Сена́т (лат. senatus , от senex - старик, совет старейшин) - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты - таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов - принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
Постановления сената (s. c., senatus consulta ) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть Сенатом. И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» - то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
· первоначально - 100
· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) - 300
· со времён Суллы - 600
· при Цезаре - 900
· со времён Августа - опять 600
· в период поздней античности (домината) - 2000.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи - даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор - он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) - 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе - «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Список литературы:
1. С. И. Ковалев «История Рима»
Сенат (лат. senatus, от senex – старец) – в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).
В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.
Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.
Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.
Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и
популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между
патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских
граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними
какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики
составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии
непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола
«popolare» – опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли
тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II,
III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители
V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены
легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих.
Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.
Официальное наименование сенаторов – «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати – патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности- Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус -консульты. Но компетенция сената была обширной- Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената- Если войну объявляло центуриат-ное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т. п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
2.3. Институт магиструтатуры Древнего Рима.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центу-риатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интер-цсссии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (impe-rium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел высочайший империум (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни. Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
Аристократическая форма правления была представлена в Риме сенатом. Основные рычаги сенатского управления заключались в следующем: во-первых, верховное распоряжение сената средствами казначейства, в том числе право определять суммы, отпускаемые в военную казну консулов; сенат же давал разрешение на вербовку армии и устанавливал ее размеры, так что от консулов зависели только выбор новобранцев и трата отпущенных средств. Во-вторых, отмечался контроль сената над военной сферой. Консулы зависели от сената еще и потому, поясняет Полибий, что «легионы нуждаются в непрерывной доставке припасов, между тем помимо сенатского постановления не может быть доставлено легионам ни хлеба, ни одежды, ни жалованья; вследствие этого, если сенат пожелал утвердить и препятствовать, начинания вождей остались бы невыполненными. Кроме того, от сената зависит, осуществляются или нет планы и расчеты командиров потому еще, что сенат имеет власть послать нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего. Далее, во власти сената превознести и возвеличить успехи вождей, равно как отнять у них блеск и умалить их: ибо без согласия сената... военачальники или совсем не могут устраивать так называемые у римлян триумфы, или не могут устроить их с подобающей торжественностью».
Сенат был властен в сфере внешних сношений. «На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-нибудь народу вне Италии - с целью ли замирения, или призыва к помощи, или для объявления воины. Равным образом от сената зависит во всех деталях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему». Статус завоеванной территории окончательно определяла комиссия десяти сенатских легатов (послов), работавшая вместе с победоносным полководцем.
Сенат ведал также уголовными делами, так как до 20-х годов II века (до Гая Гракха) присяжные заседатели уголовных комиссий назначались только из сенаторов. Кроме того, курия была первой инстанцией, в которой обсуждались проекты магистральных актов. Постановлениями сената регулировались главные вопросы администрации Италии.
Сенат играл важную роль в государственном механизме Римской республики. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I веке до н.э. число сенаторов было увеличено вначале до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых людей. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан. С IV в. до н.э. состав сената стал пополняться из числа отслуживших свой срок магистратов. Формально сенат стал совещательным органом, и его постановления оказывались сенатус-консулы. Но компетенция сената была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриальных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая или отвергая законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц. В распоряжении сената находилась казна государства, поэтому он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели высшие политические полномочия сената. Если войну объявляло центуриальное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе, утверждал сенат. Он также разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решения об установлении диктатуры.
Сена́т — один из высших государственных органов в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи; являлся государственным советом при царе.
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями власть сената была несколько ограничена в пользу комиций.
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора. хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния). Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа. фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
- первоначально — 100
- во времена ранней республики — 300
- со времён Суллы — 600
- при Цезаре — 900
- со времён Августа — опять 600
- в период поздней античности — 2000.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики. а во времена Империи — даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру. с определённым имущественным цензом — 1 млн. сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
Что означают слова патриций
Патриций - лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
Плебей - человек из низших слоев свободного населения, первоначально не пользовавшегося политическими и гражданскими правами.
Консул - высшая выборная магистратура.
Форум - центр общественной жизни Древнего Рима. Первоначально это был центр ремесел и торговли, но затем, включив в себя прилегающий к нему комиций и курию.
Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5—6 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.
Легионер - воин
Марсово поле - часть г. Рима, на левом берегу Тибра; здесь происходили военные и гражданские собрания. Отсюда то же название больших площадей в Париже и СПБ.
Сенат Римский
Появился в Царский период как высший совещательный орган при царе. Изначально состоял из представителей старейших родов, начальников пагов и курий. Расцвет его относится к периоду Римской республики. Формально он был совещательным органом при высших должностных лицах и обладал не столько властью, сколько авторитетом. Фактически играл роль правительства. В сенате обсуждались важнейшие политические вопросы и принимались постановления по ним. Как правило, законопроекты не выносились на утверждение комиций без его одобрения.
В ведение сената входили важнейшие сферы государственной жизни: внешняя политика, руководство государственными финансами и имуществом, надзор за религиозными культами, решение о проведении воинского набора и о численности призывного контингента, продление полномочий магистратов и дарование триумфа, решение о назначении чрезвычайных магистратов и об объявлении чрезвычайного положения.
В период Римской республики сенат пополнялся цензорами и состоял из бывших магистратов, начиная с квестора; звание сенатора было пожизненным. Главную роль в нём играли бывшие консулы и цензоры, как правило принадлежавшие к нобилитету. Поэтому укрепление его власти означало укрепление власти знати.
В период Римской империи сенат сохранил престиж и обширные полномочия, но утратил самостоятельность, перейдя под контроль императоров.
В первые века существования Древнего Рима одним из органов управления обществом совет старейшин - глав римских родов. На этом совете решались основные вопросы, возникающие в отношениях между родами. В дальнейшем совет, получивший название Сената стал одним из органов государственного управления Римской республикой.
В состав Сенат входило от 100 до 600 самых богатых и знатных людей Рима, которые были прямыми потомками их основателей. Должность сенатора была пожизненной, он мог лишиться её только в случае совершения преступления. Из состава Сената ежегодно избирали двух консулов, которые осуществляли руководство советом.
В обязанности сенаторов входила разработка и утверждение законов, регулирование внешнеполитических вопросов и назначение лиц на государственные должности. Вскоре после образования республики полномочия Сената стали сужаться. Их решения контролировались народными трибунами, избираемыми из числа плебеев - представителей и потомков народов, чьи территории были завоеваны Римом.
С момента образования империи Сенат и вовсе превратился в формальный орган, фактически не принимающий никаких важных решений. Вся власть была сосредоточена в руках императора. В конце III в. н.э. Сенат был упразднён и преобразован в городской совет.
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс.
В III—I вв. до н. э. сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение и т. д. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов. Таким образом, сенат фактически осуществлял руководство государством.
Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» — то есть «первый из сенаторов».
Источники: ru.science.wikia.com, otvet.mail.ru, www.history-names.ru, sitekid.ru, intellect-video.com
Гиперчувствительность зубов - можно ли побороть боль?
Боль, являясь защитным свойством нашего организма, тем не менее, может сделать жизнь очень тяжелой. В частности, такое её ...
Рельсотрон
В Лаборатории импульсных энергетических воздействий на вещество в подмосковной Шатуре состоялись испытания так называемого рельсотрона - электромагнитной пушки, ...
Как написать захватывающую книгу
Захватывающая книга пишется не просто так. Прежде всего для этого необходим хорошо продуманный и необычный сюжет. И...