Левитана "Золотая осень". Сочинение по картине И.И

18.04.2019

Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.


Исаак Левитан. Автопортрет (1880)
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.


Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.

Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890). В конце 1880-х - начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».

Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.


Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника - она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.

Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.

  1. Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
  2. Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
  3. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
  4. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)
  5. Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
  6. Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
  7. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
  8. Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
  9. Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
  10. Какие деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
  11. Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  12. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  13. Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
  14. Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
  15. Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
  16. Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
  17. Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
  18. Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
  19. Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
  20. Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
  21. Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
  22. С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
  23. День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
  24. А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
  25. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? (чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
  26. Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

План сочинения по картине Левитана Золотая осень

В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.

  1. В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
  2. Во второй части начнем описывать картину - реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так: «На картине изображена ранняя осень…»
  3. В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»

Красочные определения к словам

Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:

Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.

День – солнечный, замечательный, чудный.

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

Синонимы к словам:

Картина - полотно, репродукция, произведение.

Художник – пейзажист, живописец, мастер.

Создает – пишет.

Сияет – сверкает, блестит, играет.

Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс - не менее 100 слов.

Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.

3 класс

Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года - осень.

В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.

Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!

4 класс

"Золотая осень" - одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.

Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.

На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.

5 класс

Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине "Золотая осень" ее осенний пейзаж полюбил весь мир.

Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.

Левитана называют «поэтом природы» из-за его тонкого, философского восприятия русского пейзажа, немного грустного, непритязательного, но обладающего непреодолимой притягательностью и скромной, неяркой красотой. Картина, которую в 1895 году написал Исаак Левитан, «Золотая Осень», очень отличается от остальных его работ как раз тем, что она пронизана солнцем, ярка и непринужденна.

Биография художника

Исаак Левитан родился в небогатой еврейской семье из небольшого литовского местечка. Отец Левитана был очень образован, и чтобы улучшить материальное положение семьи, перевез домочадцев в Москву, где его старший сын Авель (Адольф) поступил на обучение в московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года по его стопам пошел Исаак, поступивший туда же в 1873 году.

Будучи евреем, Исаак Левитан многократно сталкивался с гонениями и другими проявлениями антисемитских настроений, вплоть до окончания училища без диплома художника. Из-за этого прекрасный и талантливый художник-пейзажист был вынужден давать платные уроки и писать портреты на заказ. В середине 80-х годов финансовое положение Левитана улучшилось, и он смог посвятить себя пейзажной живописи.

Исаак Левитан, «Золотая Осень»: описание картины

Исаак Левитан написал две картины с одинаковым названием с разницей всего лишь в один год. Многие искусствоведы считают, что художник не был удовлетворен первым вариантом, поэтому написал более легкий и «прозрачный» пейзаж, изображающий то же живописное место. Обе картины были созданы в Тверской губернии, в местечке Островно, и изображена на них река Съежа.

На картине проиллюстрировано время года, которое больше всего любил Левитан, - золотая осень, тот период, когда в редкие солнечные дни светом и золотом пропитано все вокруг. Тонкие бело-желтые березки обрамляют берег небольшой речушки, в водах которой смешались все цвета осени. Яркие холмы убегают к горизонту, словно на встречу с прозрачным бело-голубым небом. Яркие оттенки и легкий сюжет создают практически идиллический пейзаж, что на фоне более хмурых и тусклых картин Левитана выделяют «Золотую Осень» в особую категорию.

Анализ картины

Полотно, которое на заре русского импрессионизма начал писать Левитан («Золотая Осень»), одновременно характерно и нехарактерно для пейзажной живописи великого художника. С одной стороны, тонкие, высокие березки являются особенностью пейзажей Левитана, с другой - яркие, мажорные тона и небрежные мазки категорически противоречат традиционной технике живописи, характеризующей ранние картины художника.

«Золотая Осень» - картина Левитана, которая соединяет в себе черты импрессионизма и традиционной академической живописи. Очертания деревьев, берега, реки, холмов и даже небольшой деревеньки на дальнем плане остаются не размытыми пятнами, как в большинстве импрессионистских полотен, а имеют вполне различимый контур. Художник позволил свободным, небрежным импрессионистским мазкам преобразить передний план картины, где золотые листья и пожухлая трава словно оживают на глазах у зрителя.

Золотая осень - Исаак Ильич Левитан. 1895. Холст, масло. 82 x 126 см.


Яркий, охристый цвет, перемежёванный с красным и оранжевым, льющийся с полотна, настолько красноречив, что даже не глядя на подпись у рамы, можно легко догадаться – перед нами «Золотая осень» Исаака Левитана.

Картина была впервые представлена на 24-й выставке , и предваряла её скрупулёзная работа. Сначала были созданы этюды с натуры – автор осенью 1895 года жил в усадьбе Горка Тверской губернии, там и искал сюжеты, а закончена уже в .

Сразу привлекает внимание настроение работы. Живописец от элегических, очень тонких и душевных работ вдруг перешёл к пышному, яркому, торжественному пейзажу. Как водится, все значимые события в жизни творца непременно находят свой отклик в его произведениях, и Левитан не явился исключением – его личная жизнь бурлила и была полна страстей во время написания «Золотой осени».

Будучи в близких отношениях с Софией Кувшинниковой, Левитан влюбился в Анну Турчанинову. Она отдыхала в соседней усадьбе. Развился бурный роман, напоминающий прям-таки книжные страсти. Кувшинникова пыталась покончить с собой (слава Богу, эксцентричной особе это не удалось), пылкие увлечения друга открыто осуждали Антон Чехов, и его сестра Мария (в которую живописец в своё время также был влюблён безответно), а сам Левитан жил в ожидании счастья. Чехов также отрицательно высказывался и о работах художника, созданных в этот волнительный период, ругая за излишнюю «бравурность» и декоративность. Эти же комментарии относились и к «Золотой осени» - куда девался тонкий лирик, чуткий художник, рисующий душевные тихие пейзажи?

Сегодня искусствоведы относят представленную картину Левитана к так называемой мажорной серии, куда помимо «Золотой осени» входят работы , и др. А обычным зрителям она нравится за эмоциональность, выразительность и яркие торжественные цвета.

Во время написания этюдов в Горке мастеру были созданы все условия – на берегу озера в усадьбе специально для Левитана была выстроена мастерская, аж, в два этажа. Изображённый на картине пейзаж находился всего в полукилометре от личной мастерской – это река Съежа близ местечка Островно.

Узкая речка с достаточно высокими обрывистыми берегами берёт своё начало у нижнего правого угла холста, чтобы отвести взгляд зрителя прямо к горизонту, сквозь осенний лес к едва заметным полям и деревенским домикам. В тёмных, спокойных водах отражается небо, но при этом оно не по-осеннему спокойно и светло (нехарактерный элемент для Левитана).

Точка зрения выбрана очень удачно, так как она позволяет выстроить широкую панорамную композицию со множеством элементов. Если детально разбирать картину, то можно отметить, что детали на полотне распределены неравномерно – левая сторона более загружена, однако, это не приводит к асимметрическим ощущениям, так как Левитан грамотно «расставил» и сгруппировал все элементы пейзажа.

Как уже отмечалось, выбранная палитра в этой картине не свойственна живописцу – слишком яркие и насыщенные цвета, но продвигаясь вглубь картины, можно заметить, как колорит становится более спокойным и привычным.

Не все разделяли скепсис Антона Павловича Чехова по поводу этой работы. В целом, картина получила массу самых положительных и восхищённых отзывов. Отмечалась пышность пейзажа, эмоциональная наполненность, золотистая красочность. Также эту работу очень любят рассматривать искусствоведы, как пример влияния европейского импрессионизма на творчество Левитана.

Через год после написания «Золотая осень» была куплена Павлом Третьяковым прямо с передвижной выставки. У нового владельца неожиданно возникли проблемы с оформлением сделки, и картина долго ещё кочевала по выставкам передвижников, ожидая пока Павел Михайлович её заберёт. Но в ноябре этого же года, выставляясь в Харькове, её постигло несчастье – тяжёлый медный козырёк калорифера, упав со стены, проткнул полотно насквозь. Спешно были проведены реставрационные работы, и стараниями реставратора Дмитрия Арцыбашева, картина вновь приобрела первозданный вид. Хотя сам Левитан очень волновался – состоится ли обещанная сделка, в связи с этим печальным происшествием, но Третьяков не отказался от «Золотой осени» и сразу после покупки передал её в дар своей галереи, где картина находится и по сей день.

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

Левитан написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень»

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

«Золотую осень» чуть не уничтожили в Харькове

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.


«Золотая осень», 1896

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.


«Над вечным покоем» (1894)

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.

Из-за меланхолии Левитан сымитировал попытку самоубийства

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.


«Владимирка», 1892

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.



Похожие статьи
 
Категории