Конспект внеклассного мероприятия по литературе "литературный турнир". Сценарий внеклассного мероприятия по литературе Внеклассное мероприятие к году литературы

06.07.2019

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысының білім беру басқармасы

«Глубокое аграрлық колледжі»КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образования Восточно-Казахстанской области

КГУ« Глубоковский аграрный колледж»

Тема: Строки, опаленные войной »

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Легостаева Е.И.

п.Белоусовка

2018 год

Открытое внеклассное мероприятие по литературе

Тема: Поэзия периода Великой Отечественной войны. « Строки, опаленные войной »

Цель:

Образовательные: Познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: Развивать навыки умения анализировать; выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма мероприятия: устный журнал.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; проекты обучающихся на тему «Песня о войне»

Эпиграф: Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Песня

Ведущий 2 : Мы открываем наш устный литературный журнал первой страничкой : История (8 минут)

Ведущий 1 : Память... Она возвращает нас в тревожный рассвет 22 июня 1941 года. Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ведущий 2 : 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков - все это двигалось на нашу землю.

Ведущий 1 : "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Ведущий 2: Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

Ведущий 1 : “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Ведущий 2 : Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.

Ведущий 1 : Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Ведущий 2 : Слово для поздравления предоставляется заместителю директора по УВР Хилькевич Н.В.

Ведущий 2: 2-я страница нашего журнала: Поэтическая тетрадь.

Ведущий 1 : Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

Ведущий 2 : Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Ведущий 1: Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», «Дороги Смоленщины» и «Жди меня».

Ведущий 2: Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Ведущий 1 : «Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня». (Штаймец Е.группа П1-17)

Песня «Жди» (Штаймец)

Ведущий 1: Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П. Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Ведущий 2 : Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю. Это такие ее стихотворения, как «Мужество», «Клятва», «Победителям» и другие.

Выразительное чтение стихотворения «Мужество» Ахматовой (Левченко С, группа М-17)

Ведущий 1: "Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек и парней, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов.

Ведущий 2 : После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".

Стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". (аудиозапись)

Ведущий 1: Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

Ведущий 2: В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Песня «Окончен бой» (Иванов)

Ведущий 1 : Страница 3: Стихи, ставшие песнями.

( Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. З атем слушание рассказов о судьбе песен.)

Ведущий 2 : С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Ведущий 1 : Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Вот эти песни:

Слайд: Список песен о войне:

    А. Новиков “Дороги”

    А. Александров “Священная война”

    К. Листов “В землянке”

    Э.Колмановский “Алеша”

    В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

    Д.Тухманов “День Победы”

    Я. Френкель “Журавли”

    Н. Богословский “Темная ночь”

    М. Блантер “Катюша”

    А. Новиков “Смуглянка”

    «Синий платочек»

Ведущий 2 : Группы подготовили сообщения об этих песнях. Давайте дадим им слово. (Регламент 2 минуты)

1 группа (ТМ-17) представляет песню «Священная война» (во время выступления фоном звучит песня «Священная война»)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Сти хотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

2 группа (Ф-17) представляет песню «Катюша».

Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) широко известно в нашей стране: ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...». Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более 60 лет поет ее страна. Да и не только наша. Более того, когда на одном из международных фестивалей в Загребе запели «Катюшу», югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошедшей войны. Вот какую популярность завоевала девушка, пославшая свой привет «бойцу на дальнем пограничье».

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Её появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет переживала состояние приближающейся военной грозы. В ней оказались сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Исаковский сделал так, что стихи стали «своими», сокровенными для миллионов людей. И вот это восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым.

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочиняли свои продолжения песни.

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве 12 Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

Исполнение песни «Катюша».

3 группа (М-17): песня «Землянка».

Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.

За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя. Секрет её необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине.

Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму жизнь, саму судьбу.

Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый солдат. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.

Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.

Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на «Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.

Исполнение песни «Землянка».

4 группа: песня «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала её незатейливая мелодия. В Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года ансамбль гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» её спел солист Станислав Ляндау. Среди многочисленных импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась Якову Марковичу Галицкому. Во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов. Ежи Петерсбурский Станислав Ляндау.

В первые месяцы Великой Отечественной войны с песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Заново родившись, песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернётся, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Вспоминая об этом времени, поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала вариант «Синего платочка» на грампластинку вместе с «Землянкой» К. Листова и А. Суркова. Однако, пластинке с этой записью суждено было увидеть свет лишь сорок лет спустя, в 1982 году, поскольку в войну были изготовлены лишь матрицы и сделан с них пробный оттиск, а в тираж она не пошла.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт - фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит песня в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Исполнение песни «Синий платочек» (Шакиева Камила)

5 группа: песня «Смуглянка».

Наверняка большинству людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но многие знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Давайте вспомним историю создания популярного музыкального произведения.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

Кадр из к\ф «В бой идут одни старики»

6 группа: песня «Темная ночь» (группа П1-17)

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля. После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. В далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

Исполнение песни «Темная ночь».

Учитель : Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарим всех участников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо всем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени.

С наступающим праздником Днем Победы! Мирного вам неба над головой!

Песня

11 февраля у нас в школе прошла очередная метапредметная олимпиада, на этот раз посвящённая книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и связанной с ней Викторианской эпохой. В актовом зале школы собрались участник соревнования: ученики 5-8 классов. Суть метапредметной олимпиады в том, что в команды собираются разновозрастные ребята, по ходу мероприятия они учатся взаимодействовать, проявлять себя, свои лидерские качества, креативность, коммунникабельность, чувство коллективизма, то есть все те качества, которые сейчас нужны в современной жизни. Названия команд были по именам героев сказки Кэрролла: Чеширский Кот, Дама Червей, Птица Додо, Черепаха Квази. Как вам такие названия?

На первом этапе игры ребятам было предложено три задания. Первое - соотнести предметы с их английскими названиями, перевести английские названия на русский язык. Были представлены изобретения, авторами которых были англичане. Это циркуль, термос, градусник, сифон, туалетная бумага.

Второе задание для творческих ребят. Сочинить лимерик. Вы не знаете, что это такое? Мы тоже не знали, но, оказывается, Л. Кэрролл со своими подружками сочинял вот такие:

Бородатый старик из Бангора

Говорил: «Не неси мне позора!

Разве знал я, что птицы

Куры, совы, синицы –

В бороде заведутся так скоро?»

Ну, вы понимаете, что у англичан своеобразное чувство юмора. Ребята сочинили интересные варианты своих лимериков и дополнили их иллюстрациями.

Третье задание для математиков. Попробуйте решить задачку, в которой надо перевести футы и дюймы в сантиметры. Честно признаемся, что правильно эту задачу решила только одна команда.

Во втором туре ребята готовили и защищали проект – коллаж одной из английских колоний времён королевы Виктории. Это Канада, Австралия, Индия и Африка. Во-первых, надо было угадать, что в предложенном наборе картинок лишнее, отобрать нужное, используя материалы интернета, нарисовать коллаж и «защитить» его.

Все работали сплочённо и очень активно, даже ребята из 5-ых классов не отставали. В итоге победила команда Чеширский Кот, с чем мы её и поздравляем!




Композиции и викторины по литературе

Есенинский фестиваль

К 120-летию С. А. Есенина мы подготовили в школе Есенинский фестиваль. К работе были подключены все учителя русского языка и литературы, ребята всех 5-11 классов. Кто-то готовил выразительное чтение стихов, кто-то - мини-проекты в виде видеороликов, виртуальных экскурсий, кто-то пел, кто-то танцевал. Хочу здесь показать чтение стихотворений Есенина. Многие мальчики просто поразили, как они продекламировали их. Мы можем как угодно высокомерно относиться к фильму "Есенин" с С. Безруковым в главной роли, но надо отдать должное этому фильму: он пробудил интерес школьников к личности Есенина, они смотрят фрагменты, берут в руки книгу, многие учат стихи, копируют исподволь манеру чтения Безрукова.

Посмотрите несколько фрагментов с репетиций фестиваля. Сразу оговорюсь: это не мои ученики.

Салон З. Волконской

мероприятие, посвящённое теме любви в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением творчества А. С. Пушкина. Рекомендовано для учащихся 9-ых классов. Развивает творческий потенциал учащихся, знакомит с окружением Пушкина, с адресатами его любовной лирики: Анной Олениной, Амалией Ризнич, А. П. Керн; даёт возможность окунуться в эпоху начала XIX века. Стимулирует познавательную деятельность учеников, интегрирует знания учащихся по литературе, МХК.

Спектакль о жизни и творчестве А. Блока

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о любви Александра Блока к трём женщинам: Л. Д. Менделеевой, Н. Волоховой, Дельмас. Музыкальным сопровождением к спектаклю служат записи из спектакля Эфроса "Незнакомка" в исполнении В. Высоцкого, М. Казакова, О. Анофриева.

Спектакль, посвящённый М. Ю. Лермонтову

Данная разработка была опубликована когда-то в 70-е годы прошлого века в журнале "Литература в школе". Я только лишь чуть сократила сценарий. Это мероприятие требует большой подготовки. Хорошо, если в зале есть прожектор, но его можно заменить диапроектром. Голос из динамика олицетворяет Власть.

Игры и викторины по литературе

Игра по роману "Герой нашего времени"

Игра по творчеству Л. Н. Толстого в 10 классе

создавалась к юбилею писателя и состоит из нескольких конкурсов. Блиц-турнир по биографии писателя, угадай героя, конкурс, посвящённый портретам Л. Н. Толстого и иллюстрациям к его произведениям. Заранее ребята готовят домашнее задание: представление героя, ребус, инсценировку.

Игры и мероприятия по русскому языку

Сценарий спектакля по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" я написала в первые годы работы в школе, так как самый первый свой урок литературы давала на практике в институте именно по "Ночи" - моей любимой повести.

Этот спектакль проводился в 5 классе, в кабинете физики, а не в актовом зале на день Святого Валентина (вот такие у нас праздники теперь!)

Зрители сидели за столиками - это были родители ребят. К спектаклю записали фонограмму. Например, полёт Вакулы на чёрте в Петербург шёл под музыку Грига к "Пер Гюнту" (танец троллей) Девочки пели колядки. Ребята старших классов на картоне нарисовали две избушки, они же были и кулисами. Повесили чёрный шёлковый занавес - на его фоне и летел Вакула. Слова от автора тоже шли под фонограмму. А ещё у нас был осветитель: одна девочка сидела рядом с диапроектором и направляла луч на исполнителей. Было достаточно впечатляюще. Но эта съёмка не очень хорошего качества, так как цифровых камер тогда не было.

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.

Гайворонская Маргарита Владимировна
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3 с УИОП г. Фрязино Московской области
Краткое описание работы: Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.Задачи:формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;развивать позитивную активную жизненную позицию;воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Литература преподается в школах России в 5-11 классах. На нашем сайте материалы по литературе можно найти в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие конспекты внеклассных мероприятий по литературе на сайте Конспектека

Существуют несколько видов внеурочной деятельности учащихся в школе. В первом случае, мы можем говорить о выполнении текущего домашнего задания, подготовке выступлений и докладов, написании сочинений на заданную тему, подготовке различных учебных проектов. Вторая часть внеклассных мероприятий связана с уроками опосредовано и может включать в себя занятия в секциях и кружках, посещение предметных факультативов - все, что призвано удовлетворить всевозможные интересы учащихся.

В данном разделе нашего сайта представлены сценарии, которые помогут вам в проведении интересного внеклассного мероприятия по литературе на любую тему. Лучшие педагоги со всей страны присылают нам свои авторские материалы, которые мы публикуем на нашем сайте. Наша база постоянно растет и планы-конспекты внеклассных мероприятий по литературе являются не единственным видом методических разработок, представленным у нас. Вы сможете найти на нашем сайте все, что требуется для успешной и продуктивной работы педагога, а также опубликовать свои наработки и получить свидетельство.

Единый урок литературы, посвященный году литературы

Внеклассное мероприятие по литературе для 9 класса к году литературы

«Литературная шкатулка»

Цели и задачи:

    развитие творческих способностей, логического мышления детей;

    повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

    повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

    формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Форма работы:

    работа в группах.

Организация игры и правила:

Игра состоит из трёх раундов по 25 вопросов в раунде и финального раунда из 1 вопроса. Вопросы первого, второго и третьего раундов сгруппированы в 5 тем по 5 вопросов. Стоимость вопросов: 100, 200, 300, 400, 500 баллов - в первом раунде; 200, 400, 600, 800, 1000 баллов - во втором; 300, 600, 900, 1200, 1500 - в третьем.

В первых трёх раундах вместо любого вопроса игрокам может выпасть "кот в мешке" или "аукцион". Если игрокам достался “Кот в мешке” -необходимо передать команде соперников.

Если идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только большим ва-банком. Торги начинают делать игроки, выбравшие “Вопрос-Аукцион” (в случае, если счёт меньше стоимости вопроса, ставка - номинал), затем идёт та из команд, у кого сумма на табло меньше.

Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. Победитель тот, кто набрал большую сумму по итогам игры.

Инструкция по навигации:

    При вопросах “Кот в мешке” и “Аукцион” нажимать на блок-схемы слева направо.

    В финале, после того, как останется одна тема, нажимать рядом с оставшейся фигурой.

    После обычного вопроса через 15 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После вопроса “Кот в мешке” и “Аукцион” через 20 секунд прозвучит сигнал окончания ожидания ответа.

    После финального вопроса звучит мелодия длительностью 35 секунд, после которой поступит звуковой сигнал об окончании размышлений.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слово ведущего:

Доброе утро, дорогие друзья! 2015 год провозглашен в нашей стране годом литературы. О значении литературы можно говорить много.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, ... сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие”.

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

В:-Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания!
Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!

Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект

Помогут выявить различные задания.

Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню.

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому - три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю... Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение “зарыть свой талант в землю”.

Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.

II. Конкурсная программа. Игровые задания.

1 раунд “В мире литературы”

Тема 1 Биография поэтов и писателей

100 . Где родился (в каком имении) Лев Николаевич Толстой? (В имении Ясная Поляна Тульской губернии).

200 По мнению А.П.Керн, она была единственной женщиной, которую поэт А.С.Пушкин “истинно любил”. Кто она? (Няня поэта – Арина Родионовна)

300 Назовите любимое дерево Сергея Есенина. (Берёза).

400 Назовите псевдоним писателя второй половины XIX века, который создал сказки “для детей изрядного возраста”. (Салтыков).

500 О каком писателе сентименталисте писал В.Г.Белинский: “К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено - журналистике, критике, повести- роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. (Карамзине).

Тема 2 “Рядиться никогда не поздно”

100 Эта героиня: Муза А.С. Пушкина. С ней поэт познакомился в 1819 году – затем встретился через 6 лет. Ей Пушкин посвятил стихотворение – в названии - первая буква фамилии. (Анна Керн)

200 Аукцион. Этот герой:

Появляется как в “оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне”;

Получил в подарок “ заячий тулуп совсем новёшенький” и надел его”, распоров по швам”;

Отблагодарил дарителя, пожаловав “ лошадь и шубу с своего плеча”. (Емельян Пугачёв)

300 Этот герой: По силе и мощи его можно сравнить с фольклорным богатырём. Он имел двух сыновей. Для него Запорожье – родной дом. Заканчивает свою жизнь трагически, на костре. (Тарас Бульба).

400 Кот в мешке. Эта героиня: Имя её с греческого означает “мудрость”. Она умна, образованна, много читает. Первая объявляет о сумасшествии героя. (Софья, “Горе от ума”).

500 Этот герой: Любил людей, но взрослые и дети над ним издевались, а он им ничего не делал.

Вырастил сироту, которая стала врачом и помогала людям. Когда он умер, людям без него стало жить хуже. (Юшка, “Юшка” А.А.Платонова).

Тема 3 Всё о литературе

100 Как зовут персонажа романа “Капитанская дочка”, рассказчика? (Пётр Гринёв)

200 Назовите лермонтовскую героиню “Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”. (Бэла)

300 Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой рассказа А.П.Чехова? (Овсов)

500 На каком языке между собой разговаривали Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с другом (на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов), Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим Максимыч “понимал по-ихнему”, а Казбич не говорил по-русски).

Тема 4 “Всё наоборот”

100 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Восстановите зашифрованное истинное название “Пёс босиком” (“Кот в сапогах”).

200 Кот в мешке. В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Железный замочек” (“Золотой ключик”).
300 В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название “Быль о железной курочке” (“Сказка о золотом петушке”).
400
Известную по смыслу цитату заменили на противоположную. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное значение “Лежит корова неподвижно и лёжа смеётся”. (“Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу”)

Тема 5 Литературные ребусы

100 Первая часть слова - это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова “покровский”. Чья фамилия получилась? (Маяковский.)

200 Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой оканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая? (Есенин.)
300 Первый слог фамилии - междометие. Второй - дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса? (Ахматова.)

400 К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает “смиренный”. Кто он? (Гумилёв.)

500 К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит “эго”. К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт? (Северянин.)

Тема 6 “Пословицы”.

Отгадайте загадки, загаданные пословицами и поговорками.

200 Кто глянется, к тому оно и тянется. И у курицы оно есть. Оно не камень – тает. Ему не прикажешь. (Сердце).

400 Не расти ему на елке. Кто его в день съедает, у врача не бывает. Здоровое оно с ветки не падает. Красному ему червоточинка не в укор. (Яблоко).

600 Её и доверие теряют только один раз. Она на коленях позорнее смерти. Её прожить – не поле перейти. (Жизнь).

800 Если люди объединятся, они смогут связать и его. Не буди спящего его. (Лев).

1000 Её за деньги не купишь. Она не пожар: загорится – не потушишь. (Любовь).

Тема 7 “Переводчик”.

Переведите на современный язык устаревшие слова.

200 Выполните задание. Каково ваше порекло? (прозвище)

400 Выполните задание. Покажите потылицу (затылок).

600 Выполните задание. Покажите длани (ладони).

800 Выполните задание. Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое рамо. (плечо)

1000 Кот в мешке. Выполните задание. Помашите десницей (правая рука).

Тема 8“ Догадайся”.

Толкование каких слов приводится в “Словаре живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.

200 Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла.)

400 Аукцион. Р оговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. (Волосы.)

600 Обвертка строения или крыша. (Кровля.)

800 Зеница,зерно,человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок.)

1000 Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст).

Тема 9 “Фразеологизмы”

200 По лексическому значению “вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать” назовите фразеологизм (Водить за нос)

400 По лексическому значению “необоснованно преувеличивать что-либо” назовите фразеологизм (Делать из мухи слона)

600 По лексическому значению “ в двух разных направлениях действовать” назовите фразеологизм. (На два фронта)

800 По лексическому значению “не обращать ни какого внимания, не замечать” назовите фразеологизм (В ус не дуть)

1000 По лексическому значению “не чем не выделяющийся заурядный человек” назовите фразеологизм (Ни рыба ни мясо)

3 раунд “Ассорти”

Тема 10 “Узнайте пословицы и поговорки”

300 В нижних конечностях правды нет. (В ногах правды нет).

600 Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики).

900 Аукцион. Центральный орган кровообращения не подчиняется его распоряжениям. (Сердцу не прикажешь).

1200 Некто неспешно передвигается со скоростью, присущей пресмыкающемуся в костном панцире. (Ползет, как черепаха).

1500 Сердечное чувство настолько жестоко, что заставит вас испытывать сильное влечение к домашнему парнокопытному семейства полорогих. (Любовь зла – полюбишь и козла).

Тема 11 “ Подумай”

300 Каким словом одинаково названы женский шарф из меха или перьев и крупная южноамериканская змея семейства удавов? (Боа).

600 Глагол в повелительном наклонении, в форме второго лица единственного числа и птица тропических стран с ярким оперением. Назовите их. (Попугай).

900 Из букв, входящих в название птицы дергач, составьте вопросительное наречие. (Где).

1200 С предлога начинается, отрицательной частицей заканчивается. Как это млекопитающее называется? (Пони).

1500 В каком значении употребляются выражения: медвежий угол, медвежья услуга, медвежья болезнь, медвежьи объятия? (захолустье; неловкая помощь; расстройство кишечника при волнении, испуге; тяжелые и неловкие).

Тема 12 “Знаете ли вы?”

300 Аукцион. В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово? (Лодырь)

600 Имя у него такое же, как у героя русской народной сказки “По щучьему велению”, фамилия – как у примадонны российской эстрады, а в произведении Пушкина ему подарили заячий тулуп, который на нем “разошелся по швам”. (Емельян Пугачёв)

900 Им пришлось встретиться не только на Бородинском поле, но и в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”. (Наполеон и Кутузов).

1200 О какой героине идет речь? На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Молвит слово – соловей поет;
.................................
В семье родилась она купеческой,
Прозывается...

(Алена Дмитревна из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про... купца Калашникова”)

1500 Кипренский написал портрет этого поэта. Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:

Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

О каком поэте идет речь? (Пушкин).

Тема 13“Всё о литературе”

300 Определите жанры произведений: “Русский язык” Тургенева, “Бедная Лиза” Карамзина, “Слово о полку Игореве”, “Медный всадник” Пушкина, “Море” Жуковского. (Стихотворение в прозе, повесть, слово, поэма, элегия)

600 Определите название произведения и автора по финальным строкам.

“... Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует Вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.” (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

900 Узнай произведение по его началу, назовите автора.

Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... (“Мцыри” М.Ю.Лермонтов)

1200 Кот в мешке. Назовите автора данных произведений: “Людмила”, “Кубок”. (В.Жуковский)

1500 Назовите полные имена литературных героев: капитанская дочка, Чацкий, купец Калашников. (Маша Миронова, Александр Андреич, Степан Парамонович).

Тема 15 “Это интересно”

300 Перу какого писателя принадлежат эти произведения:“Обоз”, “Волк на псарне”? (И.А.Крылов)

600 Кот в мешке. Зачитывают представители команды

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку”. (Д.И.Фонвизин “Недоросль” Митрофанушка).

900 (Повесть о Петре и Февронии Муромских).

1200 “Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?

(“Василий Теркин” Твардовский).

Финал

1. Всякая всячина. Убери горячее – останется холодное: Киайпястобекрг (Кипяток, айсберг).

2. Математика. Сколько племянников было у дядьки Черномора? (Тридцать три богатыря).

3. География. У какой реки происходит действие повести И.С.Тургенева “Ася”? (У реки Рейн).

4. Биология. Из какого растения мужик из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сплел веревку, которой генералы его привязали на ночь к дереву? (Из дикой конопли).

5. История. О каком сражении повествуют эти пушкинские строки: “Ура! мы ломим; гнутся

шведы...”? (О Полтавском, поэма “Полтава”)

Блиц-опрос”

1 . Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? (Интриган).

2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)

3.К какому типу лексических единиц относятся слова клёвый, тусовка, крутой пацан ? (Жаргонизмы)

4. Какого рода существительное зубрила ? (Общего)

5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово пол-литровый ? (Через дефис)

8. Ж а люзи или жалюз И ?

9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)

10. Продолжите: Онегин- Татьяна, Ленский-…., Петр Гринев-…, Февронья-…

11. Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)

12. Со школы или из школы? (Из школы)

13. Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь).

14. Покажите чело (лоб).

15. Какого цвета у вас ланиты?

16. Правой рукой заденьте выю (шея).

17. Обхватите свое чрево (живот)

18. Поднимите шуйцу (левая рука).

III. Итоги игры.

Заключительное слово учителя.

В:- Дорогие ребята, наша и интеллектуальная игра подошла к концу. Вы молодцы, настоящие эрудиты, знатоки литературы и русского языка. Читайте, развивайтесь, думайте, пишите сами стихи, рассказы, повести. Помните о том, что хорошая книга откроет вам новый, удивительный и мудрый мир! Итак, слово нашему жюри!

Герою какого произведения снится этот сон? “... и теперь как шальной хожу. Ночь всю дрянь така в глаза лезла... То ты матушка, то батюшка... лишь стану засыпать то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку, так мне и жаль стало... тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку

Определите произведение древнерусской литературы. “Благоверный же князь Петр повелевает: “Везите меня к этой девице”. И привезли его, и послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил о награде за излечение. И сказала девица без обиняков: “Если не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его”. И вернулся человек тот, и передал смиренному, чистосердечному князю ее слова”.

Эта книга про бойца без начала и конца”. О каком это произведении?



Похожие статьи
 
Категории