Легендарный архитектор анри ван де вельде - лидер бельгийского модерна. Легендарный архитектор анри ван де вельде - лидер бельгийского модерна Хенри ван де вельде его работы

09.07.2019

Хенри (Анри) Клеманс ван де Велде (3 апреля 1863, Антверпен — 1957, коммуна Оберегери) — бельгийский архитектор и художник, один из основателей бельгийской ветви стиля модерн.

Цитата поста michletistka

Вот позирует фотографу семья художника:


Доченьки с бантиками, в цветастых платьицах - интернат на выпасе, да и только...


Домик, на фоне которого семейство чаевничает - построен архитектором в Веймаре.


Не плохая такая дачка. "Высокие тополя" сегодня выглядят не совсем так, как при жизни создателя.

Еще один семейный особняк, собственно, первый, с которого началась слава архитектора, Ван де Вельде построил в местечке Уккеле под Брюсселем в 1895 году.


Красиво, но красные львы у входа, имхо, все опошляют...

Впрочем там, где здания предназначены для общественного использования Ван де Вельде становится интереснее:
Архив Ницше в Веймаре:


Слева - сестра Ницше, Элизабет Фёрстер-Ницше. Снимок сделан в 1904 году.
Ничего так размерчики? Шляпка дамы на уровне дверных ручек...

А это - комната для чтения внутри архива. Мебель и все оформление спроектированы Ван де Вельде.

А вот этот монстр, так и не построенный, должен быть стать Nicshe-stadium

Еще один проект - музей прикладного искусства в Веймаре.


Вроде бы все хорошо, но меня напрягают глухие стены фасада.

А вот это чудо - Гавана-Табакко компани.


Больше всего интересует, кто раскладывал коробочки по стеллажам...

Неожиданный штрих - салон императорского брадобрея Франсуа Хаби в Берлине. 1901 год.

Квартира графа Кесслера. 1902 год.


Эх, мне бы пожить среди панелей Мориса Дени...

Другой ракурс

Фолькванг-музей в Хагене. Если правильно понимаю, Вельде его только декорировал, и не все здание, а преимущественно вход и вестибюль.

А вот это мне, пожалуй, нравится:


1906 год. Холл музея прикладного искусства в Дрездене.
Живопись принадлежит Людвигу фон Хофманну.

Здание которое на тебя недобро смотрит - Веркбунд-театр в Кельне. Построен в 1914 году, до наших дней не сохранился.

Отдельно покажу несколько выставочных интерьеров.


Брюссель. 1902 год.


1905 год. Галерея Арнольд в Дрездене

Картинки посканены с книжки "Ар Нуво" Клауса-Юргена Зембаха

Анри Клеманс Ван де Вельде (Хенри Клеманс Ван де Вельде), один из основоположников бельгийской ветви "стиля модерн" - "Ар нуво", стоит в ряду крупнейших архитекторов-новаторов рубежа XIX-XX веков. Его творчество, отражая всю сложность этого переходного периода, полно противоречий. Богато одаренный - музыкант, художник, архитектор и литератор, - он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога.

Анри Ван де Вельде родился в Антверпене 3 апреля 1863 года. Окончил Антверпенскую Академию художеств (1881-83). Занятие живописью продолжил у К. Дюрана в Париже (1884-85). Увлекался музыкой и литературой. Подружился с кружком импрессионистов и символистов. Особенно привлекал его пуантилизм Сера, который, по мнению Велде, открывал новые перспективы для архитектурного творчества. В 1886 вернулся в Антверпен, где стал основателем культурного кружка - "Кружка независимых" (1887) в содружестве с неоимпрессионистами. В 1889 примкнул к известному авангардистскому кружку "ХХ", в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью Гогена, а также английским объединением "Искусства и ремесла" и работами У. Морриса. Под влиянием творчества Макинтоша и Морриса обратился к проектированию мебели, ювелирных украшений, стекла. В проектах мебели (с 1894), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. Выступал со своей философией линии, приравнивая линию к художественной силе, "действующей подобно всем стихийным силам".

Архитектурой занялся в возрасте 31 года, когда им был изложен взгляд на архитектуру в эссе "Очищение архитектуры" (1894), написанном под влиянием группы "XX". Первая архитектурная работа относится к 1895, когда Ван де Вельде построил собственный дом в Эккле близ Брюсселя, в котором спроектировал все, включая убранство и одежду. Этот дом был ярким примером синтеза всех искусств.

После 1900 работал главным образом как архитектор. К этому периоду относится его участие в нескольких конкурсах: магазин ремесел Гогенцоллерна (1899), магазин Хаби (1901).

Зимой 1900-01 предпринял лекционное турне по Германии, занимаясь популяризацией своих принципов, которые он сформулировал в изданной в 1902 в Лейпциге работе: "Kunstgewerbliche Laienpredigten".

Создал и руководил Саксонской художественно-промышленной школой искусств и ремесел в Веймаре (1902-14).

В 1903 он побывал в Греции. Несмотря на то впечатление, которое произвели на архитектора мегалитические сооружения, его последующие работы сохраняют печать классицизма.

Первый этап архитектурного творчества Ван де Вельде заканчивается в 1906 проектированием помещений Дрезденской выставки прикладного искусства.

Второй этап его творчества пришелся на 1906-14. Это период строительства здания Веймарской школы прикладного искусства, созданной герцогом Саксонским. При дворе последнего Вельде состоял консультантом.

Наиболее известной постройкой Ван де Вельде военного периода был театр, спроектированный для Кельнской выставки Веркбунда (1914, не сохранился). Один из основателей немецкого Веркбунда (1907). В 1915 Вельде как иностранный подданный вынужден был уйти в отставку с поста директора Школы, предложив В. Гропиуса в качестве своего возможного приемника. На третьем этапе (1917-30) Анри Ван де Вельде стал одним из лидеров функционализма.

В 1917 архитектор переехал в Швейцарию, а в 1921 в Голландию. В Бельгию вернулся в 1925. Преподавал в Национальной высшей школе декоративного искусства в Брюсселе с 1926 до 1935.

С 1947 года Ван де Вельде поселился в Швейцарии, в коммуне Оберегери, где, спустя 10 лет, и скончался в возрасте 94 лет. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию.

Haus Hohe Pappeln, дом, построенный Анри ван де Вельде для себя в 1907-1908 в пригороде Веймара, вид с улицы.

Имя Анри ван де Вельде принято называть среди пионеров бельгийского модерна (ар-нуво). В какой-то мере это справедливо, если вести речь о нем, как о дизайнере интерьера, мебели и предметов. Кроме того, как о последователе Уильяма Морриса, как об активном теоретике и пропагандисте этого стиля. Но можно ли вообще его считать архитектором Ар-нуво? Таким вопросом я задавалась с 2013 года, когда в связи с 150-летием Анри ван де Вельде в Брюсселе можно было всесторонне познакомиться с его творчеством и во время Биеннале (Ар-нуво и Ар-деко)2013 и на ретроспективной выставке в Королевском музее искусства и истории , ему посвященных. В частности, на этой выставке среди самых известных построек Ван де Вельде упоминалась вилла « Bloemenwerf » (в брюссельском Укле, которая не была при этом причислена к стилю Ар-нуво) и многочисленные дома в стиле Ар-нуво в Веймаре. Ясное дело, что оказавшись в Веймаре, никак не возможно было не попытаться найти эти дома.

Самой интересной, в заявленном контексте, веймарской постройкой Ван де Вельде безусловно является Haus Hohe Pappeln (Дом под тополями), который к тому же можно посетить. Отдельно хочу отметить, что это посещение оставило самое приятное впечатление организацией (они работали в выходной 1 мая и без обеда), скромной ценой (3.50 евро), в которую включены были аудиогиды на разных языках (я слушала французский, муж - английский), и возможностью фотографировать. Давайте посмотрим, что из себя представляет этот семейный дом Ван де Вельде:


Посмотреть можно было только первый этаж (на самом деле бельэтаж, так как есть еще полуподвальный), который и у семейства Ван де Вельде при случае служил для приемов. Единственное, на мой взгляд, что напоминает в этом доме о модерне - это принцип конструкции изнутри наружу. То есть архитектор не в выбранный объем вписывал нужные ему комнаты, а наоборот, внутренняя структура определила наружный вид дома. За счет чего у дома получился такой живой, несимметричный, как бы произвольно наросший в разных направлениях экстерьер. Поэтому на схеме я поместила римские цифры двух цветов: рыжие - для интерьера, зеленые для экстерьера, иногда включая и часть сада или садовых сооружений, видных из соответствующих комнат.
I - Крыльцо дома, на которое выходят две стены (и два окна) из трех, видных снаружи стен кабинета.
II - Кабинет Ван де Вельде.
III - Гостинная с рабочим столом жены Ван де Вельде (Maria Sèthe) и музыкальным салоном.
IV - Вестибюль и лестничная клетка (для лестницы наверх, где были расположены все спальни и комнаты детей)
V - Столовая, окруженная верандой.

Мебель я практически не показываю, т.к. она хоть и дизайна Ван де Вельде, была им создана для других веймарских заказчиков, то есть к этому дому отношения не имеет. Свою мебель он увез в Швейцарию, после продажи Haus Hohe Pappeln, то есть о тотальном искусстве в данном случае трудно говорить.


I. Вид на дом со стороны крыльца.


I, II Крыльцо. Одно из окон кабинета. Мрачновато даже в солнечный день.


I, II Входная дверь. Два окна кабинета.


II,III, V Фасад дома с окнами (справа налево) кабинета, гостинной и столовой с верандой.


II Беседка в саду, видная из кабинета.


II Фотография камина (не сохранившегося) в кабинете.



II Стена кабинета с раздвижной дверью в салон.


III Рабочий уголок Марии Сете в гостинной.


III Окна гостинной


III Вид из сада на окна гостинной


IV Вестибюль с эркером и лестница.


IV В эркере семья проводила время днем, там был диван, кресла.
Напоминаю, что мебель в кадре не родная. Мебель для этого дома Ван де Вельде всю жизнь возил с собой.


IV Лестница на этаж с личными комнатами.


IV Дверь на служебную лестницу вниз на кухню и в коридорчик с лифтом для блюд для подачи на стол (лифт был только для блюд, персонал поднимался ножками по лестнице).


IV Фасад с эркером и окном этого коридорчика.


IV Опять это окно.


V Столовая


V Столовая


V Вид на часть сада куда выходит веранда вокруг столовой.


V Веранда, вид сбоку.


V Окно над верандой.


V Веранда с другой стороны в сторону сада и фонтана со скульптурой Жоржа Минне.


Фонтан со скульптурой бельгийского символиста Жоржа Минне.

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам — январь 1672 г., там же) — нидерландский художник и гравёр, принадлежит к известной нидерландской семье художников ван де Вельде, сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего и Эсайаса ван де Велде.

В историю искусства Адриан ван де Велде вошел как яркий представитель голландской живописи XVII в. Творчество художника отличал универсализм. Он работал как офортист, писал пейзажи, портреты, картины на мифологические и религиозные темы, нередко писал фигуры в композициях других голландских мастеров. Однако известность Адриан ван де Велде приобрел прежде всего как пейзажист.

Adr. van den Velde. Illustration from Part 3 of Arnold Houbraken"s Schouburg (1721)

Точная дата его рождения неизвестна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. Он обнаружил способности к рисованию и живописи в годы первой молодости и на четырнадцатом году уже гравировал. Если эти первые его гравюры несовершенны, то впоследствии он выполнял их очень хорошо. По протекции отца Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и . Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман , но в его произведениях больше естественности и простоты, свободного демократизма образов.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена , а потом стал свободным художником. В 21 год он женился на Марии Аудекерк.

В пейзажах Велде главную роль играют дали, почва, облака — во всем воздушная перспектива; но он не изображал леса по преимуществу. Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении. Фигурки кисти Адриана ван де Велде встречаются в пейзажах его учителя Яна Вийнантса , у Яна Хаккерта , Яна ван дер Хейдена , Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы ; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де Велде могут быть отнесены к разряду бытовых.

Для его живописи также характерны свежесть и яркость цветовых решений. При этом пейзажи художника отличают изысканная нарядность, приукрашенность (облагороженность) изображаемого, придающие им своеобразную идилличность. Таковы его картины "Ферма", "Коровы на пастбище" (Картинная галерея, Дрезден), "Пейзаж со стадом коров" (1671. Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Романтичностью наполнены морские пейзажи А. ван де Велде. Среди них одно из самых известных произведений художника - "Берег моря в Схевенингене" (1658. Картинная галерея, Кассель). Другие известные произведения: "Аллегория". 1663. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; "Охота". ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Адриан ван де Велде писал иногда картины религиозного содержания, напр. "Снятие со креста" (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме. Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.



Hilly landscape with high road (Rijksmuseum , Amsterdam)



Winter scene with a group of golfers on a frozen river (1654-1672, Manchester City Art Gallery)


Коза и козленок. (1655-72, National Gallery , London)


A Farm with a Dead Tree (1658, National Gallery , London)


Школа верховой езды (ок.1658, North Carolina Museum of Art , Raleigh)


Cattle and Goats in a Meadow (1658, Частная коллекция)


Опушка леса (1658, National Gallery , London)

Коровы на пастбище (1658, Berlin - Gemäldegalerie)


Песчаное побережье в Схевенинге. (1658, Картинная галерея. Кассель)


Дюны в Схевенингене (ок.1659, Indianapolis Museum of Art , Indiana)


Carriage on the Beach at Scheveningen (1660, Лувр , Париж)


Остановка в пути (1660, Эрмитаж , С.-Петербург)


A Landscape with a Farm by a Stream (1661, National Gallery , London)


Landscape in summer (ок.1661, Museum Bredius , Netherlands)


Peasants with Cattle fording a Stream (ок.1662, National Gallery , London)


Горный пейзаж с крупным рогатым скотом (1663, Rijksmuseum , Amsterdam)


Animals near a Building (1663, National Gallery , London)


Спящие пастухи Sleeping Shepherds (1663, Cleveland Museum of Art , Ohio)


Arcadian landscape with resting herdsmen and cattle (1664, Rijksmuseum , Amsterdam)


Pastoral Landscape with Ruins, (1664, Art Institute of Chicago)


Landschaft mit Herde und Hirten (1664, Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie)


Landscape with cattle and figures (1664, Fitzwilliam Museum at the University of Cambridge)


Animals by the River (1664, Лувр, Париж)


Strandgezicht (1665, Mauritshuis Royal Picture Gallery , The Hague)


Моление о чаше (1665, Частная коллекция)


Milking a Cow (1666, Частная коллекция)


Cattle in a field, a village beyond a wood (Norwich Museums , England)


Haymakers Resting in a Field


The Farm (1666, Staatliche Museen, Berlin)


Паром (1666, Rijksmuseum , Amsterdam)


Семейный портрет в пейзаже. (1667, Rijksmuseum Amsterdam)

Благовещение (1667, Rijksmuseum Amsterdam)


Св. Иероним (Pommersfelden, Schloss Weißenstein)


Frozen Canal with Skaters and Hockey Players (1668, Лувр, Париж)


Golfers on the Ice near Haarlem (1668, National Gallery , London)


Развлечения на льду (1669,Gemldegalerie,Dresden, Germany)


The hunting party (1669,

Адриан ван де Вельде (Adriaen van de Velde) (1636 г., Амстердам - январь 1672 г., там же) - нидерландский художник и гравёр из известной нидерландской семьи художников ван де Вельде; сын Виллема ван де Вельде Старшего и брат Виллема ван де Вельде Младшего.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Точная дата его рождения не известна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк - 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником.

В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.

Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.

ТВОРЧЕСТВО АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров - Паулюса Поттера и Николаса Берхема.

Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями.

В пейзаже его наставником был Винантс, в изображении фигур Вуверман, а впоследствии он подвергся сильному влиянию П. Поттера.

Адриан ван де В. превосходно изображал тишину и спокойствие в природе; его картины полны света, даль чрезвычайно воздушна. Живопись его тонка и легка, и хотя во многих картинах краски очень изменились, тем не менее, цена им на распродажах, близких к нашему времени держалась очень высоко и доходила, напр., до 30 и 50 тыс. фр.

Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении.


Фигурки кисти Адриана ван де В. встречаются в пейзажах его учителя Винантса, Мушерона, Ван дер Гейде и даже у знаменитых Рюисдаля и Гоббемы; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де В. могут быть отнесены к разряду бытовых.

Адриан ван де В. писал иногда картины религиозного содержания, напр. «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть.

The Annunciation 1667



Похожие статьи
 
Категории