Лучшие цитаты гоголя. Николай Гоголь

12.06.2019
  • А женщине, сами знаете, легче поцеловаться с чертом, не во гнев будь сказано, нежели назвать кого красавицею.
  • Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
  • Без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни в окошко!
  • Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
  • Быть в мире и ничем не обозначить своего существования – это кажется мне ужасным
  • Везде во все горести чего наша жизнь была соткана, некоторые сияющей радости будет весело вспышка прошлого.
  • В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт.
  • В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.
  • В них всё есть - издевка, насмешка, попрек, словом - всё шевелящее и задирающее за живое.
  • Всякому кажется, что он мог бы наделать много добра на месте и в должности другого, и только не может сделать его в своей должности. Это причина всех зол.
  • Где женщина, там сам черт.
  • Гнев везде неуместен, а больше всего в деле правом, потому что затемляет и мутит его.
  • Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
  • Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить
  • Если даже тебе случится рассердиться на кого бы то ни было, рассердись в то же время и на себя самого хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.
  • Если русских останется только один хутор, то и тогда Россия возродится.
  • Если светит солнце, значит пора найти нового героя. Если пасмурно начинай писать произведение.
  • Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень.
  • Есть еще порох в пороховницах.
  • Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
  • Женщине легче поцеловаться с чертом, чем назвать кого-то красавицей
  • Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда, утомлённые дневными трудами и заботами, парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем.
  • И оказалось ясно, какого рода созданье человек: мудр, умен и толков он бывает во всем, что касается других, а не себя; какими осмотрительными, твердыми советами снабдит он в трудных случаях жизни! «Экая расторопная голова! - кричит толпа. - Какой неколебимый характер!» А нанесись на эту расторопную голову какая-нибудь беда и доведись ему самому быть поставлену в трудные случаи жизни, куды делся характер, весь растерялся неколебимый муж, и вышел из него жалкий трусишка, ничтожный, слабый ребенок, или просто фетюк.
  • Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека
  • Какого горя не уносит время? Какая страсть уцелеет в неравной борьбе с ним?
  • Когда человек влюбится, то он все равно, что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми, согни - она и согнется.
  • Кто уже кулак, тому не разогнуться в ладонь
  • Мои мысли, моё имя, мои труды будут принадлежать России.
  • Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее.
  • На свете нет ничего долговременного, а потому и радость в следующую минуту за первою уже не так жива, в третью минуту она становится ещё слабее и наконец незаметно сливается с обыкновенным положением души.
  • Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится.
  • Нашего человека надо благодарить уже за намерение.
  • Несчастье умягчает человека; природа его тогда становится более чуткой и доступной к пониманию предметов, превосходящих понятие человека, находящегося в обыкновенном и вседневном положении.
  • Нет ничего приятнее, как быть обязанным во всем самому себе.
  • Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
  • Никогда не стоит хвастаться будущим.
  • Но прежде всего нужно бросить взгляд на географическое положение этой страны, что непременно должно предшествовать всему, ибо от вида земли зависит образ жизни и даже характер народа. Многое в истории разрешает география. Эта земля, получившая после название Украины, простирающаяся на север не далее 50° широты, более ровна, нежели гориста.
  • Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями.
  • Родник поэзии есть красота.
  • Обращаться со словами нужно честно.
  • Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего.
  • Пишут не потому, чтоб тягаться с кем бы то ни было, но потому, что душа жаждет излиться ощущениями.
  • Поверьте, что Бог недаром повелел каждому быть на том месте, на котором он теперь стоит. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя.
  • Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
  • Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором.
  • Сила влияния нравственного выше всяких сил.
  • Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу.
  • Сколько волка не корми, всех лосей заповедника на него не спишешь.
  • Смотрите на то, любите ли вы других, а не на то - любят ли вас другие.
  • Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
  • Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
  • Страх прилипчивее чумы.
  • Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
  • Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.
  • Человек такое дивное существо, что никогда не можно исчислить вдруг всех его достоинств, и чем более в него всматриваться, тем более является новых особенностей.
  • Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними: иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.
  • Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
  • Я видел его глазами души.
  • Я не распространяюсь о важности народных песен. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа.
  • Я разгадывал науку веселой и счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают от него, встретившись с ним…

Самая характеристическая черта таланта Гоголя - оригинальность и самобытность, отличающие его от всех русских писателей.
...Гоголю не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть. Чтобы яснее сделать нашу мысль, посмотрим, в каких отношениях находится Гоголь к другим русским поэтам. Конечно, и в тех сочинениях Пушкина, которые представляют чуждые русскому миру картины, без всякого сомнения, есть элементы русские, но кто укажет их? Как доказать, что, например, поэмы: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь», «Галуб» могли быть написаны только русским поэтом я что их не мог бы написать поэт другой нации? То же можно сказать и о Лермонтове. Все сочинения Гоголя посвящены исключительно изображению мира русской жизни, и у него нет соперников в искусстве воспроизводить ее во всей ее истинности. Он ничего не смягчает, не украшает вследствие любви к идеалам или каких-нибудь заранее принятых идей, или привычных пристрастий, как, например, Пушкин в «Онегине» идеализировал помещицкий быт. Конечно, преобладающий характер его сочинений - отрицание; всякое отрицание, чтоб быть живым и поэтическим, должно делаться во имя идеала - и этот идеал у Гоголя также не свой, то есть не туземный, как и у всех других русских поэтов, потому что наша общественная жизнь еще не сложилась и не установилась, чтобы могла дать литературе этот идеал.
...Впрочем, от влияния теории не всегда избегают и таланты, даже гениальные. Гоголь принадлежит к числу немногих, совершенно избегнувших всякого влияния какой бы то ни было теории. Умея понимать искусство и удивляться ему в произведениях других поэтов, он тем не менее пошел своей дорогою, следуя глубокому и верному художественному инстинкту, каким щедро одарила его природа, и не соблазняясь чужими успехами на подражание. Это, разумеется, не дало ему оригинальности, но дало ему возможность сохранить и выказать вполне ту оригинальность, которая была принадлежностью, свойством его личности и, следовательно, подобно таланту, даром природы. От этого он и показался для многих как бы извне вошедшим в русскую литературу, тогда как на самом деле он был ее необходимым явлением, требовавшимся всем предшествовавшим ее развитием.
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний. Отсюда появление, школы, которую противники ее думали унизить названием натуральной. После «Мертвых душ» Гоголь ничего не написал. На сцене литературы теперь только его школа.

Цитаты Гоголя прочно вошли в нашу речь. Актуальности они никогда не утратят. Всем известно изречение о двух бедах России. Считается, что произнес его впервые Гоголь. Цитата эта, согласно другой версии, принадлежит иному писателю - Салтыкову-Щедрину. Это апокрифическая фраза. Ее нет ни в одном из произведений Гоголя. Цитаты, которые действительно принадлежат создателю "Мертвых душ", представлены в статье.

Дорога

Изречения о ней как об одной из бед России не зря приписывают автору "Мертвых душ". Цитат Гоголя о дороге при желании можно привести немало. О ней он, например, рассуждает в одной из первых глав знаменитой поэмы. "Дорога" - слово странное, манящее, чудесное. Писатель говорит о русской распутице необыкновенно поэтично, печально. Образ ее, пожалуй, один из основных в книге о мошеннике Чичикове. Но и дуракам в этом произведении уделил внимание Н. Гоголь.

Цитаты о глупости

Создатель удивительно колоритных персонажей утверждал, что слова дурака, как бы глупы ни были, способны смутить умного человека. Здесь же, в произведении "Мертвые души", он удивляется и глупости, и самоуверенности: человек может быть умным только лишь тогда, когда дело касается других, но не его.

Изречения, принадлежащие литературным героям, нередко приписывают автору. Но этого не происходит с цитатами Гоголя. Он создавал такие образы, которые смогли бы подчеркнуть пороки, присущие большей части жителей России. А эти персонажи мудрых слов не произносят.

Чичиков

Чичиков - авантюрист и прохвост. Но это один из самых интересных литературных героев. В нём удивительным образом сочетаются глупость с хитростью, осторожность с неосмотрительностью. Чичиков врёт, абсолютно не смущаясь, идет к своей цели напролом. Гоголь говорит о нём: "превыше всего любил быструю езду". Тем самым подчеркивая его авантюризм, неспособность остановиться перед задуманным.

Но как Чичикову удалось обвести всех (или почти всех) вокруг пальца? "Великая тайна нравиться" - этим полезным качеством обладал главный герой "Мертвых душ". Стоит сказать, что Гоголь, как и его персонаж, предпочитал быструю езду. В дороге ему лучше думалось. А однажды в пути ему в голову пришла внезапно одна из сюжетных линий будущей книги. Это было в Италии. Гоголь прервал путешествие, зашел в первое попавшееся питейное заведение, там и написал несколько глав романа.

"Шинель"

Мудрые изречения присутствуют, конечно, не только на страницах книги, о которой говорилось выше. Глубокие философские мысли содержатся в "Шинели". В повести, написанной в XIX веке, и сегодня читатель обнаруживает многое из того, что его окружает в повседневной жизни. "В человеке много бесчеловечья" - сказал Гоголь, рассуждая о жестокости, с которой столкнулся Башмачкин. При этом писатель подчеркивает, что бесчеловечность, "свирепая грубость" может скрываться за личиной благородной и честной.

Давая характеристику генералу, который хотя и не намеренно, но до глубины души оскорбил главного героя, он сказал: "чин мешал обнаружиться его способности к состраданию". Писатель XXI века говорил о глупости, зазнайстве - особенностях характера, которые присущи нередко людям, достигшим высокого социального положения. Нечто подобное нередко встречается и в наше время.

Другие изречения

Гоголь умел удивительным образом отмечать особенности человеческой натуры. Его герои не лишены весьма распространённых пороков, но при этом вызывают симпатию. В одном из произведений встречается довольно остроумное замечание о зависти, которую испытывают по отношению друг к другу представительницы слабого пола. Женщине, по мнению классика, легче с чертом поцеловаться, нежели назвать соперницу красавицей. Очень метко Гоголь также сказал и о состоянии влюблённости - пребывая в нем, человек "все равно что подошва".

Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. Обратимся к народным образам поэмы - различным персонажам эпической части «Мертвых душ». Это двое мужиков, встречающихся нам в самом начале поэмы, которые, увидевши бричку Чичикова, начинают рассуждать, доедет ли она до Рязани или Москвы. По сути, это вопрос «быть или не быть», рассматриваемый на примитивном, бытовом уровне. И что же? Это лакей Чичикова Петрушка, «имевший страсть к чтению» и все без разбора: от букваря до любовных романов, и кучер Селифан, которому все равно, высечет его или нет: «высечь оно можно».

Русский народ - это и дворовая девка Пелагея, которая «не знает, где право, где лево», дядя Митяй и дядя Миняй, безрезультатно пытавшиеся сдвинуть опрокинувшуюся повозку Чичикова.

Все эти люди изображены Гоголем не в идеальном, а в сатирическом свете. Писатель обличает в крестьянах примитивность, духовную нищету, безразличие к жизни и покорность своему барину, однако их ли беда в том, что задавлены жизнью, духовно обеднены?.. В поэме Гоголь показывает, что во всей помещичьей и чиновно-бюрократической России никому нет дела до простых людей. Помещики заставляют крестьян работать как можно больше, не заботясь при этом о жизни крепостных и желая получить прибыли со своего хозяйства. Чиновники, вместо того чтобы решать государственные проблемы и трудиться на благо России, думают только о том, как бы продвинуться по социальной лестнице, то есть радеют исключительно о своих выгодах.

В «Повести о капитане Копейкине» особенно ярко изображено, как в чиновных кругах, где царят взяточничество, казнокрадство, обман, никому нет дела до простого солдата, проливавшего кровь за родину.

Таким образом, народ оказывается подавлен системой управления в России, но Гоголь, будучи знатоком русского характера, чувствует истинную силу простых людей, красоту их души, их лучшие качества. В лирической части «Мертвых душ» воссоздан идеальный образ народа - воплощение гоголевской концепции русского национального характера. Писатель показывает широту натуры русского человека, вольнолюбие народа в образе Абакума Фырова, беглого крестьянина, который «гуляет шумно и весело на хлебной пристани, порядившись с купцами «. Гоголя восхищает и трудолюбие русского человека, такое, как у Степана Пробки, «богатыря, исходившего все губернии с топором за поясом»; стойкость и выносливость, «способность привыкать ко всему и ко всякому климату», «живость ума, бойкого сам самородка, что не лезет за словом в карман...». Трудно не восхищаться качествами русских людей!

Однако тема России у Гоголя связана не только с изображением образа народа. По словам великого Белинского, «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народном». Гоголь «глядит глазами всего народа», «чувствует и говорит так», как истинно русский человек. Дело в том, что в процессе работы над поэмой писатель неоднократно обращался к фольклорным материалам, ибо он разделял точку зрения о том, что народный дух наиболее полно проявляется в фольклоре. Поэтому Гоголь использовал в «Мертвых душах» пословицы, поговорки, образы из русских народных сказок, заключающие в себе многовековую мудрость русского народа. Например, при описании Манилова писатель называет его «ни в городе Богдан, ни в селе Се-лифан», Собакевича сравнивает с медведем, а Коробочку с курицей, ибо образ домашней птицы в русском фольклоре - символ глупости.

Гоголь восхищается русским словом («вышедшим из глубины Руси») и русской песней, в которой, по мнению писателя, отражаются красота и сила русского духа, творческие способности народа.

Нужно также сказать, что проблемы, рассматриваемые Гоголем в «Мертвых душах», не общечеловеческие, а общерусские. В частности, это вопрос о судьбе России, о ее будущем. Гоголь предугадывает будущность Руси, чувствуя ее внутренние силы, возможности и сравнивая с «птицей-тройкой», что «ровнем-гладнем разметнулась на полсвета», что «все обгоняет, оставляя позади». Но писатель, обличая социальные проблемы России, критикуя чиновничье-бюрократическую систему, показывая произвол, творящийся в поместьях, и тяжкое положение народа, не знает путей достижения прекрасного будущего. Поэтому финал «Мертвых душ» открыт, Гоголь задает вопрос: «Куда несется Русь?» и не может ответить на него... Да и должен ли писатель решать эту проблему? Это дело государственных деятелей, политиков, чиновников, которые, как показывает Гоголь, не желают думать о благе своей страны...

Аксаков назвал «Мертвые души» произведением универсальным, общенародным, в то время как Белинский писал, что «Гоголь - великий русский поэт, не более; и «Мертвые души» тоже только для России и в России могут иметь бесконечно великое значение». Нельзя не согласиться, ибо «Мертвые души» - произведение чисто русское, в котором Гоголь показывает, с одной стороны, бедственное положение людей, произвол в современной ему России, но, с другой стороны, воплощает богатство духовного наследия, национальных традиций и внутренних, скрытых сил русского народа; писатель говорит о потенциальной возможности России, «вдохновенной Богом», стать сильнейшим из государств...

Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи «дорожного» сюжета всю Россию, с ее характерными типами, ситуациями, характерами. «Какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем», - писал Гоголь.

В прежних своих произведениях Гоголь предпочитал изображать какое-нибудь небольшое место (Диканьку, город-призрак Петербург, «уездный город» в «Ревизоре») как особый мир, живущий по своим законам и населенный характерными жителями; в этом мире, конечно, угадывалась и русские характеры. Например, «Ревизор» сам Гоголь назвал «русским анекдотом» и писал по поводу этой комедии: «Я хотел собрать в одну кучу все дурное в России и разом посмеяться над всем». Тот же принцип остается и в поэме «Мертвые души», но здесь Гоголь дает своему выдуманному миру имя «Россия». Это сказочное, мифологизированное место действия, где происходят диковинные события и действуют «странные герои» (выражение Гоголя).

Обратим внимание, что все предметы, люди, ситуации в поэме охарактеризованы как «русские», «частые на Руси». Например, «два русских мужика» в самом начале поэмы. То, что они русские, разумеется само собой, но Гоголь повторяет это слово и делает это регулярно, чтобы придать всем предметам и лицам фольклорно-мифологический, условно-общерусский характер. Говоря о Чичикове, Манилове, Коробочке и других, он непременно вставляет характеристику-рассуждение о типичности, «русскости» этого героя. Вспомним хотя бы знаменитое: «Какой же русский не любит быстрой езды» - это говорится о Чичикове. Собакевич ассоциируется с «богатырем» (персонажем национального эпоса), но это карикатурный богатырь, показанный в «кривом зеркале». О Коробочке тоже говорится, что таких людей много на Руси.

Как известно, прослушав первый том поэмы, Пушкин воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!» Мы знаем это высказывание только из письма Гоголя в «Выбранных местах...» И там же Гоголь спорит с Пушкиным, объясняя, что изобразил не Россию, а лишь болезненную фантазию своего грешного ума, или Россию, но только в отрицательной ипостаси, в «кривом зеркале» сатиры. Поэма должна была строиться как «Божественная комедия» Данте, по принципу «Ад - Чистилище - Рай». Во втором и третьем томах Россия и русский человек (Чичиков?) сказочно преобразились бы, появились бы «русские движения», «доселе небранные струны», «чудная русская девица, вся сотканная из высокого стремления и самоотвержения», «доблестный русский муж» и другие достойные, положительные герои. Но сам Гоголь в «Выбранных местах...» признается, что любит и предпочитает изображать порок, и герои всегда выходят смешные и безобразные, зато уж это получается лучше, чем у кого-либо другого из русских писателей.

Написан был только первый том, сатирический. Русские помещики, крестьяне, чиновники показаны здесь с самой отрицательной стороны, гротескно-сатирически. Они наделены смешными именами и прозвищами (например, чиновник Кувшинное рыло, принимающий от Чичикова взятку). К ним можно было бы отнести странное гоголевское определение - «Мертвые души», давшее название поэме. Это не люди, а «призраки», как выражался Белинский, добавляя, что сама тогдашняя русская жизнь была «призрачной», гротескной, абсурдной.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » А что же Гоголь? Какой видел Россию? . И в закладках появилось готовое сочинение.

Не было образца, не было предшественников ни в русской, ни в иностранных литературах. Все теории, все предания литературные были против него, потому что он был против них. Чтобы понять его, надо было вовсе выкинуть их из головы, забыть об их существовании, - а это для многих значило бы переродиться, умереть и вновь воскреснуть», - писал Виссарион Белинский. Лучше него и не скажешь об удивительном даре этого гения.

Классик французской литературы XX века Анри Труайя так высказывался о Николае Васильевиче: «В глазах западного читателя двумя столпами русской литературы являются Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой ; в глазах российского читателя оба они находятся в тени невысокого роста человека с длинным носом, птичьим взглядом и саркастической улыбкой. Этот человек является, возможно, самым экстраординарным, гением-самородком, которого когда-либо знал мир. Среди писателей своего времени он предстает как уникальный феномен, который, очень быстро избавившись от влияния других, увлекает своих почитателей в мир фантасмагорий, в котором сосуществуют смешное и ужасное».

Мы отобрали 20 цитат из произведений Николая Гоголя:

Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? «Ревизор »

Я тебя женю так, что и не услышишь. «Женитьба »

Подымите мне веки: не вижу! «Вий »

Я тебя породил, я тебя и убью! «Тарас Бульба »

Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека. «Мертвые души »

Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. «Ревизор »

Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью! «Мертвые души »

Ничего нет сердитее всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого рода должностных сословий. Теперь уже всякой частный человек считает в лице своем оскорбленным всё общество. «Шинель »

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! «Майская ночь, или Утопленница »

Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты. «Тарас Бульба »

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник. «Шинель »

Газета может потерять репутацию. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. «Нос »

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья. «Мертвые души »

Какого горя не уносит время? «Старосветские помещики »

Обращаться с словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. «Выбранные места из переписки с друзьями»

Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек. «Тарас Бульба »

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. «Невский проспект »

Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого он был бы исполином. Враг этот - лень. Письмо К. С. Аксакову, март 1841, Рим



Похожие статьи
 
Категории