Кому на руси жить хорошо аргумент. Тема и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо

11.04.2019

Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо?

Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.
Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Составляющие истинного счастья

В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы. Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.

Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы. Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.

Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана. Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.

Григорий Добросклонов. Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.

Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, - это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.

Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти. Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны. Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.

Проблема народного счастья в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Ну будет с вас!

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами

Горбатое с мозолями

Н. А. Некрасов

"Кому на Руси жить хорошо" должна была стать венцом творчества Некрасова, венцом,

посвящённым народу. Эта поистине "народная книга" чрезвычайно широко изображает жизнь

русского народа, с огромной высоты обозревает его проблемы развития, выражает его чаяния и

мечты, мысли и чувства. Это эпопея. Эта исключительная народность, впрочем, весьма

свойственная Некрасову, со всех возможных точек, сторон, углов отражает жизнь русского

крестьянства. Действительно, приводить одиночные факты, смотреть на всё только с одного

ракурса не таит в себе ничего сложного. Гораздо проблематичнее постараться объединить

казалось бы ничем не связанные друг с другом, разрозненные элементы для создания единой, не

теряющей при этом своей разносторонности и универсальности структуры. Это Н. А. Некрасов

успел уже сделать в даже незавершённой поэме. Он представляет на суд читателя всё, что

составляет жизнь каждого отдельного Гражданина: победы и поражения, радости и невзгоды,

ежедневная работа и кратковременный отдых, стремление к счастью, свободе и методы их

достижения. Полнота и правдивость, сложность формы и простота понимания - стержневые

каноны поэмы Некрасова-певца. Он желал с максимальной точностью показать крестьян в

сравнении с попами, помещиками, боярами, царём. Вторая часть замысла по известным причинам

не успела быть зафиксированной. Но и без неё Николай Алексеевич подтвердил свою

приверженность к народной теме, доказал, что он пишет о народе и для него. Уловите его боль,

сострадание, тоску, сокрушение, и в то же время гордость, веру, волю: он настоящий певец народа.

"В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай"… Вычислениями и проверкой своего

фарта мы заниматься не будем: всё, без сомненья, ясно. Пойдём лучше дальше. Семь странников

из уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из деревень Горелова, Дырявина, Заплатова,

Знобишина, Неелова, Разутова, томимые вопросом "Кому на Руси жить хорошо?", спорят и решают

не возвращаться домой до того времени, пока не найдут ответа на столь серьёзный вопрос. "Свой

брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики" - "люди малые", у них

неугомонные правдоискатели не спрашивают в поисках ещё не появившейся на горизонте истины:

"Солдаты шилом бреются, солдаты дымом греются, какое счастье тут?" Крестьянская реформа от

разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны

помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна

была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю

крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим

тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?). Частично поменялись лишь действующие

лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной". Поэт без намёков и умолчаний открыто

заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой

крестьян, их безграмотности и топорности, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не

милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт?"). На помощь Некрасову приходят

"говорящие" географические названия; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную

безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землёй;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые,

У речек, у прудов…

"Эй, нет ли где счастливого?" На клич странников отзываются тощий, уволенный дьячок,

одноглазая старуха, солдат с медалями, каменотёс олончанин, дворовый человек,

крестьянин-белорус, "пасмурный" мужик. Для того чтобы бесплатно испить вина, они грешат

истинно человеческими качествами, не гнушаясь своими тривиальными и до предела низинными,

правдивыми для них и ложными по сути высказываниями о счастье. Разве ощущаешь всю полноту

счастья, "обогревая на солнце косу"? Разве жизненное счастье заключается в репах, огромной

физической силе, сытости? И наконец, "дворовый человек" счастливо кричит: "У первого боярина я

был любимый раб. С французским лучшим трюфелем тарелки я лизал", - таково опущенное до

"абсолютного нуля", упрощённое, не имеющее ни намёка на него счастье. Но есть ли всё-таки

среди крестьян люди, несмотря ни на что сохранившие исконно человеческие достоинство, честь,

доброту, великодушие? Оптимизм: загрузка… Ответ: "Есть!"

В части "Крестьянка" Некрасов знакомит нас с первым по большому счёту женским образом,

связанным с представлениями о матери, Родине. Матрёна Тимофеевна - щедрая, задушевная,

волевая, любящая, стойкая, трудящаяся женщина. Всё её существо, не взирая на бесхлебицу,

рекрутчину, смерть сына, свою крестьянскую долю, поёт с безмерной верой в светлое, великое

будущее народа. "Мне счастье в девках выпало: у нас была хорошая, непьющая семья", - начинает

счастьице". А вот, что она говорит о вероятно самом счастливом дне в своей жизни, когда она

возвращалась домой вместе с спасённым от службы мужем и сыном Лиодурошкой:

Хорошо, светло

В мире божием!

Хорошо, легко,

Ясно на сердце.

Мы идём, идём -

Остановимся,

На леса, луга,

Полюбуемся.

Именно в Матрёне Тимофеевне получило широкое распространение потенциальная мощь народа.

Его простота, духовная чистота, убеждённость в собственной победе. "Ключи от счастья женского,

от нашей вольной волюшкой заброшены, потеряны у бога самого"…

Какое место занимает счастье в жизни жителя деревни Босого Якима Нагого?

Непосредственность, чувство собственной правоты, достоинства; своенравие, исключительная

непорочность, искренность этого мужичка не могут не вызвать симпатии у читателей. Вот только…

"Пьём много мы по времени, а больше мы работаем", - он тут же прерывает нас, с полувзгляда

труде; в удовольствии, получаемом от разглядывания картин; ну и, конечно, в вине (in vino veritas,

не так ли?), от чарочки котрого "рассмеялась добрая крестьянская душа".

Одним из борцов за народное счастье является "просто мужик" Ермил Гирин. Суд решил

продать его мельницу. Во время торгов с купцом Алтынниковым в качестве залога ему стали

необходимы 1000 рублей, которых (что тут удивительного?) у него не было. Он отправился на

базарную площадь и просил людей выручить его. Помощь и без того бедных крестьян своему

товарищу говорит о их любви и уважении к Ермиле за его грамотность, ум, справедливость и

доброту. Ещё работая писарем управляющего вотчиной, "он и посоветует, и справку наведёт; где

хватит силы - выручит, не спросит благодарности". Когда умер князь, каждая вотчина должна была

избрать своего старосту. Им единогласно был выбран Ермил. Работая старостой, он для избавления

от рекрутчины младшего брата Митрия без очереди назначил вместо него сына Власьевны. Эта

оплошность в совокупности с его совестью чуть ни привели Гирина к самоубийству. "Имел он всё,

что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт, почёт завидный, истинный, не

купленный ни деньгами, ни страхом: строгой правдой, умом и добротой!" - восклицает поп. Но не

это счастье для Ермилы Ильича. Оно для него в другом: следовании самому себе; готовности к

борьбе, бунту за свободу, счастье русских людей.

Савелий-богатырь - дед Матрёны Тимофеевны, огромный, заросший, похожий на медведя

мужик. В лице этого смелого и непокорного богатыря Некрасов свидетельствует о зарождении

новой мятежной силы, готовой на деле биться против рабства; о пробуждении самосознания

крестьян. За стихийно организованное смертельное наказание своего управляющего Христьяна

Христьяновича Фогеля он двадцать лет находился в каторге, двадцать лет на поселении. Его

счастье - это сопротивление крепостническому обществу, неприятие смирения и терпения,

богатырский выход на борьбу за крестьянскую судьбу.

"Средь мира дольного для сердца вольного есть два пути". Выбор - один из труднейших

жизненных моментов. Ошибка в выборе приведёт к недостижению полноты человеческого бытия -

счастья, разочарованию, поражению. Правильность выбора обеспечивает обретение себя, успех -

главное не свернуть с выбранного пути. Путь с наименьшим сопротивлением выбирает

большинство - безмолвная, безымянная, безвольная толпа. Это тропа широка, она пленяет

странников своей лёгкостью, здесь есть место каждому… рабу. Эта дорога не задаёт путникам

вопросы о "жизни искренней, о цели выспренней". Идущим по этому пути нужно больше

пространства: они увлечены сиюминутными ценностями: богатством, чином, уважением со стороны

коллег. Эта дорога привлекает своей начальной яркостью, сменяющейся затем обыденной

тусклостью и смертью.

"Взвесь силу гордую, взвесь волю твёрдую"! Уже к пятнадцати годам Гриша Добросклонов,

сын батрачки и дьячка, твёрдо определил свою стезю. "Сманила Гришу узкая, извилистая

тропочка". Он выбрал честный, а потому тернистый путь, подкреплённый верою в жизнь

родины-матери, непоколебимостью своих нравственных убеждений. Григорий уверен в том, что

народное счастье достижимо лишь посредством всеохватывающего активного выражения

несогласия, борьбы.

В каждом персонаже, действии, образе, слове Некрасов подчёркивает скорое исчезновения

существующего строя. Все помещики и "кругленькие" барины - последыши. Вот-вот пробьёт их час.

Они завершают продолжавшееся в течение столетий угнетение простого народа, многие из

которого считают безнадёжной крестьянскую судьбу. Но всё же значительное превосходство

имеют те, кто, окрылённые "в работе спасённым сердцем свободным" готовы к действенному

протесту. Казалось бесконечной толерантности крестьян пришёл конец, пришёл конец и

крепостничеству. Всё только начинается…

Вопрос о счастье является основной проблемой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и определяет её сюжет и композицию.
Работу над поэмой Некрасов начал вскоре после крестьянской реформы, поэтому в ней отразились последствия отмены крепостного права, всеобщего кризиса, во время которого «порвалась цепь великая». Так центральным в поэме оказывается вопрос о «пореформенном» счастье, тесно связанный с социально-политической проблематикой произведения.
Уже само название поэмы говорит о заявленной проблеме, настраивает на поиск того, кому «живётся весело, вольготно на Руси». Искателями счастливого становятся крестьяне- «семь временнообязанных», чей собирательный образ проходит через всю поэму. Знаменательно, что мужики сходятся «на столбовой дороженьке»: их путь, «дело спорное» становятся композиционным стержнем поэмы.
Начиная работу над своим произведением, Некрасов писал: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Эпической широтой замысла объясняется многообразие типов, характеров, а также различных представлений о счастье, отражённых в поэме.
Встреченный мужиками поп, которому, по их мнению, «живётся счастливо»:
Дворяне колокольные -
Попы живут по-княжески, -
разубеждает крестьян, подробно рассказывая, «каков попу... покой, богатство, честь».
Помещик Оболт-Оболдуев, с которым разговаривают « искатели счастливого », жалуется:
Коптил я небо божее,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить...
И вдруг...
Наоборот, в главе «Счастливые» рассказывать крестьянам о своём счастье приходят те, среди которых странники никогда бы не подумали искать счастливого. Солдат с медалями счастлив потому, что нещадно бит палками, «ахоть пощупай -жив», надорвавшийся Трифон, который «снёс по крайности четырнадцать пудов», -что «добрел на родину». Контрастом к их «мужицкому счастью» изображено счастье «лакейское» - быть «любимым рабом», стоять за стулом «у светлейшего // У князя Переметьева».
Так в поэме поднимается тема ложного, «холопского» и истинного представления о счастье, связанного с трепетным отношением Некрасова к народу: признавая в народе совестливость и стремление к правде, автор не терпел пассивности, народной «привычки к рабству». Авторское презрение к холопу князя Переметьева проявляется и в сюжетном повороте: лакей, пьяный, «попадается в воровстве».
В главе «Последыш» тоже, казалось бы, представлено «ложное счастье» крестьян, которые добровольно разыгрывают из себя крепостных князя Утятина. Не все мужики сразу соглашаются на подобный «спектакль», бурмистр Влас говорит:
И так я на веку,
У притолок стоячи
Помаялся пред барином
Досыта!
Однако крестьяне имеют цель - получить «наёмные луга», поэтому «спектакль» становится путём к достижению счастья. Принцип контраста в изображении народа сохранен и в « Последыше»: отличаются друг от друга два бурмистра (Влас - «угрюм», а у Клима - «совесть глиняна, бородища Минина»). Ещё более разительный контраст между Ипатом, «князей Утятиных холопом», и Агапом Петровичем, который не вытерпел притворства и умер, потому что «головка непоклончива».
Помимо вопроса о «ложном» и «истинном» представлении о счастье, в поэме ставится вопрос о женском счастье. Странники решают:
Не всё между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Образу Матрёны Тимофеевны Корчагиной, которую советуют спросить мужикам, посвящена отдельная глава, «поэма в поэме» - «Крестьянка». В этой главе показана почти вся жизнь Матрёны Тимофеевны, развитие её характера. Стихия фольклора, народных песен, обрядов («И волюшка скатилася // С девичьей головы») позволяет говорить об образе «крестьянки» как о символе всей русской нации: вопрос о женском счастье оказывается тесно связан с вопросом о счастье России вообще.
Счастье Матрёна Тимофеевна находит в материнстве:
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!
Одновременно это счастье оборачивается огромной бедой: погибает Дёмушка, за Федота она сама «ложится под розги». Помощь губернаторши, из-за которой Матрёну Тимофеевну «ославили счастливицей», была едва ли не единственным чудом в её жизни.
Таким образом, эта крестьянка не называет себя счастливой и верит, что:
Ключи от счастья женского
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
В главе «Крестьянка», помимо образа Матрёны Тимофеевны, появляется ещё один важный образ - образ Савелия, «богатыря святорусского». Савелий воплощает в себе представление о силе русского народа, является крестьянином-бунтарем (убийство Фогеля выражает его стихийный протест). «Клеймёный, да не раб!» - говорит он о себе.
По свидетельству современников, вначале Некрасов полагал на вопрос: «кому живётся весело, вольготно на Руси», - ответить: «пьяному». Во время работы над поэмой тема счастливого постепенно менялась, уходила на второй план (например, в главе «Пир на весь мир» вопрос о счастье затрагивается косвенно). Образ Гриши Доброеклонова можно считать одним из вариантов решения проблемы счастья: счастье для всех, не для себя, любовь к «Руси загадочной». Всё же поэма «Кому на Руси жить хорошо» не даёт ответа на этот вопрос, и глобальная философская проблема о народном счастье остаётся неразрешённой.



Похожие статьи
 
Категории