Кто написал вальс цветов из балета щелкунчик. Пётр Ильич Чайковский — музыка к балету «Щелкунчик

02.03.2019

7 мая исполняется 175 лет со дня рождения русского композитора Петра Чайковского. «Ах, Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку!» - отчитывал его дядя, когда он ради музыки оставил службу в Министерстве юстиции. Несостоявшийся юрист создал множество сказочных опер, балетов и симфоний, и каждое из его произведений - шедевр мирового уровня. В нашем обзоре самые известные произведения этого композитора, которые буквально с первых нот узнают меломаны во всём мире.

1. «Времена года» (1875-1876)

В отличие от одноименного цикла Антони Вивальди, Чайковский свой музыкальный цикл разделил не на 4 сезона, а на 12 месяцев. К каждому произведению был взят поэтический эпиграф. Так, пьесу «Май. Белые ночи» предваряет цитата Фета:«Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает Май!»

2. «Славянский марш» (1876)

Сам Пётр Чайковский называл своё произведение, посвящённое борьбе славянских народов Балкан против Османского ига, «Сербо-русским маршем». В нём композитор объединил темы из гимна Российской империи «Боже, царя храни!» и сербские народные мелодии. Через 2 года после написания этого произведения Чайковский продолжил «патриотическую линию», написав марш «Добровольный флот», а полученный гонорар перечислил на строительство русского крейсерного флота.

3. Вальс из балета «Спящая красавица» (1889)

Ещё одна всемирно известная мелодия Петра Ильича Чайковского - вальс из балета «Спящая красавица». Хотя партитура балета множество раз менялась, это произведение всегда оставалось «изюминкой» балета.

4. «Танец маленьких лебедей» (1877)

Сегодня «Лебединое озеро» является одним из самых исполняемых в мире, а музыку и движения маленьких лебедей знают даже далёкие от хореографии люди. По этому балету был снят фильм «Черный лебедь»Даррена Аронофски, а мульт-пародии на это произведение не раз использовали в рекламе.

5. «Детский альбом» (1878)

«Детский альбом» Чайковского, второе название которого - «Двадцать четыре легкие пьесы для фортепиано», был известен советским детям по одноименному мультфильму, снятому киностудией «Союзмультфильм». В него входили пьесы «Игра в лошадки», «Нянина сказка», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков» и другие пьесы.

6. «Танец Феи Драже» (1892)

Ещё одна всемирно известная мелодия из балета «Щелкунчик» - танец Феи Драже. Сегодня, к сожалению, мало кто помнит, что автор этой музыки - Пётр Ильич Чайковский, а мелодию эту знают, благодаря рекламе шоколадных драже, и ассоциируется она с Рождеством и Санта-Клаусом, пробирающимся к дымоходу.

7. «Вальс цветов» (1892)

Вальс цветов – это одно из известнейших произведений Чайковского из балета «Щелкунчик», который и сегодня собирает аншлаги в Мариинке и в Большом театре. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцоров в костюмах цветов. На сцене они празднуют свадьбу принца Щелкунчика и Мари.

Именно в балете Чайковского исполнила одну из своих лучших партий - партию умирающего лебедя - Майя Плисецкая. и сегодня являются своеобразными постулатами, которые помогают в жизни даже людям, далёким от театральной сцены.

Балет (от лат. «танцую») можно назвать «братом» оперы – они оба появились в эпоху Возрождения из попыток воссоздать древнегреческую трагедию. Предками балета были маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, народные игры и пляски, придворные представления. На уровень профессионального искусства балет поднялся во Франции в XVII веке - в произведениях Жана-Батиста Люли он надолго объединился с оперой. Лишь во второй половине XVIII века балет стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства. Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца. В нем соединяются музыка, танец и сценическое действие.

В создании балета участвуют: сценарист - он пишет либретто, композитор пишет музыку, балетмейстер (от нем. «мастер балета») сочиняет хореографию (от греч. «пляска» и «пишу»), художник придумывает костюмы действующих лиц и декорации.

Хореография состоит из танца и пантомимы. Танцы в балете принято делить на классические и характерные.

Классический танец исполняется на пуантах (от франц. «остриё, кончик») – специальной обуви, с твердым носком, который изготовляют из розового атласа и закрепляют лентами на ноге танцовщицы. Классический танец включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь. Для него необходимы: выворотность ног, отточенная техника прыжков и вращений. Классический танец бывает быстрый, виртуозный - Аллегро или медленный, плавный, лирический – Адажио .

Характерный танец выражает характеры: национальный, фантастический, комический, сказочный.

Пантомима – немая актерская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Она, подобно оперному речитативу, связывает отдельные танцы, помогает развитию действия. Пантомима и танец объединяются в особом «действенном танце», или па д’аксьон .

Музыка в балете подчинена четким танцевальным ритмам. В классических балетах звучат вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды, национальные танцы – итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка и др. Издавна применяются ритмы марша. Есть место в балете и для программно-изобразительной музыки, которая обрисовывает картины, объясняет сценические ситуации.



П. И. Чайковский сравнивал музыку балета с симфонией – многие герои имеют темы-характеристики. Их называют лейтмотивами (от нем. «ведущий мотив»).

По своему строению балет похож на оперу – он делится на действия, картины, сцены и номера. Чаще всего балет заканчивается апофеозом – заключением, в котором участвуют все исполнители.

Балетные номера бывают сольные , ансамблевые и массовые . Сольные номера исполняются только солистами балета. Вариация – танец одного солиста, состоящая из трех частей. Па-де-де – танец двух солистов. Он состоит из общего выхода – антре, лирического дуэта – адажио, мужских и женских вариаций и заключения – коды. Па-де-труа – танец трех солистов. Па-де-катр - танец четырех солистов. Ансамблевые номера исполняют корифеи – ведущие артисты кордебалета (от 4 до 8 исполнителей). Массовые номера исполняет кордебалет (от франц. «корпус балета») - коллектив танцовщиков – от 8 до 30 человек. Главный принцип композиции в этих танцах – симметрия и геометрическая правильность. Хореографические группы образуют круги, квадраты, звезды, кресты и другие геометрические фигуры.

Часто в балетное действие включается ряд танцев, расположенных в определенном порядке, который заканчивается балетной кодой. Подобная сюита называется дивертисмент (от франц. «развлечение»).

П. И. Чайковский в содружестве с балетмейстером Мариусом Петипа создал три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,«Щелкунчик» (1892) - все они стали шедеврами мировой балетной музыки. Сюжетом для последнего послужила новелла немецкого писателя-романтика Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». В балете два действия.

Увертюра вводит слушателей в волшебство рождественской истории.

Марш сопровождает раздачу подарков.

Рост елки – чудо, которое видит героиня, попадая в мир сказки.

Сцена сражения кульминационный эпизод 1 акта балета - почти настоящее, но все-таки кукольное сражение игрушек и мышей.

Дивертисмент из второго действия изображает праздник в волшебном царстве сластей Конфетюренбурге. Все эти танцы характерные:Арабский танец (Кофе) ,Китайский танец (Чай) ,Испанский танец (Шоколад) ,Русский танец (Трепак) . Завершает дивертисмент Вальс цветов .

Далее следует главный лирический номер балета – Па-де-де , но здесь его исполняют не главные герои – Клара и Щелкунчик, как это обычно принято, а хозяйка сказочного сахарного дворца - фея Драже и принц Коклюш. Это адажио стало смысловым центром балета, его кульминацией. Вариацией танцовщицы стал знаменитый номер - Танец феи Драже .

Задания:

1. Вспомните и запишите названия не менее 5 балетов русских или зарубежных композиторов.

2. Пользуясь диаграммой Приложения 4, найдите даты жизни П. И. Чайковского. Какие композиторы жили с ним в одно время.

3. Вспомните, какие произведения вы слышали, в которых использовался тембр челесты? Чем схожи эти произведения?

Сегодня вашему вниманию я хочу предложить замечательный диск — сочинение номер 71 Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», которое более известно многим как балет «Щелкунчик» . Эти записи в исполнении Оркестра Государственного академического Большого Театра СССР под руководством Геннадия Рождественского, а также немецкая версия Berliner Philarmoniker — доставят подлинное удовольствие.

П.И. Чайковский — «Щелкунчик»

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского и стоит обособленно от традиции балетного жанра, так как здесь новаторски применены музыкальные образы.

Двухактный балет «Щелкунчик» заказан был Чайковскому дирекцией императорских театров в начале 1891 года. Вскоре композитором была получена от Петипа написанная подробная программа «Щелкунчика». А 25 фев­раля Чайковский уже сообщает в одном из писем, что работает над бале­том «изо всей мочи». а в январе-феврале 1892 года к балет был уже готов и полностью инструментован.

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального обще­ства (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был боль­шой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному тре­бованию публики».

Премьера балета «Щелкунчик» и оперы «Иоланта» прошла 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И это было последнее предствавление Чайковского, которое ему довелось увидеть на сцене Мариинского театра.

По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопостав­лен мир детской души,- еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, осво­бождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.

Второе действие балета представляет собой разросшийся до грандиоз­ных размеров финальный праздничный дивертисмент. Его основная часть - пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое вообра­жение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных ми­ниатюр этой сюиты - новая, своеобразная находка в области инструмен­товки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце, пронзи­тельно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в вариации феи Драже, - все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».

Предметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго дей­ствия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту . Чайковский был од­ним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты . В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры и тембровые соче­тания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачива­ния больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оло­вянными солдатиками (№ 7).

Среди пестрых дивертисментных миниатюр второго действия балета выделяются своей монументальностью «Вальс цветов» и «Pas de deux». Обе принадлежат к числу выдающихся образцов большого симфонизированного танца Чайковского . В обеих огромная эмоциональность явно не умещается в рамках сюжета и «захлестывает» их подобно бурному потоку. Это особенно ощущается в музыке «Pas de deux» с его мощным и велича­вым мажором в крайних частях и вспышкой скорби в среднем эпизоде.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.


Пётр Ильич Чайковский — музыка к балету «Щелкунчик»
Большой Театр СССР

Треклист:

01. Увертюра.mp3
02. Картина 1 сцена 1 — Украшение и зажигание елки.mp3
03. Картина 1 сцена 2 — Марш.mp3
04. Картина 1 сцена 3 — Детский галоп и выход родителей.mp3
05. Картина 1 сцена 4 — Выход Дроссельмейера.mp3
06. Картина 1 сцена 5 — Сценка и танец Гросфатер.mp3
07. Картина 1 сцена 6 — Отъезд гостей. Ночь.mp3
08. Картина 1 сцена 7 — Сражение.mp3
09. Картина 2 сцена 1 — Еловый лес зимой.mp3
10. Картина 2 сцена 2 — Вальс снежных хлопьев.mp3

01. Картина 3 сцена 1 — Дворец сластей Конфитюренбург.mp3
02. Картина 3 сцена 2 — Прибытие Мари и Щелкунчика.mp3
03. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (а) Шоколад_ испанский танец.mp3
04. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (б) Кофе_ арабский танец.mp3
05. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (в) Чай_ китайский танец.mp3
06. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (г) Трепак_ русский танец.mp3
07. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (д) Танец пастушков.mp3
08. Картина 3 сцена 3 — Дивертисмент (е) Мамаша Гигонь и паяцы.mp3
09. Картина 3 сцена 4 — Вальс цветов.mp3
10. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Танец Принца Оршада и Феи Драже.mp3
11. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Вариация I_ Тарантелла.mp3
12. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Вариация II_ Танец Феи Драже.mp3
13. Картина 3 сцена 5 — Па-де-де — Кода.mp3
14. Картина 3 сцена 6 — Финальный вальс и Апофеоз.mp3

Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 184 МБ

Tchaikovsky — The Nutcracker
Berliner Philharmoniker

Треклист:

01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Miniature Overture.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Decoration of the Christmas Tree.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — March.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Children’s Galop and Entry of the Parents.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Arrival of Drosselmeyer.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Grandfather’s Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Clara and the Nutcracker.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Battle.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — In the Pine Forest.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Waltz of the Snowflakes.mp3

01. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — The Kingdom of Sweets.mp3
02. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Clara and the Prince.mp3
03. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Chocolate Spanish Dance.mp3
04. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Coffee Arabian Dance.mp3
05. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Tea Chinese Dance.mp3
06. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Trepak Russian Dance.mp3
07. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Dance of the Reed Pipes.mp3
08. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Divertissement — Mother Gigogne.mp3
09. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Waltz of the Flowers.mp3
10. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux.mp3
11. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Variation I Tarantella.mp3
12. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Variation II Dance of the Sugar Plum Fairy.mp3
13. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Pas de deux — Coda.mp3
14. Berliner Philharmoniker, Simon Rattle — Final Waltz and Apotheosis.mp3

Качество композиций: 320 кб/с
Общий размер альбома в архиве: 201 МБ
Сервер для обмена Яндекс.Диск
Представлено для ознакомления

ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ-СКАЗКОЙ

П. И. ЧАЙКОВСКОГО "ЩЕЛКУНЧИК".

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Знакомить детей с музыкой балета, с сюжетом сказки, учить детей чувствовать характер музыки. Прослушать фрагмент балета, танец феи Драже.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ПЕДАГОГ: Давайте познакомимся с балетом П. И. Чайковского "Щелкунчик".

Эта сказка необыкновенная. Не потому, что есть в ней злая колдунья и. прекрасный принц они встречаются и в других сказках. И не потому; что текут здесь Апельсиновые ручьи и "Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи, и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения - и в других сказках много чудес;

Необыкновенная эта сказка потому, что она музыкальная. И рассказывать ее будет музыка - озорная и грустная, нежная и торжественная - расскажи тебе удивительную историю Щелкунчика и Мари.

Написал эту музыку замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Так вот, слушайте. Произошло все в новогоднюю ночь. ...Мари и Фриц, дети советника медицины Штальбаума, и их маленькие друзья толпились перед закрытыми дверьми, сгорая от любопытства: из гостиной уже давно доносились таинственные звуки - там, куда их пока не пускают, взрослые наряжают елку.

А новогодние подарки! Ах, какие, наверное, замечательные подарки расставляют там сейчав под елкой!

Щелкунчик - это забавный человечек, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она-брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику нетрудно было их расколоть. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчику сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную кроватку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился и все дети отправил спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчик взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешать его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не. всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышиного. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было полчище, во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно.

Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, но Мари увидела это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен. Войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: "Ты не мог погибнуть, ведь я люблю тебя". И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку - и они отправились в королевство. Это было не обычное королевство, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. В сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки, была здесь и фея Драже. Принц танцевал с Мари. Они были так счастливы! Давайте побываем" на празднике в королевстве сластей. Нас встречает фея Драже.

(ИСПОЛНЯЕТСЯ ТАНЕЦ ФЕЙ ДРАЖЕ).

ПЕДАГОГ: Какая это музыка?

ДЕТИ: Волшебная, нежная.

ПЕДАГОГ: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский " музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привез этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Вы все: можете попробовать передать характер танца в движениях, соответствующих настроению музыки.

ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА ГРУППЫ ПО НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК,

ИМПРОВИЗИРУЮТ ДВИЖЕНИЕ ТАНЦА.

ПЕДАГОГ: Вам понравилось? (ответы детей)

Какие же слова можно придумать рассказывая об этой музыке? (ответы детей).

А теперь я хочу вам дать задание. Послушайте внимательно музыку еще раз- и придумайте сказку "В гостя» у Феи Драже?

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ.

Дети по - очереди рассказывают свои сказки.

В конце занятия детям предлагается потанцевать и подвигаться под музыку "Танец Феи Драже".

На следующих занятиях слушание музыки можно проводить "опираясь на три взаимосвязанных между собой темы:

1."Какие чувства передает музыка?"

2. "О чем рассказывает музыка?"

3."Как рассказывает музыка?"





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятий: приобщение детей к восприятию шедевров музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

Задачи:

  • научить внимательно вслушиваться в произведение и узнавать характерные особенности музыкально-выразительных средств;
  • знакомство с жанром балета;
  • знакомство с инструментами симфонического оркестра;
  • развивать навыки слушательского внимания: определение тембров звучащих инструментов, основных средств музыкальной выразительности – темпа, характера настроения музыкального произведения, динамики;
  • развивать навыки эмоционально-оценочного высказывания о прослушенной музыке, используя словарь основных оценочных прилагательных – радостный, веселый, грустный, печальный, страшный, спокойный, плавный, отрывистый и т.д.
  • формировать навыки сравнительного анализа при прослушивании разных музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

  • П.И.Чайковский музыка из балета “Щелкунчик”:
  • Марш из первого действия, гросфатер (1 дейст.), танец Феи Драже; Испанский, Арабский, Китайский танцы, Трепак, Вальс цветов.

Оборудование к занятию:

  • Музыкальный центр.
  • Телевизор.
  • Кастаньетты по количеству детей или другие шумовые инструменты.
  • Видеофильм-балет “Щелкунчик”.
  • Интерактивная музыкальная игра “Щелкунчик” (ООО “МедиаХаус”, 2004)

Знакомство с музыкой балета проводится постепенно в течение нескольких занятий. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на инструментовку балета, фиксирует их внимание на тембрах звучащих инструментов в ходе прослушивания. Помимо многократного пассивного прослушивания отрывков балета на разных занятиях, дети активно погружаются в музыку П.И.Чайковского посредством музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах. Последовательность освоения отрывков балета должна быть контрастной : испанский танец Шоколада и “Трепак” (быстрый и медленный темп танцев), Арабский танец Кофе и Марш (контраст жанров), Гросфатер и “танец Феи Драже (контраст тембров инструментов).

На занятиях дети слушают: Марш из первого действия, гросфатер (1 дейст.), танец Феи Драже; Испанский, Арабский, Китайский танцы, Трепак, Вальс цветов. Прослушивание завершается просмотром второго действия видеофильма балета “Щелкунчик” и досугом, с использованием интерактивной компьютерной игры “Щелкунчик”, разработанной ООО “МедиаХаус”.

На примере музыки танцев Кофе, Шоколада и Чая, музыкальному руководителю удобно проводить знакомство детей с музыкальной культурой других стран. П.И. Чайковский сочинил музыку танцев Кофе, Шоколада, Чая с характерными интонациями тех стран, откуда привозили напитки: чай – из Китая, кофе - арабские страны, шоколад - Южная Америка. Музыка танцев передает особенности народной музыки этих стран. Композитор так использовал инструменты оркестра, что они своим звучанием напоминают народные инструменты тех, далеких стран.

Шоколад танцует испанский танец. Это быстрый, оживленный танец, который композитор написал в характере испанской народной музыки. Основную мелодию танца играет медный духовой инструмент – труба, в середине танца появляется тема у скрипок в сопровождении кастаньет.

Информация о происхождении напитков чая, кофе, шоколада активизирует музыкальное восприятие дошкольников.

Родиной шоколада считается Южная и Центральная Америка – именно племена индейцев сделали культом распитие жидкого десерта, приготовляемого из перетертых какао-бобов, перца чили и воды. Когда Америка была покорена, об этом лакомстве из какао-бобов прознали европейцы. Однако с 16 по 19 столетия рецепт приготовления шоколадного напитка был испанской государственной тайной, а за его рассекречивание было установлено жестокое наказание – лишение головы.

Арабский танец Кофе. История происхождения кофе берет свое начало из глубокой древности и окутана огромным количеством легенд и вымыслов. По одной из версий истории происхождения кофе, он был завезен в Аравию черными рабами, которых туда привозили через Эфиопию, где тогда произрастал дикий кофе.

Эфиопы очень долго соблюдали запрет и не употребляли кофейный напиток, считавшийся христианской церковью магическим изобретением. Однако, многие эфиопские племена употребляли кофе тайком. Они смешивали спелые кофейные зерна с жиром животных, скатывали из этой смеси что-то вроде шариков, которые и употребляли в пищу. Эта еда действовала на человека возбуждающе и помогала выживать племенам в тяжелых условиях. Готовить кофейный напиток и пить кофе научились гораздо позднее, настаивая зеленые зерна в холодной воде.

Музыка арабского танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов.

Трепак – задорный русский народный танец, представляет контраст ко всем другим танцам. Четкий ритм, яркие оркестровые тембры, нарастание движения к концу. Название танца “Трепак” произошло от слова “трепать”. Основные движения танца – дробные шаги, притопывание и присядка с выбрасыванием ног вперед.

При первоначальном прослушивании, до просмотра видеофильма целесообразно использовать фотографии основных фрагментов балета, фокусируя внимание детей на особенностях костюмов танцующих, их своеобразной пластике (арабский, испанский и и китайский танцы).

При просмотре фильма-балета необходимо давать короткие комментарии, которые помогут дошкольникам понять содержание балета, передаваемое через пластику и движения танца.

Просмотр видеофильма не должен занять больше 25 минут.

Литература.

  1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 1999.
  2. Описание движений: “Марш”, “Гросфатер”, “Трепак” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”. //Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Часть 1, М.: “Владос”, 2001.
  3. Журнал “Музыкальный руководитель” №3, 2011: “Полька “Кракатук”, “Гросфатер”, с.23-27, описание движение Олифировой О.А.


Похожие статьи
 
Категории