Картины с монахами русских художников. Отошел ко Господу православный художник Павел Рыженко

09.06.2019

Православное искусство – огромный, богатый достижениями пласт культурного наследия человечества, уходящий своими корнями в культуру раннего христианства и в ветхозаветные времена, и ставший основой практически всего известного нам сегодня искусства Руси.

Как известно, самыми древними направлениями православного искусства, пришедшего на Русь в Х столетии вместе с христианством, являются живопись и музыка. Зародившись в качестве и иконописи, эти направления развивались много столетий, получив развитие в прекрасной светской музыке и изобразительном искусстве.

Среди русской православной живописи средних веков наиболее известна и оценена всемирно известная новгородская иконопись. Сохранившиеся до наших дней ее образцы хранятся в государственных музеях России и занесены в культурный фонд наследия ЮНЕСКО. Это известные всем ценителям прекрасного иконы Новгородского Спаса, Архистратига Михаила, Ангела Златые Власы, а также знаменитая икона благоверных князей Бориса и Глеба, на которой святые изображены в полный рост. Помимо новгородских икон, русская православная живопись славится и другими святыми образами: Владимирской иконой Божьей Матери, Троицей, которую предположительно относят перу Андрея Рублева, Спас Вседержитель, Спас Эммануил.

Православные художники Нестеров, Васнецов, Врубель

Однако православная живопись давно уже не замыкается лишь на искусстве иконописи. Как только культура вышла из-под влияния церкви, и запрет на изображение кого-либо, кроме ликов святых, был отменен, в России появилось и начало развиваться и процветать такое понятие, как светская живопись. Однако, и мирские художники любили изображать библейские сюжеты, как ветхозаветные, так и евангелистские. Одним из самых известных православных художников, без сомнения, можно назвать М. В. Нестерова, автора множества картин, написанных на религиозную тематику. Он иллюстрировал как монашескую жизнь, так и жизнь православной общины, а также писал сюжеты на тему житий святых.

Самой знаменитейшей его православной картиной, которую мы помним еще со школьной скамьи, является «Видение отроку Варфоломею», сюжет для которой художник позаимствовал из жизнеописания преподобного Сергия Радонежского. Не менее известны также православные художники М. А. Врубель и В. М. Васнецов. Не имея отношения к классической иконописи, и Васнецов, и Врубель, и Нестеров, помимо картин, знамениты также своими храмовыми росписями. Так, Нестеров принимал участие в росписи Соловецкого монастыря, Васнецов – Владимирского собора в Киеве, а имя Врубеля неразрывно связывают с росписями киевской Кирилловской церкви.

Современная православная живопись

Выставки православного искусства, проходящие время от времени в разных городах России, показывают, что и в наше время развитие православной живописи не стоит на месте. Среди молодых художников, отличившихся на выставках, можно отметить П. Чекмарева, Е. Зайцева, В. Соковнина, протоиерея М. Малеева.

Православные картины этих авторов показывают их живую заинтересованность церковной жизнью, духовными личностями, историческими событиями, которые происходили или происходят в церкви. В России и заграницей проходят также выставки современного, но уже достаточно известного православного художника А. Шилова, изображающего жизнь монастырей и их насельников. А. Шилов стал известен благодаря портретам монахов: ярких, выразительных, эмоциональных. Молодые и пожилые лица, изображенные на его картинах, трогательные, сентиментальные, с тщательно выписанными деталями, невольно

Библия - уникальная книга, взывающая к сердцам людей на всех языках мира. Говорит Евангелие и на языке искусства. Православные картины русских художников доказывают, что Библия говорит с нами не только Словом, но и визуальными образами.

Православные картины

Православные картины и православная живопись на протяжении многих веков находили в Библии источник вдохновения. Сюжеты из Священного Писания, события Ветхого и Нового Завета оживали на холстах. Мы решили познакомить читателей с духовным наследием великих художников, воплотивших сюжеты великой Книги. Православные картины писали во всем времена маслом и углем, на холстах и на стенах уединенных келий.

Наша современница Елена Черкасова – художник. Ее православные картины по сюжетам их Библии уже занимают свое место в мировой истории живописи.

К православным картинам художницу привел духовный кризис, как пишут искусствоведы. После прихода к вере Елена Черкасова планировала заняться иконописью. Но в итоге пришла к своему языку разговора с людьми, которые приходят к вере через искусство. Ее “наивные” и вместе с тем глубокие картины стали примером глубокого самоотречения и объективности.

Брак в Кане

Это живопись – проповедь, передающая события в форме рассказа о библейских героях и их действиях.

Живопись Елены Черкасовой нельзя назвать классической, Елене удалось создать новую классику. В ней нет попытки скопировать традиционную иконописную школу, но это и дает православным картинам современных художников возможность создавать новое, используя свои духовный опыт и воображение.

16 июля, в канун дня памяти святых Царственных Мучеников, отошёл ко Господу народный художник России, прихожанин храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря Павел Рыженко.

О себе сам Павел писал:

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету - Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом.» (павел-рыженко.рф)

Его картины любили люди верующие и светские. Самого Павла все вспоминают как человека великой силы Духа и веры.

18 октября – день памяти выдающегося русского православного художника Михаила Нестерова. Михаила Нестерова не стало в 1942-ом году. К вере художник пришел после утраты любимой жены. Он был одним из учредителей “Союза русских художников”, сохранял в своих картинах лучшие традиции Русской Церкви и православной живописи.

Православные картины этих художников позволяют нам приоткрыть еще немного тайну Библии.

, … Сегодня - живопись.

Отношения веры и искусства не всегда просты, как с одной так и с другой стороны. Однако нигде так не виден «союз» искусства и христианства, как в искусстве изобразительном. Например, икона - не только наихристианейшая вещь, но и новация в искусстве со своей знаменитой «обратной перспективой». А открытие собственно перспективы - достояние классической европейской живописи, которая, в свою очередь, навсегда будет свидетельствовать, что Европа - культура христианская. Место же неклассического, современного искусства требует отдельного рассмотрения. Обо всех этих трёх - иконописи, классической живописи и современном искусстве - расскажут книги, лекции и фильмы, которые мы представим ниже. Пока же хочется сказать главное.

«Что такое церковность? Это - новая жизнь, жизнь в Духе. Каков же критерий правильности этой жизни? - Красота. Да, есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть в то же время единственный верный путь к определению, что православно и что нет», - писал Флоренский. Лучшее «доказательства бытия Божьего», по Флоренскому, таково: «если есть «Троица» Рублева, значит есть Бог». Красота как Имя Божье - осевая мысль Православия. И искусство - человеческий ответ на эту Красоту.

А как иначе, если Бог, «Которого никто никогда не видел», стал человеком, частью этого мира? Следовательно Его можно изображать (догмат иконопочитания) - и всякое изображение, тем самым, «оправдано».

Брейгель, Рубенс «Зрение»

Флоренский - великий мыслитель, в частности, именно он - открыватель «обратной перспективы». Икона такова не от неумения рисовать, а совершенно осозанно; в иконе проявляет себя совершенно особая техника и особая мысль. Об этом - работа «Обратная перспектива» . Другая, «Иконостас» , носит более общий характер: сновидческая логика, окно в иной мир, опыт горнего. Сборник работ Флоренского«История и философия искусства» собрал несколько его специальных работ по нашему вопросу.

Параллельно с Флоренским трудился Трубецкой, тоже внесший существенный вклад в понимание феномена иконы:«Три очерка о русской иконе» - икона как философия.

Русский вклад в эстетику поможет увидеть антология«Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв.» .

«Читаем икону» - цикл бесед о иконографических сюжетах.

Лекции отца Александра Салтыкова , искусствоведа, декана факультета церковных искусств ПСТГУ: от чинопоследования освящения икон до научного изучения церковного искусства.

37 радиопередач «Иконоведения» : от самых общих тем («икона и красота») до разбора конкретных иконографических сюжетов.

«Икона. Человеческое лицо Бога» - Семисерийный фильм об иконе, великолепно снятый и богословски и искусствоведчески полный.

«Свидетельство красотой» - фильм, где великий христианский интеллектуал Сергей Аверинцев рассказывает про иконопись.

«Рублев» - классическая книга из серии «ЖЗЛ» о преподобном художнике.

«Библейский текст и европейская живопись» - лекции, где сначала подробнейшим образом разбирается определённый библейский отрывок, а затем то, как он отразился в европейском искусстве.

«Евангелие в произведениях лучших мастеров иконописи и живописи» - каждый фильм цикла представляет собой чтение одного из Евангелий, сопровождаемое церковной музыкой и иллюстрированное великими произведениями живописи и иконописи.

И, конечно, «Библейский сюжет» , где вы найдете множество выпусков про живопись.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему "Христос и грешница".

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием "Из жизни Христа", которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

Александр Иванов

"Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого", - писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов - автор картины "Явление Христа народу", которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям "Храма человечества", но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием "библейские эскизы". Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

Николай Ге

Картина Ге "Тайная вечеря" потрясла Россию, как когда-то "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" сообщила: "Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки", а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В "Тайной вечере" Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек "без лица".

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы "живыми" портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. "Я почти ничего не писал там - некогда, хотелось больше видеть... Написал образ русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…" Позже он говорил: "всюду живая Библия", "так грандиозно я почувствовал Бога живого", "Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия".

Иван Крамской

Свое полотно "Воскрешение дочери Иаира" Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

Марк Шагал

Автор знаменитого "Библейское послание" Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.



Похожие статьи
 
Категории