История мировых цивилизаций Фортунатов Владимир Валентинович
§ 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
Существуют ли критерии, в соответствии с которыми можно определить степень цивилизованности, уровень цивилизационного развития той или иной страны? Можно ли определить, в какой стране людям живется лучше, а в какой хуже? Дело в том, что в России (СССР) сравнительно-сопоставительный метод изучения истории не был в почете и мало использовался. Или совсем не использовался, если предполагалось, что сравнение окажется не в пользу России (СССР). В советский период официальная пропаганда, ее добросовестные или лицемерные служители старались создать привлекательный образ своей страны, который вызывал бы у советских людей «чувство законной гордости» (шестое, особое чувство, присущее только советским людям). Общая концепция выглядела примерно так: в материальном плане у нас, конечно, еще немало нерешенных проблем, но зато мы духовно богаты, мы – самая читающая страна мира и т. д.
Между тем на протяжении длительного времени международное сообщество постепенно вырабатывало объективные критерии для международных сопоставлений. Некоторые из выработанных методик и матриц подвергаются критике. Многие подходы не вызывают сомнений и стали общепризнанными.
Так, одним из наиболее важных показателей является производство той или иной продукции, объема услуг и т. д. на душу населения. По этим показателям Россия до 1917 г. хронически отставала от наиболее развитых стран. Даже в периоды, когда темпы экономического развития (60-90-е гг. XIX в., 1908–1914 гг.) были наиболее высокими, позиции России не улучшались, т. к. другие страны тоже не стояли на месте. После 1917 г., особенно в 30-х, затем в 50-60-х гг. XX в. наметился некоторый прогресс в показателе «производство продукции на душу населения». Но другие страны, как ни странно, также продолжали развиваться. На Западе случались кризисы, из которых США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и другие развитые страны в конечном счете выбирались. СССР, вступив в полосу «застоя», затем «перестройки», превратился в Россию. Но вступление на путь «модернизации» после «реформ» пока не позволило стране по показателю «производство продукции на душу населения» занять сколько-нибудь достойное место в кругу развитых стран.
На излете советской эпохи население СССР узнало о том, что в условиях Советской власти так и не удалось достичь научно обоснованных норм потребления продуктов питания, что в СССР на начало 80-х гг. XX в. сохраняется «продовольственная проблема». После двадцати лет очередных экспериментов («перестройка», «реформы») прилавки магазинов заполнились продовольственными товарами, но главным образом за счет импорта и в ущерб развитию собственного сельского хозяйства. А «средняя температура по больнице» оставляет желать лучшего.
К сожалению, в российских средствах массовой информации появляется очень мало информации о ежегодных замерах цивилизованности большинства стран мира, которые проводятся по методикам ООН и других международных организаций.
Так, индекс развития человеческого потенциала, публикуемый ООН, складывается из трех параметров:
· продолжительность жизни (по которой судят об уровне здравоохранения);
· уровень образования (процент людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование);
· ВВП на душу населения (по которому эксперты предлагают оценивать уровень жизни).
Инновации. Индексы международные
Индексы – это относительные показатели, позволяющие сопоставить непосредственно несоразмерные величины. Например, индексы цен, индексы экономического развития различных стран, индексы, обобщающие информацию социологических исследований.
Уровень экономического развития страны – система показателей, позволяющих производить международные сравнения экономического развития стран мира. Современная экономическая наука выделяет следующие группы показателей уровней экономического развития страны: а) ВВП/ВНП и НД на душу населения; б) отраслевая структура национальной экономики; в) производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей); г) уровень и качество жизни населения; д) показатель экономической эффективности.
ИРЧП ООН рассчитывает с 1990 г. На первых местах на протяжении длительного времени находятся Норвегия, Австралия, Канада, Швеция, Бельгия, США, Исландия, Нидерланды, Великобритания, Япония и др. Черту бедности ООН проводит на уровне половины среднедушевого дохода (ВВП – валовой внутренний продукт на душу населения). Для США в 2001 г. среднедушевой доход составлял 1300, в России – 300 долларов в месяц.
Продолжительность жизни в Европе на 15–20 лет выше, чем в России. Пенсия составляет 40–60 % от заработка (в России – 26 %). По сравнению с США российские цены на одежду и бытовую технику выше в 2 раза, на еду – на 70 %. Средний американец платит налогов 12 %, а богатый – 23,5 %, богатый европеец – 40 % и выше. А в России с 2000 г. налоговая ставка в 13 % стала одинаковой для всех. В США и Европе ставки по ипотечным кредитам на протяжении длительного периода составляли 3–4 %. В новой России эти ставки формально определяются в 10–11 %, а фактически являются значительно более высокими. В Европе ясли, детские сады, школы бесплатны, а в России – платные. В Швеции и Финляндии высшее образование является бесплатным. В СССР высшее образование было бесплатным, в современной России доля студентов, обучающихся на коммерческой основе постоянно растет. В США, Франции самообеспечение продовольствием составляет более 100 %, в Италии – 78 %, в Японии – 50 %. В России импорт продовольствия составляет свыше 50 %.
В России строительство жилья по сравнению с СССР сократилось в 3 раза. Правда, 1/3 построенных квартир распределяются бесплатно (по очереди от советского периода). В 1994 г. стандартная двухкомнатная квартира в России стоила 12,1 средних годовых доходов, или 26,1 годовых зарплат. В 1970-е – 3,4 средних годовых зарплат. Средняя обеспеченность жильем в России составляет 19,7 м 2 на человека. В странах ЕС – 40 м 2 ; 61 % россиян хотят улучшить жилищные условия. 7 % рассчитывают только на бесплатное социальное жилье. В очереди нуждающихся 4,5 млн семей. За бесплатным жильем надо простоять в очереди 15–20 лет. Потребность в жилье в России составляет 1,6 млрд м 2 . В 2003 г. было введено в строй 36,3 млн м 2 , 160 банков выдавали кредиты на покупку квартир. Процентные ставки по ипотечным кредитам (с учетом бюджетных дотаций) составляли от 5 % в Хабаровске до 28 % в Кемеровской области. Обеспеченность жильем в Российской Федерации в 2–4 раза ниже, чем в США и развитых европейских странах. Россия отстает от развитых стран и по показателю теплоэффективности строящихся и находящихся в эксплуатации зданий. Каждый год в РФ на нужды отопления расходуется около 20 % всех потребляемых энергоресрусов. Современные российские вводящиеся в эксплуатацию дома требуют на отопление 1 м 2 жилья 500 кВт. ч. В Германии хватает 250, а в Швеции и Финляндии с похожим на Россию климатом досаточно 125 кВт-ч на 1 м 2 . 40 млн россиян проживают в неблагоустроенных домах, а 2,5 млн – в ветхом и аварийном жилье.
В международных индексах Россия редко занимает хорошие места. Так, в 2005 г. международная организация Freedom House в своем ежегодном докладе впервые включила Россию в число несвободных стран. В 2005 г. по рейтингу международной организации «Репортеры без границ» Россия по уровню свободы прессы оказалась на 138 месте из 167.
Зато по уровню коррупции Россия в последние десятилетия стабильно занимала «призовые» места.
«Причина разочарования россиян – не в буржуазных ценностях и не в европейской политической системе, а в том, что в России они приобрели извращенные, часто антинародные формы. У нас не европейское, а олигархо-бюрократическое качество капитализма. Веками оттачиваемые инструменты европейской демократии (свободные выборы, независимые суды, конкуренция, социально ответственное распределение доходов, свободные профсоюзы) у нас искажены и дискредитированы.
Негативную роль в восприятии Европы играет телевидение. Что нам показывают? Европейских бандитов, продажных политиков, проституток, наркоманов, гомиков, бунтующих троцкистов, маргиналов. Но мы не знаем, как живет рабочий завода „Рено" или гамбургский докер. Мы не имеем представления о жизни простого учителя или профессора. А как чувствует себя в армии британский новобранец? В какой квартире там живет шофер, врач или продавщица из универсама? Вот что нужно сравнивать! А не то, у кого выше „хоругвь" или чище нравственная слеза.
Нам нужно не плевать в сторону Европы, не страшиться ее, а приводить нашу политическую систему и бытовую жизнь в соответствие с настоящими европейскими стандартами», – констатировала одна из ведущих газет страны.
Цивилизованный человек в цивилизованной стране живет по правилам, постоянно работает над собой, расширяет свой кругозор, оттачивает интеллект, ведет здоровый образ жизни.
В России огромное число людей элементарно не знает и не выполняет своих конституционных обязанностей, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие не платят налогов, предпочитая получать заработную плату «черным налом». Многие бесцеременно, как настоящие вандалы, относятся к родной природе. Немало проявлений варварского поведения в отношении памятников культуры. Иногда очень далеки от конституционных норм взаимоотношения между родителями и детьми. Сотни тысяч людей гибнут ежегодно в результате массовых нарушений правил дорожного движения, требований инструкций о соблюдении техники безопасности, в результате злоупотребления алкоголем, табаком, от употребления наркотиков, из-за неправильного питания и т. д.
Разница в уровнях цивилизационного развития особенно ощущается наблюдательными россиянами при пересечении границы родного отечества. В то же время оказывается, что абсолютное большинство россиян вполне способно, попав в действительно цивилизованную страну, вести себя вполне цивилизованно.
Из книги Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941 -1942 гг. автора Яров Сергей ВикторовичГлава I. Представления о цивилизованном порядке: формы
Из книги Крестовый поход на Восток [«Жертвы» Второй мировой] автора Мухин Юрий Игнатьевич Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена ВладимировнаО хорошем обществе{51} «Пример есть добродетель или порок в действии; он поражает нас впечатлением гораздо сильнейшим, нежели холодное поучение, и потому-то оставляет в памяти следы глубокие и часто неизгладимые.Обращение с хорошими людьми внушает нам почтение к их
автора Катасонов Валентин Юрьевич6.7. «Долговое процветание», или «Цивилизованный» грабеж (1) В первой части работы мы говорили о том, что римская аристократия достаточно активно участвовала в ссудных операциях, выступая как в качестве кредиторов (не афишируя, впрочем, свою ростовщическую деятельность),
Из книги От рабства к рабству [От Древнего Рима к современному Капитализму] автора Катасонов Валентин Юрьевич6.8. «Долговое процветание», или «Цивилизованный» грабеж (2) Теперь познакомимся со статистикой внешнего долга стран Запада. Данные взяты из справочника ЦРУ США. Под внешним долгом в указанном источнике понимается сумма государственного и частного долга, подлежащего
Из книги Великий обман. Выдуманная история Европы автора Топпер УвеВ лучшем обществе Еще один подделыцик, на которого указывает Агустин Салес в письме к Майянсу от 19 июля 1741 года, – Губерт Гольциус. Согласно этому письму он – «Как и Гардуэн» – изготовил многочисленные монеты и медали для испанских городов. Этот первый профессиональный
Из книги Корона Ордынской империи, или Татарского ига не было автора Еникеев Гали РашитовичГлава 2 Что было названо «монголо-татарским нашествием на цивилизованный мир»? Начнем тему данной главы с обзора политической ситуации в Срединной Азии конца XII - начала XIII в. В начале XII века Елюй Даши - «киданьский вельможа» - бежит на запад от чжурчженей и создает
Из книги Восток - Запад. Звезды политического сыска автора Макаревич Эдуард ФедоровичСыск в обществе Агранов был уверен, что в стране, раздираемой противостоянием власти и некоторых социальных групп, в стране, где происходят мощнейшие политико-экономические сдвиги, необходимо постоянно знать настроение людей. Знать его среди рабочих и крестьян,
Из книги Александр I – победитель Наполеона. 1801–1825 гг. автора Коллектив авторовНастроения в обществе «Аракчеевщина» вызывала резкое недовольство во многих слоях русского общества. Брожение в обществе началось с офицерской среды. Здесь нереализованные надежды на либеральные преобразования обсуждались особо активно. Возникали тайные кружки,
Из книги «Крестовый поход на Восток». Гитлеровская Европа против России автора Мухин Юрий ИгнатьевичЭтот «цивилизованный» мир Как я написал в предисловии, Вторая мировая война унесла жизни 50 млн. человек и более половины этого числа составили погибшие граждане СССР. На плечи наших отцов и дедов легли тяготы, несоизмеримые с тяготами других воюющих стран. Это надо
Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил Из книги Статьи автора Волков Сергей Владимирович«Цивилизованный патриотизм» и современное политическое сознание В ходе политических событий в России в начале 90–х годов для кругов, заинтересованных в противостоянии тоталитаризму, закономерно встал вопрос о поисках альтернативы коммунистическому реваншу или режиму
Из книги Тайный проект Вождя или Неосталинизм автора Сидоров Георгий АлексеевичЕщё раз об обществе и государстве Пора бы нашему народу осознать, что такое общество, и что собой представляет государство. Кто в этом тандеме главный. И кто кому должен подчиняться и служить.Испокон веков общество людей нанимало специально подготовленных управленцев,
Из книги Империя Петра Великого (1700-1725 гг.) автора Коллектив авторовРеформы в обществе ДВОРЯНСТВО - высшее сословие в Российской империи. В 18 - нач. 20 вв. оно обладало привилегиями, закрепленными в законе и передаваемыми по наследству.В 18 в. господствующее положение русского дворянства в жизни страны было юридически оформлено. Указ 23
Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим ВладимировичСказка № 1. Возвращение в цивилизованный мир Миф - опиум для элиты. Перед нами базовый миф кремлевских идеологов.Тысячу лет мы жили не так. В 988 году принимали христианство. Отгораживались от Запада православием и социализмом. Топили в Чудском озере псов-рыцарей. Гнали
Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.Абатуров И.Н.
Научный руководитель: д. фс. н., профессор Мельник В.И.
ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Разделение общества на цивилизованных и нецивилизованных людей, как уже отмечалось, было связано с отделением умственного труда от физического.
Нецивилизованный человек также участвовал в творении цивилизации, даже если он не осознавал этого. Рабство выступало двигателем науки, культуры и искусства, поскольку рабы своим трудом давали господину время на изучение и творческое переосмысление интеллектуального наследия цивилизации.
Живучесть рабства поражает: современные исследования отмечают сохранение рудиментов работорговли вплоть до XX в. Расцвет античной цивилизации был бы невозможен без порабощения огромного числа представителей варварских и примитивных обществ.
Рабство развивалось в рамках очень интересного социального феномена - патернализма. Термин патернализм происходит от латинских слов pater, paternus, которые означают соответственно «отец», «отцовский». Долгое время это понятие в СССР практически не употреблялось. Мы не находим упоминаний о патернализме в толковых словарях, в частности в том, что был издан под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в 80-е гг. XX в. Если этот термин и встречался в специальных советских словарях по общественным наукам, то обычно его трактовали как чужеродное понятие. Вот одно из таких определений. «Патернализм... идеологическая доктрина и практика монополистической буржуазии, направленная на то, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы, внедрить в сознание трудящихся идеи “социального партнерства” и классового мира, побудить рабочих добровольно повышать производительность и интенсивность труда на капиталистических предприятиях».
Нет термина «патернализм» и в недавно изданном «Толковом словаре русского языка начала XXI века», основанного на детальном анализе современной литературы и публицистики. Сегодня лишь отдельные толковые словари содержат это понятие. Так, в «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова это слово имеет следующие значения: «1. Опека, покровительство крупных государств более мелким государствам или колониям. 2. Покровительство, опека старшего младшему». В «Большом словаре иностранных слов», вышедшем в 2005 г. повторены почти без изменений оба вышеупомянутые значения термина «патернализм» и добавлена третья трактовка этого слова: «Система дополнительных льгот на предприятиях за счет предпринимателей с целью улучшения отношений с сотрудниками».
Даже в настоящее время понятие «патернализма» в отечественных общественных науках не прижилось. Как отмечает Н.В. Шушкова «для отечественных обществоведов тема патернализма остается маргинальной. Можно говорить о том, что термин “патернализм” в российской социальной науке имеет статус скорее служебный или метафорический, но не концептуальный».
Но если социальная сторона патернализма все же исследуется, то аксеологический аспект этого явления в России остается практически неизученным. А ведь патернализм это не только социальное и политическое явление, но и особая система ценностей, которая лежит в рамках цивилизованности. Скорее всего, невнимание к аксеологической стороне патернализма вызвано тем, что в отечественных общественных науках постсоветского периода вопросам морали, этики, духовности современного российского социума внимания уделялось мало.
Это было связано во многом с тем, что понятие «общественная мораль» автоматически ассоциировалось с такими явлениями, как идеология, идеологический диктат, которые были неприемлемы для ученого, который демонстративно порвал с социализмом.
Истоки патернализма лежат в природной сущности человека: многие животные заботится о своем потомстве или приемных детенышах (феномен «маугли»). Однако подлинный патернализм сформировался только у человека, став важным элементом цивилизованности. Если обратиться к классификации А. Маслоу, то оказывается, что патернализм направлен на удовлетворение потребности в безопасности, которая включает в себя желание зависимости, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Патернализм на практике означал как раз такую опеку над зависимыми людьми, которая избавляет их от забот о завтрашнем дне, поскольку основную часть решений проявляет «патер» - господин. В исследованиях, посвященных рабству можно встретить утверждения, будто рабовладельцы «занимали патерналистскую позицию по отношению к своим рабам». В принципе, можно согласиться с таким суждением.
В процессе дифференциации общества патернализм, как уже отмечалось, формировался параллельно со становлением аристократии, как правящей социальной группы. Мы уже отмечали, что патернализм был первым проявлением аристократизма в отношении подчиненных, поскольку он позволял избегать обострения социальных противоречий. Нами уже подчеркивалось и то, что патернализм выполнял охранительную функцию по отношению к цивилизованности, поскольку обеспечивал существование представителей определенных занятий.
Итак, в создании цивилизации участвовали как цивилизованные, так и нецивилизованные люди. Прослойка цивилизованных людей могла осуществлять свою деятельность только благодаря присвоению труда нецивилизованных индивидов, которое оправдывалось патерналистской политикой по отношению к ним. Патернализм принудительно удовлетворял, хоть в грубой, даже жестокой манере, потребность нецивилизованных индивидов в безопасности.
Список литературы
1. Alpers E.A., Hopper M.S. Parler en son nom? Comprendre les temoignage d’esclaves africains originaires de l’ocean Indien (1850 - 1930) // Annales. Economies, Societes, Civilisations. 2008. Vol. 4. P. 799 - 828.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988.
3. Политэкономический словарь. М., 1972. С. 207.
4. Толковый словарь русского языка начала XXI века / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.,
5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000.
6. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М., 2005. С. 489.
7. Шущкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе. Автореферат дисс... канд. социол. наук. Пермь, 2003. С. 7.
8. Confino M. Servage russe, esclavage americain. Annales. Economies, Societes, Civilisations. 1990. Vol. 45. № 5. Р. 1122 - 1123.
9. Абатуров И.Н. Аристократизм как элемент цивилизованности российских предпринимателей // IV международные Стахеевские чтения: Материалы научной конференции. - Т. 1. Елабуга, 2009. С.36 - 43.
10. Абатуров И.Н. Патернализм как элемент цивилизованности в прошлом и настоящем // Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России. Межвузовский сборник студенческих и аспирантских работ. Вып. 14. Екатеринбург, 2009. С. 98 - 106.
См … Словарь синонимов
цивилизованный - ая, ое. civiliser. Приобщенный к цивилизации (культуре, прогрессу, просвещению); культурный, просвещенный. БАС 1. Я за безграмотных черных против цивилизованных владельцев их в южных штатах. Черныш. Что делать? ♦ шутл. Лесных диких котов не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ, ая, ое; ан. Являющийся носителем цивилизации (во 2 знач.). | сущ. цивилизованность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
1. цивилизованный, ан, ана, ано, аны, прич. 2. цивилизованный, ан, анна, анно, анны, прил … Русское словесное ударение
Прил. 1. Находящийся на уровне цивилизации [цивилизация I 2.], являющийся носителем цивилизации, приобщенный к цивилизации; культурный, образованный. 2. Основанный на достижениях цивилизации [цивилизация I 2.]; развитый, правовой, просвещенный. 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Цивилизованный, цивилизованная, цивилизованное, цивилизованные, цивилизованного, цивилизованной, цивилизованного, цивилизованных, цивилизованному, цивилизованной, цивилизованному, цивилизованным, цивилизованный, цивилизованную, цивилизованное,… … Формы слов
Варварский неприрученный нецивилизованный … Словарь антонимов
цивилизованный - цивилиз ованный; кратк. форма прич. ан, ана; кратк. форма прил. (культурный; такой, как принято у цивилизованных людей) ан, анна … Русский орфографический словарь
цивилизованный - 1. прич.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/вана, вано, ваны. Некоторые территории средневековой Франции были цивилизованы довольно поздно. 2. прил.; кр.ф. цивилизо/ван, цивилизо/ванна, ванно, ванны; цивилизо/ваннее. «Находясь в городах, они [коты],… … Орфографический словарь русского языка
Книги
- Тишина в эпоху шума. Маленькая книга для большого города , Кагге Эрлинг. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, - всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…
- Тишина в эпоху шума: Маленькая книга для большого города , Эрлинг Кагге. Цивилизованный мир охвачен эпидемией шума. Приходящие на мобильный оповещения, рев транспорта, звуки, издаваемые всевозможной техникой, – всё это отвлекает и сильно нервирует, не дает ни…
Если грамотный, образованный и ученый могут разобраться во всех особенностях языка, зная и понимая его, от культурного человека ждут большего. Однако культурный и ученый… могут и не совпадать в одном человеке, как знание и культура не совпадают в общих признаках.
Мы вступаем в новый ряд определений современного человека.
XVIII век, век Просвещения, подарил эти два понятия, выражавшие одно и то же: цивилизация во Франции (Гольбах, 1770) и культура в Германии (Гердер, 1791) - как закон человеческой истории, преемственность поколений и развития общества.
Цивилизация - от латинского определения civilis (гражданский); то есть, строго говоря, городской. Городская культура, противопоставленная натуре - природе. Пока в особой чести была французская речь, у нас ходило французское слово, Чаадаев, Пушкин, декабристы, Герцен, петрашевцы, Писарев - все говорят о цивилизации и цивилизованных людях, начиная со словаря 1837 года, в котором даже произношение французское: сивилизация.
Слова культура ни у кого из них нет. Оба термина употребляются пока вместе, потому что обозначают одно понятие. Позднее потребовалось их разграничение по смыслу. Цивилизацию стали связывать с материальной, культуру - с духовной деятельностью человека.
Нужно понять журналистов прошлого века. Слово прогресс запрещено к употреблению, слово развитие также, слова революция давно нет ни в одном словаре. Вынужденный обстоятельствами, «эзопов язык» революционных демократов нуждается в термине, который давал бы намекающее понятие о прогрессе и развитии, о революциях. Идея прогресса и развития… цивилизация . Идея просвещения - культура. «Где эта культура, в чем созданная нами цивилизация?!» - восклицал публицист-народник Н. В. Шелгунов.
Царедворец под цивилизацией понимает привычки городской жизни, передовой публицист - развитие общества в новом направлении. Для одного и слово во французском произношении: сивилизация , - для второго это интернациональный термин: цивилизация .
О культуре тоже известно, что слово латинское и обозначает нечто, противоположное природе - натуре . В 1863 году, когда сотрудник «Отечественных записок» употребил выражение «действовать на природу культурою», критик славянофильского «Москвитянина» советовал заменить последнее слово привычным в то время возделанием . В своем роде это верно, потому что культура и значит обработка , возделывание , даже образование (чего-то), так и отмечено впервые в словаре иностранных слов 1861 года.
Более ста лет назад сначала П. Л. Лавров, а затем Н. В. Шелгунов в «Очерках русской жизни» рассмотрели все признаки, которыми современники различали слова цивилизация и культура . Описывая социальные отношения своего времени, они прояснили содержание понятий, обозначенных этими словами; пока еще не терминами, а заимствованными словами, обычно в сочетании с более понятными русскими словами. Новые слова внедрялись в сознание читающей публики.
Язык и сам по себе способен показать, стало слово природно русским или оттачивает пока свой смысл в литературных битвах. Слово развивает свои переносные значения и с помощью суффиксов образует новые, уже совершенно русские слова.
Еще и в середине XIX века предпочитали говорить человек цивилизации , а не цивилизованный человек . Нет и сочетаний культурный человек , хотя встречается культурный век и культурное общество . Более того, до XX века возможны выражения культурное травосеяние или культурное производство - «возделывание» или «промышленность» , то есть в точном соответствии с латинским термином в немецком его понимании. В конце XIX века человека, который «ввел в культуру» салат и турнепс, называют высококультурный хозяин . В начале XX века только светские люди называют себя культурными людьми , но всегда в том же самом прямом смысле: воспитанные, вылощенные, то есть не «дети природы». П. Л. Лавров рискует говорить о «просвещенном культурном слое образованных» и «культурных силах» (1877), но в этих сочетаниях иностранное слово все еще поясняется привычным русским. Мысль развивается постепенно: сначала говорят о своей культуре, потом о культурных силах, которые становятся (собирательно) культурными людьми, - но все еще в прямом смысле слова.
И XX век множит определения: культурное строительство , культурная революция , культурный уровень , культурные связи - указывают на определенный уровень культуры, которого может достичь эпоха или страна.
Вспомним: образованным человеком поначалу называют того, кто получит образование. Только со временем по метонимическому переносу значения так стали называть человека, имеющего разносторонние знания: «люди ученые - образованные!»
То же и с определением культурный. Человек, живущий в культурном обществе и в культурный век, да притом и образованный до такой степени, что может осознать это, - несомненно культурный человек. В начале 1930-х годов в толковом словаре Д. Н. Ушакова сочетание культурный человек уже известно, хотя над ним и посмеиваются: «возделанный» человек! Пока осознается внутренний образ слова, его исходный смысл, слово не стало термином. Оно еще опутано множеством побочных значений, исконных и благоприобретенных, и каждый человек по-своему понимает это слово. В том же словаре вторым значением слова культурный указано: образованный человек. В новейшем же академическом словаре вместо него в качестве побочного стоит уже: воспитанный человек! Образованный связано со знанием и обучением, а воспитанный относится к нравственной сфере бытия. Для разных эпох важен свой подтекст.
Не потому ли и слово цивилизация известно нам меньше, чем слово культура ?
Теперь важнее обозначить не материальную сторону цивилизации (понятие о материальной культуре в основном обозначается словом цивилизация ), духовную. Но и духовная, нравственная сторона современной жизни сознанием также раздваивается. С одной стороны, это - по преимуществу внешняя культура, создающая культурного человека . А с другой - заветно свое, в борениях выстраданное представление о мире, классовое и национальное, личное или всечеловеческое. Возникла нужда еще в одном слове, и оно появилось - интеллигентный .
| |