"Кому на Руси жить хорошо": история создания, жанр и композиция. Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо Жанр и необычная композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

26.10.2021

Имя Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени.
Говоря о поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», нужно сказать, что поэма не закончена. Поэт начал работу над грандиозным замыслом «народной книги» в 1863 году, а закончил смертельно больным в 1877 году. Как говорил он: «Одно, о чем сожалею глубоко, это что не закончил поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако Белинский считал, что незаконченность - признак истинного. Вопрос о «незавершенности» поэмы весьма спорен. Ведь «Кому на Руси жить хорошо» была задумана как эпопея, то есть художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Поскольку народная жизнь безгранична и неисчерпаема в бесчисленных ее проявлениях, для эпопей в любых разновидностях характерна незавершенность. Эпопею можно продолжать до бесконечности, но можно поставить точку практически на любом отрезке ее пути. То есть отдельные части поэмы соединяются каким-нибудь общим явлением. Например, в «Кому на Руси жить хорошо» все части объединяются только странствующими крестьянами (исключая части «Последыш» и «Пир - на весь мир»). Это позволяет свободно переставлять части. То есть наблюдается незакрепленный порядок частей. Если бы порядок был закреплен, часть «Последыш» шла бы не за первой частью, а за второй, и «Крестьянка» бы находилась после третьей части «Пир - на весь мир». Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав. Внешне эти темы связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? И поэтому перестановка частей не устраняет смысл и очарование поэмы.
Жанровым своеобразием поэмы является смешивание в ней сказочных мотивов и реальных фактов истории. Например, цифра семь в фольклоре является магической. Семь странников - образ большого эпического состава. Сказочный колорит Пролога поднимает повествование над житейскими буднями, над крестьянским бытом и придает действию эпическую всеобщность. В то же время события отнесены к пореформенной эпохе. Конкретная примета мужиков - «временнообязанные» - указывает на реальное положение крестьян в то время. Но не только магическое число странников создает сказочную атмосферу. В Прологе о встрече семи мужиков повествуется как о большом эпическом событии:
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Так сходились былинные и сказочные герои на битву или на почетен пир. Но и здесь, вместе со сказочными мотивами, схвачена общая примета пореформенного разорения, выраженная в названиях деревень: Заплатово, Разутово, Злобишино, Неурожайка. Уезд Терпигорева, Пустопорожняя волость, Подтянутая губерния - все это тоже повествует нам о бедственном положении губерний, уездов, волостей после реформ 1861 года.
И все же мужики живут и действуют, как в сказке: «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». В поэме возникает комическое сравнение спора мужиков с боем быков в крестьянском стаде. По законам эпоса, оно развертывается, как в гоголевских «Мертвых душах», но обретает еще и самостоятельный смысл. Корова с колокольчиком, отбившаяся от стада, пришла к костру, уставила на мужиков глаза,
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Природа, животные тоже участвуют в мужицком споре:
И ворон, птица умная,
Приспел, сидит на дереве
У самого костра,
Сидит да черту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Переполох нарастает, ширится, охватывает весь лес:
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
С иронией относится поэт к самой сути спора. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее - поп, помещик, купец, чиновник или царь, - обнаруживает ограниченность их представлений о счастье, которые сводятся к материальной обеспеченности. Но для крестьян того времени вопрос обеспеченности был самым важным. И не только в России этот вопрос волновал людей, поэтому поэме «Кому на Руси жить хорошо» и принадлежит видное место не только в русской, но и в мировой поэзии.
Жанровое своеобразие поэмы Н. А.-Некрасова заключается в удивительной способности автора сочетать сказочную атмосферу с политическими проблемами 60-х годов XIX века. А также в написании замечательной поэмы-эпопеи, доступной всем людям в любом возрасте.

«Мое любимое детище», – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме «Кому на Руси жить хорошо». В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, ведь при слове эпопея нам вспоминаются масштабные произведения, например, эпопеи Гомера или многотомники Толстого. Но вот имеет ли право даже не оконченное произведение называться эпопеей?

Для начала разберемся, что понимать под понятием «эпопея». Проблематика жанра эпопеи предполагает рассмотрение жизни не единичного героя, а целого народа. Для изображения выбирается какие-либо значительные события в истории этого народа. Чаще всего таким моментом служит война. Однако во время создания Некрасовым поэмы в России не идет никакой войны, и в самой поэме о военных действиях не упоминается. И все же в 1861 году в России происходит другое, не менее значительное для народной жизни событие: отмена крепостного права. Оно вызывает волну полемики в высших кругах, а также смятение и полное переустройство жизни среди крестьян. Этому-то переломному моменту и посвящает Некрасов свою поэму-эпопею.

Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» требовал от автора соблюдения определенных критериев, прежде всего – масштабности. Задача показать жизнь целого народа является совсем непростой, и именно она повлияла на выбор Некрасовым сюжета с путешествием как основным сюжетообразующим элементом. Путешествие – распространенный мотив в русской литературе. К нему обращались и Гоголь в «Мертвых душах», и Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), даже в средние века бытовал популярный жанр «хождения» – «Хождение за три моря». Такой прием позволяет изобразить в произведении полноценную картину народной жизни, со всеми ее обычаями, радостями и горестями. Основной сюжет при этом отходит на второй план, и повествование распадается на множество отдельных калейдоскопичных частей, из которых в то же время исподволь вырисовывается объемная картина жизни. Рассказы крестьян о своих судьбах сменяются протяжными лирическими песнями, читатель знакомится с сельской ярмаркой, видит народное гуляние, выборы, узнает об отношении к женщине, печалится вместе с нищим и веселится с пьяным.

Характерно, что части порою настолько сильно отходят друг от друга по сюжету, что могут быть поменяны местами без вреда для композиции произведения. Это в свое время вызвало долгие споры по поводу правильного расположения глав поэмы (Некрасов не оставил на это счет четких указаний).

В то же время такая «лоскутность» произведения компенсируется внутренним беспрестанным развитием сюжета – одно из обязательных условий для жанра эпопеи. Народную душу, порою весьма противоречивую, порою отчаявшуюся под гнетом бед и все же не сломленную до конца, более того – непрестанно мечтающую о счастье – вот что показывает поэт читателю.

Среди особенностей жанра «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать также включенный в текст поэмы огромный пласт фольклорных элементов, от напрямую введенных песен, пословиц, присказок и до неявных отсылок на ту или иную былину, использование оборотов вроде «Савелий, богатырь русский». Здесь отчетливо видна любовь Некрасова к простому народу, его искренняя заинтересованность темой – не зря же столько лет (более 10) длился сбор материала для поэмы! Отметим, что включение в текст фольклорных элементов также считается признаком эпопеи – это позволяет полнее изобразить особенности народного характера и уклада жизни.

Жанровым своеобразием поэмы считается и причудливое совмещение в ней исторических фактов со сказочными мотивами. В зачине, написанном по всем законам сказок, в путь отправляется семеро (магическое число) крестьян. Начало их путешествия сопровождается чудесами – с ними говорит пеночка, в лесу они находят скатерть-самобранку. Но дальнейший их путь будет проходить отнюдь не по сказке.

Умелое сочетание сказочного, необременительного сюжета с серьезными политическими проблемами пореформенной Руси выгодно отличало произведение Некрасова сразу же после издания частей поэмы: оно интересно смотрелось на фоне одноликих памфлетов и в то же время заставляло задуматься. Это же позволило поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» не потерять своего интереса для читателя и сегодня.

Тест по произведению

Вообще, говоря, о жанре и стиле «Кому на Руси жить хорошо», надо иметь в виду большую во многих отношениях близость поэмы Некрасова к прозаическим повествовательным жанрам, чем к поэмам, в частности к лиро-эпической поэме 20-30-х гг. XIX в. Авторы обоих произведений использовали весьма емкую жанровую форму - форму путешествия, позволяющую в любой последовательности вводить самый разнообразный материал. Повествование о путешествии из Петербурга в Москву на перекладных, об остановках на станциях, разнообразных встречах и т. д. позволило автору представить, широкую картину русской жизни, изобразить в типических чертах Россию екатерининской эпохи, выразить свое критическое отношение к ней.

Аналогичную композицию избрал Некрасов, поставивший перед собой задачу показать Русь, преимущественно крестьянскую, в пореформенную эпоху. Семь мужиков по собственному почину решили измерить ногами Русь, воочию убедиться, как в ней живет трудовой народ. Прием путешествия, как реалистическая мотивировка повествования, помог Некрасову представить Русь во всей широте, во всех ее противоречиях. Созданный поэтом жанр не требовал фабульной связи между отдельными главами, представляющими в обоих произведениях законченные художественные части, объединенные общностью идейного замысла.

У Некрасова, как и у Радищева, повествование насыщено лирическими вставками. Отличие в том, что лиризм «Путешествия» создается обычно путем прямого вмешательства в действие автора, присутствие которого чувствуется на каждом шагу, тогда как у Некрасова он достигается иным путем - широким использованием лирической песни и лирических излияний героев, сам же автор очень редко говорит от себя.

Радищев выступил как новатор в литературе, как зачинатель критического реализма. Одним из первых в русской литературе он выдвинул новых героев - героев из* крестьянской среды, выразил не только глубокий интерес к ним, но и глубокое сочувствие их бедственному положению, встал на защиту интересов народа. Некрасов, будучи крупнейшим представителем реализма, также явился новатором в области поэзии. На ином этапе, в период подъема революционно-демократического движения, он углубил и во многом развил традиции своего предшественника Радищева и тем самым поднял критический реализм классической литературы на высшую ступень.

Своеобразие некрасовской поэмы, как народной героической эпопеи, обусловливалось новым содержанием, новыми объектами художественного изображения.

Поэма начата, как уже упоминалось, тотчас после реформы. Народ, еще недавно несший на себе всю тяжесть крепостнического гнета, во многом обманутый реформой, все же почувствовал возможность смелее выпрямить свои могучие плечи и стать подлинным героем будущего. Сама историческая действительность 60-х гг. и та роль, которую играл в ней народ, подсказывали Некрасову план и сюжетное построение поэмы. Главные действующие лица ее - крестьяне, место действия - русская деревня и шире - Русь, основная тема - жизнь и быт крестьянства.

Героико-патриотический дух поэмы имел свои отличительные черты, предопределенные конкретной обстановкой того времени. Развертывались события, исключительно важные для исторических судеб России, в частности для крестьянства. Крестьянство вступило в новую полосу жизни. Позади - ужасы отходящего в прошлое крепостничества, в настоящем - противоречивые чувства и настроения: некоторое облегчение после «освобождения», горечь и разочарование, вызванные обманутыми надеждами, и в то же время, хотя и не вполне четко оформленная, но стойкая вера в лучшее будущее, проявления стихийного революционного протеста.

Само «освобождение», как известно, произошло без активного участия главного страдательного лица - крестьянства; индивидуализированных героев из народной среды, совершавших подвиги в ходе самого события, поэтому не могло быть, но зато заявил о себе и дал почувствовать свою силу и значение в определении исторических путей родины собирательный герой- многомиллионное русское крестьянство. Он-то и стал главным двигателем действия некрасовской поэмы.

Некрасов задумал «Кому на Руси жить хорошо» в основной ее жанровой сущности как эпическую поэму. Однако сама изображаемая действительность и идейно-эмоциональное отношение к ней страстного борца, поэта-революционера обусловили применение в поэме самых разнообразных приемов и средств, характерных не только для эпических, но и для лирических и драматургических жанров.

Отличительной чертой стихотворной манеры Некрасова является сжатость, лаконичность. Часто он ограничивается двумя-тремя типичными деталями для воссоздания целостного образа (достаточно вспомнить портретные зарисовки Последыша, Оболта-Оболдуева, Якима Нагого и др.). Стихотворное повествование обычно короче прозаического именно потому, что поэт, рассказывая, зачастую также высказывает свое непосредственное отношение к событиям и тем сокращает повествование.

Произведениям Некрасова - лирика по природе поэтического дарования - свойственен определенный эмоциональный тон. Вспомним такие крупные произведения, предшествующие «Кому на Руси жить хорошо», как «Саша», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», . «Орина, мать солдатская». В них весьма сильна лирическая струя. В повествование, в частности, введены лирические отступления, которые часто даже не соединены непосредственно с основным содержанием поэмы, но раскрывают интимный мир поэта или представляют обобщения, косвенно связанные с содержанием.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» участие автора в действий чувствуется на каждом шагу, но лирические отступлевия сведены до минимума и отнюдь не походят на лирические отступления в романтической лирико-эпической поэме или в таких образцах повествовательных жанров, как «Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголк. Отступления в поэме, не развернуты и имеют особый характер. Во-первых, они по своему стилю не выделяются из крестьянской разговорной речи, во-вторых, авторское лирическое начало обнаруживается ярче всего в обобщениях и сентенциях, уточняющих идейную характеристику того или другого персонажа или смысл отдельных эпизодов. Этот прием авторского вмешательства в течение событий сам по себе лиричен.

Некрасов придает лиризм своему эпическому рассказу и при помощи другого обычного для него приема, а именно - широким введением песен. К песне обращаются герои поэмы и в радости, и в горе, при помощи песни получает своеобразную разрядку лирическое и драматическое напряжение действия. Так, например, рассказывая историю своей жизни, Матрена Тимофеевна Корчагина переходит к песне, являющейся своего рода иллюстрацией к ее повествованию; странники затягивают песню, которая, но содержанию перекликается с эпизодом из жизни Матрены в семье мужа и т. д.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » О жанре и стиле поэмы «Кому на Руси жить хорошо» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Тема: ПОЭМА-ЭПОПЕЯ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ

Цели урока: вызвать у учащихся живой интерес к произведению «Кому на Руси жить хорошо»; рассказать о творческой истории поэмы-эпопеи; охарактеризовать особенности жанра и композиции.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Расскажите об основных темах и мотивах лирики Н. А. Некрасова.

2. Прочитайте (наизусть) и проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3. Как вы понимаете слова: гражданственность, психологизм, лиризм, эпопея, драма?

II. Объяснение нового материала.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».

ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ-ЭПОПЕИ

«Кому на Руси жить хорошо» вершинное произведение Некрасова, плод его неустанного труда.

В течение 20 лет поэт собирал материалы о народной жизни «по словечку». Появилось произведение, грандиозное по широте замысла и глубине проникновения в психологию людей, различных по социальному положению.

Поэт начал работать над «народной книгой» в 1863 году, а закончил тяжелобольным человеком в 1877 году с горьким сознанием незавершенности. «Одно, о чем сожалею глубоко, - это что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», - говорил поэт незадолго до смерти. Но и в незавершенном виде «Кому на Руси жить хорошо» - великое произведение о народе и для народа.

О композиции. Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир - на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

О жанре. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея» - художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» - реалистическая поэма эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай...») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.

III. Комментированное чтение поэмы (по выбору).

Обратить внимание на основные художественные образы (собирательный образ мужиков, образы народных заступников, типические образы помещика, попа, крестьян).

Домашнее задание.

1. Чтение поэмы.

2. Ответить (устно) на вопросы:

1) Творческая судьба «Кому на Руси жить хорошо».

2) Особенности жанра и композиции.

3. Подготовить выразительное чтение понравившихся строк поэмы.

4. Индивидуальные задания (по группам).

Сочинение (или сообщение):

1-я группа - «Савелий богатырь святорусский».

2-я группа - «Образ Якима Нагого».

3-я группа - «Ермил Гирин и его представление о счастье».

4-я группа - «Матрена Тимофеевна - женщина с сильным характером».

5-я группа - «Образ «народного заступника Гриши Добросклонова».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, сюжет, композиция. Обзор содержания поэмы. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп- временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – вершинное произведение Некрасова.

Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Важный образ поэмы - это образ дороги, который сближает авторскую позицию с мотивами библейского крестного пути, с традициями Гоголя и русским фольклором. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение «верхов», где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна прежде всего потому, что на протяжении времени менялся ее замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

1. Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь.

2. История создания поэмы. Поэма была начата вскоре после крестьянской реформы. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 г., то есть около 14 лет. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».

3. Композиция поэмы. За время работы над поэмой ее замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции, нет точного расположения ее глав.

Поэт называет странников «временно обязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 г., так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 г., которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш» - 1872 г.; «Крестьянка» - 1873 г.; «Пир на весь мир» - 1877 г.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней „по календарю“: действие „Пролога“ начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе „Поп“ странники говорят: „А время уж нераннее, подходит месяц май“. В главе „Сельская ярмонка“ есть упоминание: „Лишь на Николу вешнего погода поуставилась“; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. „Последыш“ также начинается точной датой: „Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос“. В „Пире на весь мир“ сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в „Крестьянке“ - жатва. События, описанные в „Пире на весь мир“, относятся к ранней осени (Григорий в IV главе собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым „петербургская часть“ должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа „к вельможному боярину, министру государеву“. Предположительно петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма».

Поэт не успел сделать распоряжение о последовательности частей поэмы. Единственное, что известно, часть «Пир – на весь мир» Некрасов хотел поместить за «Последышем». Итак, литературоведы пришли к выводу, что за «Прологом. Часть первая» должны следовать части «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир». Все эти части связаны темой дороги.

4. Жанр поэмы. По мнению М. Г. Качурина, «перед нами эпопея » – художественное произведение, в котором отражены «великие исторические события, целые эпохи в жизни страны и народа». Объективность изображения жизни выражается в том, что голос автора слит с коллективным сознанием нации, автор рисует жизнь, оценивая ее с позиций народа. Отсюда связь поэмы с фольклором, с народным восприятием бытия. Таким образом, «Кому на Руси жить хорошо» – реалистическая поэма-эпопея.

О сюжете. Сюжет близок к народным сказкам о поисках мужиками-правдоискателями счастливого человека. Начало поэмы («В каком году – рассчитывай, в какой земле – угадывай…») напоминает сказочный зачин. Семь мужиков из шести деревень «сошлись», заспорили («Кому живется весело, вольготно на Руси?») и отправились на поиски по-настоящему счастливого человека. Все, что увидели странники во время путешествия по Руси, с кем встречались, кого выслушивали, и составляет содержание поэмы-эпопеи.



Похожие статьи
 
Категории