Катакомбы рима. Римские катакомбы – загадки подземных гробниц

22.09.2019

Первые Римские катакомбы катакомбы образовались из единичных захоронений на семейных кладбищах и в склепах богатых римлян, откуда первохристиане стали делать шахты, прорубать коридоры и обустраивать погребальные ниши.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ РАН НИХ ХРИСТИАН

В течение трех веков с невероятным терпением первохристиане языческого Рима выдалбливали в каменном основании столицы империи сотни тысяч ниш для погребения своих мертвых.

Римские катакомбы — места погребений, в основном в период раннего христианства — находятся вдоль римских дорог, в местах традиционно отведенных под некрополи: дело в том, что закон запрещал хоронить внутри городских стен, поэтому римские дороги за сотни лет приняли характер кладбищ — сначала языческих с мавзолеями и колумбариями, а в первые века нашей эры — христианских, в виде катакомб. Наиболее крупное скопление этих подземных кладбищ лежит в низине вдоль Аппиевой дороги между церковью Св. Себастьяна (нередко именуемой «храм Себастьяна-на-катакомбах») и цирком Максенция. Начиная с IV в. христианское кладбище около этого места называлось «Кладбищем в катакомбах» (Coemeterium ad Catacumbas).

Первые римские катакомбы известны с дохристианских времен, как, например, иудейские катакомбы на Аппиевой дороге. Ведутся споры относительно происхождения катакомб. Одни утверждают, что это — остатки древних каменоломен, где добывали горшечную глину-пуццолан. Другие настаивают, что римские катакомбы изначально создавались как христианский некрополь. В доказательство приводится ширина коридоров: они настолько узки, что непригодны для добычи чего-либо.

Самые ранние гробницы появились в катакомбах Домитиллы и Присциллы.

Катакомбы Домитиллы — самые большие в Риме. Первые — еще языческие — захоронения относятся к I в., во II в. территория этих катакомб расширилась и стала исключительно христианским захоронением. В III—IV вв. катакомбы Домитиллы разрослись до 4 этажей по 5 м в высоту каждый.

Трехуровневые захоронения в катакомбах Присциллы относятся к II—V вв. Эти катакомбы прославились тем, что здесь оказались погребенными семь пап и среди них — Святой Сильвестр I, которому, по легенде, император Константин передал власть над западной половиной Римской империи.

Домитилла и Присцилла — мученицы эпохи раннего христианства. После того как в народе утвердились эти названия катакомб, сложилась традиция, и прочие катакомбы стали называть именами святых мучеников.

Давно опровергнуто распространенное мнение, что римские катакомбы были укрытием для ранних христиан, преследуемых язычниками. Это было бы невозможно: все входы и выходы из катакомб, а также их внутреннее устройство были хорошо известны римским властям. Более того, и сегодня видно, что входы в катакомбы ведут к широким лестницам, а оттуда — прямо в лабиринт.

IV в. стал веком максимального разрастания катакомб и... их упадка.

После того как император Константин Великий (272-337 гг.) провозгласил христианство господствующей религией Рима, прекратились и гонения на христиан. Катакомбы утратили свое значение, а для погребения стали использовать обычные кладбища. Но, утратив свое первоначальное предназначение, катакомбы превратились в место паломничества: ведь здесь покоился прах множества мучеников. Паломники оставили после себя немало изображений и надписей, в настоящее время обладающих огромной культурной и исторической ценностью.

Когда на Рим напали готы Алариха в 410 г., а затем вандалы в 455 г., они грабили и катакомбы тоже. После готов расхищением катакомб занялись и обычные горожане. Чтобы прекратить разграбление, в VIII—IX вв. большинство останков мучеников и святых было перенесено из катакомб к церквям в границах города.

В дальнейшем интерес к катакомбам проявляли лишь исследователи-одиночки. Лишь в XIX в. началось планомерное изучение катакомб, чему способствовало учреждение в 1925 г. папой Пием XI Института христианской археологии при понтифике. С 1929 г. исследованиями катакомб занимается Папская Комиссия по священной археологии.

ОТ ЛОКУЛУСА ДО АРКОСОЛ ИУМА

Эти латинские слова обозначают различные типы погребений в катакомбах, сделанные в зависимости от материального состояния и общественного положения усопшего при жизни.

Сегодня в окрестностях Рима обнаружено около 50 катакомб. Чаще всего открытие катакомб происходило случайно, когда люди или пасущийся скот проваливались в подземные пустоты. Иногда это открытие становилось результатом целенаправленных поисков, основанных на изучении «итинерариев» — описаний путешествий первых паломников, посещавших захоронения мучеников в период с IV по XIII в., когда этот жанр латинской христианской литературы утратил популярность.

Все катакомбы вырублены в пористом вулканическом туфе, характерном для окрестностей Рима.

Катакомбы есть небольшие по размеру, такие, как те, что были найдены в 1956 г. на Виа Латина — одной из древнейших римских дорог. Самые большие — катакомбы Домитиллы и Святого Каллиста — запутанный лабиринт коридоров протяженностью около 20 км на четырех уровнях, где сосредоточено до 170 тыс. погребений.

Про общую протяженность римских катакомб можно говорить только приблизительно: более-менее исследовано и пройдено до 150 км, предположительно же длина галерей около тысячи километров.

Коридоры и галереи иногда сужаются настолько, что по ним едва можно пробраться. Потолок коридоров всегда плоский, иногда с небольшим сводом.

Историки считают, что в римских катакомбах несколько миллионов захоронений, пока же найдено до 800 тыс. в отдельных погребальных камерах.

В ранней древности погребальные сооружения были в виде примитивной loculus — прямоугольной ниши в длину человеческого тела, проделанной перпендикулярно стене коридора или склепа и заложенной глиняной или мраморной плитой, на которой вырезали или наносили краской имя покойного и благочестивую эпитафию: «Покойся с миром», «Да пребудет с тобой Господь». Иногда нишу запечатывали оттиском монеты на свежем растворе. Ниши, располагавшиеся в 3 -7 ярусов, образовывали разветвленную систему галерей. Еще более простой способ погребения — forma — углубление в полу коридора.

Людей богатых хоронили в sepulcrum a mensa, или «столовой гробнице», — вырубленной в стене прямоугольной нише с углублением в полу, а также в arcosolium — гробнице с входом в виде арки. Если семья покойного могла себе это позволить, покойного хоронили в дорогом мраморном solium (саркофаге) и отдельном склепе-крипте.

Когда христианская община разрослась, к таким захоронениям стали собираться многочисленные верующие, некоторые крипты пришлось расширить, поднять свод и соединить несколько в одну, образовав капеллы для богослужений.

Все эти галереи и коридоры расположены в нескольких уровнях (этажах), соединяющихся каменными ступенями.

Захоронения в катакомбах не только христианские, но также иудейские и синкретические, которые трудно отнести к конкретной религии. В этом нашел свое отражение непростой процесс формирования монотеистического мировоззрения.

Обычные сюжеты фресок катакомбных залов-молелен — сюжеты историй из Ветхого и Нового Завета: Даниил во рву со львами, Дева Мария на троне, волхвы, Христос и апостолы. И повсюду — раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь и голубь. Попадаются и светские темы, немыслимые в более поздних «надземных» храмах: например,сцены на рынке.

Все рисунки — памятники позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

ДОСТОПРИМЕЧА-ТЕЛЬНОСТИ

Катакомбы (наиболее известные):

■ Иудейские (под Вилла-Торлония и Винья-Ранданини, 50 г. до н. э.),

■ Синкретические (I в. до н. э.).

■ Христианские (Святого Себастьяна, Домитиллы, Присциллы, Святой Агнессы, Святого Каллиста, на Виа Латина, I—IV вв.).

Исторические:

■ Предместья у Стены Аврелиана.

■ Аппиева дорога (312 г. до н. э.).

■ Дорога Виа Латина (V-IV вв. до н. э.).

■ Цирк Максенция (309 г.).

Культовые:

■ Церковь Сан-Себастьяна-фуори-ле-Мура (Св. Себастьяна, 340 г.),

■ Базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV в.).

■ Базилика Сан-Аньезе-фуори-ле-Мура (342 г.).

■ Слово «катакомбы» в переводе с латинского языка буквально означает «подземное помещение», причем являющиеся не творением природы, а делом рук человека. Лишь со временем так стали называть любые лабиринты как естественного происхождения, так и прорубленные человеком в подземном каменном массиве, в том числе и для добычи полезных ископаемых. Изначальное же значение этого слова — подземелье, назначенное для погребения усопших, собраний ранних христиан для тайного совершения богослужения и спасения от преследований со стороны языческой власти Рима.
■ Кроме Рима крупные катакомбы — христианские некрополи — сооружены в итальянских городах Неаполь и Сиракуза, а также в Александрии (), Пече (), на острове и в Киево-Печерской лавре (Киев, ).
■ В строительном отношении катакомбы создавались так же, как рудники, с рассчитанной высотой штреков, устройством вертикальных опор и даже системой вентиляции и световыми шахтами-луминариумами. Катакомбы прорубали фоссоры (землекопы), объединенные в подобие нынешнего профсоюза. Труд фоссоров был очень тяжел, при этом они занимали самую низшую ступень в иерархической структуре ранней христианской общины. На некоторых фресках в катакомбах сохранились изображения фоссоров в строительной одежде и с рабочим инструментом в руках.
■ Парижские катакомбы, хотя и называются таковыми, на самом деле являются старыми каменоломнями. Специально для погребальных целей их не сооружали, а собранные в них миллионы костей — из упраздненных городских кладбищ и могил, окружавших разрушенные в разное время церкви.
■ Поначалу подземные захоронения христиан в Риме именовались на римский манер — цеметерии, гипогеи или ареи. Название «катакомбы» появилось впервые в IV в. по отношению к цеметерии Св. Себастиана, а закрепилось за ними лишь в IX в.
■ Катакомбные захоронения христиан почти во всех деталях походили на еврейские погребения, и современники не видели между ними никакой разницы.
■ Отдельные сцены из романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо» происходят в катакомбах Святого Себастиана, где Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера. Писатель был недалек от истины: в XIX в. по римским катакомбам мог разгуливать кто угодно.
■ В соответствии с параграфом Латеранских соглашений (договоров об отношениях между Италией и Ватиканом от 1929 г.) катакомбы под Ватиканом стали частью территории Папского государства.
■ Из 47 римских катакомб только пять открыты для посещений. Таким образом, власти страны пытаются защитить хрупкое историческое наследие и проявить уважение к покойным.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Рим, .
Первые захоронения: I в.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.

ЦИФРЫ

Количество катакомб: 47.
Протяженность галерей: 100-150 км (предположи-тельно — свыше 1000 км).
Захоронения: 600-800 тыс.

КЛИМАТ

Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января: +8°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 660 мм.

В Риме находится свыше 60 катакомб. Это система подземных ходов, часто напоминающих лабирины. Настенные фрески в катакомбах оптимистичны и наполнена верой в воскрешение. Здесь царит покой и умиротворение.

Катакомбы св. Агнессы

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы св. Себастьяна

Вилла Торлония

Катакомбы на Via Latina

Гипогей Вибии

Катакомбы Аd Decimum

Христианские катакомбы

Самые древние христианские катакомбы относятся примерно к 107 году н.э. Первые римские христиане подвергались гонениям. Для совершения обрядов и захоронения покойных по религиозным канонам верующие использовали заброшенные туфовые каменоломни.

В подземельях христиане чувствовали себя в безопасности. Они устраивали молельни и погребальные камеры, рыли новые лабиринты, расширяли существующие коридоры, делали ниши в их стенах. Ширина подземных ходов составляла около 1–1,5 м; высота достигала 2,5 м. Ниши-гробницы устраивали по обеим сторонам коридоров, в несколько ярусов. В каждое углубление помещали одно или несколько тел, потом усыпальницы замуровывали кирпичом, каменными плитами. Из подземелий на улицы Рима открывались выходы и вентиляционные шахты.

С 312 года по воле императора Константина христианство было объявлено легальной религией, гонения на верующих прекратились. Катакомбы стали официальными и почитаемыми захоронениями. К V веку хоронить под землёй перестали, и даже многие останки были перенесены в церкви Рима, римские лабиринты пришли в запустение и были надолго забыты.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы святого Каллиста

На подземной площади «Маленький Ватикан» упокоились 9 римских пап, руководивших церковью в III веке (всего в Сан-Каллисто захоронено 16 понтификов и более 50 святых мучеников). Самое посещаемое место в катакомбах – склеп Santa Cecilia – усыпальница святой мученицы Цецилии с хорошо сохранившимися рельефами, фресками и мозаиками.

Общая длина подземных коридоров Сан-Каллисто, доступных на сегодняшний день, составляет около 20 километров. Археологические исследования ведутся с середины XIX века, открыты пока далеко не все захоронения.

Как доехать

Вход в катакомбы San Callisto расположен по адресу: Via Appia Antica, 110/126.

От вокзала Termini надо ехать:

  • на метро А (направление Anagnina) или на автобусе 714 (направление Palazzo Sport) до площади Piazza di S. Giovanni in Laterano. Затем на автобусе 218 — до остановки Fosse Ardeatine;
  • на метро B (направление Laurentina) до остановки Circo Massimo.
    От остановки Circo Massimo или от остановки Terme Caracalla/Porta Capena на автобусе 118 (направление Villa Dei Quintili) — до остановки Catacombe di San Callisto.
Время работы

ЧТ-ВТ 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.

Омплекс катакомб святого Каллиста формировался в течение II-IV века на базе нескольких ранее существовавших зон захоронений, постепенно расширявшихся и слившихся в единую сеть к концу IV столетия. В числе первичных базовых кладбищ можно упомянуть собственно катакомбы Каллиста, а также крипту Луцины , кладбища святого Марка , Марцеллина , Дамасия и Бальбины . Первоначально территория будущих катакомб находилась в частных руках, затем владельцы земель, став христианами, передали свои владения церкви.

Решение обустроить здесь кладбище для всех членов христианской общины Рима принадлежит римскому епископу Зефирину. Организация и управление комплексом захоронений были поручены диакону Каллисту. В обязанности Каллиста было вменено достойное погребение каждого умершего христианина, при этом похороны бедных осуществлялись за счёт церкви. Каллист, ставший после кончины Зефирина его преемником, значительно расширил и благоустроил катакомбы в течение своего понтификата, так что в церковном сознании этот погребальный комплекс тесно связан с именем Каллиста.

Наиболее древними частями катакомб Каллиста являются крипта Луцины и секции, включающие крипту Пап, крипту святой Цецилии, кубикулы Святых Таин. В конце III века к ним были присоединены секции святого Гая и святого Евсевия, а во второй половине IV века - святого Ливерия.

Катакомбы с самого своего возникновения играли в жизни церковной общины двойную роль. С одной стороны, это было кладбище, на котором должным образом мог быть погребён каждый христианин, с другой, катакомбы становятся местом паломничества к гробницам почитаемых мучеников. В соответствии с традицией, в дни памяти мучеников (преимущественно в дни их мученической смерти - рождения в вечную жизнь) на их гробницах совершалась литургия, и читались мученические акты - повествования об их героическом свидетельстве о Христе. К гробницам мучеников приходили и в другие дни, об этих частных паломничествах свидетельствуют многочисленные граффити - молитвенные обращения к святым на стенах катакомб. В IV веке подземное кладбище были украшены папой Дамасием, им же написаны многочисленные стихотворные эпитафии, помещённые в важнейших местах катакомб.

Святой Антер (235-236) - преемник предыдущего, 43 дня своего короткого понтификата проведший в темнице.

Святой Фабиан (236-250) - после долгого понтификата, пришедшегося на период религиозной терпимости, был обезглавлен во время гонений Деция. Часть мощей находится в церкви Сан-Мартино-аи-Монти, другая - в .

Святой Луций I (253-254) - был сослан в Чивитавеккью, где и умер. Мощи находятся в церкви .

Святой Сикст II (257-258) - был казнён во время гонений Валериана. Его мученическая кончина напрямую связана с катакомбами: здесь он был арестован во время Богослужения и после короткого суда казнён с четырьмя диаконами 6 августа 258 года. Ещё один его диакон святой Лаврентий является одним из самых известных римских мучеников. Мощи святого Сикста почивают в церкви Сан-Систо-Веккио (напротив )

Святой Евтихий (275-283) - последний из девяти пап, погребённых в этой крипте.

Помимо этих пап в крипте были погребены святые Стефан I (254-257), Дионисий (259-268) (мощи обоих почивают в ) и Феликс I (269-274).

На правой стене крипты сохранились два отрывка из поэмы папы Дамасия, посвящённой мученичеству Сикста II. От имени Сикста II автор говорит: «В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству

Крипта святой Цецилии

Рипта представляет собой обширное помещение, в нише левой стены которого находился саркофаг святой Цецилии. Гробница оставалась нетронутой вплоть до понтификата Пасхалия I, пожелавшего перенести мощи святой в Рим. Долгие поиски в заброшенных к тому времени катакомбах не давали результата. По легенде, утомлённый Пасхалий вопросил явившуюся ему во сне Цецилию о месте нахождения её мощей. В ответ Цецилия указала это место, сказав, что папу отделяла от гробницы всего одна стена. После этого видения Пасхалий I обрёл мощи святой и перенёс их в римскую церковь . При перестройке церкви в 1599 году саркофаг был вскрыт, и присутствующие убедились в совершенной нетленности тела святой. Стефано Мадерно, свидетель последнего события, создал статую святой Цецилии, изобразив её тело таким, каким он его видел при вскрытии саркофага. В крипте помещена копия этой скульптуры (оригинал находится в Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Голова святой, укутанная материей, отсечена от тела, три пальца правой руки сложены щепотью, пальцы левой руки, за исключением одного, сжаты в кулак. Традиционно считается, что таким сложением пальцев святая продемонстрировала палачам свою веру в Единого Бога и Святую Троицу.

В крипте сохранилось несколько фресок, датируемых не позднее рубежа VIII-IX веков. Среди них - Христос Пантократор, святая Цецилия «Оранта», святой папа-мученик Урбан I. На сводах крипты помещено изображение креста между двух агнцев и трёх римских мучеников Поликама , Себастиана и Квирина . В крипте сохранились также несколько надгробных греческих надписей, в том числе сенатора Септимия Фронтона (конец III века).

Кубикулы Таинств

Убикулы святых Таин представляют собой пять последовательно расположенных кубикул, предназначавшихся для погребения членов одной семьи. Стены кубикул украшены хорошо сохранившимися фресками начала III века, символически изображающими таинства крещения и евхаристии, а также будущее общее воскресение.

Таинство крещения символически представлено на фресках, изображающих Моисея, своим жезлом рассекающего скалу, крещение Христа в е, рыбака, самаритянку у колодца и расслабленного при купальне Вифезда. Здесь же находится древнейшее из ныне известных изображение собственно крещения: пресвитер в тунике и паллиуме возлагает руку на голову крещаемого, стоящего в потоке воды.

В нескольких кубикулах таинство евхаристии символически представлено в изображении чудесного умножения хлебов. Сюжет всех фресок одинаков: семеро сидят вокруг стола, на котором находится два-три блюда с хлебами, ещё несколько корзин с хлебами помещены рядом со столом. Помимо собственно евангельского сюжета, эти фрески примечательны тем, что на них запечатлена евхаристическая практика первых христиан.

Во всех кубикулах присутствует изображение Ионы, спасённого из чрева большой рыбы. Трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прямо знаменует трёхдневное воскресение Христово, а также общее воскресение. Кроме того, Иона своей проповедью склонил к покаянию грешных , что напоминало христианам, погребённым здесь и приходящим сюда, об их языческом прошлом и о спасении через покаяние и веру во Христа.

Фрески кубикул сохранили представления христиан первых веков о христианской жизни. Для всех них она началась в крещении, продолжалась в непрерывном евхаристическом общении и вела в вечную жизнь во Христе.

За кубикулами начинается Лестница мучеников, вырубленная в конце II столетия, то есть ещё до решения папы Зефирина обустроить в катакомбах общинное кладбище. Лестница получила своё название оттого, что по ней, как принято считать, спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

Секция святого Мильтиада

Екция святого Мильтиада, примыкающая к кубикулам Таинств, была создана во второй половине II века. С её помощью секция, содержащая крипты пап и святой Цецилии, соединяется с криптой Луцины, в которой был погребён ещё один папа-мученик Корнилий. Поскольку этим маршрутом регулярно пользовались паломники, основной коридор этой секции достаточно широк, а в высоту достигает местами 7 метров.

На левой стене коридора сохранились многочисленные изображения, любимые древними христианами, в том числе: голубь (символ Святого Духа), монограммы с именем Христа, рыба (ихтис - аббревиатура греческих слов: «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель»), (символ веры), пьющая из чаши птичка (душа, обретающая утешение в Боге). Здесь же находится усвоенное и переосмысленное христианами изображение феникса в сиянии лучей, символизирующее преходящую, временную смерть по плоти и вечную жизнь во Христе. Над одним из аркосолиев сохранилось изображение похороненной здесь девочки Ирины в позе Оранта и парящего над ней голубя.

Из многочисленных крипт и кубикул этой секции выделяются следующие:

- крипта святого Мильтиада , в которой был погребён Мильтиад, последний из пап, похороненных в катакомбах святого Каллиста,

- крипта Четырёх времён года - фрески символически представляют четыре времени года и символизируют, тем самым, непрекращающуюся вечную жизнь,

- кубикула Аквилины - здесь сохранилась надгробная надпись «Aquilina dormit in pace», то есть «Аквилина почиет в мире»,

- крипта Океана - фреска изображает персонифицированный океан, напоминающий христианам о всеобъемлющей жизни вечной,

- крипта саркофагов с двумя хорошо сохранившимися саркофагами.

Здесь же находится кубикула Софронии , названная так благодаря двум граффити, содержащим это имя и сохранившимся здесь. Ещё две надписи с именем Софронии существуют в коридоре, примыкающем к крипте пап. Все четыре надписи образуют выразительный ряд: «Да почиет Софрония со святыми », «Софрония в Господе », «Дорогая Софрония, ты будешь жить вечно в Боге », «Да, Софрония, ты будешь жить вечно ».

Секции, закрытые для посетителей

Ольшая часть катакомб святого Каллиста ещё закрыта для посетителей. Тем не менее, в закрытых секциях находится ряд важных помещений.

Секции святого Гая и святого Евсевия

Рипта святого Гая выделяется своими исключительными для катакомб размерами. В ней одновременно может находиться до 60 человек. Предполагается, что крипта изначально сооружалась для совершения в ней общественных Богослужений. Стены крипты покрыты белой штукатуркой.

В центре крипты находится большая гробница папы Гая, на которой сохранились фрагменты греческой надписи «Погребение Гая, епископа, 22 апреля» (296 года). В стенах крипты находятся погребальные ниши - аркосолии , в полу - формы . В числе граффити, сохранившихся на стенах, есть упоминание о посещении крипты тремя африканскими епископами, желавшими поклониться мощам своего соотечественника - святого Оптата. Возможно, последний был также погребён в этой крипте.

Прямоугольная крипта святого Евсевия расположена напротив крипты святого Гая. Она меньше последней, но роскошнее украшена - пол и стены облицованы мраморными плитами. В крипте находятся три гробницы- аркосолия . В одной из них было помещено тело папы Евсевия, умершего на Сицилии. Арка, накрывающая гробницу папы, была украшена мозаикой, а на закрывающей гробницу плите вырезана эпитафия папы Дамасия, прославляющая его предшественника. В центре крипты помещена ещё одна мраморная плита с той же эпитафией Евсевию, а на обратной стороне сохранилась ранее вырезанная похвала императору Каракалле. Вероятно, плита была перенесена сюда по повелению Дамасия из одного из языческих храмов Рима.

Эпитафия Дамасия прославляет Евсевия за его милость к lapsi , то есть падшим - христианам, отрекшимся от веры во время гонений. Когда преследования закончились, падшие просили Церковь вновь принять их в общение. Некоторые из ревнителей веры во главе с пресвитером Гераклием воспротивились прощению отступников. Евсевий, указывая на Христа, всегда прощающего кающихся, учил о необходимости прощения падших и принятия их в церковное общение после принесения ими должного покаяния. Внутрицерковная дискуссия перешла в конфликт, и император Максенций, не разбирая правых и виноватых, выслал руководителей той и другой партии из Рима. Папа Евсевий был сослан на Сицилию и там умер от голода. Вскоре тело Евсевия было перенесено его преемником Мильтиадом из катакомб Сан-Джованни в римские катакомбы святого Каллиста. Эпитафия Дамасия гласит: «Гераклий не позволял падшим принести покаяние в их грехах. Но Евсевий учил этих несчастных оплакивать свою вину. Из разгоревшегося гнева народа, разделённого на две партии, произошли бунты, убийства, война, разногласия, столкновения, и тогда тиран выслал их (то есть Евсевия и Гераклия) обоих. Первосвященник, желавший мира и согласия, спокойно претерпел изгнание, ожидая Божественного суда, покинул этот мир и земные жизнь на сицилийских берегах ».

Вслед за криптой святого Евсевия галерея приводит к крипте мучеников Калоцера (Lat. Calocerrus) и Парфения , погибших в 304 году во время гонений Диоклетиана. Граффити на стене указывает на имена лежащих здесь: «PARTEN(i) MARTIRI» и "CALO(c)ERI MARTIRI. Паломники молились в специальной комнате, примыкающей к крипте мучеников.

Кубикула пяти святых названа по хорошо сохранившейся фреске, представляющей пятерых человек в позе «Оранта». Святые изображены в ском саду, окружённые птицами, цветущими и плодоносящими деревьями. Все пятеро поименованы: «Dionisia in pace, Nemesius in pace, Procopius in pace, Eliodora in pace, Zoe in pace» . Исследователи относят фреску к началу IV века.

Двойная кубикула диакона Севера относится к понтификату Марцеллина (296-304). Надпись на мраморной плите, закрывавшей аркосолий, гласит: «Диакон Север, с позволения папы Марцеллина (лат. PP Marcellinus), устроил двойную кубикулу с аркосолием и световой шахтой, в качестве спокойного и мирного места отдохновения для себя и своих домашних,..почивающих и ожидающих Бога, своего Создателя и Судию… » Воздавая хвалу своей юной дочери Севере, диакон продолжает: «Её земное тело погребено здесь в ожидании дня, когда Он восставит её. И Господь, призвавший её целомудренную, чистую и неповреждённую душу.., возвратит её, украшенную вечной славою. Она жила девять лет, одиннадцать месяцев и пятнадцать дней

Эта надпись подтверждает уверенность древних христиан в будущем воскресении. Историческая же ценность этой надписи состоит в том, что в ней впервые упоминает титул римских епископов - папа (в сокращении PP, нередко используемом и нынешними понтификами).

Кубикула овец украшена фресками середины IV столетия. В центре аркосолия изображён окружённый овцами Добрый Пастырь, несущий на своих плечах агнца. По обе стороны от Пастыря двое мужчин идут к источникам, текущим из скалы, изображая, тем самым, христиан, пьющих воду жизни в райских обителях. На левой стене Иисус благословляет хлебы и рыбок, предлагаемых Ему двумя апостолами. На правой стене Моисей изображён благоговейно разувающимся. Рядом с Моисеем находится фреска с неожиданным сюжетом: апостол Пётр высекает воду из скалы, а из образовавшегося источника утоляет жажду римский легионер. Черты Петра и Моисея сознательно сделаны схожими: подобно Моисею, утолившему жажду древних евреев, Пётр напоил истинной верой уверовавших язычников.

Западная секция

Ападная секция возникла в начале IV века и заполнена захоронениями эпохи, когда гонения на христиан закончились. В связи с этим, эта часть катакомб не использовалась для Богослужений. Среди многочисленных кубикул выделяется одна - куполообразным сводом, вместившая 50 захоронений.

В одном из аркосолиев найден цикл сильно повреждённых фресок, посвящённых Богородице. Наилучшим образом сохранилась фреска с Поклонением волхвов.

Секция Ливерия

Екция Ливерия - северная часть катакомб святого Каллиста, созданная во второй половине IV века. Три надгробные надписи, обнаруженные здесь де Росси, связывают эту часть катакомб с папой Ливерием Исповедником (352-366). Главной особенностью этой секции является значительное количество просторных кубикул, украшенных колоннами или пилястрами. Среди немногих сохранившихся фресок находятся Христос Пантократор, и Ева с искушающим их змием, Сусанна и старцы.

Большинство из найденных в катакомбах святого Каллиста 2 378 надгробных надписей приходятся именно на секцию Ливерия. В этой секции находятся указания не только имени, но и профессии и статуса погребённого, как-то: Дионисий, врач и пресвитер, Аврелий Аврелиан, центурион V когорты, Горгоний, учитель, Валерий Пард, садовник, Путеолан, скульптор, Редемпт, диакон, Анний Иннокентий, апостольский нунций и т. д.

Крипта Луцины

"Крипта Луцины, возникшая во второй половине II века, представляет собой одно из самых ранних, изначально не связанных с катакомбами святого Каллиста, подземных кладбищ. Археологи дали ей такое название, связав с записью в Liber Pontificalis о папе Корнелии: « Блаженная Луцина…взяла ночью тело святого Корнелия, дабы похоронить его в крипте, выкопанной в принадлежащем ей имении, недалеко от катакомб Каллиста на Аппиевой дороге, 14 сентября». Корнелий был сослан в Чивитавеккию, где и умер в заключении в июне 255 года.

Крипта состоит из двух гипогеев, образованных из нескольких связанных галереями кубикул, и имеет две выводящих наверх лестницы. Только в конце IV века крипта Луцины была соединена подземным туннелем с катакомбами святого Каллиста для того, чтобы паломники могли посещать гробницу папы Корнелия.

Тело папы было погребено в одном из гипогеев. Нишу с его телом закрывала сохранившаяся мраморная плита с надписью CORNELIUS MARTYR EP(iscopus). Слева от гробницы находится фреска с изображениями папы Сикста II и мученика Оптата, над гробницей - самого Корнелия и его современника мученика Киприана Карфагенского. Все четверо изображены в епископских одеяниях, с Евангелием в руках, и мученическим венцом над головой.

В соседних помещениях находятся фрески, представляющие Крещение Господне, Даниила во львином рву, сюжеты из книги Ионы, Доброго Пастыря, а также символическое изображение Евхаристии - рыбы, корзины с хлебами и чаша с красным вином.

Многоликий Рим, насчитывающий несколько тысячелетий, является самым загадочным городом Италии, в котором оживают страницы исторического романа. Веками создававшаяся столица, где гармонично соединились прошлое, настоящее и будущее, удивляет гигантским количеством уникальных объектов, сделавших ее настоящим музеем под открытым небом. Историческое и культурное наследие Вечного города доступно для туристов, совершающих увлекательное путешествие в далекие времена и знакомящихся с жемчужиной Италии, сохранившей христианские святыни.

Catacombe di Roma

Не только православных паломников, но и всех отдыхающих, жаждущих открыть для себя что-то новое и неизведанное, дороги приведут в подземные катакомбы Рима, представляющие собой разветвленную сеть лабиринтов из туфа, в стенах которых выбиты ниши для захоронений. Многоуровневые галереи, опоясывающие пространство под столицей страны, возникли еще в дохристианскую эпоху. Известны языческие, сарацинские и иудейские катакомбы, а всего ученые обнаружили более 60 подземных лабиринтов и примерно 750 тысяч склепов.

Большая их часть появилась в раннехристианскую эпоху, а самые первые галереи были созданы в 107 году нашей эры. и его ученики нашли верных последователей среди людей самых разных социальных слоев. Первые христиане Рима часто подвергались гонениям, поскольку император требовал, чтобы только его признавали богом, а приверженцы новой религии почитали одного-единственного Христа.

Катакомбы, предназначенные для погребений

Ранее существовало мнение, что в катакомбах Рима прятались люди, которых преследовали солдаты императора, однако это не так: в подземных лабиринтах, где всегда темно, никто не жил, поскольку это просто невозможно. Испытавшие на себе гнев правителей, христиане использовали для захоронений своих близких отдельно от язычников заброшенные каменоломни или частные владения римлян, принявших новую веру. Чувствующие себя в безопасности, они рыли ходы в туфе и расширяли уже существующие коридоры, создавая огромную сеть лабиринтов высотой от 2,5 до 5 метров. Горная пористая порода довольно мягка, легко крошится, и в ней несложно выкопать обычной лопатой или киркой целую систему переходов.

Немного фактов о погребении в галереях

По обе стороны коридоров христиане выбивали в стенах многоярусные ниши (локулы), в которые помещались тела усопших. Затем своеобразная усыпальница замуровывалась каменными плитами. Умерших единоверцев омывали, умащали благовониями, поскольку христиане не бальзамировали тела, заворачивали в саван и клали в нишу подземелья, закрывая ее кирпичами или плитой, на которой было высечено имя умершего и лаконичные эпитафии. Частенько в стену вмуровывали

Углубления в узких коридорах высекались в несколько ярусов высотой до пяти метров. В подземных коридорах вырубались кубикулы - боковые комнаты, которые представляли собой фамильные склепы или места захоронения пап и мучеников.

Любопытно, что людей, которые выкапывали подземные галереи, а впоследствии содержали лабиринты в удовлетворительном состоянии, называли фоссорами, а руководили ими управляющие, назначаемые епископами. Многие подземелья названы в их честь, например катакомбы Каллиста в Риме получили имя протодиакона Каллиста, ставшего понтификом. В начале IV века, когда христианство было объявлено официальной религией, все гонения на верующих прекратились, а подземелья, вырытые ими, признаны официальными захоронениями.

Открытие забытых подземелий

Катакомбы Рима считались очень важным явлением в жизни столицы страны, однако уже через столетие лабиринты приходят в запустение, поскольку они перестают использоваться для погребения усопших. В подземелья, превратившиеся в святилища мучеников, стекались сотни тысяч паломников. Но вскоре по воле римских епископов мощи извлекаются и переносятся в городские храмы.

Лишенные останков почитаемых святых, галереи были забыты до 1578 года, когда начинается строительство дороги via Salaria и обнаруживается первое кладбище. Так были найдены катакомбы Присциллы - аристократки, происходившей из знатной и уважаемой семьи и владевшей большим участком земли, на котором и появились подземные захоронения.

Масштабное изучение катакомб святых в Риме происходит в XIX веке, и большой вклад в их исследование вносит русский художник Рейман, написавший около ста копий фресок, сохранившихся на стенах галерей. С 1929 года начинается сбор и опись сохранившихся в тоннелях предметов.

Catacombe di Priscilla

Система христианских подземелий самая обширная из всех, и старейшими из них являются прекрасно сохранившиеся катакомбы Присциллы, ставшие настоящей сенсацией. В них обнаружились уникальные образцы древнего искусства: настенные росписи с изображениями сцен из Нового и Старого Завета, красочные фрески, главным персонажем которых является Добрый Пастырь - символ Иисуса Христа. А важной достопримечательностью римских катакомб является небольшое помещение с надписями на греческом языке, где были установлены скамейки для поминальных трапез (Cappella Greca).

Особый интерес ученых вызывает выполненная во II веке яркая фреска, на которой изображена женщина в ярком малиновом платье и светлой вуали. Это самое древнее изображение молящейся святой.

Попасть в подземные лабиринты, расположенные по адресу: Via Salaria, 430, можно городскими автобусами под номерами 86 или 92. Необходимо выйти на остановке Piazza Crati, а далее следовать указателям с надписью via Priscilla. Попасть во все подземелья возможно только в составе экскурсионной группы.

Catacombe di San Callisto

Однако самым крупным христианским захоронением считаются катакомбы Святого Каллиста в Риме, появившиеся во II веке. Протянувшиеся на 12 километров под Аппиевой дорогой, они представляют собой четырехуровневый лабиринт, который можно назвать "городом мертвых", поскольку здесь есть свои улицы, перекрестки и даже площади. В подземных галереях, в которых объединены кладбища разных периодов времени, и сейчас работают археологи, и далеко не все захоронения открыты для посетителей. На протяжении долгой истории здесь нашли последний приют около 50 мучеников и 16 римских пап, и за это катакомбы называют главным памятником христианских кладбищ.

Самым популярным склепом является усыпальница (Santa Cecilia), где прекрасно сохранились настенные фрески и мозаики. На площади с названием "Маленький Ватикан" покоятся руководившие церковью римские понтифики и святые мученики.

Подземное кладбище, обустройством которого занимался диакон Каллист, признано самыми известными катакомбами Рима. Как добраться до Catacombe di San Callisto, расположенных по адресу: Via Appia Antica, 110/126? Городские автобусы под номерами 118 (выйти нужно на одноименной остановке) или 218 (конечный пункт маршрута Fosse Ardeatine) довезут до исторической достопримечательности.

Catacombe di San Sebastiano

Самыми доступными из всех подземных галерей являются четырехуровневые катакомбы Святого Себастьяна. Расположенные по адресу: Via Appia Antica, 136, они сохранились намного хуже, чем остальные. Когда-то в лабиринтах хоронили своих близких язычники, а к концу II века освященный некрополь становится христианским. бросивший вызов императору Диоклетиану, погиб в 298 году, и после захоронения его останков получили свое нынешнее название ранее безымянные катакомбы Рима.

Как попасть в уникальные тоннели, в которых когда-то проводились религиозные собрания во времена гонения на христиан? Добраться до них можно на городских автобусах под номерами 118 и 218, а выйти необходимо на остановке Cecilia Metella.

Притягательные для туристов подземные кладбища

Туристы, побывавшие в подземных галереях, признаются, что им сложно описать всю гамму чувств при виде могильных плит, появившихся много веков назад.

Мрачные безлюдные коридоры, в которых всегда тихо, навевают мысли о неминуемой смерти, однако таинственные лабиринты, которые хранят множество тайн, все-таки притягивают посетителей, любящих острые ощущения. В нетронутых современностью катакомбах Древнего Рима каждый прикоснется к далеким раннехристианским временам.

В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала.

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп , куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам » , «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога ». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

В катакомбы входили также гипогеумы - от латинского (лат. hypogeum ) - помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare ). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах , совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах… ». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах! ».

Исторические свидетельства

Описание Иеронима дополняет написанное примерно в тот же период сочинение Пруденция «Страдания блаженнейшего мученика Ипполита »:

Недалеко от того места, где оканчива­ется городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту чрез вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее чрез означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных свя­щеннодействий .

«Упадок» катакомб

Начиная с IV века катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. Последним римским епископом, который был в них погребён, является папа Мельхиад . Его приемник Сильвестр был уже похоронен в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите . В V веке захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников , желавших помолиться на могилах апостолов , мучеников и исповедников . Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из источников данных для изучения катакомб.

Падение интереса к катакомбам было вызвано постепенным извлечением из них мощей святых. В 537 году при осаде города Витигесом гробницы святых в них были вскрыты, и их мощи перенесены в городские церкви. Это было первое извлечение реликвий из катакомб, последующие записи хронистов сообщают о более масштабных акциях:

Открытие и изучение катакомб

Вновь о римских катакомбах стало известно после того, как 31 мая 1578 года рабочие, занятые на земляных работах на Салярской дороге , наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями . В то время посчитали, что это катакомбы Присциллы (на самом деле coemeterium Iordanorum ad S. Alexandrum ). Вскоре после открытия они были погребены под завалом и заново раскопаны лишь в 1921 году .

Позднее катакомбы исследовал Антонио Бозио (ок. -), который в 1593 году впервые спустился в катакомбы Домитиллы. Всего им было открыто около 30 цементериев (раскопок Бозио не проводил), результаты своей работы он описал в трёхтомном сочинении «Подземный Рим » (лат. Roma sotterranea ), вышедшем в свет уже после его смерти . Бозио нанял двух рисовальщиков, которые изготовили копии изображений из катакомб. Их работы были зачастую неточными или ошибочными: Добрый пастырь был принят за крестьянку, Ной в ковчеге - за молящегося мученика , а отроки в пещи огненной - за сцену Благовещения .

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века , когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства » (1872-85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842-1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

В 1903 году вышла книга исследователя Иосифа Вильперта (1857-1944) «Живопись катакомб Рима» (нем. Die Malerei der Katakomben Roms ), в которой он представил первые фотографии фресок из катакомб (чёрно-белые фотографии Вильперт лично раскрасил в цвета оригинальных изображений).

Погребальные обряды

Катакомбы в период II-IV веков использовались христианами для проведения религиозных обрядов и осуществления захоронений, так как община считала своим долгом погребать единоверцев только среди своих. Похороны у первых христиан были простыми: предварительно омытое и умащённое различными благовониями тело (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали) закутывали в саван и помещали в нишу. Затем её закрывали мраморной плитой и в большинстве случаев замуровывали кирпичами . На плите было написано имя усопшего (иногда только отдельные буквы или цифры), а также христианский символ или пожелание покоя на небесах. Эпитафии были весьма лаконичны: «Мир с тобой », «Спи в мире Господа » и т. п. Часть плиты покрывали цементным раствором, в который также бросали монеты, небольшие фигурки, кольца, жемчужные ожерелья. Зачастую рядом оставляли масляные лампы или маленькие сосуды с благовониями. Число таких предметов было довольно высоко: несмотря на разграбление ряда захоронений в одних только катакомбах святой Агнессы было найдено около 780 предметов, положенных вместе с усопшими в гробницу .

Христианские захоронения в катакомбах почти в точности воспроизводили еврейские погребения и не отличались в глазах современников от еврейских кладбищ в окрестностях Рима. По мнению исследователей, раннехристианские эпитафии («Почить в мире », «Почить в Боге ») в катакомбах повторяют иудейские погребальные формулы: bi-shalom, bi-adonai.

Управлением и поддержанием порядка в катакомбах занимались фоссоры (лат. Fossorius, Fossorii ). Также в их обязанности входила подготовка мест для захоронений и посредничество между продавцами и покупателями могил: «Участок приобретён под устройство бисома для Артемизия. Стоимость, 1500 фолий, выплачена фоссору Хилару, при свидетельстве фоссоров Севера и Лаврентия ». Их изображения также часто встречаются в катакомбной живописи: их изображают за работой или стоящими с орудиями своего труда, среди которых выделяются топор, кирка, лом и глиняная лампа для освещения темных коридоров. Современные фоссоры участвуют в дальнейших раскопках катакомб, следят за порядком и проводят учёных и интересующихся по неосвещённым коридорам .

Формы захоронений

Название Изображение Описание
Ниши
(лат. Loculi , локулы )
Локулы (дословно «местечки») являются наиболее распространённой формой захоронений в катакомбах. Предназначены для захоронения как одного человека, так и нескольких (лат. loculi bisomi, trisomi… ). Выполнялись в форме четырёхугольных продолговатых углублений в стенах коридоров катакомб или в кубикулах.
Аркосолии (лат. Arcosolium ) Аркосолий - невысокая глухая арка в стене, под ней в гробнице помещали останки усопших. Таким образом, отверстие гробницы располагалось не сбоку, а сверху. Этот более дорогой тип захоронений известен ещё с античности. В них чаще всего хоронили мучеников и использовали надгробную плиту как алтарь при совершении литургии. Чаще встречаются в кубикулах, чем в коридорах катакомб.
Саркофаги (лат. Solium ) Относится к римской традиции погребения, позднее заимствованной христианами. Не характерен для иудейских погребений. Захоронения в саркофагах в катакомбах встречаются редко. Саркофаги также могли размещаться в аркосолиях.
Кубикулы (лат. Cubiculum ) и крипты Кубикулами назывались небольшие камеры, расположенные по сторонам основных ходов. Дословно cubiculum означает «покой », покой для сна умерших. В кубикулах располагались захоронения нескольких человек, чаще всего они являлись фамильными склепами. Обнаружены кубикулы, в которых насчитывается до 70-ти и более локулов разной величины, расположенных в 10 и более рядов.
Захоронения в полу
(лат. Forma - «канал, труба»)
Встречаются в полах крипт, кубикул, редко в основных ходах катакомб. Такие погребения часто встречаются недалеко от захоронений мученников .

Виды катакомб

Наиболее известными римскими катакомбами являются следующие:

Христианские катакомбы

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant"Agnese ) - получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III-IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура , построенная в 342 году дочерью императора Константина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста с открытыми нишами

По своему архитектурному плану иудейские катакомбы практически не отличаются от христианских. Основное отличие заключается в следующем: сначала возникли не коридоры, а отдельные склепы, которые позднее были соединены ходами. Ходы в целом шире чем в христианских катакомбах. Их стены также украшены фресками с изображением символов и фигур, например, меноры , цветов, животных (уток, рыб, павлинов), однако среди рисунков отсутствуют изображения сцен из Ветхого Завета .

Синкретические катакомбы

Катакомбы на Виа Латина

Символы и декор

Общая характеристика

Стены около 40 катакомб (особенно стены склепов) украшены фресками (реже мозаиками), изображающими сцены из Ветхого и Нового Завета , языческих мифов, а также различными христианскими аллегорическими символами (ихтис , «Добрый пастырь »). К древнейшим изображениям относятся сцены «Поклонения волхвов » (сохранилось около 12 фресок с этим сюжетом), которые датируются II веком . Также ко II веку относится появление в катакомбах изображений акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующий его рыбы. В иудейских катакомбах на Аппиевой дороге встречаются изображения меноры . Присутствие в местах захоронений и собраний первых христиан изображений как библейской истории, так и святых свидетельствует о ранней традиции почитания священных изображений.

К другим распространённым символическим образам, частично заимствованным из античной традиции, в катакомбах относятся:

  • якорь - образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве);
  • феникс - символ воскресения;
  • орёл - символ юности («обновится яко орля юность твоя » (Пс. 102:5));
  • павлин - символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух - символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец - символ Иисуса Христа;
  • лев - символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь - символ вечного мира;
  • лилия - символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом - символы евхаристии .

Исследователи отмечают, что христианская фресковая живопись в катакомбах представляет собой (за исключением новозаветных сцен) те же символы и события библейской истории, которые присутствуют в иудейских захоронениях и синагогах того периода .

Большинство изображений в римских катакомбах выполнены в эллинистическом стиле, господствовавшем в Италии во II-III веках, только символ ихтис имеет восточное происхождение . По мнению Иосифа Вильперта, при датировке изображений важное значение имеет манера и стиль их исполнения.

Хороший стиль выражается здесь особенно в легком деликатном наложении красок и в правильности рисунка; фигуры - прекрасных пропорций, а движения отвечают действию. Недостатки появляются и накапливаются особенно, начиная со второй половины третьего столетия, в виде грубых ошибок в рисунке, зеленых бликов в инкарнате, в грубых контурах, непокрытых живописью, и широких каймах, обрамляющих сцены. Далее, достоверным критерием являются одежды и их украшения: безрукавная туника указывает на фрески ранее III века; к III веку относится далматика ранней формы; далматика с модными, невероятно широкими рукавами, указывает на фрески IV столетия. Круглые пурпурные нашивки появляются со второй половины III и особенно в IV веке; в древнейшую эпоху украшения ограничиваются узким «клавом» .

Евхаристический хлеб и рыба (катакомбы святого Каллиста)

Для раннего периода (I-II века) характерны нежные, тонкие каймы вокруг полей фресок, использование светлых тонов и общий бледно-палевый фон крипт, на которых некоторые фрески кажутся монохромными. Постепенно эллинистическая художественная манера заменяется иконописным мастерством: тела начинают изображать более материальными, что особенно заметно благодаря охре в карнации , которая делает фигуры тяжёлыми. Искусствовед Макс Дворжак считает, что катакомбная живопись отражает формирование нового художественного стиля: трехмёрное пространство сменяется абстрактной плоскостью, происходит замена реальной связи между телами и предметами их символическими взаимоотношениями, всё материальное подавляется ради достижения максимальной одухотворенности .

Изображения сцен из мифов в катакомбной живописи встречаются значительно реже (Деметра и Персефона , Амур и Психея). Зачастую античная традиция изображения тех или иных персонажей (в том числе декоративные мотивы: медуза, тритоны, эросы) была перенята христианами.

Изображения Иисуса Христа

В катакомбной живописи отсутствуют изображения на тему Страстей Христовых (нет ни одного изображения распятия) и Воскресения Иисуса . Среди фресок конца III - начала IV веков часто встречаются сцены, изображающие Христа, совершающего чудеса : умножение хлебов, воскрешение Лазаря (встречается более 50 изображений). Иисус держит в руках своего рода «волшебную палочку» , что является античной традицией изображения чудес, также перенятой христианами .

Изображение Название Описание

Орфей Это христианизированные изображения языческого персонажа, Орфея. В руке он держит кифару , иногда в окружении зверей во фригийской шапке и восточном одеянии. Значения других языческих персонажей (Гелиос , Геракл) также были переосмыслены.

Добрый пастырь Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III-IV векам. Возникновение и распространение данного символического изображения Иисуса относится к периоду гонений на первых христиан и возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце. Добрый Пастырь изображён в виде юноши без бороды, по большей части с короткими волосами, одетый в тунику . Иногда он стоит опершись на посох, а также в окружении овец и пальм.

Крещение Часто встречающееся изображение в катакомбной живописи. Существует в двух вариантах: евангельский рассказ о Крещении Господнем от Иоанна Предтечи и просто изображение таинства крещения . Главным отличием между сюжетами выступает символическое изображение Святого Духа в виде голубя на фресках Крещения Господня.

Учитель При изображении Христа-Учителя ему придавался образ античного философа , облачённого в тогу . Окружающие его ученики изображаются в образе юношей, наподобие студентов античных школ.

Христос Такие изображения отличаются от античной традиции: лицо Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .

Изображения Оранты

Изображение Название Описание

Адам и Ева Изображение библейских прародителей человечества встречается в различных вариантах: в сцене грехопадения , вместе с их детьми. Появление данного изображения в раннехристианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама , искупившего своей смертью Первородный грех .

Иону выбрасывают в море Изображения Ионы можно часто встретить в катакомбах. Авторы росписей представили не только основу библейского сюжета об Ионе, но также детали: корабль, огромную рыбу (иногда в виде морского дракона), беседку. Иона изображен отдыхающим или спящим, олицетворяя «спящих» в кубикулах и саркофагах катакомб.

Появление изображений Ионы связано с пророчеством Христа о своём трехдневном пребывании во гробе , в которых он сравнил себя с Ионой (Мф. 12:38-40).

Появление таких изображений относят к IV веку , что было связано с возникновением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, оставшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для первых христиан символично).

Агапы

Наиболее интересна для изучения раннехристианской обрядности фреска II века с изображением агапы, обнаруженная в 1893 году .

Число изображённых хлебов и рыб напоминает евангельское чудо умножения хлебов. Из анализа изображений агап исследователи пришли к выводу, что в раннехристианских общинах верующие получали хлеб из рук предстоятеля непосредственно в свои руки, а потом по очереди отпивали вино из чаши.

Надписи в катакомбах

Примеры катакомбных надписей

Собрание надписей из римских катакомб, составляющее в данный момент 10 томов , начал в 1861 году де Росси, продолжил с 1922 года Анджело Сильваньи, затем Антонио Ферруа. Джованни Батиста де Росси открыл катакомбы святого Каллиста благодаря фрагменту мраморной таблички с надписью NELIUS MARTYR . Учёный предположил, что речь идёт о мученнике Корнелии (CORNELIUS ), который, по источникам де Росси, должен был быть захоронен в катакомбах. Позднее, в крипте пап де Росси обнаружил вторую часть таблички с надписью EP (Episcopus ).

Множество надписей встречается на локулах на латинском и греческом (греч. ZOE - «жизнь») языках. Иногда латинские слова написаны по-гречески, или в одном слове встречаются буквы из этих языков. В катакомбных надписях встречаются названия видов захоронений: arcosolium (arcisolium, arcusolium ), cubiculum (cubuculum ), forma , имена фоссоров, описание их деятельности.

Посещение катакомб

Из всех катакомб Рима для посетителей в составе экскурсии, с обязательным гидом, открыты лишь 6 (вышеперечисленные христианские катакомбы, а также катакомбы святого Панкратия). В остальных катакомбах нет электрического освещения, их можно посетить при наличии разрешения папской комиссии по священной археологии . К наиболее интересным относится самые богатые росписями катакомбы святых Петра и Марцеллина (III-IV вв.) на Via Casilina .

В культуре

живопись : литература :

Процессия в катакомбах святого Каллиста

  • Некоторые эпизоды романа Александра Дюма-отца «Граф Монте-Кристо » (Монте-Кристо и Франц д’Эпине спасают захваченного разбойниками Альбера де Морсера, Данглар вынужден отдать украденные им деньги разбойникам) происходят в катакомбах святого Себастиана.
  • Генрик Сенкевич . Роман «Камо грядеши » (описано собрание христиан I века в римских катакомбах, однако такие собрания начались не ранее второй половины II века).
  • Р. Мональди, Ф. Сорти. «Imprimatur: В печать». Исторический детектив. М: АСТ , . ISBN 5-17-0333234-3
  • Чарльз Диккенс в «Картинах Италии» (англ. Pictures from Italy ) описал свои впечатления от посещения катакомб святого Себастьяна (единственные из известных в 1840-х годах):

Измождённый монах-францисканец с диким горящим взором был единственным нашим проводником в этих глубоких и жутких подземельях. Узкие проходы и отверстия в стенах, уходившие то в ту, то в другую сторону, в сочетании со спертым, тяжёлым воздухом вскоре вытеснили всякое воспоминание о пути, которым мы шли… Мы проходили между могил мучеников за веру: шли по длинным сводчатым подземным дорогам, расходившимся во всех направлениях и перегороженным кое-где каменными завалами… Могилы, могилы, могилы! Могилы мужчин, женщин и их детей, выбегавших навстречу преследователям, крича: «Мы христиане! Мы христиане! », чтобы их убили убили вместе с родителями; могилы с грубо высеченною на каменных гранях пальмою мученичества; маленькие ниши, вырубленные в скале для хранения сосуда с кровью святого мученика; могилы некоторых из них, кто жил здесь много лет, руководя остальными и проповедуя истину, надежду и утешение у грубо сложенных алтарей, таких прочных, что они стоят там и сейчас; большие по размерам и ещё более страшные могилы, где сотни людей, застигнутых преследователями врасплох, были окружены и наглухо замурованы, погребены заживо и медленно умирали голодной смертью.
Торжество веры не там, на земле, не в наших роскошных церквах , - сказал францисканец, окидывая нас взглядом, когда мы остановились передохнуть в одном из низких проходов, где кости и прах окружали нас со всех сторон, - её торжество здесь, посреди мучеников за веру!

музеи :
  • Музей Пио-Кристиано в Ватикане посвящён собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах: мраморные языческие и христианские саркофаги, статуи, таблички с надписями на латинском и греческом языках.
  • В музее сакрального искусства в библиотеке Ватикана (итал. Museo Sacro ) находятся артефакты из римских катакомб и церквей: лампы с иудейскими и христианскими символами, изделия из стекла, медальоны.
  • В музее Кьярамонти в Ватикане представлены множество саркофагов I-IV вв.
  • Часть коллекции античного периода Национального римского музея составляют иудейские саркофаги, таблички с надписями, большое число артефактов из языческих гробниц.

Примечания

  1. Fink, Joseph Die römischen Katakomben. - Mainz: Philipp von Zabern, 1997. - ISBN 3-8053-1565-1
  2. Интерактивная карта Рима с указанием катакомб и гипогеев (англ.) . Проверено 13 февраля 2009.
  3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб, 1917. С. 73
  4. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 332
  5. Голубцов А. П. Указ. соч. С. 333
  6. Места молитвенных собраний христиан I-III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике
  7. лат. Monumentum Valerii Mercurii et Iulittes Iuliani et Quintilies verecundes libertis libertabusque posterisque eoiiim at religionem pertinentes (pertinentibus) meam
  8. лат. Marcus Antonius Restutus fecit ypogeum sibi et suis fidentibus in Domino
  9. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  10. В оригинале εν κοιμητηρίοις .
  11. Апостольские постановления. VI:30
  12. Бароний. Церковные анналы
  13. Зарайский В. Два эпохальных открытия
  14. Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан . Глава II. Структура церкви
  15. Антонио Бозио
  16. Fink, Joseph. - Mainz: vom Zabern, 1997.-С. 77 ISBN 3-8053-1565-1
  17. Покровский Н. В. Живопись катакомб (По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000)


Похожие статьи
 
Категории