Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Перелетные птицы" (лепка). Конспект НОД по лепке в подготовительной группе для детей с ЗПР «Здравствуй весна

10.10.2019

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему: "Перелетная птица - лебедь"

Подготовила:

ГБОУ гимназия № 1552 (стр. 7)

Программное содержание.

Цели:

  • Формировать, систематизировать и упрочить знания детей о перелетных птицах
  • Учить детей различать и правильно называть перелетных птиц: аист, соловей, ласточка, грач, журавль, цапля, дрозд, кукушка, лебедь и т.д.
  • Развивать мелкую моторику; желание детей работать своими руками
  • Упражнять детей в проявлении художественного вкуса и цветового восприятия.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к перелетным птицам

Словарь: “перелетные птицы”, “лететь клином, цепочкой, стойкой”, “острый клин”, “раздвоенный хвост” и т.д.

Оборудование: демонстрационный материал с иллюстрациями по перелетным птицам, птички – игрушки, аудиозапись голосов и пения птиц.

Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, стеки.

Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулки; беседа о перелетных птицах, чтение рассказов и стихов о птицах.

Ход занятия

Воспитатель (обращается к детям) :

“Кому посвящается эта музыкальная композиция? ”

Дети:

“Птицам ”.

Воспитатель:

“Какие бывают птицы? ”

Дети:

“Птицы бывают перелетные, они улетают зимой на юг из-за отсутствия еды. А еще зимой некоторым птицам очень холодно. Другие птицы остаются на зиму, их называют зимующими птицами ”.

Воспитатель:

“Что объединяет и перелетных и зимующих птиц? ”

Дети:

“Все птицы могут “петь” и летать.

Воспитатель:

“Дети, а давайте и мы полетаем! ”

Физкультминутка: “Ну-ка, птички, полетели”

Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зёрнышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Пёрышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.

Дети садятся на свои места; перед ними – дощечки, коробка с пластилином, стеки, влажные салфетки для рук.

Воспитатель обращается к детям со словами:

“А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки”:

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.

(скворец)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

(журавли)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней,
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.

(грач)

В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там, то тут,
Как птицу эту зовут?

(кукушка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.

(цапля)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту...

(аист)

Воспитатель:

“ Дети, о каких видах птиц говорится во всех этих загадках? ”

Дети:

“О перелетных”.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и продолжает:

“Птицы – теплокровные существа, средняя температура их тела составляет 41 С. Это значит, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большом количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые края. Давайте, закрепим названия перелетных птиц ”.

Игровое упражнение “Подумай и покажи”

Правила игры: воспитатель называет перелетных и зимующих птиц (напоминая детям о необходимости быть внимательными и собранными) . Если называется перелетная птица, дети поднимают ладони вверх, изображая птицу в полете; если же речь идет о перелетной птице, то руки детей опускаются на парту.

“Сюрпризный момент”. Раздается стук в дверь. Незнакомая девушка передает конверт, который она находит у ворот нашего детского сада. Воспитатель благодарит девушку, возвращается к детям, предлагает им подумать, от кого может быть это письмо.

Дети:

“Давайте откроем конверт”.

Воспитатель вскрывает конверт, достает письмо и начинает читать:

“Сначала отгадайте загадку:

Птица медленно плывет,
Словно белый пароход.
Горделива и красива.
Терпелива и пуглива. ”

(Лебедь)

Дети правильно разгадывают загадку.

“Здравствуйте, ребята, это письмо от лебедей. Нам очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мы улетаем в теплые края ровным лебединым клином, но одна птица по неизвестным причинам не долетела с нами до теплых краев. Мы очень за нее беспокоимся. Нам стало известно, что вы знаете о перелетных птицах много интересного. Ребята, возможно, вы сможете помочь нам разыскать нашего друга и отправить его к нам, в теплые края. Заранее огромное “спасибо” вам от всего лебединого семейства ”.

Воспитатель:

“Вот это правильно! Мы обязательно поможем лебедям, но сначала, ребята, послушайте стихи, посвященные этим прекрасным птицам: ”

Есть птица красивая очень на свете,
Название - лебедь имеет она.
Не встретить прекрасней ее на планете,
Она из чудесного будто бы сна.
И вид лебедей - как отрада для глаз,
Когда по воде они ровно плывут,
Спокойный, приятный их снежный окрас
Собой украшают и реку и пруд.
Степенные, яркие, нежные птицы,
В почете огромном они у людей.
Едва только лебедь на воду садится,
Все взгляд на него переводят скорей.

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на демонстрационный материал с изображением лебедей и подумать, что представляет собой птица “лебедь”.

Ответ детей: “Эта птица – нежная, белая, очень красивая, волшебная, гордая, сказочная”.

Воспитатель:

“Правильно, молодцы ребята. Действительно, лебедь – это величественная белая птица невероятной красоты, которая плавает в городских парках и прудах. Это самая крупная из водоплавающих птиц; лебедь относится к семейству утиных. У лебедей телосложение довольное плотное, а крылья широкие. Лебеди живут семьями парами. Они спокойные, не суетливые, но не из робкого десятка. Если им угрожает опасность, они смело защищают свою лебединую семью. При этом лебеди вытягивают шею, хлопают крыльями, и даже кусают клювом своего обидчика. Как вы уже знаете, лебедь – перелетная птица. Полет лебедей довольно легок и свободен. Когда они производят свой перелет, то создают клин, а самая сильная птица будет лететь во главе клина. Если вожак устает, на смену ему становится другая птица. Лебеди питаются семенами, корневищами от водных растений и почками. Нырять лебеди не умеют. Ну, кто не смотрит заворожено в небо, когда над ним пролетает стая этих прекрасных птиц ”.

Воспитатель:

“Дети, вам понравился рассказ об удивительных и действительно “сказочных” птицах? ”

Дети:

“Очень понравился, нужно быстро помочь им, и мы даже знаем как. Мы слепим белых лебедей и отправим их в теплые края вслед за остальными лебедями”.

Воспитатель:

“Какие цвета пластилина нужны для лепки лебедей? ”

Дети:

“Для создания птицы нужен белый пластилин, но также потребуется немного черного и красного пластилина”.

Раз поднялись, потянулись!
Два – нагнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – тихонько снова сесть!

Воспитатель напоминает детям о том, чтобы они отнеслись к предстоящей работе очень ответственно и постарались слепить птиц так, чтобы сохранить неповторимую красоту лебедей. Воспитатель вместе с детьми начинает лепить (предварительно приставив к каждой дощечке пластмассовый стек) , пошагово объясняя и показывая весь процесс лепки:

  1. Основной цвет пластилина, который требуется для создания птицы – белый, также фрагментарно будет использован черный оттенок. Для рисования на поверхности пластилина вооружитесь пластмассовой стекой.
  2. Разомните в руках половину подготовленного белого пластилина и скатайте шарик.
  3. Далее поместите шарик между двумя ладошками и немного раскатайте его, надавливая, до состояния овальной заготовки. На одной стороне захватите небольшую долю пластилина большим и указательным пальцами и вытяните маленький хвостик. Сделайте хвостик пушистым с помощью стеки.
  4. Птица лебедь имеет форму двоечки, эту цифру и пернатого даже иногда сравнивают, когда обучают малышей основам математики. Для лепки головы и тонкой шеи птицы скатайте длинную колбаску, изогните ее, на одну сторону приклейте шарик-голову.
  5. Добавьте красный клюв и сделайте вокруг него черную окантовку. Две черные точки заменят глаза.
  6. Присоедините шею с туловищем, скрыв стык пальцами.
  7. Слепить крылья лебедя также несложно. Возьмите оставшийся белый пластилин, разделите его на две равные части, сплюсните каждую из них до состояния лепешки, придав треугольную форму. Затем отделите каждое перышко стекой.
  8. Прикрепите крылья к туловищу, приподнимая их вверх. Теперь наш лебедь готов к полету.

Воспитатель:

“Мы слепили вот такую красивую, волшебную, гордую птицу под названием Лебедь! ”

Дети (взяв созданные ими птицы и помахав ручками) “выпустили лебедей” в свободный полет в теплые края, пообещав им, что они будут ждать их возвращения с наступлением весны. Воспитатель поблагодарил детей за заботливое отношение к птицам.

Работа с пластилином, глиной и солёным тестом оказывает расслабляющий эффект на эмоциональное состояние ребёнка, служит развитию мелкой моторики рук и активизируют познавательный и творческий интерес. Занятия по лепке проводятся с ясельной группы детского сада и усложняются год от года. Дошкольники подготовительной группы обучаются различным способам и приёмам лепки, использованию вспомогательных инструментов, развивают цветовое восприятие зрительных образов, совершенствуются в конструкторских навыках. Знание простых геометрических фигур, умение находить их в строение предмета, способность построение сюжетных и предметных композиций, развитие умения прогнозировать этапы работы и анализировать получившееся - все эти качества необходимы для успешной адаптации будущего первоклассника к обучению в школе.

Подготовка занятия по лепке на тему «Птицы» в подготовительной группе

Дети 6–7 лет активно познают предметы и явления окружающего мира, происходящие между ними связи, и с удовольствием воспроизводят их в творческих работах, отражая своё отношение к этим образам. Старшие дошкольники владеют основными приёмами лепки, знакомы со способами создания фигурки из пластичного материала. Педагог не использует прямой показ практических действий лепки, основной обучающей задачей на занятиях становится развитие навыка планирования работы и прогнозирование желаемого результата самими воспитанниками.

Занятие по лепке в подготовительной группе

В подготовительной группе ребята упражняются в создании трёхмерных предметов из пластических материалов, стараясь как можно более точно передать характерные особенности предметов. Лепка выпуклых предметов на плоскости проводится редко, как правило, выполняются задания на изготовление объёмной поделки с последующим её закреплением на бумажной или картонной основе. Тема «Птицы» направлена на развитие и дальнейшее закрепление умения передавать в лепке образы различных видов птиц, особенностей строения их тела, формы конечностей, хвоста, клюва, цвета оперения. Изучив наглядные материалы (картинки с изображением птиц, игрушки или статуэтки), ребята лепят фигурки по представлению. Для воспитанников подготовительной группы обязательно должно даваться задание по передаче характерной позы птицы. Дети учатся отображать положение туловища, лап и крыльев птицы в движении: птица села на ветку, клюёт ягоды, готовится вспорхнуть, поёт, расправила или чистит перья и т. д. По представляению лепятся также образы сказочных и волшебных птиц. Лепка с натуры может проводиться в подготовительной группе на занятиях по созданию птиц по мотивам игрушек народных промыслов (гжельская, дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка). Ребята изучают строение глиняной фигурки, воспитатель проговаривает этапы лепки игрушки (как вариант, озучивает инструкции по следованию технокарте), воспитанники выполняют практическую часть, имея перед глазами образец.

Лепка птички по мотивам дымковской игрушки

Рассотрим способы и приёмы лепки , применяемые детьми для создания птиц:

Способ лепки Цель Техника лепки
Конструктивный Создание предмета из отдельно вылепленных элементов. Ребёнок представляет предмет в виде лежащих в его строение форм, вылепливает соответствующие детали и собирает (конструирует) образ. При работе конструктивным способом могут быть использованы все основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, отщипывание, вдаливание, заострение. При составлении предмета из отдельных элементов применяются приём соединения и последующего сглаживания швов или примазывание деталей.
Пример. Для лепки вороны конструктивным способом необходимо заготовить вытянутый шар для туловища, шар для головы, заострённый шарик для клюва, лапки будут вылепливаться из раскатанных колбасок, хвост - из маленького сплюснутого цилиндра, крылья - из сплющенных шариков.
Пластический/скульптурный Лепка предмета из одного куска пластического материала. Перед практической работой ребёнок представляет, какая одна форма лежит в основе предмета (для птицы - форма яйца). Из пластического материала скатывается заготовка этой формы, слегка разминается ладонями, материал согревается и становится податливым. Ребёнок моделирует образ из заготовки, используя приёмы оттягивания, прищипывания, скручивания, вдаливания.
Пример. Лепка воробья скульптурным способ предполагает вытягивание из яйцеообразной заготовки частей фигурки в следующем порядке: шея, голова и клюв, крылья, лапки, хвост.
Комбинированный Сочетание в практической работе приёмов конструктивного и скульптурного способов для создания предмета. Этот способ чаще всего используется старшими дошкольниками. Основную часть фигурки ребёнок лепит конструктивным способом и дополняет его отдельно вылепленными деталями.
Пример. Для лепки петушка из яйцеобразной заготовки скульптурным способом лепится туловище, голова и шея птицы, затем создаются и примазываются крылья и лапки, гребень и бородка, перья хвоста.

Способы лепки птицы

Конструктивный способ Пластический способ Комбинированный способ

Разновидности лепки птицы


Воспитанникам подготовительной группы предоставляется свобода в продумывании художественного замысла, этапов работы и приёмов для его реализации. Важно, чтобы ребя имели доступ к материалам и инструментам. В помещении, где проводятся занятия по изобразительной деятельности, рекомендуется оформить стеллаж или шкаф, в котором хранилось бы всё необходимое для создания композиции. Исходя из своих вкусовых предпочтений, оценки собственных способностей и представляемой задумки, ребята самостоятельно подбирают пластилин для лепки, берут инструменты, дополнительные материалы для украшения. Также в стеллаже должны быть подготовлены различные варианты для основы поделки: набор цветной бумаги, картон, бумага с тиснением или бархатная бумага. Для оформления основы из шкафа с материалами и инструментами для занятий рисованием дети могут взять карандаши, фломастеры, краски и кисти. Иногда раскрашиваются сами пластилиновые поделки, чаще всего, на занятиях по декоративной лепке: готовую фигурку или игрушку ребята расписывают в стиле народной живописи.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по лепке в подготовительной группе

В разделе «Лепка» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении лепке с натуры и по представлению, созданию образов народных сказок и художественных произведений (в том числе образов в, декоративному рисованию.

Тема занятия Организационная форма деятельности Обучающие и развивающие задачи
«Домашние птицы» Индивидуальная. Закрепление умения лепить фигуру птицы по представлению.
Развитие умения передавать особенности строение тела птицы и характерных движений птицы.
Совершнествование умения украшать поделку при помощи инструментом и дополнительных материалов.
«Птичий двор» Коллективная. Закрепление умения лепить фигуры птицы в движении по представлению.
Активизация интреса к работе в подгруппе.
Развитие умения создавать сюжетную композицию: отображение взаимоотношений между мерсонажами сценки, правильное расположение фигурок в композиции, оформление основы работы.
«Летят перелётные птицы» Коллективная. Совершенствование умения передавать характерные особенности строения и позы птиц в движении.
Развитие навыка групповой деятельности.
Развитие интереса к продумыванию основы композиции (тематический или сюжетный фон).
Развитие умения прогнозирования совместной работы и анализирования итогов.
«Ворона» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят ворону по стихотворению А. А. Блока «Ворона» («Вот ворона на крыше покатой…»).
Совершенствование умения передавать характерные особенности и позу птицы.
Развитие умения самостоятельно выбирать способ и приёмы лепки, материалы и инструменты, прогнозировать этапы действий.
«Воробей» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по стихотворению С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке».

Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию (ребята могут слепить какое-либо животное из стихотворения, у кого в клетке побывал воробей).
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
«Утка» Индивидуальная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят утку по сказке М. Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Вариант индивидуального задания: в подгруппе из 2–3 человек ребята могут создать сюжетную сценку по выбранному эпизоду сказки.
Закрепление навыков лепки фигуры птицы в движении.
Совершенствование умения оформлять основу композиции, по необходимости привлекая приёмы аппликации, рисования или пластилинографии.
«Сова» Индивидуальная.
«Синичка» Индивидуальная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.
Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
«Снегирь» Индивидуальная/коллективная. Развитие умения создавать образ художественного произведения: ребята лепят воробья по рассказу Ю. Дмитриева «Снегирь».
Оттачивание навыков в лепке птицы в движении.
Совершенствования умения создавать индивидуальную композицию: снегирь угощается в кормушке, клюёт ягоды ребины, сел на еловую ветвь и т. д.
Развитие умения сочетать в работе различные виды изобразительной деятельности: для оформления основы поделки дети могут использовать приёмы аппликации, рисования, пластилинографии.
Вариантом задания занятия по теме «Снегирь» может быть создание коллективной композиции «Снегири на рябине»: ребята совместно оформляют лист полуватмана в качестве основы композиции (рисуют акварельный фон с переходами, дерево, в технике пластилинографии могут изобразить пожухшие листья или снег на ветвях, элементами пластилиновой мозаики создаются грозди рябины), индивидуально вылепливают фигурки снегирей в различных позах и располагают их в общей композиции.
Развитие умения коллективной деятельности: продумывания замысла, распределение обязанностей.
Развитие умения анализировать процесс и итоги коллективной работы.
«Лебедь» («Лебёдушка») Индивидуальная/коллективная. Совершенствование умения лепить птицу по представлению.Развитие умения самостоятельно продумывать замысел поделки, этапов практической работы, способа и приёмов лепки, выбора материалов, инструментов, природных материалов и фурнитуры для украшения композиции.
Возможна лепка образа художественного произведения: воспитанникам предлагается изобразить Царевну-Лебедь из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Вариант индивидуального задания для работе в подгруппе: лепка композиции «Лебединое озеро».
«Петушок с семьёй» Коллективная. Развитие умения создавать совместными усилиями сюжетную сценку.
Закрепление умения лепить домашних птиц по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения: ребята лепят сценку из рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьёй».
Формирование умения коллективного продумывания этапов работы и создания общей композиции.
«Утка», «Индюк», «Петух» Индвивидуальная. Формирование умения лепить фигуру птицы по мотивам дымковской игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом: основная форма дымковской игрушки лепится из целого куска, отдельно вылепливаются детали для крыльев, иногда хвоста.

Развитие интереса к произведениям народного искусства и желания создавать поделки по мотивам работ дымковских мастеров.
«Калининские птички» Индивидуальная. Формирование умение лепить фигуру птицы по мотивам тверской (калининской) игрушки.
Совершенствование умения лепить комбинированным способом.
Развитие навыка расписывания вылепленной игрушки.
Развитие интереса к народным промыслам и желания создавать поделки по мотивам работ тверских мастеров.

Мотивирующее начало занятия на тему «Птицы»

Начальный этап занятия по лепке должен разивать у воспитанников мотивацию (интерес и желание) к работе с пластичными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядный материал: рассматривание картинок и плакатов с изображением птиц, подготовка выставки игрушек и статуэток, работ народных мастеров (для занятий по декоративной лепке), изучение иллюстраций к произведениям, эпизоды из которых ребята будут создавать в сюжетной лепке.
  • Проведение беседы. Обращение к личному опыту и восприятию воспитанников активизирует зрительную память и оказывается эффективным для последующей лепки по представлению.
  • Использование художественных текстов: стихотворений и отрывков из рассказов и сказок, по которым даётся задание слепить предметную или сюжетную композицию.
  • Чтение потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.
  • Проведение подвижных и дидактических игр, тематических физкультминуток.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы»

Тема занятия Мотивирующее начало занятия
«Петушок с семьёй», «Царевна-Лебедь», «Серая Шейка» Занятия, посвящённые лепке сюжетных композиций на основе эпизодов или литературных произведений, должны начинаться с обсуждения текста. Ребятам зачитываются отрывки, описывающие персонажей-птиц, предварительно можно попросить вспомнить ребят, какими они запомнили героев. Привлекается использование наглядного материала - иллюстраций к произведениям. В форме устной беседы воспитатель обсуждает с ребятами, какие сценки с участием птиц можно слепить, какие материалы будут использованы, какие позы необходимо будет передать в фигурах птиц.
«Летят перелётные птицы», «Снегирь», «Домашние птицы», «Птичий двор» Старшие дошкольники многое знают об особенностях домашних, перелётных и зимующих птиц, поэтому начать занятие рекомендуется с беседы:
Какие виды птиц относятся к домашним/перелётным/зимующим? Что ребята о них знают?
Для этих тем эффективно проведение дидактических игр: «Найди отличия на картинках», «Найди лишнее», «Найди пару», «Найди птицу по силуэту тени» и т. д.
Проводятся и подвижные игры на данную тематику.
Пример. На занятии по темам «Домашние птицы» и «Птичий двор» проводится игра «Петушиный бой». Дети разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. По команде все поднимают одну ногу и, прыгая на другой ноге, стараются заставить напарника потерять равновесие. Кто встал на обе ноги, выбывает из игры.
«Сова», «Воробей», «Синичка», «Ворона», «Снегирь» Рекомендуется привлечение малых форм устного народного творчества: потешек и поговорок, загадок, песенок.
Возможно создание сюрпризного момента.
Пример. В начале занятия по теме «Синичка» раздаётся стук в дверь, в группу заходит Дворник (может быть задействован настоящий дворник детского сада, которого знают ребята, можно попросить сыграть роль младшего воспитателя или другого сотрудника учреждения). Он приносит кормушку и жалуется: развесили на деревьях дети из разных групп домики непонятные, а зачем? Ребята объясняют, что это не просто домики, а кормушки для зимующих птиц. Дворник удивляется: почему же в кормушках нет никого? Ребята замечают, что в кормушке нет еды для птиц. Дворник просит помочь ему приманить птиц в кормушку, чтобы на территории садика звучали весёлые птичьи песни. Ребята лепят фигурки синиц и располагают их в кормушке (зёрна скатываются из маленьких кусочков пластилина).

Создание проблемной ситуации тоже эффективно побуждает ребят к творческой деятельности.
Пример. В начале занятия по теме «Снегирь» ребята изучали прикреплённый к магнитной доске иллюстрацию с изображением снегирей на ветках рябины, по картинке проводилась беседа, так что ребята хорошо запомнили плакат. Во время проведения воспитателем с воспитанниками физкульминутки «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири», заранее поставленный в курс дела младший воспитатель незаметно снимает с доски плакат и вешает взамен похожий, но без снегирей. Когда ребята возвращаются на рабочие места, воспитатель просит ещё раз посмотреть на изображение снегирей и приступить к лепке птиц. Ребята тут же замечают, что снегири пропали с картинки. Выход из ситуации - слепить из пластилина снегирей и вернуть их на плакат.

«Калининские птички», «Дымковский индюк» Занятия по декоративной лепке традиционно начинаются с изучения и обсуждения особенностей произведений народного творчества. В игровой комнате может быть заранее подготовлена выставка дымковской/калининской игрушки. Ребятам можно показать слайд-шоу на проекторе с фотографиями работ народных мастеров. Особое значение имеет на этих занятиях звучание народной музыки.

Составление конспекта на тему «Птицы»

Цель занятий по теме «Птицы»: создание предметной или сюжетной композиции из пластического материала.

Задачи: совершенствование умения лепить фигуру птицу с натуры и по представлению; формирование умения передавать фигуру птицы в движении, изображать характерные движения птицы; активизация интереса к коллективной деятельности; развитие способности совместного продумывания замысла и этапов практической работы, распределения обязанностей и анализа процесса и итогов групповой деятельности; совершенствование умения декоративной лепки.

В соответствии с гигиеническими требованиями занятие по лепке в подготовительной группе длится не более 30 минут и состоит из следующих этапов:

  • Организационный момент.
  • Мотивирующее начало занятия.
  • Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию технокартам по лепке или проговаривание с ребятами плана действий по созданию фигурок и их расположению на основе.
  • Практическая работа.
  • Демонстрация и обсуждение готовых работ.
  • Подведения итогов.

Конспект открытого интегрированного занятия по лепке и речевому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС на тему «Перелётная птица - ледедь».
Закрепить и системазировать знания детей о перелётных птицах.
Развивать желание работать с пластичным материалом.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в развитии образного и цветового восприятия предметов окружающего мира.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Оборудование Демонстрационный материал с иллюстрациями по перелётным птицам, птички - игрушки и статуэтки; аудиозапись голосов и пения птиц (из серии «Голос природы»). Предварительная работа Наблюдение за птицами во время прогулки; беседа о перелётных птицах; чтение рассказов и стихов о птицах. Ход занятия Ребята входят в группу под аудиозапись с птичьим пением.
Проведение беседы:
Чьи голоса вы сейчас слышали? (птичьи)
Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
Чем они отличаются? (одни улетают осенью в тёплые края, другие остаются зимовать)
Что общего у перелётных и зимующих птиц? (умеют петь и летать)
Физкультминутка «Ну-ка, птички, полетаем!»
Ребята садятся за рабочие места. Воспитатель загадывает загадки о птицах (кукушка, журавль, аист, цапля и др.) и спрашивает, о каких видах птиц говорится в этих загадках (о перелётных).
Проведение дидактической игры «Подумай и покажи»: воспитатель называет птицу, если она перелётная, ребята поднимают руки вверх, если зимующая - кладут на парту.
Создание сюрпризного момента. В группу доставляют письмо от Лебедя. Он рассказывает ребятам, что в начале осени его стая отправилось в тёплую страну, но в конце путешествия оказалось, что один из лебедей не прилетел. Лебедь просит ребят помочь найти пропавшего.
Воспитатель и ребята вспоминают особенности строения лебедя, обсуждают, как можно слепить из пластилина фигуру этой птицы.
Выполнение практического задания - лепки лебедей. Закрепление поделок на общей основе.
Обсуждение процесса лепки и готовых работ.
Подведение итогов занятия.

Готовая работа

План-конспект занятия по лепке на тему «Лебёдушка» в подготовительной группе.

Цель Создание изображения способом конструктивной лепки.
Задачи Формирование умения лепить из целого куска.
Закрепление навыков лепки различными приёмами.
Развитие мелкой моторики и композиционных способностей.
Закрепление и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
Воспитание доброго отношения к птицам.
Предварительная работа Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Г-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Ход занятия Рассматривание иллюстраций с изображением лебедей, обсуждение особенностей строения этого вида птиц.
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку «Гадкий утёнок» и как там описывался лебедь.
Физкультминутка «Лебеди».
Практическая работа. Воспитатель предлагает ребятам слепить фигуру лебедя по представлению, обсуждают этапы лепки деталей (туловище, шея, голова, крулья) или проговаривают предлагаемые технокартой действия.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Выполнение задания ребятами, которое прерывается на динамическую паузу «Мы руками Хлоп-Хлоп».
Размещение поделок на общей основе.
Обсуждение готовых работ.
Подведение итогов.

Пример коллективной композиции

Готовая работа

Поэтапный порядок выполнения поделок и технокарты на тему «Птицы»

«Утки» («Летят утки», «Летят перелётные птицы») с оформлением основы для композиции

Лепка фигуры птицы будет проводится скульптурным способом - из одного куска
Сделать заготовку в форме яйца
Вытянуть шею, слепить голову и клюв
Вытянуть и слепить хвостик
Вытянуть и слепить крылья
Заострённой палочкой сделать глаза
Готовые фигурки Лист бумаги для акварели сложить уголком Сделать фон голубого цвета - небо Сделать линию земли Прорисовка заднего плана - лес Рисуем дерево на переднем плане, с которого будут взлетать птицы Складываем заготовку под углом, закрепляем пластилиновые поделки Готовая композиция

«Домашние птицы» («Индюк», «Гусь», «Курица») с составлением композиции «Птичий двор»

Делаем заготовку в форме яйца
Вытягиваем голову и шею
Вытягиваем лапы
Прикрепляем конусообразную деталь - клюв
Прилепливаем «соплю»
Скатываем детали для крыльев
Формируем и примазываем крылья к туловищу
Скатываем и сплющиваем две детали для хвоста
Прикрепляем первый ряд перьев хвоста
Прикрепляем второй ряд перьев хвоста
Скатываем и крепим шарики - глазки
Заострённой палочкой оформляем крылья
Оформляем хвост
Делаем когти на лапках
Индюк готов
Детали для лепки гуся комбинированным способом
Вытягиваем из заготовки шею и голову
Вытягиваем хвост
Формируем крылья
Примызываем крылья к туловищу
Прикрепляем клюв
Прикрепляем глазки
Раскатываем цилиндрики
Формируем лапки
Гусь готов
Детали для лепки курицы комбинированным способом
Вытягиваем хвост
Вытягиваем и формируем лапы
Вытягиваем голову и шею
Примазываем шею и голову к туловищу
Стекой формируем крылья
Примазываем крылья
Формируем гребень и бородку
Прикрепляем гребень и бородку
Прикрепляем клюв
Прикрепляем глазки. Курица готова
Раскатываем колбаски
Составляем из деталей заборчик, крепим на основе
Скатываем шарики - зёрна Располагаем фигуры птиц на основе в характерных позах

«Царевна-Лебедь» (с оформлением основы для композиции)

Детали для лепки лебедя Вытягиваем шею, формируем голову Вытягиваем хвост, формируем туловище Примазываем шею к туловищу Вылепливаем крылья Примазываем крылья Примазываем элемент «маска» Прикрепляем клюв Прикрепляем глазки Для основы берём лист картона или бумаги Мазками наносим пластилин синего цвета Наносим мазки голубого цвета Раскатываем колбаски из зелёного пластилина
Оформляем основу
Располагаем фигурку лебедя на основе
Дополненный вариант с короной

«Калининские птички» (порядок действий по лепке тверского петуха с раскрашиванием фигурки по мотивам народной живописи)

Детали для лепки калининского индюка комбинированным способом
Вытягиваем шею и голову, формируем туловище
Вылепливаем кокошник
Примазываем кокошник
Вылепливаем хвост
Примазываем хвост
Смешиваем тёплый и светлый оттенок коричневого
Туловище, шею и голову красим коричневым цветом
Хвост и кокошник красим синим цветом
Красим клюв жёлтым
Рисуем цветок и точки белым цветом
Рисуем оборку и узор на кокошнике и хвосте голубым цветом
Поверх голубого наносим элементы узора белой краской
Жёлтыми точками украшаем край хвоста и кокошника
Рисуем красный элемент в центре
Рисуем глазки. Индюк готов

Конспект занятия по лепке

в подготовительной группе

на тему «Зимующие птицы»

Подготовила: воспитатель

Гребнева О.А.

Цель : Закрепить представление о зимующих птицах.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Речевые: обобщать знания по теме «Зимующие птицы» и синтезировать их с темой «Зима».

4. Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Материал: пластилин, дощечка, стеки, семечки, салфетки влажные, аудиозапись, ИКТ, кормушка.

Наглядный материал: скульптурная птица, изображение зимующих птиц.

Словарная работа: голова, хвост, круг, овал, глаза, клюв, оттягивать, прищипывать, стека.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Воробей», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Воспитатель : Ребята, а вы любите гулять?

Дети : Да.

Воспитатель : Скажите, ребята, где вы любите гулять?

Ответы детей : (На улице, в д/с и. т. д.)

Воспитатель : Сегодня я приглашаю вас погулять в зимний лес, как вы думаете, что нам нужно сделать?

Дети : Одеть теплую одежду.

Одевают воображаемые рукавички, шапку, шубку.

Воспитатель :

В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключений, нам ребята не найти.

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаем

В лес мы дружно все пойдем.

(Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» )

Воспитатель : Ребята посмотрите как красиво в лесу! Сколько снега.

Посмотрите какая красивая елочка!

Подходим к елочке, любуемся.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто сидит на елочке?

Дети : Птицы.

Воспитатель : Скажите ребята, как называются птички, которые не улетают зимой в теплые края, а остаются на зиму?

Дети : Зимующие птицы.

Воспитатель : Какие они опишите?

Дети описывают внешний вид птиц.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?

Ответы детей

Воспитатель : Ребята, как же ему же помочь маленькому воробушку?

Ответы детей

Воспитатель : А давайте воробушка возьмем с собой в д/с и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаем в детский сад мы дружно все пойдем.

Воспитатель : Вот мы и вернулись. А теперь я вам предлагаю вам поиграть в игру и узнать, хорошо ли вы знаете зимующих птиц.

Дидактическая игра «Отгадай птицу по пению»

Воспитатель : молодцы, ребята, а теперь проверим вас. Умеете ли вы различать зимующих птиц от перелетных?

Игра с применением ИКТ «Узнай птичку»

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель : А теперь ребята предлагаю вам попробовать слепить воробья из пластилина.

Показ способа лепки воробья:

Сначала берем кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получить цвет похожий на окраску воробьев.

Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка. Один кусочек большой и два поменьше. Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальцами. У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного делаем голову : скатываем шар между ладоней, из второго – крылья. Сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам. Соединяем детали. Оформляем голову, клюв делаем из семечка, глазки из бусинок. Вот получился у нас воробышек.

Воспитатель : Посмотрите ребята, что у меня есть? (кормушка)

Для чего нужна кормушка?

Ответы детей

Воспитатель : Давайте ребята наших воробышков посадим в кормушку.

Молодцы ребята, замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку, которого мы принесли из леса, не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей. Когда мы пойдем на прогулку, мы возьмем корм для птиц и покормим воробьев и других птичек которые прилетают к кормушкам.

Цель. Учить детей лепить птиц.

Образовательная:

Учить детей лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, эстетическое восприятие.

Воспитательная

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам, желание им помочь.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на прогулках и из окна; беседа о зимующих птицах; изготовление кормушек для птиц; рассматривание иллюстраций; рисование птиц; загадывание загадок о зимующих птицах; чтение художественной литературы; дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Перелетные и зимующие птицы», «Птица и птенчики».

Оборудование: конверт с письмом; магнитофон, аудиозапись с музыкой; муляжи елок, изображения зимующих птиц; иллюстрации с изображением снегирей, мольберт, образец снегиря из пластилина, цветной пластилин, доски для лепки и стеки по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он и от кого? (Вопрос привлекает внимание и интерес детей.) На конверте адрес нашего детского сада и нашей группы. А что в конверте? Письмо от лесных птичек. Вот, что они пишут: «Дорогие ребята пришла зима, она украсила поля, деревья нарядила. Приглашаем вас к себе в гости, посмотреть на зимний лес! Будем рады вас видеть!».

А вы хотите совершить путешествие в лес?

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в зимний лес нам нужно надеть тёплую одежду. Что наденем?

Дети: Носки, штаны, кофту, сапоги, шапку, шубку, рукавицы.

Воспитатель:

Ну-ка ребята, одевайтесь,

В лес скорее собирайтесь.

Друг за другом вы вставайте,

И за мною поспевайте.

По тропинкам в лес пойдём,

Много интересного мы с вами там найдем.

(Дети идут за воспитателем. Звучит аудиозапись спокойной музыки.)

Воспитатель: Хорошо в лесу зимой, лес украшен бахромой, звонкий снег искрится, иней серебрится. А какие красивые елочки в лесу. Смотрите, на их ветвях сидят птицы.

(Дети рассматривают птиц на деревьях.)

Воспитатель: Ребята, птицы, которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно, это значит, что нас с вами пригласили в гости зимующие птицы?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы знаете, что человек в лесу – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. В лесу нельзя громко кричать и шуметь.

Воспитатель: А что это за птицы с яркой желтой грудкой?

Дети: Синички.

Воспитатель: Вы знаете, что за синицами любопытно наблюдать: они хлопотливые, шустрые и очень полезны. Летом они охраняют сад от вредителей.

Воспитатель: Как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?

Дети: Играют, веселятся, добывают себе корм и т.д.

(Подходят к следующей елочке.)

Воспитатель: А, кто сидит на ветках этой ёлочки?

Дети: Воробьи.

Воспитатель: Они серенькие, быстрые, смелые и драчливые. Посмотрите, ребята, что это за красногрудая птица сидит на веточке?

Дети: Снегирь.

Воспитатель: Правильно. Мне кажется, что снегирь грустит. Как вы думаете почему?

Дети: Ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей.

Воспитатель: Как же помочь снегирю?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, давайте снегиря возьмем с собой в детский сад и слепим ему друзей.

Дети: Давайте!

Воспитатель:

Друг за другом вы вставайте,

И за мною поспевайте.

По тропинкам в детский сад вернемся,

И работой мы займемся.

К столам проходите,

Одежду снять вы поспешите!

(Дети снимают с себя воображаемую одежду и садятся за столы вместе с воспитателем.)

Воспитатель: Прежде чем лепить, я вам расскажу "Почему эту птицу назвали снегирь?"

В переводе с латинского языка его имя звучит как «огненный». Такое название присвоили птичкам за ярко-красный оттенок брюшка у самцов. Красного цвета у них боковые стороны головы. Крылышки и шапочка на голове черного цвета, спинка окрашена серым цветом. Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них бурого цвета с серым оттенком. (Показывает иллюстрации с изображением снегирей, расположенные на мольберте.)

Еще есть примета, что появление птицы предвещает скорый снег. От слова «снег» и происходит название птицы.

Можно обратиться к истории. Свое название эти птицы получили от тюркского слова «сниг» - красногрудый. Позднее название изменилось в современное звучание – снег. Вот почему снегиря так назвали.

А теперь, давайте с вами рассмотрим строение снегиря. Назовем его части тела.

(Рассматривают изображение снегиря принесенного из леса, называют части тела.)

Воспитатель: Какой формы голова?

Дети: Круглая.

Воспитатель: А туловище?

Дети: Овальное.

Воспитатель: Голова, какая по величине?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: А туловище?

Дети: Большое.

Воспитатель: Давайте покажем, какими приемами мы можем воспользоваться во время лепки снегиря.

(Дети показывают движением рук в воздухе приемы лепки.)

Воспитатель: А теперь с мотрите внимательно, я буду показывать, как лепить снегиря.

Лепить я его буду из отдельных частей.

Беру кусок красного пластилина, раскатываю его между ладонями круговыми движениями – леплю шарик. Потом этот шарик покатаю колбаской до формы овала. Это туловище.

Беру кусок черного пластилина, делю его пополам. Каждую половину снова делю пополам. Получилось четыре части. Из одной части скатаю шарик-голову, оттяну носик. Из второй части слеплю хвост. Раскатываю пластилин между ладонями прямыми движениями, затем сплющиваю – сдавив его ладонями. Хвост получился плоским. Из двух оставшихся частей изготовлю крылья – для этого скатаю из них овалы, затем сплющиваю.

Лапки я сделаю из коричневого пластилина. Делю пластилин пополам, раскатываю колбаски, сплющиваю, потом на одном из концов стекой делаю два надреза. Лапки готовы.

Соединю сначала голову с туловищем. Крылья прикреплю к туловищу по бокам, хвост – к нижней стороне туловища. Туловище устанавливается на лапки. Все части плотно прижимаю друг к другу.

Глаза сделаю из пластилина белого цвета. Снегирь готов.

Ребята, вам понятно как лепить снегиря?

Дети: Да!

Воспитатель: Прежде чем приступить к лепке, давайте разомнём ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Прилетайте, птички!

«зовут»

Сала дам синичке.

«режут»

Приготовлю крошки,

«крошат хлеб».

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Вытягивают вперёд правую руку с раскрытой ладонью,

Эти крошки – воробьям.

то же – левой рукой.

Галки да вороны,

Трут ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).

Ешьте макароны!

(Дети приступают к работе, звучит спокойная музыка.)

Воспитатель: Ребята работайте аккуратно. Пластилин и вылепленные предметы кладем на доску. Прочно соединяйте части между собой, прижимая, их друг к другу.

(Воспитатель в процессе выполнения лепки оказывает некоторым детям индивидуальную помощь (советует, дает образную характеристику, показывает изображение)

Воспитатель: Ваши снегири такие яркие, красивые вы хорошо потрудились.

Вы знаете, что зимой голодно и холодно птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. Давайте снегирей посадим в кормушку и покормим.

(Воспитатель собирает детей около себя.)

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были?

Кого мы там видели?

Кому и чем мы помогали?

А что больше всего вам понравилось?

Литература:

  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 192 с., ил.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 96 с.
  3. Корнеева Ольга Станиславовна Учимся мастерить своими руками: учебно-методическое пособие для подготовки к школе / О.С. Корнеева. - Москва: АСТ: Астрель, 2015. - 95, с.: ил. - (Планета знаний. Предшкольная пора).
  4. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. Под ред. докт. пед. наук Н.П. Саккулиной. Изд. 5-е, испр. М., «Просвещение», 1971.
  5. Саккулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей). М., «Просвещение», 1973.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке в подготовительной группе для детей с ЗПР «Перелётные птицы»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

1. Образовательные: закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

2. Развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание.

3. Речевые: обобщать знания по теме «Птицы» и синтезировать их с темой «Весна».

4. Воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа : беседа «перелётные птицы», загадки, чтение стихотворений о перелётных птицах, весне, беседа по картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», разучивание весенних закличек, лепка домашних птиц.

Материалы к НОД: дерево, колечко, картинка с изображением грача, пластилин чёрного цвета, стеки, дощечки, аудиозапись.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстрации и беседа по ней, физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели», пальчиковая гимнастика: «Грачата», продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Ребята, сегодня на порог детского сада прикатилось «волшебное кольцо» оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова , а вы закройте глаза и тихонечко послушайте, что же колечко нам расскажет.

Ты катись-катись колечко

На весеннее крылечко

И с весеннего крылечка

Принеси нам весточку (звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: «Ребята, кто это поёт?» (Птицы поют)

Действительно это пение птиц. На зиму они улетали в тёплые края, а весной возвращаются на родину. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)

Воспитатель : А каких перелётных птиц вы знаете? (Аист, журавль, скворец, грач) Молодцы! Но посмотрите на нашу «Рябинку », к ней еще не прилетели птицы, давайте, вылепим птиц и посадим их на наше дерево. (Давайте).

Физкультминутка: «Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зёрнышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Пёрышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

Воспитатель: Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте на свои места.

Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён ГРАЧ (фото ris1.jpg), рассматривает её с детьми, задаёт вопросы:

Как называется эта птица? (Грач)

Какого цвета Грач? (Чёрного)

Что есть у этой птицы? (Туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы, клюв, глаза).

Сколько у птиц крыльев?

Какой формы у птицы туловище, голова, клюв?

Туловище - овальное, голова - круглая, клюв - вытянутый заострённый.

Чем покрыто тело птицы? (перьями)

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц

1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким

2. разделим кусок пластилина на 2 равные части

3. из одной части пластилина скатаем овал - это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края – получился овал).

4. с одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем)

5. с другого края овала вытянем шею (захватываем пальцами, небольшой участок пластилина и вытягиваем его вверх)

6. берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части

7. из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)

8. присоединяем голову к шее (приставляем голову к шее, сглаживаем места соединения)

9. вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)

10. берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья

11. катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, присоединяем к туловищу, сглаживаем места соединений).

12. стекой рисуем глаза, оперение.

Пальчиковая гимнастика: «Грачата»

Встали как-то

Утром в ряд

Десять маленьких грачат.

Посчитались,

Удивились.

На две группы разделились.

Пёрышки почистили,

Головкой покивали,

Червячка склевали,

К речке побежали.

Воспитатель предлагает приступить к лепке.

Итог: «Что мы сегодня лепили?» (Птиц)

Как называют этих птиц? (Грачи)

«Когда прилетают птицы домой на родину?» (Весной)

«Вам понравилось лепить птиц?» (Да)

«А для чего мы их слепили?» (Чтобы посадить на нашу Рябину)

Воспитатель предлагает детям посадить птиц на дерево, включает фонограмму пение птиц и говорит: «Посмотрите, вот и на нашу Рябину прилетели птицы, а значит, весна скоро наступит и у нас, давайте попросим наших грачей, чтобы они поскорей принесли нам весну:

Грачи киричи,

летите, летите!

Дружную весну

Несите, несите!

Молодцы, вы хорошо потрудились, все ваши птицы получились очень интересные и похожи на настоящих грачей.




Похожие статьи
 
Категории