Контрольная работа "Простые односоставные и неполные предложения" (8 класс).

29.09.2019
ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елей

выглянула луна и тотчас заметно посветлело.

.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму

......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка

потягивало влагой

.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей

деревеньки

2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?

...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.

.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.

.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.

.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.

3.Укажите неполное предложение.

....Уже светало

...Меня знобт

...думали о хлебе и отдыхе

....после ливня-ни грозы,ни ветра

4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?

....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом

....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.

....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет

....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное

5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

...не окинешь взглядом наши степные просторы

....ясный зимний полдень

....светло и искристо кругом

...нам не сообщили ту новость

...нет желания идти

...у всех дух захватило

...пойдёшь с нами в зоопарк?

...вторично передавали экстренное сообщение

6.укажите неверне утверждение

...все односаставные предложения являються неполные

...безличный глагол может быть в павелительном наклонение

....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения

.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.

Могут ли в русском предложении два предлога располагаться подряд, при этом так, чтобы между ними не было знака препинания? Если это возможно, приведите

примеры таких сочетаний и охарактеризуйте их структуру, а при необходимости укажите также и свойства предлогов, допускающих подобное употребление. Может ли предложение Он шел вслед за мной рассматриваться как подходящий пример?

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

НЕРАЗЛОЖИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неразложимые предложения - это особый структурный тип простого предложения, который характеризуется синтаксической нерозкладністю. Они состоят из одного слова (их еще называют "словами-речениями").

Неразложимыми называются структурно нераскладные предложения, выраженные частицами, модальными словами и междометиями. Специфика этих предложений в том, что они не имеют в своем составе ни главных, ни второстепенных членов предложения. их структурную основу образуют слова, лишенные номинативного значения: частицы, модальные слова и междометия. Слова-предложения выражают утверждение или отрицание фактов, о которых говорит собеседник (Так. Нет. Ладно), побуждения и призывы (Долой! Стоп!), оценку фактов или явлений (Ого!).

По значению слова-предложения делятся на несколько групп:

1. Утвердительные слова-предложения служат для выражения одобрения высказанной мысли:

Черный. Не знаешь, где он, а письма пишешь?

Аленка. Так, (Т. Коломиец).

- вы не из деревни?- Ага... (Остап Вишня).

2. Отрицательные слова-предложения выражают несогласие с высказанным мнением:

-Разве узнали? - Нет! (Г. Старицкий).

3. Побудительные слова-предложения служат для выражения побуждения к выполнению действия или перехода к какому-либо состояния:

Ли такой же он? Бог знает что выдумываешь! Аж стыдно слушать. - Цыц-но! - кто-то перебил (А. Свидницкий). - Прочь! Прочь! Детей моих обобрал! Женщину голодную оставил (В. Самчук).

4. Вопросительные слова-предложения служат для побуждения собеседника к объяснению своей мысли уточнения ее. Они преимущественно выражаются утвердительными или побудительными словами:

- Здоровы были, дед! - Га? - спрашивает дед Тимофей (Остап Вишня).

5. Эмоционально-оценочные слова - предложения служат для выражения эмоций (восхищения, возмущения, страха): - Ох! И красота! - воскликнул охотник (Остап Вишня).

6. Слова-предложения, выражающие приветствие, просьбу, благодарность, извинение: -Добрый вечер, дядя Мартин! А бог на помощь!.. - кричат издали Мартину (В. Самчук).

Неразложимые предложения не имеют в своем составе ни одного члена предложения. Отдельно взятые, они ничего не выражают.

Итак, к неразложимым нельзя относить: а) однословных предложений, имеющих в своем составе любой член, выраженный повнозначною частью речи: - А как там Дмитрий? Плохо (К. Мотрич); б) предложения, в которых после частиц употребляются полнозначные слова, а частицы используются для предоставления висловлюваній мнении соответствующего оттенка: - Что случилось, ты можешь в конце концов сказать? - Ну ничего. Иди спать (Кол. Мотрич).

НЕПОЛНЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Неполными называются простые предложения, в которых пропущен один или несколько необходимых для грамматической структуры предложения членов, что легко устанавливаются из контекста или ситуации. Напр.: Сабля ранит голову, а слово - душу (Н. тв.). Выделенное предложение неполное, в нем пропущено сказуемое (ранит).

Пропущенными можно считать только те члены, отсутствие которых предопределяет семантическую или структурную неполноту предложения: Одни влюбленные в старые письма. Те - в музыку* А те-в рыжие томища. Такая жизнь... (Б. Олейник). Второе и третье предложения воспринимаются без первого как бессодержательны, в них пропущено сказуемое. Неполными предложениями пользуется как в устной, так и в письменной форме литературного языка для придания высказыванию стилистической стройности, естественного звучания и логической экономности.

За структурными и семантическими признаками среди неполных предложений выделяют такие разновидности: а) предложения структурно и семантически неполные; б) предложения структурно неполные, но семантически полные.

Основную группу неполных конструкций составляют предложения структурно и семантически неполные, их разделяют на контекстуальные и ситуативные.

Контекстуальными называются неполные предложения, опущенный член которых помогает установить смежный текст: Вливается в Днепр Сула, жизнь людей - в историю (А. Ющенко); Стояла лютая зима. Еще такой холодной и снежной не знали люди (Панас Мирный).

Ситуативными называются неполные предложения, отсутствует член которых помогает установить ситуация: Партизанский разведчик встретил фашистов. - В деревню? - спрашивают (Ю. Збанацкий).

2. Структурно неполными, но семантически полными называют эллиптические предложения. В этих предложениях пропущенный сказуемое, который не устанавливается из контекста или ситуации. Представление об этом сказуемое получаем из собственного содержания и строения этих предложений, а точнее, с семантики. Формы зависимых обязательных второстепенных членов приложения или обстоятельства: А сам - рюкзак на плечи, палку в руки тот - от села до села (А. Головко).

Итак, эллиптические предложения структурно неполные. Семантически же они полные, потому что при отсутствии лексически выраженного сказуемого семантическое нагрузка приходится на семантически и структурно обязательны, второстепенные члены предложения - обстоятельства и дополнения, которые зависят от "нулевого сказуемого" 19 .

Эллиптические предложения используют с целью придания речи экспрессивности, эмоциональности, выразительности как в устной, так и в письменной формах литературного языка. Они употребляются как призывы, лозунги: Все-на выборы!

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Поэтому не следует смешивать односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает подлежащего (безличные, обобщенно-личные, неозначено-личные, обозначена-личные, инфинитивные), с неполными двоскладними предложениями, в которых подлежащее пропущен; односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает сказуемого (номінативні), с двоскладними предложениями, в которых сказуемое пропущен.

Пропущенный подлежащее или сказуемое в двусоставных предложениях устанавливается из контекста, ситуации или имеющихся второстепенных членов, а в односоставных наличие одного главного члена предложения является их существенным структурным признаком.

Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

Обратите внимание!

Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

(Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

Обратите внимание!

Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

    в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

    За ночным окном - туман (Блок);

    в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

    в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

    Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

    в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

    Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

План разбора неполного предложения

  1. Указать тип предложения (полное - неполное).
  2. Назвать пропущенный член предложения.

Образец разбора

Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

I вариант)

А1. Укажите неверное утверждение.

2) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными

3) главный признак безличных предложений – невозможность восстановления в них подлежащего

4) назывные предложения имеют один главный член пред­ложения – подлежащее

А2. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

1) им. сущ. в Им. пад.

4) глаг. в неопред. ф.

принесут:

1) в неопределённо-личном

2) в безличном

3) в определённо-личном

4) в назывном

А4. Укажите глагол, который не может

4) светало

стоит подумать является:

1) определённо-личным

2) безличным

3) неопределённо-личным

4) назывным

А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Нечего из мухи делать слона.

1) двусоставное

3) односоставное, безличное

Наш поезд задержали.

1) неопределённо-личное

2) безличное

3) определённо-личное

4) назывное

Преодолели еще один горный перевал.

1) простое

2) нераспространенное

3) односоставное

4) неопределённо-личное

Под ногами у меня поскрипывало.

1) безличным глаголом

3) кратким прилагательным

2) В воздухе запахло зеленью.

3) Вечерело.

4) Здесь не проехать.

1) Дочь просит отца взять с собой.

2) Если отряд доверил тебе трудное дело, то ты должен выполнить его любой ценой.

4) Лейтенант ходит выяснить, есть ли связь.

[определённо-личное], и [двусоставное].

1) Идёшь вдоль опушки, и любимые образы приходят на память.

2) Ветер разогнал облака, и к утру лужи за­тянуло тонким ледком.

3) Время плеч не сгибай, и покою меня не учи.

4) Дорога была в снегу, и нам посоветовала переночевать в деревне.

[двусоставное], и [безличное].

2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.

4) Спокойно и тихо на глухой вырубке, пах­нет багульником и спелой земляникой.

1) В пять лет мальчик уже читает.

2) Мне нездоровится.

3) Ты принёс мне книгу?

4) В хате кипит самовар.

1) Отпусти меня в степи приволжские.

2) Бульвар длинный и седой.

3) К ночи подмораживало.

4) Сквозь листья пробивалось солнце.

1) В это время кузнецу принесли башмаки.

2) Гляжу в озера синие.

3) Угар и плесень позади.

4) Я пристально посмотрел в глаза Евсеичу.

1) Вечер прохладен и светел.

2) Берегите наш язык!..

3) Пахло милым тлением осени.

4) Там под горой пасут овец.

1) Здравствуй, Родина моя!

2) Готовьтесь к вступлению в но­вую жизнь.

3) Верь в свой народ.

4) В дверь несмело постучали.

А19. Укажите назывное предложение:

1) Дальний лай собак.

2) Время от времени слышен крик.

3) Чувствуется неповторимый запах полыни.

4) Микрофонов тогда не было.

А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить в четверостишии:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы, во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

1) Ещё земли печален вид, а воздух уж вес­ною дышит.

2) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками – кучер Игнат.

3) Он оказался опять в том же сквере, но те­перь было совсем холодно.

4) Ещё одна минута объяснения, и давниш­няя вражда готова была погаснуть.

1) Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать.

2) И в ту же минуту по улицам курьеры, ку­рьеры, курьеры.

3) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

4) Они смотрели друг на друга: Райский с любопытством, она с дерзким торжест­вом.

1) нет подлежащего

2) сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа

3) глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие

В2. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов. Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.

(1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.

В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нём сказуемое.

(1) Но вот наступила осень. (2) Захолодало. (3) Пожелтели деревья. (4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. (5) Потом листья опускались на землю.

В5. Среди предложений 1 – 8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…

В6. Среди предложений 1 – 4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Слышится блеянье ягнёнка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.

ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНИЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (II вариант)

А1. Укажите неверное утверждение.

1) односоставное предложение может быть распростра­ненным

2) определенно-личные предложения имеют один главный член пред­ложения – сказуемое

3) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее

4) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом

А2. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

1) им. сущ. в Им. пад.

2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.

3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр

4) глаг. в неопред. ф.

А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол пеку:

1) в неопределённо-личном

2) в безличном

3) в определённо-личном

4) в назывном

А4. Укажите глагол, который не может быть сказуе­мым в безличном предложении:

2) нездоровится

3) надо вставать

4) рассвело

А5. Односоставное предложение со сказуемым нет является:

1) назывным

2) определённо-личным

3) неопределённо-личным

4) безличным

А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Не гляди же с тоской на дорогу.

1) двусоставное

2) односоставное, определённо-личное

3) односоставное, безличное

4) односоставное, неопределённо-личное

А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Река, блестящая на солнце.

1) неопределённо-личное

2) безличное

3) определённо-личное

4) назывное

А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Дела словом не заменишь.

1) простое

2) распространенное

3) односоставное

4) неопределённо-личное

А9. Чем выражено сказуемое в безличном предло­жении: Мне нестерпимо захотелось домой.

1) безличным глаголом

2) безличной формой личного глагола

4) неопределенной формой глагола

А10. В каком предложении сказуемое выражено без­личной формой личного глагола:

1) Темнеет уж в долине.

2) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

3) Исхода нет.

4) Мне нездоровится.

А11. Найдите грамотно построенное предложение:

1) Этот роман изучают в школе, имеется в каждой библиотеке.

2) Пройду осторожно, не трону ветвей и пти­чьего сна не встревожу.

3) Характерной чертой романа динамичность его образов.

4) В своем дореволюционном творчестве великого поэта звучит боль за свою ро­дину.

А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное].

1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.

2) Уже смеркалось, и нужно было торо­питься.

3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.

4) Луна зашла, и огня не стало видно.

А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].

1) Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями.

2) Солнце садилось всё ниже, и длиннее ста­ли тени жёстких кустов.

3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

4) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

А14. Найдите односоставное предложение:

1) Свет мой, зеркальце, скажи.

2) О чём вы думаете?

3) Хозяйка хлопочет у печки.

4) Работа – великая сила.

А15. Найдите безличное предложение:

2) Пахло землёй и морозцем.

3) Помню деревенское ясное утро.

4) Солнце косыми лучами ложится на рожь.

А16. Найдите определённо-личное предложение:

1) Уж сильно завечерело.

2) Яков, подними-ка, братец, занавес!

3) Конец улицы на краю города.

4) Выберите себе книгу.

А17. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) Мечту пронесите через года!

2) Прекрасно было узкое озеро.

3) По улицам слона водили.

4) Чудесно пахло рыбой и смолой.

А18. Укажите безличное предложение:

1) Минуя мокрый снег, легко шагаешь к дому.

2) Савельича со мною не было.

3) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

4) Стой за правду горой.

А19. Отметьте назывное предложение:

1) Синие тени от деревьев.

2) Вечереет.

3) Вокруг ни души.

4) Домой идти не хочется.

А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить из четверостишия:

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день.

А21. Найдите неполное предложение в составе слож­ного:

1) Ты всегда был строг ко мне, и ты был спра­ведлив.

2) Он замечал её издали, и сразу холодело в груди.

3) Половину дома занимала аптека, полови­ну – станция.

4) Он не верил, что так быстро попра­вится.

А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:

1) Там на неведомых дорожках следы неви­данных зверей…

2) В углу старый кожаный диван.

3) Они говорили долго: бабушка тихо и жа­лобно, дед крикливо и сердито.

4) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

1) нет подлежащего.

2) сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица

3) глагол выражает действие, которое совершается определенным лицом

В2. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов . Рыбе дождь не страшен.

В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.

(1) Дохнул холодом на лес январь. (2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. (3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. (4) Не страшен им мороз. (5) А вот большим деревьям от него плохо. (6) Трещат они, стонут на весь лес.

В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

(1) Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Принёс тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.

В5. Среди предложений 1-6 найдите неопределённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. (3) В южных городах зодчие оставляли их в красновато-розовой кирпичной окраске. (4) Купола церквей делали медными и золотистыми. (5) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.

В6. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.

Простые односоставные и неполные предложения

1 вариант

2 вариант

односоставное, НЛ

двусоставное

2, б/л глагол

5, б/л глагол



Похожие статьи
 
Категории