Классицизм в архитектуре и живописи. Классицизм в искусстве (XVII-XIX вв) Классицизм хронологические рамки

09.07.2019

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа , Перро Клод , Лево Луи , Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре , работы архитекторов в Версале).

В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; "идеальные пейзажи" (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

Европы 17 - 19 вв., важнейшей чертой которого было глубокое обращение к античному искусству как к идеалу, эталону, - классицизм. В живописи, как и в скульптуре, архитектуре и других видах творчества, продолжались традиции Возрождения - вера в силу человеческого разума, преклонение перед идеалами меры и гармонии

Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне Франции. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Поэтому классицизм в живописи выдвигает новейшие этические нормы, что формирует образы его героев: подчинение общему личного, страстей - разуму, долгу, верховным интересам общественности, законам мироздания, стойкость перед превратностями бытия и жестокостью судьбы. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров - от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический, исторический, религиозный). Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки.

Первым классицизм в живопись ввел француз Н. Пуссен, он и является его основоположником. Картины художника - «Смерть Германика», «Ринальдо и Армида», «Аркадские пастухи», «Нахождение Моисея» и т.д. Все они отмечены гармоничностью ритмического колорита и строя, возвышенностью этически-философского содержания.

Классицизм в русской живописи выражался утверждением красоты индивидуального, неповторимого, необычного. Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А.Антропов, А.Агрунов, Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). в занимает почетное место, поскольку имеет свои открытия и особенности. О.Кипренский, например, открыл не только новые но и новейшие возможности живописи. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов.

Русский классицизм в живописи обязательно ассоциируется с бесценными полотнами Брюллова. Они отличаются сплавом академического классицизма и романтизма, новизной сюжетов, театральной эффектностью пластики и освещения, сложностью композиции. А.Иванов сумел преодолеть много шаблонов, свойственных академической технике и придал своим работам характер жертвенных суждений идеям.

Классицизм в живописи России также продвигали такие известные художники: И.Репин, И.Суриков, В.Серов, И.Шишкин, А.Саврасов, И.Левитан. Все они по отдельности сделали много для искусства своей страны, а вместе взяты - для культуры целого мира.

Становление классицизма в России Возникновение и становление классицизма в России тесно связано с развитием общественной мысли и просветительских идей второй половины восемнадцатого века. Широкое развитие получили идеи гражданственности и долга, а также нравственного воспитания человекагражданина. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Он избрал для подражания античную классику и ценил ее за ясность формы и логику мысли, но более всего – за созданный ею идеал человека-гражданина. В основе эстетики классицизма лежало утверждение, что искусство в одном идеальном образе красоты объединяет то, что в реальной действительности существует отдельными и разрозненными частями. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. В России стиль классицизма захватил достаточно большой временной отрезок, поэтому существует его разделение на хронологические этапы. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России.

А. П. Лосенко – основоположник русского классицизма Основоположником академической школы живописи русского классицизма справедливо считают А. П. Лосенко (1737 -1773). Одна из лучших картин живописца – «Прощание Гектора с Андромахой» Сюжет произведения взят из VI книги «Илиады» Гомера. Гектор, сын троянского царя Приама, прощается с женой и маленьким сыном. Он отправляется на защиту осажденного ахейцами города Трои.

ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ АНТИЧНОГО ЭПОСА, ХУДОЖНИК ВЛОЖИЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСХОДЯ ИЗ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА. В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА ЛОСЕНКО ЛЕЖИТ ИДЕЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ И ГЕРОИЧЕСКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В СРАВНЕНИИ С ГОМЕРОВСКИМИ ГЕРОЯМИ, ОБРАЗЫ, СОЗДАННЫЕ ХУДОЖНИКОМКЛАССИЦИСТОМ, КАЖУТСЯ БОЛЕЕ ОТВЛЕЧЕННЫМИ, НО ВОЗВЫШЕННЫМИ. ОНИ УТРАЧИВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЕННОСТЬ И МНОГОГРАННОСТЬ, НО СТАНОВЯТСЯ ВЫРАЗИТЕЛЯМИ ОДНОЙ ИДЕИ, ОДНОГО ЧУВСТВА. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ» , КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ» . ЗДЕСЬ ОТЧЕТЛИВО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КАК О ДЕЯНИЯХ ЦАРЕЙ И ГЕРОЕВ, НАРОД НЕ МОЖЕТ И НЕ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ В НИХ НИКАКОГО УЧАСТИЯ.

Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Влияние классицизма сказывается в решении основных образов не менее явственно, чем в решении композиции. Гектор в патетической позе, с простертой рукой, подняв глаза к небу, клянется отдать жизнь за свободу Трои. Трагическим пафосом отмечены не только поза и жест героя, но и весь его облик, мужественный и благородный. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.

Классическим примером стиля классицизма в портретном жанре служит знаменитый «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия» (1783) кисти Д. Г. Левицкого. Условно-риторический пафос образа воплощен с помощью характерной для этого стиля пластической выразительности позы и жеста. Фигура Екатерины выдвинута на передний план и выделена светом. Простертой рукой она указует на жертвенник, на котором сжигаются маковые цветы (мак – символ сна).

В портретной характеристике Екатерины Великой на первый план выступает столь ценимое в классицизме общезначимое, должностное и высокое, заслоняющее личностную и эмоциональную сторону души. «Богоподобная» императрица представлена в античном наряде – платье уподоблено тунике, на голове не императорская корона, а лавровый ненец.

Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова(17641823), последователя А. П. Лосенко.

Художник выбрал один из важных моментов отечественной истории – избрание па царство юного боярина М. Ф. Романова, ставшего родоначальником новой династии, правившей в России вплоть до 1917 года. В передаче сюжета живописец исходил из официальной трактовки историками этого события: Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа. Смущенный юноша, приложив правую руку к сердцу, другой как бы отстраняется от явившегося к нему посольства. Группа главных персонажей – Михаил, его мать, и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Справа изображены известные исторические лица. Жесты их полны степенности и торжественности. Контрастно им изображены простолюдины слева, горячо и призывно устремленные к новоявленному царю. Угрюмов с большим искусством пишет богатый интерьер, резной иконостас, пышные одежды изображенных людей.

Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Как истинный художник-классицист, Матвеев стремился выразить идею красоты и возвышенности героическою, передать величавое дыхание былого. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Живописец делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Протяженность соседних предметов. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом поэтому локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Третий план служит коричневого, желтый – для архитектурных деталей, фоном для главного объекта. серый – для стен домов.

Портреты зрелого классицизма (ампира) в творчестве В. Л. Боровиковского Примером ампирного портрета может служит произведение кисти В. Л. Боровиковского (17571825) «Портрет М. И. Долгорукой» , который был создан художником в 1811 году

Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Боровиковский сочетал здесь полноту пластических форм с красотой силуэта и благородством цвета. Линии упруги, объемы выразительны. Художник так строит пространство, что темно-красный бархат платья прекрасно оттеняет белизну открытых плеч и рук. Художник предельно лаконичен и выразителен. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать, изобретать, открывать. Постепенно классицизм превращался в академизм.

КЛАССИЦИЗМ

ПУССЕН Никола

ЭНГР Жан Огюст Доминик

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио

ТЬЕПОЛО Джованни Батиста

БРЮЛЛОВ Карл

ДАВИД Жак Луи

КЛАССИЦИЗМ -
художественный стиль в европейском искусстве XVII–начала XIX вв.,
одной из важнейших черт которого было
обращение к формам античного искусства,
как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

Классицизм,
развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко,
в целостную стилевую систему сложился во французской
художественной культуре XVII в.
Лежащие в его основе принципы рационалистической философии
обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма
на художественное произведение как на плод разума и логики,
торжествующих над хаосом и текучестью
чувственно воспринимаемой жизни.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы
определила твердую нормативность этических требований
(подчинение личного общему, страстей –
разуму, долгу, законам мироздания)
и эстетических запросов классицизма,
регламентацию художественных правил;
закреплению теоретических доктрин классицизма,
способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий
– живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671).
В архитектуре классицизма, которую отличают логичность
планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер,
тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения
(постройки Ф. Мансара, К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя);
со 2-й половины XVII в., французский классицизм вбирает в себя
пространственный размах архитектуры барокко
(работы Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале).
В XVII – начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре
Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством
(И. Джонс, К. Рен), Швеции (Н. Тессин Младший).
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы
стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур
и предметов, разделяет пространственные планы картины
(отмеченные возвышенностью философско-этического содержания,
общей гармонией произведения Н. Пуссена,
основоположника классицизма и крупнейшего мастера
классицизма XVII-го века; "идеальные пейзажи" К. Лоррена).
Классицизм XVIII – начала XIX вв.
(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом),
ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно
в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
В архитектуре определились новые типы изысканного особняка,
парадного общественного здания, открытой городской площади
(Ж.А Габриель, Ж.Ж. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры.
Cтремление к суровой простоте в творчестве К.Н. Леду
предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира.
Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике
Ж.Б. Пигаля и Ж.А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Мужественный драматизм исторических и портретных образов
присущ произведениям главы французского классицизма,
живописца Ж.Л. Давида.
В XIX в. живопись классицизма, несмотря на деятельность
отдельных крупных мастеров, таких, как Ж.О.Д. Энгр,
вырождается в официально-апологетическое или
претенциозно-эротическое салонное искусство.
Интернациональным центром европейского классицизма XVII–начала XIX вв.
стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма
со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации
(немецкий живописец А.Р. Менгс, пластика итальянца А. Кановы
и датчанина Б. Торвальдсена).
Для архитектуры немецкого классицизма характерна
суровая монументальность построек К.Ф. Шинкеля,
для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики –
портреты А. и В. Тишбейнов, скульптура И.Г. Шадова.
В английском классицизме выделяются антикизирующие
сооружения Р. Адама, палладианские по духу парковые усадьбы
У. Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена
и керамика Дж. Уэджвуда.
Собственные варианты классицизма развивались
в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии,
скандинавских странах, Сша;
выдающееся место в истории мирового искусства занимает
русский классицизм 1760–1840-х гг. К конце 1-й трети XIX в.
ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет,
он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма.
Оживает художественная традиция классицизма
в неоклассицизме конца XIX – начала XX вв.

ПУССЕН Никола -
(Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик.

1."Пастухи в Аркадии"
1638-1640

2."Аполлон и Дафна"
1625

3."Пейзаж с Орфеем и Эвридикой" 1648

4."Триумф Флоры"
1631

5."Эхо и Нарцисс"
Ок.1630

6."Смерть Германика"
1627

7."Воспитание Бахуса"
1630-1635

8."Вакханалия"
1622

9."Марс и Венера"
1627-1629

10."Похороны Фокия"
1648

11."Подвиги Ринальдо"
1628

12."Царство Флоры"
Ок.1632

13."Похищение сабинянок" (фрагм)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

14."Танкред и Эрминия"
1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

15. "Мидас и Бахус"
1625, Ст.пинакотека, Мюнхен

16."Триумф Нептуна"
1634, Музей искусств, Филадельфия

17."Поклонение золотому тельцу"
Ок.1634, Нац. галерея, Лондон

18."Вдохновение поэта"
1636-1638, Лувр, Париж

ЭНГР Жан Огюст Доминик -
(1780-1867), французский живописец и рисовальщик.

1."Портрет мадам Ривьер"
1805

2."Портрет мадам Сенонн"
1814

3."Портрет Франсуа
Марио Гранье" 1807

4."Портрет Бонапарта"
1804

5."Купальщица Вольпенсон" 1808

6."Портрет М. Филибера Ривьера" 1805

7."Портрет мадам Девосе"
1807

8."Ромул - победитель Акрона"
1812

9."Большая одалиска"
1814

10."Венера Анадиомена"
1808-1848

11."Антиох и Стратоника"
1840, Музей Конде, Шантильи

12."Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса"
1801, Лувр, Париж

13."Жанна д"Арк на коронации
Карла VII"
1854

14."Рафаэль и Форнарина"
1814, Музей университета Гарварда

15. "Эдип и сфинкс"
1827, Лувр, Париж

****************************

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио -
(Canaletto; собственно Каналь, Canal)
Джованни Антонио (1697-1768),
итальянский живописец и офортист.

1."Набережная Сан-Марко"
Ок.1740

2."Площадь Сан-Марко"
1730

3."Лондон. Мост Вестминстер"
1746

4."Мост Риальто с южной стороны"
1735

5."Возвращение Буччинторо
в праздник вознесения" 1732

6."Площадь в Пирне"
1754

7."Лондон. Темза и дома пригорода Ричмонда"
1747, Частное собрание

8."Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте"
1730,

9."Пьяццетта"
1733-1735
Национальная галерея античного искусства,
Рим

10."Лондон. Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей"
1749, Вестминстерское аббатство

****************************

ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста -
(Tiepolo) Джованни Баттиста
(1696-1770),
итальянский живописец, рисовальщик, гравер.

1."Брачное соглашение"
1734

2."Встреча Антония и Клеопатры"
1747

3."Меркурий и Эней"
1757

4."Ангел, спасающий Агарь"
1732

5."Добродетель, венчающая честь"
1734

6."Просвещение девы Марии"
1732

7."Щедрость, раздающая дары"
1734

8."Явление трех ангелов Аврааму"
1726-1729

9."Моряк и девушка с амфорой"
1755

10."Агарь в пустыне"
1726 - 1729

11."Аполлон и Диана" (фреска)
1757, Вилла Вальмарана

12."Непорочное зачатие"
1767-1769, Прадо, Мадрид

13."Пир Клеопатры" 1743-1744,
Национальная галерея Виктории,
Мельбурн, Австралия

14."Риналдо и Армида в саду"
1752, Лувр, Париж

15. "Аполлон и Дафна"
1744-1745, Лувр, Париж

16."Cвятая, спасающая город от чумы" (фрагм)
1759,
Дуомо, Уесте, Италия

****************************

БРЮЛЛОВ Карл -
Брюллов Карл Павлович
(Karl Briullov, 1799–1852), русский художник.

1."Вечерня"
1825

2."Вирсавия"
1832

3."Всадники"
1833

4."Девушка, собирающая виноград"
1827

5."Портрет графини Юлии Самойловой
с приемной дочерью"

6."Императрица Александра Федоровна"
1832

7."Портрет графа А.К.Толстого"
1836

8."Итальянское утро"
1827

9."Гибель Инессы де Кастро"
1834

10."Прогулка"
1849

11."Итальянский полдень"
1827, Русский музей

12."Всадница"
1832, Третьяковская галерея

13."Последний день Помпеи"
1833, Русский музей

14."Нарцисс, смотрящий в воду"
1819, Русский музей

****************************

ДАВИД Жак Луи

СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ:
http://www.сайт/users/2338549/post78028301/

****************************

Классици́зм (фр. classicisme , от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Живопись

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековьяобратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваленияабсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, какШкола изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведомВинкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России - передвижниками.

Архитектура

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственнысимметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Рождённое римскими зодчими Бернини и Борромини барокко истончилось в рококо, преимущественно камерный стиль с акцентом на отделке интерьеров и декоративно-прикладном искусстве. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Массивное величие его проектов предвещало мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Французы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле пошли даже дальше в сторону разработки радикального визионёрского стиля с уклоном в абстрактную геометризацию форм. В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован; в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войниспользуется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар).

38. Художественная культура Европы эпохи Просвещения.

Эпо́ха Просвеще́ния - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философскойи общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись вАнглии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment ) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung ) из французского (siècle des lumières ) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали .

Просвещение - общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки - 1689-1789 года.

Предпосылками и первопричинами эстетической эволюции в обществе были изменения в науке, политике, идеологии, культуре, искусстве. Культура в эпоху Просвещения вела борьбу за торжество «царства разума», прежде всего обусловленного развитием науки. Его основой должен был стать принцип «естественного равенства», с вытекающими из него принципами политической свободы и гражданским равенством.

Просветителями стали убежденные материалисты и идеалисты, которые признавали разум, как основу познания и поведения людей. Философские течения общественной мысли в культуре эпохи Просвещения представляли собой некое единство, которое выражалось в целях и идеалах - свобода, веротерпимость, благосостояние и счастье, отказ от насилия, вольнодумство, а так же критический взгляд к любым авторитетам.

Научное знание, ранее доступное лишь узкому кругу ученых, распространяется далеко за пределы лабораторий и университетов. Наука постепенно становится предметом обсуждения деятелей культуры, популярно излагающих самые последние достижения философии и науки.

Известные люди эпохи Просвещения происходили из разных сословий и классов: начиная с аристократии и дворян, заканчивая служащими торгово-промышленных комплексов. В каждой из стран культура эпохи Просвещения носила отпечаток национальной самобытности.

После революций и гражданских войн в 17-18 веках сгладились противоречия в обществе, развивался парламентаризм, что привело к укреплению политической борьбы в правовом поле. Церковь не противопоставляла саму себя Просвещению и в определенной мере даже соответствовала его идеалу веротерпимости. Все это способствовало бурному развитию культуры. Сохранился баланс между традиционными ценностями, хранителем которых была церковь и особыми новаторскими, которые несла культура эпохи Просвещения.

Художественная культура 18 века - это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание.

Искусство Европы18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях.

Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму.“Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения.

Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто.

Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу, причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. Индивидуальное восприятие, настроения, отраженное в эскизах, иногда оказывают эмоциональное и эстетическое действие, чем полностью законченное произведение. Гравюра и рисунок ценятся выше живописных полотен, поскольку устанавливают более выраженную связь между зрителем и художником. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. У художников 18 века в работах усиливается декоративное восприятие цвета, картины начинают украшать то место, в котором они находятся.

Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.

Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений - духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”.

В бесконечных спорах между ними зарождались современные теории прав человека, как независимого гражданина и части гражданского общества, демократии в правовом государстве, этики индивидуализма и рыночной экономики.

На смену старой идеологии, феодализма пришло время экономистов, философов, социологов и литераторов эпохи Просвещения.

Культура эпохи Просвещения.

Кон. 17 –нач. 18 вв. Получили название «Эпохи Просвещения» или «Век Разума»

Начинается этот период в Англии в 1689г. Затем получает распространение во Франции и Германии. И заканчивается эта эпоха Великой Французской революцией в 1789г.

Признаки эпохи просвещения:

· Идея равенства всех людей перед законом, перед другими людьми, обществом.

· Победа разума. Избавление от всех социальных бед просветители видели в распространении знаний. Своей задачей они считали распространение знаний, учить простых людей.

· Исторический оптимизм. Представители этой эпохи верили в возможность изменить человека к лучшему, создания справедливого общества.

В политической, экономической и культурный жизни шел процесс отказа от феодальных отношений и становление капитализма.

Эпоха Просвещения была периодом бурного развития философии и дух. к-ры Видным английским философом 2-ой пол. 17 в. был Джон Локк. В его трудах была сформулирована программа англ. Просвещения. Он считал, что человеку принадлежит три основных права: на жизнь, на свободу, на собственность.

Французское просвещение представлено:

· Шар Луи Монтере. Он выступал с острой критикой абсолютизма, деспотизма и противопоставлял им идеалы политической свободы.

· Вольтер работал в разных жанрах: трагедии, истор. сочинения, философ. романы, политические трактаты и статьи. Он выступал против церкви и клерикализма, осмеивал мораль феодального общества, абсолютизма.

· Жан Жак Руссо – учение сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход он видел в нравственном воспитании, материальном и политическом равенстве. Считал, что мораль зависит от политики и общественного строя.

Видным деятелем французского просвещения был Дени Дидро. Он возглавил издание 35-томной энциклопедии «Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это был полный свод знаний об окружающем мире. Он издавался с 1751 по 1772 Немецкое просвещение формировалось под влиянием философа Христиана Вульфа. У него культ разума сочетался с глубоким уважением христианской религии. Особенность немецкого просвещения состоит в том, что инициатива распространения новых идей исходила от короля Фридриха Великого.

Видным представителем немецкого просвещения был профессор Кенигсбергского университета Эммануил Кант. Он сформировал принципы морального и интеллектуального освобождения человека. Обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение госуд. и общественного строя, который предполагал путь постепенных реформ, исключающих насилие.

Эпоха просвещения являлась поворотным пунктом в духовном развитии Европы. Просветители создали новую систему ценностей, обращенную к человеку и не зависимую от его социальной принадлежности. Эта система стала основой для западно-европейской цивилизации. Просветители большое внимание уделяли искусству. Так как видели в нем важное средство просвещения.

Западноевропейское искусство 18-го века представлено следующими направлениями: классицизм, сентиментализм, реализм.

На рубеже 17-18 вв. происходят и изменения в культуре. Центром культуры 18 в. Становится Франция.

В 18-ом в. измение отношения к различным видам искусств. Живопись уступает свое первенство музыке.

На 18-ый в. Приходится деятельность следующих знаменитых скрипичных мастеров: Шати, Страдивали, Гварнери.

На 18 в. Приходится деятельность следующих музыкантов: итальян.(Вивальди), расцвет Венской школы (Гайдна, Моцарта), Немецкой школы (Бетховен, Бах).

Реформу оперы провел композитор Глюк.

Ведущим жанром литературы просвещения были сатирический и семейно-бытовой роианы, философская повесть и драма.

Писатели просвещения пытались приблизить литературу к жизни и через лит-ру преобразовать общественные нравы.

Немецкая лит-ра представлена Фридрихом Шиллера(исторические драмы) : «Арлианская дева», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт».

В это время начинается развитие и реалистического направления: Джонатана Свифта(«Путешествия Гуливера»), Даниэля Дефо («Робинзон Крузо»).

Против утонченного искусства рококо выступали многие представители просвещения во главе с Дэни Дидро. Они требовали искусства, которое бы правдиво отображало жизнь, и будет оказывать благотворное влияние на общество.

Основным направлением был классицизм, который накануне Вел. Французской револиции проявился в форме так называемого революционного классицизма. Главой этого направления стал франц. художник Жан Луи Давид. Наиболее известные его картины: на античный сюжет («Клятва Горация»), в реалистичной манере («Убийство Марата»).

В это время развивается реалистичное направление в живописи Жан Батист Шарден. Он пишет натюрморты, жанровые картины в которых изображает домашнюю жизнь.

Видным испанским художником был 18-19 в. Франсиско Гойя. Он был придворным художником, но его картины отличались острой характеристикой и гратеском. Наибольшей известностью пользуются офорты(оттиски) Гойя, которые назывались Капричес.

Выдающимся французским скульптором был Этьен Морис Фальконе. Он руководил Севрской фарфоровой мануфактурой. Создавал мелкую пластику из бисквита (не глазированный фарфор). Он является автором «Медного всадника».

В рамках просвещения возник сентиментализм. Его последователи считали, что преодолеть социальные бедствия и преобразовать общество путем просвещения и перевоспитания не удалось и сентименталисты обращают своё внимание на чувства людей. Они оценивают человека по его способностям искренне и глубоко переживать.

Героями произведениями были люди ничем не примечательные. Основной жанр в лит-ре роман в письмах. Большой популярностью пользуются романы Ричардсона и Филдинга.

Большое внимание писатели сентименталисты уделяли пейзажу.

Видным французским художником этого направления был Жан Батист Греза, а в Англии - Томас Гейнсборо. Они пишут женские портреты, жанровые картины.

Европейская к-ра 19в.

Исторические события в нач. 19 в. Были связаны с военными походами Наполеона 1. После свержения Наполеона во Франции была создана конституционная монархия. В 1848 г. в результате революции был свергнут король Буржуа Луи Филипп Бурбон. В 1871 г. в Париже происходит восстание в результате, которого была создана Парижская коммуна. После поражения коммуны устанавливается республиканская форма правления, которая постепенно приобретает современный вид.

Во 2-ой пол. 19 в. Австрия утратила положение великой державы. Однако в 1868 г. по соглашению с Венгрией было образовано единое гос-во Австро-Венгрия.



Похожие статьи
 
Категории