Когда наступает православное рождество в году. Рождество Христово: как праздновать, рождественский стол и народные традиции

17.07.2023

Православные христиане в субботу отмечают Рождество Христово - один из двух, наряду с Пасхой, важнейших церковных праздников. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эту ночь по традиции совершил рождественское богослужение в главном храме страны - кафедральном соборном храме Христа Спасителя, на которое пришли несколько тысяч верующих, в том числе представители государственной власти.

Также в этот день предстоятель Русской православной церкви посетит Центральную клиническую больницу Святителя Алексия на Ленинском проспекте, поздравит детей, приглашенных на Патриаршую Рождественскую елку в храме Христа Спасителя, и проведет оттуда же рождественский телемост с космонавтами Международной космической станции.

Рождественское послание

Праздник Рождества по учению Церкви символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Патриарх в своем рождественском послании 2017 года напомнил, что христиане должны не только призывать других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами стараться воплощать эти идеалы в своей повседневной жизни, и в первую очередь через служение ближним. "Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры", - говорится в обращении.

Предстоятель РПЦ, в частности, обратил внимание на то, что в 2017 году исполняется ровно сто лет с момента "событий, радикально изменивших жизнь России" - "ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата".

"Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение", - отметил Кирилл.

Первоиерарх Русской церкви выразил благодарность Богу "за явленное всему миру чудо - воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых - видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей".

По словам патриарха, в последние десятилетия в жизни соотечественников "было и остается ныне немало трудностей и испытаний", однако "все они временны, а потому и не страшны". "Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь", - говорится в патриаршем послании.

Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, в день праздника Рождества Христова глава РПЦ по традиции посетит социальное учреждение - больницу, относящуюся к Московской патриархии и носящую имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

"Здесь патриарх осмотрит новые отремонтированные лечебные блоки, встретится с персоналом больницы, и особенным событием станет посещение им новооткрытого паллиативного отделения", - рассказал Волков. Он уточнил, что в этом отделении могут проходить лечение не только жители Москвы, но и других регионов, - больные как онкологическими, так и другими тяжелыми заболеваниями.

"Патриарх уделяет особое внимание социальному служению и всегда подчеркивает исключительную важность этой составляющей церковной работы, и в том числе и сам подает пример всей Церкви", - сказал священник.

Собеседник агентства, в частности, отметил, что, как и на свое 70-летие в конце прошлого года, так и на Рождество 2017 года патриарх "благословил все те деньги, которые настоятели московских храмов планировали на приобретение для него традиционных поздравительных букетов к Рождеству, направить на социальный счет больницы Святителя Алексия на приобретение для нее необходимого оборудования". По данным патриаршей пресс-службы, в ходе предыдущей подобной акции в ноябре прошлого года было собрано около 2,5 миллиона рублей для закупки медицинского оборудования, и "в дальнейшем эта практика будет продолжена".

"Также в этот день по сложившейся практике патриарх поздравляет экипаж Международной космической станции. Уже на протяжении нескольких лет он выходит на связь с МКС посредством видеосигнала, так же будет и в этот раз: в храме Христа Спасителя, перед началом рождественской вечерни, патриарх пообщается с российскими членами экипажа МКС - преподаст благословение, поздравит с Рождеством Христовым", - сказал Волков.

Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви - Иерусалимская, Сербская и Грузинская, а также афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

Республика Молдова далеко не уникальна в этом плане. Кроме нашей страны официально двойное Рождество 25 декабря и 7 января празднуют ещё в четырёх странах мира.

Так когда родился Иисус?

День рождения Иисуса Христа - Рождество - является одним из главных христианских праздников, который отмечают и католики, и православные, и протестанты. Это государственный праздник в более чем 100 странах мира: ежегодно его отмечает большая часть населения планеты.


Принято считать, что Спаситель родился 25 декабря, хотя в Библии нет прямого ответа на вопрос: “Когда родился Иисус?”. Дата 25 декабря впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году, а в 337 году Римская церковь официально постановила считать 25 декабря днем Рождества Иисуса Христа. Однако вопрос о реальной дате (а также реальном годе) рождения Спасителя всё ещё является спорным и однозначно нерешенным.

Попытки установить год рождения Иисуса Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов) не привели к конкретной дате, но считается, что, по-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 гг. до н.э. Во всяком случае, согласно Библии, Иисус родился “во дни царя Ирода”, который, как было точно установлено, умер в 4 г. до н.э. Тем не менее, сегодня мы пользуемся ошибочным летоисчислением, введенным римской церковью в 533 году. В его основу были положены расчеты архивариуса Папы Римского, скифского монаха Дионисия Малого, произведенные в 525 году.

В 1278 г. от основания Рима Папа Иоанн Первый поручил Дионисию составить пасхальные таблицы. Для удобства их составления Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова, а затем предложил Иоанну Первому ввести новое летоисчисление - до и после Рождества Христова. Однако в своих расчетах Дионисий допустил ряд грубых ошибок: как считают некоторые исследователи, при подсчете сроков правления Римских императоров он просто проглядел четыре года из правления императора Августа (он не учёл, что данный император в начале своего правления несколько лет царствовал, как Октавиан, а потом ещё и как Август). Так что реальный Иисус был несколько старше, чем официально считается церковью.

Летом 1996 г. в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй признал, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5-7 лет раньше новой эры - “официального” Рождества Христова. Тем не менее, исправлять ошибки Дионисия Малого (а в своих расчётах он, к тому же, еще не использовал “0”, потому что в Европе в то время было не известно это математическое понятие) сейчас, естественно, никто не будет.

Такая же путаница возникла и с датой рождения Иисуса Христа. Одно из основных указаний на время его рождества - это рассказ о Вифлеемской звезде в Евангелии Матфея. Её символ сейчас украшает все рождественские ёлки.

Скорее всего, волхвы наблюдали реальное астрономическое явление. Наиболее вероятным “кандидатом” в Вифлеемские звезды учёные называют вспышку новой или сверхновой (другие версии - комета Галлея, соединение планет, гелиактический восход).

В 1977 г. английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон провели анализ китайских и корейских астрономических хроник за период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. и отождествили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течении 70 дней вспышкой яркой новой звезды весной 5 г. до н.э. Причём им удалось довольно точно установить ее небесные координаты. Астрономические расчёты подтвердили, что весной того года ее яркое сияние могло наблюдаться в Персии, откуда пришли волхвы, а в целом - от Сирии до Китая и Кореи, низко над горизонтом, перед восходом солнца - все точно по Евангелию Матфея. Путь из Персии в Иерусалим занимал не менее 5-6 месяцев, следовательно, волхвы прибыли в царство Ирода Великого осенью 5 г. до н.э. - скорее всего, в конце сентября или в октябре, и к тому моменту они уже наблюдали Святое семейство с младенцем Иисусом.

Из расчётов сторонников версии, что Вифлеемская звезда - это комета Галлея тоже выходит, что Иисус должен был родиться где-то между первыми числами сентября по 7-е, но уж никак не 25 декабря. О том, что Спаситель мог родиться в конце сентября - начале октября свидетельствуют и некоторые косвенные указания в Библии: например, время зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который, судя по текстам, был на 5-6 месяцев старше Иисуса. Еще одно косвенное подтверждение этого вывода - указание евангелиста Луки о переписи по указу римского кесаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие было довольно затруднительным и дорогостоящим, а декабрь и январь - достаточно холодные месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Кстати, Свидетели Иеговы считают, что Христос родился именно в начале октября. Однако церковное празднование Рождества Христова было закреплено за 25 декабря.

Современные ученые считают, что это было сделано намеренно, и связано не столько с реальными изысканиями возможных сроков рождения Спасителя, сколько с политической конъюнктурой того времени. Дело в том, что даже после принятия христианства язычество у римлян не теряло своих позиций. С особенно большой пышностью 25 декабря отмечался праздник поклонения солнцу - Dies Natalis Solis Invicti (Рождество Непобедимого Солнца), установленный в 274 г. императором Аврелианом. Чтобы устранить языческие традиции в 337 г. Римская церковь официально и постановила считать 25 декабря днём Рождества Иисуса Христа.

“Католическое” и “православное” Рождество

Обычно считается, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, а 7 января - православное. На самом деле это не так.

В ночь с 24 на 25 декабря Рождество Христово празднуют не только католики, но и лютеране и другие протестанские конфессии, а также 11 Поместных Православных Церквей мира (они пользуются не “католическим” григорианским календарём, а так называемым “новоюлианским”, который пока совпадает с григорианским - расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году).

А вот в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают ряд православных церквей, оставшихся в старом стиле (Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская), афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, Армянская Апостольская Церковь (отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия), греческие старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви, православные арабы в Иерусалиме, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и часть российских протестантов. В 2014 г. к юлианскому календарю после отмены соборного решения 1924 г. о введении нового стиля вернулась и Польская Православная Церковь.

На самом деле различается не дата Рождества Христова, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря, используют современный - григорианский календарь. Остальные отмечают рождение Спасителя тоже 25 декабря, но по юлианскому календарю, а эта дата в григорианском календаре в XX и XXI веках приходится на 7 января. Но так будет не всегда. Уже через век разница между стилями будет составлять не 13, а 14 суток. Следовательно, в XXII веке наши потомки будут отмечать Рождество 8 января по старому стилю, а через два века - 9 января.

Юлианский календарь был введен в 45 г до н.э. Юлием Цезарем. Согласно ему, год начинается 1 января, насчитывает 365 дней, каждый четвертый год является високосным, когда в феврале добавляется еще один день - 29 февраля. Однако юлианский календарь не учитывал ещё одного дня, который накапливался каждые 128 лет.

В 1582 г. папа Римский Григорий XIII признал юлианский календарь неточным (у духовенства возникли проблемы с расчетом даты Пасхи). В нём нашли ошибку: отставание календарного учёта от астрономического. В итоге 4 октября 1582 г. в католических странах Григорием XIII был введен новый, “григорианский” календарь, который сегодня используется в большинстве стран мира. На момент проведения реформы 1582 г. между датами в юлианском и григорианском календарях возникло расхождение в 10 дней.

Православная традиция, сохраняя истинный расчет даты Пасхи, в отличие от католической церкви, не перешла на григорианский календарь, и все расчеты православных событий ведет по старому - юлианскому календарю. Правда, в 1923 г. по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Так появился не принятый всеми Православными Церквями и их отдельными подразделениями т.н. “новоюлианский” календарь, на данный момент совпадающий с григорианским.

Так что христианские церкви и конфессии сегодня используют сразу три календаря - юлианский, новоюлианский и григорианский. Отсюда и расхождение в праздновании Рождества Христова и других христианских праздников.

Рождество с политическим привкусом

В Молдове первую попытку отпраздновать Рождество “по-европейски” предпринял кишинёвский мэр Дорин Киртоакэ. Было это в 2007 году и вылилось в знаменитые “ёлочные войны”.

В декабре 2007 г. генпримар Кишинёва распорядился нарядить ёлки в городе, включая “центральную” зелёную красавицу, 10 или 15 декабря - чтобы “Кишинёв в этом плане шёл в ногу с крупными европейскими городами”. Вице-мэр Анна-Лучия Кулев на заседании мэрии отрапортовала, что к 25 декабря в честь Рождества по новому стилю будет подготовлена праздничная культурно-художественная программа.

В общем, отмечать “европейское” Рождество столичное руководство собиралось с размахом. Однако правящие на тот момент центральные коммунистические власти запретили мэрии устанавливать рождественскую ёлку на центральной площади Кишинёва ранее 30 декабря. Киртоакэ не послушался. Ёлка была установлена. К ней - для охраны - были приставлены двое активистов Либеральной партии. Тем не менее, той же ночью “ёлка Киртоакэ” внезапно “переехала” с центральной площади города в близлежащий парк.

В 2008 г. операция “Brad de craciun” повторилась. Только на этот раз “ёлке Киртоакэ” сначала не дали доехать до столицы (на пути в Кишинёв она была перехвачена полицией, заявившей, что на ёлку нет документов, значит перевозить её запрещено), а потом у мэрии возникли проблемы с ёлочными украшениями. 25 декабря вновь не получилось.

Всё изменилось в 2009 г., когда к власти пришёл “Альянс за евроинтеграцию”. В ноябре 2009 г. правительство Владимира Филата, несмотря на возмущение православного духовенства, единогласно проголосовало за объявление 25 декабря выходным праздничным днём. Молдавская митрополия тут же направила правительству письмо с просьбой пересмотреть своё решение по Рождеству, так как это религиозный, а не светский праздник, а религиозные праздники определяются по церковному календарю.

“Если власти приняли это решение с учётом того, что другие религиозные конфессии отмечают Рождество 25 декабря, то и в этом случае возникает не меньшее недоумение. Православная церковь в Молдове уважительно относится к представителям всех конфессий, официально зарегистрированных на территории нашей страны, однако объявление выходного дня на национальном уровне для праздника религиозного меньшинства кажется странным”, - говорилось в заявлении Митрополии (по переписи населения 2004 г. 93,3% граждан Молдовы причисляли себя к православным христианам, а по переписи 2014 г. эта цифра составляла 96,8%).

Двусмысленность ситуации, по мнению православного духовенства, также заключалась в том, что был не ясен мотив данного решения правительства, поскольку и Митрополия Молдовы, и Митрополия Бессарабии в соответствии со своим статусом следуют юлианскому календарю, который исключает возможность празднования Рождества 25 декабря. “Мы живём в стране, где люди чтят праздники и традиции, которые характеризуют нас, как народ, а также нашу культуру. Мы не вправе терять то, что унаследовали и предавать свою идентичность”, - подчёркивалось в заявлении Митрополии.

Однако правительство, заявив, что хочет идти в ногу с Европой, объявило 25 декабря выходным и праздничным днём и в 2010, и в 2011, и в последующие годы. А кишинёвская мэрия вообще отказалась от какого-либо празднования Рождества 7 января. Столичные власти тогда так прокомментировали новый подход к Рождеству Христову: “Празднование Рождества было организовано 25 декабря на площади Великого национального собрания музыкой и танцами. 7 января никаких мероприятий не будет”.

Окончательную точку в вопросе празднования Рождества в РМ поставил парламент в 2013 г. 20 декабря 2013-го законодательный орган в окончательном чтении утвердил поправки в постановление о днях памяти, праздничных днях и днях отдыха в Республике Молдова, согласно которым 25 декабря, когда празднуется Рождество по новому стилю, было объявлено официальным выходным днём наряду с 7 и 8 января (Рождество по старому стилю). Находившиеся в оппозиции коммунисты тогда заявили, что теперь, по логике вещей, официальными выходными в Молдове следует также объявить католическую Пасху, еврейский новый год и Рамадан, поскольку представители этих религий и конфессий также представлены в Молдове, составляют религиозное меньшинство и теперь вправе требовать удовлетворения своих прав, раз прецедент положен.

Таким образом, Республика Молдова официально уже десять лет дважды празднует Рождество - по григорианскому и юлианскому календарю, но это не является чем-то уникальным. Дважды празднуют Рождество и в ряде других стран. Например, в Беларуси, Ливане, Эритрее и Украине. Причём позже всех к рождественскому дублю пришли на Украине - в 2017 г. и тоже из политических соображений. Как заявил в декабре 2017 г. спикер Верховной Рады Андрей Парубий, новый закон о Рождестве “освободил Украину от московской ментальной оккупации и вернул в семью свободных народов мира”.

А вот в Белоруссии двойное Рождество является устоявшейся традицией по другой причине: страна находится на пересечении сфер влияния двух конфессий - православия и католицизма, и двойное Рождество здесь используется как символ объединения народа и взаимопонимания между католической и православной церквями.

“Представители православной церкви принимают участие в праздновании Рождества 25 декабря, мы принимаем участие в праздновании Рождества 7 января. Людям это нравится, они видят, что мы ведем себя как братья. Я не вижу в этом никакой проблемы. Так люди хотят, поэтому так и будет продолжаться”, - заявил белорусской прессе в 2017 г. католический архиепископ - митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Так что где-то двойное Рождество разделяет общество, а где-то наоборот - объединяет.

В Республике Молдова граждане в этом вопросе стараются не разделяться - большинство не осуждает тех, у кого праздник 25 декабря и с удовольствием в этот день отдыхает, а празднует Рождество по традиции, унаследованной от предков -7 и 8 января.

Владислав Бордеяну

Католики отмечают Рождество немного раньше, чем православные верующие. Великое событие ежегодно празднуется в конце декабря.

Для католической церкви Рождество является главным религиозным праздником. Ежегодно 25 декабря католики вспоминают удивительную историю этого события, украшают свои дома и дарят своим близким рождественские подарки. Несмотря на то, что каждая церковь отмечает этот день в соответствии со своей верой, все же некоторые традиции схожи.

Католическое Рождество в 2017 году

Ежегодно католическое Рождество выпадает на 25 декабря, а православное — на 7 января. Почему же один и тот же праздник отмечается в разные дни? С 1582 года многие страны мира стали исчислять время, следуя Григорианскому календарю, именно поэтому большинство религиозных событий у католиков и православных верующих не совпадают. Православная церковь рассчитывает события по Юлианскому календарю, где Рождество Христово выпадает именно на 7 января.


Разница в датах празднования Рождества не отразилась на значимости праздника. В этот день верующие отмечают рождение Великого Младенца, который стал Спасителем всего человечества. Его явление в мир стало настоящим чудом. Господь выбрал Деву Марию Матерью Иисуса Христа, и послал Ангела оповестить ее об этой новости. Муж ее Иосиф сначала не поверил в это и грозился аннулировать брак. Однако посланник Божий объяснил ему, что этот ребенок — благословение Царя Небесного, и Иосифу необходимо растить и любить его, как родного сына. Еще до родов пара отправилась в Вифлеем с надеждой поселиться в гостинице, но им это не удалось. Мария и Иосиф были вынуждены расположиться в хлеву. Первыми Сына Божьего увидели пастухи. Звезда, засиявшая в Вифлееме, привела туда также трех мудрецов, которые принесли в дар ребенку золото, ладан и мирру. Ирод, узнав о появлении Божественного Младенца, решил убить всех детей до двух лет, но Иисус Христос смог избежать смерти. Ангел явился к Иосифу и предупредил его о злых намерениях царя, и они вместе с ребенком и Марией отправились в Египет, где и прожили до смерти Ирода.

Как празднуют Рождество католики

Рождество является одним из двунадесятых праздников и относится к числу непереходящих. Как у католиков, так и у православных верующих дата Рождества неизменна. Несмотря на единую историю праздника, традиции этого дня все же отличаются.

Рождественский пост — своего рода подготовка к Рождеству Христову. Люди очищают тело и душу и готовятся достойно встретить Великого Младенца. У католиков этот период называется Адвента, и длится он четыре недели.


Украшение дома венками из еловых веток со свечами — еще одна католическая рождественская традиция. Круглая форма венка символизирует вечную жизнь, зеленый цвет — воплощение жизни, огонь — свет, которые освещает весь мир в день Рождества.

В домах и церквях устанавливают фигурки Девы Марии и Младенца Христа. Это также могут быть елочные игрушки , инсталляции и просто картины.

В Рождество католические верующие посещают мессу — рождественскую церковную службу. Во время ее проведения священник укладывает в ясли фигуру в виде Младенца Божьего и освящает ее. В этот момент люди могут почувствовать себя участниками этого Великого события.

Рождественские угощения в каждой стране разные. В Англии и Америке принято подавать на стол индейку, в Испании — свинину, а в Латвии — рыбу. Блюд обязательно должно быть много, чтобы гости ушли сытыми и довольными.

Для православных верующих Рождество наступит лишь 7 января. Однако еще до его наступления вы можете узнать, что ожидает вас в 2018 году. Рождественские гадания намного сильнее и правдивее, чем обычные, ведь именно в этот день мы можем достигнуть единения с Высшими силами.

Сегодня, 7 января 2020 года, восточные христиане отмечают великий праздник, который входит в число двунадесятых. Верующие справляют Рождество Христово. Верующие считают, что в этот день на свет появился Иисус Христос, и это великий день для всего христианского мира. Примечательно, что праздник справляют в более ста странах мира.

7 января Рождество Христово у восточных христиан, чем отличается от праздника у других

У западных и восточных христиан существует разница в праздновании Рождества. Западная церковь придерживается Григорианского календаря и справляет Рождество 25 декабря, тогда как Восточная церковь ориентируется на Юлианский календарь и отмечает Рождество 7 января. Восточная церковь справляет Рождество через 9 месяцев после Благовещения (7 апреля) когда архангел известил Деву Марию, что ее избрали для великого будущего христианского мира.

Непорочная Дева Мария 7 января даровала миру младенца Иисуса. Сын Божий прибыл на землю в Вифлееме, в пещере, где держали животных. За неимением колыбели младенца пришлось положить в ясли, которые служили кормушкой для животных.

Местные пастухи первыми поклонились Спасителю. Считается, что пастухов о рождении Сына Божьего известил Ангел. В это же время с Востока путь уже держали древние мудрецы, которые знали, что в скором времени Бог пошлет на Землю своего сына. Иисус появился на свет именно в этот момент. После грехопадения Евы у человечества появился второй шанс заслужить прощение Всевышнего и обрести бессмертие.

Мудрецы пришли к Иисусу не с пустыми руками, они даровали ему золото, ладан и смирну. Золото традиционно даровали царям и правителям, оно является олицетворением признания силы и власти на Земле. Ладан – это знак принятия Господа, а смирну дарят как напоминание о смертности младенца, что присуще каждому человеку.

В ночь с 6 на 7 января в церквях и храмах традиционно проводят службы, где в песнопениях рассказывают об истории Иисуса. Перед Рождеством проходит строгий пост, он завершается с восхождением на небе первой звезды. Эту звезду христиане ожидают с нетерпением, считается, что это Вифлеемская звезда. Если верить преданиям, именно эта звезда указывала путь мудрецам к пещере, где появился Иисус Христос.

К Рождеству всегда готовятся заранее. Возле каждого храма делают импровизационную пещеру с яслями, в которых находится ребенок. Все верующие, которые приходят на службу, крестятся перед яслями и возносят молитвы. Рождество – это семейное торжество. Взрослые в это время рассказывают детишкам о празднике, а дети охотно принимают участие в процессе подготовки к нему. Когда на небе появляется заветная звезда, после службы христиане усаживаются за праздничный стол и начинается ночная трапеза. У каждой семьи собственные традиции празднования рождества.

Особенности и традиции праздника Рождество Христово, 7 января 2020 года

Ежегодно перед Рождеством христиане стараются придерживаться строжайшего рождественского поста, который берет начало 28 ноября и завершится 7 января. Во время поста верующие стараются очиститься духовно и покаяться в своих грехах.

Перед Рождеством люди справляют так называемый «Сочельник», который берет свое название от слова «Сочиво». Сочиво – это вареный рис или зерна пшеницы, которую традиционно едят с компотом из сухофруктов. Сочельник также называют Святой Вечер. Православные готовят 12 постных блюд (в честь 12 учеников Христа), и перед Рождеством готовят традиционное блюдо «Сочиво» (Кутья).

Одной из самых древних традиций Рождества и Сочельника является колядование. В ночь перед рождеством дети и подростки носят по домам рождественскую кутью, поют рождественские песни и поздравляют людей с праздником, хозяева домов в свою очередь благодарят гостей денежными средствами или сладостями. В Древней России было принято на Рождество ходить и навещать больных и одиноких людей, раздавать еду и деньги бедным.

Главные обычаи и традиции на Рождество

  • с раннего утра на Рождество принято ходить по домам и колядовать;
  • во время колядования принято наряжаться в различные костюмы и поздравлять прохожих с Рождеством;
  • когда наступает полночь с 6 на 7 января, нужно распахнуть окна и двери, таким образом Рождество попадет в дом;
  • на Рождество заканчивается пост, в это время принято готовить 12 не постных блюд;
  • вечером на Рождество за ужином в очередной раз собирается все семейство, чтобы отпраздновать появление Христа на свет;
  • на Рождество в церквях проводят три богослужения: в полночь, на рассвете и днем, в это время нужно посетить церковь, если вы верующий;
  • в этот день родители рассказывают детям библейские истории о рождении Христа и пытаются просвещать их духовно.

7 января (25 декабря 2017 года по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Неделя 31-я по Пятидесятнице (тридцать первый воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Светлый праздник Рождества Христова . Завершение Рождественского (Филиппова) поста, начало святок. Далее коротко расскажем об этом торжественном дне, главном среди великих двунадесятых праздников, по значимости и торжественности в православной традиции уступающем только Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней .

"С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!" — эти слова пророка Исаии, ставшие одним из главных богослужебных песнопений сегодняшней Рождественской ночи, известны многим. Но в чем же их главный смысл, помимо того, что и так очевидно: благоговейно-торжественного осознания нашего пребывания вместе с Самим Богом? Кто же такие эти "языцы", которым настоятельно рекомендуется уразуметь столь радостный для каждого христианина факт и покориться Господу?

Рождественское обращение Святейшего Патриарха Кирилла

Начнем издалека. Нет, не с предвечного Рождества Сына Божия, которое для всех нас является Тайной, но о котором тоже очень важно помнить, не забывая, что в эти зимние дни мы празднуем рождение Христа именно "по плоти", когда от Девы Марии, нашей Пресвятой Владычицы вочеловечился Спаситель всего мира.

Миллиарды людей на нашей планете прекрасно знают: это произошло немногим больше двух тысячелетий назад в простой пещере, предназначенной для домашнего скота, в городе Вифлееме (ныне — небольшой арабский городок в многострадальном Государстве Палестина, а в те далекие времена — селение принадлежавшей Римской империи Иудеи).

Как и любое крупное государство, Римская империя во времена правления своего основателя Октавиана Августа (27 год до Рождества Христова — 14 год от Рождества Христова) регулярно проводила перепись населения. Так, во время одной из них и оказались в Вифлееме (месте, откуда происходил их род — род Царя Давида) юная Дева Мария и Ее названный муж, праведный старец Иосиф Обручник.

Оба они еще со дня Благовещения знали, кого носит во Чреве Пресвятая Дева, однако едва ли представляли, что Сын Всевышнего, Богочеловек родится в скотских яслях, среди сена и соломы. Конечно, и знатоки Писания из иудеев ведали (еще от пророка Михея, жившего восемью столетиями ранее), что именно в Вифлееме родится Царь царей, но могли ли они представить, что это произойдет именно так?

"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).

Рационально мыслящий человек никогда бы не извлек из подобных слов возможность смиренного самоуничижения Владыки мира. Напротив, иудеи ждали того, кто воцарится в Израиле в земной славе и покорит им все народы мира. Особенно это ожидание обострилось в годы, когда римляне покорили гордых потомков Авраама. И лишь немногие в ту великую ночь радовались Рожденному и славили его. Первыми были простые пастухи, которым явился Ангел Господень и сказал:

"Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове".

Ну а затем, в лице восточных мудрецов-волхвов (в западнохристианской традиции их считают даже царями), свои колени перед Богомладенцем образно преклонили как раз "все языцы", то есть все народы языческого мира (пройдет не так много времени, и Христа уже в буквальном смысле примут, покорившись Ему, многие народы Евразии и Северной Африки):

"Падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну" (Мф. 2, 11).

Земное служение Спасителя — далеко впереди. Мир еще не просвещен Его проповедью. Впереди и предательство одного из учеников, и Страсти Господни, и Его Распятие... И конечно, Воскресение Христово, ставшее главным Событием всей земной истории. А пока Царь царей — маленький и беззащитный. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника — одном из его главных молитвословий:

"Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог..."

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Рождества Христова

Нам же, православным христианам, стоит, подобно простым пастухам и мудрецам-звездочетам, поклониться Богомладенцу, покориться Ему. А для этого нужно всего лишь прийти в храм на Рождественскую службу. Это можно сделать и ночью, и утром. Главное, не забыть подарки. Нет, не золото, ливан и смирну, а свои молитвы, покаяния, добрые мысли и дальнейшие дела. Ну а потом можно порадоваться и праздничному столу.

С праздником, православные! С Рождеством Христовым!

"Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися..."



Похожие статьи
 
Категории