Матрешка карандашом поэтапно. Как нарисовать матрешку поэтапно карандашом

18.02.2019

Всем привет! Сегодняшний урок поэтапного рисования будет посвящён матрёшке!

Хотя матрёшка и считается традиционной русской игрушкой, мало кто знает, что на самом деле её прототипом является японская кукла милого старичка Фукурокудзю — бога из пантеона древних японцев. При создании именно этой куклы был применён принцип матрёшки, а в 90-х годах 19-го столетия первые деревянные фигурки с изображением румяных девушек в платках стали изготавливаться и в России.

Кстати говоря, самые первые матрёшки были очень дорогие — их расписывали вручную талантливые иконописцы, применяя приёмы работы с иконами. Поэтому первые матрёшки имеют такую тщательную прорисовку лиц и характерную цветовую гамму. Ну а мы нарисуем самую традиционную матрёшку без особо детализации, поэтому с нашим уроков сможет справиться художник любого уровня мастерства. Выглядеть она будет как , нарисованная на фигурке характерной формы. Давайте начинать!

Шаг 1

Сначала нарисуем очертания матрёшки. Обычно этот шаг мы называем «рисование стикмена», но здесь будет исключение, ведь «стик» переводиться как «палка», а фигура нашей матрёшки полностью округлая, в ней нет ни одного угла. Она должна быть полностью симметричной и немного напоминать силуэтом кеглю для боулинга.

Шаг 2

Разметим нашу матрёшку двумя линиями — в верхней и нижней части корпуса, а также нарисуем круг над верхней линией.

Шаг 3

Третьим шагом нанесём разметку на лицо матрёшки. Сначала нарисуем вертикальную линию лицевой симметрии, затем — горизонтальную линию глаз (обратите внимание — это единственная горизонтальная линия, проходящая через весь круг). Чуть выше неё рисуем линию, которая обозначит расположение бровей, а ниже линии глаз — наметки носа и рта. Кстати говоря, важный момент — расстояние между всеми горизонтальными линями примерно одинаковое.

Шаг 4

Теперь прорисуем черты лица по линиям, которые были намечены в предыдущем шаге. Глаза изобразите в виде кругов и здесь же закрасьте их, оставив по одному белому блику в каждом глазе. Обратите внимание — блики должны находиться в правых от нас частях глаз. Чуть выше глаз изобразите в виду коротких дуг брови, ресницы обозначьте парой ресниц, нарисуйте также по одной дуге под глазами.

Шаг 5

Этот шаг будет совсем коротким, здесь мы нарисуем узелок платка, который будет располагаться чуть ниже лица матрёшки. Узелок этот будет состоять из центра — обычного круга и боковых частей — двух фигур, похожих на листья. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка.

Кстати, если вы хотите попрактиковаться в уроках рисования подобной сложности, советуем заглянуть на страничку со статьёй о том, как нарисовать . Если же вам требуются более простые уроки, посмотрите руководство по .

Шаг 6

Мы на финишной прямой! В этом этапе на самых краях корпуса нарисуем рукава и ладони матрёшки. Под ладонями проведём линии, слегка окантовывающие корпус.

Шаг 7

Теперь остаётся только нарисовать орнамент в центре корпуса нашей матрёшки. В принципе, вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Мы решили остановиться на таком орнаменте:

Он выглядит довольно сложным, но, если разобраться, орнамент на самом деле простой. Чтобы изобразить такой, нарисуйте сначала в центре фигуру с тремя отростками, а затем окружите её двулистными лепестками. Нарисуйте ещё три листа снаружи, и наша матрёшка будет завершённой.

Теперь мы хотели бы предложить вам небольшой видео-ролик, посвящённый нашей сегодняшней героине.

Это был урок, посвящённый тому, , и его подготовили для вас работники редакции сайта Drawingforall. Пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии, всего вам доброго!

Мир заполонили множество исконно русских изделий. Наш человек может оставить след даже в вакууме, если поднатужится захочет. Об одном из таких следов поведаю Вам в этом уроке, вы узнаете как рисовать матрешку карандашом. Непосвященному человеку может показаться, будто это некая пародия на Киндер-сюрприз. Это девица пышной круглой формы, которая вмещает себе несколько уменьшенных копий самой себя. Традиция эта не пришла русскому просто так, а приехала прямиком с Японии в 19 столетии. Тогда из страны восходящего солнца была доставлена фигурка лысого мудреца Фукурума, которая разбиралась на несколько маленьких. Идея понравилась мастеру Василию Звёздочкину, и он решил повторить подвиг, лишь изменив пол игрушки.

Рассмотрим некоторые факты про это чудо:

  • Есть легенда, что если положить в матрешку бумажку с желанием – оно обязательно исполнится. И чем больше вложено уменьшенных копий в неё, тем желание будет мощнее и круче.
  • Имя Матрена игрушка получила не из русской культуры, а из индийской. Из древнеарийского слово матри, что означает мать.
  • Самая большая матрешка живет в невзрачном городке Семенове. Фигурка имеет 1 метр высоты и складывает в себе 56 особей поменьше. Наверное, за загадывание желаний в такой нужно уже платить американскими рублями.

Давайте нарисуем русское чудо.

Как нарисовать матрешку карандашом поэтапно

Шаг первый. Мотя будет состоять из пяти особей, и начнем мы с того, что для каждой выделим прямоугольное место на бумаге. Шаг второй. В каждой геометрической фигуре рисуем формы статуэтки. Каждая следующая должна быть уменьшенной копией предыдущей. Шаг третий. Кружечками выделим места для лиц, нарисуем руки, сплетенные вместе. Шаг четвертый. Линиями определяем расположение глаз, носа и рта так. Шаг пятый. Теперь можно нарисовать симметрические и аккуратные лица. Кроме этого, сделаем начальные наброски для букетов в руках. Шаг шестой. Добавим букеты и набросаем цветков на сами куклы, сделаем их более красочными. Шаг седьмой. Уберем прямоугольники ластиком аккуратно, не задевая сам рисунок.Штриховкой сделаем густые прямые волосы, и просто обведем контуры более жирной линией.
На DayFun Вы всегда найдете уроки рисования на самые различные темы. А если не нашли, то напишите мне на этой странице, и я постараюсь сделать такой урок для Вас.

Рисование - это не просто времяпрепровождение. Изображение на бумаге показывает отношение ребёнка к окружающему его миру, передаёт переполняющие его в данный момент чувства. Оно помогает родителям лучше познать внутренний мир малыша. Искусству передавать своё видение окружающего на бумаге надо учить. Тому, как нарисовать (поэтапно) один из любимейших детьми персонажей - матрёшку - карандашом, посвящена эта статья.

Как нарисовать матрешку поэтапно карандашом

Бытует мнение, что если природа не наделила малыша талантом к изобразительному искусству, нет необходимости и тратить на это время. Оно в корне неправильно хотя бы потому, что рисование развивает у малыша такие качества, как:

  • хороший вкус;
  • способность увидеть красоту мира, который его окружает;
  • пространственное и абстрактное мышление.

Кроме того, занятие рисованием способствует физическому и умственному развитию ребёнка, прививает много качеств, которые сослужат ему в дальнейшем хорошую службу. Вот некоторые положительные моменты занятий изобразительным искусством:

  • развивается мелкая моторика;
  • тренируется память;
  • укрепляется рука, что так необходимо для успешного овладения в будущем навыками письма;
  • воспитывается собранность и усидчивость.

К четырём годам малыш уже умеет обводить контуры, рисовать кружки и шестигранники. Он знает основные цвета, умеет выполнять инструкции, разбирать и собирать любимую матрёшку. Наверное, пора в этом возрасте попробовать нарисовать её карандашом. Вот пошаговая инструкция получения одного из вариантов рисунка. Сначала надо приготовить всё необходимое для этого:

  • лист из альбома для рисования;
  • хорошо заточенный простой карандаш;
  • несколько круглых предметов, имеющих различный диаметр (крышки, чашки, маленькие блюдца из игрушечного столового набора);
  • ластик.
Если вы хотите, чтобы ребёнок раскрасил полученный рисунок, приготовьте ещё и фломастеры или акварельные краски.

Кладём на лист бумаги, расположенный вертикально, приготовленные круглые предметы таким образом, чтобы сверху получился меньший, а снизу - больший кружок. Предметы кладутся встык.
Обводим оба предмета карандашом. Получаем голову и туловище будущего рисунка матрёшки, которые соединяем между собой с обеих сторон скоцией (наклонной линией). Чтобы игрушка была устойчивой, пририсовываем внизу основание.
Лицо куклы получаем с помощью предмета меньшего, чем голова, диаметра. Следующий шаг - рисуем волосы, концы и узелок косынки. Далее следуют рукава с манжетами, кисти рук, «вкладываем» в одну из них цветочек.
Рисуем на лице три маленьких кружочка, которые будут играть роль рта и глаз. Опору матрёшки, подол её сарафана, окантовываем волнистой линией.
Обозначаем зрачок глаз, щёки, дорисовываем брови, губы. Рисунок готов. Если вы считаете, что ваш малыш в состоянии раскрасить свой рисунок, предложите ему это сделать фломастерами или акварельными красками. Здесь уже дайте ребёнку применить всю буйность его фантазии.
Для раскрашивания лица и рук в телесный цвет необходимо смешать охру и белую краску, можно добавить чуточку оранжевого кадмия.

Елена Шишигина
Конспект занятия по рисованию «Разноцветные матрёшки»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЁШКИ »

Шишигина Елена Владимировна, МБДОУ "ЦРР – ДС "Улыбка", воспитатель, Республика Хакасия

Предмет (направленность) : изодеятельность (рисование ) .

Возраст детей : 4-6 лет.

Место проведения : группа или изостудия.

Цель : знакомство с русской матрёшкой , как видом декоративно-прикладного творчества.

Задачи :

Развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку используя различные элементы;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве;

Формировать основы эстетического восприятия;

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование : деревянная матрёшка , картинки с изображением матрёшек , дидактическая игра «Собери матрёшку » , заготовки матрёшек , восковые мелки, акварельные краски, кисти, палитра, ёмкость для воды.

Ход занятия

Сегодня на нашем занятии я хочу рассказать вам сказку, только мне потребуется ваша помощь. Вы готовы мне помочь? (ответ детей) . Молодцы! Ну, тогда слушайте…

В одном далеком царстве царстве-государстве много лет тому назад жили-были. Ребята, а вы любите загадки? (ответ детей) . Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о ком же будет наша сказка :

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может – пять, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская.

(дети отгадывают «матрёшка » )

Молодцы! Конечно, это матрёшка .

Педагог показывает детям картинки с изображением разных матрёшек (семеновская, полхов-майданская, загорская, авторская и др.) и настоящую деревянную матрёшку , раскрывает её и выставляет всех матрёшек , дети рассматривают их и держат в руках . Педагог комментирует.

Посмотрите, какие они красавицы! В нашей сказке их будет 5. Итак продолжаем…

Жили были на свете красавицы-сестрички матрёшки . Жили они дружно и друг другу во всём помогали. Первая матрёшка была самая большая и самая умная и звали её… - я предлагаю вам поучаствовать в сказке и придумать ей имя (педагог показывает детям заранее приготовленную большую форму бумажной матрешки – формат А3 , у матрёшки раскрашено все , кроме сарафана (приложение 1, и дети дают имя) . Вторая была чуть меньше, и считалась очень веселой матрёшкой , а звали её… (педагог достает вторую матрёшку , дети дают имя) . Третья матрёшка была самая красивая , и имя у нее было (педагог достает третью матрёшку и дети дают имя , четвертая – самая трудолюбивая и звали её… (показывает четвертую и дети дают имя) . А маленькая, пятая матрёшка , была самой послушной и имя у нее было (дети дают имя) .

Сарафаны расписные,

Щечки зорькою горят.

И матрёшки , как живые,

Шлют улыбки всем подряд.

Посмотрите, ребята, какие они были красивые! Какие у них платочки, какие сарафанчики, какие милые и румяные лица! Ой, а что же это! Почему их сарафанчики стали белыми? Что же произошло? Может наша сказка нам поможет узнать? Продолжим? (дети отвечают)

Итак, жили они дружно и во всем друг другу помогали. Однажды самая веселая матрёшка… (как её звали) предложила всем вместе порисовать яркими красками и так они увлеклись рисованием , что не заметили, как испачкались. Что же им теперь делать? Самая красивая матрёшка… (как её звали) очень расстроилась и заплакала. Тогда самая умная … (как её звали) стала её утешать и предложила снять сарафаны и постирать. Младшая и самая послушная матрёшка… (как её звали) принесла воды, а самая трудолюбивая из них … (как её звали) принялась стирать и так тщательно она это сделала (она же была самая трудолюбивая, что с сарафанов отмылась не только краска, но и пропал весь рисунок и стали они белые-белые. Как же тогда расстроились наши матрёшки , ведь у них нет других сарафанов!

Что же им теперь делать? Может мы им чем–нибудь поможем? (дети предлагают помочь и раскрасить матрёшек ) .

Какие вы молодцы! Правильно, мы можем их сами раскрасить. Предлагаю вам разделиться по парам.

Каждая пара будет раскрашивать сарафан одной из матрёшек , так мы сможем им помочь быстрее, а заодно и покажем, какие мы дружные.

А как мы будем раскрашивать наших матрешек и чем ? Я приготовила для вас восковые мелки и акварельные краски. Но сначала мы с вами поиграем в игру «Собери матрёшку » . Педагог показывает детям перепутанные карточки с изображением верхней и нижней половины матрёшек – дети должны правильно собрать матрёшек по цвету и рисунку (приложение 2) .

Молодцы! Я думаю, что теперь вы точно готовы. Начинаем рисовать . Сначала мы нанесем на наш сарафан контур рисунка, используя для этого восковые мелки. Рисунок может быть любым – цветочки, разноцветные кружочки , бабочки, машинки, квадраты и другие фигуры. Вам надо сначала вместе придумать, что вы нарисуете на сарафане, а потом уже браться за дело. Готовый рисунок мы с вами раскрасим акварельными красками. Наши восковые мелки помогут нам в этом деле, ведь они не дают нашей красочке растекаться по сарафану. А вы знаете как правильно рисовать красками ? (Дети отвечают, если они затрудняются, то педагог им помогает) .

В процессе творческой работы педагог помогает тем, кто затрудняется и направляет.

Какие красивые у вас получились матрёшки – нарядные и яркие . Все вместе рассматривают получившихся матрёшек и обсуждают .

Думаю героям нашей сказки сарафаны очень понравились и они больше не будут их пачкать. Вы им не только помогли, но и еще научили, как правильно использовать краски, и они говорят вам за это спасибо. А мы что им ответим? (дети хором говорят «пожалуйста» ).

Молодцы! На этом наше занятие подходит к концу . До свидания, ребята! До скорой встречи!

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки . Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи .

Когда я расписывала свою матрешку , я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.


Итак, приступим.

Для росписи матрешки нам потребуются:

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт . Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи . Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки . Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак . Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

  • Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.


    Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей:) Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.


    Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.


    Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.


    Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).


    Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.


    Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть "Пони", которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.


    Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.


    Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.


    Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.


    Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.


    Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:


    Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.


    Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.


    Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.


    Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.



    Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.


    В точечной технике оформляем кокошник и серьги.


    Декорируем сарафан:

    Низ также оформляем в точечной технике:


    Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!


    Как всегда, желаю Вам больших-пребольших успехов в творчестве! Jeiana Johanssen



    Похожие статьи
     
    Категории