Легендарная балерина. Талант, отточенный трудом: великие русские балерины

10.07.2019

За воздушным и легким танцем балерины стоит колоссальный ежедневный труд из классов и репетиций. Недаром раньше балериной называли лишь ту танцовщицу, которой удалось достичь вершины хореографического мастерства и удостоиться исполнять ведущие партии в классических спектаклях. «Красота не терпит дилетантства. Служить ей - значит посвятить себя ей целиком, без остатка»- говорила великая Анна Павлова. И биографии по-настоящему великих танцовщиц подтверждают ее мнение. Русская балетная школа по сей день считается образцовой, поэтому среди множества именитых танцовщиц мы выбрали лишь ее воспитанниц.

Авдотья Истомина

Легендарную петербургскую балерину воспел Пушкин в «Евгении Онегине», а также собирался посвятить ей повесть. Авдотья Истомина раскрыла свой талант в раннем возрасте и еще будучи ученицей Петербургской балетной школы выступала в императорском театре. В 17 лет танцовщица завоевала первенство в труппе после дебюта «Ацис и Галатея». Репертуар Истоминой был разнообразен, так как артистка также обладала незаурядным драматическим талантом. Она также играла в водевилях, блестяще справлялась с разговорными ролями. Помимо своего сценического дара, балерина также прославилась умением очаровывать мужчин — ее всегда окружали толпы поклонников. Именно она стала причиной знаменитой четвертной дуэли между Завадовским и Шереметьевым и их секундантами Грибоедовым и Якубовичем.

Тамара Карсавина

Дочь артиста балета, Тамара Карсавина пошла по стопам отца: окончив Императорское театральное училище, присоединилась к труппе Мариинского театра и быстро заполучила статус примы. Карсавина с успехом танцевала партии в классических спектаклях — «Жизели», «Спящей красавице», «Баядерке» — а также вдохновляла хореографов создавать спектакли «под себя». Для нее ставили Михаил Фокин и Леонид Мясин, а Сергей Дягилев, пригласив ее в свою труппу, отдавал лучшие партии. К слову, Тамара Карсавина была близкой подругой и советчиком создателя «Русских сезонов». В 1918 году балерина навсегда уехала из России и поселилась в Англии, где преподавала классический танец, актерское мастерство и работала над постановками.

Анна Павлова

О детстве балерины известно мало — Павлова всю жизнь скрывала собственное происхождение. Тем не менее, ее карьера была такой насыщенной, а талант — ярким, что подробности ее ранней биографии можно оставить без внимания без зазрения совести. Выпускница Императорского театрального училища, Анна Павлова была ведущей танцовщицей труппы Мариинского театра, где исполняла партии в классических балетах. Мировую известность балерина обрела после участия в «Русских сезонах» Дягилева, правда, проработав с ним один сезон, основала собственную труппу. Тем не менее, афиша с силуэтом Павловой так и осталась символом знаменитой серии гастрольных выступлений. Наиболее известный образ балерины — лебедь в миниатюре, поставленной для нее Михаилом Фокиным. С 1914 года Анна Павлова жила в Англии и успешно гастролировала в Европе, Америке и даже Индии. Скончалась великая танцовщица от пневмонии. Говорят, что последние ее слова были: «Приготовьте мне мой костюм лебедя!»

Балерины России - национальное достояние страны, их фамилии - настоящие бренды. Лопаткина, отмечающая сегодня день рождения, Вишнёва, Захарова, Осипова - настоящие культурные маяки. InStyle выбрал главных танцовщиц современной России. Они, как Кшесинская в свое время, - самые настоящие поп-звезды, они больше чем балерины.

Ульяна Лопаткина

Летом прошлого года Лопаткина, та самая, которую называют иконой стиля русского балета, объявила об окончании танцевальной карьеры. Причина - последствия травм. «Благодарю всех, кто встретился мне на творческом пути! Всех, кто стал для меня наставником, другом, помощником, кто вдохновлял, требовал, утешал и заботился, верил, благодарил и поддерживал! Всех, кто трудился рядом и вместе со мной! Всех моих зрителей, всех, кто понимал меня и дарил в ответ аплодисменты из зала!» - такая запись появилась на сайте балерины. Два месяца спустя Лопаткина стала студенткой в СПбГУ, решила изучать «Дизайн среды». А нынешней весной Императорский фарфоровый завод выпустил фигурки звезды. Лопаткина, так же как и Вишнёва, - символы Петербурга, пора уже и памятники ставить.

Диана Вишнёва


Пожалуй, самая известная балерина России - это она. Вишнёва. «Меня не хотели брать в хореографическое училище. Практически никто не верил, что я смогу сначала стать лучшей ученицей, потом выигрывать конкурсы, а затем попасть в Мариинский театр. Я не могу сказать, что с детства было понятно, что Диана Вишнёва станет тем, кем она сейчас является», - говорит Вишнёва, добавляя: «Я, скорее, считаю себя артисткой». Прима Мариинки, мировая звезда, хозяйка собственного международного фестиваля CONTEXT, она заявляет, что не балерина, а именно артистка. И это верно. Вишнёва - это уже больше чем балет.

Светлана Захарова


Современные российские танцовщицы, балерины - настоящие граждане мира. Прима-балерина Большого и Ла Скала, Захарова тоже - истинный космополит. Жила в Германии, работала в Мариинском театре, затем перебралась в Москву, плотно связана с Италией. Это не считая постоянных перемещений из одной точки земного шара в другую. Ноябрьское расписание балерины - это Пекин, Сеул, София и Москва. А еще Захарова была в Госдуме, еще она жена и мама, и любит свою заслуженную популярность. Жаль только, Instagram ведет редко: последний на сегодня пост датирован августом.

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинки совершила неожиданный житейский пируэт. Родилась в Москве, перебралась в Петербург и в родном городе жить не хочет.

«Когда стала жить одна, открыла для себя Петербург, друзей стало больше, мне мои приезды в Москву стали даже в тягость. И сейчас я вообще стараюсь ее избегать. Совсем не люблю Москву. Мне там неуютно, душно и всё не то», - признается Кондаурова.

В своих интервью балерина предстает очень рациональной, но в танце... «Она спонтаннее на сцене, чем большинство ее коллег. И все то, что часто похоже на импровизацию, на самом деле хорошо отрепетировано», - отзывается о ней Алексей Ратманский.

Мария Александрова

Великие балерины России всегда отличались характерами. Вот и Мария Александрова - в мае прошлого года эта прима Большого уволилась из театра. Сама. Пространный пост, опубликованный Александровой в соцсетях, ничего не объяснил, но решение было твердым. «Я осталась в Большом на контракте, да и вообще везде осталась на контракте. Сейчас я существую как свободный художник, танцую и работаю там, где я нужна. А с театром я осталась в отношениях вне системы», - говорила она недавно в одном из интервью. Жизнь продолжается - Мария запускает проекты, танцует, радуется жизни.

Наталья Осипова


Список «знаменитые балерины России» будет неполным без этой танцовщицы. В своем поколении Осипова - звезда номер один. И в целом она пребывает - заслуженно! - в топ-листе имен мирового балета. Независимая, ищущая, Наталья меняет площадки, театры, страны и везде являет себя во всей красе и таланте. Большой, Михайловский, Американский балетный театр, Лондонский королевский балет. Из Лондона она летит в Пермь, оттуда в Петербург и далее - везде. Но Британия для Осиповой - второй дом, так же как Сергей Полунин - один из главных партнеров по сцене.

Танцевальный почерк этой балерины нельзя спутать ни с кем. Чёткий, тщательно отточенный жест, размеренное передвижение по сцене, предельный лаконизм костюмов и движений - вот те особенности, которые сразу же выделяют М. Плисецкую.

По окончании Московского хореографического училища, где Плисецкая училась у педагогов Е. П. Гердт и М. М. Леонтьевой, с 1943 г. она работала в Большом театре. С самого начала творческого пути проявилась особая артистическая индивидуальность Плисецкой. Её работы отличает редкое соединение чистоты линии с властной экспрессией и мятежной динамикой танца. А её прекрасные внешние данные – большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность - лишний раз подтверждают, что Плисецкая не просто стала балериной, а родилась ею.

Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.), русская балерина.

Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.

Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, её отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка. Однако ещё при жизни балерины газеты писали о её аристократическом происхождении.

Галина Сергеевна Уланова (8 января 1910 г. - 21 марта 1998 г.), русская балерина.

Творчество Улановой составило целую эпоху в истории мирового балета. Она не просто восхищала филигранным искусством танца, но каждым движением передавала душевное состояние своей героини, ее настроение и характер.

Будущая балерина родилась в семье, где танец был профессией. Ее отец был известным танцовщиком и балетмейстером, а мать - балериной и педагогом. Поэтому поступление Улановой в Ленинградское хореографическое училище было совершенно естественным. Вначале она училась у матери, а затем её педагогом стала известная балерина А. Я. Ваганова.

В 1928 году Уланова блестяще окончила училище и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета. Вскоре она становится ведущей исполнительницей партий классического репертуара - в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», А. Адана «Жизель» и других. В 1944 году она становится солисткой Большого театра в Москве.

Мариус Иванович Петипа (11 марта 1818 г. - 14 июля 1910 г.), русский артист, балетмейстер.

Имя Мариуса Петипа известно каждому, кто хоть немного знаком с историей балета. Всюду, где сегодня существуют балетные театры и школы, где показывают фильмы и телепередачи, посвященные балету, издают книги об этом удивительном искусстве, знают и чтят этого человека. Хотя он и родился во Франции, но всю свою жизнь проработал в России и является одним из родоначальников современного балета.

Петипа однажды признался, что с самого рождения вся его жизнь была связана со сценой. Действительно, его отец и мать были известными артистами балета и жили в крупном портовом городе Марселе. Но детство Мариуса прошло не на юге Франции, а в Брюсселе, куда семья переселилась сразу после его рождения в связи с новым назначением отца.

Музыкальные способности Мариуса были замечены очень рано, и его отдали сразу в Большой колледж и консерваторию по классу скрипки. Но первым его учителем стал отец, который вел при театре балетный класс. В Брюсселе Петипа впервые и вышел на сцену в качестве танцовщика.

Ему было в то время всего двенадцать лет. А уже в шестнадцать он стал танцовщиком и балетмейстером в Нанте. Правда, проработал там всего год и затем вместе с отцом отправился в свое первое заграничное турне в Нью-Йорк. Но, несмотря на сопутствовавший им чисто коммерческий успех, они быстро уехали из Америки, поняв, что там некому оценить их искусство.

Вернувшись во Францию, Петипа понял, что ему надо получить более глубокое образование, и стал учеником знаменитого хореографа Вестриса. Занятия быстро дали результат: всего через два месяца он стал танцовщиком, а позже и балетмейстером в балетном театре города Бордо.

Сергей Павлович Дягилев (31 марта 1872 г. - 19 августа 1929 г.), русский театральный деятель, импресарио, издатель.

Своей матери Дягилев не знал, она умерла при родах. Его воспитала мачеха, которая относилась к нему так же, как и к собственным детям. Поэтому для Дягилева смерть сводного брата в советское время стала подлинной трагедией. Возможно, поэтому он перестал стремиться на родину.

Отец Дягилева был потомственным дворянином, кавалергардом. Но из-за долгов он был вынужден оставить армию и поселиться в Перми, считавшейся в то время российской глубинкой. Его дом практически сразу же становится центром культурной жизни города. Родители часто музицировали и пели на проходивших в их доме вечерах. Их сын также брал уроки музыки. Сергей получил настолько разностороннее образование, что когда оказался после окончания гимназии в Петербурге, то ничем не уступал своими знаниями петербургским сверстникам и даже иногда превосходил их уровнем начитанности и по уровню знания истории и русской культуры.

Внешность Дягилева оказалась обманчивой: здоровяк-провинциал, казавшийся увальнем, был достаточно начитан, свободно говорил на нескольких языках. Он легко вошёл в университетскую среду и стал числиться студентом юридического факультета Петербургского университета.

Одновременно он погрузился в театральную и музыкальную жизнь столицы. Юноша берет частные уроки игры на фортепиано у итальянца А. Котоньи, посещает класс в Петербургской консерватории, пытается сочинять музыку, занимается историей художественных стилей. На каникулах Дягилев совершает и первое путешествие по Европе. Он как бы ищет своё призвание, обращаясь к различным сферам искусства. Среди его друзей оказываются Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов – будущее ядро объединения «Мир искусства».

Вацлав Фомич Нижинский (12 марта 1890 г. - 8 апреля 1950 г.), русский танцовщик и балетмейстер.

В 1880-х годах в России с успехом выступала труппа польских танцовщиков. В ней служили муж и жена – Томаш и Элеонора Нижинские. Они и стали родителями будущего великого танцовщика. Театр и танец вошли в жизнь Вацлава с первых месяцев жизни. Как он сам писал впоследствии, «желание танцевать было для меня столь же естественным, как дышать».

В 1898 г. он поступил в Петербургское балетное училище, окончил его в 1907 и был принят в Мариинский театр. Выдающийся талант танцовщика и актера сразу вывел Нижинского на положение премьера. Он исполнял многие партии академического репертуара и был партнером таких блистательных балерин, как , О. И. Преображенская, А. П. Павлова, .

Уже в 18 лет Нижинский танцевал главные партии почти во всех новых балетах, поставленных на сцене Мариинского театра. В 1907 году он танцевал Белого раба в «Павильоне Армиды», в 1908-м - Раба в «Египетских ночах» и Юноши в «Шопениане» в постановке М. М. Фокина, а через год исполнил роль Урагана в балете «Талисман» Дриго в постановке Н. Г. Легата.

И, тем не менее, в 1911 году Нижинский был уволен из Мариинского театра за то, что, выступая в балете «Жизель», самовольно надел новый костюм, выполненный по эскизу А. Н. Бенуа. Выйдя на сцену полуобнаженным, актер вызвал раздражение у сидевших в ложах членов царствующей семьи. Его не смогло защитить от увольнения даже то, что к этому времени он был одним из известнейших танцовщиков русского балета.

Екатерина Сергеевна Максимова (1 февраля 1939 г. - 28 апреля 2009 г.), русская советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, педагог, народная артистка СССР.

Эта уникальная балерина не сходила со сцены тридцать пять лет. Впрочем, с балетом Максимова связана и сегодня, поскольку является педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».

Екатерина Максимова получила специальное образование в Московском хореографическом училище, где ее педагогом была прославленная Е. П. Гердт. Еще будучи ученицей, Максимова получила первую премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве в 1957 году.

Свое служение искусству она начала в 1958 году. После окончания училища молодая балерина пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, она, казалось, самой природой была предназначена для классических ролей. Но вскоре стало очевидно, что ее возможности поистине безграничны: она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии.

Секрет успеха Максимовой заключается в том, что она всю жизнь продолжала учиться. Свой богатый опыт ей передала прославленная балерина Г. Уланова. Именно от нее молодая актриса балета переняла искусство драматического танца. Не случайно, в отличие от многих балетных актеров, она сыграла целый ряд ролей и в балетных телеспектаклях. Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами отображало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».

Сергей Михайлович Лифарь (2 (15) апреля 1905 г. - 15 декабря 1986 г.), русский и французский танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер и художник.

Сергей Лифарь родился в Киеве в семье крупного чиновника, его мать происходила из семьи известного зерноторговца Марченко. Первоначальное образование он получил в родном городе, поступив учиться в 1914 г. в Киевский императорский лицей, где прошел подготовку, необходимую для будущего офицера.

Одновременно, с 1913 по 1919 год, Лифарь ходил на занятия по классу фортепиано в консерваторию имени Тараса Шевченко. Решив посвятить свою жизнь балету, он поступил в 1921 г. в Государственную школу искусств (класс танца) при Киевской опере и получил азы хореографического образования в студии Б. Нижинской.

В 1923 г. по рекомендации педагога вместе с четырьмя другими его учениками Лифаря пригласили на просмотр в труппу «Русский балет» С.П. Дягилева. Сергею удалось пройти конкурс и попасть в прославленный коллектив. С этого времени начался трудный процесс превращения начинающего любителя в профессионального танцовщика. Лифарю давал уроки известный педагог Э. Чекетти.

Одновременно он много учился у профессионалов: ведь в труппу Дягилева традиционно приходили лучшие танцовщики России. Кроме того, не обладая собственными идеями, Дягилев аккуратно собирал лучшее, что было в отечественной хореографии, поддерживал поиски Джорджа Баланчина, Михаила Фокина. Сценографией и театральными декорациями занимались известные художники России. Поэтому постепенно «Русский балет» превратился в один из лучших коллективов в мире.

Через несколько лет после смерти Мариса Лиепы было принято решение увековечить в виде медальонов пять его рисунков. Они выполнены под руководством итальянского мастера Д. Монтебелло в России и продаются на вечерах памяти Лиепы в Москве и Париже. Правда, первый тираж составил всего сто - сто пятьдесят медальонов.

Окончив Рижское хореографическое училище у В. Блинова, Марис Лиепа приехал в Москву, чтобы поучиться еще и в Московском хореографическом училище у Н. Тарасова. После его окончания в 1955 году он так и не вернулся на свою историческую родину и практически всю свою жизнь проработал в Москве. Здесь же он получил признание поклонников и свою известность выдающегося артиста балета.

Сразу после окончания училища Марис Лиепа пришел в труппу Театра имени К. Станиславского, где танцевал партию Лионеля в балете «Жанна Д’Арк», Феба, Конрада. Уже в этих партиях проявились главнейшие черты его таланта - сочетание великолепной техники с яркой выразительностью каждого движения. Работа молодого артиста обратила на себя внимание ведущих специалистов балета, и уже с 1960 года Лиепа становится членом коллектива Большого театра.

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кжесиньска) (19 (31) августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.

Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров, да и формами будущая балерина могла похвастаться, в отличие от худощавых подруг. Но, несмотря ни на рост, ни несколько лишний для балета вес, имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин». Эта балерина была любовницей последнего русского царя Николая II (когда он был еще наследником престола), а также женой великого князя Андрея Владимировича. О ней рассказывали как о фантастической красавице, а между тем она отличалась лишь необыкновенно красивой фигурой. В свое время Кшесинская была известной балериной. И хотя по уровню дарования намного уступала, скажем, такой своей современнице, как Анна Павлова, она все же заняла свое место в русском балетном искусстве.

Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.

Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Вслед за старшей сестрой и братом Матильда была принята в хореографическое училище, после окончания которого началась ее долгая служба в императорских театрах.

8 выбрали

Как прекрасен полет балерины в танце, как он легок и воздушен, и как тяжел ее труд на пути к этой кажущейся легкости. Тысячи девочек начинают этот путь в балетных школах, но лишь немногие становятся Великими балеринами. 23 апреля значимая дата в мире балета - 210 лет со дня рождения Марии Тальони, балерины первой вставшей на пуанты и первой представшей в воздушном облаке балетной пачки. Но не это главные страницы в истории балета, написанные великой балериной – ее танец, воздушный, мистический, который сравнивали со скрипкой Паганини, стал самой знаменитой легендой балета.

Мария Тальони (1804-1884)

Отец Марии был балетмейстером и хореографом, поэтому видел в своей дочери то, чего не видели другие. А как иначе? Ведь она должна была стать балериной в третьем поколении! А она выглядела гадким сгорбленным утенком среди других его учениц, от которых терпела немало насмешек в свой адрес. Отец же был неумолим и строг, порой урок заканчивался обмороком обессилевшей Марии, но именно каторжный труд превратил ее в нимфу балета. А впереди ее ждал триумф – в 1827 году "Венецианский карнавал" в Париже, после которого она танцевала в Гранд Опера и мировая слава в 28 лет в постановке отца "Сильфида". Роль Сильфиды стала главной в ее жизни – четверть века она была лучшей исполнительницей этой партии. За ней последовали и другие партии в постановках Филиппе Тальони, долгий контракт с Гранд Опера и… гастроли в России. И Петербург буквально "заболел балетом" - она выступала на цене через день, неизменно вызывая восторг и восхищение, внимание императорской семьи и обожание публики. Последнее выступление балерины в Петербурге состоялось 1 марта 1842 года. Вызывали ее восемнадцать раз – ее, Сильфиду, летящую над сценой на кончиках пуант в газовом облаке балетной пачки….

Анна Павлова (1881-1931)

Будущая звезда русского балета мечтала о белом репетиционном зале с портретом Марии Тальони на стене. Дочь железнодорожного подрядчика и прачки обладала прекрасными природными балетными данными и огромным упорством, благодаря которому она и смогла стать ученицей театрального училища, ведь ее не приняли сразу! Лишь вторая попытка оказалась успешной, благодаря Мариусу Петипа, разглядевшему в маленькой девочке "пушинку на ветру". По окончании училища Анна поступила в Мариинский театр, примой которого она стала спустя 6 лет поле первого выхода на сцену. "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик" в ее блистательном исполнении приводили в восторг театральную публику и придирчивых "балетоманов". Настоящая слава же пришла к ней в 1907 году после исполнения миниатюры "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которую Михаил Фокин поставил для нее буквально за одну ночь для выступления на благотворительном концерте. Миниатюра навсегда стала символом русского балета 20 века. С 1910 года начинается череда гастролей "Русского лебедя" и история ее мировой славы. "Русские сезоны" в Париже стали одной из "золотых страниц" в истории русского и мирового балета. Анна Павлова создает свою собственную труппу, свою балетную семью, с которой открывает миру классический балет Чайковского и Глазунова. В 1913 году она переезжает в Лондон и уже больше не возвращается в Россию. Америка, Европа, Индия, Куба, Австралия рукоплескали Павловой, ставшей живой легендой. Скончалась Анна Павлова во время гастролей в Гааге 23 января 1931 года от пневмонии.

Ольга Спесивцева (1895- 1991)

Что более всего надломило душу балерины – потрясения революции, преследовавшие ее обвинения эмиграции в "шпионаже", душевная драма или полное погружение в образ Жизели, ради которого она посещала дома для душевнобольных и с которой она разделила ее безумие? Она уже не могла выти на сцену и, надломленная, в 1931 году переехала в США, где вскоре в состоянии полной потери памяти оказалась в лечебнице, где пробыла до 1963 года. Случилось чудо, память вернулась к ней и до самой смерти Ольга Спесивцева прожила в пансионате Фонда Льва Толстого, успев сняться в документальном фильме….

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Она не стала великой балериной на цене, но ее имя известно всему миру, как имя великого балетного педагога, которое носит Академия танца….

На сцене ей были уготованы только третьестепенные роли – она не была привлекательна внешне и первые партии обходили ее стороной, да и критики не видели в ней "воздушной красавицы". Упорный труд, талант, великолепная техника исполнения оказались важнее красивой внешней оболочки. Агриппина Ваганова "лепила" себя сама, добившись вначале ролей второго плана, образы которых она открыла для публики заново. Создавая все новые вариации уже, казалось затертых образов, она получила от критиков титул "королевы вариаций". Она не стала знаменитой балериной, уже в 36 лет ее отправили "на пенсию", но, посвятив себя хореографии, стала самым знаменитым педагогом, вписав золотыми буквами свое имя в историю балета. Она посвятила себя хореографии в те годы, когда совершенно серьезно обсуждался вопрос о… ликвидации балета, как чуждого вида искусства. Вагановская школа по праву стала одной из лучших в мире, выпустившей балерин, чьи имена по праву заслужили приставки "великая": Марина Семенова, Галина Уланова, Наталья Дудинская. Агриппина Ваганова руководила Академическим театром оперы и балета в 1931-1937 г.г., осуществив постановки "Лебединого озера" и "Эсмеральды" в новой редакции, в своей особенной манере, получившей имя "вагановской". Ее педагогический опыт стал всемирным достоянием во многом благодаря написанной ею книге "Основы классического танца", переведенной почти на все языки мира и выдержавшей 7 переизданий.

Алисия Алонсо (1920)

Создательница Национального Балета Кубы Алисия Мартинес дель Ойо в 9 лет поступила в единственную в то время на Кубе балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. И с первого же дня балет стал смыслом всей ее жизни. Шаг за шагом Алисия шла к намеченным ею одна за другой целям: стать профессиональной балериной, а затем создать национальную балетную школу на Кубе. Когда политика вмешалась в ее планы, и само существование балетной труппы на Кубе стало невозможным, она поставила своей целью поддерживать наиболее одаренных танцоров до лучших времен. После победы Кубинкой революции в 1959 году она проводит отбор самых одаренных учеников и ставит новую цель - поднять кубинский балет мирового уровня. Но в ее жизни были не только масштабные планы, в ее жизни был Балет, "чернорабочим" которого называла себя Алисия.. Ей рукоплескал Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага, а она никогда не была собою довольна. В 19 лет е сделал первую операцию на глазах, зрение падало с каждым годом, но она танцевала. "Танцующая в темноте" - так говорили о великой кубинской балерине. Специально для нее центр сцены освещали самым ярким прожектором – она не видела кулис, декораций, она танцевала душой…. Множество постановок, образов - она танцевала, танцевала, танцевала всегда, не давая себе ни поблажек, ни скидок на возраст и потерю зрения. Последнее выступление Алисии Алонсо в поставленном ею балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет! Она танцует до сих пор, сидя в инвалидном кресле, полностью потеряв зрение – она все равно танцует руками и сердцем. Алисия Алонсо - Prima ballerina assoluta.



Похожие статьи
 
Категории