Картина приехал на каникулы описание. Сочинение по картине Решетникова Прибыл на каникулы (описание)

23.02.2019

Федор Решетников - талантливейший художник, чьи картины всегда были интересны по своим сюжетам и героям. Чаще всего персонажами его полотен становятся дети, которые предстают перед зрителями так, словно это реальность и эти люди находятся совсем рядом. Одна из его картин, которая интересна по сюжету, талантлива по изображению и реальна своими героями называется «Прибыл на каникулы».

Художник изображает детей, так как им тяжелее всех было пережить страшные годы войны, когда мальчишки и девчонки должны были забыть о том, что они дети и работать вместе со взрослыми. Но и в послевоенные годы этим ребятишкам приходилось совсем непросто, поэтому многие из них вели себя совсем по-взрослому. У многих детей война отобрала не только детство, но и самых близких людей - родителей. Поэтому так много мальчишек и девчонок оказались в те годы в детских домах. Полотно Федора Павловича было написано в 1948 году.

Герою картины Федора Решетникова повезло больше, ведь у него есть люди, которые ждут его дома на каникулы. Это его бабушка и дедушка. Они уже не могут самостоятельно воспитывать внука, но зато он у них находиться в хорошем учебном заведении и из него обязательно получиться не только замечательный человек, но и хороший офицер. Центральное место в картине отдано всего лишь двум героям, хотя их в сюжете больше.

Прямо на переднем плане крупным планом выделяются мальчик и его дедушка. Задний план картины поднимает настроение, так как видна елка, переливающаяся разноцветными огоньками, большими и яркими игрушками. Высокую и зеленую красавицу елку, которая в каждый дом приносит новогоднее настроение, поставили в самый угол, но она все равно радует обитателей этой квартиры. Рядом расположено огромное и светлое окно с нерядными и легкими шторами белого цвета и с мелкими голубыми цветочками.

Прямо возле окна стоит большой стол, покрытый белоснежной скатертью. Нарядная девочка накрывает на стол, ставит посуду, но сама при этом с большим любопытством смотрит на своего старшего брата. Она давно его не видела, соскучилась, поэтому ей интересен каждый момент, который будет проведен с братом, который приехал на новогодние каникулы. Она одета нарядно: синее платье и белый фартук, на короткой стрижке повязан бант.

На полу в комнате лежит мягкий и пестрый ковер, а вторая стена в квартире, которую изобразил художник, синего цвета. На ней висят большие старинные часы и небольшая картина, с которой, может быть, у этих людей связаны какие-то воспоминания, поэтому они ее свято берегут. Во всем доме царит необычная атмосфера: радости и праздника. Каждая деталь, которую авто картины прорисовал точно и очень детально, помогает создать это прекрасное настроение от полотна.

Но все-таки главным героем всего этого сюжета является мальчик, который после долгой учебы наконец-то вернулся домой. По тому, как сияет его лицо, и искрятся его глаза, можно понять, что эту четверть он окончил хорошо и радостно спешит сообщить об этом своим родственникам, но особенно строгому и справедливому дедушке. Он четко и гордо подносит руку к голове, чтобы отдать честь человеку, которого он любит и уважает. Мальчик одет в суворовскую военную форму, в руках у него небольшой чемодан, где хранятся его личные вещи.

Встречает внука его дедушка, который очень рад встрече. Может быть, на его глазах даже появились слезу радости, но он старается все это спрятать за своей суровостью и серьезностью. Пожилой мужчина внимательно слушает, как делает рапорт его внук, и радость и гордость переполняет этого взрослого мужчину. Дедушка одет в теплые темные штаны, светло-желтая рубашка и темного цвета теплая жилетка, в котором спина сделана из черного атласа. Скорее всего, он надел эту жилетку, чтобы выглядеть празднично и нарядно. Седые волосы и такого же цвета густая борода искусно скрывают волнение дедушки, который очень соскучился по внуку, но старается сдерживать свои эмоции.

Глубокая по своему содержанию и разнообразная по цветовому использованию картина Федора Решетникова трогательна и радостна. В ней художником передана целая история жизни одной семьи. Наверное, много несчастья и горе пришлось пережить этой семьей, но они смогли справиться со всем, выжить и жить дальше. И стоит надеяться, что вот этот мальчик и его сестра действительно стали настоящими людьми, которые никогда не обидели своего дедушку и других людей, которые заботились о них.

Эта превосходное полотно показывает, что преемственность поколений существует, поэтому родители, да и вообще старшее поколение должно задумываться о том, каких людей они вырастят из своих детей, какими нравственными качествами они будут обладать и насколько духовно развитыми они будут. Эта картины заставляет не только невольно улыбнуться, но и поверить в светлое будущее.

Новогодние каникулы в школе и в суворовском училище. Мальчика, за успехи в подготовке отпустили на каникулы.

Новогодние каникулы в школе и в суворовском училище. Мальчика, за успехи в подготовке отпустили на каникулы. Возможно это тот же самый Митя, получавший двойку и которого для исправления отдали в суворовское училище с его значительно более строгой дисциплиной.
И вот перед нами стройный, подтянутый мальчик, в полной суворовской форме, с казенным чемоданчиком и отличной выправкой, так сказать "военная косточка".
Он отдает рапорт о прибытии дедушке, как его учили в училище и дед, стоящий по стойке "Смирно", принимает его рапорт. Видно, что дед, сохранивший прямую осанку, сам когда-то был военным и с радостью вспоминает прошлое. Атмосфера в комнате явно праздничная. Сестра, в парадной школьной форме готовит стол, убирая тетради и учебники, рядом стоит украшенная елка, наряженная игрушками и гирляндами На стуле сидит кот, ожидая подачки, но понимает, что на столе ещё ничего съедобного нет и он терпеливо ждет.
Простой стол, деревянный стул говорят нам о простой семье, а портрет мужчины, висящий на стене, возможно говорит об отце, память о котором хранится в семье, куда он не вернулся с войны. В суворовские училища чаще всего принимали детей, отцы которых были военными и погибли на войне. Такие ребята получали полное государственное обеспечение, что, конечно сильно облегчало материальное положение семей, оставшихся без кормильца.
Видно, как мальчишка рад, что вернулся в семью, что вокруг знакомая обстановка, видно, что он любит дедушку и с радостью отдает ему рапорт.
Как это водится, на полу, пере входом лежит половик, возможно связанный руками хозяйки дома, но рядом лежит красивый, цветастый ковер.
Мы рады за мальчика, за его семью и желаем, чтоы у них все в жизни сложилось нормально.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.

07.09.2016

Описание картины Федора Решетникова «Прибыл на каникулы»

Полотно с названием «Прибыл на каникулы» сумело завоевать практически такое же народное признание, как и известная картина «Опять двойка». Дух патриотизма, источаемый этим холстом, принес ее автору Федору Решетникову почетную Сталинскую премию. В центр сюжета помещен юный суворовец, вернувшийся в родные пенаты на период праздничных каникул. Грядет Новый год, и настроение мальчика, и без того обрадованного встречей с семьей, неуклонно полезет вверх. Новоприбывший еще не успел снять теплое пальто, и по-прежнему не выпускает из рук чемоданчик. Его встречает дедушка — вполне вероятно, отставной военнослужащий. Между родными людьми с порога разворачивается особый ритуал: окрыленный внук чинно отдает рапорт, не скрывая лучезарной улыбки, а дед изо всех сил старается ему соответствовать, хотя чувствуется, что он едва-едва сдерживает счастливые эмоции.

Атмосферу в доме переполняет сладостное предвкушение торжества. Лесная красавица уже принаряжена, а праздничный стол совсем скоро будет заставлен вкусными кушаньями. Над подготовкой новогоднего празднества активно хлопочет школьница — очевидно, сестра главного героя. На стуле рядом с девчушкой горделиво восседает пушистый кот: он терпеливо ожидает момента, когда хозяева щедро поделятся с ним лакомым кусочком. Предположение о том, что дед мальчугана тоже когда-то состоял на службе, отчасти подтверждает портрет на стене комнаты. С другой стороны, изображенный на нем мужчина запросто может быть отцом героя, ведь в те времена Суворовские училища были повсеместно открыты для сыновей погибших фронтовиков. Патриотические настроения семьи дополнительно подчеркивает репродукция «Три богатыря» - воплощение русской самоотверженности, безграничной силы воли и преданности родной земле.

Почему полотно Федора Решетникова «Прибыл на каникулы» стала самой растиражированной картиной Советского Союза?

Объявление лауреатов Сталинской премии в области литературы и искусства – это вам не шутки. События ждала вся Москва, и все, кто попадал в заветные списки, уже заранее готовили банкеты, так что вечером в субботу 9 апреля 1949 года в московских ресторанах яблоку негде было упасть от титулованной орденоносной публики. Собирались все к девяти часам вечера, когда диктор Левитан начинал по радио зачитывать список.

Литераторы, как это водится, ждали объявления лауреатов в ресторане Центрального Дома Литератора.

Актеры – в «Метрополе».

А вот художники – кто где. Кто побогаче, пировали в гостинице «Савой», а те же, кто победнее, занимали столы в «Прибое», что у Якиманской набережной.

– Эх, Федька, тащи водки, сейчас гулять будем!
– Шампанского неси!
– Тише, товарищи, тише. Сейчас уже читать будут!

И вот раздавался гром курантов, и Юрий Борисович Левитан торжественным голосом начинал оглашать длинный список лауреатов. Первыми шли писатели, за ними поэты, далее кинематографисты, актеры, музыканты.

Наконец, живописцы. Грохочет Левитан: первая премия в области живописи – Кукрыниксам за монументальное полотно «Конец».

– Молодцы, Кукрыниксы, – вздыхает народ, – заслужили. Всю войну пахали как проклятые, каждый день по рисунку в газету «Правда». Заслужили.

Вторая премия – Александр Герасимов за монументальное полотно «Иосиф Виссарионович Сталин у гроба товарища Жданова».

Ну, тут тоже все понятно: Александр Михайлович у нас президент Академии художеств СССР.

Нет вопросов, пьем за товарища Финогенова.

Федор Решетников. Автопортрет

Потом Кривоногов - за картину «Победа». Хорошая картина, и художник хороший. Фронтовик, всю войну до самого Берлина прошагал. И рисовал не вождей, а пехоту огнем прокаленную. Пьем, товарищи!

Наконец, объявляют и Федора Решетникова. Вторая Сталинская премия – и почему-то за две картины сразу. За портрет «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и за картину «Прибыл на каникулы».

Переглядываются художники, ничего не понимают.

– Какой такой Решетников? – недоумевают убеленные сединами академики.
– Да карикатурист, «челюскинец»…
– Ну что ж… Раз «челюскинец»… Заслужил! Но все равно как-то непонятно: разве можно ставить рядом портрет самого товарища Сталина с какой-то бытовой картинкой?
– Так это сам товарищ Сталин поставил, понимать надо!

Картинка на первый взгляд действительно бытовая и легкомысленная: розовощекий мальчик-суворовец, приехавший домой на новогодние каникулы, браво рапортует о прибытии деду. Но смотрят на нее фронтовики и сердце щемит: после войны в Суворовское училище, как правило, брали детей, чьи родители погибли на фронте. То есть и отец погиб, и мать, оставив брата с сестрой на попечение деда.

Чем-то она зацепила и товарища Сталина, раз он еще в 1948 году распорядился напечатать рисунок Решетникова на новых советских новогодних открытках.

Тут стоит, конечно, уточнить, что до 1947 года день 1 января был самым обычным рабочим днем, и никакого официального новогоднего праздника не существовало в природе. Нет, конечно, люди организовывали застолья, в школах проводились елки и новогодние утренники, но – сугубо неофициально. Удивительно, что почта СССР выпускала и новогодние поздравительные открытки, но – без какого бы то ни было намека на рождественскую символику.

Но потом наши солдаты из освобождённых стран Европы стали привозить домой красочные иностранные рождественские открытки. И вот, для того, чтобы прекратить «идеологическое наступление», партийным руководством и было принято решение о выпуске собственных, правильных «открытых почтовых карточек», первой из которых и стала репродукция картины Решетникова.

В итоге совокупный тираж открыток с репродукцией картины «Прибыл на каникулы» превысил 13 миллионов экземпляров!

Эта картина стала рекордсменом – ни тогда, ни после этого в мире больше уже не выпускалось открыток в таком гигантском количестве.

И ведь что-то такое близкое и родное видели в этой простой бытовой картинке все советские люди – то, чего, быть может, уже не видим мы, их потомки.

Федор Решетников. Прибыл на каникулы

Федор Павлович Решетников и сам не помнил своих родителей.

Родился он в 1906 году в селе Сурско-Литовское, что стояло некогда под городом Екатеринославом.

Едва Феде исполнилось три года, как отец во время очередного запоя сорвался со строительных лесов в церкви, где он расписывал дивными ангельскими ликами потолок. Но не спасли его ангелы, разбился Павел Решетников насмерть, а следом преставилась и мать. Словно высохла она от какой-то болезни, а от какой – никто толком и не знал.

Мальчишку взял на воспитание старший брат Василий, тоже работавший в артели богомазов – они ходили по деревням и расписывали церкви. Маленького Федю определили в подмастерья – он мыл кисти, растирал и разводил краски, мечтая самому научиться рисовать.

Затем в Российскую империю пришла мировая война, за ней революция и война гражданская. Церквей никто уже не строил, заработки упали, и брат просто выставил Федора из дома – дескать, хватит уже быть нахлебником, пора бы и самому зарабатывать на пропитание. И Федя отправился по городам и весям. Попрошайничал, воровал, работал маляром, плотником и шахтером.

В конце 20-х судьба привела его в Москву, где он каким-то чудом поступил учиться в ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.

В 1932 году Решетников принял участие в героическом рейде ледокола «Сибиряков». На корабле он выпускал «Ледовитый крокодил» – веселую стенную газету, которую любили все полярники. В условиях полярной ночи и вечного холода запас бодрости и хорошего настроения начинаешь ценить даже больше, чем плитку шоколада, а уж откуда в Федоре с его-то биографией оказалось столько неиссякаемого оптимизма, ведает один Господь.

Ф. Решетников. Ремонт «Сибирякова» во льдах. Уголь. 1932 год

Через два года Решетникова позвали в экспедицию на «Челюскине». Перед экспедицией стояла задача: до наступления зимы во что бы то ни стало войти в Берингов пролив. Но многолетние паковые льды настолько сжали ледокол, что корпус треснул и в трюмы хлынула вода. Два часа ледокол тонул, пока члены экспедиции высаживались на лед.

И уже на четвертый день после гибели «Челюскина» вышел первый номер стенной газеты «Не сдадимся!» с рисунками Решетникова. Решетников работал в поистине нечеловеческих условиях – или сгорбившись, сидя на корточках, или лежа на животе… Но лагерь Шмидта восторженно реагировал на каждый новый рисунок.

Ф. Решетников. О. Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу. Карандаш, акварель. 1932 год

Затем была война, и Решетников работал художником фронтовой газеты «Красный черноморец». Именно тогда он открыл для себя детскую тему. Просто однажды увидел, с какими радостными лицами суворовцы едут по домам – правда, только те, у кого остался дом и хоть кто-то из родных…

У него самого такого дома не было.

Никто не ждал и его возвращения.

Возможно, именно поэтому рисунок с маленьким суворовцем и получился таким теплым – всю свою тоску по дому и семье Федор Решетников выразил в этой картине.

В 1952 году Решетников нарисовал, пожалуй, свою самую известную картину «Опять двойка!». Целые поколения советских школьников писали по этой картине сочинения, обличая нерадивого ученика.

Но мало кто знает, что первоначальный замысел картины был совсем иным – тогда Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке. Художник пошел в ближайшую к дому московскую школу искать такого отличника. Учителя, конечно, пошли навстречу лауреату Сталинской премии и посадили художника на «камчатку» – на самую дальнюю парту.

Федор Решетников. Опять двойка

Но отличника Решетников тогда так и не нашел. Ребята при виде серьезного незнакомого дяди смущались и думали, что в школу прислали проверку из гороно. От волнения опозорился даже отличник, который, стоя у доски, не смог решить даже самой несложной задачки. Ему подсказывали, но мальчик ничего не слышал. Только стоял, опустив голову, и молча крутил мел в руках.

Вид несчастного ребенка поразил художника. Он отказался от прежнего замысла и нарисовал свою «двойку», где обычного мальчишку – живого и неглупого – отчитывали родные за плохую оценку. Просто мальчишка сильно увлекся новыми коньками, которые торчат у него из старенького портфеля – вот и получилось, что ничего не получилось…

Уже работая над новой картиной, Решетников вдруг вспомнил, как иные критики буквально по «косточкам» разбирали его картину с суворовцем. Больше всего ему запомнились дурацкие вопросы, а отчего это на стене комнаты висит картинка «Три богатыря» Васнецова?

Тогда Решетников так и не смог найти веселого и остроумного ответа, но сейчас ему в голову пришла идея, как еще больше запутать критиков.

И на стене комнаты в картине «Опять двойка!» он вновь нарисовал репродукцию – но на этот раз своей собственной картины «Прибыл на каникулы».

А вот репродукцию картины «Опять двойка!» он поместил в картину «Переэкзаменовка» 1954 года. На улице лето, но уже знакомый нам двоечник вынужден сидеть дома и заниматься, чтобы пересдать экзамен – в те годы экзамены сдавали все ученики после пятого класса.

Федор Решетников. Переэкзаменовка

И вновь критики недоумевали: что же значат эти кочующие репродукции?

А ведь задачка-то простая: сын русского иконописца Федор Решетников нарисовал свою троицу русских богатырей.

Профессионального военного Добрыню.

Хулигана Алешку, никак не желающего браться за разум.

Упорного Илью, сидящего дома за книгами, пока остальные ребята гоняют во дворе в футбол.

Богатырей, которым и предстояло сокрушить все идолища поганые.

Так оно и случилось.

Кто сейчас помнит про все эти бесчисленные портреты вождей, за которые власть так щедро осыпала золотом? А русские ребята – вот же они. Ну и что что двоечники, они себя еще покажут, дай срок.



Похожие статьи
 
Категории