Конспект урока литературного чтения Русская народная сказка «Снегурочка. Конспект по художественному чтению "чтение сказки "снегурочка" Рассказывание русской народной сказки снегурочка подготовительная группа

06.07.2019

Занятие "Русские народные сказки из волшебного сундучка"

Описание: Для детей 4-5 лет. Данный материал может быть полезен для воспитателей средних групп в работе по нравственному воспитанию.
Цель:
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество,
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;
Систематизировать знания о русских народных сказках;
Обеспечить развитие памяти, логического мышления;
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок:
«Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун»,
«Колобок», «Гуси-лебеди».
Пересказ сказок: «У страха глаза велики», «Теремок», «Репка», с использованием
мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, мнемотаблицы к сказкам « У страха глаза велики», «Каша из топора», «Вершки и корешки», «Теремок», «Репка».
Сундучок, игрушка-Кузя,

Ход занятия:

Воспитатель: Давным – давно, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки, потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете?
Воспитатель: К нам пришел в гости домовенок Кузя. Он пришел не с пустыми руками, а принес с собой волшебный сундучок. В нем хранятся сказки. Но он не открывается, сундучок заколдован и все сказки в нем. Ребята, вы поможете мне расколдовать сундучок? Тогда слушайте первое задание.
Первое задание: Отгадайте загадку и скажите, в какой сказке встречается этот герой. Отгадку найди.
Загадки.
* Прыгун трусишка,
Хвост коротышка,

Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки
Одежда в два цвета-
На зиму и на лето. (зайчик)


* Он зимой в берлоге спит
Потихонечку храпит.
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? (медведь)

Какие сказки вы знаете про зайчика?
- Как называют его в сказках?

Воспитатель: А вы обратили внимание, кто герои этих сказок?
Дети: Животные.
Воспитатель: Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.
- Сказки о животных мы расколдовали и сундучок открылся.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там еще лежит. Здесь лежат волшебные предметы. Они кому – то были полезные.
- Печка. Из какой сказки попала к нам печь?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Кому она помогла?
Ответы детей.
Воспитатель: Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме?
Дети: Снегурочка.
Воспитатель: Молодцы. Расколдовали сказки.
- Чем похожи все эти сказки?
Дети: В них встречаются превращения.
Воспитатель: Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнём и снова- в путь!
Василиса нам сказала:
Наклоняйся влево. Вправо.
Вот Снегурочки слова:
Приседайте, как пружинки,
Полетайте, как пружинки.
Воспитатель: На таблицы посмотрите, в них вы сказки отыщите!»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
« У страха глаза велики». Про кого эта сказка?
«Каша из топора». Какой солдат в этой сказке?
«Вершки и корешки». О ком эта сказка?
Воспитатель: А эти сказки называются бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки.
- Ребята, Кузя говорит вам огромное спасибо, за то, что вы расколдовали сундучок! Кузя дарит вам подарок – это книга русских народных сказок.
Воспитатель : Нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть, про ковёр-самолёт. Нет, не праздный люди сказки слагали,а слагал их мудрый русский народ.
- Что же такое устное народное творчество?
- Почему оно так называется?
- Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе?
- Какие сказки называются волшебными?
- Бытовыми?
- О животных?

Тема: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

^ Ход занятия

I. Организационный момент.

Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить на занятии:

Она не любит солнышко

И тёплый ветерок.

Зато приводит снежная

Метель её в восторг.

У бабушки и дедушки

Лишь зиму прожила,

А летом белым Облачком

На север уплыла. («Снегурочка».)

^ II.Пальчиковая гимнастика.

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Снегурочка - пальчиковое упражнение «Бантик».

Жаворонки - пальчиковое упражнение «Птички летят».

Лес - пальчиковое упражнение «Деревья».

^ III.Чтение сказки «Снегурочка».

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.


  • А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем!

  • Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги прилади­ли, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, на­рисовал рот, глаза. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стрях­нула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка. Обрадова­лись старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песни запоёт - заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазе­ленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась.


  • Что с тобой, дочка? - спрашивают старики. - Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?

  • Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, пти­цы прилетели. А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей в тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.

Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Об­радовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегуроч­ка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:


  • Пойдём с нами, Снегурушка, в лес гулять, песни петь, пля­сать!
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:

  • Пойди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы соби­рать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежа­ла она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Обернулись подружки - а Снегурки нет.

Стали они кликать её:


  • Ay, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось...

^ IV .Игра «Один - много».

Зима - зимы. Туча - тучи.

Сугроб - сугробы. Венок - венки.

Окно - окна. Облако - облака.

Ком - комья. Песня - песни.

Костёр - костры. Жаворонок - жаворонки.

V ^ .Игра «Назови ласково» .

Разноцветный венок - разноцветненъкий веночек.

Белое облако - беленькое облачко.

Чёрная туча - чёрненькая тучка.

Весёлые подружки - весёленькие подруженьки.

Зелёная трава - зелёненькая травушка.

^ VI .Игра «Сосчитай».

2 зимы, 5 зим. 2 тучи, 5 туч.

2 сугроба, 5 сугробов. 2 венка, 5 венков.

2 окна, 5 окон. 2 облака, 5 облаков.

2 кома, 5 комьев. 2 песни, 5 песен.


  1. костра, 5 костров. 2 жаворонка, 5 жаворонков.

^ VII .Игра «Слова наоборот».

Горе - радость. Холодный - горячий.

Старость - молодость. Умный - глупый.

Веселье - грусть. Радоваться - горевать.

Зима - лето. Смеяться - плакать.

Холод - жара. Тепло - холодно.

Старый - молодой. Быстро - медленно.

Весёлый - грустный. Можно - нельзя.

Зимний - летний.


  1. ^ Игра Слова -родственники».
Снег, снежок, снежочек, снеговик,

Снегурочка, снежинка, снежный.

Костёр, костерок, костерочек, кострище.


  1. ^ Развитие общей моторики «Весна».
От сосулек звон, звон!

(Хлопки в ладоши.)

Просыпайся клён, клён!

(Хлопки в ладоши.)

Растопился снег, снег!

(Приседание.)

Ручейки в бег, в бег!

(Бег по кругу.)

Гром шагает топ, топ!

(Ходьба.)

Почки слышно хлоп, хлоп!

(Хлопки в ладоши.)


  1. Беседа по сказке «Снегурочка».
Вопросы:

  • Расскажите, как старик со старухой лепили Снегурочку?

  • Любили ли старик со старухой Снегурочку?

  • Какой была Снегурочка?

  • Как менялось настроение Снегурочки с приближением весны?

  • Куда пряталась Снегурочка от солнца?

  • Чему радовалась Снегурочка?

  • Куда позвали подружки Снегурочку?

  • Что делала Снегурочка в лесу с подружками?

  • Для чего разложили в лесу костер?

  • Чем закончилась сказка?

  1. Выполнение задания.
Задание. Продолжи логический ряд.

Секунда, минута,... (час).

День, неделя, месяц... (год).


  1. ^ Игра «Четвёртый лишний».
Град, дождь, туман, зима.

Нос, рот, пирог, глаза.

Снег, зима, весна, лето.

Цветы, грибы, снежинки, ягоды.


  1. ^ Знакомство детей с пословицами.
Русая коса - девичья краса.

Хорошие дети - отцу и матери утешенье.


  1. ^ Итог занятия.

  • (Хо­рошие дети отцу и матери в радость.)

Тема: СКАЗКА ^ «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»

Ход занятия


  1. Организационный момент.

  • Отгадайте, о какой сказке мы будем сегодня говорить на занятии:
Рыбку он ловил хвостом

И лису спасал потом.

Вёз до дома на спине.

Кто? Скажите, быстро мне.

(«Лисичка-сестричка и волк».)


  1. ^ Пальчиковая гимнастика.
Дед - пальчиковое упражнение «Дед».

Бабка - пальчиковое упражнение «Бабка».

Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».

Волк - пальчиковое упражнение «Волк»

Рыбка - пальчиковое упражнение «Рыбка».

^ III. Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:


  • Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, ле­жит себе, как мёртвая.


  • Вот будет подарок жене, - сказал дед, взял лисичку и по­ложил на воз, а сам пошёл впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбрасила всю рыбу и сама ушла.

  • Ну, старуха, - говорит дед, - какой воротник привёз я тебе на шубу.
-Где?

Там, на возу, и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ру­гать мужа:


  • Ах ты?.. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в куч­ку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:


  • Здравствуй, кумушка!

  • Здравствуй, куманёк!

  • Дай мне рыбки!

  • Налови сам, да и ешь.
-Я не умею.

  • Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, - рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» - думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:


  • Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка - кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, - думает, - уж я тебе отплачу, кумушка!» А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, гд е бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вы­мазалась и бежит. А волк ей навстречу:


  • Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

  • Эх, куманёк, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

  • И то правда, - говорит волк, - где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка- сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

  • Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

  • Что ты, кумушка, говоришь?

  • Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

  • Так, кумушка, так!..

^ IV. Игра «Один - много».

Рыба - рыбы. Хвост - хвосты.

Пирог - пироги. Прорубь – проруби.

Дорога - дороги . Коромысло - коромысла.

Шуба - шубы. Ведро - вёдра.


  1. ^ Игра «Назови ласково».
Румяный пирог - румяненький пирожок.

Узкая дорога -узенькая дорожка.

Пушистый хвост - пушистенький хвостик.

Полное ведро - полненькое ведёрочко.


  1. ^ Игра «Сосчитай».
2 рыбы, 5 рыб. 2 хвоста, 5 хвостов.

2 пирога, 5 пирогов. 2 проруби, 5 прорубей.

2 дороги, 5 дорог. 2 коромысла, 5 коромысел.

2 шубы, 5 шуб. 2 ведра, 5 ведер.


  1. ^ Игра «Слова наоборот».
Зима - лето. Здоровый - больной.

Друг - враг. Живой - мёртвый.

День - ночь. Хвалить - бранить.

Награда - наказание. Примерзать - оттаивать.

Хитрый - простодушный. Шептать - кричать.

Голодный - сытый. Тепло - холодно.


  1. Игра «Слова-родственники».
Лиса, лисичка, лиска, лисонька, лисий.

Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбный.

Волк, волчок, волчата, волчонок, волчий.

^ IX .Развитие общей моторики «Лиса».

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

(Показать руками, какой у лисы острый нос.)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

(«Оглаживают» воображаемый хвост, бока, грудь.)

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

(Величаво идут, поворачивают голову вправо, влево)

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь

И тихонько затаюсь.

(Тихонько крадутся, затем садятся, пригибаются.)

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(Вскакивают, «хватают» и уносят добычу.)

^ X.Игра « Слова-друзья».

Плестись - тащиться.

Смекнул - догадался.

Браниться - ругаться.

Колотить - бить.

Горевать - расстраиваться.

Хитрить - обманывать.

Стянуть -украсть.

Швырнуть - бросить.

^ XI.Беседа по сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Вопросы:


  • В какое время года происходит действие в сказке?

  • Кого обхитрила лиса в начале сказки?

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка в первый раз.

  • Расскажи, как лиса обхитрила волка во второй раз.

  1. Отгадывание загадок.
Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима.)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло.

(Лёд.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса.)

Три братца

Пошли на речку купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

(Вёдра с коромыслом.)

XIII .Знакомство детей с пословицами.

Хитрость хитростью побеждают.

^ Хитрость и сметка бьют зверя метко.

На вид простак, а в душе хитряк.

XIV .Итог занятия.


  • Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Хитрый простодушного всегда обманет.)

Знакомить детей с художественными произведениями знакомить детей с художественными произведениями учить воспринимать художественную литературу учить воспринимать художественную литературу расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями Цели:


Задачи: познакомить с творчеством русского народа познакомить с творчеством русского народа учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам расширять представление о старинных русских обычаях расширять представление о старинных русских обычаях воспитывать любовь к близким воспитывать любовь к близким закреплять умение правильно рисовать фигуру человека закреплять умение правильно рисовать фигуру человека самостоятельно выбирать краски для рисования самостоятельно выбирать краски для рисования оценивать свои работы оценивать свои работы воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.


Особенности старших дошкольников Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия наблюдение, рассматривание, поиск. Поэтому используется наглядный метод. На развитие восприятия значительное влияние оказывает в это время речь ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними. Увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно (без специальной цели) запоминать большой объем информации. Вот почему в этом возрасте нужно много читать детям.


Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью. интересуется детской изобразительной деятельностью.


Материалы и оборудование: выставка сборников русских народных сказок, выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки. альбомы, кисти, краски, салфетки.















А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу. (Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями) Возьмем снега мы немножко, Снежки слепим на ладошке. Дружно ими покидались, Наши руки и размялись. А теперь пора творить, Бабу снежную лепить. Ком за комом покатили, Друг на друга водрузили, Сверху третий малый ком. Снег стряхнули с рук потом.


Ребята, не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. - Ребята, не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год. Ссылка: music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4). Ссылка: music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4). music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4http://mp3.classic- music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4


А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы представили, посмотрев картину и послушав музыку. - А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы представили, посмотрев картину и послушав музыку. ((Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть, помогает советом (индивидуально).




Используемые источники Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. - Волгоград:Учитель, – С. 104, 147, 162. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. - Волгоград:Учитель, – С. 104, 147, 162. Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, С.28. О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, С.28.Ссылки: Действие 4http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4). Действие 4 hudozhniki/pictures/ hudozhniki/pictures/

(подготовительная группа)

Цели: учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Задачи: познакомить с творчеством русского народа, учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать фигуру человека, оценивать свои работы, самостоятельно выбирать краски для рисования, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.

Материалы и оборудование : выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка», ноутбук, проектор, CD-диск с записью арии из оперы «Снегурочка», альбомы, кисти, краски, салфетки.

  • — Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадайте её:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка )

— Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка »).

  1. Сегодня я вам покажу, как известный художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал Снегурочку.

Показ картины В.Васнецова «Снегурочка» (1899)

— Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я расскажу вам эту сказку. Слушайте внимательно.

  1. Рассказывание сказки педагог сопровождает показом иллюстраций М. Малкуса «Снегурочка». (Слайды).
  2. — Дети, вы прослушали сказку. Скажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?

— Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела?

— Вспомните, какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (Краса- девица, девица- красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)

— Почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

— Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какая она была? (радостная, приветливая, веселая, счастливая, улыбающаяся)

— Какой стала Снегурочка летом? (грустная, печальная, скучная ). Как еще можно сказать?

— Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей ).

— Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).

Почему мы говорим, что история о Снегурочке - сказка? Какие «сказочные» слова и выражения вы заметили?

  1. -А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим снежную бабу (чтение стихов с движениями)

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

Дружно ими покидались,

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

— Молодцы! Вот какую снежную бабу мы слепили.

  1. — Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку

(Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.

  1. — А сейчас мы с вами нарисуем Снегурочку, такую, какую мы с вами представили, посмотрев картину и послушав музыку. (Педагог обращает внимание на то, как дети сели, на правильную осанку, правильно ли держат кисть (щепоть), помогает советом (индивидуально).
  2. Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей.

Приложение

Снегурочка

Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь — и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали — на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу. А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. — Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку. Сказано — сделано. Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки — роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой — не насмотрятся, любуются — не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.

Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе. Дед и баба точно ума лишились — к месту приросли.
— Дед, — баба кричит, — да это у нас доченька живая, Снегурочка дорогая! И в избу бросилась… То-то радости было! Растёт Снегурка не по дням, а по часам. Что ни день — Снегурка всё краше. Дед и баба на неё не насмотрятся, не надышатся. А собой Снегурка — как снежинка белая, глазки, что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца у Снегурки нет, как нет, да в губах ни кровиночки. Ай, так хороша Снегурушка!
Вот пришла весна-ясна, понабухли почки, полетели пчёлы в поле, запел жаворонок. Все ребята рады- радёшеньки, девушки весенние песни поют. А Снегурочка заскучала, невесела стала, всё в окошко глядит, слезы льёт. Вот и лето пришло красное, зацвели цветы в садах, созревает хлеб в полях… Пуще прежнего Снегурка хмурится, всё от солнца прячется, все бы ей в тень да в холодок, а того лучше под дождичек. Дед да баба все ахают: — Уж здорова ли ты, доченька? — Здорова я, бабушка. А сама всё в уголок прячется, на улицу не хочет. Вот раз собрались девушки в лес по ягоду — по малинку, черничку, алую земляничку.
Стали и Снегурку с собою звать: — Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. — Пойдём да пойдём, подруженька!.. Неохота Снегурочке в лес идти, неохота Снегурочке под солнышко. А тут дед и баба велят: — Иди, иди, Снегурочка, иди, иди, деточка, повеселись с подружками.

Взяла Снегурочка кузовок, пошла в лес с подружками. Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют. А Снегурочка нашла студёный ручеёк, около него сидит, в воду глядит, пальцы в быстрой воде мочит, каплями, словно жемчугом, играет.

Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать. Неохота прыгать Снегурочке… Да пристали к ней подруженьки. Подошла Снегурочка к костру… Стоит-дрожит, в лице ни кровинки нет, русая коса рассыпалась… Закричали подруженьки: — Прыгай, прыгай, Снегурочка!

Разбежалась Снегурочка и прыгнула… Зашумело над костром, застонало жалобно, и не стало Снегурочки. Потянулся над костром белый пар, свился в облачко, полетело облачко в высоту поднебесную.
Растаяла Снегурочка… (Толстой А.)

Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: Художественная литература
Тема: Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.
Цель: Учить детей внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки «Снегурочка». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Снегурочка». Заместители: три кружочка разного цвета, треугольник – красного цвета, прямоугольник – желтого цвета.
Словарная работа: Снегурочка.
Билигвальный компонент: снег-қар, весна-көктем.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительныйЧитает присказку:
«Идет матушка зима,
Затворяй-ка ворота.
А вот март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай.
Идет матушка – весна
Отворяй-ка к сказке ворота…» Внимательно слушают присказку, и понимают о чем идет речь.
Организационно-поисковый Напоминает детям, что они много уже знают сказок. Спрашивает, какие русские народные сказки дети помнят?
Сообщает, что сегодня познакомит детей еще с одной русской народной сказкой, которая называется «Снегурочка».
- Как вы думаете, кто она?
Рассказывает русскую народную сказку «Снегурочка».
Беседует с детьми по прочитанному:
- Кто жил в деревне?
- С наступлением зимы, что сделали из снега старик со старухой?
- Какая была снегурочка?
- Что случилось, когда стал снег таять?
- В какое время года девушки собрались в лес на гулянье?
- Что сделали девушки в лесу?
- Что случилось со снегурочкой?
- Как кликали подружки Снегурочку, повторите все: «Ау, ау! Снегурушка».
ФизминуткаВетер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
Предлагает детям составить сказку, используя заместители. (Раздает кружочки, треугольники, прямоугольники – на каждого ребенка).
Объясняет, что дед – это синий кружок; баба – зеленый кружок; Снегурочка – белый кружок; девушки – прямоугольник желтого цвета; костер – треугольник красного цвета.Проводит пальчиковую игру:
«Раз, два, три, четыре, пять!
Мы пальчики идем искать.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел». Перечисляют сказки, которые знают.
Отвечают на вопрос.
Внимательно слушают сказку.
Беседуют с воспитателем по содержанию сказки.
Выполняют физминутку.
Раскладывают геометрические фигуры, которые заменяют персонажей сказки и рассказывают по наглядному материалу сказку (2 – детей).
Составляют сказку, используя в речи существительные с прилагательными, согласуя их, в роде и числе (… поднялось белое облачко высоко и пропало в небе …).
Выполнят упражнение, читая стихотворение.
Рефлексивно-корригирующий Спрашивает у детей, с какой сказкой они сегодня познакомились, что им больше всего понравилось.
Отвечают на вопросы воспитателя, делятся своими мнениями.
Ожидаемый результат:
Знать:
. содержание русской народной сказки «Снегурочка»;
Иметь:
. представление о сказочных персонажах, о признаках времени года -весна;
Уметь:
. внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.


Приложенные файлы



Похожие статьи
 
Категории