Курсовая работа: Влияние современной музыкальной культуры на личность. Музыкальная культура – специфическая разновидность культуры Сущность и содержание понятия музыкальная культура личности

17.07.2019

Музыкальная культура. Характеристика понятия "музыкальная культура" , структура музыкальной культуры дошкольников, источники музыкальной культуры.

Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования.

Это - сложная система, в которую входят:

1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыка­ми и другими качествами, обеспечивающими ее успех,

4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников.

Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

Способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

Особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

Умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

Музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

Музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка дошкольного возраста рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия “ музыкальная культура дошкольника” является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей дошкольного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста).

В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения.

Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия.

Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка(рис.1).

Рис.1. Структура музыкальной культуры ребенка

К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие.

Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё).

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии.

http://otveti-examen.ru/pedagogika/12-metodika-muzykalnogo-razvitiya.html?showall=1&limitstart

Страница 1

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры (некоторые исследователи относят последнюю к области духовной культуры).

В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который каждое последующее поколение должно «освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума».

Уровень овладения человеком опытом культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру - воспитание человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее - воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.В. Кабалевского.

Педагоги Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, О.П. Ригина - пытались раскрыть содержание понятия «музыкальная культура». Школяр - диагностировала наличие музыкальной культуры у детей младшего возраста и подробно описала результаты своей опытной работы.

Изучение литературы показало, что однозначного мнения по поводу определения понятия музыкальной культуры не существует. Каждый педагог имеет свою субъективную точку зрения.

Дм. Кабалевский отождествляет музыкальную культуру с музыкальной грамотностью. В своих трудах он говорит: «Музыкальная культура – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и непрерывно жизнью связанное, это особое «чувство музыки», заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы. Введение учащихся в эту тонкую сферу музыкальной культуры требует осторожности, последовательности и большой точности в выборе композиторов и их произведений». По мнению Д.Б. Кабалевского в основе слушания музыки лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Однако данное понятие не сводится ни к одному из «видов деятельности учащихся». Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев. Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по настоящему слышать и размышлять о ней. «Не умеющий слышать музыку никогда не научится по настоящему хорошо ее исполнять».

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому, что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства их мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Следовательно, музыкальное искусство, не несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы - не воздействует на духовный мир ребенка. Д.Б. Кабалевский указывает на то, что умение слышать музыку необходимо начинать воспитывать с самого начала школьных занятий. Этому способствует привитие правил поведения способствующих воцарению в классе атмосферы, близкой к атмосфере концертного зала и появлению навыка внимательного слушания. В несколько ином ключе рассматривает понятие «музыкальная культура» известный педагог, профессор, доктор педагогических наук, член Академии педагогических и социальных наук Ю.Б. Алиев.

Нюансы образования:

Понятие процесса обучения, его цели и функции
Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у...

Воспитание мальчиков - неженское занятие
Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем...

Лекция №1

понятия как: «искусство», «

«искусство» и «культура».

Так, слово иску́сство искусьство

Старо-слав. искоусъ

В наиболее .

Культура

Му́зыка (с греч. – искусство муз) –

временнόй природой музыки,

Кроме того, средствами музыки могут быть созданы портреты различных персонажей (реальных и фантастичяеских), отражены взаимоотношения между ними, переданы точайшие психологические детали их характеров: Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада»-образы грозного царя Шахрияра и царевны Шехерезады; М. Мусоргский «Картинки с выставки» - пьесы «Гном», «2 еврея» и мн. др.;

Иногда художественный замысел музыкального произведения связан с каким-либо литературным произведением или (реже) с произведением изобразительного искусства. Такую музыку называют программной. Основная идея может воплощаться либо в обобщенной несюжетной композиции, где название лишь указывает общее направление развития музыкальных образов, либо в композиции, более последовательно передающей события (как правило, это произведения с ярко конфликтным сюжетом).

Средствами воплощения музыкальных образов служат музыкальные звуки, определенным образом организованные. Основные элементы музыки (ее выразительные средства или ее музыкальный язык) – это мелодия, гармония, метр, ритм, лад, динамика, тембр) и т. д.

Музыка формируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (полифония, гомофония). Применяют и подразделение музыки на роды и виды, т. е. жанры.

Музыкальный жанр многозначное понятие, связанное с происхождением, условиями исполнения и восприятием музыки. Жанр отражает взаимосвязь между внемузыкальными факторами музыкального творчества (жизненное предназначение, связь со словом, танцем, другими искусствами) и его внутримузыкальными характеристиками (тип музыкальной формы, стиль).

На первых этапах истории музыки жанр выступал как традиционный художественный канон, в рамках которого композиторская индивидуальность не проявлялась. Канонизация норм музицирования всецело диктовалась определенными общественными функциями музыки (например, культовыми, церемониальными). В прикладной музыке сформировались первичные жанры: песня, танец, марш, особенности которых зависели от функций, выполняемых музыкой в различных бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях.

С течением времени понятие «жанр» стало применяться более широко и обобщенно, обозначая тот или иной вид художественного творчества по различным признакам. Этим обусловлено существование множестважанровых классификаций : по характеру тематики (комический, трагический и т. п.), по истокам сюжета (исторический, сказочный и т. п.), по составу исполнителей (вокальный, инструментальный и т. д.), по назначению (этюд, танец и т. п.).

Наиболее употребительной является классификация по составу исполнителей:

Жанровые группы Названия жанров
инструмен- тальные симфонические (для симфонического оркестра симфония, увертюра, концерт, симфоническая поэма, сюита, фантазия
камерно-инструментальные (для инструментального ансамбля или одного инструмента) соната, трио, квартет, квинтет, рапсодия, скерцо, ноктюрн, прелюдия, этюд, экспромт, вальс, мазурка, полонез и т. д.
вокальные хоровые и сольные песни, хоры a capella (без сопровождения)
вокально- инструмен- тальные камерно-вокальные (для голоса или нескольких голосов с инструментальным сопровождением романс, песня, баллада, дуэт, ария, вокализ, вокальный цикл и т. д.
вокально-симфонические (для хора, солистов, оркестра кантата, оратория, месса, реквием, страсти (пассионы)
театральные опера, балет, оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, музыка к драматическому спектаклю

Музыкальная культура каждого народа обладает специфическими чертами, которые проявляются прежде всего в народной музыке. На основе народного творчества в соответствии с закономерностями эволюции общества развивается профессиональная музыка, возникают и сменяют друг друга различные школы, художественные направления, стили , в которых по-разному осуществляется отображение духовной жизни людей.

Музыка (греч. Μουσική от греч. μούσα - муза) - вид искусства, художественным материалом которого является звук, организованный по высоте , времени и громкости звучания. Кроме того музыкальный звук имеет определенную «окраску» - тембр (тембр скрипки, трубы, фортапиано). Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей . С другими разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени Музыка сближается с речью , точнее, с речевой интонацией , выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и других характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе Музыки. Вместе с тем Музыка существенн отличается от всех остальных разновидностей звуковой деятельности людей.

Музыкальные звуки или тоны образуют различные исторически сложившиеся музыкальные системы, отобранные художественной практикой общества, в котором они существуют(напр. Музыкальные лады).

Нас окружают не только музыкальные звуки. Звуки природного происхождения не являются музыкальным искусством. Как упоминалось выше, звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.

Музыкальное искусство – специфическое искусство, поскольку произведения искусства создаются с помощью звукового материала. Музыкальное искусство можно определить как мастерство композиторов, исполнителей, результаты деятельности которых (создание и исполнение муз. произв.) способны доставлять эстетическое удовольствие.

Музыкальная культура - совокупность музыкальных ценностей, их производство, хранение и распространение и воспроизведение.

Происхождение музыки.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется рождение многоствольной свистковой флейты (флейты Пана), встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника, который зазвучал удивительным образом. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и явствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах.

Первые пранаучные, философские и музыкально – теоретические попытки обоснования происхождения музыки также берут свое начало во времена античности.

Пифагор, который долгое время обучался на Востоке и многие из своих знаний вынесшему из тайных святилищ древнеегипетских храмов, создал основы наук о Числах, Космосе,Музыке небесных сфер, был авторомкосмологической теории происхождения музыки. Космогонический процесс неотделим от первозвука, сопровождающего образование неба и земли, возникновение космоса из хаоса. При этом звук, или звуки, рождающиеся в самый момент космогенеза (образования космических тел), а затем сопутствующие каждому новому циклу космического времени, сразу гармоничны, это –«мировая музыка».

Пифагор считал, что Музыкальный закон есть прежде всего закон материальный, и проявляется он в виде определенного физического порядка, воплощенного в иерархии музыкальных тонов, складывающихся в музыкальный звукоряд. Суть этого закона сводится к осознанию связи между высотой звука, длиной звучащей струны и определенным числом, из чего вытекает возможность математического исчисления звукового интервала через выражение его посредством деления струны, например: октава с делениями 2:1, квинта - 3:2, кварта - 4:3 и т.д. Эти пропорции одинаково присущи как звучащей струне, так и строению космоса, отчего музыкальный порядок, будучи тождественен космическому мироустройству, проявляется в особой «мировой музыке»-Musica mundana.

Мировая музыка возникает вследствие того, что движущиеся планеты издают звуки при трении об эфир, а так как орбиты отдельных планет соответствуют длине струн, образующих консонирующее созвучие, то и вращение небесных тел порождает гармонию сфер. Однако эта небесная сферическая гармония, или музыка, изначально недоступна человеческому уху и физическому восприятию, ибо ее можно воспринимать только духовно через интеллектуальное созерцание.

За Musica mundana, по учению пифагорейцев, в космической-иерархии следует Musica humana, или человеческая музыка, ибо человеческому существу также присуща гармония, отражающая равновесие противоположных жизненных сил. Гармония есть здоровье, болезнь же есть дисгармония, отсутствие консонантности. Отсюда беспрецедентное значение музыки для жизни человека в учении Пифагора. Так, Ямвлих (последователь Пифагора и Платона) сообщает: «Пифагор установил воспитание при помощи музыки, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение или понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных мелодий, при помощи которых легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голоса. Себе же самому этот муж сочинял и доставлял подобные вещи уже не так, через инструмент или голос, но, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, слушал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер, создавшее полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения. Орошенный как бы этим и ставший совершенным, он замышлял передавать своим ученикам образы этого, подражая, насколько возможно, инструментами и простым голосом». Таким образом, третий вид музыки - музыка инструментальная, или Musica instrumentalis, есть лишь образ и подобие высшей музыки Musica mundana. И хотя божественная чистота числа в земной слышимой музыке не может получить полного телесного воплощения, все же звуки инструмента способны приводить душу в состояние гармонии, готовой в свою очередь воспринять гармонию небесную, ибо подобное воздействует на подобное и может быть воздействуемо подобным.

В 19-20 веках, на основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма (К.Валлашек). Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Попутно отметим, что термин музыка , сформировашийся в европейской культуре, не всегда имеется в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. То, что для нас, европейцев является музыкой – игра на барабанах, ритмичный стук палок, звучание различных примитивных народных инструментов, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. – аборигены, например, Океании музыкой не считают. Аборигены рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории, в которых объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов).

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К.Штумпф, В.Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь – в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М.Харлап).

Музыка сопровождает человека с древних времен. Подтверждение этому мы можем найти в археологических раскопках, этнографических справочниках и коллекциях. Благодаря обильному иллюстративному материалу с изображением музыкантов или музыкальных инструментов, наскальным рисункам, керамическим изделиям, статуэткам, монетам и проч.артефактам стало известно, что еще в древние эпохи существовали инструменты четырех видов: идиофоны (ударные инструменты, звук которых извлекался из самого корпуса инструмента), мембрафоны (ударные инструменты с натянутой кожей и т. п.), аэрофоны (духовые) и хордофоны (струнные).

(Более подробно со сведениями о музыке древних эпох мы познакомимся

на следующих лекциях).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКИ

Лекция №1

История музыкального искусства (история музыки), это отрасль музыковедения, гуманитарная наука, которая отражает целостную картину развития музыкальной культуры и подразделяется: 1) на всеобщую историю музыкального искусства, которая охватывает историю музыкальной культуры всех времен и народов; 2) на историю музики отдельныхх народов и стран; 3) на историю жанров и форм музыки, разновидностей композиторского и исполнительского искусства и т. д.

Курс «История музыкального искусства» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки студентов-культурологов.

Данный курс тесно связан с другими учебными дисциплинами, которые выявляют специфику исторического процесса развития культуры. Это такие дисциплины, как «История мировой художественной культуры», «История зарубежной культуры», «История украинськой культуры», «Культура ХХ века», «Культура регионов», «Этика. Эстетика», «История новоевропейськой культуры», «История искусств», «История литературы», «История стран Европи», «История религии», «История философии», «История театра», «История кино», «История хореографического искусства», «История украинской художественной кульуры», «Народведение и фольклор Украины», «Этнокультурология », «художественная культура юга украины », «История костюма и моды».

Курс «История музыкального искусства» разделяется на музыкальное искусство Древнего мира и рассмотрение исторических путей развития западно-европейской, русской и украинськой музыкальной культуры.

Изучение западно-европейской, русской и украинськой музыки построено по историко-монографическому принципу. Выбор музыкальных произведений, которые включены в программу, обусловлен их исторической весомостью, яркостью художественно-образного содержания и стилевых качеств.

Исходя из этого, история западно-европейской, русской и украинской музыки рассматривается в аспекте формирования и функционирования таких художественных направлений и стилей как: средневековье, ренесансный гуманизм, барокко, классицизм, и т.д.

Целью курса является углубление представлений студентов в области мировой музыкальной культуры. В связи с этим планируется ознакомление с содержанием понятий «музыка», «музыкальная культура», «музыкальное искусство» основными характеристиками музыкальных культур различных эпох (от эпохи первобытного общества до наших дней).

В процессе занятий студенты повысят свои знания по истории музыки, теории музыки, музыкальной эстетике (в частности, получат информацию о различных жанрах, направлениях, течениях в музыке, в том числе - современной), познакомятся со многими музыкальными произведениями.

Материал предлагаемых занятий будет способствовать общекультурному обогащению учащихся, воспитанию их художественного и эстетического вкуса, позволит им легче, а главное безошибочнее ориентироваться в современной культурной, прежде всего - музыкальной жизни.

В история музыки часто применяются такие понятия как: «искусство», «культура», «музыка», «музыкальное искусство», «музыкальная культура».

Вмире существует множество философских и научных определений понятий

«искусство» и «культура».

Так, слово иску́сство (в переводе с церковно-славянского искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); имеет много значений В более узком смысле, например, это:

Старо-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка;

Образное осмысление действительности; процесс или итог выражения

внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе;

Творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересуещее не только самого автора, но и других людей;

Один из способов познания и восприятия окружающего мира.

Понятие искусства крайне широко, и в широком смысле оно может проявляться как:

Чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

Долгое время искусством считался - вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.

Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

В наиболее широком смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие .

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - предмет изучения культурологии.

Слово культураимеет много значений:

1. совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

2. исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

3. Культура – результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, ее условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на ее территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры. (Нарек Бавикян)

4. общий объем творчества человечества (Даниил Андреев)

5. сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем.

6. «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга)

7. «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман)

8. возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;

9. воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

10. развитие духовной сферы жизни, искусство - как творчество;

11. творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

12. «вся совокупность внебиологических проявлений человека».

Му́зыка (с греч. – искусство муз) – вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно и убедительно передавать эмоциональные состояния людей. Она выражает и связанные с чувствами идеи обобщенного плана. Музыка часто привлекает средства других искусств, например слово (литература).

Музыкальное произведение мы воспринимаем совсем не так, как, например, произведения изобразительного искусства. Музыка имеет временную природу, течет во времени. Скульптуру или картину можно долго и подробно рассматривать, музыка же нас не ждет, она постоянно движется вперед, «течет» во времени. Однако это свойство, называемое временнόй природой музыки, дает музыкальному искусству огромные преимущества перед другими видами творчества: в музыке можно изображать процессы развития.

Звуковая природа музыки дает ей возможность установить связь со звуками окружающей действительности. Музыкальные звуки и их сочетания могут напоминать звуковые явления внешнего мира (пение птиц, жужжание шмеля, топот коней, стук колес поезда, шелест листвы и т. д.) – это свойство называют «звукоподражанием» или «звукоизобразительностью». Конечно, изображение в музыке носит условный характер, но дает толчок фантазии слушателя .

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность подражать явлениям природы (имитировать их), такие как: пение птиц П И Чайковский «Песнь жаворонка» из «Детского альбома», (некоторые композиторы-«орнитологи», например О.Мессиан, который изучал, записывал в нотах и передавал в новых исполнительских приемах игры на фортепиано пение, выкрики, повадки и походки разнообразного мира птиц – он содержал их у себя дома«Экзотические птицы»); плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана (музыкальные «маринисты» – это прежде всего Н.Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада ч. 1 «Море и Синдбадов корабль», К.Дебюсси «Затонувший собор», М.Равель « Игра воды», Б. Сметана симфоническая поэма «Влтава», Ф. Гласс «Воды Амазонии»; картины природы, отражение времен года, Вивальди «Времена года», Г. Свиридов «Тройка», «Весна и осень»; времени суток, Э.Григ «Утро», Р. Штраус-«Восход солнца» Из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра»), бурю, раскаты грома, порывы ветра (в Пасторальной симфонии Л.Бетховена, в симфонической поэме Ветер Сибири Бориса Чайковского). Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни. Например, пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана (выстрел Онегина в опере Евгений Онегин П.Чайковского, пулеметные очереди в части «Революция» из кантаты С.Прокофьева К XX-летию Октября), бой часов, колокольный звон (в операх Борис Годунов М.Мусоргского, фортепианный концерт №2 С.Рахманинова Часть 1), работу механизмов, движение поезда (симфонический эпизод «Завод» А.Мосолова, симфоническая поэма Пасифик 231 А.Онеггера).

Тема 6. Ребенок как субъект музыкального воспитания

Вопросы:

1. Понятие о музыкальной культуре личности

2. Особенности развития компонентов музыкально-эстетического сознания дошкольников

3. Понятие о музыкальности как комплексе музыкальных способностей. Ее трактовка

4. Теории детерминации музыкальных способностей

5. Особенности развития музыкальности дошкольников. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте

Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М.С. Каган).

Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности, уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность» , сущность которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста.

Принцип единства сознания и деятельности указывает сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том числе и музыкальной культуры. Так, музыкальное сознание , являясь внутренним планом музыкальной деятельности, образует, по мнению Р.А. Тельчаровой, второй, повторяющий ее по содержанию и отличный по форме компонент музыкально-эстетической культуры личности. Оно представляет собой «совокупность социально-психологических процессов и выражает идеальную форму внешних практически-операциональных действий, определяющих состояние музыкальной деятельности». Одновременно и музыкальная деятельность, отражая уровень сознания личности, стимулирует его развитие.

Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности выступают способности . Отечественная теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности. Обращаясь к способностям в музыкальной деятельности, вслед за Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой необходимо подчеркнуть как значение общеэстетических способностей, так и способностей музыкально-слуховых, традиционно определяемых термином «музыкальность».



Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки. Эстетические переживания, суждения, оценку музыки В.Н. Шацкая напрямую связывала с успешностью музыкальной деятельности. Программа музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, по сути, развивала идеи педагогики 20-ых годов, и ставила целью воспитание личности ребенка через освоение им музыкальной культуры, формирование человека через искусство, т.е. рассматривала формирование музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его духовной культуры.

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие. В целом их решение шло путями, аналогичными решению проблемы определения сущности и структуры музыкальной культуры школьников.

Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности).

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника – это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности». В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А.И. Катинене, выдеяляя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4- ех летнего возраста.

Таким образом, формирование основ музыкальной культуры ребенка предполагает целенаправленную работу:

· По развитию музыкальности ребенка

· По формированию умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности

· По формированию музыкальных интересов, предпосылок вкуса, оценочного отношения как компонентов музыкального сознания

· По формированию ценностного отношения к музыке

«Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» мыслитель и музыковед А.Швейцар

Культура

Культура общества деятельность Культура личности нормы законы правила

Художественная культура -

Художественная культура рассматривается как самый специфический пласт общей культуры, она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями являются произведения искусства

Художественная культура художественная художественная культура культура Общества личности художественная деятельность

Через что можно увидеть художественную культуру?

  1. Шедевры: уникальность, долговечность, коммуникативность
  2. Общественное сознание (эстетическое сознание)
  3. Главный показатель культуры личности:
  4. Эстетическое сознание личности: интеллект, чувства, духовность

Музыкальная культура

  • музыкальная культура виды музыкальной музыкальная культура
  • общества деятельности личности
  • Музык. Сознание музыкально-эстетическое
  • общества(вкусы) сознание личности
  • Музык.произведения
  • (отвечают требованиям
  • шедевра)
  • Социальные институты и
  • учреждения, связанные с
  • хранением, исполнением и т.д

Музыкально-эстетическое сознание личности – внутренний идеальный план музыкальной деятельности, образующий второй, повторяющий по содержанию музыкальной деятельности, но отличающийся по форме компонент музыкальной культуры личности

Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, выделяют несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка

Музыкальная культура ребенка Музыкальная деятельность Восприятие Исполнительство Творчество Музыкально - музыки образовательная деятельность Знания, умения и навыки Опыт Исполнительские: Творческие: Общие восприятия пение, ритмика, восприятие, знания игра на муз.инструментах выразительное о музыке, исполнение и т.д культурные навыки

Музыкально-эстетическое сознание Эстетическая Эстетические эмоции Эстетическая потребность, переживания, оценка, вкус установка, чувства интерес к музыке

С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения к миру) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение

Структура музыкально-эстетического сознания:

  • Эстетические установки
  • Эстетические потребности
  • Эстетические интересы
  • Эстетические эмоции
  • Эстетические переживания
  • Эстетические чувства
  • Эстетические оценки
  • Эстетические вкусы
  • Эстетические идеалы
  • Эстетические теории

Только для взрослого сознания

Первоначальные формы музыкально-эстетического сознания выявляются довольно рано

  • До 3 лет: формируются музыкальные эмоции, потребность в музыке, появляются простейшие суждения
  • С 4 года: интерес к музыке, к определенным видам музыкальной деятельности
  • С 6 года: способность мотивированной оценки, начало музыкального вкуса

Качество музыкально-эстетического сознания обуславливают:

  • Уровень развития музыкальности индивида
  • Музыкальная эрудиция
  • Знание элементарных средств выразительности и умение их опознавать и интегрировать

Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, - это сама музыка

Только музыка может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания

Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик

Условия воспитания эстетического отношения детей к музыке:

  • Проблемные ситуации – приобретение музыкального опыта, освоение его творчески, самостоятельно
  • Развитие специальных художественных способностей, а также оценки, вкуса как показателей уровня музыкально-эстетического сознания детей

Культура Философский Энциклопедический словарь под ред. С.С. Аверинцева, М.: Совецкая энциклопедия – 1989 г. – стр.293. специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В понятии «Культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития в рамках определённых эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (Например, культура класса) или всего общества в целом.

Культура Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.167

исторически определённая ступень развития общества и человека, выраженная в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие К. характеризует как уровень развития определённых исторических эпох, общественно – исторических формаций, конкретных обществ, наций и народностей, так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни. В самом широком смысле термин «К.»охватывает всё то, что определяет специфику человеческого существования в мире, в более узком – им обозначают только сферу духовной жизни людей.

Личность Философский словарь под ред. И.Т.Фролова, М.:политическая литература – 1987г., стр.238

человеческий индивид в аспекте его, социальных качеств, формирующийся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений

Шедевр Словарь Эстетика, под ред. Беляева А. А., Политиздат, М.: 1989г., стр.399

Совершенное произведение искусства, достигаемое в том случае, когда



Похожие статьи
 
Категории