Максим Горький Случай с Евсейкой (сборник). Энциклопедия сказочных героев: "Случай с Евсейкой"

15.03.2019

Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»

Цель: развитие читательских умений учащихся.

п\р:

    ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;

    проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;

    расширять словарный запас учащихся.

Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.

Ход урока

I мотивация уч. деятельности

II. Речевая разминка

Учитель:

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Лучший спутник мой и друг.

(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)

    Прочитайте медленно.

    Затем с ускорением.

    Сейчас скороговоркой.

    Прочитаем выразительно

    Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах

III.самоопределение к деятельности

Учитель:

Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?

Учащиеся:

Учитель:

Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.

Что же для этого нужно?

Учащиеся:

Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.

Учитель:

Как называется первый раздел второй части?

Учащиеся:

Раздел называется «Были-небылицы».

Учитель:

Как вы это понимаете?

Учащиеся:

Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.

Учитель:

Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?

Учащиеся:

Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.

Чтение небылицы

Учитель:

Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.

Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).

Учитель рассказывает о писателе.

Максим Горький (1868-1936 гг.)

(Щелчок мышью по портрету.)

Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писате­лем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.)

ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.

(На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ)

Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и от­дал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вме­сто хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сфор­мировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя.

О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.

IV. Физкультминутка

Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.

А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.

Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами

V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом

I. Словарная работа.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.

(переход на него по управляющей кнопке)

ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;

АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;

КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный ин­струмент;

ГОЛОТУРИИ (морские огурцы, морские кубышки), класс мор­ских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;

АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслужи­ванию летательных аппаратов;

СЕПИИ - то же, что каракатицы;

СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие живот­ные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.

(Выключить проектор)

    Чтение рассказа учителем и учащимися.

VI . Физкультминутка.

Беседа после чтения.

Учитель:

Понравился ли вам рассказ?

Учащиеся:

Да (Нет)

Анализ рассказа

Учитель:

Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?

Учащиеся:

Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!

Выборочное чтение

Учитель:

Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

Дети читают 4 абзац.

Учитель:

Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.

Учащиеся:

Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.

Учитель:

Реальные или сказочные это животные?

Учащиеся:

Это реальные морские животные.

Учитель:

Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.

Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.

Продолжение работы над текстом.

Учитель:

Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

Учащиеся:

Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

Учитель:

Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

Учащиеся:

Он сказал, что узнал об этом от папы.

Учитель:

Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа ?

Учащиеся:

Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»

Учитель:

Чего он испугался?

Учащиеся:

Он испугался того, что его сейчас съедят.

Учитель:

Почему же он не заплакал, испугавшись?

Учащиеся:

Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.

Учитель:

Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.

Дети читают последний абзац на 8с.

Учитель:

Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?

Учащиеся:

Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.

Учитель:

Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.

Учитель:

Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

Учащиеся:

Евсейка добрый мальчик, фантазёр…

Учитель:

Прочитайте.

Как он может жить на свете

без усов и чешуи?

Мы бы, рыбы, не могли бы

раздвоить хвосты свои!

Не похож он ни на рака, ни на нас –

весьма во многом.

Не родня ли это чудо

безобразным осьминогам?

Прочитайте «птичьим базаром».

Прочитайте орфографически.

Прочитайте орфоэпически.

Чтение с ускорением.

Прочитайте сердито.

Прочитайте весело.

Прочитайте выразительно.

(Проектор выключить)

Учитель:

Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?

Учащиеся:

Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.

.Тест «Так ли говорится в тексте»

Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное

Учитель:

Карточка для учителя:

-

+

-

+

+

-

-

+

-

10.

+

VII . рефлексия урока

Учитель:

Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Учащиеся:

Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.

А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…

Учитель:

Учащиеся:

Потому что этого на самом деле не могло случиться.

VIII . Рефлексия

Учитель:

Продолжите предложения:

Я сегодня на уроке узнал…

Я был удивлён, что …

Я бы хотел узнать …

Домашнее задание

    Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Карточка для учащихся:

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Карточка для учащихся:

Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!

Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

10.

«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Случай с Евсейкой
Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, - не тележка у дядюшки Якова...
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
- Вы кто такой?
Смотрит- над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
- Это вы говорите? - спросил Евсейка.
- Я-а...
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
- Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: "Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!"
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:
- Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
- Чешуи - нет, фи!
- И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
- Хорош-хорош!
Евсейка обиделся: "Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек..."
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
- Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
"Серьезный какой", - подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
- Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?
- Папа сказал.
- Что такое - папа?
- Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...
- А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
- Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...
- Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство...
"Надо переменить разговор", - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
- Вы бывали у нас наверху?
- Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем...
- Зато - мухи какие...
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
- Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
"Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!.."
И, будто бы беззаботно, ответил:
- Так себе, гуляю...
- Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?
- Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и...
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
"Сейчас я начну плакать", - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
- Желаю с вами познакомиться поближе...
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:
- Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
- Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
- Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, запутались в волосах и дергают их.
"Ой, ой, ой!" - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
"Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было..."
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
- Нравится вам у нас?
- Нет... то есть - да, нравится!.. У меня дома... тоже очень хорошо, ответил Евсей и снова испугался:
"Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть..."
Но вслух говорит:
- Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно...
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
- Это хорошо - поиграть! Это очень хорошо - поиграть!
- Поплывемте наверх! - предложил Евсей.
- Зачем? - спросила рыба.
- А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, - мухи.
- Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
- Да...
- Ну что ж? Поплывем! - сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
- Я - готов!
- Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне...
- Ничего!
- Как это - ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
- Господи! - вскричал мальчик. - Ну, что вы спорите всё? Играть так играть...
А сам думает: "Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну".
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это - штука!
Плыли, плыли, чем выше - тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
- Ой!
Смотрит - ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
- Ух! - сказал он, улыбаясь солнцу, - вот я и вынырнул.

Случай с Евсейкой

Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.

Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.

Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:


Дом, - не тележка у дядюшки Якова…

И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:

Вы кто такой?

Смотрит - над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

Это вы говорите? - спросил Евсейка.

Удивился Евсейка и сердито спрашивает:

Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!

А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:

Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!

Чешуи - нет, фи!

И плавников только два!

Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:

Хорош-хорош!

Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»

И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:


Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.

А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:

Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!

«Серьезный какой», - подумал Евсейка.

Большая же рыба пристает к нему:

Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?

Папа сказал.

Что такое - папа?

Так себе… Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

А он рыбу ест?

Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:

Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство…

«Надо переменить разговор», - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:

Вы бывали у нас наверху?

Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем…

Зато - мухи какие…

Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:

Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?

«Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!..»

И, будто бы беззаботно, ответил:

Так себе, гуляю…

Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?

Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…

Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!

«Сейчас я начну плакать», - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.

А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!

На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:

Желаю с вами познакомиться поближе…

Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:

Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!

Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:

Позвольте узнать, который час?

Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, - запутались в волосах и дергают их.

«Ой, ой, ой!» - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.

А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:

Как он может жить на свете без усов и чешуи?


Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?

«Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»

И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

А болтливая рыба всё спрашивает его:

Нравится вам у нас?

Нет… то есть - да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, - ответил Евсей и снова испугался: «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

Но вслух говорит:

Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…

Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:

Это хорошо - поиграть! Это очень хорошо - поиграть!

Поплывемте наверх! - предложил Евсей.

Зачем? - спросила рыба.

А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, - мухи.

Мух-хи! Вы их любите? Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:

Ну что ж? Поплывем! - сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:

Я - готов!

Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…

Как это - ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.

Господи! - вскричал мальчик. - Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…

А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».

Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:


Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:


Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это - штука!

Плыли, плыли, чем выше - тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.

Смотрит - ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Ух! - сказал он, улыбаясь солнцу, - вот я и вынырнул.

Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна. Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил: Дом, - не тележка у дядюшки Якова. . . И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал: - Вы кто такой? Смотрит - над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола. - Это вы говорите? - спросил Евсейка. - Я-а. . . Удивился Евсейка и сердито спрашивает: - Как же это вы? Ведь рыбы не говорят! А сам думает: "Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!" И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает: - Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста! - Чешуи - нет, фи! - И плавников только два! Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся: - Хорош-хорош! Евсейка обиделся: "Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек. . . " И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака: Под камнями рак живет, Рыбий хвостик рак жует. Рыбий хвостик очень сух, Рак не знает вкуса мух. А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни: - Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то! "Серьезный какой", - подумал Евсейка. Большая же рыба пристает к нему: - Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые? - Папа сказал. - Что такое - папа? - Так себе. . . Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый. . . - А он рыбу ест? Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест! Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду: - Нет, он не ест рыбы, костлявая очень. . . - Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство. . . "Надо переменить разговор", - сообразил Евсей и вежливо спрашивает: - Вы бывали у нас наверху? - Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем. . . - Зато - мухи какие. . . Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит: - Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли? "Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!. . " И, будто бы беззаботно, ответил: - Так себе, гуляю. . . - Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник? - Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже.

Случай с Евсейкой. Сказка Максима Горького читать

Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, — не тележка у дядюшки Якова...
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
— Вы кто такой?
Смотрит- над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
— Это вы говорите? — спросил Евсейка.
— Я-а...
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:
— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
— Чешуи — нет, фи!
— И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
— Хорош-хорош!
Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек...»
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
«Серьезный какой», — подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?
— Папа сказал.
— Что такое — папа?
— Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...
— А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...
— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство...
«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
— Вы бывали у нас наверху?
— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем...
— Зато — мухи какие...
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!..»
И, будто бы беззаботно, ответил:
— Так себе, гуляю...
— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы- уже утопленник?
— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и...
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
— Желаю с вами познакомиться поближе...
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:
— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
— Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
— Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, запутались в волосах и дергают их.
«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было...»
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
— Нравится вам у нас?
— Нет... то есть — да, нравится!.. У меня дома... тоже очень хорошо, ответил Евсей и снова испугался:
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть...»
Но вслух говорит:
— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно...
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!
— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.
— Зачем? — спросила рыба.
— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.
— Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
— Да...
— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
— Я — готов!
— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне...
— Ничего!
— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть...
А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!
Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
— Ой!
Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.



Похожие статьи
 
Категории