Лекция на тему "народное искусство". Народное искусство Площадный театр Востока

23.06.2020


Сегодня многие озабочены поиском национальной самоиндификации, духовных скреп народа, общей идеи, и в этих поисках взгляды обычно обращены к культурным вершинам, основополагающим этическим принципам, экономическим механизмам. А меж тем искомые ценности пробиваются в нашу жизнь, как трава сквозь асфальт, малозаметными фактами, событиями, сюжетами повседневной культурной практики. Кто в связи с такими грандиозными проблемами, как национальная самоидентификация, вспомнит о маленькой вещице – народной игрушке? Вот вы когда видели ее в последний раз? И где – в музее? На выставке? На бабушкином комоде? Или вспомните, как в нежном возрасте играли ею? И какое отношение эта малая и совсем неважная в вашем обиходе вещь может иметь к основополагающим духовным проблемам современного человека и, более того, всего общества?

Свистки и дудки

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия и продолжается по сей день. И среди всего многообразия типов глиняных фигурок особого внимания заслуживает свистулька. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка служила оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Звуком и свистом вызывали ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву, хотя культовое применение игрушек, в том числе свистулек, оставалось (вплоть до недавнего времени) наряду с игровым. В России самое известное событие с участием свистульки – вятский праздник свистопляски, или свистуньи.

Мастер из Городца

Профессионально занявшись резьбой по дереву, Сергей Соколов стал изучать городецкие традиции этого искусства. Его заинтересовали возможности нижегородской глухой резьбы. Глухой она называется потому, что в обрабатываемой доске не пробивали отверстий, мастер формировал на ее плоскости рельеф узора с помощью стамесок. Так по традиции украшали корму и борта волжских судов и лобовую доску крестьянских изб, где доска закрывает место соприкосновения фронтона крыши с верхним венцом сруба.

Выпиливал мастер нужный контур электрическим лобзиком, лицевую сторону расписывал. Причем наносил краску (акварель) сразу на дерево без грунтовки, потом покрывал олифой. Позднее Сергей Федорович стал грунтовать свои вещи натуральной олифой и перешел от акварели к темпере, которая даёт более насыщенный цвет.

Народное искусство в парадигмах истории и современности

Подходы к пониманию традиционного народного искусства у искусствоведов, этнографов, социологов, историков, психологов, экономистов, культурологов различаются, но только вместе они позволяют приблизиться к пониманию явления, которое все еще продолжает ускользать от анализа в своей целостности 1 .

Народные художественные промыслы

Использование природных материалов - одна из общих и основных традиций народного искусства. Именно в материале заключены его художественные особенности. Резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, плетение кружев, обработка бересты и корня, гончарное дело, художественная ковка металлов – при всём разнообразии техники и материалов современные народные мастера этих древних искусств придерживаются традиционных элементов, форм и сюжетов.


Поленовскому Дому, преемником которого является Государственный Российский Дом народного творчества, исполнилось 100 лет. 29 декабря 1915 года состоялось торжественное открытие в Москве уникального для истории мировой культуры учреждения – Поленовского Дома. Факт его создания связан вековой традицией с историей развития любительства в России. В Доме были: зал на 300 мест со сценой для постановки образцовых, показательных народных и школьных спектаклей; помещения для репетиций, библиотеки, декорационных и костюмерных мастерских, инструктивной выставки. Здание было возведено по оригинальному проекту выдающегося русского художника, великого просветителя, академика живописи Василия Дмитриевича Поленова .



Множество способов художественной обработки кожи придумано человеком: тиснение, аппликация, вышивка, роспись и даже инкрустация металлом. Особняком среди них стоит оригинальная техника шитья казанской узорной кожаной обуви. Эту технику можно назвать кожаной мозаикой, ведь именно по принципу мозаики детали из цветной кожи своеобразным способом стачки-вышивки соединяются в сложный узор.

Площадный театр Востока

Поразительная особенность Кавказа, которую можно было бы назвать бессмертием народной памяти или поэтическим консерватизмом – умение в течение тысячелетий сберегать то, что некогда породил народный ум или воображение. В обыденном представлении народные традиции в особой сохранности можно наблюдать в некоторых регионах, в частности на Кавказе. Об этой особенности Кавказа написано немало.

Однако уже в начале прошлого века исследователи считали, что «не так легко выделить из целого ряда переплетенных и скрещенных между собой культурных влияний, под воздействием которых Кавказ находился, то, что представляет собой местное, что ассиро-вавилонское или византийское, или монголо-тюркское, или русское, или исламское с его арабскими, персидскими и тюркскими преломлениями». Невзирая на такие сложные переплетения, остается общеупотребимым понятие «восточная культура» , при всем богатстве этого понятия, его единственная определенность, как и много десятилетий назад, понятие «восточная культура» приблизительно равноценно понятию «неевропейская культура»

Народное декоративное искусство у нас в стране является органической частью народной культуры. Поэтические образы, эмоции, присущие ему, дороги и понятны всем людям. Оно прививает чувство прекрасного, помогает сформировать гармонично развитую личность. Будучи основанным на давних художественных традициях, декоративное искусство положительно сказывается на воспитании человека будущего. Произведения, которые созданы мастерами из народа, являются отражением любви к родной земле, способности видеть и понимать красоту окружающего мира.

Основные разновидности декоративного искусства

Долгие века домашнее производство в крестьянских семьях, а начиная с XVIII-XIX веков и кустарные промыслы, снабжали города и деревни разнообразной утварью из глины, дерева и металла, набивными тканями, керамическими и деревянными игрушками, коврами и др. Наибольшую популярность приобрели знаменитая своей яркостью и жизнерадостностью по дереву, дымковские фигурки и свистульки из глины, лукутинские расписные лаковые шкатулки. Каждый из этих предметов - произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - хохломская роспись - вызывает огромный интерес в России и за рубежом.

Самобытные промыслы имелись на Дальнем Востоке, Русском Севере, в Сибири, на Кавказе. Известность приобрели обработка металла в дагестанском Кубачи, керамическая роспись в Балхаре, насечка по дереву серебром Унцукуль. Народное декоративное искусство, виды которого очень многообразны, представлено в разных уголках нашей огромной страны.

Вологодское кружево - народное декоративное искусство

Вологодские кружева приобрели популярность в европейских столицах в конце XVIII века. И в наше время многие иностранцы ошибочно считают, что кружева на территории России плетут только в Вологде. На самом деле Елец, Кириши, Вятка тоже имеют основание гордиться своими изделиями. Почти все они обладают своими неповторимыми особенностями. Так, очень интересны михайловские цветные кружева. У нас в стране они приобрели не меньшую популярность, чем вологодские. Тем не менее, как и сотни лет назад, именно в Вологду едут за белоснежным чудом.

Ажурная резьба

Ажурная резьба украшает предметы из кости небольшого размера: коробочки, шкатулки, кулоны, броши. Произведение народного декоративного искусства - костяное кружево - так поэтично называют ажурную резьбу.

Наибольшее распространение получили три разновидности орнамента в деле резки по кости:

  • Геометрический - сплетение прямых и кривых линий.
  • Растительный.
  • Рокайльный - стилизация формы морской раковины.

Техника ажурной резьбы используется для создания композиций на основе орнамента и сюжетных. Сырьем служит обыкновенная коровья кость.

Тонкая работа над ажурной резьбой требует специальных инструментов: надфилей, штихелей, клепиков, лобзиков.

Бисероплетение

Бисероплетение может гордиться многовековой историей, как и сам бисер. Жители Древнего Египта первыми овладели сложным мастерством плетения ожерелий на основе мелких цветных шариков из стекла, а также украшали ими одежду. Однако по-настоящему расцвело бисерное производство в Х веке. В течение долгих лет жители Венеции бережно хранили секреты мастерства. Роскошным бисером украшали кошельки и сумочки, обувь, одежду и другие изящные вещи.

Когда появился бисер в Америке, он пришел на смену традиционным материалам, используемым коренными жителями. Здесь им отделывали колыбели, корзины, серёжки, табакерки.

Народы Крайнего Севера украшали бисерной вышивкой унты, шубы, оленью упряжь, головные уборы.

Батик

Батик - роспись ткани своими руками с применением фиксирующих составов. Техника базируется на наблюдении, что резиновый клей, парафин при нанесении на ткань не пропускают сквозь себя краску.

Имеется несколько разновидностей батика — узелковый, горячий, шибори, холодный.

Название "батик" индонезийское, что означает "рисовать", "штриховать", "покрывать каплями".

Эта роспись издревле использовалась народами Индии и Индонезии. В Европу батик пришел в ХХ веке.

Роспись

Роспись является одним из наиболее древних видов декоративного искусства. Она столетиями являлась органичной частью самобытной культуры и жизни народа. В этот вид декоративного искусства распространен широко.

Вот некоторые разновидности росписи:

  • Жостовская роспись - известный русский промысел, появившийся в XIX веке в деревне Жостово, недалеко от Москвы. Принадлежит к самым популярным промыслам, где создается русская народная живопись. Знаменитые жостовские подносы расписываются от руки. Чаще всего изображаются букеты цветов на черном фоне.
  • Городецкая роспись - промысел, появившийся в середине XIX века в городе Городце. Роспись отличается яркостью и лаконичностью. Темы ее - фигурки коней, жанровые сцены, цветочные узоры. Украшала двери, ставни, мебель, прялки.
  • Хохломская роспись — один из самых старых народных промыслов. Возникла в XVII веке в Хохломе, недалеко от Нижнего Новгорода. Хохломская роспись - декоративная роспись деревянных предметов, выполненная на золотистом фоне чёрным, красным, реже зелёным цветом. После нанесения рисунка осуществляется покрытие изделия особым составом и трехкратная обработка в печи, которая позволяет достичь уникального медово-золотистого цвета. Традиционными для хохломы являются ягоды рябины и земляники красного цвета, ветки и цветы. Часто в композициях фигурируют звери, рыбы и птицы, превращая сделанное в подлинное произведение народного декоративного искусства. Деревянное золото - так часто называют хохломскую роспись.

Ознакомимся с различными предметами народных промыслов, используемыми в детском саду для развития детей.

Дымковская игрушка

Продукция кировских мастеров поражает яркими узорами, нестандартными пропорциями и формой. Всех приводят в восторг нарядные, замечательно оформленные и расписанные барыни-франтихи, пони, петухи, козлы. Первые дымковские игрушки появились в 1811 году. На вятском празднике продавались глиняные куклы с росписью. Глиняные игрушки изготавливали мастера села Дымково. Они занимались этим вместе со своими семьями.

Сейчас фабрика, выпускающая дымковские игрушки, работает в Кирове.

Филимоновская игрушка

Не меньшей известностью обладает центр народного промысла в деревне Филимоново под Тулой, где рождаются замечательные глиняные игрушки. Люди и животные, изготовленные мастерами, отличаются причудливостью формы и большой выразительностью. Это крестьянки, барыни, солдаты, коровы, наездники на лошадях, бараны. Филимоновские игрушки невозможно перепутать с другими, так как они несут свои неповторимые черты в форме лепки и росписи. Они играют всеми цветами радуги.

У ребёнка, увидевшего филимоновскую игрушку, обладающую нестандартными цветом и формой, пробуждается творческое начало.

Каргопольская игрушка

Каргополь - древний город, жители которого издавна занимались гончарным делом. Преимущественно они изготавливали посуду, однако некоторые мастера занимались глиняной игрушкой. Правда, в 1930 году промысел пришёл в упадок. Восстановление каргопольских мастерских произошло в 1967 году.

Каргопольские игрушки выглядят строже на фоне ярких дымковских и филимоновских. Гамму цветов составляют коричневый, чёрный и тёмно-зелёный цвета. Здесь много забавных образов, простых, но в то же время дышащих теплотой и юмором. Это бабы-крестьянки, бородатые мужики, куклы с прялками.

Гжельская посуда

Неподалеку от Москвы расположено село Гжель. С 14-го века здесь занимались гончарным делом. Среди посуды, которую выпускали квасники, - тарелки и игрушки, которые расписаны коричневыми и желтовато-зелеными красками для керамики. Сейчас фарфоровые изделия, выпущенные в Гжели, имеют мировую славу. Причина этого - неповторимость формы и рисунка. Гжельский фарфор отличается синей росписью, сделанной на белом фоне. Правда, синева не является однородной. Если присмотреться, то можно обнаружить тончайшие оттенки и полутона, навевающие мысли о голубизне неба, речной и озерной воды. Помимо посуды в Гжели производят игрушки и малую скульптуру. Все, что делают мастера, поражает гармонией содержания и формы. Это настоящее произведение народного декоративного искусства. Гжель приобрести мечтает каждый.

Декоративное искусство в детском саду

Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых. Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.

Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.

Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.

Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.

Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.

Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.

Изобразительное искусство в младших классах

Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников позволяет детям вернуться к истокам народной культуры, к духовному наследию. В современном мире изучение богатств национальной культуры - важнейшая задача нравственного воспитания детей, превращения их в патриотов своей страны. В народных промыслах воплощается душа нации, пробуждается историческая память поколений. Воспитать полноценную личность, развить ее нравственный потенциал, эстетический вкус детей нельзя, если разговоры о творчестве сведутся к абстрактным рассуждениям. Ведь произведения умельцев являются иллюстрацией лучших качеств народного характера: это пробуждение уважения к собственной истории и традициям, любовь к родине в целом и к месту где родился в частности, скромность, стремление к прекрасному, чувство гармонии.

Как организовать воспитательный процесс так, чтобы любовь к родине не была просто красивой фразой, а действительно соответствовала внутренней сущности подрастающего поколения? Что можно предпринять, если нет спектаклей, раскрывающих ярко и образно тему патриотизма? В этом вопросе, безусловно, требуется комплексный подход. должны решаться системно.

Чтобы ребенок понял, о чем идет речь, предлагается на уроке рассмотреть произведение народного декоративного искусства (любое). Пример такого произведения поможет разобраться в вопросе.

Современная эпоха требует обращения к самым истокам искусства. Хранение, приумножение народного творчества, развитие его традиций - такие непростые задачи стоят перед учителями, воспитателями, деятелями искусства.

Изобразительное искусство в средней школе

По мере взросления дети начинают все больше разбираться, что такое произведение народного декоративного искусства. 6 класс также системно изучает этот вопрос.

Рабочая программа по изучению изобразительного искусства в 6 классе предусматривает три главные разновидности творческой деятельности:

  1. Изобразительная работа (живопись, рисунок).
  2. Декоративно творчество (орнаменты, росписи, аппликации).
  3. Наблюдение за окружающим миром (беседа).

Эти разновидности позволяют детям знакомиться со сферами художественного творчества. Уже в ходе знакомства становится понятно, насколько тесно взаимосвязаны эти направления и как заметно они дополняют друг друга в процессе решения задач, которые поставлены программой. Подробному разбору необходимо подвергать каждое произведение народного декоративного искусства. 6 класс - самое время для развития художественного вкуса.

Изобразительное искусство преподается в школе в тесной связи с другими предметами. Оно использует знания, которые получены в результате изучения литературы, музыки, русского языка, истории, технологии, биологии. Это дает возможность понять практический смысл уроков изобразительного искусства, их жизненную необходимость. В курсе литературы также изучается такая тема, как "Произведение народного декоративного искусства". Сочинение (6 класс) позволяет школьнику проявить знание предмета. Дети оценивают в нем изделия народных умельцев. Они должны составить план работы и описать произведение народного декоративного искусства (любое). 5-6 предложений для каждого пункта плана будет достаточно.

Народное декоративное искусство и Россия

И Татарстана, и других регионов России коснулось народное искусство. Татарское декоративное творчество яркое и многогранное. Оно уходит своими корнями в давние времена язычества - VII-VIII века. В Казанском ханстве и Волжской Булгарии развитие искусства шло в русле исламских традиций. Ведущим направлением были разнообразные Этот вид узора широко проявляет себя в различных видах татарского искусства. Орнаменты украшают вышивку, резьбу по дереву и камню, керамику, ювелирные украшения, каллиграфию. Зооморфный стиль получил широкое распространение в изделиях мастеров Булгарии языческого времени.

Особенностью русского декоративного искусства является его массовый характер. В России декоративное искусство чаще всего анонимно. Мебель Гамбса и ювелирные украшения Фаберже, скорее, исключение, чем правило. Безымянные мастера создавали шедевры росписи, ткачества, посуды и игрушки. Художественное производство России может гордиться созданием великих ценностей в различных областях.

Первые доказательства высокого развития кузнечных и ювелирных производств можно встретить у скифов и племен, которые жили на территориях, простирающихся от Черного моря до Сибири. Здесь преимущество отдавалось скифскому звериному стилю. Северные славяне, контактировавшие с жителями Скандинавии, в орнамент включали фрагменты человеческих и звериных тел, которые причудливо переплетены. На Урале угро-финские племена делали амулеты с изображениями медведей и волков, выполненные из дерева, камня или бронзы.

По всей России было много иконописных мастерских. В Палехе Ивановской области разработана тончайшая на сюжеты народных сказок и песен по черному лаку. Из Древней Византии к нам пришло филигранное искусство чеканки, зерни, черни, резных ажурных работ по дереву и кости. В XVII веке декоративное искусство сложилось в развитые художественные производства. Это ростовская расписная эмаль, нижегородская резьба на избах, чернение по серебру в Великом Устюге. Работами народных мастеров декоративного искусства украшались дворцы и храмы.

В петровские времена вошли в моду западноевропейские вещи: мягкая мебель, фаянс. С XVIII века начинают широко использоваться зеркала. М. В. Ломоносов овладел искусством производства стекла, зеркал и мозаичной смальты. Талантливые архитекторы XVIII и начала XIX века разрабатывали проекты предметов декоративной отделки интерьеров. Некоторые зодчие той эпохи начинали свой творческий путь с декораторской работы, например Росси и Воронихин. Императорский двор и высшая знать России снабжали многочисленными заказами частные предприятия, которые сумели достичь вершин мастерства. К таким предприятиям можно отнести Кузнецовские заводы фаянса и фарфора, Поповский завод фарфора.

Изучение народного искусства и народных промыслов показывает, что популяризация произведений народного творчества самым лучшим образом влияет как на взрослых, так и на детей. Это воспитывает эстетический вкус, способствует появлению духовных потребностей, вызывает чувство национальной гордости и человечности. Ведь изумительные красочные предметы создаются народными мастерами, людьми, которых природа одарила талантом, фантазией и добротой.

Народное и декоративно-прикладное искусство - как часть художественной культуры

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ, в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства используемые в воспитательной работе , должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате усилий и времени. Наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое задание выполнялось, по дидактическому принципу обучения. На таком уровне трудностей, который позволяет полнее раскрыть духовные и физические возможности школьников. Получают распространение такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливаются программные межпредметные связи, а также связи между практическим применением и дальнейшим развитием знаний и умений, приобретенных школьниками. Потому что одно дело теоретически изучать курс какого-то предмета и совсем другое применять полученные знания на практике. Опыт показывает что знания, закрепленные в практической деятельности усваиваются на долго и прочно.

Каждый ребенок от природы наделен чувствами, от развития и воспитание которых зависит его способность к эстетическому восприятию действительности.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.


В широком значении народное искусство – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором , обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.


Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись. А также резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуды, мебель, ткани, одежды, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов создают предметы быта, являющиеся произведением искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.

Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной поделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько пора жать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства?

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, т. к. изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-профессионалов порой создают в одном экземпляре.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь надо определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного промысла и технологии обработки материала.

Творения народных мастеров и художников – прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое единство всех элементов. Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, с другой стороны, технологией, характером материала, в которой это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общие – «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных помыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древо жизни, женщины, знаки-символы: земли, воды, солнца можно увидеть в разных художественных материалах. Вышивки, ткачеству, кружеву; росписи по дереву и металлу; резьбы по дереву; керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство. Связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создают на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системе в целом обосновали ведущие отечественные ученые: , и др. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Искусство орнамента – сложное, многозначительное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения.

Орнамент- это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту. Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. 3

Растительный орнамент составляет из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. п. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими»- спирально извивающийся вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда можно отнести различные фантастические существа типа дева птиц, человек-конь и др.

Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфеток, воротник, скатерть и т. п.), циновки или выковать из металла. Орнамент может быть многоцветным и одноцветным, выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или наоборот, углублен.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилям эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко , модерн и др.).

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Свойства орнамента зависит от назначения формы, структуры и материала той вещи, которую он укрощает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии, сетчатый и замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.).

Очень важен в орнаменте ритм. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое построение в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов, раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм. Раппортом называются повторяющиеся элементы орнамента. Существуют различные типы раппортных композиций.

Особая тема – орнамент и симметрия. Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеткой или розеттой. Симметрия помогает создать определенный ритм в орнаменте. Не только симметричные, но и асимметричные орнаментальные композиции весьма разнообразны.

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно. Как формы растений, животных и даже фигуры человека можно превратить в геометрические элементы.

Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально-ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новые орнаменты.

В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета.

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиция основаны на творческом переосмыслении натуры.

Орнаменты – неразрывная составная часть прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли творческая фантазия художественное мастерство.

В вышивках мастерицы соединяли растительный и геометрический орнамент. Прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция – это простейшие геометрические фигуры часто встречаются в суконной аппликации . Праздничная одежда щедро украшена орнаментом, основные узоры которого – липа и елочка. Мастерица украшает свои изделия орнаментированными полосами, модными бляшками.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек – единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево – Аал Луук мас и т. д.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержания многих орнаментов забылось и современным исследованиям потребуется много кропотливой работы для загадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения. Геометрические мотивы в одежде якутов встречаются в бордюрных украшениях головных уборов наплечной одежды и обуви. В дальнейшем очертания орнаментов усложняются. Появляются криволинейные мотивы – волны, арочных дуг, скообразных фигур.

Детали орнаментов по своим очертаниям напоминают глаза, рога, голова, фигуры животного. Нередко в орнаменты включаются стилизованные изображения отдельных орнаментов животных, отраженные в формах и названиях: «таналай ойуу» (небо узор), «бюер ойуу» (почка узор), «сурэх ойуу» (сердце узор).

Орнаментальный узор якутской народной одежды – это целый пласт духовной и материальной культуры народа Саха, который требует кропотливого изучения: выяснения этнического его своеобразия, композиционных пластических, колористических, конструктивных и соединительных особенностей. Художественная образность орнамента тесно связана с фольклорными обрядами этнографическими обычаями, мифологией, эпосом.

Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой, все и еду, и одежду и орудие труда, они добывали у нее. По их понятиям, в нашей Вселенной наиглавнейшей являлось Природа. Поэтому одежда народа Саха, как часть материальной культуры, была неразрывна с его верованием, обрядами, природой, божествами.

Узоры т ткани вышивались по предварительному рисунку нитками, бисером, бусами и украшались металлическими бляшками, пластинками, аппликацией из разноцветной суконной мозаикой.

Мастерицы умели согласовать рисунок орнамента с величиной и формой изделий и техникой выполнения, и сам узор якутских вышивок является результатом творчеством многих поколений. Мастерицы вносили в работу много личной творческой фантазии, но даже создавая новые узоры, они не отходили от традиций не нарушали сложившегося художественного стиля.

В истории (культуре) любого народа узоры имеют мистическое значение, служат владельцу оберегами и даже своего рода «паспортами». Так в Древней Руси, внимательно, внимательно взглядываясь в вышитый ворот рубахи, определяли, к какому-нибудь племени принадлежит ее обладатель. В старину в Якутии, лишь мелком взглянув на одежду и украшения женщины, можно было довольно точно узнать ее возраст, материальное положение и даже количество детей, а так же коров, лошадей и оленей. Да и сегодня якутская мастерица, рассмотрев узор, сможет сказать в каком улусе живет выполнивших его мастер.

Узоры на одежде располагались в строгом соответствии с расположением…чакр. Например, узорчатая линия вдоль позвоночника (любой йог вам скажет, что именно по позвоночному столбу поднимается вверх энергия кундами), не просто маскирует шов на одежде, но и выполняет защитную функцию охраняя жизненный стержень от негативного внешнего воздействия. Она может присутствовать как на мужской одежде, так и на женской одежде.

А вот расшитые полы, рисунки на бедрах характерна имеено для женской одежды. Они редко изображают гнездо богини Айыыьыт (покровительнице женщин, родов и материнства), охраняющей утробу от сглаза не на гнездо а на сердечко с незамкнутыми краями. Часто замкнутый узор повторяется троекратно, чтобы защитить все три имеющееся у человека души – салгын кут, буор кут, ийэ кут (воздушная, земная, материнская душа). На головных украшениях бастына или летних шапочках солярный символ (украшение символизирующее солнечный круг) обычно расположен посередине верхней части лба на месте третьего глаза. Еще два круга по обеим сторонам висков тоже закрывают чакры.

Сплошной узор по подолу одежды, отгоняющей злых духов нижнего мира, считался обязательным и для мужской и для женской одежды. Часто этот черно-белый узор тангалат, означающей дорогу жизни и преграду на пути зла. Чтобы понять, как он выглядит достаточно взглянуть на обыкновенный пограничный столб.

Обозначения цвета для якутов.

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой – природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, синий - голубой, зеленый и красные цвета.

Красный цвет издревле был связан с религией – это цвет крови, цвет силы, жизни, связь с матерью, поэтому амулет верования мать – души (ийэ – кут), оберегал ее; Зеленый цвет (зелень травы); голубой (голубое небо); синий (синие просторы, синева) – цвет природы.

Наши предки в своих песнях и олонхо очень красочно воспевали все эти цвета и их оттенки, так, зеленый цвет олицетворял связь с жизнью живой природы, а голубой символ Салгын Кут (воздух душа), он представлял синий бездонный космос с голубым дыханием (куох тыын). И был знаком развития, расцвета жизни.

Желтые, белые цвета солнечный луч, снега, они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья всего светлого, хорошего.

Черный, темно-серый, коричневый – цвет земли, олицетворяли Буор кут (землю душу), Мать – земля.

При изучении специальной литературы было подтверждено, что народ Саха поклоняется всему что нас окружает и придавали им большое значение, которое передавали узорами, знаками, символами.

Мы, современные якутяне, начинаем понимать что наша культура одна из самых старинных, в котором сочетаются прежде всего любовь к родной природе, животным, вера и поклонение божествам. Также поклонение женщине, прародительнице рода, племени, продолжательнице жизни людей.

В наше время прежние символы и знаки тускнеют, превращаются в простые элементы узора, которое стереотипно по инерции повторяется из поколения в поколение. Поэтому сейчас многие исследователи народной культуры мастера восстанавливают позабытые фасоны старинной одежды Саха.

2.1. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства по выполнению орнаментальных работ.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искус­ству и является разновидностью вышивки, приме­няемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.

А что же такое декоративно-прикладное искусство? Вот как определено это понятие в кратком словаре по эстетике (под ред. , .- М., 1964.- С. 73-74): декоративно-прикладное искусство - «вид искусст­ва (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения...»

По своему происхождению декоративно-прикладное искус­ство - один из самых древних видов искусства.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, ели (рис. 2). В бес­крайних степях Казахстана основным мотивом для составле­ния узоров были разнообразные ветвистые рога баранов).

Богатства форм и ярких красок цветов полей Украины были преобразованы мастерами в декоративные элементы орнамента.

Все свое искусство азербайджанский народ вложил в слож­ные переплетающиеся растительные и геометрические узоры.

Вызывают восторг узоры вологодских кружев, сложные переплетения в орнаментальных украшениях минаретов Са­марканда, иллюстрации древних армянских книг и белорус­ская вышивка.

Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания.

На занятиях в школе ребята знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов по обработке различных материалов: Палеха, Мстеры, Федоскина (миниатюрная живопись по папье-маше); Хохломы, Городца (роспись по дереву); Кубачей (гравировка по металлу); Во­логды, Ельца (плетение кружев); Гжели (художественная роспись по керамике); Азербайджана (ковровые изделия); Узбекистана (архитектурные орнаменты по гипсу); Украины (гуцульские инкрустации разными породами дерева) и др.

Учитель должен научить детей понимать и гордиться про­изведениями народных умельцев всех национальностей нашей страны. А это в свою очередь способствует развитию худо­жественного вкуса, пониманию особенностей построения узо­ров с учетом назначения изделия, его формы и используе­мого материала.

Приказ Министерства просвещения СССР от 01.01.01 г. «О мерах по дальнейшему развитию народных худо­жественных промыслов» разрешает там, где это возможно, организовать на уроках труда изучение технических приемов изготовления художественных изделий. Результаты показы­вают, что декоративно-прикладное искусство в школе за по­следние годы получило новое развитие. Теперь в школах шире применяют орнаментальные узоры для украшения объектов труда. Учащиеся с удовольствием занимаются в кружках по чеканке и гравировке, вышивке и вязанию, резьбе по дереву и кости, инкрустации и живописи. В учебно-производст­венных комбинатах проводится допрофессиональная подготов­ка учащихся по специальностям народных промыслов. Отсюда велика роль начальной школы, закладывающей основы изо­бразительной деятельности у детей младшего школьного возраста. На уроках школьники не только изучают искусство народов СССР, но и обучаются приемам художественного тру­да. Во внеклассной работе продолжаются интересные, увле­кающие ребят занятия.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает це­лый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться нож­ницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно на­клеивать детали и т. п.) У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к пре­красному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Искусство выполнения бумажной аппликации учащиеся в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу и т. д.

Основоположниками искусства,- писал,-были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейни­ки, маляры, портные, портнихи и вообще - - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя ваши глаза, наполняют музеи» (Краткий словарь по эстетике/Под ред. , .- М., 1964.- С. 74).

Произведения декоративно-прикладного искусства разли­чаются по типу созданных изделий (мебель, кружево, юве­лирные украшения, игрушки и т. д.), по материалу, из кото­рого изделие создано (металл, дерево, стекло, фарфор, бронза , керамика и т. д.), по технике обработки материала (художест­венная резьба, роспись, чеканка, художественное литье и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках , в украшении архитектурных сооруже­ний. Орнаментальными узорами украшают афиши, стенгазеты, орнаментально-текстовые плакаты. Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно кра­сивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учрежде­ниях.

В работе с детьми школьного возраста при помощи аппликации можно организовать увле­кательный и познавательный процесс обучения.

Сенсорное воспитание дает возможность детям, выполняя аппликации, сравнивать фигуры.Составляя, конструируя из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.

По выполненным аппликациям проводят беседы, способ­ствующие развитию устной речи.

Аппликационные работы в средних классах входят в программу трудового обучения. В начальных классах аппликационные работы выполняют, как правило, на листах бумаги, а в средних классах они применяются в основном для украшения изделий, имеющих общественно полезную значимость. Аппликацией украшают закладки, коробки, папки, модели машин и другие предметы, используют их при ремонте книг, таблиц, изготовлении на­глядных пособий и в оформительских работах. Аппликацион­ными работами украшают быт. И это нисколько не умень­шает значения аппликации, а лишний раз подчеркивает ее прикладной характер.

Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к художественному труду продолжается во внеклассной ра­боте. Занятия в кружках технического и художественного конструирования расширяют индивидуальные познавательные интересы школьников. Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, природоведе­ния, изобразительного искусства. На занятиях в кружках они, применяя различные искусственные и природные материалы, выполняют более сложные и интересные аппликационные ра­боты, им предоставляется больше самостоятельности в выборе сюжетов или узоров для украшения. Не ограниченные жест­ким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии. Руководители кружков обязательно должны це­ленаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педа­гогические требования, предлагать им темы работ в соответст­вии, с их интересами и возможностями.

В группах продленного дня, на занятиях в кружках ребе­нок имеет возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, тканью, пластилином и, моделируя, созда­вать различные поделки (см.: Внеклассная работа по труду/ Сост. .- М., 1981).

Интересно проходят занятия по изготовлению оборудова­ния для игротек, декораций для кукольных театров, карна­вальных костюмов, различным оформительским работам, кон­курсы на лучший образец пригласительного билета, эмблемы к названиям звездочки, кружка, отряда. Работы, выполненные аппликацией, вывешиваются для общего обозрения и обсужде­ния. По образцам аппликаций старшеклассники могут неко­торые работы выпиливать из фанеры или изготавливать дру­гими способами.

Кружки художественной аппликации успешно работают в школах-интернатах, Домах искусства, детских лагерях, их легко организовать и при ДЭЗах. Организаторами и руко­водителями таких кружков могут быть учителя, родители, старшеклассники.

Учитель или руководитель кружка должен не только обу­чить младших школьников определенным приемам работы, его основная задача - развить у них способность к творчест­ву, пробудить интерес к трудовой деятельности, привить на­выки культуры труда, товарищеской взаимопомощи .

Планируемые для выполнения изделия по своей конструк­ции, технологии, художественному оформлению должны быть посильны ученикам среднего школьного возраста. Работа должна быть не только внешне привлекательна, но, главное, ка­чественно выполнена каждым учеником. Очень важно сформи­ровать у ребенка постоянное чувство интереса к процессу повсе­дневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольстви­ем, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался ис­править недостатки, добиваясь во всем аккуратности и красоты.

В то же время планирование упрощенных заданий ведет к снижению интереса детей к труду. Поэтому, как бы трудно ни было руководителю, задания для учащихся он должен под­бирать индивидуально, . дифференцированно , чтобы каждый ребенок смог применить все свои знания, навыки при выпол­нении той или иной работы.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изде­лия, необходимо точно определить, в каких конкретных эле­ментах знаний и умений дети продвинутся вперед; что на­учатся делать нового; в чем просто потренируются, как ис­пользуют уже имеющиеся представления и умения при изго­товлении нового изделия.(67)

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России
Часть 1

Составитель Татьяна Коснтантинова


ISBN 978-5-4485-5649-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Усиливающиеся в настоящее время процессы размывания духовной самобытности национальной культуры постепенно приводят к утрате историко-культурной самобытности отдельных территорий, городов и регионов. Коммерциализация культурной жизни непрерывно подвергает унификации народные обычаи и традиции по зарубежным образцам, вследствие чего происходит утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. Актуальными проблемами сегодня становятся также и снижение уровня художественной культуры населения, невостребованность традиционного декоративно-прикладного искусства как средства художественного развития личности, снижение интереса как к художественному творчеству, так и к искусству в целом. Все выше сказанное ведет к утрате технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм художественного творчества, превращению изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции.

Автор предлагаемого пособия пытается решить указанные выше проблемы путем систематизации многочисленных материалов о декоративно-прикладном искусстве. Данное издание нацелено на формирование у различных категорий населения художественной культуры на примере лучших образцов мирового декоративно-прикладного искусства, воспитание исторического сознания и чувства идентичности с образом традиционной культуры. Большое количество познавательной информации и многочисленные иллюстрации, представленные в книге, познакомят читателя с основами декоративно-прикладного искусства, посредством которых в различные исторические периоды люди выражали свои представления о прекрасном, стремясь преобразить окружающее пространство по законам гармонии и красоты.

Петряков Петр Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

технологий и ремесел, НовГУ.

1. Народное декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный» , то есть «украшенный» . Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать» .


Народное декоративно-прикладное искусство (НДПИ) являются неотъемлемой частью художественной культуры, которое развивается по своим законам. Произведения, созданные мастерами народного декоративно-прикладного искусства, отражают художественные традиции, миро-понимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память и имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Они передают навыки технического мастерства из поколения в поколения. В силу этого, закрепляемая столетиями традиция, отбирает только наилучшие творческие достижения.

Наиболее распространенными видами народного декоративно-прикладного искусства являются – художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Все это, большей частью, создается для того, чтобы можно было использовать в повседневной жизни.

При украшении произведений НДПИ большое отводится орнаменту, которое не только украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом, но и несет смысловую нагрузку, имеющую древние мифологические корни. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани – все это требует большого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия имеют большую ценность, которая заключается в том, чтобы создать эту удивительную красоту необходимо приложить руки.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведением народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-профессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных народных художественных промыслов.

Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художес-твенной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых массовым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художники-профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь, – определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного промысла и технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность, целесообразность и стилистическое единство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественной вещи в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для того, чтобы прочувствовать и научиться лучше понимать общее и особенное в каждом из них.

Очень интересно проследить, как все основные художественные средства языка изобразительного искусства приобретают новое звучание и свою специфику в народном и декоративно-прикладном искусстве. В этой связи одним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного и графического в декоративных произведениях, о том, что в них преобладает изобразительность или пластичность. Например, в орнаментах Хохломы и Жостова главное – живописное начало, а орнаменты кубачинских и балхарских мастеров в своей основе графичны.

Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живописного начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет в себе начало живописного – скопинская керамика, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки. В других – живописное несет в себе начало пластического: жостовская, городецкая и полхов-майданская росписи, павловопосадские платки, вологодское кружево.

Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ни расширялась его палитра, что бы ни преобладало – изобразительное или орнаментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применя-емых материалов, технологии их обработки.

Народный мастер или художник декоративно-при-кладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др.

Декоративность в народном декоративно-приклад-ном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произ-ведений других видов искусства (рисунки 1, 2) .



Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художест-венный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее – «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические пред-ставления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в понятиях «художественный образ», «символ» и «знак» на примере произведений народного декоративного искусства. Самым емким и многоаспектным будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ – это знак, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символическое значение, а символ не всегда образно-выразителен. Знаковое изображение, как правило, не несет никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки – это символы, а порой даже и образы.


Рисунок 3. Символы солнца, засеянного поля и растительности на лопастке резной прялки.


Например, птица в городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изображение не конкретной птицы и даже не изображение птицы в традициях какого-нибудь промысла, а изображение, приближенное к знаку (рисунки 3, 4) . В то же время символом солнца может быть декоративное изображение петуха. С другой стороны, ряд символов может иметь не одно, а несколько значений. Так, символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.



Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декора-тивного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выра-зительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности пост-роения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Если научиться хорошо анализировать образ в любой из художественных систем, то откроются богатейшие возможности выявления взаимосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа.

Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-эконо-мических факторов. Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству современности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в способности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о прекрасном.

Очень важно, что народное искусство с его метафорич-ностью и символикой – живое творчество (рисунок 5) и одно-временно историческая живая память , память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод .

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы , для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).


Рисунок 5. Изображение Птицы Сирин в росписях Северной Двины.


Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профес-сионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой школы как творческой общности. Только школа как культурная преемст-венность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основой крестьянского искусства было ремесло. Лаконизм выразительных средств, экономность и отточенность приемов исполнения характеризуют работу мастера. Чувство материала, знание его выразительных свойств, обработка руками с помощью простейших инструментов приводят к художествен-ному обобщению формы. Часто народный мастер создает свои произведения на основе природных форм (рисунок 6) .


Рисунок 6. а - Скопкарь (пермогорская роспись по дереву); б - Утица (хохломская роспись по дереву).


Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из основных традиций народного искусства.


Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для обработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приемов ее обработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской игрушки.

Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера во многом определяются умением варьировать и импровизировать в рамках традиции школы. Важное значение имеют знание свойств обрабатываемых материалов, высокий уровень владения инструментами и техники обработки.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента.

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.

2. Декоративность в пространственно-временных искусствах

2.1. Эстетическая сущность. Декоративность как прием художественно-образного мышления

Термин «декоративность» в настоящее время широко используется в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре и дизайне, в исследованиях современных проблем синтеза искусств, в теории эстетической организации окружающей среды.

Однако часто под термином «декоративность» подразумеваются различные понятия, в той или иной степени, отражающие его сущность. Одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, признают декоративность в качестве дополнительного свойства произведения искусства, другие – вообще отвергают декоративность на том основании, что декоративная условность якобы затмевает содержание произведения искусства и усложняет его понимание, третьи – видят в активном использовании приемов декоративности перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства, в частности декоративной живописи.

Понятие «декоративность» происходит от латинского слова «decor» – красота, прелесть, изящество, иногда его переводят как украшенность. Латинское слово «decorare » означает – украшать, убирать, наряжать. Убор, наряд, украшение обозначаются еще одним латинским словом – «ornamentum» .

Таким образом, этимологически понятие «декоративность» обозначает украшение, которое неразрывно связано с качеством самого украшения, с красотой.

Декоративность – специфическая особенность декора-тивно-прикладного искусства, которая может быть истолкована как форма выражения красоты.

Декоративность как позитивное качество изделий декоративно-прикладного искусства, как эстетическая цен-ность закреплена в их значимой форме. Внутренняя органическая декоративность отличается от внешней декоративности, «декора» как украшения и дополнительного свойства, не имеющего самостоятельной эстетической значимости в силу необязательности присутствия в данной вещи.

Декоративность может выступать в качестве конструктивной основы продуктов декоративно-прикладного искусства. Декоративность является приемом художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах.

Таким образом, декоративность является не только специфической особенностью декоративно-прикладного искусства, неразрывно связанной с выразительностью, так как декоративно-прикладное искусство в эстетике классифицируется как «выразительный вид» искусства, но и приемом художественно-образного мышления во всех пространственно-временных искусствах, в том числе и в декоративной живописи.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Надежда Обыденнова
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Тема : «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей ».

"Самым высоким видом искусства ,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство , то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

В настоящее время в жизни происходят различные социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры , забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны,компьютерные игры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная на сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры .

Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости,восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно- декоративного искусства , которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус , эстетическая оценка к предметам русского . У детей формируются разнообразные способности - как художественные , так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка , воспитывает гордость за свой народ , поддерживает интерес к его истории и культуре.

В своей работе я использую программу «Радость творчества » О. А. Соломенниковой, целью которой является : «развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и

декоративно-прикладного искусства ».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования :

Развитие интереса к различным видам искусства , формирование первых представлений об искусстве , способность воспринимать его;

Формирование художественно -образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству , воспитание эстетического вкуса;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

Развитие мелкой моторики рук детей ;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

Приобщение детей к лучшим образцам искусства .

Изучив задачи обучения детей с народным искусством , я составила перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами ,в котором указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

вающей среды. Подобрала практический материал и методические

пособия, куда входят подлинные предметы

народных промыслов- хохлома , гжель, дымковские игрушки,

жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,альбомы по каждому виду народного искусства . Многие дидактические пособия созданы своими руками : дидактические игры- «Откуда эта птица?» , «Назови элементы узора» ,

таблицы с элементами народных росписей ,папка с силуэтами из бумаги.

В группах была создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества , наличие его разных видов- краски, гуашь, карандаши цветные,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополнялись центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-прикладного искусства .

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

1. Этап – Подготовительный

Задачи :

- Познакомить детей с образцами народных промыслов ;

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла ;

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств;

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. Этап – Практический

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический, применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние элементов узора, связь рассматривания изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки» .

Для развития творческих способностей детей использовала нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка. Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов я старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой , русскими песнями . Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Формы проведения занятий выбирала разные : путешествие по старинным русским городам , знаменитым на весь мир своими художественными промыслами , превращение в мастеров – художников , экскурсии в сказку. Старалась проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки» , «Салфетка для зайчика» , «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача,в занятие включается комплекс игровых действий : раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку. Использование наглядного материала,художественного слова , музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства , приобщить к художественной культуре . Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие , красочные работы.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей : музыка, чтение художественной литературы , познание, коммуникация и другие. На таких занятиях хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей , которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы» .

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию .

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей : они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах , из которых мастера создают произведения искусства , расширился словарный запас. А самое главное, дети поняли : богатство самобытного искусства – в его людях , талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России .



Похожие статьи
 
Категории