Композиция 1 главы евгения онегина. Своеобразие жанра и композиции романа "евгений онегин"

29.06.2020

История создания. «Евгений Онегин», первый русский реалистический роман, - самое значительное произведение Пушкина, которое имеет длительную историю создания, охватывающую несколько периодов творчества поэта. По подсчетам самого Пушкина, работа над романом продолжалась в течение 7 лет, 4 месяцев, 17 дней - с мая 1823 г. до 26 сентября 1830 г., а в 1831 г. было написано еще «Письмо Онегина к Татьяне». Публикация произведения осуществлялась по мере его создания: сначала-выходили- отдельные главы, й лишь в 1833 году вышло первое полное издание. Вплоть до этого времени Пушкин не прекращал вносить определенные коррективы в текст. Роман был, по словам поэта, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Завершая работу над последней главой романа в 1830 году, Пушкин набросал его черновой план, который выглядит так:

Часть первая. Предисловие. 1-я песнь. Хандра (Кишинев, Одесса, 1823); 2-я песнь. Поэт (Одесса, 1824); 3-я песнь. Барышня (Одесса, Михайловское, 1824).

Часть вторая. 4-я песнь. Деревня (Михайловское, 1825); 5-я песнь. Именины (Михайловское, 1825, 1826); 6-я песнь. Поединок (Михайловское, 1826).

Часть третья. 7-я песнь. Москва (Михайловское, Петербург, 1827, 1828); 8-я песнь. Странствие (Москва, Павловск, Болдино, 1829); 9-я песнь. Большой свет (Болдино, 1830).

В окончательном варианте Пушкину пришлось внести в план определенные коррективы: по цензурным соображениям он исключил 8 главу - «Странствие». Теперь она публикуется как приложение к роману - «Отрывки из путешествия Онегина», а заключительная 9 глава - «Большой свет»- стала, соответственно, восьмой. В таком виде в 1833 году роман вышел в свет отдельным изданием.

Кроме того, есть предположение о существовании 10 главы, которая была написана в Болдинскую осень 1830 года, но 19 октября сожжена поэтом , так как была посвящена изображению эпохи наполеоновских войн и зарождения декабризма и содержала ряд опасных политических намеков. Сохранились незначительные фрагменты этой главы (16 строф), зашифрованные Пушкиным. Ключ к шифру был найден лишь в начале XX века пушкинистом НО. Морозовым, а затем другие исследователи дополнили расшифрованный текст. Но до сих пор не утихают споры о правомерности утверждения, что эти фрагменты действительно представляют собой части несохранившейся 10 главы романа.

Направление и жанр. «Евгений Онегин» - первый русский реалистический социально-психологический роман, причем, что существенно, не прозаический, а роман в стихах. Для Пушкина принципиально важным при создании этого произведения был выбор художественного метода - не романтического, а реалистического.

Начиная работу над романом в период южной ссылки, когда в творчестве поэта господствует романтизм, Пушкин вскоре убеждается в том, что особенности романтического метода не дают возможности решить поставленную задачу. Хотя в жанровом отношении поэт в определенной мере ориентируется на романтическую поэму Байрона «Дон Жуан», он отказывается от односторонности романтической точки зрения.

Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, на широком фоне картины современной ему жизни, раскрыть истоки создаваемых характеров, показать их внутреннюю логику и взаимосвязь с условиями, в которые они попадают. Все это привело к созданию подлинно типических характеров, которые проявляют себя в типических обстоятельствах, что отличает именно реалистические произведения.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов XIX века, поднимает важнейшие проблемы эпохи и стремится объяснить различные социальные явления. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. При этом события разворачиваются на столь детально и тщательно выписанном материальном фоне, что «Евгения Онегина» можно назвать и социально-бытовым романом.

Важно при этом и то, что Пушкин подвергает внимательному анализу не только внешние обстоятельства жизни героев, но и их внутренний мир. На многих страницах он достигает необычайного психологического мастерства, что дает возможность глубже понять его персонажей. Вот почему «Евгения Онегина» можно с полным правом назвать и психологическим романом.

Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает - вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа - Татьяны, Ленского, Ольги, - настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

В то же время в «Евгении Онегине» есть и черты любовного романа с традиционным для той эпохи любовным сюжетом. Герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него. По неким причинам герой либо не может ее любить - все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, и, хотя вначале обстоятельства им мешают быть вместе, все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает такую историю романтического оттенка и дает совсем иное решение. Несмотря на все изменения, которые произошли в жизни героев и привели к возникновению взаимного чувства, они в силу обстоятельств не могут оказаться вместе и вынуждены расстаться. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но новаторство романа заключается не только в его реалистичности. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отмечал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Вот почему «Евгения Онегина» принято относить к лиро-эпическим произведениям, в которых сочетаются особенности, присущие эпосу и лирике. Действительно, в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира - мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях.

Роман Пушкина написан онегинской строфой , в основу которой был положен сонет. Но 14-тистрочный четырёхстопный пушкинский ямб имел иную рифменную схему- абаб ввгг деед жж :

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя?»

Композиция романа. Основным приемом в построении романа является зеркальная симметрия (или кольцевая композиция). Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в него, страдает из-за неразделенной любви, автор сопереживает ей и мысленно сопутствует своей героине. При встрече Онегин читает ей “проповедь”. Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – событие, композиционной ролью которого является развязка личной сюжетной линии и определение развития любовной интриги. При встрече Татьяна и Онегина в Петербурге он оказывается на ее месте, и все события повторяются в той же последовательности, только автор находится рядом с Онегиным. Эта так называемая кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создает впечатление от романа как от гармоничного, законченного целого.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений в романе. С их помощью создается образ лирического героя, что делает роман лироэпическим.

Герои романа . Главный герой, по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин . В начале романа ему 18 лет. Это молодой столичный аристократ, получивший типичное светское воспитание. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Его детство прошло в отрыве от всего русского, национального. Его воспитывал француз-гувернер, который,

Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил”.

Таким образом, воспитание и образование Онегина были достаточно поверхностными.
Но пушкинский герой все же получил тот минимум знаний, который считался обязательным в дворянской среде. Он “знал довольно по-латыни, чтоб эпиграфы разбирать”, помнил “дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней”, имел представление о политэкономии Адама Смита. В глазах общества он был блестящим представителем молодежи своего времени, и все это благодаря безупречному французскому языку, изящным манерам, остроумию и искусству поддерживать разговор. Он вел типичный для молодежи того времени образ жизни: посещал балы, театры, рестораны. Богатство, роскошь, наслаждение жизнью, успех в свете и у женщин - вот что привлекало главного героя романа.
Но светские развлечения ужасно надоели Онегину, который уже “давно зевал средь модных и старинных зал”. Ему скучно и на балах, и в театре: “...Отворотился- и зевнул, и молвил: "Всех пора на смену; балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел"”. Это и неудивительно - на светскую жизнь у героя романа ушло около восьми лет. Но он был умен и стоял значительно выше типичных представителей светского общества. Поэтому со временем Онегин почувствовал отвращение к пустой праздной жизни. “Резкий, охлажденный ум” и пресыщение удовольствиями заставили Онегина разочароваться, “русская хандра им овладела”.
“Томясь душевной пустотой”, этот молодой человек впал в депрессию. Он пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Первой такой попыткой была литературная работа, но “ничего не вышло из пера его”, так как система воспитания не научила его работать (“труд упорный ему был тошен”). Онегин “читал, читал, а все без толку”. На этом, правда, наш герой не останавливается. В своём имении он делает еще одну попытку практической деятельности: заменяет барщину (обязательную работу на помещичьем поле) оброком (денежным налогом). В результате жизнь крепостных крестьян становится более легкой. Но, проведя одну реформу, и ту от скуки, “чтоб только время проводить”, Онегин снова погружается в хандру. Это дает В. Г. Белинскому основание написать: “Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность”.
Вместе с тем, мы видим, что Онегин не был чужд предрассудков света. Их можно было преодолеть только соприкосновением с реальной жизнью. Пушкин показывает в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина, борьбу “старого” и “нового” в его сознании, сопоставляя его с другими героями романа: Ленским и Татьяной, сплетая их судьбы.
Особенно ярко раскрывается сложность и противоречивость характера пушкинского героя в его взаимоотношениях с Татьяной, дочерью провинциального помещика Ларина.
В новом соседе девушка увидела тот идеал, который давно уже сложился у нее под влиянием книг. Скучающий, разочарованный дворянин ей кажется романтическим героем, он не похож на других помещиков. “Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви”, - пишет В. Г. Белинский о состоянии девушки, предоставленной целыми днями своим тайным мечтаниям:

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!

В душе Онегина проснулось все лучшее, чистое, светлое:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но Евгений Онегин не принимает любви Татьяны, объясняя это тем, что он “не создан для блаженства”, то есть для семейной жизни. Безразличие к жизни, пассивность, “желание покоя”, внутренняя опустошенность подавили искренние чувства. Впоследствии он будет наказан за свою ошибку одиночеством.
В пушкинском герое есть такое качество, как “души прямое благородство”. Он искренне привязывается к Ленскому. Онегин и Ленский выделялись из своей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков. Однако они были совершенно противоположными по характеру людьми. Один был холодным разочарованным скептиком, другой - восторженным романтиком, идеалистом.

Они сойтись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень...

Онегин вообще не любит людей, не верит в их доброту и сам губит друга, убивая его на дуэли.
В образе Онегина Александр Сергеевич Пушкин правдиво изобразил умного дворянина, стоящего выше светского общества, но не имеющего цели в жизни. Жить, как другие дворяне, он не хочет, жить иначе не может. Поэтому разочарование и тоска становятся его постоянными спутниками.
А. С. Пушкин критически относится к своему герою. Он видит и беду, и вину Онегина. Поэт обвиняет не только своего героя, но и общество, которое формировало таких людей. Онегина нельзя считать исключением среди дворянской молодежи, это типичный характер для 20-х годов XIX века.

Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина - представляет собой яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Недаром в числе прототипов этой героини упоминают жен декабристов М. Волконскую, Н. Фонвизину.
Сам выбор имени «Татьяна», не освещенного литературной традицией, связан с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин подчеркивает самобытность своей героини не только выбором имени, но и ее странным положением в родной семье: «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».
На формирование характера Татьяны оказали влияние две стихии: книжная, связанная с французскими любовными романами, и народно-национальная традиция. «Русская душою» Татьяна любит обычаи «милой старины», ее с детства пленяют страшные рассказы.
Многое сближает эту героиню с Онегиным: она одинока в обществе - он нелюдим; ее мечтательность и странность - его самобытность. И Онегин, и Татьяна резко выделяются на фоне своей среды.
Но не «младой повеса», а именно Татьяна становится воплощением авторского идеала. Внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием вольной природы. Татьяну воспитала не гувернантка, а простая русская крестьянка.
Патриархальный уклад жизни «простого русского семейства» Лариных тесно связан с традиционными народными обрядами и обычаями: здесь и блины на масленицу, и подблюдные песни, и круглые качели.
Поэтика народных гаданий воплощена в знаменитом сне Татьяны. Он как бы предопределяет судьбу девушки, предвещая и ссору двух друзей, и гибель Ленского, и скорое замужество.
Наделенная пылким воображением и мечтательной душой, Татьяна с первого взгляда узнала в Онегине тот идеал, представление о котором она составила по сентиментальным романам. Возможно, девушка интуитивно почувствовала сходство между Онегиным и собой и поняла, что они созданы друг для друга.
То, что Татьяна первой написала любовное письмо, объясняется ее простотой, доверчивостью, незнанием обмана. А отповедь Онегина, на мой взгляд, не только не охладила чувства Татьяны, но усилила их: «Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит».
Онегин продолжает жить в ее воображении. Даже когда он уехал из деревни, Татьяна, посещая господский дом, живо ощущает присутствие своего избранника, Здесь все напоминает о нем: и забытый на бильярде кий, «и стол с померкшею лампадой, и груда книг», и лорда Байрона портрет, и чугунная статуэтка Наполеона. Чтение книг Онегина помогает девушке понять внутренний мир Евгения, задуматься о его истинной сущности: «Уж не пародия ли он?»
По мнению В.Г. Белинского, «Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму». Мне кажется, она перестала идеализировать «своего героя», ее страсть к Онегину немного утихла, она решает «устраивать свою жизнь» без Евгения.
Вскоре Татьяну решают отправить в Москву - «на ярмарку невест». И тут автор в полной мере раскрывает нам русскую душу своей героини: она трогательно прощается с «веселой природой» и «милым, тихим светом». Татьяне душно в Москве, она стремится в мыслях «к жизни полевой», а «пустой свет» вызывает ее резкое неприятие:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно…
Неслучайно, выйдя замуж и став княгиней, Татьяна сохранила естественность и простоту, столь выгодно отличавшие ее от светских дам.
Встретив Татьяну на рауте, Онегин был поражен переменой, происшедшей с ней: вместо «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой» явилась «равнодушная княгиня», «величавая, небрежная законодательница зал».
Но внутренне Татьяна осталась такой же внутренне чистой и нравственной, как и в юности. Именно поэтому она, несмотря на свое чувство в Онегину, отказывает ему: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».
Такой финал по логике характера Татьяны закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на бесчестии мужа.
Автор дорожит своей героиней, он неоднократно признается в любви к своему «милому идеалу». В поединке долга и чувства, разума и страсти Татьяна одерживает нравственную победу. И как ни парадоксально звучат слова Кюхельбекера: «Поэт в 8-ой главе похож сам на Татьяну», в них заключен большой смысл, ибо любимая героиня - не только идеал женщины, но скорее идеал человеческий, такой, каким хотел его видеть Пушкин.

Свой роман Пушкин создавал не один год, периодически публикуя отдельные главы. На первый взгляд, кажется, что повествование носит хаотичный характер. Критики тех лет считали произведение лишенным целостности. Сам автор не скрывает, что в его сочинении отсутствует план, поэтому неизбежны противоречия. Свое произведение он определяет как собрание пестрых глав.

Приглядевшись к роману внимательнее, становится понятно, что это глубоко целостное произведение, характеризующееся стройностью и завершенностью.

Роман имеет простой до банальности сюжет. В нем прослеживаются две линии взаимоотношений главного героя Онегина: с Татьяной и с Ленским. Произведение не имеет привычной развязки. Автор не подводит героя ни к гибели, ни к женитьбе. Он покидает его в тяжелую минуту. Отсутствие финала превращает сюжет в реальную историю. Недосказанность является одним из приемов Пушкина, согласно которому пустота имеет глубокое значение и не может быть выражена словами.

Для построения композиции романа Пушкин избрал метод симметрии, согласно которому герои должны поменять позиции, занимаемые ими в произведении. Татьяна встречается с Евгением, вспыхивает неразделенная любовь, сопровождаемая страданиями. Автор следит за переживаниями героини, сочувствует ей. Вслед за суровым разговором с Онегиным случается дуэль с Ленским, ставшая развязкой одного направления сюжета и позволившая развиться новому.

При следующей встрече Татьяны с Евгением он меняется с ней местами, и все прошедшее повторяется. Но теперь автор переживает все с Онегиным. Такой кольцевой прием дает возможность еще раз оглянуться назад, что оставляет от прочитанного ощущение согласованности.

Кольцевая композиция показывает кризис души героя. Он сумел измениться, посмотрев на мир глазами Татьяны. В последней главе он выходит из затворничества почти поэтом, читающим «духовными глазами».

Возврат в прошлое дает возможность наблюдать за эволюцией Татьяны, ее взрослением и обретением непоколебимой выдержки. При этом не меняется бедность ее характера. Новая Татьяна по-прежнему не понимает Евгения. В прошлом она ассоциировала любимого с литературными образами, которым он не соответствовал. Теперь же Татьяна не верит правдивости и важности его переживаний.

Очевидно, что произведение построено на сочетании непосредственности изложения, пестроты образов, естественности продолжения темы и необыкновенной гармонии, сделавшей роман завершенным. Автор приблизил свое произведение к жизни, сделав его таким же неповторимым и оригинальным.

Вариант 2

Произведение представляет собой форму в виде свободного романа, центральной фигурой которого является рассказчик, выстраивающий взаимоотношения героев, а также беседующий с читателями, приглашенными на роль непосредственных свидетелей происходящих событий.

Жанром произведения поэт выбирает роман в стихах, позволяющий раскрыть динамичность развития характеров героев, что невозможно в романтической поэме, где герой представляется в статичном состоянии.

Роман написан в виде полностью оформленного, целостного, замкнутого, законченного художественного произведения, выраженного в композиционной структуре, сочетающей лирическое и эпическое литературные начала.

Композиционным стержнем произведения является яркий стихотворный вид романа, а также использование авторского образа. Применение стихотворной формы в романе определяет особенности сюжетной линии и композиционной структуры, сочетающей конструктивные принципы прозы и поэзии. В романе поэт использует свое новое изобретение в виде онегинской строфы, являющейся видоизменением сонетной структуры, представляющей четырехстопный ямб четырнадцати строк в особенной схеме рифм: перекрестной, парной и опоясывающей.

Отличительной особенностью композиционной структуры произведения является ее симметричность, проявленная в центральном событии романа, сне главной героини, а также территориальная замкнутость, выраженная началом действий в Санкт-Петербурге и окончанием в том же месте.

Сюжетная линия романа представлена в двух выражениях: любовной линии и линии дружбы, при этом любовный сюжет является зеркальным, поскольку в финале произведения главная героиня Татьяна меняется ролью мучающегося от безответной любви человека с основным персонажем Онегиным. Использование зеркально-перевернутой симметрии усиливается автором с помощью демонстрации намеренных текстовых совпадений и соразмерности частей, составляющих архитектурные точности рисунков романа и выполняющих четкие выразительные функции.

В целях более глубокого раскрытия композиции романа поэт использует художественный прием в форме пейзажных зарисовок, позволяющих продемонстрировать характерность героев, яркость их переживаний, а также противоположное отношение Онегина и Татьяны к различным общественным и природным явлениям. На всем протяжении повествования перед читателями раскрываются проявления всех времен года: печальный летний шум, обнаженные осенние леса, морозная зима, распускающаяся весна.

В стихотворном романе прослеживается органическая целостность и единство, наполняющие его реальным жизненным содержанием. В образах основных персонажей произведения представляются обобщенные, типизированные характеры, позволяющие поэту выстроить фабулу, используя взаимоотношения главных действующих лиц Онегина и Татьяна, Ольги и Ленского.

Композиционными единицами произведения являются восемь глав, в каждой из которых описано новое сюжетное событие, при этом в первой главе излагается экспозиция, рассказывающая об Онегине, во второй начинается завязка взаимоотношений Онегина и Ленского, третья глава посвящена чувствам Татьяны к Онегину, четвертая и пятая главы описывают основные события, а с шестой возрастает кульминационный момент, приводящий в последующих седьмой и восьмой главах к финалу сюжетных линий между Онегиным и Ленским и, соответственно, Онегиным и Татьяной.

Яркой особенностью романа является применение автором архитектоники в виде пропущенных строф, которые означают переходные места в повествовании, не влияющие на сюжетную линию произведения.

Своеобразная композиционная структура романа, выраженная в стихотворной свободе и гибкости, придает произведению авторскую гениальность в повествовательном материале, а пестрота собранья глав несет неповторимую свежесть и ощущение прикосновения к возвышенному и прекрасному.

Фабула и особенности произведения

Несколько интересных сочинений

  • Основные мотивы лирики Пушкина 9, 10 класс сочинение
  • Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души
  • Характеристика и образ Тараса Бульбы 7 класс сочинение

    Люди, которые целенаправленно идут к своей цели, для которых нет никаких преград к тому, чему они стремятся, весьма опасны, ведь для них девиз и кредо по жизни – «Цель оправдывает средства»

  • Кутузов всегда говорил о российских воинах Бородинской битвы, как о храбрых, мужественных и верных защитниках своей страны, своей семьи. Я могу сказать, что именно такие главные качества солдат и являются основной победоносной силой нашей армии.

  • Анализ сочинение Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

    Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в русской литературе, в котором “отразился век и современный человек изображен довольно верно”. А. С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 год. “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”, -писал он в письме к П. Вяземскому. “Евгений Онегин” - лиро-эпическое произведение, в котором оба начала выступают как равноправные. Автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход “свободного романа”.

Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар” Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, что шло в театре (балеты Дидло).

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении. Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там “блистал Фонвизин”, люди искусства - Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, “ни о необходимых нахалах”. Глазами столичного жителя показана нам и Москва - “ярмарка невест”. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный, пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось” (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно).

Образ Евгения Онегина- еще одна особенность романа. Он открывает целую галерею “лишних людей”. Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

“Евгений Онегин” - реалистический роман в стихах, так как в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение , в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде (”широкий боливар”, фрак, жилет Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (”бифштекс окровавленный”, сыр, шипучее аи, шампанское, страсбургский пирог), что шло в театре (балеты Дидро), кто выступал (танцовщица Истомина). Можно даже составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П. А. Плетнев, друг Пушкина, писал о первой главе “Евгения Онегина”: “Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи”.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство - то есть весь народ. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там “блистал Фонвизин, друг свободы”, люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни “о соли светской злости”, “ни о необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.

Глазами столичного жителя показана нам Москва - “ярмарка невест”. Москва провинциальная, в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: “Москва… Как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 12-го года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

Современная поэту Россия - деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна. Попробуем рассмотреть основные типы помещиков, показанные Пушкиным. Как напрашивается сразу сравнение с другим великим исследованием русской жизни XIX века - поэмой Гоголя “Мертвые души”.

Красавец Ленский, “с душой прямо геттингемской”,- романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы по мнению автора, иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам. Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным, предвидя “в сей толпе дворян освободителей крестьян”. Появление романа Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Проникновенный лиризм, присущий роману, стал неотъемлемой чертой “Дворянского гнезда”, “Войны и мира”, “Вишневого сада”. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею “лишних людей” в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.

Следует также отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:


Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

Онегина же автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Помимо необычной развязки можно отметить то, как построен роман “Евгений Онегин”. Основной принцип его организации - это симметрия и параллелизм.
Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.
При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором - на стороне Онегина. “Сегодня очередь моя”, - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две “истории любви”.
Онегин изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: “Я вас люблю (к чему лукавить)”...
Композиция писем параллельна, так как можно говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь играет обрамляющую роль, появляясь в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства.
Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.
Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.
Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Так, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Известное положение Белинского о том, что роман Пушкина представляет собой «энциклопедию русской жизни», можно иллюстрировать и его композицией.


В небольшом по размерам произведении соединяются в единое стройное целое самые разнообразные картины русской действительности первой трети XIX в. «Пестрые главы» переносят нас из Петербурга в деревню, из деревни в Москву и опять в Петербург. Охвачены различные классы и группы русского общества: дворянство поместное и столичное, крестьяне, городской трудовой люд. Литература, театр, быт, торговля, труд крестьянина нашли свое отражение в романе. В пейзажах русской природы в романе перед читателем проходит поэтический календарь всех времен года.
Огромный материал жизни организован в единое целое вокруг сюжета, в котором развиваются две линии событий: одна связана с историей отношений Онегина и Татьяны, другая - Ольги и Ленского, причем главной сюжетной линией является первая.


Чтобы показать стройность композиции романа, остановимся на главной сюжетной линии.
Она рисует события весьма обычные: молодой человек (какие, по выражению одного из современников, встречались «дюжинами» в Петербурге) едет в обыкновенную русскую деревню для получения наследства больного дядюшки. Там он встречает русскую провинциальную барышню. Весьма обычный случай из обычной жизни.


События главной сюжетной линии распадаются на 2 цикла эпизодов. В первой и второй главах развернута подробная экспозиция: биография и характеры действующих лиц до начала развития действия. В главе третьей - завязка - первая встреча Татьяны с Онегиным. Действие развивается быстро: Татьяна полюбила Онегина, ее волнения, стремление объясниться с ним приводят к сцене письма. Наступает кульминационный момент первого цикла: объяснение в саду, «отповедь» Онегина. Следующие события также исполнены драматического напряжения - оскорбление Онегиным Ленского на именинах и дуэль.

Смерть Ленского и отъезд Онегина - развязка первого цикла событий.
В VII главе развернута экспозиция второго цикла событий: Татьяна одна в деревне, ее неразделенная любовь, одиночество и тоска, раздумья в кабинете Онегина и чтение книг, наконец, замужество и вступление в светское общество как бы подготавливают ее к роли во втором круге эпизодов. Онегин в это время путешествует, но главу о странствиях Пушкин изъял из окончательной редакции романа.
В VIII главе - очень быстро - проходит второй цикл событий: встреча Онегина с Татьяной в Петербурге - завязка. Вспыхнувшая страсть Онегина, его упорное стремление объясниться с Татьяной приводят вновь к эпизодам большого напряжения; письмо Онегина к Татьяне и последняя встреча.

Последняя встреча и монолог Татьяны - кульминация второго цикла событий, и сразу вслед за ней наступает развязка: уход Татьяны, разрыв, герой «оставлен надолго... навсегда...»
Обращает внимание на бросающийся в глаза параллелизм в развитии первого и второго круга событий. Второй цикл как бы повторяет то, что было в первом, с тою разницей, что решительно переменились роли героев, они как бы поменялись местами. Это проявляется в целом ряде одинаковых мотивов, возникающих в первом и. втором цикле. При ведем некоторые примеры.

I цикл
Неразделенная любовь Татьяны.

Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!..

II цикл
Неразделенная любовь Онегина.

Бледнеть Онегин начинает...
...Онегин сохнет - и едва ль
Уж не чахоткою страдает

Письма Онегина и Татьяны написаны по одному плану, но в письме Татьяны - любовь мечтательной девушки, а в письме Онегина - энергичное выражение страсти зрелого человека. Сходство обоих писем неоднократно привлекало внимание критиков и исследователей.
Наконец, говоря о симметричном построении двух циклов событий, сравним последнее свидание Онегина с Татьяной со встречей в саду. В своем монологе Татьяна прямо вызываете памяти читателя тот далекий эпизод:

Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Но в этом уроке Татьяна выступает уже не робкой ученицей, а строгой учительницей, а в роли ученика, выслушивающего наставление, мы видим Онегина.
При рассмотрении развития главной сюжетной линии и симметричного расположения эпизодов 1 -го и 2-го цикла, при котором 2-й цикл является как бы отражением первого, но в совершенно новом осмыслении, можно сделать вывод о строгой продуманности композиции, благодаря чему роман в восьми опубликованных главах предстает пе ред нами как произведение цельное, законченное.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» являет собой классический пример зеркальной композиции .

Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, зеркальной.

Последний тип композиции называется так из-за того, что отдельные эпизоды произведения как бы отражают друг друга, повторяясь во всех внешних подробностях, но при этом высвечивая качественные содержательные различия.

Исходя из основного сюжета, мы легко определяем эпизод, отражением которого становится финальная сцена романа. Это беседа Татьяны и Онегина в саду.

Напомним, что она разворачивается на следующий день после получения Онегиным любовного письма от Татьяны.

Робкая девушка боится поднять глаза на властителя своих мыслей, он тоже взволнован, но с уст его слетает довольно строгий рассудочный приговор:

…Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, ещё нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами лёгкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою:
Не всякий вас, как я, поймёт;
К беде неопытность ведет.

Онегин оправдывает свой отказ непривлекательной картиной семейной жизни с ним:

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днём и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?

Он старается очернить себя в глазах Татьяны, признаётся в душевной холодности, мертвенности своей души:

Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.

Эти типичные приёмы любовного этикета, предписываемые в том случае, когда от нежелательного чувства хотят избавиться, как гром, поражают смятенную Татьяну. Она чувствует стыд, вину и боль, но находит силы, чтобы справиться с собой.

Финальная сцена романа, когда Татьяна получает письмо Онегина, после чего принимает его в своей гостиной, с точностью до наоборот повторяет «расстановку фигур» первого эпизода. Теперь Онегин – просящий, а Татьяна – отвечающий.

Его коленопреклоненная поза – знак покаяния. Её слёзы – свидетельство неугасших чувств.

Но зеркало не покривит против правды: теперь очередь Татьяны ответить Онегину отказом. Ему предшествует сознательное снижение, упрёк в сомнительности намерений Онегина:

…Тогда – не правда ли? – в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Страсть, в которой исповедается Онегин, Татьяна называет обидной:

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! – что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

В ней оскорблена внутренняя чистота. Татьяна, как может, борется за неё, объясняя Онегину свой отказ.

Её ранит то, что она истинная – деревенская, ни кем не знаемая девочка – была не нужна ему, а теперь – поставленная в условия знатности и блеска – стала желанной.

Возможно, в глубине души Татьяна не верит, что чувство Онегина к ней – настоящее. Её приговор суров:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Закольцовывая композицию романа возвращением Онегина в Петербург, Пушкин завершает инициальный путь героя, констатируя его неудачу.

Композиционно роман состоит из следующих частей:

  • 1 глава — расширенная экспозиция (знакомство с Онегиным)
  • 2 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (знакомство Евгения и Владимира)
  • 3 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (знакомство Евгения и Татьяны, письмо Татьяны)
  • 4 глава — развитие событий (отказ Татьяне)
  • 5 глава — развитие событий (день рождения Татьяны)
  • 6 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (Евгений убивает Владимира на дуэли)
  • 7 глава — развитие событий (Евгений уезжает в путешествие, Татьяна уезжает в Москву)
  • 8 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (встреча героев, признание Евгения и отказ Татьяны).


Похожие статьи
 
Категории