Контрольный диктант. Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу

20.09.2019

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Входной контрольный диктант

1.Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. 2.На самом деле их не так уж много. 3.Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

4.Звезды – это те же солнца. 5.Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

6.Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. 7.Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты.8. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

9.И расположение звезд в созвездиях, и расстояния их друг от друга кажутся неизменными. 10.Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. 11.Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. 12.Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. 13.По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.)

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 8 классе»(итоговый контрольный диктант) Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2000. (стр. 174)

Грамматические задания.

1 вариант.

1.Из предложения 1 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 4-8 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите причастие с двумя нн.

4.Замените словосочетание русская женщина,

5.Выпишите грамматическую основу предложения 1.

6. Выпишите из предложений 6-9 предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством.(ами)

7.среди предложений 2-8 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 12.

Грамматические задания.

2 вариант.

1.Из предложения 7 выпишите слово с непроверяемыми безударными гласными в корне.

2.Из предложений 9-13 выпишите все слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

3.Из предложения 3-5 выпишите глагол, правописание суффикса которого зависит от спряжения.

4.Замените словосочетание парчовая ткань, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

5.Выпишите грамматическую основу предложения 5.

6. выпишите из предложений 1-5 предложение(я) с обособленным(и) определениями

7.Среди предложений 10-13 найдите предложение с вводной конструкцией

8.Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

1 четверть (9 класс) КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненные предложения»)

I вариант

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочев­ников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриоти­ческие строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племе­на половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки» 1 и нарушали эконо­мические связи Руси с южными и восточными землями. Их на­беги сопровождались разорением городов и уводом в плен жите­лей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состо­янии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступ­ков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднял­ся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обоб­щений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

(По Б. Рыбакову.)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

2 вариант

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями во-ду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, останови­лись, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной за­пахи лета, а на Байкале - точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде

ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна,

медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2008. (стр. 116)

Тесты

I вариант

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочи­ненными, сложноподчиненными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с

по­мощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения
Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является...

A. подчинительным
Б. соединительным

B. разделительным
Г. противительным

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то ~ то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочинен­ное.

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоми­нания, мутные, неясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыб­ку, строгое выражение глаз не изменилось.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было не­чего.

    В предложение Деревья сбросили листву, и не слыш­но птичьих голосов вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

    Прочитайте предложение Выпал снег и.... Продолжи­те его дважды, добавив: а) однородное сказуемое; б) про­стое предложение.

    Запишите предложение Надвинулась туча, и подул сильный ветер, вставив обособленный оборот после сою­за и.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложе­ние

Приближался теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег.

11. Укажите предложение, структура которого соответ­ствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [двусоставное].

А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния

A, Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на
лошадь и мы выехали за ворота крепости.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плыву­щие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени и они милы моему сердцу.

а) [двусоставное], и [безличное];

б) [безличное], [однако... двусоставное];

в) [безличное], и [безличное].

    Дополните предложение Мой рассказ слушали рав­нодушно, и потому..., указывая на следствие.

Тесты

по теме «Сложносочиненное предложение»

2 вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзные и бессоюзные.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же
было ясное, отчетливое.
Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

A. подчинительного союза
Б. союзного слова

B. сочинительного союза
Г. интонации

3. Какими союзами соединяются части сложносочинен­ного предложения, в котором одно явление противопостав­ляется другому?
A. и, да (в значении и), ни - ни, тоже

Б. или (иль), либо, то - то, не то - не то

B. а, но, да (в значении но), однако, зато, же

4. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

A. простое

Б. сложносочиненное

B. сложноподчиненное
Г. бессоюзное

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хорошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая вол­на, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

B. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ланд В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок
7. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепа­дал снежок опустите общий второстепенный член и запи­шите полученное предложение.

    Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и.. Продолжите его дважды, добавив: а) одно­родное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение, структура которого соответст­вует схеме (знаки препинания не расставлены):

[безличное], и [безличное].

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препина­ния.

А. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова выполняли по-видимому какую-то работу и я ста­рался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал раз­ноцветным ковром.

В. Уже вечерело и народ возвращался с полей. Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо ка­залось прекрасным.

11. Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза ы.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

12. Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом и. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам:

а) [безличное], [зато... двусоставное];

б) [двусоставное], [также... двусоставное];

в) [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие.

(9 класс. 2 четверть)

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

(Вариант 1)

Кусака

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

Грамматические задания.

1 вариант.

1)

2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака

2 вариант.

Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе:» Автор Г.А. Богданова. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)

(9 класс. 3 четверть)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

(Вариант 2)

Кусака

Кусака долго м..талась по следам уех..вших людей доб..жала до станции и – пр..мокшая грязная – в..рнулась..братно. Здесь она пр..делала то чего н..кто однако не видел взошла на террасу и пр.п.днявшись на задние лапы поскр.бла когтями. В комн.тах было пусто и н.кто не ответ.л Кусаке.

Нач.лся частый дождь и от.всюду стал н.двигат.ся мрак осен.ей ночи. Быстро и глухо он заполн.л пустую дачу бе.шумно вып.лзал он из кустов и вместе с д.ждем лился с (не)приветливого неба. На тер.ас.е с к.торой была сн.та п.русина отчего она к..зал.сь стран.о пустой свет долго еще п.чально оз.рял сл.ды грязных ног но скоро уступил и он.

И когда уже (не)было с.мнений что н.ступила ночь собака жал.бно з.выла. Зв.нящей острой как отча.нье нотой в.рвался вой в м.нотон.ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж.н.ыми полями.

И тому кто слышал его к.зал.сь что стон.т и рвется к свету сама бе.просветно..темная ночь. и х.телось в тепло к яркому огню к любящ.му сердцу

Грамматические задания.

1 вариант.

Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.

2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке

2 вариант .

Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

1).Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

2),Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

I вариант

A. Сложные предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

Б. Простые предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации и союзов или союзных слов.

B. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

2. Союз, связывающий части сложного предложения: «Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре», является...

A. Подчинительным.
Б. Соединительным.

B. Разделительным.
Г. Противительным.

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?


Б. Или (иль), либо, то-то, не то.

B. Однако, а, но, да (в значении НО), зато, же.

4. Определите вид предложения: «Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели жёлтые круглые листья и, промокая, ложились на мокрую траву луга».

A. Простое.

Б. Сложносочиненное.

B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5. Найдите среди данных предложений сложносочинённое.

A. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чём не хотелось думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, не­ясные, как сон.

B. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

6. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

B. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

    В предложение: «Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов» вставьте общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

    Прочитайте предложение: «Выпал снег и...», продолжите его дважды, добавив:

9. Запишите предложение: «Надвинулась туча, и подул сильный ветер», вставив обособленный оборот после союза И.

10. Присоедините последнее простое предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.

Приближается теплый фронт, облака не выдержали его натиска, треснули, из них повалил снег

11. Укажите предложение (знаки препинания в них не расставлены), структура которого соответствует схеме:

[безличное], и [двусоставное].

A. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

B. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

12. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

A. Я ни на минуту не заставил его дожидаться тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело и сбоку несло речным холодом.

B. Из лесу доносится протяжный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей-то голос.

Г. Деревья сбросившие свой летний наряд тучи низко плывущие над землей дождь моросящий холодный обычные картины глубокой осени милые моему сердцу.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схемам.

A. [двусоставное ], и [безличное].

Б. [безличное], и [однако... двусоставное].

B. [безличное], и [безличное].

14. Дополните предложение: «Мой рассказ слушали равнодушно, и потому...», указывая на следствие.

Тестовые задания по теме «Сложноподчиненные предложения»

II вариант

1. Какие из следующих утверждений верны?

A. Простые предложения, объединяясь в сложное по смыслу, обладают интонационной законченностью.

Б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

B. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.

2. Прочитайте предложение: «Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое». Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи:

A. подчинительного союза;
Б. союзного слова;

B. сочинительного союза;
Г. интонации.

3. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

A. Тоже, и, да (в значении И), ни-ни.
Б. Или (иль), либо, то-то, не то - не то.

B. Однако, а, но, да (в значении но), зато, же.

4. Определите вид предложения: «Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель».

A. Простое.

Б. Сложносочиненное.

B. Сложноподчиненное.
Г. Бессоюзное.

5. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

A. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в самом хо­рошем расположении духа.

B. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

6.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней. Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

7. В предложении «Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок» опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение.

8. Прочитайте предложение: «Отец заправил бензином машину и...». Продолжите его дважды, добавив:

а) однородное сказуемое; б) простое предложение.

9. Укажите предложение (знаки препинания не расставлены), структура которого ответствует схеме: [безличное], и [безличное].

A. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.
Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

B. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

10. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

A. Мальчики сидели за столом склонив головы и произнося шепотом слова вы­полняли по-видимому какую-то работу и я старался им не мешать.
Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

B. Уже вечерело и народ возвращался с полей.
Г. Его добрые глаза светились ясным светом и худое лицо казалось прекрасным.

    Запишите предложение, вставив обособленный оборот после союза И: «К ве­черу небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной».

    Присоедините последнее предложение к предыдущему союзом И. Запишите полученное предложение.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дож­девые, солнце нити золотит.

13. Придумайте и запишите предложения, структура которых соответствует схеме.

A. [безличное], [зато... двусоставное].

Б. [двусоставное], [также... двусоставное].

B. [неопределенно-личное], и [двусоставное].

14. Дополните предложение: «Тучи закрыли небо, и от этого...», указывая на следствие.

9 класс. 4 четверть

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»

К-1. Выпишите сложноподчиненные предложения с союзами кто, какой, рас­ставляя знаки препинания.

I. 1. Кто б смел искать девчонки нежной в сей величавой в сей небрежной законодательнице зал? 2. О взгляни приветно в час разлуки на того кто с гордою душой (не)боится ни людей ни муки кто умрет за честь страны родной. 3. Кто живет без печали и гнева тот не любит Отчизны своей. 4. Тот кто вид_л хоть однажды этот край и эту гладь тот почти березк_ каждой ножку рад поцеловать. 5. Кто на лавочке сидел кто на улицу гляд_л Толя пел Борис молчал Николай ногой к_чал.

II. 1. Такая чудесная погода какая бывает ре_ко в апреле. И вороны кричат
(по)весеннему упорно и страс_но. Забормотал тетерев и кто(то) в деревн_ запел на всю округу. 2. Какая (не)обыкновенная картина предстала нашим очам.

К-2. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и указывая средства связи между частями (союзы или союзные слова).

Читайте побольше сер_езных книг где язык строже и дисц_плинированней чем в бел­летристике.

Взор охв_тил лишь ширь земную Где тесно лишь для пустоты. И в чащу он проник лесную Где (н_)где прятаться в кусты.

И вдруг в лучах утре_него солнца я увид_л бронзовую скульптуру Ярославны: она стояч ла на уступе откуда открывались подернутые дымкой путивльские дали. В те дни когда мне были новы Все впечатленья бытия Тогда какой(то) злобный гений Стал тайно посещать меня. Я смотрел в сторону откуда могли ко мне прийти.

Не хотелось возвращаться из того райского уголка земли куда волею судьбы мы попа­ли совершенно (не)ожиданно.

.К-3. Спишите предложения, вставляя слово который в нужном падеже. Расставьте знаки препинания. Укажите тип придаточного и средства связи между частям ми. Составьте схемы сложноподчиненных предложений

Вполне естестве_но чу_ство грусти у каждого человека вынужде_ного ра_таваться с любимым делом посв_тил свою жизнь.

Нельзя забывать того первого человека стал нуждаться в тебе.

Любовь к людям это ведь и есть крылья человек поднимается выше всего.

Многие из людей я был едва знаком поддерживали меня в трудную минуту. |

Ты не можеш_ даже и думать о чем(нибудь) и мечтаеш_ только о том что(бы) пришла твоя собака единстве_ное (по)видимому существо ты привязан.

Ланской вышел имея как всегда неизменно «надменную фигуру» впрочем содержалось довольно доброе сердце.

К-4. Исправьте ошибки в сложноподчиненных предложениях. Укажите союзы или союзные слова. Составьте схемы сложноподчиненных предложений и определите типы придаточных.

1. Когда соревнования окончились от усталости, я с трудом держался на ногах. 2. Сто ло жаркое лето на подоконнике, когда расцвели кактусы. 3. Когда распустились листья, hi деревьях в траве застрекотали кузнечики. 4. У меня был инструмент для выпиливания npи помощи, которого решалась задача. 5. Я не выучил правило на основании которого решалась задача. 6. Мы издалека увидели наш дом на крыше которого вертелся флюгер. 7. Мы ходили на экскурсию в течение, которой я много узнал.

К-5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите предложение, в котором заключена основная мысль. Соедините простые предложения в сложноподчиненные. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ соединения частей предложение (союзы или союзные слова). Постройте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений.

Не реже двух раз в год книги в домашней б_блиотеке надо чистить щ_ткой или тряпк Пыль и сырость враги книги. Если в книжных "шкафах п_явилась сырость книги следует п тереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставлять открытыми. Тогда они хорошо проветри ются.

К-6. Прочитайте текст. Соедините, где возможно, простые предложения в слноподчиненные. Запишите, расставляя знаки препинания. Укажите способ связи межд ду частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы лучившихся сложноподчиненных предложений. Определите тип придаточных преложений.

Московский ун_версите т основан по иниц_ативе М. В. Ломоносова - великого русск уч_ного. Он всегда являлся центром русской науки и проевщения. В университете имее 23 факультета. В систему учреждений МГУ входят четыре научно(исследовательских) ститута, учебно(научные) станц_и, астр_номическя обс_рватория, ботанический библ_отеки, издательство и типография.

К-7. Прочитайте статью. Озаглавьте ее. Вставьте знаки препинания. При спис вании объедините, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. связаны части сложноподчиненных предложений (союзами или союзными словам

Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Запишите одним предложением, что такое конспект.

В тексте всегда есть основная мысль. Но живет она там не одна. Если бы в книгах бы­ла только основная мысль то наверное они состояли бы только из одних заголовков. Можно сравнить книгу с машиной. В машине основная деталь мотор. Но если не будет остального колес руля тормозов машины все(таки) не будет. Так(же) и в тексте кроме основной есть еще и другие важные мысли проблемы «подтемы». Если их найти и пересказать то получит­ся краткий пересказ а если записать конспект.

К-8. Прочитайте текст и запишите его основную мысль. Перестройте, где возмож­но, простые предложения, объединив их в сложные. Запишите, расставляя знаки пре­пинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите типы придаточных предложений.

Пам_ть бывает разная. Есть память чу_ств. В ней хр_нятся радости и п_чали. Есть пам_ть ума. Она сохр_няет обдума_ное, понятное. Можно помнить вкус дыни которую вы ели месяц назад потому что у вас есть пам_ть на вкусовые ощущения. А есть еще пам_ть на зап_хи.

Людям во всем помогают разные виды пам_ти. Но что(бы) они (по)настоящему выру­чали о них надо заботиться тр_нировать и разв_вать

К-9. Прочитайте текст. Запишите его основную мысль. При списывании соедини­те, где возможно, простые предложения в сложноподчиненные. Расставьте знаки препинания. Укажите способ связи между частями сложного предложения (союзы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Укажите тип придаточного.

Сахарный сок у клена (в)первые обнаружили л_нивые женщины. Так гл__сит старая л_генда (североамериканских индейц_в ирокезов. Такие хозяйки что(бы) не идти к отд_лен_ому роднику за чистой водой надрезали кору ближнего рослого клена и наб_рали полные горшки сока. Эти женщины соверше_но (не)ожида_но прославились как искус_ные поварихи. Все их кушанья были вкусными и сла_кими.

Больше всего сахара содержится в соке сахарного клена. Его еще называют сахарным деревом. Содержание сахара в сок_ такого клена достигает 3%.

К-10. Прочитайте предложенный текст и его основную мысль, сформулирован­ную ниже. Верна ли она? Если нет, исправьте ее и дополните. Соедините, где возмож­но, простые предложения в сложноподчиненные. При записывании расставьте знаки препинания. Определите средства связи между частями сложного предложения (сою­зы или союзные слова). Составьте схемы сложноподчиненных предложений. Опре­делите тип придаточных предложений.

Трудно предпол_жить что такая простая и (не)обходимая процедура как умывание ли­ца имеет свою курьезную историю. В XVIII веке например (не)обходимо было спец_альное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу_кого короля Людовика XV умыться. Во Франци_ в те времена сч_талось что после умывания водой лицо становит­ся чу_ствительным к холоду грубее и летом сильно заг_рает.

Нужно исполнять предписания врача.

К-11. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя вместо пропусков союзы или союзные слова.

1. После обеда в больш_м зале поставили рядами стулья с большими спинками

стали соб_раться на собрание должен был проповедовать приезжий Кизиветер. 2. Прасковья Федоровна Михель была самая пр_влекательная умная бл_стящая девушка того кружка вращался Иван Ильич. 3. То переб_рая впеч_тления прошедшего ср_жения то радос_но вообр_жая впечатления он производит известием о победе вспоминая прово­ды главнокомандующего и товарищей князь Андрей ск_кал в почтовой бричке испытывая чу_ство человека долго ждавшего и (на)конец достигшего начала желаемого счастья. 4.Князь Андрей не только после своего пут_шествия но и после своего похода во время

был лиш_н всех удо_ств чистоты и изящества испытывал приятное чу_ство отдыха среди тех р_скошных условий жизни он пр_вык с детства.

К-12. Отредактируйте текст, устранив ошибочное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.

Только нужный примет который используется в практик_ получает наим_нование. Грибники дают название только тем грибам которые они соб_рают у (не)с_едобных(же) ко­торые (н_)кто (не)б_рет далеко не всегда есть название. Перевод гриба который ранее не употреблялся в пищу в класс с_едобных связан с тем что он пр_обретает имя. Слово как(будто) прор_стает с позн_ваемым пр_дметом.

К-13. Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.

ДОЛГОЛЕТИЕ ЦВЕТОВ

Что вы знаете о продолжительност_ жизн_ цветов которые р_стут (во)круг наших до­мов в наших садах и парках?

Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с_рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв_ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)пр_кратилась до нынешнего времени.

О (не)обычном долголетии_ розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра_казывать легенды. В Ясной Полян_ сохр_нились кусты роз ко­торые цвели еще при жизн_ Л. Н. Толстого. В Германии_ известен куст розы которая живет 500 лет.

К-14. Спишите, исправляя ошибки в расстановке знаков препинания. Укажите тип придаточного предложения.

1. Искусство художника р_стет вместе с народом который, он изображает. 2. Только творя мы можем получить все то, счастье которое дает свободный труд. 3. Бывает храб­рость которую, опасность сама пор_ждает. 4. Опасность - всегда существует для тех, кто ее боится. 5. Самый счастливый человек, тот который дает счастье наибольшему числу людей. 6. В ком нет любви к стране родной, те сердцем, нищие калеки. 7. Лживое лицо скроет все что, задумало коварное сердце. 8. Не в количестве знаний заключается образование но в полном понимании и искус_ном признании, всего того что знаешь.

К-15. Спишите, расставляя знаки препинания и согласовывая союзные слова.

1. Я угнездился под деревом у котор_ сучья начинались ни_ко над землей и следова­тельно могли защитить меня от дождя и полюбовавшись окрес_ным видом заснул себе бе_мятежным сном котор_ знаком одним охотникам. 2. Муромский как образованный евро­пеец под_ехал к своему противнику и учтиво его пр_ветствовал. Берестов отвечал с та-ким(же) усердием с каков_ цепной медведь кланяется господам по приказанию своего вожа­того.

К-16. Из каждой пары простых предложений составьте сложноподчиненное с придаточным определительным. Определите, где это можно, число, род и падеж со­юзного слова. Подчеркните в главном предложении слово, которое ж придаточном предложении заменено союзным.

Древним грекам хорошо было известно масло. Его они употребляли не столько как продукт питания сколько в качестве крема для кожи и волос.

В некоторые сорта зеленого чая в Китае добавляют лепестки жасмина. Они придают напитку особый вкус и аромат.

Чай для тибетцев (не)напиток а еда что(то) (в)роде супа. Он варится в котлах и подает­ся в плоских чашках с солью маслом и молоком.

Некоторые жители Аляски из племени квакиутль любят есть снег. Его взбивают до «гус­тых сливок» смешивают с рыбьим жиром ч__рной патокой и сырыми ягодам

которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь.

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Собака выла.

1) определить тему и основную мысль текста.

2)озаглавьте текст.

3)определите стиль и тип текста.

помогите на завтра срочно нужнооо!!!

тема:сострадание и бессердечие,как критерии нравственности человека
мысль:бессердечеость людей
текст:бедная собочонка
стиль:художественный
тип:повествование или описание, прости точно неуверен,что это

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

мне на да распределить слова в 4 столбика в 1 прилагательные в краткой форме во 2 существительные 2 склонения в 3 существительные 3 склонения а в 4

глаголы. слова! прячься, горяч, бегаешь, ключ, прилечь, плывешь, меч, камыш, мелочь, лож, глушь, увлечься, речь, печь,экипаж, корж,дремуч, пейзаж, молодежь, багаж, ландыш, мечтаешь, заплачь, учишься, возвратишься. я уже 2 часа голову ломаю

Помогите решить пожалуста: надо слова разобрать по составу: 1) подсвечник (подсвечника, подсвечнику, подсвечником) 2) подсвечник (свеча, свечной,

просвечивать) 3) ПОДСВЕЧНИК (пододеяльник, дворик, подстаканник) 4) подсвечник (подоконник, подлокотник, подарок) 5) подсвечник 6) горный (горного, горному, горным, горном)

Читайте также

Формулировка проблем исходного текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (по возможности) (1)Алексей Кондратьевич Саврасов

писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим. (3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. - (4)Не знаете - посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6) Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу! (8) Потом подходил к другому этюду и вздыхал: (9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы хоть и смотрели на природу, да главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее. (20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру»- с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21)В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на 13олге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени, деревянная Кострома - настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится! (28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке: (34)-Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далеконько... (36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника громкие птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы! (45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. (46)111аги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её. (48)- Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила. (51)- Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он, взволнованный. (54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (56)Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны. (По О.М. Туберовской*.)

Помогите, пожалуйста, определить проблему текста. По возможности и позицию автора. (1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины

природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и снисходительный к людям в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.

(3) - Ну какая же это верба, юноша? - говорил он, просматривая работу ученика. - (4)Не знаете - посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6) Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу!

(8) Потом подходил к другому этюду и вздыхал:

(9) - Тут всё правильно: и ветки, и почки, и молодые побеги. (10)Но разве же это живопись? (11)Это рисунок для ботанического атласа, а не живопись. (12)Потому что мало знать природу, надо природу чувствовать. (13)Разве вы не заметили, как печально склоняет ива к воде свои гибкие ветви? (14)А как весело играют весной на берёзе серёжки! (15)Они так и светятся в лучах солнышка, которое ещё только начинает пригревать. (16)А вы хоть и смотрели на природу, да главного-то и не увидели. (17)Не тронула вас она. (18)Но если природу писать с волнением, с чувством, то картина ваша взволнует и зрителя. (19)А так её - у купца в передней и то повесить нельзя, не то что в картинной галерее.

(20)Каждый год, едва заканчивались занятия в училище, отправлялся художник «на натуру»- с глазу на глаз беседовать с полями, рощами, перелесками. (21)В 1871 году, ещё до прихода весны, уехал Саврасов из столицы. (22)И вот он на 13олге, в Костроме. (23)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (24) В центре - высокая каланча да каменные ряды, в которых торгуют мясом, молоком, пряниками. (25)А за ними - по пригоркам, по оврагам - лепится серая от времени, деревянная Кострома - настоящая большая деревня. (26)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору; плывёт в воздухе далёкий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (27)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится!

(28)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (29)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (ЗО)Стоял у окошка, смотрел на занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да узловатые голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами. (31)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (32)Надевал сапоги, долго шёл по побуревшей от грязи дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила. (ЗЗ)Возвращаясь в дом, он печально вздыхал, жалуясь хозяйке:

(34)-Далеко ещё до весны, Дарья Петровна. (35)Ой, далеконько...

(36)Но весна пришла, как она приходит всегда, - неожиданно, сразу. (37)Однажды утром разбудили художника громкие птичьи крики. (38)Он глянул в окошко и рассмеялся, как ребёнок, потому что за окном голубело небо. (39)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (40)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал этого. (41)Вот оно! (42)Началось!.. (43)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (44)Но главное - птицы! (45) С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые чёрные гнёзда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

(46)111аги заскрипели по лестнице, открылась дверь, и в комнату заглянула хозяйка. (47)Увидев открытое окно, она потянулась его закрыть, но Саврасов остановил её.

(48)- Кондратьич, а Кондратьич! (49)Чай будешь пить? (50)Я самовар вскипятила.

(51)- Потом, потом, хозяюшка. (52)Не до того мне сейчас! (53)Грачи прилетели! - отозвался он, взволнованный.

(54)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, художник стал пристраиваться на подоконнике со своей работой. (55)Напевая, набрасывал на белом холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку.

(56)Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны.

(По О.М. Туберовской*.)

Сочинение С части по тексту (1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень.(2)Пень этот сторожили

выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками.(3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы

ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя, а на кончиках лапок поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки – завязи будущих лапок. (6)Однако завязи были так малы и сами ёлочки были такими хворыми, что им уже и не справиться было с трудной

борьбой за жизнь и продолжать рост.(7)Тот, кто не растёт, умирает! – таков закон жизни. (8)Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. (9)Здесь можно было прорасти.(10)Но нельзя выжить.(11)Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных: она стояла бодро и осанисто посреди пня. (12)В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

(13)Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял её и улыбнулся:(14)«Вот оно в чём дело!»

(15)Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. (16)Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. (17)Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.(18)Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. (19)Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня, расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя. (20)И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели,отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги,

упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни. (21)Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошёл войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, я думаю о ёлочке, которая растёт в лесу на пне.

Изложите текст

Что и говорить, плавал он здорово. На земле ему было скучно, жарко и как-то обыденно - ходи и ходи, и все на ногах и на ногах. Все по земле ходили одинаково, и никого нельзя было удивить. Иное дело море. В море у него не было соперников.

Он как бы растворялся в воде и чувствовал все ее мельчайшие движения, ход волны, ее плавную силу и соединял свое тело с этой силой. Для того, чтобы преодолеть воду, почувствовать ее сопротивление, он нырял и скользил в глубину. Под водой он всегда раскрывал глаза и научился видеть. Он любил наблюдать, как движется косяк рыбы и при тревоге все тысячи рыбок, как одна, вдруг поворачиваются и бегут. Он бросался на них из-за подводной скалы и крутился в серебряной пене их бушующего, испуганного стада.

В старину люди убегали от врагов в горы или дремучие леса. Он привык скрываться в море. И оно укрывало и прятало его. Может, он и научился от этого так хорошо плавать. Однажды мальчишку избил отец. Мальчишка озлобился и убежал к морю. Он долго ходил по пустынному ночному пляжу, изредка всхлипывая и утирая рукой соленые слезы. Затем разделся и нырнул в воду.

Вода успокоила, остудила его горевшую от ремня спину. Но горечь обиды не проходила. «Все! Уплыву в море, - думал мальчишка, - пусть утром они спохватятся, а меня нет и нет, я уже утонул и умер... Вот поплачут-то, узнают, каково без сына-то!» И он представил, каково им без сына. Получалось, если уж быть до конца честным, не так плохо. С матери сваливалась ежедневная забота поить и кормить его, и шить ему, и штопать его вечно разодранные штаны, и плакать от его двоек в дневнике, и бояться за него, и многое, многое другое. Отцу можно было бы меньше работать и вообще перестать отвечать за него. Отец очень боялся отвечать. «Отвечай теперь за тебя!» - кричал он обычно перед поркой. Словом, выходило, что без него они зажили бы припеваючи. На это мальчишка не мог согласиться.

Я им нужен! - завопил он и рванулся к берегу. И тут случилось такое, чего мальчишка предположить не мог. На берегу погас свет. Редкие-лампочки на набережной мигнули и пропали. Туман еще с вечера заволок небо, и звезд не было. Черное море, берег и ночь слились в один непроницаемый космический мрак. Стоял мертвый штиль. В такую ночь на берегу спали даже сторожевые псы. Впервые он чувствовал себя неуютно. Вода жутковато светилась и фосфоресцировала. Медуза вяло лизнула его в щеку и пропала. Мальчишка вздрогнул от отвращения и сломя голову поплыл к берегу.

Но уже спустя минуту он остановился и с сомнением посмотрел в темноту. «А на берег ли я плыву?» - подумал он и вдруг понял, что потерял ориентировку. Он не знал, куда плыть, берег мог находиться в любой из четырех сторон света.

«Только спокойнее...» - сказал себе мальчишка и лег на спину. Он лежал, широко расставив руки, и отдыхал. Теперь главное было не паниковать и дождаться, пока на берегу не починят проводку. «Хоть бы собака какая залаяла», - тоскливо подумал мальчишка. Но вокруг было тихо.

На берегу в семье мальчика никто не спал. Мать и отец обежали все улочки поселка, будили в темноте людей и спрашивали:

Где мальчик?

Постепенно весь поселок, как растревоженный муравейник, проснулся, зажег фонарики и высыпал к морю. Люди привыкли ждать беды от моря и в случае тревоги всегда прибегали на берег. Отец мальчика метался по песку. На него было жалко смотреть. Наконец нашли одежду мальчика. Люди сразу загалдели, замахали фонариками в сторону моря и стали спускать баркас. Мальчишка, увидев огни на берегу, зачарованно смотрел на них и не верил. «Это пароход плывет в Турцию...» - думал он. Тело его постепенно немело и наливалось холодом...

Вы находитесь на странице вопроса "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, ", категории "русский язык ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.


Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, - и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! - кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила: - Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так…

И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

Кусачка, милая Кусачка, поиграй!

И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

Как же нам быть с Кусакой? - в раздумье спрашивала Леля.

Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? - сказала мать и добавила: - А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

Жа-а-лко, - протянула Леля.

Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

Жа-а-лко, - повторила Леля, готовая заплакать.

Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что - дворняжка!

Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала.

Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

Ты здесь, моя бедная Кусачка, - сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному - в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку. - Пойдем со мной!

И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

Дайте копеечку, - гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.

Скучно, Кусака! - тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.

И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

Наступила ночь.

И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

Диктант №256(По Л. Андрееву) (107 слов)

Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба.

На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще пе­чально озарял следы грязных ног. Но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла.

Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотон­ный шум дождя, прорезал тьму.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь. И хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу.

(По Л. Андрееву) (107 слов)

Задание (на выбор учащихся)

  • Назовите признаки, по которым этот отрывок можно на­звать текстом. К какому типу и стилю речи он относится?
  • какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, метафоры. Какова их роль?
  • какова роль эпитетов в тексте?
  • Надпишите часть речи над каждым словом выделенного предложения;
  • докажите, что выделенное слово - наречие;
  • какова роль наречий в данном тексте? Докажите;
  • выполните синтаксический разбор сложного предложения;
  • какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте их.
  • [email protected] в категроии , вопрос открыт 21.04.2017 в 05:25

    Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, поднявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
    Наступила ночь.
    И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
    Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему ЭК6НС™ кому сердцу.
    Собака выла.

    А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
    1) роман; 2) повесть; 3) очерк; 4) рассказ.
    А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
    1) открывает повествование; 2) завершает повествование;
    3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.
    A3. Главной идеей данного фрагмента является:
    1) описание осени; 2) непередаваемое горе Кусаки;
    3) мысль о дальнейшей тяжелой жизни Кусаки; 4) человеческое непонимание.
    А4. Какое чувство овладело Кусакой, когда она поняла, что по-прежнему осталась одна?
    1) разочарование; 2) отчаяние; 3) радость; 4) страх.
    А5. С какой целью автор при характеристике Кусаки использует такие слова и выражения: «долго металась по следам уехавших людей», «жалобно и громко завыла», «стонет и рвется»?
    1) выявляет отсутствие в людях серьезного отношения к жизни;
    2) наделяет собаку необычными чертами;
    3) характеризует психологическое состояние собаки;
    4) подчеркивает жестокость людей.
    В1. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на одушевлении явлений природы и использованное в следующих словосочетаниях: «мрак... выползал... из кустов», «свет... боролся с тьмою».
    В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов «Кусака долго...»).
    В3. Из последнего и предпоследнего абзаца выпишите сочетание слов, которое повторяется.
    В4. Назовите художественно-выразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях: «беспросветно-темная ночь», «звенящей, острой нотой», «промокшая, грязная собака».
    С1. Как Кусака отнеслась к отъезду людей с дачи? Почему?



    Похожие статьи
     
    Категории