Кто такая Богиня Кали? Кто такая богиня Кали.

22.09.2019

Дурга и Кали

Сводное имя их, как и других ипостасей жен Шивы, – Дэви, но в то же время Дэви имеет и самостоятельный культ, ей посвящено множество храмов. И все же наиболее известна она в ипостасях Дурги и Кали.

Множество шиваитов почитает этих богинь. Некоторые из них, шактисты, даже предпочитают их, поклоняясь им в первую очередь. Богиня Дурга, грозная, десятирукая, сопровождаемая львом, считается грозой демонов и в то же время олицетворяет Великую Мать, женское начало в природе. Храмы Дурги всегда полны, а осенью ее активные почитатели устраивают в ее честь пышный фестиваль, который в некоторых частях Индии, особенно на северо-востоке, в Бенгалии, является главным и наиболее красочным праздником года. В дни этого праздника, Дурга-пуджи, который тянется 10 суток, на берегу Ганга близ Калькутты выстраиваются многие сотни и тысячи скульптурных керамических изображений богини, богато и с фантазией убранных и разукрашенных. Толпы участников праздника оценивают и сравнивают их, авторы лучших произведений испытывают законную гордость, а брахманы перед статуями совершают в течение трех дней по нескольку ежедневных богослужений, приносят идолам богини в жертву различные виды продуктов. В последний день на закате солнца все статуи подносятся к реке. Их помещают на плоские деревянные плоты и пускают по воде. Под торжественное пение участников они одна за другой погружаются в священные воды Ганга.

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще -четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги – в виде тел младенцев, ожерелье – из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

В поклонении Дурге и Кали, равно как и великой Дэви и другим богиням, включая и тех, кто не является женами Шивы (жена Вишну Лакшми, богиня наук и искусств Сарасвати и др.), отражен древний культ женского начала, плодородия и размножения. Но в рамках системы развитого индуизма этот культ принял, как упоминалось, облик шактизма и приобрел своих исступленных поклонников. Более всего этот культ распространился в северо-восточной части Индии. Именно здесь получила широкое распространение идея, согласно которой энергетическая сила шакти реализуется в момент слияния мужского и женского начал, что сыграло свою роль в расцвете в индуизме культа камы.

Культ камы, искусства любви, тесно связан с культами Шивы и Шакти. Культура половой любви в Индии в древности была в центре внимания, а опыт и знания в этой сфере являются достоянием жрецов специальных каст. Уже на рубеже нашей эры было разработано учение о трех ценностях (триварга): дхарме (духовно-религиозные), артхе (материальные) и каме (любовно-чувственные). Культ камы, поставленной рядом с дхармой и артхой, был возведен на высокую ступень серьезного социального значения. Искусством любви должен был владеть каждый, причем культ чувственных наслаждений не сказывался негативно на моральном стандарте общества. Семья в Индии всегда была крепка – не исключено, что благодаря все той же каме: искусство любви было призвано компенсировать отсутствие практики браков по любви.

Вечными носителями и практиками камы считались в Индии храмовые танцовщицы-девадаси (португ. баядеры) – жрицы любви в специальных храмах, отдававшиеся брахманам-жрецам храма и платившим храму паломникам. Красота и искусство этих жриц всегда привлекали; профессия их, как правило, была наследственной: дочери становились девадаси. Искусство камы в Индии никогда не рассматривалось как форма проявления инстинкта. Напротив, оно считалось символом упорядоченных культивированных взаимоотношений людей, имевших целью наисовершеннейшее удовлетворение мужчины и женщины. В мифах не раз упоминается о том, что мужчина обязан дать такое удовлетворение воспылавшей к нему страстью женщине, даже если она замужем.

Из книги 100 великих богов автора Баландин Рудольф Константинович

МАХАДЕВИ-ШАКТИ-ПАРВАТИ-КАЛИ-УМА-ДУРГА Эту богиню назвать одним именем очень трудно, ибо она выступает в разных ипостасях и не всегда можно решить, какая из них главная. Маха-деви означает «Великая богиня». Так нередко обращаются к Шакти (под этим именем она выступает как

автора Кнапп Стивен

Предсказание явления в Кали-югу Шивы в образе Шанкарачарьи Другое интересное предсказание гласит, что в Кали-югу один из великих полубогов, Господь Шива, явится как Шанкарачарья. В Падма Пуране (6.236.5-12) Шива объясняет своей жене Парвати, как он низойдет в эпоху Кали, чтобы

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Глава третья Начало эпохи Кали Согласно Ведам, быстрое разложение общества и разрушение окружающей среды начинаются только с началом Кали-юги. Однако Кали-юга - дело не далекого туманного будущего. Кали-юга - а вместе с ней и упадок - началась 5 тыс. лет назад.Существует

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Начало Кали-юги Очевидно, что до той поры, когда Шри Кришна покинул эту планету, Его духовная мощь сдерживала разлагающее влияние эпохи Кали. Однако еще до ухода Господа Кришны, говорится в Брахма Пуране (101.29–35), в небе и на земле являлись зловещие знамения, предвещавшие

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Общее направление развития событий в Кали-югу Общее направление развития Кали-юги может понять каждый - достаточно посмотреть вокруг. Направление это совершенно ясно из приведенного выше описания экономического устройства и нарастания раздоров, беспорядка и

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Ужасы конца Кали-юги Ведическая литература (Бхаг., 2.7.38) описывает мир, каким он станет в самом конце Кали-юги, когда духовное знание будет полностью утрачено. Люди не будут говорить о Боге, и от истинного духовного метода ничего не останется. Правительственные рычаги

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Глава пятая Золотой век Кали-юги - время духовного подъема Здесь было немало сказано о мрачном будущем Кали-юги, однако не все еще потеряно. Как я уже говорил в конце главы третьей, впереди нас ждут удивительные перспективы и прекрасные возможности, так что не будем

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Преимущества Кали-юги Шримад-Бхагаватам (11.5.38–40) говорит, что когда наступает Золотой век Кали-юги, то даже те, кто живет в Са-тья-югу и другие эпохи, желают принять рождение в это время, потому что в Золотой век Кали-юги на этой планете будет много преданных Всевышнего,

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Как освободиться от влияния Кали-юги Несмотря на все изменения, которым суждено произойти в обществе и на планете, есть немало способов, материальных и духовных, которые могут помочь ослабить влияние Кали-юги или даже избавиться от него совсем. Если мы собираемся

Из книги Ведические предсказания. Новый взгляд в будущее автора Кнапп Стивен

Глава шестая Следующее воплощение Бога - Господь Калки. Конец Кали-юги Когда Золотой век Кали-юги подойдет к концу, низшие составляющие материальной природы усилятся настолько, что люди потеряют интерес к духовным предметам. Все превратятся в безбожников.

Богиня Кали (что означает «чёрная») – олицетворение смерти и разрушения в индуизме.

Обычно она изображается в ожерелье из черепов, набедренной повязке из отрубленных рук, с высунутым языком, с которого капает кровь, и держащей отрубленную голову.

В незапамятные времена асура Махиша исполнял покаяние в течение долгого времени и получил дар оставаться невидимым для всех, кроме женщины. Тогда он свергнул Индру с небесного престола и сам воцарился над миром. Боги, не в силах сносить это унижение, явились к правителям мира Брахме, Шиве и Вишну с мольбой спасти их от бесчинств демона. Пламя гнева вырвалось из уст богов и слилось в огненном облаке, соединив их силы. Из него возникла женщина, лицом которой стало пламя Шивы, руками – мощь Вишну, поясом – сила Индры. Её глаза создал Агни, бог огня; брови – божественные близнецы Асивины; зубы – Брахма, бёдра – богиня земли Притхиви, уши – бог ветра Ваю. Небожители вооружили её луком и стрелами, трезубцем и топором, палицей и петлёй. Богиня издала воинственный клич и, оседлав льва, ринулась в битву. Тысячи врагов под предводительством Махиши, напали на неё, но Богиня, словно играючи, отражала их атаки, а из её дыхания возникали сотни новых воинов, бросавшихся в сражение. Грозная воительница рубила демонов мечом, колола копьём, метала в них стрелы, накидывала им на шею петлю и волокла за собой по земле. Сотрясались утёсы и горы, лились реки крови, потемнело небо. Но вдруг богиня прыжком взвилась в воздух и сверху обрушилась на Махишу. Она наступила ногой на его голову и пригвоздила копьём тело к земле. Попытался Махиша принять другой облик и ускользнуть от грозной богини, но она отсекла ему голову мечом.

Празднуя победу, Кали пустилась в пляс. Ее движения становились все более порывистыми, все вокруг сотрясалось, и миру грозило разрушение. Боги умоляли Шиву остановить неистовый танец богини, но даже ему не удалось успокоить ее. Тогда Шива лег на землю перед Кали, и она, продолжая танцевать, попирала его, пока не осознала происходящего и не прекратила танец. У Кали две стороны: созидательная и разрушительная. Под именем Бховани она несет в себе разрушительное начало. Она требует принесения ей в жертву животных, потому что черпает энергию и силу в живых существах, но никто не может убить без ее разрешения. В воплощении Дурга она уничтожает зло.Если кто-то хочет заручиться ее помощью в борьбе против демонов, он должен преподнести богине буйвола.

Богиня Кали – одна из ипостасей Деви, или Дурги, жены Шивы ; олицетворение грозного аспекта его божественной энергии – шакти.

Кали известна своей разрушительной силой, о чем говорят ее многочисленные имена. Шри Уграпрабха (Излучающая ярость), Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов), Шри Кродхини (Космический гнев) – все эти имена свидетельствуют о ее гневе. Но Кали называют и Шри Виласини (Океан радости), Шри Бхогавати (Верховный даритель радости в мире), Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование) благодаря тому, что она символизирует защиту человечества от зла, материнскую любовь и заботу.

Изображается в виде худой темнокожей четырёхрукой и длинноволосой женщины. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой – голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний.

Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры.

Три глаза богини управляют тремя силами : творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы. Её темно-синий цвет – цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных.

В “Маханирване-Тантре” сказано: “Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа”.

Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 – по числу букв санскрита, кладези силы и знания. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею “я есть тело”, которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет.

Кали пребывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали), пульсация сердца. Но красота – не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали – недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы. Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной.

Кали – многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали cуществует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считается полумесяц.

Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительницы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвященный ей храм Калигхата (в английском произношении - Калькутта), давший название столице Бенгалии - Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечается в начале сентября.

С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов - фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец. Точное число их жертв доподлинно неизвестно, однако «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В 1830-е годы генерал-губернатор Индии лорд Уильям Бентинк покончил с тугами путём массовых арестов и казней. В английском языке слово «туги» (thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов».

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету , жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Этимология имени Богини Кали связана с понятиями «время» и «черный». Имя Кали впервые встречается в Ригведе. Также известна как Каликамата («черная земная мать»), Каларати («черная ночь»), среди тамилов – как Коттавей. Калике/Калика – форма имени Кали.

По существующим представлениям Ведической традиции в нашей вселенной сейчас протекает “Черная Эпоха” (железный век, век машин) – Кали-юга . Виндуизме последняя эра, после которой начинается обновление времени. Характеризуется падением нравственности. Кали-юга длится 432,000 человеческих лет. Началась в 3102 году до н. э.

Среди бесчисленных ипостасей, воплощений и образов Богини Кали особое место принадлежит загадочной, одновременно зовущей и устрашающей, всегда тревожащей душу и никого не оставляющей равнодушным к себе грозной Богине Кали, которая содержит в себе все мыслимые формы и проявления божественности - от самых милостивых и привлекательных, до гневных, ужасающих и немыслимо чудовищных.

Культы Владычицы Кали некогда были распространены повсеместно. Это находит подтверждение в свидетельствах священных текстов различных религий, это не опровергается научными данными. Культ Черной Богини имел в древности свои прямые аналоги в самых разных уголках мира. В древней Греции встречалось женское имя Калли и существовал город Каллиполис. Древние финны до введения христианства почитали Черную Богиню по имени Кальма (что очень похоже на Кали Ма). У семитских племен, живших на Синае, жрицы богини луны назывались калу.

Древние кельты почитали Богиню Келе, жрицы которой носили титул келлес, от которого, как принято считать, происходит современное английское имя Келли. Кальек (очень похоже на Кали Ек) - колдунья, кельтское слово. И в этом есть нечто большее, чем простые совпадения в названиях. Кали - Великая Матерь всех существ, почитаемая под разными именами и в разных формах практически повсюду.

Богиня Кали щедро одаривает своих избранников ученостью и поэтическим даром. Давно известно, что источником вдохновения для всех творческих людей является Черная Богиня. Но особую слабость она питает к поэтам, считая их своими самыми приближенными и ценимыми избранниками. Бывает, Черная Богиня посещает наиболее одаренных поэтов в моменты их творческих озарений, каждый раз появляясь перед ними в виде ослепительно прекрасной женщины-богини, неся им одновременно добро и зло, свет и тьму, черную страсть и райское наслаждение, злую любовь и возможность стать сильнее, но при этом злее и свирепее, жестче и беспощаднее. Таким образом Богиня проводит жестокий отбор, возвеличивая самых сильных и уничтожая самых слабых. В мире тьмы нет места для сантиментов, благодушия и неоправданного милосердия! Каждый сильный должен получить черную закалку души.

Богиня КАЛИ очень тесно связана буквально с каждым из нас, связана посредством языковых словоформ, которыми мы все пользуемся, приведу несколько примеров:

КАЛИ нов мост –

      мост через реку Смородину (переход между миром живых и миром мертвых) из былинного эпоса.

КАЛИ нинград –

      город (территориально по суше не граничит с Российской Федерацией).

КАЛИ псо – так звали нимфу у древних греков, у нее на острове в свое время жил Одиссей.

КАЛИ гула – древнеримский император, известный своей жестокостью.

КАЛИ остро (граф) – известный мистик, маг, чародей и авантюрист, называвший себя разными именами…

Апо КАЛИ псис – библейское откровение о конце света.

Экс КАЛИ бур – волшебный меч короля Артура.

Согласитесь, что большинство приведенных примеров связанно либо с разрушением, либо с глубокой трансформацией. Оба этих действия находятся под управлением Богини Кали.

Шрипада Садашивачарья “Практика почитания Кали”

Поклонение Кали (Кали-пуджа ) бывает различных видов и типов. Такое поклонение может осуществляться через янтру (мистическую диаграмму), мурти (храмовый образ), калашу (священный сосуд, наполненный водой или освященным вином), священный огонь, кула-стри (женщину, почитаемую как живой образ Богини), кумари (девственницу, почитаемую как Богиню), символическое изображение йони (женского лона) или просто треугольное углубление в земле. Само поклонение может быть и очень сложным и многокомпонентным, и весьма простым. Сложную Кали-пуджу в тантрических общинах совершают специально обученные служители культа (брахманы-тантристы или монашествующие священники-джангамы). Достаточно сложной может быть и коллективная Кали-пуджа, совершаемая в круге (чакре) посвященных. Более простую и доступную форму Кали-пуджи может выполнять любой желающий у домашнего алтаря или в иных условиях в любое время.

Простейшее поклонение Кали

Последовательность действий простейшей Кали-пуджи, в которой почитается Адья-Кали (высшая и Изначальная Форма Богини-Матери) такова:

1) Садхака совершает омовение и надевает чистые одежды (желательно используемые исключительно в ритуальных целях). Следует выполнить ачаману (испитие освященной предварительно воды) тремя глотками с мантрами:

ОМ АТМА-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности души!) ОМ ШАКТИ-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности Шакти!)

ОМ ШИВА-ТАТТВАЙА СВАХА (Ом. Да будет благо сущности Шивы!)

После этого следует нанести на лоб священным пеплом трипундру (шиваитскую тилаку), а на межбровье – тилаку Шакти Дэви (обычно для этого используется кумкума, специальный красный порошок), сосредоточивая при этом ум на Шиве и Шакти.

2) Приготовив для подношения Богине воду, гандху (душистое масло или сандаловую пасту), цветы (желательно красные), благовонные палочки, светильник с масляными фитильками, найведью (жертвуемое угощение) и, при желании, другие подношения (например, украшения, куски красивой ткани, предварительно очищенное ритуалом шодханы вино и др.), садхака помещает эти предметы на подносе перед алтарем, а сам усаживается на подстилку (асану) перед изображением или символом Богини. Желательно на алтаре или перед ним зажечь “дежурную лампаду” или свечу, которая должна гореть хотя бы во время поклонения Божественной Матери.

3) Снова выполнив ачаману с упомянутыми выше мантрами, садхака выполняет какую-нибудь несложную пранаяму, а затем складывает пальцы обеих рук в йони-мудру, предварительно зажав между ладонями цветок. Держа йони-мудру на уровне анахата-чакры, следует прочесть “Адья-Кали-сварупа-стотру”.

      Звучанием мантр КРИМ, ХРИМ и ШРИМ жало Смерти отражающая, – Так прославляются сто имен Изначальной Богини Калики, начинающиеся со слога ”КА”. Возвещенные все вместе, они образуют сущностный Образ Кали.

Произнесение этой стотры мгновенно вызывает незримое, но часто вполне ощутимое, присутствие Адья-Кали в любом образе или символе, в котором садхака собирается почтить Ее. Произнеся стотру, садхака возлагает цветок на янтру (или какой-либо иной образ или символ Богини) и склоняется.

4) Присутствие Богини в образе или символе приветствуется поклоном и произнесением мантры:

НАМАХ САРВА-СВАРУПИНЙАИ ДЖАГАД-ДХАТРЙАИ НАМО НАМАХ | АДЙАЙАИ КАЛИКАЙАИ ТЕ КАРТРЙАИ ХАРТРЙАИ НАМО НАМАХ ||

“Поклонение Сущностному Образу всего сущего, поклонение Опоре Вселенной!

Изначальной Калике, – Тебе, Создательнице и Разрушительнице, – поклонение!”

5) Следует предложить Богине какие-либо жертвенные подношения. произнося одновременно мула-мантру Адья-Кали:

ХРИМ ШРИМ КРИМ ПАРАМЕШВАРИ КАЛИКЕ СВАХА “Хрим. Шрим. Крим. О Высшая Богиня Калика! [Жертвую Тебе все это] во благо!”

Посредством произнесения этой мантры Богине можно предложить любое подношение. По крайней мере, можно предложить хотя бы один красный цветок, плод или воскуренную благовонную палочку. Повторяя ментально эту мантру в течении всего дня, садхака предлагает Богине в дар также и все свои переживания. Фактически эта мантра является сильнейшим средством посвящения себя и всех проявлений своей жизни Изначальной Богине Кали.

6) Совершив пуджу (подношение имеющихся даров), следует взять в правую руку четки (джапамалу) и произнести: АИМ ХРИМ АКША-МАЛИКАЙАИ НАМАХ (“Аим. Хрим. Поклонение священным четкам!”)

7) Садхака может, если желает, продолжить поклонение Богине чтением других посвященных Ей гимнов (стотр) – например “Калика-сахасранама-стотры” или “Дэви-махатмьи”, петь шактистские бхаджаны, повторять мантры и возносить молитвы (в том числе и на своем родном языке). Получившие соответствующее посвящение и обученные правильному выполнению хомы (огненного жертвоприношения) и балиданы (жертвоприношения животных) могут совершить и эти обряды. Закончить поклонение необходимо чтением и так предать себя под защиту Богини-Матери.

8) В завершении поклонения следует прочесть извинительную молитву и молитвы, завершающие поклонение Шакти:

ПРАСИДА БХАГАВАТЙ-АМБА ПРАСИДА БХАКТА-ВАТСАЛЕ |

ПРАСАДАМ КУРУ МЕ ДЕВИ АДЙА-КАЛИ НАМО’СТУ ТЕ ||

“Помилуй, о Богиня-Мать! Помилуй, о Любящая Своих бхакт!

Окажи мне милость, о Богиня! О Изначальная Кали, поклонение Тебе!”

АЙУР-ДЕХИ ДХАНАМ ДЕХИ ВИДЙАМ ДЕХИ МАХЕШВАРИ |

CАМАСТАМ-АКХИДАМ ДЕХИ ДЕХИ МЕ ПАРАМЕШВАРИ | |

Жизнь даруй, богатство даруй, знание даруй, о Великая Богиня!

Все необходимое в изобилии даруй, даруй мне, о Высшая Богиня!

МА БХУТАТРА КУЛЕ ДЖАНМА ЙАТРА ДЕВИ НА ДАИВАТАМ |

АХАМ ДЕВИ НА ЧА’НЙОСМИ БРАХМАИВАХАМ НА ШОКАБХАК ||

“Да не буду я рождаться в такой семье, где Богиня не почитается как Божество!

Я сам – Богиня и ни что иное, я – воистину Брахман, не вкушающий страданий!”

9) Осознавая себя неотделимым от Богини, садхака складывает руки в самхара-мудру и, захватывая кончиками пальцев цветок с янтры (или другого почитавшегося символа Матери), медитирует на вбирание в себя энергии присутствия Божества, одновременно вдыхая идой (правой ноздрей) аромат цветка. После этого следует возложить цветок себе на голову и причаститься пожертвованными Матери подношениями.

Прежде, чем начать практиковать подобное поклонение Шакти, следует испросить на него благословение духовного учителя Тантрической Традиции. Особенно важно получить со слуха от гуру мула-мантру. Только правильно и законным образом полученные мантры и практики пуджи способны принести практикующему ожидаемые им результаты. Важно при этом помнить следующее: Богиня-Мать – не служанка чьих-либо прихотей и с Ней (и Ее священными символами и образами) не “работают”, как экстрасенсы – с тонкими энергиями. Божественной Матери поклоняются, Ей служат с искренними душой и сердцем, Ей всецело предаются, Ее любят. Тот, кто правильно понимает природу Богини, рассматривает саму возможность преданного служения Ей не столько как средство получения от Нее желаемых результатов, сколько как бесценный дар личностных взаимоотношений с Ней. Преданность (бхакти) Богине возникает в поклоняющихся Ей без корысти и лицемерия как следствие Ее особой милости. И жизнь тех, кто отмечен этой милостью Богини-Матери, приобретает особый смысл.

Особые мантры для поклонения Шакти Дэви

1). Мантра для Наваратри (произносится утром в первый день праздника):

КАРИШЙАМИ ВРАТАМ МАТАР-НАВАРАТРАМ-АНУТТАМАМ

САХАЙЙАМ КУРУ МЕ ДЕВИ ДЖАГАДАМБА МАМ-АКХИЛАМ

(О Мать, я намерен выполнить превосходную Наваратра-врату. Окажи мне поддержку в этом намерении и в этом действии во всех отношениях, о Божественная Мать вселенной!)

2). Мантра для посвящения Богине-Матери всех своих действий в течении дня (произносится утром сразу же после пробуждения):

ПРАТАР-УТТХАЙА САЙАХНАМ САЙАХНАТ ПРАТАР-АНТАТАХ

ЙАТ КАРОМИ ДЖАГАН-МАТАС-ТАД-ЭВА ТАВА ПУДЖАНАМ

(О Матерь вселенной! Все, что я буду делать с утра до вечера и с вечера до наступления следующего утра, – все это да будет моим служением Тебе!)

3). Мантры на изгнание нечистых духов, мешающих совершению обрядов поклонения (произносится с одновременным кроплением освященной воды по всем сторонам пространства):/p>

АПАСАРПАНТУ БХУТАНИ ПИШАЧАХ САРВАТОДИШАМ

САРВЕШАМ ВИРОДХЕНА ПУДЖА-КАРМА-САМАРАБХЕ

(Отступите, о бхуты и пишачи, по всем направлениям! Исполнение пуджи всем приносит лишь благо!)

АПАСАРПАНТУ ТЕ БХУТА ЙЕ БХУТА БХУМИ-ПАЛАКАХ

БХУТАНАМ-АВИРОДХЕНА ПУДЖА-КАРМА КАРОМЙ-АХАМ

(Отступите прочь, о бхуты, духи-покровители этого места! Я хочу совершить пуджу без мешающих мне духов.)

4). Мантра-молитва о грехоотвержении (можно произносить перед пуджей и по окончании ее, а также в любое время с целью разрушения греховных наклонностей ума):

ДЕВИ ТВАМ ПРАКРТАМ ЧИТТАМ ПАПА-КРАНТАМ-АБХУН-МАМА

ТАН-НИХ САРАЙА ЧИТТАН-МЕ ПАПАМ ХУМ ПХАТ ЧА ТЕ НАМАХ

(О Богиня, мой ничтожный обывательский ум поражен греховными желаниями. Устрани же грех из моего ума! ХУМ ПХАТ. Поклонение Тебе!)

ОМ САРВАМ АДЙА-КАЛИКАРПАНАМ АСТУ

Да будет все предложено как жертва Изначальной Калике!

Индийские мифы о богах, в отличие от античных, до сих пор остаются малоизвестными, и большинство европейцев не имеют о них ни малейшего представления. Интересно, что такие легенды являются не обычными рассказами, а настоящими эпосами, в правдивость которых свято верят истинные индусы.

Появление богов

История Древнего мира полна различных преданий и мифов, и у каждого народа они свои. Как известно, появлению многочисленных богов способствовал тот факт, что люди в далеком прошлом не могли объяснить, почему происходят те или иные явления природы. Человек отлично понимал, что есть много вещей, которые он не может делать сам, например, метать молнии, вздымать огромные волны на море или поднимать ветры. Поэтому такие способности он начал приписывать более могущественным существам, которые смогли бы вызывать столь грандиозные явления. Они обычно имели облик человека или животного. Индийские боги и богини часто наделялись внешностью и качествами тех и других. Ярким тому примером могут быть Ганеша или Хануман - оба с человеческой фигурой, но один с головой слона, а другой - обезьяны.

Не секрет, что наиболее разнообразным и богатым из всех языческих верований является именно индийская мифология. Боги и богини, о которых пойдет речь в этой статье, еще и наделялись несколькими ипостасями.

Надо сказать, что индуистские легенды начали складываться примерно в I веке н. э. в ведической культуре индо-ариев. И все это благодаря брахманизму, подвергшемуся влиянию буддизма. Кроме того, в индуизм были включены многие из идей ведизма. Эта образовавшаяся религия стала новым этапом в развитии древнеиндийского общества.

Главная триада

Индуизм на первый план поставил бога-творца и установил более строгую иерархию в пантеоне. Имена индийских богов, таких как Брахма, Шива и Вишну, входят в триаду (тримурти) верховных существ, воспринимаемых как проявление единого божества. Первого из них почитали как создателя и управителя мира, который устанавливает на земле социальные законы (дхарма) и делит общество на касты.

Со временем особые роли стали отводиться и двум другим: бог Шива стал разрушителем, а Вишну - охранителем. Вследствие такого разделения возникли два основных направления в индуизме - шиваизм и вишнуизм. Даже сейчас последователей данных течений довольно много. Индуистская религиозная система, состоящая из различных культов, в соотношении с образом Вишну выработала концепцию аватар, представляющую собой учение о боге, который время от времени нисходит в мир людей. При этом каждый раз он меняет свой облик.

Пантеон

Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь. Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь. Но всех их объединяет одно - они держат мир и судьбу народов в гармонии. Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу.

Брахма - владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны. Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе. Живет он на величественной горе Меру. Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств.

Индийский бог с головой слона - Ганеша. Он считается одним из самых популярных мифических персонажей. Его отцом был бог Шива, а матерью - богиня Парвати. С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком. Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки. Увидев младенца, все они восхищались его красотой. Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда. Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына. Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю. Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла. Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.

Весь пантеон перечислить невозможно. Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:

● Индра - хранитель Восточной стороны света. Он является богом войны и правителем Амаравати - одного из так называемых нижних небес.

● Варуна - всевидящий и карающий судья. Он является воплощением истины и мирового порядка. Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.

● Агни - индийский бог огня. Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.

● Сурья - озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов. Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.

● Кама - всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами. Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.

● Ваю - повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).

● Яма - довольно свирепое божество. Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.

Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.

«Рамаяна» и «Махабхарата»

История Древнего мира неразрывно связана со множеством мифов и легенд. Но, пожалуй, самыми известными являются индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», которые были написаны на санскрите примерно 2 тыс. лет назад. Обе поэмы относятся к жанру, называемому героическим эпосом. Это значит, что действия, описанные в них, - не что иное, как исторические предания, т. е. их содержание основано на реально произошедших когда-то событиях. И это в первую очередь относится к эпосу «Махабхарта». Как считают историки, в нем идет речь о междоусобной войне, вспыхнувшей между двумя ветвями царского рода племени Бхаратов где-то на рубеже II-I веков до н. э.

События, на которых основана «Рамаяна», для специалистов менее ясны. Но все же считается, что и здесь присутствует исторический стержень. Ученые полагают, что данная поэма рассказывает о борьбе завоевателей Индии, племен ариев, с коренным населением индийского юга. Эти события могут относиться к XIV-XII столетиям до н. э.

Данный эпос повествует о походе Рамы, одного из самых любимых героев не только Индии, но и сопредельных стран, к острову Ланка (скорее всего, это современный Цейлон) и о поисках его жены, которую похитил предводитель демонов-ракшасов. «Рамаяна» состоит из 24 тыс. шлок (двустиший), собранных в семь книг. В мифологии индийский бог Рама является седьмым воплощением Вишну. В этом образе он избавляет как людей, так и богов от власти злобного предводителя ракшасов Равана.

В обоих памятниках древнеиндийской поэзии непостижимым образом переплелись аллегория, правда и вымысел. Считается, что «Рамаяна» вышла из-под пера Вальмики, а «Махабхарата» - мудреца Вьяса. Стоит отметить, что в том виде, в котором дошли до нас эти произведения, они не могут принадлежать какому-то конкретному автору или относиться лишь к одному веку. Эти великие эпосы являются результатом многочисленных изменений и дополнений.

Легенда о богине - Матери всех миров

В глубокой древности асура Махиша долгое время исполнял покаяние и за это был награжден даром, который давал ему возможность становиться невидимым. Тогда этот демон задумал стать владыкой мира и свергнул Индру с небесного престола. Боги, которые не захотели подчиняться свирепому демону, отправились к властителям мира Брахме, Вишну и Шиве и умоляли спасти их от такого унижения.

Из уст разгневанной триады вырвалось пламя гнева, соединившееся в огненном облаке. Озарив грозным блеском всю Вселенную, из него появилась женщина. Ее лицо было пламенем Шивы, руки олицетворяли мощь Вишну, а пояс - силу Индры. Ее брови создали божественные братья-близнецы Асивины, глаза - повелитель огня Агни, уши - ветреный Ваю, зубы - Брахма, волосы - владыка царства мертвых Яма, а бедра - Притхиви, богиня земли. Небожители дали ей в руки оружие: топор и трезубец, лук и стрелы, петлю и палицу. Так возникла богиня Кали.

Воинственный и страшный клич вырвался из уст Матери, и она, оседлав льва, бросилась на врага. Тысячи воинов, подчинявшихся Махиши, набросились на нее, но она с легкостью отражала их атаки. Ее дыхание создавало все новых и новых воинов, которые с неистовством бросались в сражение. Грозная богиня закалывала демонов копьем, рубила мечом, убивала их стрелами, накидывала им на шеи петли и волоком тащила их за собой.

От этой великой битвы потемнело небо, затряслись горы и полились реки крови. Несколько раз богиня Кали настигала Махишу, но он все время менял свой облик и уходил от нее. Но, наконец, она огромным прыжком нагнала демона и с невиданной силой обрушилась на него. Она наступила своей ногой ему на голову и ударом копья пригвоздила его к земле. Махиша опять попытался принять иной облик и снова ускользнуть от разгневанной богини. На этот раз она опередила его и мечом отсекла ему голову.

Радуясь одержанной победе, Кали начала танцевать. Она двигалась все быстрее и порывистее. Все вокруг стало сотрясаться, отчего миру грозило полное уничтожение. Боги испугались и стали умолять Шиву прекратить неистовый танец Матери, но даже ему не удалось остановить ее. Тогда он лег перед ней на землю, но и это не помогло. Она продолжала свой неистовый танец, попирая ногами его тело, пока не осознала всего происходящего. Только тогда она остановилась.

Боги преклонились перед Матерью всех миров. А она, уставшая от сражения, окровавленная и теперь добродушная пообещала им помогать каждый раз, как только потребуется ее поддержка. После этого богиня скрылась в своих неприступных храмах, чтобы отдохнуть и насладиться своей победой. Извечная Мать всего сущего, она за все в ответе, поэтому всегда остается в боевой готовности.

Изображение

Прежде всего Кали - богиня смерти, поэтому вполне естественно, что она выглядит угрожающе. Обычно ее изображают темнокожей, худой и четырехрукой женщиной с всклокоченными длинными волосами.

С левой стороны в верхней руке она сжимает покрытый кровью врагов меч, разрушающий двойственность и всякие сомнения, в нижней - отрубленную голову демона, которая символизирует усечение эго. Справа вверху ее десница делает жест, отгоняющий страх. Снизу же - благословляет на осуществление всех желаний. Руки богини - это символ четырех основных чакр и сторон света.

Глаза Кали управляют тремя главными силами: созиданием, сбережением и разрушением. Пояс, который она носит, целиком состоит из человеческих рук, что означает неминуемое действие кармы. Синий или черный цвет ее кожи является символом смерти, а также вечного космического времени.

Гирлянда из черепов, которой украшена богиня, символизирует целую цепочку человеческих воплощений. Ее ожерелье состоит ровно из пятидесяти деталей, столько же букв в санскрите - кладезе знания и силы. Взъерошенные волосы Кали служат таинственным занавесом смерти, окутывающим всю человеческую жизнь, а ярко-красный язык является символом руны раджас, а также энергии Вселенной.

Многоликая Кали

У этой богини две стороны: одна разрушительная, другая - созидательная. Под ликом Бховани она олицетворяет собой первое из начал. Поэтому ей необходимо приносить в жертву животных, так как она черпает свою силу из живых существ. Под ликом Дурги она истребляет зло. Если кто-то решил попросить у нее помощи в борьбе с демонами, он должен пожертвовать ей буйвола.

Богиня Кали является одной из ипостасей Дурги или Деви, жены Шивы. Она олицетворяет грозную сторону божественной энергии своего мужа. Кали обладает невиданной разрушительной силой, и об этом красноречиво говорит множество ее имен, например, Шри Кродхини (Вселенский гнев), Шри Уграпрабха (Источающая ярость), Шри Нарамандали (Носящая гирлянду из человеческих черепов).

Удивительно, но факт, что столь свирепую богиню считают символом материнской любви и заботы, а также почитают как защитницу всего человеческого рода от зла. При этом ее называют Шри Манорама (Наивысшее Божественное благоволение и очарование), Шри Виласини (Океан восторга) и другими подобными лестными именами.

Культ богини

Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно. Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям. Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира. Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой. Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу. Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду.

Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов. Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей. Отсюда пошло и название столицы Бенгалии. Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре.

Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября. Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком. У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы. После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.

Секта тугов

В период с XII по XIX век на территории Индии существовала некая тайная организация. Ее называли сектой тугов. Она состояла из настоящих фанатиков, которые посвящали всю свою жизнь только служению богине смерти Кали. В основном банды тугов действовали в Центральной Индии. Они занимались грабежом караванов и убийством путешественников. Обычно свою жертву туги душили, набрасывая ей на шею шарф или веревку, а труп сбрасывали в колодец или тут же закапывали при помощи ритуальной кирки или мотыги.

До сих пор точное количество их жертв не установлено, но, согласно Книге рекордов Гиннесса, их было около 2 млн. В 30-е годы XIX века тогдашнему генерал-губернатору Индии, обязанности которого исполнял лорд Уильям Бентинк, удалось покончить с сектой тугов путем многочисленных арестов и последующих за ними казней. С тех пор в английском языке появилось слово thugs, обозначающее «головорез», «разбойник», «убийца».

Ошибочное восприятие

На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений. Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом. Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв.

Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений. Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной. Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным. Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала - от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.

Кали (санскр. «чёрная») - темная и яростная аватара Парвати, темная Шакти и разрушительный аспект Шивы. Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать Бога. В Ведах ее имя связано с Агни, богом огня.

«Калика-Пурана» гласит: «Кали - освободительница, защищающая тех, кто ее знает. Она ужасная Разрушительница времени, темная Шакти Шивы. Она есть эфир, воздух, огонь, вода и земля. Через нее удовлетворяются все физические желания Шивы. Ей ведомы 64 искусства, она дарит радость Богу-Творцу. Она - чистая трансцендентальная Шакти, полная тьма».

Западные культы мистических и сатанинских направлений ошибочно воспринимают и описывают Кали как богиню, равноценную египетскому божеству Сету, жестокую кровопийцу и убийцу, поедающую плоть своих жертв. Другим распространенным заблуждением является приписывание Кали роли и свойств другой богини, Дурги.

Изображение и значение символов
Изображается в виде худой темнокожей четырёхрукой и длинноволосой женщины. Обычно обнажена или одета в шкуру пантеры. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры. Три глаза богини управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Она также соответствует трем временам: прошлому, настоящему и будущему, и являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, котороые обозначают неумолимое действие кармы. Ее темно-синий цвет - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. В "Маханирване-Тантре­" сказано: "Черный цвет заключает в себе белый, желтый и все остальные цвета. Так же и Кали заключает в себе все остальные существа". Черный цвет символизирует незамутненное состояние чистого сознания. Гирлянда черепов, котрой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскрита, кладези силы и знания. Голова, которую несет Кали, представляет собой эго, идею "я есть тело", которую она уничтожает. Черепа также показывают ее способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Взъерошенные волосы богини Кали (элокеши) образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует гуну раджас, кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет. Кали пербывает в анахате. Она взаимодействует с физическим сердцем; в этой форме она называется Ракти-Кали (красная Кали),пульсация сердца. Но красота - не только очарование, это также ужас и даже смерть. Кали - недосягаемая красота, невознагражденная любовь. Красота непостижима, потому что не имеет формы. Кали символизирует вечную жизнь. Вечная жизнь имеет цену. Только то, что является бессмертным, может быть бесконечным, поскольку ничто не может изменить его природы. Смертный и переходный процесс рано или поздно закончится. Чтобы извлечь пользу из вечности, которой является Кали, нужно принести в жертву нашу смертную природу. Поэтому Кали обычному глазу кажется пугающей и разрушительной. Кали - многоликая Богиня, которая руководит жизнью с момента зачатия до смерти. Она символизирует Космическую силу вечного времени. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра, вайю, праны. Эта сила наполняет собой вселенную как энергия преобразования. Она действует быстро и не оставляет после себя никаких следов, вызывая радикальные перемены. Кали есть восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии. Она воплощает в себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали cуществует в форме дыхания или силы жизни (праны). Символом Кали считался полумесяц.

Почитание Кали в качестве истребительницы демонов и могущественной богини-покровительн­ицы особенно распространено в Бенгалии, где находится главный посвященный ей храм Калигхата (в английском произношении - Калькутта), давший название столице Бенгалии - Калькутте. Второй из лучших храмов Кали находится в Дакшинешваре. Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в честь богини отмечался в начале сентября.

Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII-XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов - фанатиков, посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения.

* * * * *
Дурга (санскр.) - «труднодоступная» - имя супруги Шивы в одной из её грозных ипостасей. Почитание Дурги первоначально было свойственно неарийским племенам, позднее, она была включена в индуистский пантеон как одно из воплощений Парвати в процессе адаптации индуизмом народных верований, в частности культа Великой богини-матери, олицетворения созидательных и разрушительных сил природы.

В шиваизме и тантризме рассматривается как шакти Шивы - манифестация его творческой энергии.

В мифах Дурга выступает как богиня-воительница,­ сражающаяся с демонами, защитница богов и мирового порядка. Один из самых известных её подвигов - уничтожение в поединке демона Махиши, низвергнувшего богов с небес на землю и который не мог быть побеждён ни мужем, ни животным. По преданию живёт в горах Виндхья в окружении восьми помощниц-йогинь.

В индуистской иконографии обычно изображается в виде десятирукой женщины, восседающей на льве или тигре. В руках она держит оружие, а также атрибуты различных богов - трезубец Шивы, диск Вишну, лук Ваю, ваджру Индры и др.

Каждый из богов даровал Дурге какое-либо оружие. Поэтому Дургу призывают как для защиты, так и для разрушения всего, что мешает дальнейшему развитию. Мантры, посвященные богине Дурге, не столько уничтожают отрицательные силы в прямом смысле, сколько преобразуют, трансформируют их. Дурга приносит победы над преградами, болями и страданиями.

Шакти - санскр. «энергия» - в тантре, шиваизме и шактизме - супруга бога Шивы.

В индуизме каждый бог имеет свою шакти, и все вместе они представляют Личности (персонализации) и Силы (энергии) единого Брахмана.

Слово «шакти» имеет много значений. Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной реальности. Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу. Шакти называют богиню, супругу бога Шивы. Шакти - это внутренняя энергия человека. Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина. Шакти - это женщина-партнёр практикующего тантрийскую йогу. Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати, Парвати, Чамунда, Деви, Бхавани, Трипурасундари, Бхайрави, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - различные формы Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо её аспект.

Об индийской богине Кали многие если и знают, то, в основном, из голливудских фильмов. Для западного человека представление об этой богине может быть приблизительно следующим. Кали – богиня смерти, которой поклоняются безумные фанатики, устраивающие кровожадные ритуальные жертвоприношения .

Кали — индийская Богиня смерти

Именно благодаря пропаганде киноиндустрии люди реагируют неоднозначно, услышав имя этой богини из индийской мифологии. Однако, сами индийцы прекрасно знают, кто такая Кали и свято почитают ее . Ее образ одновременно и устрашающий, и прикрывающий от зла всякого, кто ищет Бога. Ее нельзя однозначно назвать ни плохой, ни хорошей . Но, точно можно сказать, что ее образ изначально не связан с поклонением смерти и восхвалением человеческих жертвоприношений. Переиначенное толкование ее символизма стало благодатной почвой для возникновения своего рода сатанинских религиозных течений. Естественно, что из каждого образа можно взять то, что выгодно для конкретного человека или группы людей.

Богиня Кали – многоликая, устрашающая мать всего сущего

Богиня Кали в индуизме понимается как Сила и Желание (Шакти) Бога. Благодаря ей разрушается все зло . Она – богиня-матерь, источник плодородия и жизни. Но, в то же время, она – темная сторона Пракрити (природы). В ее власти – созидание и разрушение.

Из священного шактистского текста «Деви-махатмья», появившегося приблизительно в V-VI веке н.э., мы знаем, что доисторический прообраз источника всей жизни в мире трансформируется в некую богиню Кали, представляющей собой мощную космическую силу.

В текстах она проявляется как богиня, побеждающая демонов в битве двух сил – божественных и тех, кто хочет занять место божеств. Согласно сказанию, асура Махиша, злобный демон, возжелал установить собственную власть над всем миром. Но боги нашли выход, создав существо-воительницу, которое соединило в себе всевозможные способности от разных божеств. Например, от Вишну она взяла непревзойденную мощь, от Шивы – могучее пламя, от Индры – несоизмеримую ни с чем другим силу.

Бросилась она в атаку с боевым кличем. Все, кто представал у нее на пути, мгновенно был уничтожен. Яростно, неистово она поражала всех противников. Хлещущая кровь превращалась в нескончаемые потоки, горы – в пыль, а небо даже почернело от того ужаса, что оно видело. Уничтожив всех демонов, Кали настигла Махишу и с жестокостью отсекла ему голову.

Но величественная богиня уже не могла унять свой пыл. Она сокрушала все, что было перед ней. Выполняя безумный , Кали наслаждалась триумфом победы, не желая останавливаться. Когда боги поняли, что, ликуя, она способна разрушить мир, Шива решил пойти на хитрость, чтобы остановить ее.

По одной версии, он обернулся плачущим младенцем, лежащим на поле боя среди убитых демонов. Кали, увидев его, не смогла унять свои материнские чувства, и взяла ребенка на руки. Принявшись его успокаивать, она позабыла о своем сумасшедшем танце. По другой версии, Шива попросту упал на землю перед мимо проходящей Кали, из-за чего она споткнулась.

Когда наступил вечер, Шива решил задобрить богиню, исполнив тандаву (танец творения). Кали не смогла сдержаться и тоже пустилась в пляс.

С момента великой битвы на нее возложено одно из ее основных предназначений – разрушение всего зла в мире .

Кали словно мать для своих детей. Она дает не только любовь, защиту и заботу, но также величайшие знания тем, кто преклоняется перед ней . Неспроста ее называют и богиней смерти. Печаль, смерть, разложение победить нельзя – их нужно принять как данность. Для всецелого осознания своего бытия человек должен принять тот факт, что бороться с этими проявлениями жизни (да, боль, горе и смерть – это тоже проявление жизни) бесполезно. Также она всячески отрицает стремление человека ставить свое эго в центр мироздания , пытаясь тем самым привлечь к себе внимание и изменить естественный ход жизни.

Человек должен принять свою смертность. Только так он сумеет раскрепоститься, стать по-настоящему свободным. Здесь проявляется еще одно важно предназначение Кали – раскрыть перед людьми их смертную сущность, освободив их от пут рациональности и практичности .

Множественные имена богини Кали

Впервые упоминание богини именно под именем «Кали» встречается в Ригведах. С санскрита это слово переводится как «черная». Но у нее столько имен, что все, пожалуй, и не счесть:

  • Каларати («черная ночь»);
  • Калика, Калике – форма имени Кали;
  • Коттравей – у тамилов;
  • Каликамата «черная земная мать».

Кроме этого, известны и другие ее имена , отражающие многогранность ее сущности: Деви , Махамайя , Дурга , Лолита .

В трактате Шри Шанкарачарьи «1000 имен Лолиты» указываются множественные имена Кали, в каждое из которых вложен определенный смысл.

Из легенды, повествующей о ее создании и кровавой битве с демоническим войском Махиша, в котором она одержала победу, становится понятным, почему у нее такие имена:

  • Шри Нихсамшйя (Не имеющая Сомнений);
  • Шри Парамешвари (Основной Правитель);
  • Шри Ракшакари (Спасительница);
  • Вишва-Гарбха (Вся вселенная заключена в Ней);
  • Шри Ади Шактихи (Святой Дух, Первичная Сила);
  • Шри Кродхини (Космический Гнев);
  • Шри Уграпрабха (Излучающая Ярость);
  • Шри Нарамандали (Одетая в гирлянду из черепов).

Эти имена характеризуют ее как величественную правительницу, беспощадную воительницу с безграничной силой и яростью, избавительницу от зла.

Но, в то же время, она может излучать заботу и доброту . Об этом свидетельствуют такие ее имена:

  • Шри Бхогавати (Верховный Даритель);
  • Шри Виласини (Океан Радости);
  • Шри Манорама (Высочайшая Божественная милость и очарование).

Множественность имен Кали указывает на то, что в ней заключена вся Вселенная с ее всевозможными проявлениями . Она не является злом или добром. Она представляет собой что-то вроде справедливости: тем, кто находится в поисках Бога и праведного пути, Кали помогает, оберегает от зла; тому, кто мнит себя всесильным, она указывает на ограниченность и смертность физического тела .

Глубокий символизм в изображении Кали

Кали на фото, иллюстрирующих изображение этой богини, демонстрируют глубокий смысл и ее роль во Вселенной.

Пожалуй, ее вид наиболее устрашающий среди всех богов индийской мифологии . Одетая в шкуру пантеры или же представленная нагишом, четырехрукая, худая, с растрепанными волосами, она гордо держит в одной руке меч, а другой возвышает голову ею же убитого демона. Кожа тела и лица, которая, кстати, имеет черный или иссиня-черный цвет, залита кровью. Глаза пылают огнем, а изо рта высунут алый язык.

Абсолютно каждая деталь на изображении Кали обязательно несет какую-то смысловую нагрузку . Нет ни одного элемента, который бы присутствовал «просто так». Несмотря на то, что во всем просматривается символика смерти, разрушения и безграничного страха, все можно истолковать совсем не так, как кажется на первый взгляд .

Так какие же символы мы найдем на изображении Кали?

  1. Три глаза богини олицетворяют творение (прошлое), сохранение (настоящее), разрушение (будущее) . Это значение скрыто в самом имени Кали, так как слово «кала» в санскрите используется для обозначения времени. Кроме того, три глаза еще и символизируют Огонь (или же молнию), Луну, Солнце. Кстати, символом Кали считается полумесяц.
  1. Ярко-красный язык, высунутый изо рта, изображает гуну Раджас – страсть, деятельность, активность.
  1. Белые зубы – отражение чистоты.
  1. Четыре руки – полный круг созидания и разрушения, четыре стороны света и четыре чакры. Каждая из рук Кали имеет свое предназначение. Верхняя правая делает защитный жест, прогоняющий страх. Нижней правой рукой богиня благословляет каждого, кто ищет свой путь, помогает в исполнении желаний.

В верхней левой руке Кали на изображениях обычно присутствует окровавленный меч. Он развенчивает все сомнения, двусмысленность, ложные знания . Нижняя левая рука держит отсеченную голову демона. Это не что иное, как отсечение Эго, мешающего постичь истинное знание.

  1. Полная грудь Кали – это символ материнства, дающего жизнь чему-то новому. Также понимается как творчество.
  1. Шею и грудь богини украшает ожерелье из человеческих голов. Всего их насчитывается 50 – столько же, сколько и букв в алфавите санскрита . Это стоит понимать как мудрость, знания . Еще головы олицетворяют непрерывную череду жизненных перевоплощений.
  1. На бедрах Кали можно рассмотреть пояс, состоящий из человеческих рук. Это – прообраз кармы . Почему именно руки? Человек с помощью своих деяний способствует формированию кармы, воздействующей на судьбу личности, ее сансару. Так как именно руки олицетворяют действия и труд, имеет место такой символ. Но если человек будет всецело преданным Кали, богиня может «вырвать» его из цикла кармы.
  1. Шива, лежащий под ногами своей супруги Кали, показывает, что духовное превосходит физическое, и что женское начало в создании стоит на порядок выше пассивного мужского начала .

Богиня во многих своих проявлениях покровительствует творчеству, так как она сама не только разрушает, но и создает новое . Поэтому ее считают источником вдохновения для всех творческих людей – писателей, поэтов, художников и т.д .

Многогранный смысл черноты и наготы богини Кали

В том, что Богиня изображается обычно нагой, а ее кожа имеет черный цвет, тоже имеется глубокий смысл.

Черный цвет, заключенный, кстати в одно из имен богини («кали» с санскрит. – «черный»), можно истолковать как:

  • Чистое сознание, бесконечность. Сам космос имеет черный цвет . Кали – это символ вечности времени и Вселенной.
  • Кали – природа-мать, высшая над всем существующим в мире . Она даже выше царства смерти. Это подобно тому, какими особенностями обладает черный цвет. Он не только растворяет все цвета. Он еще является основой для них, но, в то же время, характеризуется и полным отсутствием цвета.

Но только с дальнего расстояния кожа Кали имеет черный цвет. Если всматриваться, то можно понять, что она сравнима с океаном или небом. Если зачерпнуть воду ладонью или же устремить взгляд в небо, открытием становится, что они не имеет цвета.

Наготу богини стоит рассматривать как свободу от невежества, иллюзий . Одежды просто не могут удержаться на ней, так как сгорают от яркого огня истин.

Почитание Кали и культ богини

У богини есть свои почитатели. Они объединены в культ Кали . Наиболее он распространен в Бенгалии.

Бенгалия – это исторический регион Южной Азии, расположенный в ее северо-восточной части. Сегодня Западная Бенгалия занимает территорию восточного штата Индии, Восточная Бенгалия – государство Бангладеш.

Особенно массово почитали Кали в период с XIII по XIV столетия. Но и сегодня культ богини достаточно распространен.

Главный храм Кали называется Калигхата. Благодаря ему столица индийского штата получила свое название – . В Дакшинешваре был возведен второй по значимости храм.

В сентябре даже отмечается , посвященный Кали. Во время ритуальных поклонений богине женщины наносят бинди (красную точку на лоб), подносят красные цветы, зажигают свечи, пьют вино и священную воду. После того, как прочтены молитвы, можно приступать к трапезе, состоящей из жертвенных подношений.



Похожие статьи
 
Категории