Кто построил собор Василия Блаженного. Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии

20.09.2019

Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. С некоторыми из них мы и разберемся.

Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный.

Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» - и разгневал царя. «Ты лжешь!» - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным.
Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.

Основные даты
В 1552 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма.
В 1588 году по велению царя Федора Иоанновича (великий князь Московский, третий сын Ивана Грозного) в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного.

Храм Василия Блаженного – официальное название собора
У храма очень много разных названий. Из них самые известные:
Храм Василия Блаженного, Покровский собор, храм Покрова Божией Матери, собор Покрова Божией Матери на Рву, Покровский храм, Троицкий храм.
Вплоть до 17 века, Покровский храм чаще всего называли Троицким, потому как первоначально на этом месте стоял Троицкий деревянный храм на рву - датированный серединой 16 века. На самом деле стоял он на возвышенности - рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке.

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Почему храм Покрова Божьей матери? Все очень логично. Все исторические справки ссылаются на день, когда русская армия успешно штурмовала стены Казани. Всюду фигурирует точная дата 1 октября 1552года, в этот день на Руси отмечался праздник Покрова Божьей Матери. Над названием не пришлось долго думать.
Почему храм Василия Блаженного? И здесь все очень логично и просто - в честь Василия Блаженного. А вот с личностью последнего мало кто «знаком». И вообще почему Блаженный, почему Юродивый (не путать с уродливым).
Так вот: в старину юродивыми считали чудаков, отвергающих мирские ценности. Аскетический образ жизни, и немного безумия - основные черты во всех юродивых. А одним из синонимов «юродивый» и было слово - «блаженный». На старославянском блаженными считали тех, кто делал благие, хорошие дела, и в широком смысле блаженный - всякий, кто лицезреет Бога на небесах. По мне - блаженный тот, кто счастлив. А в христианстве, блаженный - особый лик святых.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
Графов Виталий Юрьевич Московский чудотворец Блаженный Василий

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.
О Василии Блаженном - интересная история.
Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не такой как все.
Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал. Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.
В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» - спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.
Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.
Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела.
Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал:
«Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.
Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией.

Главный символ России - Храм Василия Блаженного

мощи Василия Блаженного
Умер Василий Блаженный 2 августа 1552 года (иногда упоминается и 1551 год). Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение.
В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок». Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.
Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.

Хаос или "космос"?

Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Карл Иванович Рабус.

Хаос или "космос"? Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно». Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.
Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.


А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус?

Уникальность архитектурной композиции собора и его символика.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.
Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.
Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.
Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму.
Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень (навес), которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.

Самое высокое здание в Москве


Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы (его высота равняется 60 метров) и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр.

При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии. Всего на то время у собора было 11 приделов.
Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II Покровский собор еще раз реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Попытки уничтожения храма и противостояние им
Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет.

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Храм Василия Блаженного в Советский период и в наши дни

Годы Великой Октябрьской революции принесли храму немало испытаний.


В сентябре 1918 года был расстрелян настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов. А имущество храма было конфисковано. Колокола сняли и отправили на переплавку, сам храм закрыли, но не уничтожили.

В тридцатые годы 20 века Кагановичем, занимавшимся составлением плана генеральной реконструкции Москвы в духе «пролетарской столицы» было вынесено предложение снести Покровский собор. Чтобы освободить место для проведения парадов и демонстраций, которые проводились на достаточно компактной Красной площади. И здесь стоит рассказать об ещё одной легенде.
Говорят, когда Каганович изготовил макет Красной площади со съемной Моделью Покровского собора и принес показать Сталину, то он начал показывать, как по Красной площади двигаются колонны и как им мешает собор. «А если бы его - р-раз!..» – говоря это он одним движением убрал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и неторопливо произнес знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Так или иначе, а храм выстоял. Большую роль в этом сыграл и архитектор П.Д. Барановский – настоящий подвижник и энтузиаст сохранения русской культуры. Ему приказали готовить храм к сносу, а он категорически отказался это делать, после чего направил наверх довольно резкую телеграмму. Что происходило после этого на самом деле – неизвестно, однако Снос храма Сталин отменил, а Барановский получил несколько лет заключения.


Ещё в 1929 году Покровский собор стали использовать в качестве филиала Государственного исторического музея, посетить его можно и сейчас. В экспозиции находятся образцы холодного и огнестрельного оружия, доспехи 16-17 веков, в башнях-церквях можно увидеть собрание древнерусских икон 15-17 веков, художественное шитье, образцы тканей, поделки из металла. В 70-е годы проводилась очередная реконструкция храма, во время которой в одной из стен была обнаружена винтовая лестница, по которой нынешние посетители музея попадают в центральный храм.




От себя добавлю еще, что быть в Москве и не прийти к стенам Храма, это невежество в самом чистом виде. Несмотря на обилие вездесущих туристов, дорогого стоит немного постоять у величавых стен, задуматься о смысле жизни, насладиться потрясающей архитектурой, аналогов которой нет в мире (вспоминаем вышеупомянутую легенду).

Знаменитый красочный храм Покрова на Рву, одна из главных достопримечательностей Москвы, был возведён в 1555-1561 годах в ознаменование взятия Казани русскими войсками в 1552 году. Он был освящён в честь праздника Покрова потому, что приступ русских войск к Казани начался именно в этот день. Мы привыкли воспринимать собор как единый, но на самом деле он состоит из десяти самостоятельных храмов. Отсюда такой причудливый, уникальный облик всего собора, или, лучше сказать, храмового комплекса.

Первоначально храмов было девять, причём центральный был посвящен Покровам Богородицы, а остальные восемь - определенному празднику или святому, в чей день произошло то или иное достопамятное событие, связанное с осадой Казани. В 1588 году к комплексу была пристроена церковь над захоронением известного московского блаженного Василия, и вот она-то только и имеет право называться в строгом смысле слова церковью Василия Блаженного.

Итак, мы будем говорить о Покровском многоцерковном соборе, каким его возводили в 1555-1561 гг. Во многих книгах и в наше время можно прочесть, что сооружение его осуществлялось под началом двух мастеров - Бармы и Посника. Есть, правда, версии, будто строительством руководили неизвестные итальянские мастера. Но она не имеет никакого документального подтверждения и никакой аргументации, кроме необычного вида собора. Н.М. Карамзин сгоряча назвал стиль Покровского собора «готическим», но это абсолютно неверно с искусствоведческой точки зрения, и только авторитет «первого русского историографа» позволяет некоторым до сих пор настаивать на иноземном авторстве самобытного храма Василия Блаженного.
Откуда же взялось мнение, что строительством руководили два мастера?

В 1896 году священник Иван Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося тогда в Румянцевском музее. Сборник этот был составлен не ранее конца XVII – начала XVIII века. В нем содержится «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», который был царским даром Покровскому собору. В этом позднем сказании говорится, что царь Иван Грозный вскоре после взятия Казани поставил семь деревянных церквей вокруг большей, восьмой, каменной, около Фроловских ворот (т.е. с XVII века ворот Спасской башни Кремля). «И потом даровал ему Бог двух мастеров русских, по прозвищу Барма и Постник, бывших мудрыми и пригодными к такому чудесному делу». Эта информация о «двух мастерах» была принята большинством историков на веру.

А ведь сказание, переосмыслявшее старое предание, являлось не летописным текстом. К тому же напомним, что выражение «по прозвищу» в тогдашнем русском языке, как и сейчас, означало только прозвище человека, а не его собственное имя. Бармой могли называть умелого мастера, так как бармы - это оплечья на одежды царей и духовных сановников, богато и разнообразно украшенные и требующие искусного и тщательного исполнения. Посник же, или Постник, - имя собственное. Поэтому не логично, что в «Сказании» первый мастер назван только по прозвищу без имени, а второй - только по имени без прозвища.

Более достоверным можно считать текст из «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича», написанного в первой половине XVII века, то есть по времени намного более близкого к интересующему нас событию. В нём читаем: «В том же году повелением царя и государя и великого князя Ивана была начата церковь, обещанная за взятие Казани в честь Троицы и Покрова…, а мастером был Барма с товарищами». Здесь назван только один зодчий, но, очевидно, не вследствие незнания имени второго мастера (Посника), а потому, что это был один и тот же человек.

Впоследствии был найден еще один источник, свидетельствующий, что имена Посник и Барма действительно относятся к одному, а не к двум лицам. Из него следует, что рукопись Судебника 1550 года принадлежала до 1633 года монастырскому стряпчему, московскому служилому человеку Дружине. Дружина был сыном Тарутия и внуком Посника, имевшего прозвище Барма. Дело кажется совершенно ясным: два мифических мастера, одного из которых звали Барма, а другого - Посник, соединяются в одно историческое лицо – Посника (это, понятно, не крестильное имя, а нечто вроде современной фамилии) по прозвищу Барма, означавшему, что сей человек искусен в ремёслах.

Причём зодчий Постник того времени известен по постройкам ещё ряда сооружений, а именно: Казанского кремля, Никольского и Успенского соборов в Свияжске. Однако сей факт, блестяще доказанный ещё в 1957 году отечественным археологом Н.Ф. Калининым, до сих пор обходят своим вниманием многие историки и искусствоведы, которые по привычке твердят о Барме и Постнике как о двух строителях Покровского собора.

12 июля (на Петра и Павла как гласит храмоздатная надпись) 1561 года был освящен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как Собор Василия Блаженного. Сотрудники Собора вот уже второй год устраивают вечером "эксклюзивную экскурсию" для блогеров в этот день. Ну кроме большой праздничной программы очень насыщенной.
В этом году праздник приурочен к 460-летнему юбилею закладки и начала строительства Покровского собора (1555 г.).



Мне посчастливилось попасть в компанию блогеров, посетивших в этом году с экскурсией собор, за что большое спасибо ребятам "Маяк Парнаса" и директору Собора Татьяне Сарачевой.

Хорошо, что я пришла по раньше и прошла по Собору до закрытия. На втором ярусе я ходила одна и смогла немного снять интерьеры. Потом в компании блогеров с серьезной фототехникой я уже почти не снимала. Мне было больше интересен рассказ Татьяны Сарачевой.
Огромное спасибо сотрудникам этого уникального музея за такую любовь к "своему" Собору.

Собор действительно уникальный, второго такого найти нельзя.
Царь Иоанн IV Грозный построил его как памятник очень значимой победы "взятия Казани" пришедшийся на праздник Покрова Богоматери 1 октября (14 по новому стилю).
Поэтому главный Храм, самый большой в Соборе в честь этого праздника. И правильное его название Храм Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву. Ведь после большого московского пожара Иван III велел окружить Кремль рвом.
До XVII века он еще часто назывался Троицким, ведь считается, что на этом месте стоял деревянный Троицкий храм. Было еще одно название у него - «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха, притом царь вел осля с патриархом пешком за, кажется (вот забыла цену), 200 рублей.

Храм построен без подвала.
Архитектура Покровского собора уникальна. Он представляет собой ансамбль из девяти самостоятельных столпообразных церквей, поставленных на едином подклете.
Самая большая церковь - Покровская, с маленькой главкой. Еще 4 церкви имеют большие главы, остальные 4 чуть меньшие.
Все купола в 16 веке были шлемообразные.
Церкви на втором этаже объединяют две галереи - внутренняя, идущая вокруг центральной Покровской церкви, и внешняя обходная галерея вокруг всех девяти церквей.
С западной стороны к храму примыкают два нарядных крыльца с белокаменными лестницами - северное и южное.
С северо-восточной стороны на уроне подклета пристроена церковь Василия Блаженного.
К юго-востоку от собора расположена шатровая колокольня построенная в XVII в.

Сейчас в Соборе можно увидеть декор с 16 по 19 век. Это своеобразное погружение в историю его строительства и росписи.
Так его отреставрировал в 1920-е годы знаменитый архитектор реставратор Дмитрий Сухов.
Он не стал уничтожать более поздние наслоения как это любил делать позже Барановский.

Это очень хорошо видно во внутренней галерее
например

вот декор 16 века. Правда здесь сделана реставрация недавно совсем. И реставраторы все по линеечке красили - такого конечно быть не может. Но к сожалению в Москве это теперь обычная практика.

собор был не расписан, его украшал кирпичный декор. при этом кирпичи были самой разнообразной формы, из которых делался очень богатый декор.
Сами посмотрите какой портал сохранился.

В подклете Собора (кстати теперь открыто очень большое пространство подклета и там сделаны очень интересные экспозиции, в том числе о строительстве собора и применяемых материалах. там есть разнообразные кирпичи, голосники и т.д.)


вот росписи 17 века. Видны райские цветы, чешуйки и т.д.


на внешней обходной галерее сохранились не тронутые реставраторами подлинные росписи разных времен.
Они очень разнообразны


узор цветочный настолько разнообразен, что найти похожие два не возможно.

Галереи освещают выносные фонари очень красивые. Верх которых украшен декором похожим на главки собора:)))

это более сложные райские цветы 18 века

здесь мне свет понравился


обходная галерея или гульбище сначала было открытое, потом в конце 17 века поставили колонки с арками и укрыли ее от непогоды, ее перекрыли кирпичными сводами.
Музей очень деликатно застеклил галерею. Классная работа. Окно каждой арки индивидуально сделано. они же все кривые. Снаружи при вечернем освещении кажется что и стекол то нет.

в 1680-е годы над открытыми лестницами возведены крыльца с небольшими шатрами


На куполах трех церквей в соборе существует роспись в виде вихревых розеток. Цветом выделены замковые кирпичи которые держат своды. До недавнего времени считали, что эти кирпичи выступают на 5 см от уровня свода. Но при реставрации 2009 года церкви Троицы выяснилось, что свод абсолютно гладкий.


иконостасы церквей выполнены в 17 и 18 веках

пространства церквей настолько маленькие, что я не смогла снять их нормально


В конце XVI в. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время опустошительного пожара.

а в экспозиции подклета есть подлинные кусочки их декора


кусочек купола со стальными чешуйками.


при входе в подклет чугунный пол из плит "солнышко". Он виновник нарушенной гидроизоляции и низ стен при входе отсыревает. Стоит вопрос о снятии этого красивого пола. А жаль.

В экспозиции подклета много очень интересных экспонатов

Заложили колокольню в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г. при Борисе Годунове – об этом свидетельствует надпись, сделанная под куполом золочеными буквами на синем фоне. Царь Борис вознамерился тогда построить в Кремле грандиозный собор. Подстать ему должна была быть и колокольня. Ее выстроили, а до храма руки так и не дошли.
У Ивана Великого мощные стены – до 5 м у основания. Это, пожалуй, рекорд для древнерусского некрепостного зодчества. Внутри колокольни находится лестница (329 ступеней), ведущая наверх. В XVI в. к колокольне была пристроена звонница, увенчанная куполом. Сейчас на ней висит 21 колокол, в том числе, может быть, самый крупный из действующих в мире – 70-тонный Успенский.
За колокольней Ивана Великого расположена еще одна древняя площадь Кремля – Ивановская. Это было, наверное, самое бойкое место в Кремле. На площади, по краю холма стояли здания приказов – старых допетровских органов управления государством. Решения приказов тут же, на площади, при большом скоплении народа дьяки выкрикивали зычными голосами. Отсюда вошло в поговорку выражение "кричать во всю Ивановскую".
Нередко раздавались на Ивановской площади крики другого рода. Рядом с приказами приводили в исполнение вынесенные ими судебные приговоры: провинившихся наказывали кнутом. В 1695 г. на площади произошел курьезный случай. Некий человек всенародно объявил, что сумеет сделать из слюды крылья и полететь, как птица. В одном из приказов заинтересовались этим и выдали доморощенному изобретателю 18 рублей. Из затеи, разумеется, ничего не вышло, но деньги были потрачены, за что незадачливый Икар был бит батогами.
Далеко не все, построенное в древности в Московском Кремле, сохранилось до наших дней. Исчезли здания приказов, средневековые дворцы, многие храмы. Уже в XX в. были уничтожены два древнейших кремлевских монастыря: Чудов и Вознесенский. Они находились между Ивановской площадью и Спасской башней на месте, которое сейчас занимает ничем не примечательное желтое административное здание.
Чудов монастырь в 1365 г. основал московский митрополит Алексей. По преданию, он исцелил жену ордынского хана и получил в подарок татарский посольский двор на территории Кремля. Здесь и был построен Чудов монастырь, ставший со временем одним из самых знаменитых. В XVI-XVII вв. в нем крестили царских детей. На монастырском кладбище погребали наиболее знатных бояр и князей. В начале XVII в. дьяконом Чудова монастыря числился Григорий Отрепьев, будущий самозванец Лжедмитрий I. "Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя"–эти слова произносит в келье Чудова монастыря летописец Пимен из пушкинского "Бориса Годунова".
Женский Вознесенский монастырь, стоявший рядом с Чудовым, был основан вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией. В самый привилегированный монастырь России постригались только члены царской семьи. Архангельский собор Кремля служил усыпальницей русских царей, а монастырский храм Вознесения стал последним пристанищем цариц и царевен. Здесь в разное время были погребены Софья Палеолог, мать Ивана Грозного – Елена Глинская, Ирина Годунова, мать Петра I – Наталья Кирилловна Нарышкина и многие другие.
Вот уже пять столетий стоит в самом сердце Москвы прекрасная крепость с высокими стенами, нарядными островерхими башнями, многоглавыми храмами, богатыми палатами. Кремль – удивительный памятник истории и культуры, пленяющий вечной красотой и хранящий память о далеком прошлом.

Французский путешественник Жан Соваж Дьеппский, побывав в России в конце XVI в., писал: "Постройка... из бревен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо отделано, что нечего похулить, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах...".

"Деревянный век"

Действительно, в старину плотники на Руси строили дома без единого гвоздя: дороги они были в те далекие времена, да к тому же быстро ржавели и разрушали древесину. Как удавалось старым мастеровым обходиться без них, вы узнаете чуть позже. А чем так привлекательна была для строителей древесина как материал?
На протяжении многих столетий крепостные стены и башни, дома и дворцы, храмы и мосты – все строили из дерева. Деревом отапливали и освещали жилище. Из него мастерили домашнюю утварь – мебель, посуду, орудия труда, делали сани, телеги и лодки. Из прутьев плели корзины, из коры – лапти и короба. Дерево заменяло бумагу – на бересте писали.
Несколько лет тому назад мной был куплен старый крестьянский дом в глухой костромской деревеньке. Дом оказался с богатым наследством. Чего только не осталось в нем от прежних хозяев: двое саней, соха, ткацкий станок, ручная мельница, детали прялок, короба, корзины. И что самое интересное, все эти вещи деревянные и практически не имеют металлических деталей. А ведь возраст самых старых из них едва ли превышал сто лет.
Даже современные горожане, добровольно "замурованные" в бетонные жилища и окруженные изделиями из металла, стекла и пластмассы, мечтают о настоящей деревянной мебели, посуде, украшениях. Почему? Помните слова Маугли: "Мы с вами одной крови"? Так сказочный герой определял свое родство со всем живым вокруг. Дерево близко и понятно человеку. Его поверхность, чуть шероховатая и теплая на ощупь, сродни человеческой коже. Нам приятен смолистый запах деревянных изделий. Мы с интересом разглядываем замысловатый рисунок деревянных волокон. Любая деревянная поделка сохраняет память о тенистом, ароматном лесе. Мы одной крови!
Трудно переоценить роль дерева в жизни наших предков. Наверное, их культуру можно было бы с полным основанием назвать деревянной. Называют же историки древние культуры человечества каменным, бронзовым или железным веком.
Издревле на Руси строили жилища из дерева. Этому много причин. Во-первых, русская земля всегда была богата лесами. Москву некогда сплошь покрывали густые леса. Память о них сохранилась в некоторых географических названиях: Боровицкий холм, Марьина роща, Серебряный бор. В древние времена человеку стоило только выйти с топором за околицу своего селения, чтобы начать рубить лес, поэтому дерево как строительный материал было очень дешевым. Во-вторых, дерево, не в пример камню, легко поддается обработке, а значит, строительство идет очень быстро. Жилой дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место.
И наконец, по общему признанию, деревянное жилище более гигиенично. Оно "дышит". В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Установлено, что в сорокаградусный мороз вас могут защитить от холода сосновые стены толщиной всего в 20 см, кирпичные же для этого должны быть в три раза толще.
Даже в XVIII в. многие русские богачи-аристократы предпочитали строить деревянные дома-дворцы, правда, отделывая их под каменные. Таковы знаменитые дворцы графов Шереметевых в Кусково и Останкино.
Однако есть у дерева и заклятые враги: огонь и влага. Очень многие деревянные сооружения прошлого погибли в огне пожарищ. Летописи XII-XVI вв. отмечают более тридцати крупных пожаров в Москве. Статистика бесстрастна: в 1331 г. сгорел Кремль; в 1365 – "великий пожар" снова уничтожил Кремль, посад и Замоскворечье; в 1457 – огонь выжег треть города; в 1547 г. погорел Кремль, Китай-город, посады. За каждым из этих скупых фактов истории – трагедия тысяч людей, лишившихся крова, имущества, а нередко и жизни.
Но даже если пожары пощадили деревянное строение, есть у него и другие враги. Влага, микроорганизмы, жучки-древоточцы незаметно разрушают древесину. Вот почему среди сохранившихся деревянных построек нет ни одной крестьянской избы старше XIX в., очень редки храмы, поставленные раньше XVII в.
Лучший материал для строительства – хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Лиственница, редкий ныне обитатель лесов Европейской части России, особенно устойчива к сырости. Из лиственничных бревен старались сложить если не весь дом, то хотя бы нижние венцы, лежащие на земле. Я уже упоминал о своем доме в деревне. Ему более пятидесяти лет, и построен он из еще хорошо сохранившейся лиственницы. Только вот нижние, подгнившие венцы пришлось заменить.
Сосна ценится за свою удивительную прямизну. Недаром во времена парусного флота лучшие корабельные мачты делали из сосны. Ель хуже сопротивляется влаге, поэтому ее охотнее используют для внутренней отделки. Вообще все хвойные деревья смолисты, мало подвержены гниению. В них почти не бывает дупел, они легко расщепляются на доски.
В строительном деле используется немало и лиственных пород. Дуб, как известно, обладает очень прочной древесиной. Не случайно именно его выбрали в качестве строительного материала для сооружения в XIV в. новых стен и башен Московского Кремля.
Давно замечено, что при намокании осина набухает, уплотняется и хорошо "держит" воду. Поэтому лучший лемех – фигурные дощечки для кровли – делали из осины. Кроме того, осиновый лемех очень красив. Со временем он приобретает металлический отлив. Кровли, крытые осиновым лемехом, в зависимости от времени суток меняют свою окраску: в солнечный полдень они серебрятся, а на закате отливают золотом.

"Я жил, живал, на босу ногу топор одевал..."

"...На босу ногу топор одевал, топором подпоясывался" – гласит старинная плотницкая присказка. До недавнего времени практически каждый крестьянин владел искусством плотника и мог срубить избу. Этот глагол "срубить" не случайно заменяет привычные ныне "построить", если речь идет о деревянном строительстве. Раньше основным и чуть ли не единственным инструментом плотника был топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и обтесывали, и расщепляли на доски.

Молитва Василию Блаженному
«Преблаженный Василие! От юности тщался ты стать в день суда Божия без страха и боязни, и, смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом. Собирал богатство духовное трудами и терпением со свечою всегда готовою. И, радуяся, взошел ты на небо. Молись спастись душам нашим. Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от него дар исцелений. И ныне, блаженные Василие, моли о нас, славящих твое успение».

На главной площади Москвы рядом с Кремлем стоит непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом.
И судьба у этого храма такая же яркая и причудливая. Официальное его название- собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Потом, до XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице.
Так почему же Василий Блаженный, который жил в то время, когда никакого собора еще не построили? И откуда он взялся, этот Василий?
Апрель памятен именами нескольких святых, имевших одинаковое имя - Василий. Таким именем называли многих мальчиков, появившихся на свет в этом месяце. Возможно, был среди них и знаменитый русский святой Василий Блаженный (даты его жизни неточны).

В 1469 году (по другим источникам - в 1464-м) в селе Елоховском близ Москвы родился мальчик, названный Василием. Родители его, крестьяне Иаков и Анна, долго не имели детей. Молитвами выпросили они ребенка у Бога и с детства внушали ему любовь к Всевышнему.
Когда сын подрос, отец стал брать его с собой в Москву: возле Китай-города продавал он плоды трудов своих. А потом отдал сына в сапожную мастерскую в ученики. Тихий мальчик прилежно трудился, читая про себя молитвы. В 16 лет Василий покинул мастерскую, и дом родительский, приняв на себя подвиг юродства.
На Руси блаженных и юродивых почитали Божьими людьми. Среди них были не только слабоумные от рождения, но и юродивые Христа ради, то есть люди, сознательно пошедшие на самопожертвование, а именно таким стал Василий - нищий скиталец ради спасения души.
Вверяясь словам апостолов: «Аще внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни», - такие люди отказывались от всех земных благ, подвергая себя лишениям. Блаженные не имели пристанища, питались только подаянием. Босыми в рубище ходили они в любую погоду, и тяжелые вериги раздирали их кожу до кровоточащих ран. Жизнью своей блаженные утверждали заповедь: «Не душа ли есть больше пищи и тело - одежды... Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам».
Блаженных называли печальниками народа. Они опускались на самое дно общества и поднимались в палаты бояр и царей, не как просители, а как заступники народные и обличители несправедливости.
Василий Блаженный скитался по Москве, ходил по храмам, для редкого отдыха укрывался в одной из башен Китай-города. Любимое им место народ назвал Васильевским лужком. Конечно, тот лужок теперь не сохранился, а вот Васильевский спуск существует поныне.
Именно здесь ходил Василий, устремляя глаза в небо, он как бы читал там истины, открывавшиеся ему. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнем.
Вообще-то знаменитый юродивый жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. Смутное время, жестокая борьба за власть, частые войны. Народ страдал не только от внешних врагов, но и от бесчинства бояр. Не раз грозный царь Иван выслушивал укоры блаженного Василия, но не решался наказать юродивого.
О самом Василии Блаженном ходило много необычных легенд. Однажды некие лихие люди решили выманить у юродивого шубу, подаренную ему барином. Один из воров притворился мертвым, а другой попросил Василия Блаженного помочь с погребением. Юродивый сразу понял, что его обманывают, но снял шубу и накрыл лежащего притворщика, сказав, что лукавый человек достоин быть мертвым. Обманщик оказался под шубой мертвым.
За день до большого московского пожара юродивый Василий пришел на порог Вознесенского монастыря и заплакал, говоря всем о том, что произойдет пожар. Разрушительное пламя разгорелось именно в этом монастыре.
Когда 88-летний Василий заболел, Иван Грозный пришел к нему со всем семейством. Старец, указав на Федора Иоанновича, произнес:
- Наследник будеши им, - и умер с просветленным лицом.
Похоронили Василия Блаженного недалеко от Кремля. Гроб несли царь и бояре. По велению Ивана Грозного, вблизи могилы был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. А у могилы юродивого начали совершаться чудеса. По преданию, нищий Герасим, который не мог ходить и 12 лет просил милостыню у Спасских ворот, во сне увидел Василия, сказавшего:
- Почему не веришь святым? Ступай к гробнице юродивого.
Герасим исполнил сие и излечился.
Предания повествуют, что не только моления у гроба юродивого, но даже земля с его могилы, принесенная в дом, давала исцеление болящим. Самое большое чудо свершилось спустя 36 лет после его погребения. 2 августа (как раз в день погребения) во время молитвы в храме Покрова исцелились сразу 120 болящих и немощных. Это посчитали знамением, и царь Федор Иоаннович приказал построить при соборе придел в честь Василия Блаженного и велел возвести серебряную гробницу над могилой.
Сюда стекались страждущие со всей Руси, а стольный град Москва стал считать Василия Блаженного своим заступником и молителем. Как сказано в житии святого:
«Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою, жизнь свою добре скончав и по преставлении своем милостию светло просия... Молися о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским городам и весям забрало и щит».
Чудеса начались после его погребения, как тогда говорили - от «гроба». Святой почитался как «от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонятель; слепым прозрение, хромым хождение, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение подающий».
На ранних иконах Василия представляли обнаженным, так как он отказался даже от одежды «наготою телесною Христу работая..., мраза и жжения солнечного никогда не уклоняяся.» Вот почему в народе его называли также Василий Нагой. На более поздних иконах тело святого стали опоясывать полотенцем. Иконы с изображением этого святого есть во многих храмах России.
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. Например, считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора, С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем.
После отказа защитников Казани от мирной сдачи города, русское войско начало осаду столицы Казанского ханства.
Согласно старинной легенде, во время службы, проводимой в походной церкви, когда священник прочитал строфы из Евангелие, раздался взрыв, благодаря которому удалось сделать проход в стене, окружающей город.
И хотя взрыв был заранее подготовлен русскими дружинниками, прорывшими тоннель под стеной – это совпадение вошло в легенды о походе Ивана Грозного. Русские войска ворвались в город и с тяжелыми боями завоевали победу. Для увековечивания памяти о славном походе, царь дал обет возвести в Москве величественный храм.
Прошло два года. Для строительства нового храма пришлось освободить место возле Спасских ворот Кремля, разрушив деревянную церковь Святой Троицы. Поскольку дата взятия Казани совпала с праздником Покрова, новый собор решили назвали Покровским. Есть версия, что Иван IV (Грозный) хотел постройкой этого храма увековечить память своего отца - Василия III, но доказать это предположение, пока, не удалось.
Чаще всего, при обсуждении истории храма, вспоминают легенду о том, что по приказу повелителя, после завершения строительства, архитекторов ослепили, чтобы никогда не было построено аналогичного объекта. Эту легенду историки опровергли документами, из которых следует, что имя архитектора Постника встречается в летописях в связи с возведением иных архитектурных объектов уже после завершения строительства Покровского собора в Москве.
Хотя стихотворение Дмитрия Кедрина, написанное об ослепленных зодчих, производит сильное впечатление:
«Как побил государь Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое Приходить мастерам.
И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих
Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка. Божница. Угар я жара.
И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера.
"Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?"
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход, Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие Фартуки наспех надели,
На широких плечах Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики, Луковки да купола.
И дивились ученые люди, Зане эта церковь
Краше вилл италийских И пагод индийских была!
Был диковинный храм Богомазами весь размалеван,
В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом.
Живописной артелью Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил, Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя Очесок седой бороды,
И в московской неволе Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста!
И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту,-
Непотребная девка Стояла у Лобного места
И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту...
А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей,
Обошел его царь - От подвалов и служб До креста.
И, окинувши взором Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем!
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих
Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
Соколиные очи Кололи им шилом железным,
Дабы белого света Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных,
И кидали их, Темных, На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило, Где было от пару темно,
Где кричали дьяки: "Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась.
И звонила она, Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры».
Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет. Строительство собора завершено в 1560 году До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Существует миф, что средства на строительство храма собирал сам Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
И хотя храм был освящен в 1557 году, его строительство продолжалось еще много лет. Каждый правитель пытался сделать храм более прекрасным.
Необычный «восточный» стиль башен собора указывает на то, что архитектор хотел привнести в образ православного храма восточные черты. Оказалось, что восемь куполов собора напоминают вид казанской мечети Кул-Шариф (Мечеть была разрушена при взятии Казани русским войском). Девятый (центральный) купол храма Василия Блаженного символизирует победу русичей в казанском походе.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклети. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Предпринималось несколько попыток уничтожения храма. Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем.
Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного; 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
Центральный – Покровский
Восточный; Троицкий
Юго-восточный; Александра Свирского
Южный; Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
Юго-западный; Варлаама Хутынского
Западный; Входоиерусалимский
Северо-западный; Св. Григория Армянского
Северный – Св. Адриана и Наталии
Северо-восточный; Иоанна Милостивого
Над могилой Иоанна Блаженного; придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
В пристройке 1588 года; придел Василия Блаженного
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был передан Историческому музею.
В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей.
Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
В храме можно увидеть предметы церковной утвари и 400 икон, относящиеся к 16 веку, среди них есть и чудотворные иконы.
Еще одна тайна связана с Покровским собором. Говорят, что в глубоких подвалах храма спрятана библиотека Ивана Грозного. Поверить в это трудно, поскольку возводился собор на насыпном валу и имеет неглубокий фундамент. Но ведь библиотека Ивана IV до сих пор не найдена.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережил всех пытавшихся его уничтожить. Один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на Красной площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда.
Хочется надеяться, что это навсегда.



Похожие статьи
 
Категории