Коми пермяцкие узоры. Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе

08.06.2019

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народный коми орнамент.

Цель: углубить представление учащихся о знаках-символах в народном коми орнаменте. Развивающие задачи: * Развивать навык составления узоров из различных элементов. * Способствовать развитию воображения. Воспитательные задачи: *Воспитывать аккуратность. *Вызвать интерес к искусству коми народа.

Орнамент – это украшение изделия (вещи) различными геометрическими, растительными, животными элементами.

Орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение; Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. Пояса были вязаные из шерсти, тканые из ниток, плетёные, кожаные; узкие и широкие.

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы (мотивы): точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются.

Очень распространено было узорное вязание. Узор выглядит так, словно элементы орнамента разных цветов вкладываются один в другой. А для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор выполнял роль оберега.

Орнаменты можно разделить на несколько основных групп: -одни связаны с орудиями труда и другими предметами(зубья, пилы, крест, компас…)

Другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…) -третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…)

Четвёртые являлись изображением фигур людей.

Распредели орнаменты по группам. Растительный Животный Предметный

Распредели орнаменты по группам. Фигуры людей Животный Предметный мужчина женщина Рога молодого оленя компас Рога взрослого оленя Коровьи рога Бараньи рога Ошейник оленя Ошейник коровы звезда

Роспись рукавички элементами коми орнамента (работа учащихся).

Литература: 1. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми.1980. 2. Историко-культурный атлас Республики Коми. Москва. 1997. 3.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки Сыктывкар.1994. 4.Климова Г. Текстильный орнамент коми. Интернет-ресурсы: foto.mail.ru › Фото › НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ 1/6 части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Варежка, шарф, шапочка... На первый взгляд, - обычная вязаная вещь. Да, разный цвет, разные узоры. А вы задумывались, что у каждого символа в орнаменте - свое значение, свой сакральный смысл?

Мифология коми очень интересна. Коми поклонялись священным деревьям и верили, что после смерти душа человека вселяется в дерево. Почитали они и животных. Наиболее значимые у коми - это культ медведя (Ош ) и миф об утке - прародительнице всего живого на земле.

У древних коми, мир делился на 3 части: верхний мир (там жили боги, летали птицы и светило солнце), средний мир (мир животных и людей) и нижний мир (рыбы и духи, олицетворявшие материальные ценности и подземный мир). Символика орнаментов тесно связана с этими представлениями.

У орнамента коми много разновидностей, у него есть общие черты с орнаментами славян и финно-угорских народов. Не удивительно, ведь у Коми много соседей: Вологодская, Кировская, Архангельская области, Пермский край, Ненецкий, Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Особую разновидность орнаментов удалось сохранить жителям Усть-Цилемского и Ижемского районов. В результате всего этого в каждом районе сформировалась своя художественная разновидность орнамента, все вместе они создают неповторимый облик узорного вязания народа коми.

Эти символы появлялись на предметах быта или одежды не случайно. Они считались обережными - то есть оберегали хозяина от нечистой силы и от напастей, привлекали удачу и здоровье.

Общих значений цвета у коми нет, в каждом районе были свои предпочтения. Чаще всего, изделия для женщин были более яркие, нарядные, мужские - более спокойные по цветовой гамме, бывают и черно-белые. Но, как правило, красный все же считался обереговым. Часто для контраста у коми использовался черный или темно-коричневый цвет.

ЗИГЗАГИ. Это изображение воды, которая уносит из вашей жизни все негативные моменты. Зигзаг также искажает пространство, не давая нечистой силе влиять на вас.

БЕРЕГИНЯ (у славян Макошь) - это священное женское божество, оберегает женское здоровье, благополучие, семью.

ОЛЕНЬ (оленьи рога). Олень у коми - символ жизни, без него жизнь на севере невозможна. У славян олень исполнен солярной, солнечной символики. Ветвистые рога всегда связывались в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». В способности сменять старые рога на новые усматривалась особая сила обновления и возрождения.

ДОМ - это стабильность, защита, семейное благополучие.

СОЛНЦЕ (у коми ШОНДi) - светлый оберег, он как солнце защищает жизнь, согревает, защищает от нечистой силы. Этот орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды , в других районах Коми - реже .

ОРЕПЕЙ, РЕПЕЙНИК - славянский обережный знак, "цепляющий", притягивающий счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Подходит и женщинам и мужчинам.

РЫБА - символ богатства, материального благополучия. По представлению коми, рыба - представитель нижнего мира, который отвечает в том числе и за материальные ценности.

Ранее на территории Коми - в ходу были серебряные монеты, а чешуя у рыбы выглядит как раз как эти монетки, возможно именно поэтому в коми языке слово «деньги» и «чешуя» называются одинаково - " СЪОМ"

ПОЛЕ (ВИДЗ ) - у коми и у славян - символ плодородия, продолжения жизни. Засеянное поле – это один из главных древнейших символов. К этому символу относились так же трепетно, как к солнцу и воде. Засеянное поле означало достаток и богатство, процветание и успех. Символ позволяет увеличить жизненные силы человека, сделать его уверенней в себе, усиливает способности к деторождению.

Цели:

1. Образовательные:

  • определение роли симметрии в жизни, в природе;
  • преобразование фигур;
  • отыскание изученных геометрических преобразований в орнаментах Коми.

2. Развивающие:

  • развитие кругозора и познавательного интереса на основе практического применения.

3. Воспитательные:

  • обогащение духовного опыта учащихся ценностями региональной культуры;
  • развитие интереса к культуре Коми народа.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес учащихся к изучению математики и познания красоты Коми края.
  2. Сформировать представление о целостности Коми культур.

Гипотеза. Взаимосвязь геометрических понятий и коми национального орнамента.

Актуальность. Хорошо знать культуру наследие своего народа.

  • Симметрия – основополагающий принцип устройства мира.
  • Орнамент – отпечаток души народа – искусства орнамента.
  • Национальный орнамент Коми.

"Симметрия – основополагающий принцип устройства мира"

"Симметрия, как бы широко или узко
мы не понимали это слово, есть идея,
с помощью которой человек пытался
объяснить и создать порядок,
красоту и совершенство".
Герман Вейль.

Симметрия или движение – то неизменность объекта по отношению к каким-либо преобразованиям, выполненным над ним.

Прикоснёмся к удивительному математическому явлению – симметрия. В древности слово "симметрия" употреблялось как "красота", "гармония" ("гармония" в переводе с греческого означает "соразмерность, одинаковость в расположении частей"). Известный немецкий учёный – математик XX столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: "Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство". Понятие осевой симметрии часто используется при решении геометрических задач, при построении графика чётной функции, в архитектуре, в кристаллографии, в разрисовке тканей.

Всё красивое радует нас. Мы невольно отмечаем про себя необычный закат, необыкновенные листья растений, строгие формы кристаллов. Когда мы рассказываем об удивительном, то мысленно еще раз созерцаем. Постепенно у нас формируется картина окружающего мира, мы находим общее в различных предметах.

  • Что же такое симметрия?
  • Какой глубокий смысл заложен в этом понятии?
  • Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?

Оказывается, симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.

Симметрия – это правильность форм и определенный порядок.

Давайте вместе с вами повторим, какие виды симметрии вы уже знаете:

Центральная симметрия , или симметрия относительно точки.

О – фиксированная точка. Любая точка (А) фигуры F переходит в соответствующую точку (В) фигуры F1, т.е. должно выполняться равенство: ОА = ОВ.

Рисунок 1

Осевая симметрия , или симметрия относительно прямой.

J – фиксированная прямая. Любая точка (Х) фигуры F переходит в соответствующую точку (У) фигуры F1, т.е. должно выполняться равенство: ХО = ОУ и ХУ перпендикулярна J.

Рисунок 2

Симметрия поворота.

О – фиксированная точка. Луч ОА переходит в луч ОА1 при повороте на заданный угол и ОА = ОА1 и так выполняется с любой точкой первоначальной фигуры.

Рисунок 3

Параллельный перенос.

Все точки фигуры смещаются в одном и том же направлении на одно и тоже расстояние. В декартовых координатах параллельный перенос задаётся формулами:Х1 = Х + а, У1 = У + b.

Рисунок 4

"Орнамент, как отпечаток души народа"

"Искусство орнамента содержит в неявном виде
наиболее древнюю часть известной нам
высшей математике".

Герман Вейль.

Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства – коврах, гобеленах, вышивке, – мы не задумывались о роли геометрии в создании этих произведений. Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве. Орнамент (от лат. оrnаmеntum – украшение) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов. Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений.

В построении орнамента используют главным образом принцип симметрии. Рассматривая разные композиции, легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть нескольких видов:

  • ленточным (его еще называют бордюром);
  • сетчатым;
  • розетчатым.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов.

В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Русский орнамент , содержит орнаментальную композицию, изображающую женские фигурки. В русских орнаментах присутствуют символы солнца, плодородия, пожелания счастья, материнства, изображались деревья, женские фигурки в сопровождении коней и птиц.

Древний языческий орнамент , на котором изображены две всадницы Лада и Леля, руки которых опущены к земле, где вызревает урожай, а вся композиция насыщена солнечными знаками, принадлежит народам Севера России.

Мордовский орнамент по своему виду напоминает ковер, благодаря плотно положенным стежкам. В нем использовались шерстяные нити, преобладали красные и черные тона.

Татарский орнаменте радует буйством красок растительного орнамента, на котором изображения животных, а тем более людей практически не встречаются. Одна из причин этого – запреты мусульманской религии на изображение живых существ.

Чувашскому орнаменту характерно сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Основные цвета – приглушенно - красный, мареновый с желтым, зеленым, синим.

На украинском орнаменте восхищает естественность живых цветов. В украинском орнаменте преобладают геометрические узоры из розеток, ромбов, звёзд, цветов, изображение которых передаются очень натурально.

Восточный орнамент поражает блеском золотых виньеток и замысловатостью рисунка.

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент – узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

"Национальный орнамент Коми"

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский – с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский – широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский – для которого характерны особенности 1 и 2 групп узоров.

В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

  1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников – представлены в большинстве видов техники.
  2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.

В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:

  • (а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);
  • (б) сетчатые узоры;
  • (в) узоры ассимметричного строения (путанка);
  • (г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны.
Самая распространенная у коми набойка – синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

Получается, что одной из основных частей народного творчества коми является орнамент. Им украшали различные бытовые предметы, в том числе, ткани и меха. Искусство орнамента передавалось из поколения в поколение. Вместе с овладением способов выполнения того или иного изделия развивается чувство ритма, цветовой гармонии, соразмерности.

С точки зрения симметрии всё многообразие орнаментальных композиций коми сводится к нескольким категориям. В орнаменте народов коми представлены следующие виды: бордюр; сетчатый узор; диагонально – геометрические узоры; семеричные бордюры.

Приведём пример только такого вида, как бордюр – это узор, состоящий из ряда равных фигур, ритмично расположенных вдоль одной прямой, т.е. оси бордюра.

Любой бордюр обладает переносной симметрией вдоль оси (оси переноса).

Бордюры обладают и зеркальной симметрии.

Бордюры, которые имеют поперечные оси симметрии.

Бордюры, у которых ось переноса является осью скользящего отражения.

Бордюры, которые имеют поворотные оси 2-го порядка, перпендикулярные к плоскости бордюра.

Бордюры, которые основанные на комбинирование оси скользящего отражения с поворотными осями 2-го порядка, перпендикулярными к плоскости бордюра.

Бордюры, основанные на комбинировании зеркальных отображений.

В декоративно прикладном искусстве народов коми элементом, используемым в орнаментации, является "пас" .

Слово "пас" в языке коми неоднозначно: оно означает метку; личную или семейную подпись; знаки собственности: клеймо, тавро, тамгу, печать, числовые и счетные знаки, знаки алфавита. Пасы носят названия различных животных или их частей, деревьев и т.д. И если посмотреть на изображения пасов, то мы увидим в них знакомую нам симметрию.

В данной таблице изображены элементы геометрического орнамента Коми и их названия.

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство коми несёт в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

В обычаях мастериц коми было расшивать орнаментом головные уборы, рукава одежды, подолы сарафанов, плечевую часть рубах, пояса, кушаки, фартуки. Многообразие орнаментов трудно представить.

Узорное вязание на пяти спицах занимает одно из значительных мест среди других видов традиционного искусства коми.Украшаются в основном рукавицы и чулки, реже перчатки.

Геометрические преобразования связаны с большим и глубоким искусством, которым обладает народ коми.

Орнамент для коми – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути. Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики.

Заключение.

Двадцатое столетие, с его стремлением все разложить на части и проанализировать, не могло не проявить пристального интереса к древнему искусству орнамента – чуть ли не первой форме эстетического преобразования человеком окружающего мира.

Известно, что искусство все время развивается. На старые технологии постоянно наслаиваются все более совершенные, все более прихотливо используются старые формы. А изменяется ли со временем искусство орнамента? Кажется, что древнеегипетский или древнерусский орнаменты уже совершенны и не склонны к дальнейшим превращениям и развитию. Однако в середине XX века пришел из математики в искусство М. Эшер (1898-1972) и удивил мир созданием невиданных ранее орнаментов. Ящерицы и птицы, рыбы и люди переплетены в его графических листах в плотные, математически строгие узоры. И довольно скоро стало очевидно, что XX столетие, столь явно тяготеющее к точным наукам, ярче всего выразилось именно в этих узорах. Более того, сегодня понятно, что мировоззрение народа, его своеобразие ярче всего выявляется именно в орнаментальных композициях, которые заведомо предполагают высокий уровень осмысления мира.

В XIX веке лишь отдельные исследователи собирали образцы орнаментального искусства в рамках этнографии. В XX же веке ученые самых разных специальностей начали заниматься изучением орнамента во всем его многообразии: в бытовых предметах древних культур, в поэзии и музыке, в архитектуре и танце.

В орнаменте стали видеть нечто большее, чем просто украшение. В основе любого орнамента лежит строгая ритмическая закономерность. А поскольку разнообразные ритмы составляют самую суть любого произведения искусства, то каждое из них можно рассмотреть в качестве своеобразного орнамента. Так поступали практически все конструктивистские и абстракционистские направления в искусстве XX века. Художники этих направлений разлагали живое впечатление на мельчайшие составные части и затем складывали из них живописное полотно, скульптурный объем, архитектурное пространство, танец или кинофильм. Более того, сегодня, в самом начале XXI века, уже можно определить самую глубинную особенность мышления человека прошедшего столетия - орнаментальность. Все в физическом, психическом и духовном мире человека сложено из простых и достаточно ясных элементов (мотив орнамента), которые, так или иначе, взаимодействуя между собой, составляют многомерную картину.

В орнаменте нет, и не может быть никакой повествовательности.

Это не рассказ о чем-либо и не передача информации. Орнамент не стремится ничего поведать человеку. Он запечатлевает лишь ритмы. Это ритмы чувств, действий и мыслей человека. Человек рубит дерево или пишет картину, играет на скрипке или идет на работу – все это ритмически организованные элементарные движения рук, ног, всего тела. И благодаря именно этой организации, человек достигает цели, а не совершает беспорядочные движения. В нашей жизни ритмически чередуются радости и печали. Мы даже думаем в определенном ритме. Структуру этой ритмики мы и пытаемся выразить в орнаменте.

Через ритмы, их строгое упорядочивание (или лучше сказать, через их чуткое восприятие) в орнамент входит математика. Трудно сказать, кто больше сегодня занимается изучением орнамента – искусствоведы или математики. В понимании структуры и технологии создания (восприятия) орнаментов математики, пожалуй, достигли большего. Ведь математическая правильность, чисто численные соотношения, входят в самую суть искусства орнамента, становятся выразительным средством. Вдумайтесь, это очень характерно для искусства XX века: "Число становится выразительным средством".

Повсеместность симметрии кажется странной, если не видеть того, что симметрия является самой сутью нас самих и того мира, в котором мы живем. Симметрично тело человека, симметрична его жизнь. Будущее и прошлое симметричны по отношению к настоящему. "Нижний мир" является симметричной изнанкой "Верхнего мира". Причудливые узоры причин и следствий всех наших поступков также необычайно симметричны.

Основными видами симметрии, которые в полной мере использовались в орнаментах уже древних эпох, являются отражение, поворот и перенос. Символом симметрии и сегодня остается зеркальная симметрия (отражение).

Детские игрушки-вертушки и русские хороводы, греческий меандр и ракоходное движение мелодии в строгом полифоническом стиле – все это выражение симметрии поворота. Сам узор остается прежним, изменилась лишь точка зрения на него. Это изменение и отражают орнаменты, построенные на симметрии поворота.

Чаще других встречающийся вид симметрии, который мы в обыденной жизни и за симметрию-то не принимаем, – перенос (трансляция). Практически все действия человека (внешние и внутренние) являются переносом простых элементарных движений тела или души.

Мы пересказываем кому-то интересную историю, надеваем понравившийся на другом наряд, думаем так, как нас научили в школе, просто шагаем по улице – все это переносы.

И, наверное, стоит сказать, что три основных вида симметрии просто необходимы нам в нашей повседневной психической жизни. С помощью поворота мы как бы выгораживаем "свое пространство", "свое время", "свой мир", ставя себя в центр, считая себя осью поворота. Пользуясь отражением, мы можем взглянуть на себя со стороны. А при помощи переноса осваиваем окружающий мир, расширяя, по мере возможности, свой собственный.

Литература:

  1. Жеребцов И.Л. "Населенные пункты республики Коми", Историко-демографический справочник, Москва, 2001г.
  2. "Геральдика Земли Коми", национальный музей РК, составитель Ананьина Э.А.
  3. "Связь времён", сост. Жеребцов И.Л. и Курочкин М.И., Фонд "Покаяние", Сыктывкар, 2000г.
  4. СЫКТЫВКАРинфо – http://www.syktyvkar.komi.ru
  5. Энциклопедия "Республика Коми", КНЦ УрО РАН, Сыктывкар, 1999г.
  6. "Республика Коми. Административно-территориальное деление", Президиум Верховного совета республики Коми, Сыктывкар, 1992г.
  7. Климова Г. "Текстильный орнамент Коми", Сыктывкар, 1984г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования : «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи :

Изучить литературу по теме;

Проанализировать национальный костюм, его составные части;

Изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

Создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования : национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования : элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования :

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза : Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

- «Крестик» - «Зубья пилы»

- «Перна» («Нательный крестик»)

- «Птица» - «Ягодка»

- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»

- «Гребешок»
- «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

    Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

    Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

    Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

    Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

    Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

    Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

1 класс

4 класс

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

    Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.

Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Тема занятия: «Коми - пермяцкий орнамент. Элементы орнамента»

Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными элементами коми - пермяцкого орнамента, и принципами его композиционного построения.
Задачи:
Развивающие задачи:
* Развивать навык составления узоров из различных элементов.
* Способствовать развитию воображения.
Воспитательные задачи:
*Воспитывать аккуратность.
*Вызвать интерес к искусству коми народа.
Тип занятия: Знакомство с новым материалом
Необходимое техническое оборудование: аудио проигрыватель (в данном случае ноутбук), магнитно-маркерная доска.
Материалы: Альбомные листы, гуашь, кисти, карандаш, ластик, маркеры для доски (красный и чёрный)
Зрительный ряд: Две картонные куклы, элементы коми-пермяцкого орнамента, рисунок пояса и передника, (кушак)
Музыкальный ряд: композиция - «Марямоль»
Ход занятия
I. Организационный этап. Подготовка детей к работе.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Сегодня мы с вами снова будем путешествовать по огромной стране Вообразили и Творчества Будем творить и рисовать? И так все улыбнулись друг другу пожелали удачи и начинаем наше веселое путешествие.
Дети внимательно слушают и настраиваются на занятие.
II. Подготовительный этап. Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Педагог: А вот чем мы сегодня будем заниматься, предлагаю вам отгадать. Прослушайте для начала внимательно отрывок очень веселой песенки.
Звучит отрывок песни «Марямоль» - народные коми песни
Ребята слушают мелодию

Педагог: Вам понравилась мелодия?
Ответы детей: Да очень весёлая песенка
Педагог: Мелодия вроде бы нам знакома, народные мотивы, а смысл песенки вы поняли?
Ответы детей: Нет смысл не поняли, потому, что она не на русском языке.
Педагог: Вы правы эта песенка не на русском и даже не на английском языке. Она на коми-пермяцком языке. Только что, друзья, вы прослушали песенку на коми -пермяцком языке. И сегодня я вас приглашаю заглянуть в прошлое этой маленькой, но очень интересной нации. А помогать нам будут две сестренки – близняшки Маша и Глаша.
педагог на парту выставляет две куклу сделанные из картона, обе куклы одеты в одинаковый наряд, но у одной наряд (передник, рукава и воротник рубашки вышиты узорами у другой нет
Педагог: Знакомьтесь, это Маша и Глаша. Они коми-пермячки. Маша и Глаша с удовольствием помогут нам разобраться в некоторых особенностях коми-пермяцкого народа
Ребята здороваются с куклами
Педагог: Ребята, посмотрите на них внимательно. Скажите, они похожи?
Ответы детей: Да!
Педагог: И чем же?
подвести наводящими вопросами к наряду кукол
Ответы детей: Лицом, волосами. У них одинаковый наряд
Педагог: Итак, вы считаете, что Маша и Глаша в абсолютно одинаковой одежде.
показывает на куклах
Педагог: У Маши белая рубашка, зеленый сарафан и у Глаши все точно такое же, согласны со мной?
Ответы детей: Нет мы не согласны. Маша выглядит нарядней
Педагог: А почему Маша выглядит нарядней?
Ответы детей: Маша нарядная так, как у нее узоры на одежде
Педагог: Все правильно и сегодня мы с вами выясним, что же за такие волшебные узоры украшают наряд нашей гостьи Маши. Выясним и постараемся украсить скучный наряд Глаши.
III. Повторение пройденного материала. Проверка имеющихся у детей знаний и готовность к изучению новой темы.
Педагог: На прошлых занятиях мы с вами уже знакомились с этим узором он называется…?
Ответы детей: Орнамент.
Педагог: Правильно. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. По построению он бывает трёх видов, перечислите их.
Ответы детей: Орнамент по построению бывает:
- ленточный;
- замкнутый;
- сетчатый.
Педагог: Правильно, мы с вами изучали три основные разновидности орнамента по закономерностям построения: (педагог вывешивает наглядность).
ленточный (Рис. 1),
замкнутый (Рис. 2),
сетчатый (Рис. 3).
Педагог: Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или
И на Маше непростой орнамент – это национальный коми – пермяцкий орнамент.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с орнаментом коми-пермяков. Выясним для чего служил орнамент, как он появился и из каких элементов состоит. Ребята, к какому виду отнесём орнамент выполненный на передничке у Маши?
Ответы детей: Ленточный.
Педагог: Правильно.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение первичного запоминания
Педагог: Посмотрите внимательно на наряд Маши, на каких частях одежды присутствует орнамент?
(Работа с куклами)
Ответы детей: На рукавах рубашки, на поясе, на воротничке
Педагог: Всё это не случайно. В старину орнамент служил не только украшением, он выполнял и другие роли: предохранял от сглаза, выполнял магическое значение. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые тоже “охраняли” от «всякой нечисти». Ребята, какие элементы вы видите на орнаменте у Маши?
Ответы детей: мы можем увидеть крестики, галочки.
Педагог: Все элементы, из которых состоит узор являются определенными символами и не случайно появились в этих узорах. В орнаментах на наряде Маши, встречаются простые геометрические элементы: точки, квадраты, прямоугольники, ромбики, крестики, треугольники, диагональные линии. В более сложных узорах эти элементы комбинируются. Источником для создания интересных композиций в коми - пермяцких орнаментах для человека стала природа и окружающий мир. В итоге орнаменты коми- пермяков можно разделить на несколько основных групп:
-одни связаны с орудиями труда и другими предметами (зубья, пилы, крест, компас…) (Наглядность)
-другие относятся к представителям животного мира (рог, насекомые,…)
(Наглядность)
-третьи являются изображением растений (ёлочный узор, цветок, зерно…) (Наглядность)
-четвёртые являлись изображением фигур людей. (Наглядность)
На сегодняшнем занятии ваша задача выполнить коми-пермяцкий орнамент используя элементы, которые представлены на доске.
Работа с наглядностью
V. Первичная проверка понимания изученного. Установление правильности усвоения нового материала выявление ошибок и их коррекция
Педагог: Ребята, только, что Маша и Глаша мне передали, что хотели бы вас проверить хорошо ли вы запомнили элементы коми-пермяцкого орнамента.
Каждому из вас они приготовили листок, где записано какой элемент необходимо вам нарисовать.
(заранее приготовлены листочки с названиями элементов, подсказка с доски не убирается, на доске педагог маркером чертит полоску для выполнения элементов орнамента)
Дети выходят у доски рисуют маркерами элементы коми-пермяцкого орнамента, остальные угадывают.
VI. Контрольный этап. Выявление качества овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний
Педагог: Молодцы Маша и Глаша довольны вами. А сейчас я вам ребята предлагаю помочь Глаше и украсить ее скучный наряд. Мы сделаем для нее яркие переднички, украшенные коми-пермяцким орнаментом.
Каждый из вас получит альбомный лист формата А-4 положим его горизонтально, Это у нас будущий передничек для Глаши, у каждого уже отмечена полоса в которой у вас должен появится коми -пермяцкий орнамент из элементов, представленных на доске. Не забываем, что орнамент – это узор из чередующихся элементов, то есть ваша задача выбрать несколько элементов и чередовать их.
Педагог предлагает ребятам выполнить орнаментальную композицию из элементов которые им больше всего понравились. Детям предоставляется полная творческая свобода, оказывая индивидуальную помощь.
Дети придумывают и наносят орнамент
на заранее приготовленные листы А-4

(вырезанные в форме передничка, внизу обозначена полоса для орнамента)
VII. Итоговый этап Анализ и оценка успешности достижения цели.
Педагог: Я вижу, что у всех работа готова. Будем примерять переднички нашей Глаше.
Подводятся итоги работ, прикрепляя каждый лист к сарафану Глаши.
Педагог: Молодцы, ребята, спасибо за занятие, прибираем рабочие места.
Уборка рабочих мест.

Похожие статьи
 
Категории