Лермонтов "Мцыри": описание, герои, анализ поэмы. М.Ю

29.06.2020

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Этими хорошо известными строками начинается рассказ о Мцыри , пленном горце, ставшем символом свободного и непокорного духа. В нескольких строках Лермонтов описывает его детство и юность. Пленного Мцыри везли из родных гор в Россию, однако по дороге он заболел. Один из монахов сжалился над Мцыри, приютил его, вылечил и воспитал. Уже это сжатое повествование о прошлом позволяет понять многое в характере героя. Тяжелая болезнь и испытания развили в ребенке «могучий дух». Он рос нелюдимым, без общения со сверстниками, никогда не сетуя на судьбу, но и никому не поверяя своих мечтаний. Так с детства прослеживаются два основных мотива, важных для характеристики Мцыри: мотив сильного духа и при этом - слабого тела.
Герой «слаб и гибок, как тростник», но свои страдания он переносит гордо, поразительно, что «даже слабый стон / Из детских губ не вылетал».

Проходит время, Мцыри вырастает и собирается принять свою новую судьбу. Монахи готовят его к постригу. В этой строфе Лермонтов произносит очень важную для понимания героя вещь: «… к плену он привык». Мцыри и действительно выглядит покорившимся, он выучил чужой язык, впитал чужие - монастырские традиции, и намеревается принять обет смирения и послушания. Но вовсе не истинное смирение говорит здесь в Мцыри, а только незнание другой жизни: «с шумным светом незнаком». Чтобы пробудить его, необходим толчок, и вот разражается буря. В грозовую ночь, пока монахи дрожат у алтарей, боясь гнева Божьего, Мцыри покидает свою темницу. Так совершается духовное перерождение героя, так он выпускает на волю ту страсть, тот огонь, который, как он сам позднее признается, «с юных дней, / Таяся, жил в груди моей». И теперь уже характеристика главного героя Лермонтова Мцыри - это характеристика героя-мятежника, отважившегося на бунт против привычного общества, привычного мироустройства.

Дальнейшие строки поэмы рассказывают нам именно об этом Мцыри, о Мцыри освобожденном.
Он очутился на свободе, и все здесь для него ново. Мцыри реагирует на окружающий его дикий, нетронутый кавказский край так, как может реагировать только полностью естественный человек. Он глубоко переживает красоту окружающего его мира. Столпившиеся, будто в танце деревья, роса на листьях, напоминающая слезы, золотая тень полудня - ничего ускользает от его внимательного взгляда. Обратим внимание на то, сколько уменьшительно-ласкательных слов используется Мцыри для описания природы: «тучка», «дымок», «огонек». «Глазами и душой» он тонет в синеве неба, находя в этом успокоение, не известное ему в монастырских стенах. В этих сценах Лермонтов показывает, что Мцыри доступны все человеческие чувства. Он не только дикий горец, каким его считали монахи. В его душе скрыты и поэт, и философ, но проявиться эти чувства могут лишь на свободе. Известна ему и любовь, любовь к своей родине и потерянным близким. Воспоминания об отце и сестрах Мцыри переживает как нечто святое и драгоценное. Встречается Мцыри и с девушкой, с молодой грузинкой, спустившейся за водой. Ее красота потрясает героя, и, переживая встречу с ней сначала наяву, а затем и во сне, он томится «сладкою тоской». Вполне возможно, что Мцыри мог бы быть счастлив в любви, но он не может отступиться от своей цели. Его зовет путь на родину, и Мцыри продолжает свой путь на Кавказ.

Характеристика главного героя Мцыри – кратко о герое Лермонтова для сочинения по теме |

План характеристики
1. История жизни Мцыри.
2. Причины бегства.
3. Взаимоотношения с монахами.
4. Отношение к миру.
5. Закономерность судьбы. Характеристика Мцыри Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далёкого пути;
Он был, казалось, лет шести...
...Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел... Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу вдруг бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалёку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить. ...Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью.
Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нём
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли...
Он на допрос не отвечал...
...Тогда пришёл к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрал остаток сил,
И долго так он говорил... Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и всё это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить её в жизнь монаха: Я мало жил, и жил в плену. Он стремился узнать свободную жизнь, «Где в тучах прячутся скалы, / Где люди вольны как орлы». Он вовсе не раскаивается в своём поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы. Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил! Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было. Я молод, молод...
Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить! Мцыри, вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя его органичной частью, включённой в общий водоворот событий. Он даже не чувствовал себя человеком. ...Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался как змей.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
...Ия висел над глубиной,
Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна! Новые впечатления пробудили в нём давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться.
У него появилась цель. «И вспомнил я отцовский дом...» Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе даже в её неблагоприятных проявлениях. Но верь мне, помощи людской
Я не желал...
Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил - клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык. Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречён на неудачу: он сравнил себя с темничным цветком, попавшим под солнечные лучи. Но что ж?
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок... Но он нисколько не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает его сожаление - так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его по ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманные. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри - трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Чёткое понимание и осознание своих поступков - привилегия человека.

Которую изучают в школе. Само же произведение знакомит нас с его судьбой, и показывает насколько важна для человека свобода выбора и к чему может привести неволя. Знакомясь с поэмой Мцыри и составив план работы, мы сможем дать главного героя произведения.

Характеристика Мцыри

Мцыри, это мальчик, который был захвачен в плен русским генералом в возрасте шести лет. По дороге Мцыри заболел и генералу пришлось оставить его в монастыре. Так свободолюбивый мальчик, горец, вынужден был там жить в окружении монахов. Монастырь стал для него настоящим пленом, поэтому он постоянно думает о Родине, Кавказе, и о том, как ему туда вернуться.

Из произведения мы узнаем, что наш герой сидит взаперти угрюмый и одинокий. Он отвык от людей, да и людям он стал давно чужим. Но не может Мцыри смириться с уготованной ему судьбой стать монахом. Юноша бросает вызов несправедливости. Он решает бороться за свою свободу и накануне принятия монашеского обета, убегает из монастыря. И вот на свободе, которая длится лишь три дня, и раскрывается настоящий характер юноши.

Мцыри — человек с несгибаемым духом и сильным характером. Не зная, где именно находятся его родные края, он бежит. Бежит в неизвестность, бежит навстречу свободе лишь с одной мыслью: он хочет узнать, как это жить по-настоящему свободным. Один, окруженный дикой природой, именно здесь он смог увидеть проблеск света в своей мрачной и печальной судьбе.

Встреча Мцыри с девушкой показала нам, что юноше не чуждо такое чувство, как любовь. Но, при этом он очень целеустремленный человек. Ведь, несмотря на возникшие прекрасные чувства, о которых юноша сперва и не подозревал, на желание пойти за девушкой, он остановил себя. Ведь его целью было вернуться на Родину и найти свой дом. Встреча Мцыри с барсом раскрывает нам новые черты характера нашего героя. Это бесстрашный, мужественный и сильный человек. И здесь мы видим насколько широкими могут быть возможности, казалось бы в неравном поединке.

Но, Мцыри сбился с пути. Он не был подготовлен к побегу и не до конца был готов столкнуться с окружающим миром вне стен монастыря. Весь израненный, он вновь оказывается в стенах своей тюрьмы и от полученных ран умирает. Кто знает, от ран ли скончался этот свободолюбивый человек, или его убили стены темницы, в которых ему было суждено вновь оказаться. Умирая, юноша нисколько не жалеет о своем побеге из ненавистных стен. Те три дня свободы были для него лучшими днями в его жизни, а смерть стала для него освобождением.

План

1.Своеобразие лермонтовского таланта

2.Смысл названия поэмы

3.Общая характеристика главного героя

4.«Настоящая жизнь» в понимании Мцыри

5.Схватка с барсом и вся жизнь

Особенность лермонтовского таланта заключается в том, что до конца своей короткой жизни он продолжал сочинять произведения как романтические, так и реалистические. И разделить оба эти начала в творчестве Лермонтова очень сложно. Он только становился реалистом, но не переставал быть романтиком. И поэма «Мцыри» - наглядное тому подтверждение.

Конечно, эта поэма - романтическое произведение. Даже ультраромантическое. Есть трагическая история в прошлом, есть таинственное исчезновение из монастыря, есть страстный рассказ перед смертью. Что еще надо для того, чтобы произвести впечатление? Само название поэмы - это еще и имя главного героя. В переводе с грузинского оно указывает на послушника. На того, кто расстался с мирской жизнью, и кто готовится принять монашеский постриг.

Автор почти не характеризует Мцыри сам. Если это и делает, то буквально несколькими словами. Например, сравнивает его с ростком, который взошел в тюрьме, но вырасти там же так и не смог. По этой причине Мцыри и не стал принимать монашеский постриг после послушания. Он предпочел под покровом ночи сбежать из монастыря. И причина очевидна - его позвала к себе далекая родина. Помнил он ее смутно, если помнил вообще. Уже потом, когда его, обессиленного и полуживого, обнаруживают и приносят обратно, то спрашивают: что он делал все эти дни и ночи скитаний? И получают ответ: «Жил!» Очень краткий и в то же время точный ответ. А разве мог он ответить иначе? Ведь колыбелью ему была трава, покров свивали ветви деревьев, а над головой сияло то солнечное, то звездное небо. И даже несмотря на схватку с барсом, из которой Мцыри вышел победителем, его не покидало ощущение природной гармонии.

Мцыри даже успел ощутить подобие влюбленности, когда украдкой наблюдал за грузинкой, спускающейся к ручью, чтобы набрать воды. Он - человек тонкой натуры, наблюдательный и зоркий. Схватка с барсом - кульминация всей истории. Конечно, здесь есть элемент преувеличения. Не каждый охотник голыми руками справится с хищным зверем, куда там слабому послушнику. Но Мцыри мобилизует все свои силы - внешние и внутренние. Тут уже не до романтизма - срабатывает инстинкт самосохранения и жажда жизни. У человека она оказывается сильнее. Да, жаль, что мы, взрослея, все реже поднимаем глаза к небу. Оно может дать ответы на многие вопросы. Или хотя бы заставляет задуматься о смысле жизни, о ее скоротечности…

Ответ оставил Гость

Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила Мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
С детских лет, попав в плен. Мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям, по духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, “люди вольны, как орлы” и где его ждут счастье и воля:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть...
Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря - символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для Мцыри - это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину - одна из его целей, наравне с познанием мира.
Бросив вызов самой судьбе, Мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой:
“О, я как брат обняться с бурей был бы рад”.
В течение “трех блаженных дней”, проведенных Мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи:
...О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Исключительные черты Личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Лермонтов исключает из поэмы, так как любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, Мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти за ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации - в ситуации выбора, Мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу.
И еще одно испытание предстояло пройти Мцыри - схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Лермонтова находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Он просит перед смертью перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком...



Похожие статьи
 
Категории