст, масло
Городская художественная галерея, Манчестер


Венера Вертикордия (Обращающая сердца) 1864-1868
холст, масло
Художественная галерея Рассела Коуэса, Борнмут, Ист-Клифф

Видение Фьяметты 1878 холст, масло


Возлюбленная (Невеста) 1865-1866 холст, масло Галерея Тейт, Лондон


Голубая беседка 1865 Институт искусств Барбера, Бирмингем


Госпожа Лилит холст, масло Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон


Данте Габриэль Россетти Пия де Толомеи, 1868
(Pia de" Tolomei) Холст, масло.
105,4x120,6 см Музей искусств Спенсера, Лоуренс

Дева-избранница1871-1877
холст, масло
Художественный музей Фогг, Кембридж Массачусетс


Девушка в окне 1862
холст, масло
Музей Фитцуильям, Кембридж

Дневные мечты 1880
холст, масло
Музей Виктории и Альберта, Лондон


Елена Троянская 1863
дерево, масло
Кунстхалле, Гамбург

Женщина в зеленом платье

Женщина в окне (La Donna della Finestra) 1870
Художественные галереи и музеи, Брэдфорд

Женщина в окне (La Donna della Finestra) 1879
Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Золотая цепь (Портрет миссис Моррис) 1868 бумага, цветнеой мел Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Иоанн, целующий меч освобождения

Кристина Россетти с матерью 1877 бумага, пастель Национальная портретная галерея, Лондон

Марианна 1870, холст, масло Художественная галерея, Абердин

Мечтательность

Мона Ванна 1866 холст, масло, галерея Тейт Лондон

Морские чары 1877 холст, масло Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Нашел 1869
холст, масло

Пандора 1878
цветная пастель
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль

Ящик Пандоры бумага, цветной мел Фарингтонская коллекция, Оксфордшир


После поцелуя (Восса Baciata) 1859
дерево, масло.
Бостон музей изящных искусств

Прекрасная Розамунда 1861
холст, масло
Национальный музей Уэльса, Кардифф

Приветствие Беатриче 1880-1881
Музей искусств, Толидо


Прозерпина 1874 холст, масло


Регина Кордиум— Alexa Wilding 1866
холст, масло
Музей и Художественная галерея, Глазго

Речная ива
холст на дереве, масло
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон


Святая Екатерина 1857
холст, масло
галерея Тейт, Лондон


Святой Георгий и принцесса Сабра 1862 Тейт


Данте Габриэль Россетти. Портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса 1871 Национальная портретная галерея, Лондон

Отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны ». «Венеры и Марса » и «Рождения Венеры », но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno ).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте . Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий , изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.

Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий в восьмом круге Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.

Сандро Боттичелли. Древние гиганты в Аду. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Он мог бы стать настоящей рок-звездой, если их отбирают в клуб по критерию губительности образа жизни для своего здоровья. Но до возникновения рок музыки должно было пройти еще примерно лет сто, потому он стал художником и поэтом. Сегодня мы приоткроем дверь в удивительный мир прерафаэлитов, расцветших в зените Викторианской Англии. Россетти Данте Габриэль - просим в студию! В этот раз мы не имеем права пропустить историю про родился-учился. Это очень важно. Появился на свет мальчик в семье преподавателя итальянского языка, который ну просто обожал “Божественную комедию” Данте Алигьери. Будущего художника назвали Габриэль Чарльз Данте - попробуй-ка не стать великим творцом с таким-то именем! Юный Россетти обладал неуемным нравом, если что-то ему не нравилось,то он бунтовал. Даже в учебе. Сначала он поступил в королевский колледж, а потом в класс античного искусства при королевской академии. По его мнению, программа в этих заведениях безбожно устарела. Его до глубины души бесили избитые темы и приглушенные тона. Вот чему стремились научить юных дарований. Помпезные портреты аристократии, классические позы. Природа из серии 50 оттенков коричневого. Даже религиозная живопись, коей тогда было немного - общепринятые трактовки сюжетов, избитые композиционные решения, и никакой духовности. Молодые и горячие решили восстать против серости и монолитности. Так появилась идея тайного братства прерафаэлитов. Эти ребята решили опираться на раннее возрождение, то, что было до Рафаэля. По их мнению именно этот нехороший человек стал идеализировать сюжеты, делая их образцовыми, но во многом условными. Они здесь все такие миленькие, кругленькие, и только и делают, что целыми днями сидят на траве, читают и гладят животных. Своими же кумирами прерафаэлиты избрали художников до Рафаэеля с их яркими глубокими цветами, искренностью, глубокой детализированностью и декоративностью. Прерафаэлиты стремятся возродить религиозную живопись, но в своих работах отходят от христианского канона, пытаясь рассказать определенную историю. Им интересно не столько теологическое содержание, сколько возможность показать житейские драмы библейских героев, что ничто человеческое им не чуждо, раскрыть их мысли и сомнения. Тут, например, Богородица жалеет малыша Иисуса, который в плотницкой мастерской Иосифа проткнул ладонь гвоздем. Гвоздь из стола на заднем плане выдергивает Святая Анна. Довольно интересный подход к созданию сюжета, ведь в нем мы видим отсылки к дальнейшей истории Иисуса. Картина сверху донизу наполнена различными символами. Или тут, уже у Россетти, Гавриил спускается с небес к деве Марии, чтобы сообщить ей благую весть. По канону Богородица должна быть радостной или по крайней мере одухотворенной. Тут же она испугана, и даже отшатнулась от него. Конечно, не каждый день к тебе прилетает архангел и говорит, что у тебя родится сын божий. Консервативное общество викторианской Англии посчитало эти работы “возмутительными, грубыми и нелепыми”. Чарльз Диккенс например вообще сказал, что это гнусно и омерзительно. Молодежь уже не та пошла! Но известный критик Джон Рёскин заметил прерафаэлитов и один из первых написал хвалебную статью. Это, кстати, была большая удача, поскольку Рёскин имел суперсилу формировать общественное мнение, и прерафаэлитов сразу возлюбили. Надо сказать, что Россетти, посмотрев на все эти колебания общественности, утвердился во мнении, что искусство - это как проституция - всегда находишься в зависимости от капризов клиентов. Выполняешь прихоти заказчика - ты на коне, а делаешь то что хочешь - ну извини. Выставок своих картин он с тех пор не проводил. Россетти тут все же немного кривил душой, потому что сам он писал всегда только то,что самому ему лично бесспорно нравилось, а именно красивых женщин. Его работы - это не в полном смысле слова портреты, т.к. почти всегда это образы древних богинь или литературных героинь. Характера модели мы здесь не видим, девушки всегда в образе. Почему все эти женщины выглядят если не клонами, то хотя бы близняшками?Дело в том, что и изображал то он всего несколько дам. Одна из них - Элизабет Сиддал. Несмотря на то, что девушка была больна туберкулезом, это не мешало ей быть музой не только для Россетти, но и, для других прерафаэлитов,в частности, для Милле. Для образа знаменитой Офелии, ей приходилось, жертвуя собственным здоровьем, подолгу лежать в наполненной водой ванне. Спустя 10 лет совместной жизни, Россетти все же решился жениться на Лиззи. После этого он испытал невероятный творческий подъем, написав множество стихов. Да да, он был не только художником,но и талантливым поэтом. Но Лиззи, которая и так была неизлечимо больна, еще и родила мертвого ребенка. Это совсем на положительный лад не настраивает, знаете ли. От неуемной грусти она стала закидываться лауданумом - настойкой опиума, которой в те годы лечили натурально все болезни до полного окоченения пациента. Итог немного предсказуем - девушка вскоре скончалась от передозировки. Наш художник, конечно, очень переживал, корил себя, что уделял жене мало внимания, весь отдаваясь творчеству. Как романтическая натура, он похоронил все свои стихи вместе с ней. После кончины жены он пустился во все тяжкие, и завел себе кенгуру, зебу, хамелеона, крота, сурка, попугая, ворона, японскую саламандру, броненосца, белого быка, у которого глаза такие же красивые как у Лиззи, древесную сову, галку и вомбата. зоозащитники,Завидуйте! Кстати, когда вомбат умер в 1869 году, художник нарисовал сатирический автопортрет и пригласил друзей на похороны. Россетти все же сохранил неплохое чувство юмора и это на фоне депрессивных и упаднических настроений. Но со временем романтические побуждения отходят на второй план, когда появляется возможность подзаработать деньжат. Спустя 6 лет к Россетти пришел некий издатель, предложивший выпустить сборник его стихов. Недолго думая, художник повелел выкопать гроб с давно почившей супругой, дабы забрать оттуда стихи. Ужасно некрасивая история. А тем не менее сборник сонетов был напечатан, принеся Россетти славу и почет. Конечно, же настоящий художник ущербен, если у него все лишь одна муза. Герой нашего рассказа, естественно,не был исключением. Очередным увлечением была Джейн Бёрден - супруга близкого друга художника Уильяма Морриса. Каков подлец, скажете вы! Но Уильям Моррис прекрасно знал об их связи, и более того не препятствовал ей, поскольку только это удерживало Россетти от самоубийства. На одной из самых известных своих работ художник изображает Джейн Моррис в образе богини Прозерпины. По легенде, царь подземного царства Плутон воспылал любовью к юной богине, выкрал ее и увез к себе в царство мертвых. Долго так продолжаться не могло, Плутон вынужден был отпустить девушку. Перед этим он дал ей съесть несколько зерен граната. С тех пор Прозерпина вынуждена полгода проводить в царстве живых, и полгода - в царстве мертвых. Аналогия с Джейн, прикованной к нелюбимому мужу, очевидна. Суровая бытовуха не щадит никого, не пожалела и художника. Россетти часто и помногу пил, Джейн не могла это выносить,и вернулась к мужу. Вообще, конечно, потеря двух любимых женщин не прошла для него бесследно. Он стал мешать алкоголь со снотворным, а и без того имеющаяся депрессия усилилась манией преследования и галлюцинациями. Дабы привести его в чувство, друзья вывезли его к морю, где он вскоре и умер. Как это часто бывает, его смерть вызвала огромный всплеск интереса к его творчеству. Стали проводиться мемориальные выставки, общество впервые за 30 лет увидело его дивные картины. Эти прекрасные задумчивые дамы стали в его полотнах по-настоящему бессмертным воплощением чувственности и женской красоты. Ну что же, весьма недурное начало для Прерафаэлитов. Мы еще обязательно вернемся к этой теме, а пока пишите в комментариях, нравится ли персонально вам подобное направление в живописи? Кто ваш любимый художник прерафаэлит и про кого бы вы хотели следующие выпуски? Подписывайтесь, ставьте лайк. Пока!



Похожие статьи
 
Категории