Крест. распятие

18.10.2019

Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1,18).

Крест — орудие христианина! Сияющий Крест с начертанием «Сим победиши» явился императору Константину, который по воле Божьей соорудил знамя, переложив туда виденное знамение. И действительно «Сим победил»! В честь перехода Суворова через Альпы, в горах высечен гранитный крест длиной в двенадцать метров.
Невозможно представить историю человечества без креста. Архитектура (и не только храмовая), живопись, музыка (к примеру, «Несение Креста» И.С.Баха), даже медицина (красный крест), все стороны культуры и жизни человека пронизаны крестом.

Неверно думать, что крест появился с христианством. Во многих ветхозаветных событиях мы видим начертание креста. Преподобный Иоанн Дамаскин: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66)».

В Древнем Риме крест был орудием казни. Но во времена Христа он из орудия позора и мучительной смерти превратился в символ радости.

Для изображения креста с первых веков христианства использовался египетский иероглиф анх, обозначающий вечную жизнь. В нем сочетаются два символа: крест – как смивол жизни и круг – как символ вечности. Вместе они обозначают бессмертие. Такой крест получил свое распространение в Коптской Православной Церкви.

Равносторонний крест, состоящий из двух одинаковых прямоугольных перекладин, пересекающихся под прямым углом получил название греческого. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
На национальном флаге Греции этот крест, белый на синем фоне, впервые появился в 1820 году, символизируя борьбу против правления турков-мусульман.

Гамма-крест, или гаммадион получил свое название от третьей буквы греческого алфавита. Он как утверждается, символизирует Христа как «краеугольный камень Церкви». Часто такой крест можно увидеть на одеждах священников православной церкви.

Букву Х, в которой скрыто имя Христа, мы называем Андреевским крестом, потому что на таком кресте был распят апостол Андрей.

Малограмотные противники христианства считают, что перевернутый крест представляет собой антихристианский символ. На самом деле это тоже христианский символ. Святой Петр считал, что недостоин умереть той же смертью, какой умер Иисус Христос. По своей просьбе он был распят головой вниз. Поэтому такой крест носит его имя.

С такого креста был снят Христос, его принято называть латинским. Наиболее распространенный христианский символ в Западном мире.

Шестиконечный крест с перекладиной для ног является символом Русской Православной Церкви. Нижняя перекладина изображается наклоненной справа-налево.

По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Такой восьмиконечный крест также принято называть Русским.

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - “лобное место”), где и был распят Христос. “На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп”, - пророчествовал Адам. Известны следующие надписи.
“М.Л.Р.Б.” - место лобное распят бысть.
“Г.Г.” - гора Голгофа.
“Г.А.” - глава Адамова,
Буквы “К” и “Т” означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.
Над средней перекладиной помещаются надписи: “IС” “ХС” - имя Иисуса Христа; а под ней: “НИКА” -Победитель; на титле или около нее надпись: “СНЪ” “БЖIЙ” - Сын Божий или аббревиатура “I.Н.Ц.И.” - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: “ЦРЬ” “СЛВЫ” - Царь Славы.

Листья клевера на кресте-трилистнике символизируют Троицу и Воскресение. Окружности на краях каплевидного креста – это капли Крови Христа, которые окропив крест, сообщили ему Христову силу. Остроконечный круг на крестах является символов тернового венца, который возложили на голову Христа римские воины.

Преподобный Ефрем Сирин так говорил о силе Креста и крестного знамения. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».

За многовековую историю христианства мастерами церковного искусства было создано множество форм и разновидностей креста. Сегодня историкам известно более тридцати видов начертания христианского креста. Каждая из форм несет глубокий, символический смысл, ничего случайного и произвольного в христианских символах никогда не было. В Русском Православии были распространены, и сейчас встречаются наиболее часто, следующие виды: восьмиконечный, четырехконечный, трилистниковый, лепестковый, московский, крест виноградная лоза, Остановимся на них подробнее.

Восьмиконечный крест наиболее полно соответствует фактической, исторической правде. Завершенную, восьмиконечную форму крест приобрел после распятия на нем Господа Иисуса Христа. Об этом пишут историки древности: св. Иустин Философ, Тертуллиан и другие. До распятия, когда Господь нес крест на Голгофу на Своих плечах, крест был четырехконечный. Нижняя, косая перекладина и верхняя, короткая, были сделаны воинами сразу после распятия.

Нижняя перекладина представляет собой подножие, которое воины приделали ко кресту, «когда стало ясно до какого места достанут ноги Христовы». Верхняя перекладина — это табличка с надписью, сделанная по приказу Пилата, о чем известно нам из Евангелия. Последовательность событий была такая: сначала «распяли Его»(Ин. 19; 18), а после деления одежд по жребию, по повелению Пилата «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27; 37)

Восьмиконечная форма по сей день считается общепринятой в православии. Кресты именно такой формы вечают купопа православных храмов, изображаются на обложках священных книг, на иконах. Современные нательные крестики обычно восьмиконечной формы.

Четырехконечный крест также исторически достоверен, и именуется в Евангелии «крестом Его». Именно четырехконечный крест Господь нес на Голгофу.

Четырехконечный крест на Руси называли Римским или латинским крестом. Название соответствует историческим реалиям: крестная казнь была введена римлянами, и распятие Христа совершилось на территории Римской Империи. Соответственно казнь через распятие и само орудие казни, считались римскими. На Западе по сей день изображение четырехконечного креста наиболее распространено, но сравнению с другими.

Святитель Дмитрий Ростовский в ходе полемики со старообрядцами о том, какой крест самый истинный, писал: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился. ...какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Крест Виноградная лоза известен с древности. Им украшались надгробия христиан, богослужебные книги и утварь. Из древа креста исходит ветвистая виноградная лоза с прекрасными, полновесными кистями и узорчатыми листьями. Символика креста основывается на словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода»(Ин. 15; 5)

Эта форма креста напоминает христианам о необходимости принесения плода в течении земной жизни, и о словах Христа «без меня не можете творити ничего».

Разновидность четырехугольного креста — крест лепестковой формы . Концы его выполнены в виде лепестков цветка. Эта форма нередко использовалась при росписи церковных зданий, в облачениях священства, и украшении богослужебной утвари. Лепестковые кресты встречаются в мозаике Киевского храма Святой Софии, мозаика датируется 9 веком. Нательные крестики, как в древности, так и в современной церкви, часто изготавливались в виде лепесткового креста.

Крест трилистниковый представляет собой четырехконечный или шестиконечный крест, концы которого сделаны в форме трилистника — трех остроконечных листочков. В России распространены напрестольные кресты такой формы. Крест-трилистник входил в гербы многих городов Российской Империи.

Известно, что на Руси нательные крестики изготовляли из золотых или серебряных монет. Такой крестик имел равностороннюю, четырехугольную форму и закругленные концы. Он получил название «московский крест» , в связи с тем, что московские купцы часто носили именно такой крест.

Купить нательные серебряные кресты можно

Купить крестильные золотые кресты можно

История появления креста в православии очень интересна. Этот древний символ почитался еще до возникновения христианства и имел сакральное значение. Что обозначает православный крест с перекладинами, каков его мистический и религиозный смысл? Обратимся к историческим источникам, чтобы узнать о всех видах крестов и их отличиях.

Символ креста используется во многих мировых верованиях. Только 2000 лет назад он стал символом христианства и приобрел значение оберега. В древнем мире мы встречает символ египетского креста с петлей, выражающий божественное начало и принцип жизни. Карл Густав Юнг относит возникновение символики креста вообще к первобытным временам, когда люди добывали огонь с помощью двух перекрещенных палочек.

Ранние изображения креста можно встретить в самых разнообразных формах: Т, Х, + или t. Если крест изображался равносторонним, он символизировал 4 стороны света, 4 природных элемента или 4 Неба Зороастра. Позднее крест стали сравнивать с четырьмя сезонами года. Однако все значения и виды крестов так или иначе соотносили с жизнью, смертью и возрождением.

Мистическое значение креста во все времена было связано с космическими силами и их потоками.

В средние века крест стал прочно ассоциироваться со смертью и воскрешением Христа, приобрел христианское значение. Равносторонний крест стал выражать идею божественного присутствия, могущества и силы. К нему присоединился перевернутый крест как символ отрицания божественной власти и приверженности к сатанизму.

Крест святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение. Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря. Часто на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой. Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном Суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую. То есть, правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.

Крест Голгофа

Есть еще одно изображение восьмиконечного православного креста в монашеской традиции — схимнический крест Голгофа. Он изображается над символом Голгофы, на которой осуществилось распятие. Символ Голгофы изображается ступенями, а под ними находится череп с костями. По обе стороны от креста могут изображаться и другие атрибуты распятия — , трость, копье и губка. Все эти атрибуты имеют глубокий мистический смысл.

Например, череп с костями символизируют наших прародителей, на которых стекла жертвенная кровь Спасителя и омыла от грехов. Таким образом осуществляется связь поколений — от Адама с Евой до времен Христа. Также это символизирует связь Ветхого Завета с Новым.

Копье, трость и губка — еще один символ трагедии на Голгофе. Римский воин Лонгин пронзил копьем ребра Спасителя, из которых потекла кровь и вода. Это символизирует рождение церкви Христовой, подобно рождению Евы из ребра Адама.

Крест седмиконечный

Этот символ имеет две перекладины — верхнюю и подножие. Подножие имеет глубокий мистический смысл в христианстве, так как связывает собой оба завета — Ветхий и новый. О подножии упоминает пророк Исайя (Ис. 60, 13), псалмопевец в псалме №99, также о нем можно прочитать в книге Исход (см.: Исх. 30, 28). Седмиконечный крест можно увидеть на куполах православных церквей.

Седмиконечный православный крест — изображение:

Крест шестиконечный

Что означает крест шестиконечный? В этом символе нижняя наклонная перекладина символизирует следующее: приподнятый конец имеет значение освобождения через покаяние, а опущенный вниз — нераскаянный грех. Эта форма креста была распространена в древние времена.

Крест с полумесяцем

На куполах церквей можно увидеть крест с полумесяцем внизу. Что обозначает этот церковный крест, имеет ли связь с мусульманством? Полумесяц являлся символом Византийского государства, откуда и пришла к нам православная вера. Существует несколько различных версий происхождения данного символа.

  • Полумесяц символизирует ясли, в которых был рожден Спаситель в Вифлееме.
  • Полумесяц символизирует чашу, в которой пребывало тело Спасителя.
  • Полумесяц символизирует парус, под которым плывет корабль церкви в царство Божье.

Какая из версий правильная, не известно. Мы знаем лишь одно, что полумесяц был символом Византийского государства, а после его падения стал символом Османской империи.

Отличие православного креста от католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:

  • На православном кресте всегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни. На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

В католической и православной традиции крест является великой святыней в меру того, что именно на нем Пречистый Агнец Божий Господь Иисус Христос притерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Кроме крестов, венчающих православные храмы и католические костелы, существуют и нательные распятия, которые верующие люди носят у себя на груди.


Существует сразу нескольких отличий нательных православных крестов от католических, которые сформировались в течение нескольких столетий.


В древней христианской Церкви первых веков форма креста преимущественно была четырехконечной (с одной центральной горизонтальной перекладиной). Такие формы креста и его изображения находились в катакомбах во времена гонений на христиан со стороны римских языческих властей. Четырехконечная форма креста и поныне остается в католической традиции. Православный крест чаще всего являет собой восьмиконечное распятие, на котором верхняя перекладина - табличка, на которой была прибита надпись: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", а нижняя скошенная перекладина свидетельствует о раскаянии разбойника. Такая символичная форма православного креста указывает на высокую духовность покаяния, сподобляющего человека царства небесного, а также сердечного ожесточения и гордости, влекущей за собой вечную смерть.


Кроме этого, в можно встретить и шестиконечные формы креста. В данном виде распятия кроме основной центральной горизонтальной имеет место и нижняя скошенная перекладина (иногда встречаются шестиконечные кресты с верхней прямой перекладиной).


К другим отличиям относят изображения Спасителя на кресте. На православных распятиях Иисус Христос изображен Богом, победившим смерть. Иногда на кресте или же иконах крестных страданий Христос изображен живым. Такое изображение Спасителя свидетельствует о победе Господом смерти и спасении человечества, говорит о чуде воскресения, последовавшем после телесной смерти Христа.



Католические кресты более реалистичны. На них изображен Христос, умерший после страшных мук. Зачастую на католических распятиях руки Спасителя провисают под тяжестью тела. Иногда можно видеть, что пальцы Господа согнуты как бы в кулак, что является правдоподобным отображением следствия вбитых в кисти гвоздей (на православных крестах ладони Христа расскрыты). Часто на католических крестах можно увидеть кровь на теле Господа. Все это акцентирует внимание на страшных муках и смерти, которую претерпел Христос для спасения человека.



Можно отметить и другие отличия православных и католических крестов. Так, на православных распятиях ноги Христа прибиты двумя гвоздями, у католических - одним (хотя в некоторых монашеских католических орденах до XIII века встречались кресты с четырьмя гвоздями вместо трех).


Имеются различия православных и католических крестов и в надписи на верхней табличке. "Иисус Назарянин Царь Иудейский" на католических крестах абривиатурой на латинский манер - INRI. У православных крестов надпись - IHЦI. На православных крестах на нимбе Спасителя надписание греческих букв, обозначающих слово "Сущий":



Также на православных крестах часто есть надписания "НИКА" (обозначает победу Иисуса Христа), "Царь Славы", "Сын Божий".

«Возьми крест свой, и следуй за Мной»
(Мк. 8, 34)

О том, что Крест в жизни каждого православного человека играет большую роль известно всем. Это касается и Креста, как символа крестных страданий православного христианина, которые он должен переносить со смирением и упованием на волю Божью, и Креста, как факта исповедания христианства, и великой силы, способной защитить человека от вражьих нападков. Стоит отметить, что Крестным знамением совершались многие чудеса. Достаточно сказать, что одно из великих Таинств совершается Крестом — Таинство Евхаристии. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан, Спиридон Тримифунтский превращал змею в золото, крестным знамением исцеляли больных и бесноватых. Но, пожалуй, самое главное чудо: крестное знамение, наложенное с глубокой верой, ограждает нас от власти сатанинской.

Сам Крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (...) только крестом Господа нашего Иисуса Христа»

Крест сопровождает православного человека в течение всей жизни. «Тельник», так назывался нательный крест на Руси, возлагается на малыша в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях это глубокая христианская вера, в других — формальная, внешняя принадлежность к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности, годами советской антирелигиозной пропаганды, отступничества от Бога. А ведь, Крест — это величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

С нательным крестом сегодня связано очень много различных непониманий и даже суеверий, мифов. Давайте попробуем вместе разобраться в этом непростом вопросе.

Нательный крест потому так и называется, что его носят под одеждой, никогда не выставляя напоказ (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, не лишним так же будет поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани»

Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Полагая на чело три большие перста, нужно говорить: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключить словом «Аминь». Можно так же во время наложения Креста произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».

Канонической утвержденной соборами формы нательного креста не существует. По выражению прп. Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью, Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его». Православная традиция знает бесконечное разнообразие видов крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу, лепестковые, каплевидные, криновидные и другие.

Каждая линия Креста имеет глубокое символическое значение. На обороте креста чаще всего делают надпись «Спаси и сохрани», иногда встречаются молитвенные надписи «Да воскреснет Бог» и другие.

Восьмиконечная форма православного креста

Классический восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова.

Над длинной средней перекладиной такого креста находится прямая короткая перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя косая перекладина, верхний конец которой обращен на север, а нижний — на юг — символизирует подножие, призванное служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается мучение.

Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, потому один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Косая перекладина, к которой были прибиты ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех без исключения людей под властью греха. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа ради нашего спасения; здесь видно страдающее в муках человеческое тело Спасителя. Такой образ более характерен для католического Распятия. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина, но смысл вкладывается несколько иной: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Четырехконечная форма креста

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста». В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев».

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «„Византийский“ четырехконечный крест на самом деле есть крест „русский“, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Энколпион — крест-мощевик

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для Причащения в своих домах и имели при себе. Самыми распространенными были мощевики выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди.

Крест-мощевик состоит из двух половинок с углублениями на внутренней стороне, которые образуют полость, куда помещаются святыни. Как правило, в таких крестах находится кусочек ткани, воска, ладана, либо просто пучок волос. Будучи заполненными, такие кресты обретают великую защитную и целительную силу.

Крест схимнический, или «Голгофа»

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или Причащении. По преданию Адам был погребен на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения «Голгофы» следующие обозначения:

  • «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть
  • «Г.Г.» — гора Голгофа
  • «Г.А.» — глава Адамова
  • Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи:

  • «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа;
  • а под ней: «НИКА» — Победитель;
  • на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий,
  • но чаще «I.Н.Ц.I» — Иисус Назорей Царь Иудейский;
  • надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — означает Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении монахов, принявших схиму — обет соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Крест «Голгофа» также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при Крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов также используется изображение Креста «Голгофа» на стенах здания по четырем сторонам света.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Освящение нательного крестика

Еще один очень важный вопрос — это освящение нательного крестика. Если крест приобретен в храмовой лавке, то он, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма или работницу за свечным ящиком передать крест в алтарь. После осмотра креста и при соответствии его православным канонам священник отслужит положенное в этом случае чинопоследование. Обычно священник освящает кресты во время утреннего водосвятного молебна. Если речь идет о крестильном крестике для младенца, то возможно освящение и во время самого Таинства Крещения.

При освящении креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов и от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».

В завершение, хочется отметить, Крест нужно почитать своим правильным, православным к нему отношением. Это не просто символ, атрибут веры, но и действенная защита христианина от сатанинских сил. Крест нужно почитать и поступками, и своим смирением, и посильным, насколько это возможно для ограниченного человека, подражанием подвигу Спасителя. В чинопоследовании монашеского пострига сказано, что монах всегда должен иметь перед глазами страдания Христовы — ничто так не заставляет человека собраться, ничто так ясно не показывает необходимость смирения, как это спасительное воспоминание. Неплохо и нам бы к этому стремиться. Именно тогда в нас через изображение крестного знамения на самом деле будет действовать благодать Божия. Если мы будем совершать его с верой, то воистину почувствуем Божию силу и познаем Божию премудрость.

Материал подготовила Игнатова Наталья



Похожие статьи
 
Категории