Кто автор произведения эгмонт. Организационный этап урока

30.03.2019

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя после создания пятой симфонии, в 1810 году. Увертюра - первый из девяти номеров этой музыки. Трагедия привлекла Бетховена своим героическим содержанием. События «Эгмонта» относятся к XVI веку, когда народ Нидерландов восстал против своих поработителей - испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Эгмонт гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой в 1576 году. А в 1609 году было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость части Нидерландов.

Увертюра «Эгмонт» - произведение одночастное. Если в пятой симфонии «события» развертывались на протяжении четырех частей, то в увертюре Бетховен сумел показать основные моменты развития трагедии в сжатой форме. О программном замысле симфонии мы могли лишь догадываться - в «Эгмонте» оно определено содержанием произведения Гёте.

Увертюра начинается медленным вступлением. Как и в «Патетической сонате», здесь даны две резко контрастные темы. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре ее исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придает ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба: Зная содержание трагедии Гёте, можно с определенностью говорить о воплощении здесь образов двух враждебных сил: угнетателей-испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Борьба этих сил составляет основу трагедии Гёте, развитие соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Как обычно, увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия ее постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo:

Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Ее героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре (ля-бемоль мажор), она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления:

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами:

Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с еще большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и еще более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Ее торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо. Как и пятую симфонию, Бетховен заканчивает - минорную увертюру в одноименном мажоре.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», пятой симфонии, увертюры «Эгмонт». Именно поэтому среди всех композиторов прошлого Бетховен особенно близок нам, русским людям.

1. Организационный этап урока:

Вход детей в класс. Перекличка. Готовность к уроку.

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Добрый день!

Мы урок сейчас начнём!

Звуки музыки споём!

Соль, ми, соль!

Соль, ми, до!

2. Актуализация опорных знаний учащихся:

Между образами есть конфликт, даже столкновение. Мы рассмотрим это после игры «Закончи предложение».

Иг ра «Закончи предложение».

1.Смелый и мужественный граф Эгмонт возглавил героическую борьбу фламандского народа против... (испанских завоевателей)

2.Иоганн Гёте написал про этого героя...
3. Музыку к трагедии Гёте написал немецкий композитор...
4. Вступление к опере, балету называют...
5. Увертюра сегодня является самостоятельным программным произведением, тоесть произведением...
6. Увертюра „Эгмонт” Людвига ван Бетховена воплощает образы...

3. Мотивация учебной деятельности учеников на уроке:

Мы продолжаем знакомство с особенностями строения сонатной формы, показом и развитием основных тем увертюры «Эгмонт».

Основные задачи нашего урока:

Закрепить понимание основных особенностей композиции образов увертюры «Эгмонт».

Сведения о структуре увертюры Л. Бетховена „Эгмонт”.
Увертюра имеет чёткую композицию – она написана в сонатной форме. Состоит из трёх частей: экспозиции, разработки и репризы. Перед экспозицией может быть вступление, а после репризы – кода (финальная часть произведения). В увертюре «Эгмонт» так же есть вступление и кода.
Именно вступление и экспозиция воплощают общий образ столкновения. Он представлен двумя основными темами-образами увертюры. Образом испанских завоевателей в первой теме вступления и образом порабощённого народа Нидерландов во второй. Это их первое представление – столкновение, а второе начинается плавным переростанием вступления в экспозицию.
Экспозиция, как мы помним, содержит главную и побочную партии. Главная партия экспозиции является образом нидерландцев, а завоевателей воплощена в побочной партией – жёстко и кратко.

Прослушайте вступление и экспозицию увертюры „Эгмонт”. Проследите за конфликтом, столкновением образов.

Слушание Л. Ван Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (экспозиция)

Анализ прослушанного произведения.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены испанские завоеватели во вступлении, а какими в экспозиции?

Во вступлении испанцы изображены тяжелыми, суровыми аккордами в медленном темпе, шествие которых напоминает старинный испанский танец сарабанду. В экспозиции образ завоевателей становится более агрессивным, темп – более быстрым, аккорды – короче. В побочной партии звучат мотивы темы нидерландцев.

Эта тема приобретает светлый, энергичный характер.

Какими средствами музыкальной выразительности изображены нидерландцы во вступлении, а какими в экспозиции?


Во вступлении, образ нидерландцев выражает горе и страдания – в мелодии слышны интонации - вздохи. В экспозиции главная партия (тема нидерландцев) становится мужественней, энергичной, хотя ощутим ее скорбный характер.

Сведения о увертюре Л. ван Бетховена
Начало ХІХ столетия в жизни Бетховена прошел под знаком увлечения поэзией Иоганна Гёте.

Бетховен хотел написать оперу на сюжет „Фауста”. Эту задумку композитор не воплотил, зато появились песни на тексты поэта, а

также музыка к трагедии Гёте „Эгмонт”. Музыка Бетховена к „Эгмонту” – это увертюра и 9 эпизодов. „Эгмонт” захватил композитора своим содержанием, ведь героические образы Гёте были близкими Бетховену.

Посылая Гёте своё произведение, автор писал: «В ближайшем будущем, Вы получите… музыку к „Эгмонту”, к этому чудесному „Эгмонту”, которого я воплощал в звуках с таким увлечением, с каким я его читал, и был в мыслях и в чувствах всецело увлечен Вами”. В ответном письме Гёте пригласил композитора к себе в Веймар и рассказал о намерениях поставить на сцене „Эгмонта” именно с музыкой Бетховена.

Почти все бетховенские увертюры возникли в связи с драматическими замыслами и проектами – как вступление к опере, балету или театральной пьесе.

Но Бетховен больше тяготел к увертюре как к самостоятельному произведению. У него увертюра сама стала драмой идей. Именно идей, поскольку симфоническими средствами нельзя представить сценические образы. Таким образом, Бетховен положил начало нового жанра оркестровой музыки – программной симфонической пьесы.

Работа над песней «Школьный корабль»

Обратите внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста песни, творческое воплощение её образов.

Работа над чистотой интонирования;

Работа над правильным воспроизведением ритмического рисунка;

Работа над чистым унисонным исполнением.


Итоги урока.

Сегодня мы рассмотрели тему столкновения музыкальных образов, а также еще раз обратились к творчеству великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена.

Домашнее задание : о ком из своих любимых литературных героев вы написали бы программную увертюру, если бы были композиторами? Каким вы себе представляете это произведение?

Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио».

В своих увертюрах Бетховен завершил долгий путь развития классической увертюры. Отправной точкой для него служила увертюра, сложившаяся в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини. Но свойственное Бетховену стремление к широким идейным обобщениям, умение в лаконичных образах выразить большие чувства и мысли, изменили положение увертюры. У Бетховена она перестала быть вступлением и последующему развитию драмы: центр как бы перемешается в увертюру, которая в обобщённых образах передаёт содержание всего произведения. Таким образом, у Бетховена увертюра превращается в своеобразную разновидность симфонии.

Композитор положил начало новому виду музыкального творчества - программной одночастной увертюре.

Работа над музыкой к трагедии Гёте «Эгмонт» протекала в годы высшего подъёма творчества Бетховена. В этом произведении Гёте многое привлекало Бетховена: героические образы, трагедийный пафос, массовые народные сцены. Бетховен написал 10 музыкальных номеров к трагедии: увертюру, 4 антракта, 2 песни Клерхен, «смерть Клерхен», монолог Эгмонта и Победную симфонию. Но наибольшей известностью пользуется увертюра к трагедии. В ней концентрируется идея всего произведения - борьба за свободу и радость достижения.

Темой трагедии Гёте стала борьба народа Нидерландов за независимость в XVI веке против испанского владычества. Герой и вождь фламандцев граф Эгмонт стал жертвой коварных замыслов герцога Альбы - наместника испанского короля. Эгмонт был брошен в тюрьму и приговорён к смерти. Его возлюбленная Клерхен, девушка из народа, призывает горожан к восстанию. Отчаявшись спасти Эгмонта, она погибает.

Накануне казни Эгмонт видит сон. Перед ним в облике Клерхен возникает сияющее видение свободы. Со словами, обращёнными к народу: «За родину сражайтесь, за вольность, за свободу!», Эгмонт идёт к месту казни. Шествие его сопровождает звучание Победной симфонии.

Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь даны две резко контрастные темы.

Слушание Первой темы вступления. Первая из них, аккордовая, звучит торжественно, властно. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную, зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Медленный темп, характерный ритм темы напоминают величавую поступь сарабанды.

Слушание Второй темы вступления. Вторую тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер. Тема воспринимается как просьба, жалоба.

Если в медленном вступлении композитор как бы показал нам противоборствующие силы, в сонатном allegro происходит их столкновение и борьба. Причём тематический материал allegro как бы произрастает из тем вступления.

Слушание Главной партии. Главная партия имеет волевой, героический характер. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления - темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей.

Слушание Побочной партии. Побочная партия также тесно связана с музыкой вступления, она совмещает в себе черты обеих его тем. В первой фразе - аккордовой, тяжеловесной - без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре, она звучит теперь не только торжественно, но и победно. И здесь эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления.

Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию.

Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами.

Но «борьба» на этом не заканчивается. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще - тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку народа с врагом и гибель героя, Эгмонта.

Слушание Коды. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа.

Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, а в конце увертюры флейты пикколо.

Значение этой коды равнозначно финалу Пятой симфонии. Она вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободе.

Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу - основное содержание героических произведений композитора, в том числе «Патетической сонаты», Пятой симфонии, увертюры «Эгмонт».

Слушание полной версии увертюры «Эгмонт».

Вопросы:

  1. Перечислите литературные произведения, музыку к которым писал Бетховен.
  2. Сколько увертюр Бетховена вы знаете? Назовите их.
  3. Какие музыкально-театральные произведения Бетховена вы можете назвать?
  4. С каким литературным произведением связано возникновение увертюры «Эгмонт»? О каких исторических событиях здесь идёт речь?
  5. Расскажите о строении увертюры.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (фрагменты):
Вступление. Первая тема, mp3;
Вступление. Вторая тема, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
Кода, mp3;
Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (полная версия), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

История создания

В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) — величайший немецкий поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель — с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.

Герой ее, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568) — один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к Марии Тюдор. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию. В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину. Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.


Памятник Эгмонту и Горну

Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому широкому кругу слушателей.

Людвиг ван Бетховен «Эгмонт»

Симфоническое творчество Бетховена – это огромный мир, в котором можно найти ответы на поставленные самому себе вопросы, и музыка к драме «Эгмонт» не является исключением. Ведь в ней воплощается столь характерное для композитора стремление к победе, желание пройти все испытания и выстроить собственный путь, ведущий к счастливой свободной жизни. «Эгмонт» Бетховена – это настоящая философия в музыке, смысл которой раскрывается в каждом такте. Каждая интонация произведения словно передает важные сведения о преодолении трудных жизненных моментов.

Узнать все тайны создания, насладиться интересными фактами и постигнуть содержание произведения, можно на нашей странице.

История создания

В 1809 году Бетховен получил интересное предложение от дирекции Придворного театра Вены на создание музыки к постановке драмы Гёте «Эгмонт». Композитор с радостью согласился на выполнение заказа, отказавшись от прибыли в знак уважения к творчеству писателя.

Репетиции спектакля шли одновременно с сочинением музыки. Для исполнения Клерхен была выбрана Антония Адамбергер, имеющая достаточно хорошее образование и острый ум. Когда Бетховен подошел к актрисе, и первым, чем он поинтересовался, умеет ли она петь. С непринужденной улыбкой Антония ответила, что не умеет. Людвиг был в полном недоумении, он спросил, как же тогда она сумеет сыграть эту партию. На что Адамбергер ответила, что споет, как получиться, а если ему не понравиться, то она как-нибудь переживет это. Затем она села за фортепиано, достала ноты знаменитой в то время арии и спокойно пропела композицию. Композитор был в замешательстве, он ничего не сказал, кроме:«Вижу, исполнять песни Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».


На сочинение музыки к спектаклю ушел практически год. В итоге над увертюрой Бетховен начал работать только перед премьерой. Автор не успел к сроку первой постановки, и лишь на четвертом спектакле прозвучала музыка. К счастью, данный факт не смог стать преградой для популярности увертюры. И на сегодняшний день «Эгмонт» является одним из известнейших произведений Людвига ван Бетховена.

Интересные факты:

  • Во время первых недель нападения Наполеона на Австрию, было решено поставить драму Гёте «Эгмонт» на театральных сценах. В качестве композитора выбор пал на Бетховена. Чтобы выразить собственное уважение к творчеству Гёте, композитор отказался от обещанного гонорара, в итоге дирекция театра очень быстро согласилась на великодушие Людвига и не заплатила ему ни цента. Впоследствии Бетховен жаловался своему другу, что дирекция, как всегда, пренебрегла его музыкой, ни разу даже не появившись на спектакле.
  • Главный герой произведения Гёте существовал на самом деле. В отличие от литературного персонажа реальное лицо было не способно на совершение подвигов касающихся защиты Родины, поэтому настоящий Эгмонт с легкостью встал на сторону испанского короля. Он уехал на сторону противника, бросив жену с одиннадцатью детьми. Наказание настигло его в самый неподходящий момент, он был казнен на испанской площади.
  • Момент написания сочинения приходился на войну Австрии с Францией. Тогда армия Наполеона вела активные боевые действия. Все близкие и родные Людвига имели счастье покинуть страну, сменив ее на более безопасные. Бетховен же, имевший небольшие материальные средства, был вынужден остаться в воинствующей Вене. Стоит при этом отметить, что ранее восхищенный личностью Наполеона (до этого композитор посвятил ему «Героическую» симфонию), Людвиг не очень был обрадован происходящими действиями. Предложение его друга из Франции переехать в Париж, где его примут должным образом и представят императору как мастера музыкального ремесла, не впечатлило Бетховена, и он остался в своем небольшом домике в Вене.
  • Гёте уважал Бетховена и они были знакомы лично. Когда писателя спрашивали об отношении к композитору, то Гёте отвечал, что никогда не встречал более экспрессивного и погруженного в музыку творца, но к превеликому сожалению этот человек обладает слишком тяжелым характером.
  • Бетховен был высокообразованным человеком, увлекался современной литературой, и поэтому отлично знал творчество Гёте. Так, еще задолго до написания музыки к данному спектаклю, он сочинил знаменитые песни «Сурок», «Песню о блохе» и «Песню Миньоны» на слова великого писателя.
  • Популярность увертюры была настолько огромна, что произведение публиковалось в печатных изданиях, в переложениях для самых разнообразных составов оркестра или инструментов: от фортепианных клавиров до партитур масштабных оркестровых военных коллективов.
  • Увертюра сочинялась в последнюю очередь. К премьере Бетховен не успел дописать произведение, поэтому она прошла без музыкального сопровождения. Лишь на четвертом показе театрального представления музыка зазвучала в полную силу.
  • Сегодня увертюра «Эгмонт» является отдельно исполняемым симфоническим произведением, но во времена Бетховена она открывала одноименную театральную постановку. Примечательно, что автор сочинил также несколько других менее известных произведений к представлению, а именно четыре антракта для оркестра, песни Клерхен, эпизоды, связанные с трагической смертью главных героев, а также «Победную симфонию». Всего было написано десять номеров, включая увертюру.
  • Работа над произведением осложнялась многими факторами связанными с военными действиями, проводившимися в Австрии. Так, например, из-за постоянных взрывов композитору приходилось постоянно закрывать уши подушками. В те времена он уже начал терять слух и боли от разорвавшихся боеприпасов были невыносимыми.
  • Первая постановка прошла в 1810 году. Это время было знаковым с точки зрения истории Австрии. Захват армией Наполеона Вены, тяжелое положение австрийского народа, унизительный мир – все эти факторы не могли не отразиться в искусстве. Так, все зрители рассматривали театральное представление уже не с художественной точки зрения, а с политической стороны.

Использование музыки в кинофильмах

Концепция «преодоления», явно выраженная в данной композиции, не могла оставить равнодушными современных режиссеров, поэтому музыку можно услышать в следующих кинолентах:

  • Поздний цветок (2016)
  • В поисках совершенного звучания (2016)
  • Весь Бетховен (2015)
  • Космические кадеты (2014)
  • Линкольн (2012)
  • Вкус солнечного света (1999)


Содержательная сторона композиции полностью соответствует драме Гёте. Действие переносит зрителя в XVI век, во времена, когда Нидерланды находились под гнетом католической Испании. Устав от постоянных инквизиций и насилия над собственным народом, нидерландцы решают восстать против испанцев. Эгмонт является главным зачинщиком, желающим освобождения страны. Он молод и влюблен в чудесную девушку по имени Клерхен, которая также желает бороться за будущее собственной страны. Вместе они поднимают народ, Эгмонта посадили в тюрьму, а затем казнили. Клерхен не может пережить это событие и решается на самоубийство. Народ выдерживает все натиски и побеждает испанцев.

Увертюра «Эгмонт» ярко демонстрирует путь от страдания к радости. Данный замысел назван, как концепция преодоления, и характерна для симфонического творчества Бетховена (особенно сочинение перекликается с симфонией №5 , которая была закончена два года назад). Путь формируется на протяжении явно выраженных трех разделов увертюры:

  1. Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) характеризуется двумя контрастными темами: испанцев и нидерландцев. Тема испанцев представляет собой мелодию в ритме сарабанды в тембре низких струнных, она пронизана интонациями страдания. Тема нидерландцев, напротив, подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.
  2. В сонатном allegro продолжается развитие тем, прозвучавших во вступлении. Тема нидерландцев стала более крепкой и звучной по динамике. Уже в побочной партии вновь произойдет столкновении двух миров, которое приведет к трагической кульминации, выражавшей смерть героя.
  3. Кода (allegro con brio) означает триумф нидерландцев над испанцами, всеобщее ликование народа.

Все знают увертюру «Эгмонт» Бетховена, но мало кто отдает настоящее значение другим музыкальным номерам, которые сделаны не менее профессионально. Так большую роль в спектакле Бетховен отдавал именно антрактам между действиями. Он хотел создать определенную психологическую связь разделов, и достичь подобного эффекта композитору удалось, Бетховен сделал антракт из нескольких музыкальных разделов, обычно первый раздел включал в себя материал из предыдущего акта, а второй раздел создавал настроение для последующего действия. Части контрастны между собой: первый раздел чаще всего был наполнен лирическими интонациями, а второй включал в себя воинственный марш. Так, каждый антракт нес собственную функцию в создании атмосферы сценического действия:

  • Антракт №1. Любовь Бракенбурга и Клерхен на фоне бушующих народных волнений.
  • Антракт №2. Экспозиция величия власти.
  • Антракт №3. Трагическая развязка неравной борьбы.
  • Антракт №4. Марш верховного величия сплетается с молитвой Клерхен о спасении Эгмонта.

Антракт №1 - слушать

Антракт №4 - слушать

Украшением спектакля стали две песни Клерхен, каждая из которых имеет собственный характер:

  • Песня «Гремят барабаны» является примером декламационного напева, подчеркнутого наличием марша. Смена характера музыки достигнута чередованием минорных и мажорных тональностей. Композиция является сквозным номером в I акте.
  • Песня «Радость и горе » сохраняет в себе постоянную смену характера, яркость контрастов. Героиня мечется между мечтами и порывами, поэтому мелодия, то поднимается, то резко падает вниз.

«Гремят барабаны» - слушать

Не менее красочны номера, связанные с заключительными монологами главных героев. Оркестровый эпизод «Смерть Клерхен » не имеет яркого эмоционального всплеска, скорее напоминает медленное угасание человека. «Победная симфония » стала гимном, эффектно завершившим спектакль. В данном эпизоде композитору удалось воплотить не только патриотическую гордость, но и сладкое чувство победы над угнетателем.

«Победная симфония» - слушать

На данный момент времени музыка является самостоятельным произведением, не связанным с драмой Гёте, которую сегодня ставят достаточно редко.



Похожие статьи
 
Категории