Краткая биография луи армстронга самое главное. Биография Луи Армстронга: годы жизни, интересные факты, творчество

12.04.2019

Луи Дэниэл Армстронг — одна из наиболее выдающихся личностей в истории джаза, величайший американский джазовый музыкант, певец с неповторимой вокальной манерой исполнения, композитор, руководитель оркестра. Родился будущий великий музыкант в бедном негритянском районе в Новом Орлеане (США) 4 августа 1901 года, правда, по утверждению самого Армстронга датой своего рождения он считал День независимости США — 4 июля 1900 года. Рос Армстронг в бедной весьма неблагополучной семье, отец был рабочим-поденщиком и оставил семью, когда мальчику было 5 лет, воспитанием ребенка занималась бабушка. Жили они в Сторвилле — одном из новоорлеанских «кварталов развлечений», известном своими танцклубами, барами и публичными домами. С детства Луи вынужден зарабатывать себе на жизнь продажей газет, угля, позже он стал работать в порту, а по вечерам пел на улицах в вокальном ансамбле.

В 1913 году он попал в исправительный дом для малолетних правонарушителей за стрельбу из пистолета, который украл у полицейского — «приятеля» его матери. Здесь он выступал в лагерном оркестре и хоре, научился играть на альтгорне и корнете. Через полтора года он вернулся домой и играл в барах с разными любительскими ансамблями, одновременно обучался у музыкантов искусству джаза. Со временем на талантливого юношу обратил свое внимание и стал ему покровительствовать лучший корнетист города Джо «Кинг» Оливер. В 1918 году Оливер уехал в Чикаго, а на свое место в оркестре известного и влиятельного «Кида» Ори он порекомендовал Армстронга.

Позже Армстронг стал выступать в бэнде «Фейта» Мэрэйбла, где впервые получил основы нотной грамоты. Луи Армстронг становится профессиональным музыкантом. В 1922 году «Кинг» Оливер приглашает его в свой оркестр «Креольский джаз банд» на должность второго корнетиста. В 1924 году он женится на пианистке Лили Харден, переезжает в Нью-Йорк и выступает в оркестре Флетчера Хендерсона как трубач и певец, параллельно участвует в записях с группой Кларенса Уильямса. В этот же период записывается на пластинки со многими джазовыми и блюзовыми вокалистами. В 1925 году Армстронг вместе с женой возвращается в Чикаго, где организовал свою группу Hot Five, куда вошли Кид Ори, Джони Сент-Сир, Джони Доддс и Лили Харден, в мае 1927 года в состав группы вошли еще Бэби Доддс и Пит Бриггс, после чего группа получила название Hot Seven. В этот период он записал изумительные вещи, которые вошли в золотой фонд джаза. В 1926 году он является солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, позже он будет возглавлять этот коллектив до 1929 года. В 1927 году выступает в дуэте с Эрлом Хайнсом, в оркестре Кл. Джонса, путешествует с гастролями по многим городам. В 1929 году, перебравшись в Нью-Йорк, выступает на Бродвее и в Гарлеме, получил широкую популярность как вокалист. Записуя композицию Heebie Jeebies, пробует себя в скэте, в результате композиция становится хитом, скэт пение — весьма популярным, а за Армстронгом закрепилось прозвище «Сэчмо».

В конце 20-х годов он становится звездой джаза первой величины. Широкую популярность как у себя на родине, так и за рубежом принесли Армстронгу турне по Европе и Северной Африке, совершенные им в 30-е годы. После того, как распался его брак с Лили, он вновь неудачно женится, а позже разводится и лишь в браке с Люсиль Уилсон он счастливо проживет до конца своих дней. Помимо участия в гастролях он выступает с оркестрами «Кида» Ори, Чарли Гейнза, Л. Рассела и другими, принимает участие в многочисленных радиопрограммах и театральных постановках, снимается в кинофильмах. Популярность Армстронга растет благодаря его разносторонней многоплановой музыкальной деятельности. Во главе группы All Stars он исколесил всю планету, побывав во многих странах Латинской Америки, Европы, Азии, Африки.

В середине пятидесятых он был одним из наиболее популярных и знаменитых музыкантов в мире, Госдепартаментом США ему было присвоено звание «Посол джаза». В 50-е годы он записал основные хиты: Mack the Knife, Blueberry Hill, Hello, Dolly. С Эллой Фицджералд исполнил джазовую версию знаменитой оперы «Порги и Бесс». Широта его интересов безгранична, он выступает совместно с музыкантами различных стилей и направлений — диксиленда, модерн-джаза, свинга, с симфонизированными составами, с церковными хорами, свит-бэндами, блюзовыми певцами, принимает участие в мюзиклах, в более чем 50-ти музыкальных фильмах, в филармонических джазовых оркестрах. Им создана собственная разновидность «поп-джаза», которая могла садаптироваться, приспособиться к любой аудитории, любому стилевому контексту и удовлетворить вкусы самых различных категорий слушателей.

Это одна из наиболее уникальных фигур в истории джаза. Он смог сделать невероятное и объединил неповторимо-индивидуальную форму самовыражения с бесконечной общедоступностью музыки, простоту и спонтанность, традиционную музыку с новаторской, негритянский хот-идеал с европейскими идиомами модерн-джаза и свинга. В 1959 году Армстронг перенес инфаркт и не мог выступать в полной мере. В 60-е годы он выступает только как вокалист, несмотря на то, что в конце 60-х он выходил на сцену лишь на несколько номеров, концерты с его участием всегда имели огромный успех. В 1968 году первые места в американских хит парадах заняла композиция What A Wonderful World, которую исполнил Армстронг, а в 1969 году все экраны мира обошел мюзикл Hello, Dolly. Последние выступления Армстронга и группы All Stars состоялись в марте 1971 года, а 6 июля 1971 года величайший музыкант, певец и композитор скончался.

Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал (наряду с Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером, Майлсом Дейвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и много сделал для его популяризации во всем мире.Биограф Армстронга Джеймс Линкольн Коллиер писал: «Оглядываясь на творчество Армстронга, поражаешься тому, какое огромное воздействие оно оказало на музыку XX века. Почти невозможно, включив радио или телевизор, услышать музыку, в которой бы не сказалось его влияние».Луи Армстронг был одним из величайших музыкантов, когда-либо игравших джаз и одновременно одной из самых противоречивых фигур в нём. Труба Армстронга звучала божественно, особенно, когда он был в ударе. От того, наверное, многих музыкантов и слушателей буквально ослеплял его талант. Поэтому и сегодня для большинства джаз - это прежде всего Луи Армстронг. Всё, за что люди любят джаз, воплощено в этом имени. И хотя Луи Армстронг - это ещё не весь джаз, но он - это душа джазовой музыки.Являясь трубачом-революционером своего времени, Армстронг заложил фундамент всех грядущих джазовых революций. Не будь его, судьба джазовой музыки могла сложиться иначе. С приходом Сачмо уходит в тень мягкая окраска звука и коллективные импровизации. А Луи Армстронг ярким звуком трубы, с удивительной вибрацией, с головокружительными переходами, с ритмической раскрепощенностью и неистощимой фантазией своих импровизаций расширяет представление о возможностях трубы и музыканта, играющего на ней. Благодаря Армстронгу джаз пошёл по сольному пути развития.

Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.

Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.

Детские годы

Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.


Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения

Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.

В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.


Луи Армстронг в своей гостинной

Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.

По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.

Юношество Луи Армстронга

Подросток был совсем не кроткого нрава, поэтому нередко попадал в полицейский участок. Однажды из-за своей бесшабашности он угодил за решетку прямо в канун нового 1913 года. Причиной стало мимолетное желание пострелять из найденного им у матери пистолета. Эта выходка послужила поводом для определения Луи в интернат для трудных подростков.


Луи Армстронг рос трудным подростком

Переживал об этом Луи недолго, потому что теперь у него было достаточно свободного времени, чтобы всецело посвятить себя любимому занятию. Именно тогда он стал выступать в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альтгорне и твердо решил стать музыкантом.

Дебют на джазовой сцене

После возвращения в город он первым делом выучил нотную грамоту, гастролируя на пароходах в летнее время года – музыканты охотно соглашались помочь начинающему трубачу. С 1918 года он активно играл во всевозможных музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.


Успешная карьера великого Сэчмо началась в оркестре Кинга Оливера

В 1922-м талантливого паренька пригласили в самый популярный чикагский джаз-бэнд на должность второго корнетиста. Участие в оркестре Кинга Оливера стало мощным толчком к успеху для Луи Армстронга.

В 1932 году Луи пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там ему довелось встретиться с редактором английского журнала Melody Maker Матисоном Бруксом. По незнанию, журналист исказил новоорлеанскую кличку Армстронга Satchelmouth и назвал его Сэчмо. Джазмен вовсе не расстроился, напротив, новое ему понравилось больше прежнего.

Личная жизнь Луи Армстронга


Луи Армстронг со своей второй женой Лил Хардин

Личная жизнь у Луи была весьма насыщенной. Сначала он женился на проститутке – креолке Дэйзи Паркер, но этот брак просуществовал совсем недолго, до 1924 года. Едва достигнув 23-летнего возраста, он связал свою судьбу с коллегой по джаз-бэнду Лил Хардин. Позднее эта волевая женщина настояла на сольной карьере музыканта.

В 1938 году на пике своей карьеры он сочетался браком с танцовщицей Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.

Сольная карьера

Приехав в Нью-Йорк, Луи добился особой манеры исполнения на трубе – точные пассажи и живые импровизации сделали его одним из самых востребованных музыкантов. Кроме того, его скрипучий голос стал самым узнаваемым в Новом Орлеане. Армстронг является пионером скэта – вокальных импровизаций голосом как музыкальным инструментом.


Армстронг со своим квинтетом Hot Five

О нем заговорили, как о восходящей звезде. Уже в 24 года он записал свой первый альбом Hot Five, пригласив для сотрудничества талантливых исполнителей джаза – тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианисткe Лил Хардин. Эти записи стали классикой джазовой музыки. Спустя год Армстронг уже руководил собственным оркестром, который исполнял репертуар в стиле хот-джаз.

В 26 лет у Луи началась жизнь, полная гастролей – серия турне по Европе, начиная с 1933 года, сделала его звездой мирового уровня. Его приглашали сниматься в кино, участвовать в передачах на телевидении и выступать по радио. В 1947 году вместе с Луи Армстронгом на одной сцене спела вокалистка в мюзикле New Orleans: выступить со своим кумиром было давней мечтой певицы.


Луи Армстронг и Билли Холидей

Проблемы со здоровьем и смерть

В 1936 году увидела свет автобиография Луи Армстронга с названием Swing That Music, в которой самый известный джазовый трубач рассказал о своей непростой жизни, о перенесенных тяготах и первом успехе на джазовой сцене.

В это же время он перенес операцию на верхней губе – к деформации и разрыву тканей привела профессиональная деятельность музыканта. Кроме того, пытаясь убрать хрипотцу из голоса, Луи Армстронг перенес операцию на голосовых связках.


Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд

Даже после перенесенного в 1959 году инфаркта Луи Армстронг не прекратил свою концертную деятельность, но выступать он стал все же реже. В этот период он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!» (Hello, Dolly) вместе с . Одноименная композиция в их исполнения достигла первой строчки в американском хит-параде.

Который вышел в августе 2011 к 110-летию со дня рождения Луи Армстронга

6 июля исполнилось 45 лет со дня ухода из жизни музыканта, который для миллионов людей во всём мире олицетворял и продолжает олицетворять собой весь джаз вообще. Луи Армстронг ) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 30 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении - и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. А значит, 4 августа со дня его рождения исполнится 115 лет .


Рассказать историю Луи Армстронга в одном коротком тексте, конечно, невозможно. Я и пытаться не буду. Интересно, что на «Джаз.Ру» Сатчмо (Satchmo , «Рот-кошёлка») - под таким музыкантским прозвищем был известен Луи Армстронг - пять раз звучал в : в 52-м, 112-м, 191, 277 и 508 выпусках, последний раз - пять лет назад. И звучали в основном его ранние записи - грампластинки 1920-х годов, что и неудивительно: именно на них основана его репутация в джазовом мире, именно в записях своих знаменитых «Горячих Пятёрок» и «Горячих Семёрок», Hot Five и Hot Seven , с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства - и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе - всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.


Интересно, что широкая публика хотя и покупала эти пластинки, но большими хитами в тот момент они не стали: уж больно непривычно горячо и новаторски они звучали, широкую публику это отпугивало. Интересно также, что ни оба состава «Горячих пятёрок», а именно состав 1925-27 и состав 1928 года (они разные), ни единственный состав «Горячей Семёрки» 1927 года не выступали на сцене и не ездили на гастроли. Это были чисто студийные коллективы, которые Армстронг записывал в Чикаго по инициативе тамошнего продюсера, земляка из Нью-Орлеана по имени Ричард Мариньи Джонс (Richard Marigny Jones ). Французское второе имя указывало на происхождение из нью-орлеанских креолов, давших раннему джазу множество ярких звёзд, но коллеги-музыканты переиначили имя Мариньи, дав продюсеру кличку «Май Ни», My Knee , «моё колено» - именно это восклицание они так часто слышали от Ричарда Джонса, сильно хромавшего на одну ногу.


Слушаем вторую «Горячую пятёрку» Луи Армстронга в записи 1928 года: Фред Робинсон - тромбон, Эрл Хайнс - фортепиано, Джимми Стронг - кларнет, Затти Синглтон - ударные, и, естественно, Луи Армстронг - труба и вокал. Обратите внимание: вокал здесь играет ещё подчинённую, инструментальную роль. И, кстати, Армстронг поёт ещё не тем хриплым голосом, который прославил его вокальную манеру в будущем, а вполне мягко и задушевно. Впервые он играет здесь вступительную каденцию на трубе без аккомпанемента, а скромные восемь тактов его соло в конце пьесы считаются самой передовой импровизацией на трубе за все 1920-е годы и стали буквально «символом веры» джазовых трубачей на долгие десятилетия. Кстати, пьесу написал великий Кинг Оливер, первая суперзвезда нью-орлеанского джаза, в ансамбле которого Луи Армстронг дебютировал десятью годами ранее. СЛУШАТЬ: Hot Five « West End Blues»

Луи Армстронг становится “развлекателем”

Оплодотворив своими идеями весь тогдашний джаз, Луи Армстронг вместе со всей Америкой вступил в Великую Депрессию рубежа 1920-30-х гг., которая погнала его в бесконечные гастроли под бдительным приглядом мафиозных дельцов шоу-бизнеса: сначала с большим оркестром, а с конца 1940-х, когда эра биг-бэндов закончилась - с ансамблем из земляков-нью-орлеанцев под названием Louis Armstrong All Stars и репертуаром из старых добрых стандартов времён юности Сатчмо. Из новатора-инструменталиста Луи Армстронг превратился в популярного певца, махрового консерватора, улыбчивого развлекателя, который много снимался в кино, первым из чёрных музыкантов долго вёл собственное шоу на радио и регулярно появлялся в хит-парадах поп-музыки с ретро-песенками, стилизованными под старый традиционный джаз.

ВИДЕО: фрагмент западногерманского фильма «La Paloma», 1959 - Луи Армстронг поёт характерную для своего позднего периода песенку «Uncle Satchmo’s Lullaby» («Колыбельная дядюшки Сатчмо») с юной немецкой актрисой Габриэле Клониш

Интересно, что лучше всего из всех записей Луи Армстронга продавался его сингл 1964 года «Hello, Dolly» . Армстронг не только оказался последним джазменом в истории, попавшим на первое место в американском хит-параде поп-музык и, и самым пожилым из всех исполнителей, когда бы то ни было добиравшихся до первого места (ему было 63) - именно с этой песней! Он с этой песней оказался ещё и первым, кто спихнул с первой позиции самих The Beatles .

СЛУШАТЬ: Louis Armstrong «Hello Dolly», 1964 (та самая версия, что заняла 1 место в хит-параде)

Первым из чёрных музыкантов, Армстронг был настолько широко принят в белом обществе, получил настолько полный доступ к привилегиям высшего класса, при этом всегда стараясь оставаться добрым дядюшкой Сатчмо, который невинно развлекал и старался не говорить о социальных проблемах, что другие чёрные американцы частенько называли его между собой чрезвычайно обидным для афроамериканца прозвищем «Дядя Том ». Правда, великая джазовая певица Билли Холидей на это обычно говорила: «Конечно, он Дядя Том, но он Дядя Том от всего сердца ». Армстронг и правда всё всегда делал от всего сердца - и от всего сердца отказался ехать на гастроли в Советский Союз по линии Госдепартамента США: музыкант увидел по телевизору, как расисты не пускают чёрных детей в школу в Арканзасе, и в гневе заявил, что не может ехать за границу, потому что «меня там спросят, что я думаю про расовые проблемы, и что я им - врать стану?» Так мы его и не увидели. Хотя, скажем, в Праге в 1965 г. он выступил, как и в Берлине: вот съёмка его берлинского концерта.
ВИДЕО: Луи Армстронг и его «Все звёзды» в Берлине, 1965

От всего сердца Луи Армстронг верил в простоту межчеловеческих отношений - и всех своих знакомых мужского пола, даже президентов, членов королевских семей и целых двух римских пап, Пия XII и Павла VI, называл Pops , «Папаша». От всего сердца он верил, что похудеть можно, только регулярно принимая слабительное, и не просто верил, а проповедовал эту теорию всем, кого знал, и дарил знакомым упаковки своего любимого слабительного травяного сбора. От всего сердца он считал себя баптистом, хотя крещён был в католической церкви, но всю жизнь носил на груди Звезду Давида, в память о русско-еврейской семье Карновских, которая приютила и кормила его в годы беспризорного детства в Нью-Орлеане в начале ХХ века. От всего сердца он считал, что новое поколение музыкантов, заигравших бибоп после второй мировой войны - это жулики, которые украли у него приёмы игры и музыкальные идеи; но даже в пенсионном возрасте, в 50-е и 60-е, гастролируя со своими «Олл Старз» и исполняя невинные стилизации под ранний нью-орлеанский джаз, он способен был вдруг так дунуть в свою трубу и сыграть несколько минут такого подлинного жгуче-огненного джаза, что более молодым музыкантам оставалось только рты разинуть.

Луи Армстронг – фото для обложки журнала “Лайф” (фото © John Loengard, 1965)

В заключение послушаем фрагмент с, наверное, последней реально значимой (не «ретро») работы Луи Армстронга в грамзаписи - долгоиграющей пластинки, спродюсированной в 1954 году знаменитым Джорджем Авакяном .


Луи Армстронг, У.К. Хэнди и Джордж Авакян с мастер-лентой альбома «Louis Armstrong Plays W.C.Handy », 1954

Это был концептуальный альбом, который назывался «Луи Армстронг играет Уильяма Кристофера Хэнди» , и содержал действительно только версии пьес, написанных в 10-х годах ХХ столетия первым профессиональным чёрным композитором, использовавшим в своём творчестве слово «блюз» и блюзовую форму. В сочетании с подлинным глубоким блюзовым чувством Луи Армстронга этот материал дал поистине бессмертные результаты.
СЛУШАТЬ: Louis Armstrong Plays W.C.Handy «Yellow Dog Blues» (Columbia, 1954)

Луи Армстронг (1901-1971 гг.) - знаменитый американский джазовый трубач, руководитель известного ансамбля и талантливый вокалист. Своим творчеством он не только разнообразил стиль и звучание джаза, но и возвел его в ранг авторитетного и престижного музыкального жанра.

Тяжелое детство

Биография Луи Армстронга берет свое начало в крупнейшем городе Луизианы - Новом Орлеане. Это огромный портовый город США, расположенный вблизи живописного мексиканского залива.

Многих ценителей искусства интересует конкретная дата появления на свет Луи Армстронга. Год рождения этого выдающегося музыканта - далекий 1901 г. (4 августа).

Мальчик родился в самом нищем квартале города, в негритянском поселке. Семья Луи Армстронга относилась к разряду неблагополучных. Отец, не имея постоянного места работы, ушел из дома, когда ребенку не было и года. Мать, работающая на износ прачкой, отдала сына и дочь (у Луи была младшая сестренка Беатрис) на воспитание бабушке.

Через некоторое время маленький Армстронг снова переехал жить к матери, которая стала подрабатывать проституцией. Из-за своего беспутного образа жизни ей было некогда заниматься воспитанием сына, поэтому Луи рос беспризорником.

Чтобы хоть как-нибудь заработать денег, он продавал газеты, развозил уголь и выполнял другую черную работу. Голодный и холодный, оборванный и грязный, семилетний Луи прогуливал школу и жил своей непутевой жизнью.

Знакомство с Карнофски

Вскоре маленький чернокожий мальчик знакомится с семьей Карнофски - зажиточными евреями, иммигрировавшими из Российской империи, которые занимались в Америке угольным бизнесом.

Вначале Луи помогал иностранным предпринимателям по дому, затем оставался у них ночевать, а под конец стал полноправным членом семьи. Карнофски очень привязались к этому шустрому несчастному ребенку. Они изо всех сил старались помочь ему и поддержать его.

Гостеприимная семья жила в веселом районе Нового Орлеана - Сторивилле, не отличавшемся строгими нравами. Вокруг мальчика постоянно звучала чарующая музыка кабаре и борделей, сияли огни всевозможных казино и игорных домов. Именно здесь и началась творческая биография Луи Армстронга.

Ребенок познакомился с участниками одного уличного ансамбля, выступающего недалеко от его дома, и стал с ними работать. Сначала он только пел, затем принялся играть на барабанах. Разучивая новые песни и мелодии, Луи стал хорошо ориентироваться в музыке и натренировал слух. Необыкновенное чувство ритма, прирожденный красивый голос и быстрая обучаемость сделали из маленького чернокожего мальчика настоящего любимца уличной публики.

Обучение музыке

Как это ни странно, свое первое музыкальное образование Луи Дэниел Армстронг получил, находясь в подростковой колонии для чернокожих, куда попал за озорной хулиганский проступок - стрельбу из пистолета, украденного у полицейского, который часто ночевал у матери.

На базе исправительного лагеря находился духовой оркестр, куда сразу же записался любознательный одаренный шалопай. Старшие участники ансамбля научили Луи играть на разных инструментах: корнете, альтгорне, тамбурине. Талантливо исполняя привычные в то время марши и польки, юный Армстронг старался по памяти воспроизвести хорошо знакомые ему мелодии и напевы беспечного Сторивилла.

Именно в этот период подросток-заключенный понял, что хочет посвятить свою жизнь музыкальному творчеству.

Знакомство с лучшим корнетистом

Время, проведенное в исправительно-трудовом лагере, истекло. Через полтора года Луи Дэниел Армстронг возвращается домой и занимается музыкальной деятельностью. Он подрабатывает выступлениями в ночных клубах и ресторанах, играя на взятых напрокат инструментах.

Одаренного паренька заметил Джозеф Кинг Оливер - новоорлеанский джазовый корнетист и дирижер. Он взял начинающего музыканта под личное покровительство, обучая его тонкостям оркестровой работы и даже доверяя сольные выступления в своих номерах и концертах. С тех пор биография Луи Армстронга обогатилась новым творческим вдохновением - он мастерски овладел корнетом и проникся красивым звучанием джазовой мелодии.

По протекции Оливера талантливый темнокожий парень был принят в известный ансамбль Кида Ори - авторитетного тромбониста, ставшего вторым учителем семнадцатилетнего Луи.

После полутора лет выступлений с оркестром Ори юный Армстронг знакомится с Фэтсом Мэребейлом. Вместе с ним талантливый парень выступает на танцевальных вечерах, происходящих на прогулочных катерах и пароходах.

Мэребейл знакомит своего младшего друга с нотной грамотой, что позволяет Армстронгу стать более квалифицированным и искусным исполнителем.

В это время одаренный предприимчивый паренек вносит в свои сольные номера необычное преобразование - к мелодии он добавляет словесное сопровождение (названное приемом “скэт”).

Заманчивое приглашение

В 1922 году биография Луи Армстронга снова терпит некоторые изменения - легендарный Кинг Оливер приглашает его в свой ансамбль на должность корнетиста. Недолго думая, молодой Армстронг переезжает в Чикаго, где начинает играть в престижном огромном ресторане.

Богатство и роскошь приходят к Армстронгу вместе с известностью и признанием. Он начинает шикарно одеваться, покупает квартиру со всеми необходимыми удобствами, женится.

Вместе с оркестром Оливера Луи записал первую грампластинку, на которой присутствовали его сольные выступления.

Однако вскоре, по настоянию своей жены, новоорлеанский музыкант решает строить свою карьеру самостоятельно.

Жизнь в Нью-Йорке

Луи Армстронг, творчество которого на тот момент уже отличалось яркой неотразимой индивидуальностью и импровизацией, поступает на работу к Флетчеру Хендерсону - именитому руководителю популярного оркестра, пианисту, аранжировщику и композитору.

Под эгидой ансамбля Хендерсона молодой Армстронг выступает с блестящими сольными номерами, вызывая всеобщее восхищение и упоение.

Трудолюбивый и энергичный, Луи сотрудничает и с другими музыкальными группами, активно записывает свои пластинки, аккомпанирует знаменитым блюзовым вокалистам: Бесси Смит, Ма Рэйни, Перри Брэдфорду.

Возвращение в Чикаго

В возрасте двадцати четырех лет Армстронг возвращается в Чикаго, где с успехом делает свои самые удачные джазовые записи, популярные до сих пор.

Также музыкант участвует в театральном шоу-бэнде, блистая перед публикой не только музыкальными способностями, но и актерским мастерством.

На недолгое время артист становится солистом известного оркестра Диккерсона и руководителем собственного ансамбля.

Чикагский период примечателен также организационными изменениями в выступлениях Армстронга. Он перестает играть на корнете и переходит на трубу, более сильную по звучанию, а также возобновляет свое пение в манере “скэт”. Все это вызывает огромные овации как у критиков, так и у почитателей творчества Луи.

Эра свит-музыки

Это был конец 20-х - начало 30-х годов прошлого века. Популярными становятся биг-бэнды с их яркой невообразимой музыкой в стиле танцев. Сосредоточившись на новом течении, Луи создает свой самобытный жанр, схожий со стилем хот-джаза. Популярность Армстронга становится просто ошеломляющей.

Он гастролирует по всему миру (Англия, Голландия, Скандинавия, Франция), снимается в голливудских кинокартинах, играет в театрах Бродвея и Гарлема, участвует в радиопрограммах.

В середине 1930-х годов музыкант вновь создает собственный джаз-бэнд, финансовые дела которого отдает в полное ведение опытного менеджера Глейзера.

Триумфальный успех Луи приводит к профессиональным проблемам со здоровьем: он переносит несколько операций в связи с деформацией и разрывом тканей верхней губы (это произошло из-за чрезмерного нажима мундштука и неправильного способа сложения губ при игре на трубе).

Собственный ансамбль

В возрасте сорока пяти лет Армстронг вновь становится руководителем собственного ансамбля “Все звезды”, в котором участвовали как знаменитые джазовые мастера, так и менее популярные, достигшие широкой известности только благодаря выступлениям с Луи.

Команда специализируется на исполнении классического джаза и популярных песен в джазовой обработке.

Вместе со своим ансамблем Армстронг путешествует по всему миру. Исполнительный департамент правительства США присваивает ему неофициальный титул “Посол джаза” и спонсирует некоторые гастроли исполнителя.

Несколько раз ансамблю Луи было предложено выступить с концертами в СССР, но по субъективным причинам поездки не состоялись. Однако это не помешало известному джазмену провести блестящие гастроли в чешской Праге и других странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Благодаря своим творческим турне новоорлеанский музыкант познакомил мировую общественность с прекрасным, колоритным музыкальным искусством, сложившимся под влиянием африканских ритмов, американского фольклора и современной аранжировки. Да, это был блистательный, неподражаемый, великолепный джаз! Луи Армстронг украсил его своим индивидуальным хрипловатым голосом и звучным гармоничным трубным звучанием.

Смерть

В возрасте пятидесяти восьми лет легендарный джазмен переносит инфаркт, но продолжает активно и самозабвенно работать. Выступает с концертами, записывает новые песни, принимает участие в известном мюзикле “Привет, Долли!”.

Активная жизнерадостная позиция продлила его жизненный путь еще на десять лет. Армстронг умирает в возрасте семидесяти лет от сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.

О смерти джазового кумира было объявлено во всех крупных мировых газетах. Утрата, которую понес американский мир искусства, не восполнится никогда.

Луи Армстронг: интересные факты из жизни

  • Джазмен был женат четыре раза. Первый брак в возрасте шестнадцати лет был заключен с луизианской проституткой и продлился пять лет. Далее следовали короткие супружеские отношения с Лил Хардин (пианисткой) и Альфе Смит. Последний брак (с вокалисткой ночного клуба Люсиль) был самым долгим и длился вплоть до самой кончины музыканта.
  • С первой женой Армстронг усыновил умственно отсталого мальчика, дальнего родственника Луи. По некоторым данным, у джазмена имелась дочь от одной танцовщицы, которой исполнитель обязался выплачивать ежемесячное пособие.
  • Каждый день американский трубач принимал марихуану, считая ее лучше стаканчика любого первоклассного виски.
  • На протяжении своей жизни Армстронг написал две автобиографические книги: в середине 1930-х и в середине 1950-х годов.
  • Вокалист обожал вкусную еду и игру в бейсбол.
  • За несколько лет до своей смерти Луи немного поменял специфику своего исполнения, уделяя внимание записям не только джазовых песен, но и композициям в госпел-стиле (переделанные традиционные сочинения на духовную христианскую музыку).
  • Первый корнет Армстронгу был подарен семьей Карнофски.

Луи Армстронг: дискография

Самые известные творения (с переводом на русский):

  • 1964 год - “Хелло, Долли!”.
  • 1959 год - “Пять пенни”.
  • 1957 год - “Луи Армстронг встретился с Оскаром Петерсоном”.
  • 1957 год - “Мир у меня на струне”.

Этого талантливого человека уже давно нет с нами, но его творчество все равно живет практически в каждом сердце.



Похожие статьи
 
Категории