Культура руси периода феодальной раздробленности литература. Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности

03.04.2019

После распада Киевской Руси в ее культуре произошли известные изменения, связанные с развитием отдельных русских княжеств. Это прежде всего отразилось на русском летописании, так как уже с XI в наряду с общерусским летописанием появляется и местное. Особенно ярким было новгородское летописание. Его создателей интересовали лишь местные новгородские события, но они запечатлены с поразительной наблюдательностью и непосредственностью, каких мы не встретим в «Повести временных лет»

Памятником церковной литературы города Киева является «Киево-Печерский патерик», написанный в начале XIII в., чтением которого так увлекался А.С. Пушкин! Он составлен в форме переписки между суздальским епископом Симоном и печерским монархом Поликарпом. В этой переписке содержатся увлекательные и назидательные рассказы (их всего 24). Некоторые из них относятся к ранним этапам истории монастыря (середина XI в.)

Наряду с церковной литературой значительной развитие в XII в. Получило ораторское искусство - проповедничество. Прославленным проповедником этого времени был Кирилл Туровский (2-я половина XII в.) Поучения Кирилла посвящены главным образом церковным праздникам и притчам.

Было бы совершенно неверно только церковной средой ограничивать литературные очаги Древней Руси. В летописях содержится немало чисто светских сочинений. Особенно изобилует ими Ипатьевская летопись, составленная в пределах Галицко-Волынской Руси. Характеристика князей, их военные походы, описания хода государственных дел - все это по своему духу выдает светские, иногда просто «рыцарские» (воинские), источники своего происхождения.

Вершина древнерусской литературы - эпическая поэма «Слово о полку Игореве». Она посвящена походу русских войск во главе и новгород-северским князем Игорем Святославичем на половцев в апреле - мае 1185 г. Сам по себе этот поход не был каким-то исключительным по своему значению событием, но гениальный автор, оставшийся неизвестным, разглядел в нем и в его последствиях то, что так волновало русское общество того времени: необходимость борьбы с половцами, но непременно общим, а не разрозненным усилиями. Поход Игоря становился как бы суровым уроком и предостережением другими князьями. Таков общественно-политический смысл «Слова». Могущество и единство Руси в прошлом автор «Слова» противопоставляет времени усобиц.

«Слово» - это памятник национальной и одновременно мировой культуры. Появление профессиональной литературы произошло на Руси не позже чем во Франции, Германии и Англии.

Новые черты приобретают в период раздробленности и другие стороны культуры, в частности архитектура. Черниговские архитекторы были преисполнены творческих исканий и в самом конце XII в. Создали принципиально новую архитектурную форму, воплотив ее в храме Пятницы на торгу.

Особый путь развития прошло белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. На раннем этапе в начале XII оно было тесно связано с киевскими традициями. Но постройки середины XII в. (время Юрия Долгорукова) имеют уже самостоятельный характер. В эти годы освоения Залеской земли возводятся прежде всего крепости - опорные пункты княжеской власти, примером чему могут служить мощные валы Переяславля Залесского. Черты романского стиля в полной мере расцветают во владимирском зодчестве второй половины XII в.(правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). В это время сооружается Успенский собор, первоначально построенный в 1158-1161 гг.и значительно расширенный в 1185-1189 гг.

Изобразительное искусство тоже претерпело известные изменения. Так, в XII в. на Руси искусство мозаики прекратило свое существование, зато фреска в это время получает самое широкое развитие. Особенности этого искусства позволяли более гибко отражать запросы и идеалы, формирующихся в это время школ. Суровость и внутренняя напряженность приземистых фигур с острым взглядом - образец новгородских фресок XII в. Во владимирских фресках, как и в архитектуре Владимиро-Суздальской Руси, больше возвышенного и духовного аристократизма и изысканности.

Во второй половине XII в. во Владимире появляется собственная школа иконописи, для произведений которой характерен отход от византийских канонов. Образцом здесь может служить Спас Нерукотворный, поражающий своей экспрессивностью, выраженной в необычном построении лица и в огромных выразительных глазах. В начале XIII в. прославилась Ярославская школа иконописи. В монастырях и церквях Ярославля было написано немало икон-шедевров.

Прикладное искусство Руси XII в. достигло высокого уровня. Его изделия ценились и пользовались широким спросом не только на Руси, но и за рубежом. Тончайшим мастерством отличались и русские изделия из скани, перегородчатой эмали, зерни.

Анализируя итоги развития культуры XII - начала XIII в. можно сказать, что ей удалось догнать в это время Византию - культурнейшую страну того времени. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ.

Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели его к упадку. Напротив, жившие в XII-XII вв. художники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства. Это был второй «золотой век» русской культуры.

Итак, подводя итог, следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность на Руси в XII--XIV вв. была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент, такой, как ослабление военного потенциала Руси, но в то же время она способствовала совершенствованию системы управления, создавала благоприятные условия для развития экономики и культуры в региональных центрах.

Особенности формирования древнерусской культуры

1. Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор - былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

2. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен - полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен - утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

3. Огромное влияние на культуру в целом - на литературу, зодчество, живопись - оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Письменность, школьное образование. Летописи. Литература

1. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.:

> глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);

> договор (911 г.) князя Олега с Византией является одним из первых памятников славянской письменности;

> Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

2. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения - знаменитая “Академия” - книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI-XII вв. более 80 - богослужебные.

3. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане - ремесленники, торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты - письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, а также граффити - надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: “Ох, тяжко мне”. У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

4. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи - погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами. Первая летопись появилась в конце Х в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

5. Многие предания вошли в летопись “Повесть временных лет”, ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: “Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть”. Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: “Сказание о Борисе и Глебе” и “Житие Феодосия”. В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

6. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал “Слово о законе и благодати” - знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. В нем Илларион славит новые идеи и понятия христианства, а также Русь, русский народ, “старых” и “славных” князей земли Русской, подчеркивает право русской церкви на самостоятельность. В конце XI в. написаны произведения: “Память и похвала Владимира” монаха Иакова, “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”. Наибольшую известность получило “Поучение детям” Владимира Мономаха, главная цель которого - необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении “Хождение игумена Даниила на Восток” описывается длинный, трудный путь ко гробу Господню в Палестину. Выделяются связанные между собой два произведения: “Слово” и “Моление”. Как полагают ученые, они написаны - одно в XII в., другое в XIII в. - двумя авторами, носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к своим князьям, оба ратуют за сильную княжескую власть. Великим памятником древнерусской литературы является “Слово о полку Игореве”. Единственная дошедшая до Нового времени рукопись “Слова...” погибла в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор “Слова...” преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников и осуждает тех из них, кто не пришел на помощь Игорю. Это поэтическое повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

Зодчество

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль - башенки, терема, ярусы, переходы, резьба - перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева - церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича - плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове - Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

Искусство, музыка, устное народное творчество

1. Получила распространение и иконопись. Икона - это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона “Владимирской Богоматери”. Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи - главный “Деисус”, написанный в конце XII в. (“Деисус” означает “моление”). К этой же школе иконописи относится и икона “Оранта”. Дошли до нас новгородские иконы: “Ангел Златые Власы”, “Спас Нерукотворный”, “Успение Богородицы” (все - XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески “Страшного суда”.

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику - скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли “русской резьбой”.

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как “старины” - былины, особенно киевского героического цикла. Их герои - Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец - народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Древнейший жанр русской музыки - обрядовые и трудовые песни, “старины”. Музыкальные инструменты - бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи - певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны - сказители и певцы “старин”.

Быт и нравы Древней Руси

1. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20-30 тысяч человек), селах (≈50 человек), деревнях (25 - 40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом - бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых - соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.

2. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха - до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя - шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком (полотенцем - замужние), украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда -плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы - цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

3. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию.

4. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. В русском языке они изменили свое звучание: Иаков - Яков, Иосиф - Осип, Абрам, Иоанн - Иван. Княжеские имена стали календарными - Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище - Молчан, Оладья, Дурак.

5. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. При этом, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны сосœедних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населœения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединœены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.

Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др.
Размещено на реф.рф
К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ. Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединœения всœех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор ʼʼСловаʼʼ стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер.
Размещено на реф.рф
Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30 монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелœеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половинœе XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половинœе этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на базе киевской литературной традиции, в случае если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста͵ в т.ч. Галицкое четвероевангелие 1144 ᴦ., Добрилово евангелие 1164 ᴦ. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 ᴦ. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как ʼʼвеликого книжникаʼʼ и философа, какого не было на всœей землеʼʼ. В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также ʼʼСоборник великийʼʼ, принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в т.ч. в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники аналогично тому, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книᴦ. В числе галицко-волынских деятелœей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половинœе XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием ʼʼРусский летописецʼʼ - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 ᴦ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не должна быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в ʼʼПовесть временных летʼʼ и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гᴦ., изложенное под 1097 ᴦ.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гᴦ. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всœех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище ʼʼСтарая катедраʼʼ развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в серединœе XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, ʼʼсенейʼʼ и дворцового храма, объединœенных между собою системой переходов; в базе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - ʼʼхоромʼʼ, установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелœеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись всœе избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселœения нового княжеского города; на зов князя ʼʼприхожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице желœезу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и селаʼʼ.

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. ʼʼизваянных от некоего хытрецаʼʼ, ʼʼримские стеклаʼʼ, т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от ʼʼлатинскогоʼʼ мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские ʼʼсамовластцыʼʼ, а в XIII в. - галицко-волынский ʼʼкорольʼʼ Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер.
Размещено на реф.рф
Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всœей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных сосœедей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединœение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населœения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово ʼʼукраинскийʼʼ впервые употребляется в ʼʼПроповедяхʼʼ теолога Григория еще середины XI века. Термин ʼʼУкраинаʼʼ упомянут в Киевской летописи в 1187 ᴦ. как синоним понятия ʼʼкрашаʼʼ, то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие ʼʼМала Русьʼʼ, позднее превратившееся в понятие ʼʼМалороссияʼʼ. При этом в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества." 2017, 2018.


Культура Руси периода политической раздробленности

Период феодальной раздробленности является временем широкого каменного строительства во всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурные сооружения , и число их составляло более десяти. В архитектуре периода феодальной раздробленности появляются свои отличительные черты. Постройки XII - XIII вв. отличались от сооружений предшествующего периода меньшей масштабностью зданий, простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой стал кубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Со второй половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Русь в это время приобщается к общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основ древнерусской архитектуры - крестово-купольной конструкции храма, но сказалось на внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.
Элементы романской архитектуры распространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затем и во Владимиро-Суздальской Руси. Архитектурные постройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишь по литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в. галицко-волынские земли вошли в состав католических государств - Польши и Венгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры, поэтому восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно. Особенность архитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранства. Зодчие Галича использовали белый камень - местный известняк, а также брусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане - ротонды. Круглые церкви - ротонды - свидетельство влияния западной раннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.

Общая демократизация новгородской жизни периода феодальной раздробленности сказалась и на новгородской архитектуре . В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины, охраняющей город с его владениями. Князь был выселен за пределы города - на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри - крепости с храмами.Самый замечательный из княжеских храмов - Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119) , построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет три ассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно для православных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшей каменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородский известняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. История не донесла до нас имена зодчих того периода, но имя зодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях - "мастер Петр". Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца. В отличие от внутреннего убранства изначальный внешний облик собора практически полностью сохранился (в ходе реставраций 1931-1935 годы были убраны все его многочисленные пристройки, построенные в различное время).

Первая каменная церковь Параскевы Пятницы на Торгу (святая Параскева-Пятница считалась покровительницей торговли) была построена в 1207 году на месте деревянной, возведенной в 1156 году заморскими купцами. В документах сохранилось 15 известий о постигших храм пожарах и поновлениях. Современный облик храм приобрел в результате послевоенной реставрации, в процессе которой были выявлены многие древние формы.

Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII в. По праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице . Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьяхНесмотря на сравнительно небольшие размеры она производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на 3 нефа и завершен с востока тремя алтарными апсидами. Характерную особенность ее композиции составляют резко пониженные боковые апсиды. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг: ни одна деталь не нарушает гармонии целого. ЕЕ единственное украшение – аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, - усиливает впечатление простоты и величия.
Мировую известность церкви Спаса Преображение на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетаниями желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. К сожалению, в годы Великой Отечественный войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. На месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создаётся новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV – XV вв. К высшим достижениям новгородских зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360-1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467).
Фасады всех новгородских храмов имеют обычно трехлопастное завершение, крыши, как правило, восьмискатные. Такое отступление в строении крыши от общевизантийского стиля определялось местными климатическими условиями – частыми холодными дождями, снегопадами. Новгородские храмы строили целиком из кирпича или разноцветного булыжника с вставками из плоского кирпича – плинфы, что обеспечивало переливы цвета от серовато-голубого до ярко-красно-коричневого и сообщало зданию необычайную живописность.
Украшали храмы очень скромно: вставленными в кладку крестами из кирпича; тремя маленькими прорезями там, где должно было быть одно большое окно; «бровками» над окнами и типичным псковско-новгородским узором на барабане. Узор этот состоял из квадратов и треугольников. Выше орнаментального пояса, а иногда вместо него шла цепь кокошников - дуговых ступенчатых углублений. Алтарную апсиду оформляли вертикальными валиковыми разводами, соединенными поверху дугами. Особо следует сказать про свойственные только новгородским церквам так называемые голосники: горшки и кувшины, вмазанные горизонтально в стены, в барабан купола, в «паруса» и своды и служившие своеобразными микрофонами.

В период раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество . Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов – Ростова, Суздаля и Ярославля – выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.
Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор , возведенный в 1158-1160 гг., был расписан на следующий год. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году. 21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.До возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. Был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы . Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на 3 неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.
В конце XII – начале XIII в. На владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222-1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234).
Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор. Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно-колончатого пояса вплоть до самого купола, - главная примечательность собора, придающая ему особую легкость и изящество. Фигуры Христа, пророков и апостолов, христианских мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями. Простенки между окнами украшены переплетенными медальонами с изображениями «горних» птиц.
Рельефы нигде не повторялись и располагались сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. В целом скульптурное убранство Дмитриевского собора – это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Распад Киевской Руси имел чрезвычайно важные положительные последствия. Небольшими территориями было легче управлять . Теперь каждый правитель заботился о княжестве, как о своей собственности, стремился его усилить и обогатить. На новый качественный уровень поднимается экономика (ремесленное, сельскохозяйственное производство). Отсутствие внутренних границ способствует развитию торговли , товарно-денежных отношений .
Русь и раньше называли «страной городов» . Теперь их становится больше, они увеличиваются в размерах, растет их общественно-политическое значение.
Города играли на Руси огромную роль. Прежде всего, город - это средоточие власти: здесь находился князь или его наместник. В городах жили бояре и другие знатные люди, здесь находились их усадьбы. Велико также военное значение городов: в хорошо укрепленных крепостях находился военный гарнизон, а жители городов формировали свои ополчения - городовые полки. Город был религиозным центром окрестных земель, сюда назначался митрополит, которому подчинялись протопопы и приходские священники. В городах или рядом с ними возникали монастыри. Город являлся также центром культуры.

Древнерусские города чаще всего вырастали на возвышенностях, на месте слияния рек или реки и оврага. Реки в то время были основными торговыми путями, а их крутые берега - естественной защитой города. Сначала на возвышении возникала крепость (её также могли называть «детинец» или «кром», «кремль» ), поселение обносилось укрепленной стеной для защиты от врагов, первоначально деревянной, в более позднее время - каменной. Внутри укреплений располагались княжеский дворец, храмы, административные учреждения, приказы, подворья, торг, дома жителей.
Приведем в качестве примера город Псков , где детинец, называвшийся Кромом, располагался на скалистом мысу при впадении реки Псковы в реку Великую и представлял собой грозную крепость, отрезанную от посада рвом. Во Пскове это был вечевой центр - сердце и страж всех городских «концов» (кварталов) и всей псковской земли. Суровая неприступность городского ядра адресовалась врагам. Для хозяев же Кром был надежным убежищем, хранителем их святынь, имущества и самих жизней. Нечто подобное можно видеть и в других древнерусских городах, где во время вражеских набегов жители посадов и пригородных сел затворялись в детинцах, а свои посадские дворы зачастую сжигали собственными руками.


Псковский Кремль

Если в IX-X вв. территория русских городов в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев . (Внутренний замок - детинец - получил своё название от «детских», дружинников, составлявших его гарнизон.) То к XII-XIIIв. города значительно выросли и вскоре перестали вмещаться в узкие пределы детинцев. Рядом с детинцем вырастали поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев . В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. Посады впоследствии присоединялись к городу, и их окружали новой стеной. Она составляла внешний укреплённый пояс. В больших центрах в черту города постепенно включались городские предместья, окружённые лёгкими укреплениями в виде частокола, поставленного на невысоком валу. Такое укрепление называлось «острогом».

В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротам. Их количество зависело от размеров поселения. В Киеве было, по меньшей мере, 4 ворот, во Владимире-на-Клязьме - 4, в маленьких крепостях довольствовались одними воротами. Значение ворот для города подчеркивается тем, что термин «отворити ворота» обозначал сдачу города. В больших княжеских городах заметно стремление к выделению особых парадных ворот. В Киеве они получили название Золотых, в подражание Золотым воротам в Константинополе. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто рядом с воротами ставились церкви и часовни - для их духовной защиты.

Исключительно большое значение для города имели монастыри , располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» - передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер. Но монастыри имели и другое значение в жизни городов: именно в монастырях протекала культурная жизнь городов, здесь писались летописи и книги, создавались прекрасные произведения искусства.
В центре древнерусского города находились храм и княжеский дворец - символы двух властей, духовной и светской. В дохристианское время религиозным центром города было языческое капище, с приходом христианства на Русь в городах стали возводить православные церкви. Крупнейшие соборы домонгольской Руси были возведены в Киеве. Вторые по величине княжеские и епископские соборы появились в Новгороде, Чернигове, Полоцке, а несколько позднее - в Ростове, Суздале, Владимире-на-Клязьме, Владимире-Волынском, Галиче. Города меньшего значения, отдававшиеся во владение младшим князьям (или куда направлялись княжеские наместники), получали соответственно более скромные храмы. Например, собор Переяславля-Залесского получил такую величину, какую в великокняжеских столицах придавали лишь второстепенным посадским и дворцовым церквам.


Символом светской власти был княжеский дворец - «княж двор» , который был центром политической и административной жизни города. Сюда вели на расправу воров, пойманных за ночь на месте преступления, здесь разбирались князем и его тиуном (управителем) тяжбы между горожанами, сюда сходилось городское ополчение перед выступлением в поход - одним словом, «княж двор» или заменявший его двор посадника в небольших городах был местом, вокруг которого сосредоточивалась городская жизнь. Из всех строений выделялся княжеский терем или хоромы. С жилищем князя соперничали сооружения для жилья бояр и других знатных людей. Отдельные части богатых домов высоко поднимались над бедными жилищами ремесленников и других горожан. Выдающейся частью боярских или княжеских хором был терем - высокая башня или вышка, с комнатами для женщин. На Руси известно было также слово «вежа», которым обозначались не только городские башни, но и вышки при домах. Княжеские или боярские дворы, огороженные высоким тыном, вмещали не только господские хоромы, но и подсобные помещения: медуши для хранения мёда, погреба, бани, даже темницы - порубы.

И все же основное население древнерусских городов составляли ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой. Они жили не в палатах и хоромах, а в простых домах - избах . Каждая изба, или клеть, была ли она просторной или тесной, надземной или полуподземной, находилась в особом дворе. Ограда («тын») из кольев, или плетень, отделяла один двор от другого. Дворы, огороженные плетнем и тыном, составляли пейзаж типичной городской улицы Древней Руси. Для обозначения городских районов в Древней Руси употреблялись слова «улица» и «конец» . В ряде городов (например, в Москве) можно наблюдать, что направление улиц было тесно связано с направлением первоначальных дорог, сходившихся к городу-крепости.

Монголо-татарские нашествия внезапно прервали тот блестящий расцвет искусства, который запечатлен в архитектуре, живописи, скульптуре киевского государства и Владимиро-Суздальского княжества. Хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, но и здесь в период усиления угрозы набегов художественная жизнь замерла. Монголо-татарское иго нанесло огромный ущерб культуре русского народа, исчезли многие ремесла, надолго прекратилось строительство, огромное количество материальных ценностей было увезено в Орду. В огне пожаров гибли тысячи рукописных книг, сотни тысячи икон, произведений прикладного искусства, потеряны многие памятники зодчества.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]



Похожие статьи
 
Категории