Менеджмент: что это за профессия? Профессии, связанные с менеджментом. Менеджмент

11.10.2019

Что такое менеджмент (management) и для чего он нужен? Основные понятия: виды, функции, методы и принципы менеджмента. Менеджмент, как профессия в современном мире.

Приветствую вас, дорогой друг! Вас приветствует Дмитрий Шапошников, один из авторов сайта ХитёрБобёр.ru.

Более 10 лет я руководил коллективами до 1000 человек в крупных банках и телекоммуникационных компаниях России.

Сегодня мой опыт в том числе лег в основу этой статьи.

Давно заметил, что большинство людей не понимают, что такое менеджмент и для чего он нужен.

Ниже я поделюсь с вами понятной теоретической основой этого понятия и практическими примерами из своей жизни.

Эта информация будет полезна как начинающим менеджерам, так и тем, кто хочет узнать больше об управлении и эффективно использовать эти знания на практике.

1. Что такое менеджмент – полный обзор понятия

Слово «Management» в переводе с английского дословно означает «управление», «администрирование», «умение руководить».

Однако точным синонимом «управления» это слово не является. Ведь управлять можно не только фабрикой, но и автомобилем или велосипедом. Менеджмент – это в первую очередь управление людьми. При этом занимается управлением тоже человек, а не автомат или компьютер.

Наиболее точное определение менеджмента следующее:

Менеджмент - это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека.

Вообще существует несколько значений термина «менеджмент». Вот некоторые из них:

  1. Вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
  2. Собственно процесс управления чем-либо – прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
  3. Организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
  4. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
  5. Искусство управления людьми, в том числе оперативное и в условиях стресса. Предполагает не только знание теории, но и интуитивное понимание человеческого поведения.
  6. Искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

Приведенные выше определения менеджмента не противоречат друг другу, а наоборот, взаимосвязаны и раскрываю различные аспекты данного понятия.

С одной стороны это теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением законов и принципов управления, с другой – чисто практическая деятельность, направленная на рациональное распределение людских и/или материальных ресурсов.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776-1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860-1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах - они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. - наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

2. Основные цели и задачи менеджмента

Тем, кто не имел опыта управления хотя бы 2-3 подчиненными, сложно понять, что такое менеджмент и почему этой науке следует долго и упорно учиться. Казалось бы, всё предельно просто: подчиненные трудятся, а руководитель наблюдает и указывает, что им делать для повышения производительности и увеличения доходов фирмы.

На деле всё гораздо сложнее: чтобы дать верное указание, нужно четко разбираться в сути производственных процессов. Управление должно быть максимально эффективным, иначе оно вместо пользы будет приносить убытки и вред.

Любой руководитель должен опираться в своей работе на знание научных принципов и понимание текущей ситуации.

Например

Менеджер по персоналу в типографии должен не только умело управлять печатниками и операторами полиграфического оборудования, но и хорошо разбираться в печатном деле.

Ещё один пример

Из складского помещения нужно срочно вынести товар и погрузить его в транспорт. Квалифицированный менеджер распорядится заранее вынести из клада товары и распределить их на погрузочной площадке определенным образом – крупногабаритные и прочные – ближе, хрупкие и небольшие по размерам – дальше. Когда прибудет автомобиль, грузчики быстро переместят товары в грузовик в том порядке, в котором они расположены.

Неопытный или ленивый менеджер вообще не позаботиться о предварительной работе, поэтому грузчикам придётся долго таскать товары со склада без всякой системы.

Главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

На конкретное содержание менеджмента влияют 2 группы факторов:

  • Общие тенденции развития компания;
  • Территориальные или национальные экономические факторы.

Локальные задачи менеджмента подчинены главной цели.

К вспомогательным задачам относятся:

  • развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
  • достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
  • создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
  • преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
  • контроль эффективности организации.

Управление деятельности компании или группы людей осуществляется с учётом потенциальных возможностей организации и постоянной коррекцией производственных процессов. На крупных предприятиях менеджмент подразделяется на 3 взаимодействующих звена – высшее, среднее и низшее.

3. 7 основных видов менеджмента

Виды менеджмента – это специфические области управления, связанные с решением конкретных задач. Существует 7 основных видов менеджмента – рассмотрим подробно каждый из них.

Вид 1. Производственный менеджмент

Термин «производство» следует понимать максимально широко: он может относиться к коммерческой фирме, банку, заводу.

Производственный менеджмент отвечает за конкурентоспособность услуг и товаров, предоставляемых компанией. Эффективность такой деятельности определяется точностью стратегических прогнозов, организацией производства, грамотной инновационной политикой.

Специалист по производственному менеджменту решает следующие задачи:

  • контролирует работу системы, своевременно обнаруживает сбои и неполадки;
  • устраняет конфликты внутри организации и занимается их профилактикой;
  • оптимизирует объём выпускаемой продукции;
  • следит за рациональным использованием, загрузкой и исправностью оборудования;
  • контролирует трудовые ресурсы, отвечает за дисциплину и поощрение и учитывает интересы работников организации.

Главной задачей такого специалиста является эффективное сочетание возможностей компании с её долгосрочными целями, а также управление производственным процессом.

Вид 2. Финансовый менеджмент

Управление финансами предприятия.

Финансовый менеджер отвечает за бюджет организации и обеспечивает его рациональное распределение. В задачи такого управленца входит анализ и изучение прибыли компании, её затрат, платежеспособности и структуры капитала.

Цель финансового менеджмента очевидна – увеличение прибылей и благосостояния организации с помощью эффективной финансовой политики.

Локальные задачи специалиста по управлению деньгами компании:

  • оптимизация расходов и денежного оборота;
  • минимизация финансовых рисков предприятия;
  • точная оценка финансовых перспектив и возможностей;
  • обеспечение рентабельности организации;
  • решение задач в сфере антикризисного управления.

Другими словами, финансовый менеджер следит, чтобы фирма не обанкротилась и приносила стабильную прибыль. Принципы финансового менеджмента можно использовать также индивидуально, управляя своими собственными средствами.

Вид 3. Стратегический менеджмент

Стратегия – разработка методов и способов достижения целей.

Стало быть, стратегический менеджмент – разработка и реализаций путей развития компании. Конкретный план действий определяется уже тактикой.

Допустим, цель организации – получить максимальный доход. Стратегические мероприятия для достижения этой цели могут быть различными: стать лучшим производителем в своей нише по качеству, увеличить объём производства, расширить ассортимент. Методы решения данных задач также будут различными.

Например, при реализации программы улучшения качества продукции, на предприятии потребуется ввести должность штатного менеджера по контролю или открыть целый отдел, отвечающий за функциональность и соответствие стандартам выпускаемых изделий (ОТК).

Вид 4. Инвестиционный менеджмент

Как это следует из названия, задачей инвестиционного менеджмента является управление инвестициями предприятиями. Менеджер такого типа занимается выгодным размещением имеющихся инвестиций и привлечением новых.

Инструмент работы специалиста – инвестиционный проект (долгосрочный бизнес-план). Сюда же относится фандрайзинг.*

Фандрайзинг - это поиск и получение денег от спонсоров, привлечение грантов.

Вид 5. Риск-менеджмент

Поскольку коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, необходимо заранее просчитать возможные убытки от производственных процессов и соотнести их с предполагаемым профитом.

Риск-менеджмент есть процесс принятия и реализации управленческих решений, имеющих целью минимизировать потери и снизить вероятность неблагоприятных последствий.

Риск-менеджмент осуществляется поэтапно:

  1. Выявляется собственно фактор риска и проводится оценка масштаба его возможных последствий;
  2. Выбираются методы и инструменты управления рисками;
  3. Разрабатывается и реализуется риск-стратегия, направленная на минимизацию ущерба;
  4. Проводится оценка первичных результатов и дальнейшая коррекция стратегии.

Грамотный риск-менеджемент значительно повышает конкурентоспособность субъекта и защищает его от убыточных видов деятельности.

Вид 6. Информационный менеджмент

Специфическая область менеджмента, которая выделилась в самостоятельную отрасль в 70-х годах 20 века. Информационный менеджмент отвечает за сбор, управление и распределение информации. Такой вид деятельности осуществляется с целью прогноза ожиданий клиента и обеспечения организации актуальной информацией.

Современный информационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность на базе компьютерных технологий.

Сегодня это гораздо больше, чем управление документооборотом и делопроизводством: информационный менеджмент относится ко всем видам информационной деятельности компании, начиная с внутреннего общения сотрудников, заканчивая предоставлением сведений об организации обществу.

Вид 7. Экологический менеджмент

Часть системы корпоративного управления, имеющая чёткую организацию и реализующая программы и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая политика каждой компании регламентирована законодательством и различными нормативными актами.

Данный тип управления основан на формировании и развитии экологического производства: сюда входит рациональное использование природных ресурсов, деятельность, направленная на сохранение качества природной среды.

Сюда же входит курс на снижение отходов предприятия и их рациональная переработка. Системы экологического менеджмента действуют на большинстве предприятий цивилизованного мира; не отстаёт и наша страна: в РФ число таких организаций растёт с каждым годом.

4. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Здесь рассмотрим из чего собственно состоит менеджмент и каковые его основные функции.

1) Субъекты и объекты менеджмента

Субъектами менеджмента считаются собственно менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

Объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. Объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

2) Функции и методы менеджмента

Общие функции отражают главные стадии процесса управления работой организации на всех её иерархических уровнях.

Грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:

  • постановка целей;
  • планирование деятельности;
  • организация работы;
  • контроль деятельности.

Часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. Функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. Обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

Методы менеджмента бывают:

  1. Экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
  2. Административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
  3. Социально-психологическими , основанными на моральной стимуляции персонала.

Внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

3) Модели и принципы менеджмента

Полную информацию о принципах менеджмента удобнее предоставить в виде таблицы:

Принципы Содержание принципа
1 Разделение труда Целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. Конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям
2 Полномочия и ответственность Полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела
3 Дисциплина Участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка
4 Единоначалие Работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника
5 Подчинение личных интересов общественным Интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника
6 Вознаграждение Верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд
7 Порядок Персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте
8 Справедливость Справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда
9 Инициатива Сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей
10 Корпоративный дух Дух команды – основа гармонии и единства внутри организации

5. Профессия менеджер – как стать успешным руководителем

Кто такой менеджер?

Словарное определение гласит:

Менеджеры – это руководители, управляющими подчиненными. Менеджерами можно считать бригадиров, заведующих участками и отделами, начальников цеха. Это среднее и низшее (линейное) звено менеджмента. Высшее звено – руководители предприятий, компаний, органов государственной власти. Их называют также «топ-менеджерами».

Топ-менеджеры принимают окончательные решения, а среднее звено и линейные менеджеры воплощают эти решения в жизнь. Высшее руководство занимается также определением целей организации.

Скажем, руководитель компании принимает решение для предприятия – выйти в текущем квартале на ведущие позиции в своей отрасли. Какими методами эта задача будет воплощаться в жизнь, зависит уже от представителей среднего звена и линейных менеджеров.

Менеджерами называют как управляющих, так и управленцев – лиц, участвующих в управлении. Управленцы обязательно имеют в подчинении определенное количество лиц.

Сегодня менеджерами называют также работников, чья профессиональная деятельность заключается в контактах с людьми. Такие специалисты часто не имеют подчинённых, а контактируют непосредственно с клиентами и партнёрами организации. Этим видом деятельности занимаются, например, офис-менеджеры, менеджеры торгового зала.

По сути, любой человек, исключая младенцев и лежачих больных, является менеджером своих собственных дел: он вынужден постоянно планировать, управлять своими ресурсами.

Основным ресурсом каждого из нас выступает время. Можно распорядиться им с пользой, а можно потратить зря. Из этого следует, что знание теории и практики менеджмента полезно каждому из нас, а не только руководящим работникам.

В современном деловом мире выделяют понятие тайм-менеджмент или «управление временем». Эта область знания предполагает эффективное планирование своего времени его и грамотное распределение.

Одним из основателей этой науки является популярный западный автор . Его книга «Результативный тайм-менеджмент» популярна во всем мире среди руководителей и просто деловых людей, желающих грамотно организовать личное время.

Брайан Трейси о тайм-менеджменте:

В специальной литературе понятие «менеджер» часто противопоставляется термину «исполнитель». Таким образом, в более узком значении менеджером можно назвать того, кто имеет под своим началом хотя бы одного подчиненного.

На производстве менеджеры представляют собой своеобразную каркасную структуру, на которой держится работа всей компании. От таланта руководителей напрямую зависят прибыли предприятия, отношения внутри коллектива, перспективы развития фирмы.

1) Что должен знать хороший менеджер - 7 золотых советов

Чтобы стать успешным менеджером следует иметь отличную теоретическую подготовку и обладать развитыми коммуникационными качествами. Руководитель обязан быть осведомлённым, справедливым, надёжным и доступным для диалога с подчиненными.

7 золотых советов:

  1. Налаживайте межличностное понимание . Руководители должны уметь понимать своих подчиненных и вышестоящих по должности. Для этого менеджер должен уметь общаться и принимать искренне участие в жизни своих сотрудников и коллег. Не зря этот принцип стоит на первом месте, ведь именно здоровые отношения между вами и подопечными принесет «зрелый плод» совместной деятельности.
  2. Учитесь мотивировать тех, кто вас окружает. Понятно, что общего для всех стимула не существует, поэтому принципы мотивации сотрудников необходимо постоянно совершенствовать и менять. Вы должны очень четко чувствовать потребности и нужды людей. У всех разные ценности, кому-то важно получить дополнительный день отдыха к отпуску, а кто-то нуждается в материальном поощрении, а третьему просто необходимо помочь решить психологическую проблему.
  3. Держите обратную связь. Постоянно взаимодействуйте с подчиненными, сделайте общение регулярным: это поможет постоянно находиться в курсе производственных дел. Умение взаимодействовать и доносить свои идеи до самого периферийного работника фирмы (включая уборщиц и сторожей) обеспечит понимание сотрудниками их задач и целей.
  4. Совершенствуйте навыки и приёмы влияния. Эффективный руководитель – не тот, кто может заставить, а тот, кто может убедить подчиненных, что работать на благо компании выгодно для них самих.
  5. Учитесь планировать. Способность прорабатывать стратегии на стадии их создания – необходимое для руководителя качество. При планировании обязательно обсуждайте свои проекты с сотрудниками – это облегчит вам работу, а заодно поддержит в подчиненных заинтересованность в делах компании.
  6. Осведомленность. Хороший менеджер всегда знает, что происходит в организации, как устроена её структура, какова внутренняя культура корпорации. Особенно полезно знание неофициальных методик работы и прочих «секретов внутренней кухни».
  7. Творческий подход. Подключить воображение там, где сотрудник видит лишь должностную инструкцию – необходимое качество успешного руководителя. Порой работник при возникновении производственного вопроса не видит проблемы в перспективе: менеджер должен обладать таким видением и уметь принимать нетривиальные и нестандартные решения.

Успешный руководящий работник никогда не реагирует на ситуацию, он обязательно осмысливает её (делать это порой приходится мгновенно) и только после этого выносит обдуманное и грамотное решение.

Идеальный менеджер – человек, заинтересованный в своей работе, обладающий стрессоустойчивостью, самоконтролем, знающий теорию управления и умеющий реализовывать свои знания практически.

2) Где можно научиться менеджменту

Научиться менеджменту профессионально сегодня можно в ведущих вузах РФ – в частности, в МГУ, Финансовом Университете при правительстве РФ, в Плехановском Экономическом Университете, Государственном Университете Управления и других учебных заведениях.

Существуют также учебные пособия (А. Орлов «Менеджмент», Р. Исаев «Основы Менеджмента»), школы и классы для желающих повысить квалификацию, а также видеокурсы, которые можно бесплатно посмотреть во всемирной сети.

Отдельно стоит выделить онлайн-школу Бизнеса и личностного развития Алекса Яновского (можно найти много видео на Ютубе). Здесь вы можете научиться мыслить категориями принятия правильных решений, научиться управлению, предпринимательству, приобрести новых друзей и единомышленников.

6. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Здесь я кратко приведу несколько биографий выдающихся менеджеров 20 века.

1) Джек Уэлч – компания General Electric

Этот человек стал легендой американского предпринимательства. Проведя ровно 20 лет на посту гендиректора компании General Electric, он превратил неповоротливую корпорацию в глобального игрока мировой экономики и был признан лучшим менеджером XX века.

Принцип Уэлча гласит: если компания не занимает ведущее место в своей отрасли, её следует продать.

Руководствуясь этим принципом, руководитель GE последовательно избавился от неприбыльных и бесперспективных фирм, принадлежащих корпорации и радикально сократил количество сотрудников.

Уэлч пытался добиться большего от меньшего числа людей, и ему это удалось. Сотрудников стало меньше, но они стали работать лучше. Чтобы мотивировать работников, Уэлч вкладывал миллионы долларов в корпоративные фитнес-залы, места отдыха и гостевые комплексы.

2) Генри Форд – компания Ford

Создатель и руководитель одной из крупнейших в мире корпорации был первым, кто поставил производство автомобилей на конвейерную основу. Ему принадлежит почетное звание отца современной автомобильной промышленности.

Став руководителем собственноручно созданной компании в 1903 году, Форд раньше других понял, какое значение имеет для увеличения прибыли грамотный маркетинг своей продукции.

В те годы лозунг «Автомобиль для всех» воспринимался, мягко говоря, без особого энтузиазма (примерно так сейчас смотрелся бы лозунг «самолёт для всех»), однако Форду удалось сначала поколебать общественное мнение, а затем полностью изменить его.

Форд одним из первых промышленников понял, что для увеличения производительности следует мотивировать своих рабочих долларом: зарплаты сотрудников на его предприятии были самыми высокими для своего времени. Кроме того, он ввёл 8-часовую смену и оплачиваемые отпуска на своём заводе.

3) Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Отец всемирно известного бренда электроники и бытовой техники пришёл в большой бизнес с капиталом в 100 йен. Начав с производства плат для изоляции вентиляторов и велосипедных ламп, Мацусита постепенно превратил свою компанию в мирового лидера электронной промышленности. Миссию компании он видел в улучшении уровня жизни людей и служении обществу.

Своим успехом корпорация Panasonic во много обязана творческому подходу руководителя фирмы к маркетингу и продвижению продукции.

Кроме того, Коносуке первым среди руководителей японских компаний подобного уровня уяснил, что цена предприятия равняется стоимости его человеческого фактора. Без мотивированного и должным образом направленного персонала любая фирма разваливается на составные части и не работает как целое.

7. Заключение

Дорогие друзья, благодарю за внимание. Надеюсь, что теперь вы узнали о менеджменте несколько больше и что теперь вы успешно используете предоставленную информацию в целях собственного развития.

Теоретические основы менеджмента можно успешно использовать не только на производстве и в руководящих сферах, но и в личных интересах.

Если статья показалась вам полезной или натолкнула на какие-то мысли и соображения – смело оставляйте отзывы и комментарии, ставьте лайки!

Что такое менеджмент простыми словами? Понятие «менеджмент» берёт свои истоки от английского слова Management. Слово «менеджмент» обладает достаточно ёмким значением и имеет широкий смысл, который подразумевает управление, руководство, администрирование. Причём не только государством, предприятием, организацией, но и, в первую очередь, персоналом, то есть людьми. Такое значение мы придаем этому слову в современном мире, хотя принцип менеджмента исторически зародился ещё в далёкие древние времена, ведь издавна люди стремились к созданию структур управления разнообразного рода деятельности и управления социумом.
Итак, что такое менеджмент - определение: управление ресурсами с применением методов планирования, организации, координирования, мотивации, контроля и анализа этих ресурсов для достижения поставленных целей.

Наука и практика менеджмента

Чтобы ответить на вопрос: менеджмент - что это? Нужно научиться искусству менеджмента, правильно понимать и выполнять необходимые шаги по управлению. Ведь менеджмент - это целая наука , база знаний, позволяющая объединить и систематизировать для основ качественного управления психологию, статистику, экономику, информатику и прочие науки.
Изначально менеджмент развивался в направлении по управлению производственными процессами, позже появилось направление по управлению человеческим поведением.

Менеджмент представляет собой, с одной стороны, теоретическую дисциплину, развивающую стратегию и тактику, с другой стороны - практическую деятельность по эффективному распределению материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов.

Менеджмент подразумевает различные термины и аспекты, объединённые между собой в единое целое.

  1. Управленческий процесс трудовой деятельности, направленный на решение конкретных задач, путём непрерывного выполнения цепочки шагов и действий, приводящих к поставленной цели.
  2. Разнообразные способы управления, объединённые в единый процесс: создание прогнозов, координирование, стимуляция деятельности, командование, контролирование и аналитика.
  3. Управляющая структура, занимающаяся деятельностью предприятия, организации, группы людей, страны (государства).
  4. Научная теория по руководству персоналом и изучающая проблемы управления им. Изучение поведенческих реакций и психологических типов людей, оперативное управление, в условиях стрессовых ситуаций.
  5. Искусство управления различными материальными и нематериальными ресурсами: интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, людскими, в целях получения прибыли от производственной деятельности.

Что понимается под субъектами и объектами менеджмента?

Субъектами менеджмента выступают менеджеры – руководители компании разного уровня. Они занимают управленческие должности, которые позволяют им принимать решения, касающиеся разнообразных направлений деятельности предприятия.
Объекты менеджмента представляют собой непосредственно то, кем или чем управляют менеджеры: производством, сбытом, финансами, персоналом. Эти объекты имеют структурную иерархию внутри предприятия, разделяясь на подразделения начиная от рабочего места и заканчивая целым предприятием.

Каковы функции и методы менеджмента?

В процессе деятельности на всех уровнях структуры предприятия происходят последовательные стадии управления, которые отражаются непосредственно в функциях менеджмента. Основные из них подразумевают:

  • построение целей;
  • создание плана деятельности;
  • организацию работы;
  • контроль её выполнения.

Кроме того, ещё существуют группы функций по мотивации и координации, группы социально-психологические и психологические. Все группы образуют общую систему, но в то же время дополняют друг друга.
Методы менеджмента разделяются по видам:

  • экономические (регулирование деятельности организаций на государственном уровне, регулирование рынка);
  • административные, воздействующие на дисциплину и ответственность;
  • социально-психологические, связанные с моральным стимулированием персонала.

Определяя сложившуюся обстановку внутри одного предприятия, менеджер, как правило, сочетает и применяет различные методы.

Что такое менеджмент организации?

Современная компания требует наличия в своём штате специалистов по управлению её деятельностью с помощью менеджмента организации. Собственно это непосредственное управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.

Читайте также: Кассовый разрыв: что это такое и как посчитать

Кто такой менеджмент, и чем он занимается?

Специалист, занимающийся управлением на предприятии, в компании, - это руководитель, профессиональный менеджер. Он обязан владеть соответствующими знаниями и навыками управления. Существует 3 категории менеджеров, отличающиеся по уровню руководства и находящиеся в непосредственном взаимодействии:

  • высшее звено или топ-менеджеры, они находятся во главе, управляют предприятием, корпорацией либо состоят в органах власти;
  • среднее звено, менеджеры, управляющие линейными руководителями и подчиняющиеся топ-менеджерам;
  • низовое звено или линейные руководители, управляющие исполнителями и подчиняющиеся среднему звену.

С целью повышения производительности и увеличения рентабельности предприятия, руководитель управляет исполнителями либо руководителями низшего звена, дав подчинённым конкретные указания в работе. Но, чтобы дать верное указание, руководителю необходимо иметь научные знания, опыт в отработке производственных процессов, он должен досконально понимать суть вопроса. В противном случае пользы от такого управления не будет, напротив - вред и убытки.


Основная цель менеджера — наладить и организовать слаженность работы для эффективного функционирования как внешних, так и внутренних её элементов.

Цели и задачи менеджмента

Существуют глобальные и локальные задачи, влияющие на суть менеджмента компании. Глобальные заключаются в общих тенденциях развития предприятия. Локальные задачи предприятия ориентируются на глобальную цель:

  • развивать компанию, сохранив свою рыночную нишу, а также находить расширение возможностей сферы влияния на рынок;
  • достигать конечных результатов, обеспечив достойный уровень прибыли;
  • создавать условия стабильности работы предприятия;
  • преодолевать риски и прогнозировать рискованные ситуации;
  • контролировать эффективность предприятия.

Виды менеджмента

С учётом специфики каждое предприятие организовывает систему управления тем или направлением деятельности. Таким образом, менеджмент разделяется на несколько видов управления. Всего существует их 7 : производственный, финансовый, стратегический, инвестиционный, риск-менеджмент, информационный, экологический.

Производственный

В понимании «производственный» имеется ввиду любая коммерческая деятельность, которая направлена на получение прибыли, будь то производство продукции или оказание услуг. Цель такого менеджмента — продажа конкурентоспособных товаров и услуг, предоставляемых предприятием.

Эффективное управление зависит от того, насколько точно составлены стратегические прогнозы, правильно организован производственный процесс, грамотно велась инновационная политика.

Перед менеджером, заведующим производством, стоит задача управления этим процессом:

  • контроль работы, своевременное обнаружение сбоев и неполадок;
  • оптимизация объёма выпускаемой продукции;
  • слежение за правильной эксплуатацией и исправностью оборудования;
  • устранение конфликтов внутри компании и профилактике таких конфликтов;
  • контроль трудовых ресурсов, дисциплины и учёт интересов сотрудников компании.

Грамотный менеджер сможет сопоставить реальные возможности компании с её перспективами и умело выстроить дальнейшие шаги в этом направлении.

Финансовый менеджмент

Руководитель, который несёт ответственность за управление бюджетом предприятия — финансовый менеджер . Он занимается финансовыми потоками и их рациональным распределением внутри компании. Такой специалист должен анализировать и изучать прибыли компании, её доходы и расходы, платежеспособность и структуру капитала. Применяя грамотную финансовую политику, он обязан работать с целью увеличения прибыли и благосостояния компании и не допустить её банкротства. Это является глобальной задачей финансового менеджера.
Что включают его локальные задачи:

  • оптимизировать финансовые расходы и обороты;
  • минимизировать денежные риски предприятия;
  • с точностью оценивать финансовые перспективы и возможности;
  • обеспечивать достаточную рентабельность предприятия;
  • решать проблемы в области антикризисного управления.

Стратегический менеджмент

Этот вид менеджмента подразумевает разработку и реализацию путей развития предприятия, проведение стратегических мероприятий по различным направлениям: максимально улучшить качество выпускаемой продукции в пределах занимаемой рыночной ниши, увеличить объём выпускаемой продукции, расширить её ассортимент и так далее.
Для достижения цели решать поставленные задачи нужно с помощью составления чёткого плана действий и различных методов. Таким образом, после намеченной стратегии менеджер переходит к тактике, реализующей конкретные шаги этого плана.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, что такое менеджмент.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое менеджмент;
  2. Что относится к менеджменту. Какова его роль на предприятии, и для чего он нужен управленцам;
  3. Какие бывают виды, функции, методы и задачи менеджмента;
  4. Практическое применение менеджмента в управлении организации.

Что такое менеджмент

Слово «менеджмент» в переводе с английского языка означает «умение руководить»,

Менеджмент – это совокупность действий, мер и методов управления людьми на предприятии, направленных исключительно для достижения поставленных задач.

Несложно догадаться, что поставленными целями считается – увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности и прочее. Успешное существование предприятия в современных рыночных условиях, говорит о том что его руководитель в полной мере понимает суть менеджмента.

Понятие «менеджмент» включает в себя:

  • Умение управлять. Важно наметить путь развития компании, разработать конкретные задачи, и найти способы их выполнения;
  • Контроль над выполнением задач. Он может быть осуществлен в виде назначения на должность и наделением определенного круга обязанностей, мотивация и наказание сотрудников за выполненную работу, направление их действий, запрос отчетов о проделанной работе и прочее;
  • Умение организовать и сплотить коллектив;
  • Уметь правильно распределять и выявлять важность как человеческих, так и материальных ресурсов;
  • Постоянное изучение рынка и его прогнозирование, умение быстро принимать решения, причем их результатом должны стать – минимум затрат, максимум выгоды.

Важно понимать тот факт, что успешный руководитель в процессе своей работы всегда должен принимать решения исходя из интересов человеческих взаимоотношений. Например, если область его деятельности – продажи, то в первую очередь должны быть учтены интересы клиента, а не компании. Только построение доверительных отношений поможет и клиенту и компании получить максимум выгоды от совместной работы.

Задачи менеджмента на предприятии

Менеджмент имеет определенные задачи. К ним относятся:

  • Принятие решений, которые будут направлены на сохранение и развитие фирмы, и поддержание ее конкурентоспособности;
  • Зарекомендовать предприятие на рынке в качестве успешного партнера, стремиться к лидерству, освоение новых направлений развития;
  • Поиск новых путей и способов для развития организации;
  • Постоянная работа с персоналом, направленная на стимулирование их работы путем всяческих поощрений;
  • Производить постоянный анализ потребностей предприятия, наладить бесперебойное обеспечение всем необходимым;
  • Достигать определенного уровня прибыли. Суметь оставаться на достигнутых позициях, и применять меры для улучшения результата;
  • Рассчитать риски, преодолевать возникшие трудности без причинения ущерба как предприятию, так и персоналу;
  • Проводить ежедневный анализ выполненной работы, осуществление контроля и постановка дополнительных задач как для укрепления достигнутого, так и для выхода на новый уровень развития.

К главным принципам менеджмента относятся:

  • Разделение обязанностей . Каждое предприятие имеет определенные отделы, которые выполняют свойственные им задачи. Например, юридический отдел занимается решением правовых вопросов, в то время как финансовый отвечает за денежные средства. Каждое из таких звеньев имеет круг обязанностей и свою специализацию, но их работа направлена на достижение одной цели. Правильное разделение труда позволит решить максимум задач;
  • Несмотря на то что на предприятии существует огромное количество отделов, указания по работе должны исходить от одного руководителя . Путаница в указаниях начальников может существенно снизить производительность труда;
  • Соблюдение регламента предприятия . Успех на предприятии зависит от дисциплины и порядка. Каждый служащий обязан знать и строго соблюдать должностную инструкцию. Не опаздывать на работу, находиться на рабочем месте. Материальные ценности предприятия также должны храниться строго по регламенту. Задача руководителя в этом направлении – осуществление контроля над исполнением обязанностей. Провинившиеся должны быть наказаны, а отличившиеся поощрены;
  • Умение правильно распределить и наделить необходимыми полномочиями сотрудников . Ответственность за выполненную работу лежит непосредственно на руководителе, а также на тех, кому были поручены задания;
  • Справедливость . Важно принимать решения с точки зрения справедливости. Особенно этот фактор должен учитываться при определении наказания или поощрения. Если действия руководителя будут справедливыми, то это позволит работникам больше доверять как начальству, так и компании;
  • Важно показывать пример персоналу . Например, интересы коллектива должны стоять превыше личных;
  • Необходимо всегда помнить тот факт, что преданная и добросовестная работа во благо предприятия должна быть вознаграждена ;
  • Поддержание инициативы . Умение выслушать предложение работника, поможет предприятию найти новые решения;
  • Умение поддержать корпоративный дух . Создание дружного коллектива, путем совместного времяпровождения, проведением праздников, позволит облегчить работу предприятия, а также избавит от текучести кадров.

Функции менеджмента

Для того чтобы в полной мере понять всю важность владения искусством управления предприятием, достаточно подробно изучить функции менеджмента.

К ним относятся:

  • Нацеленность на результат . Достигнуть максимальной выгоды в процессе деятельности предприятия позволит правильная постановка задач. Именно этот способ позволит выбрать стратегию развития и ориентировать деятельность работников. Процесс достижения поставленных целей поможет руководителю сформировать корпоративный дух.
  • Планирование . Каждое предприятие имеет свои цели. Для того чтобы их достичь руководителю необходимо определить круг требующихся ресурсов. В качестве них могут выступать как материальные затраты, так и наличие работников, обладающих определенными знаниями. Цель функции планирования заключается в том, чтобы заблаговременно позаботиться о наличии всего необходимого. К этой же функции можно отнести разработку способов для достижения наилучшего результата. Например, для увеличения количества продаж, руководителю нужно определить каким способом этого достичь. Очевидно, что его решением станет выпуск рекламной продукции и проведение . Эти шаги хотя и считаются результативными, но требуют определенных денежных затрат, а также служащих, которые будут проводить промоакции.
  • Организация деятельности. К этой функции относится распределение заданий между работниками. Управленцу необходимо организовать деятельность таким образом, при которой несмотря на то, что каждый из служащих выполняет свою часть работы, в целом их труд должен получиться совместным. Также требуется разработать критерии, по которым будет оцениваться выполненная работа.
  • Контроль. Эта функция считается одной из самых главных. Продиктовано это тем, что только наличие постоянного контроля сможет привести предприятие к намеченной цели. В контроле нуждается любая сфера деятельности на предприятии. Будь то соблюдение регламента, поставка сырья или качество выполненных работ и т. д. Руководителю необходимо постоянно анализировать эффективность труда работников. Этот процесс поможет определить какие решения были верными, а какие не принесли ожидаемых результатов.
  • Координация. Эта функция является дополнительной, хотя и не менее важна чем остальные. Она отвечает за согласованность в работе всех составляющих звеньев. После того как работа поделена на отделы, необходимо собрать все звенья цепи в одно целое. Несмотря на то что на предприятии существует множество различных подразделений, все они нуждаются в тесном диалоге с руководителем. Задача успешного менеджера заключается в налаживании такого процесса. Подобным путем выявляются все погрешности в работе и устраняются имеющиеся помехи своевременно. Координация осуществляется путем собраний, совещаний либо составления планов.
  • Поощрение сотрудников или мотивация. Успешный менеджер знает, что если мотивировать работу сотрудников, в том числе и материально, то это позволит повысить производительность труда. Работа служащего должна быть основана не только на личных интересах, но и в интересах организации. Мотивировать коллектив можно не только с помощью денежных выплат, это могут быть грамоты, награды, поддержание корпоративного духа и прочее.

Методы менеджмента

Исходя из наличия функций менеджмента можно выявить его основные методы:

  1. Экономические . Методы, относящиеся к данной сфере, позволяют компании «выжить» в современных рыночных условиях, а также разрешить материальные отношения внутри организации.
  2. Административные . Методы данной группы позволяют осуществлять контроль, планирование, устанавливать ответственность за нарушение регламента предприятия.
  3. Социально-психологические . Эти методы направлены на построение отношений как внутри коллектива, так и с партнерами. Важно помнить, что взаимоотношения должны строиться на доверии. Достигнуть этого несложно, главное, не забывать про поощрительные меры.

В ходе осуществления управленческой деятельности на предприятии, руководитель использует сочетание всех указанных методов в зависимости от конкретной ситуации.

Менеджмент на предприятии

Менеджмент в деятельности предприятия содержит в себе основные направления:

  1. Применение методов работы, которые обеспечивают достижение результатов компанией в самые ближайшие сроки;
  2. Постоянное администрирование – различные организационные моменты на предприятии должны сопровождаться контролем со стороны руководства;
  3. Определение целей и направления, которых компания должна придерживаться. Например, предпринимательство.
  4. В ходе деятельности создается система ценностей (интеграция), которая позволит коллективу работать в общем направлении, и обеспечить им безопасные условия труда. Наличие такой системы позволит организации существовать на рынке долгое время.

Каждая ступень производства не только является особенной, она требует от руководителя непосредственного участия.

Чтобы быть уникальным и суметь разрешить любые вопросы, он должен отвечать следующим требованиям:

  • Начальник, осуществляя руководство фирмой, проявляет лояльность к подчиненным, и несет полную ответственность за выполняемую ими работу.
  • Успешный менеджер всегда должен быть в курсе последних тенденций, постоянно учиться и совершенствовать свои навыки. Причем обучение лучше проходить вместе с сотрудниками, это позволит им разглядеть в управленце своего лидера, и создаст особую атмосферу на производстве, при которой каждый сотрудник сможет раскрыть свои способности.
  • Неуклонное соблюдение этики бизнеса. Менеджер должен уметь моментально включаться в процесс работы на всех уровнях. Его деятельность осуществляется не только в кресле, но и в способности контактировать с обычными покупателями и руководителями других предприятий. Такое поведение управленца позволит создать условия целостности всего рабочего процесса.
  • Одним из главных требований к менеджеру предприятия остается не только знание основ менеджмента, но и его способность быть честным и уметь доверять людям.

Менеджмент предприятия представляет собой совокупность составляющих частей. Например, крупная организация для решения поставленных задач создает несколько малых частей в одной общей системе менеджмента. Это и управление проектами, производством, проектированием, персоналом, качеством выполненной работы, а также аналитическая деятельность.

Виды управленческого процесса

Как видно на предприятии могут возникнуть различные задачи, и методы для их выполнения тоже являются разными. Поэтому в зависимости от возникшей ситуации может быть применен тот или иной вид менеджмента.

К таковым относятся:

Производственный менеджмент. Круг вопросов, который решает данный тип менеджмента связан с производительной деятельностью организации. Другими словами, решаются вопросы о повышении конкурентоспособности фирмы, увеличения спроса на ее товары и услуги. К такому виду прибегают коммерческие организации, в том числе и банки. Производственный менеджмент подразумевает организацию работы, построение стратегии развития, использование новых технологий.

К его задачам относится :

  1. Производить постоянный контроль над работой, вовремя предотвращать и устранять технические неполадки;
  2. Наладить производство продукции и применять меры для увеличения объемов ее выпуска;
  3. Координировать работу работников предприятия, поддерживать соблюдение регламента и дисциплины на рабочих местах, применять поощрительные меры;
  4. Контролировать процесс правильного использования оборудования, и поддержание его исправности.

Стратегический менеджмент. Особенность данного вида управления заключается в том, чтобы разработать определенный вид мероприятий, который выведет компанию на путь развития. После того как намечена определенная тактика, составляется план действий.

Пример менеджмента на предприятии заключается в повышении дохода разными способами – увеличением масштаба производства, повышением качества товаров и т. д. Анализируя все возможные варианты, руководитель выбирает тот, который принесет максимум пользы при минимальных затратах.

Следующий шаг – это планирование мероприятий и распределение обязанностей между сотрудниками.

Финансовый менеджмент. Простыми словами, такой вид управления подразумевает процесс распределения материальных ресурсов предприятия. Данная деятельность осуществляется финансовым директором. Его обязанность – это управление деньгами организации, причем их распределение должно быть грамотным.

Проводя аналитику расходов и доходов предприятия, финансовый директор делает выводы о его платежеспособности, и строит рациональную финансовую политику.

Исходя из того, что должность ответственная, специалист, который контролирует денежные потоки должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принятие мер, направленных на то, чтобы уровень расходов был приближен к минимуму;
  2. Разработка плана действий, который приведет к минимальным рискам;
  3. Дать реальную оценку финансовым возможностям предприятия и анализировать перспективы развития;
  4. Вне зависимости от состояния рыночной экономики, специалист обязан осуществлять антикризисную политику. Финансовый директор отвечает за то, чтобы предприятие приносило стабильный доход при минимальных затратах, и не возникло угрозы .

Инвестиционный менеджмент. Этот вид управления компанией подразумевает деятельность в области . Причем речь идет не только о привлечении новых инвесторов, но и выгодное вложение собственного капитала компании. Ответственный специалист составляет долгосрочный , ищет спонсоров и гранты.

Информационный менеджмент. Длянормального функционирования предприятия необходимо современное программное обеспечение, которое позволит анализировать, получать и распределять необходимую информацию. Специалист в этой области предоставляет фирме актуальные сведения, которые играют важную роль в развитии бизнеса.

К его функциям также относится:

  1. Налаживание процесса документооборота и делопроизводства предприятия;
  2. Аналитика ожидания потребителя и сбор сведений о состоянии рынка;
  3. Представление фирмы на мировой арене;
  4. Работа со сведениями работников, финансами и прочее.

Риск-менеджмент. Управленческая деятельность в этой области необходима на каждом предприятии. Связано это с тем, что деятельность коммерческой организации, так или иначе, связана с рисками.

Задачами риск-менеджера являются составление прогнозов и принятие мер, позволяющих избежать возможные потери. Если же на предприятии неприятности уже возникли, то на плечи риск-менеджера накладывается обязанность по минимизации потерь и ускорение процесса стабилизации.

Работа риск-менеджера выглядит следующим образом:

  1. Определяется факт риска, анализируется какую степень опасности и какие последствия он несет для организации;
  2. Подбираются методы и способы устранения возникших неприятностей;
  3. Разрабатывается план по уменьшению убытков;
  4. Осуществляется постоянный анализ проведенной работы и при необходимости проводится доработка стратегии. Специалист в данной области должен обладать высоким уровнем знаний и опыта. Его деятельность очень важна для компании. Умение рассчитывать риски снижает вероятность и укрепляет ее позиции на рынке.

Экологический менеджмент . Управленческая деятельность предприятия в области экологии призвана наладить работу организации таким образом, чтобы ее деятельность не наносила урона окружающей среде. Целью работы в данном направлении является рациональное использование природных богатств, переработка отходов, недопущение выбросов вредных веществ в атмосферу.

Кадровый менеджмент. Быть профессиональным менеджером – значит постоянно работать с людьми. Любые цели предприятия достигаются с помощью человеческих ресурсов. Поэтому очень важно, чтобы в организации были компетентные работники. Менеджмент в области кадров призван решить все вопросы с кадровым пополнением, а также его обучением.

Международный менеджмент. Специалист такой направленности призван регулировать отношение к предприятию на мировом рынке. Он анализирует внешнеэкономические показатели организации, отвечает за импорт и экспорт продукции и контролирует сотрудничество с партнерами. Направление его деятельности – это расширение бизнеса на территории других стран.

Рекламный менеджмент. Не секрет, что чтобы производимые товары и услуги были востребованными на рынке, нужно вести постоянную работу по их продвижению. Сделать это можно с помощью рекламы. Исходя из этого, задачами рекламного менеджера являются планирование и постановка целей для достижения необходимого результата, организация рекламной деятельности, контроль и оценка достигнутого.
Что такое менеджмент организации, какие имеет виды, и какова их роль в разных сферах предприятия, видно в таблице:

Виды менеджмента Функции Роль Степень значимости
Производственный менеджмент 1. Контроль производства

2. Налаживание производства

3. Увеличение объема выпуска продукции

4. Координация работы сотрудников

5. Контроль над состоянием оборудования

Повышает конкурентоспособность организации Высокая
Стратегический менеджмент Разработка стратегической тактики развития, составление плана действий Разрабатывает мероприятия, направленные на развитие предприятия Высокая
Финансовый менеджмент 1. Снижение расходов

2. Минимизация рисков

3. Финансовый анализ развития

4. Осуществление антикризисной политики

Распределение материальных ресурсов предприятия Высокая
Инвестиционный менеджмент Привлечение новых инвесторов, и вложение собственных средств компании Деятельность в области Высокая
Рекламный менеджмент 1. Организация рекламной деятельности предприятия

2. Контроль над такой деятельностью

Продвижение товаров и услуг, производимых предприятием Высокая
Информационный менеджмент 1. Налаживание процесса документооборота

2. Аналитическая деятельность

3. Представление фирмы

4. Работа со сведениями внутри предприятия

Постоянное обновление и совершенствование программного обеспечения предприятия, а также обеспечение его бесперебойной работы Высокая
Риск-менеджмент. 1. Определение факта риска и его анализ

2. Принятие мер по устранению рисков

3. Разработка плана по уменьшению убытков

4. Постоянный анализ проделанной работы

5. Проведение необходимых доработок

Составление задач, позволяющих избежать риски Высокая
Экологический менеджмент 1. Рациональное использование природных ресурсов

2. Переработка отходов

3. Недопущение утечки вредных веществ

Организация работы предприятия по недопущению вредного воздействия на окружающую среду Высокая
Кадровый менеджмент 1. Пополнение кадров предприятия

2. Обучение сотрудников

3. Уменьшение текучести кадров

Работа с кадровыми ресурсами предприятия: увольнение, прием на работу, мотивация, применение штрафных санкций и т.д. Высокая
Международный менеджмент. 1. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия

2. Импорт и экспорт продукции

3. Сотрудничество с иностранными партнерами

Регулировка взаимоотношений предприятия на международной арене Высокая

Как видно из таблицы система менеджмента на предприятии имеет различную направленность. При этом ее функции, роль и степень значимости высоки.

Менеджмент в малом бизнесе

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая нуждается в эффективном управлении.

Руководитель малого предприятия знает, что относится к менеджменту и применяет его методы для успешной деятельности своей организации. Он прибегает чаще к психологическим методам, делая упор на коллективные взаимоотношения и на кадровую политику.

Особенностью менеджмента малого предприятия является и то, что управлять такой организацией не только легче, но и охватывается широкий круг факторов внешней среды.

Для того чтобы предпринимательская деятельность приносила стабильный доход, нужно знать что такое система менеджмента малого бизнеса. Очевидно, что умение адекватно и своевременно реагировать на нововведения рынка более важный момент, нежели экономия на управленческих кадрах, поэтому менеджер – всегда востребованная профессия.

Для эффективной работы предприятия, менеджеры ставят перед коллективом конкретные задачи краткосрочного характера. Обычно они не превышают периода двух лет. Такое поведение позволяет им устанавливать четкие ориентиры на пути достижения поставленных целей, а деятельность рабочих приобретает характер целеустремленности и становится наиболее продуктивной.
К задачам менеджмента малого предприятия относятся:

  1. Изучение и анализирование фактов, влияющих на работу предприятия, изучение потребителя, диагностика внутренних проблем коллектива.
  2. Определять цели, устанавливать им степень важности и вести постоянный контроль над ними, разрабатывать стратегию конкурентоспособности фирмы.
  3. Организация работы фирмы, в том числе обеспечение всем необходимым. Например, машины, материалы, финансы и прочее. Соблюдение постоянного контроля над работой оборудования.
  4. По мере необходимости наделять ответственных работников определенными полномочиями, необходимыми для достижения целей.
  5. Работа с коллективом. Важно уметь выбрать ответственных работников, развивать их способности, обучать, и избавляться от бесперспективных работников.
  6. Обеспечивать координацию всех специалистов на предприятии.

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что вне зависимости от объемов производства, умение правильно управлять рабочими процессами остается главной и первостепенной задачей. Менеджмент малого бизнеса имеет отличия, которые продиктованы спецификой производства, малым размером предприятия.

Проблемы менеджмента на предприятии

Наличие качественного управленческого аппарата на предприятии – это залог его эффективной работы. Успешное ведение бизнеса зависит от руководителя, который обязательно должен обладать не только определенными навыками, но и быть осведомленным как в экономической, так и технической области.
В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие, его руководитель наделяется характерными властными полномочиями.
Если речь идет о малом бизнесе, то руководитель сам выбирает методы управления.
Если предприятие является государственным, то управление осуществляет государство через уполномоченных сотрудников. При этом они решают наделить ли коллектив какими-либо правами или нет.
Что касается акционерных обществ, кооперативов, где властный орган – это трудовой коллектив, то руководитель в таком обществе выбирается путем голосования, однако, высшим органом управления все равно останется совет участников.
Исходя из этого очевидным становится тот факт, что руководителем предприятия должен быть такой человек, который имеет определенные навыки менеджера.

К навыкам и качествам успешного руководителя относятся:

  • Высокий уровень организованности . Причем эта черта характера не только к рабочему процессу, но и к его личности. Собранный человек, сможет всегда легко решить любую проблему на предприятии. Будь то поставка сырья, выпуск рекламы или текучесть кадров и прочее. От организаторских способностей руководителя зависит стабильность предприятия;
  • Быть психологом . Отношения внутри предприятия между сотрудниками – это не менее важный фактор на пути к цели. Руководитель должен хорошо знать каждого сотрудника, для того чтобы решить возникшие конфликты, стимулировать их труд. С каждым работником необходимо установить контакт, чтобы обеспечить благоприятные отношения между начальством и подчиненным. Знание определенных психологических уловок позволит без труда решить возникшие вопросы. Например, знание языка телодвижения позволит руководителю понять настрой работников и принять правильное решение;
  • Необходимо быть специалистом в производственной области . Причем подразумевается не только наличие диплома, а также опыт и знания, полученные во время работы обычным сотрудником. Только постепенное перемещение по карьерной лестнице позволит изучить все тонкости производства, и поможет стать настоящим специалистом. Полученные знания помогут руководителю наладить рабочий процесс;
  • Наличие лидерских качеств . Быть лидером означает уметь сплотить коллектив, быстро принимать решения в том числе и в нестандартных ситуациях, обладать влиянием и способностью убеждать. Кроме того, быть лидером означает не только быть впереди, такой руководитель должен быть готовым взять на себя ответственность за каждого подчиненного;
  • Навыки управления временем . Другими словами, он должен уметь правильно составить не только режим своего рабочего дня, но и график работы всего коллектива. позволит эффективно планировать рабочий день, проводить и заранее утверждать планы работ, а также контролировать выполнение графика его коллективом;
  • Быть оратором . Как может показаться, деятельность руководителя связана только с тем, что он проводит встречи с партнерами, и выступает перед коллективом. Это не совсем так, хотя умение говорить – это путь к успеху. От того насколько эффективно сумеет руководитель донести свою мысль до каждого работника, зависит выполнение поставленных задач.
  • Стрессоустойчивость . Так как управленческий аппарат несет огромную ответственность за каждую сферу деятельности на предприятии, то ему приходится в течение дня сталкиваться с массами вопросов различного характера. Это могут быть как конфликтные ситуации, так и переговоры с партнерами. Причем разница во времени между этими событиями может быть несущественной. Компетентный руководитель сможет взять себя в руки и отлично справиться с любой ситуацией.
  • Быть инициативным . Успех приходит только к активным людям, которые заинтересованы в результатах своей работы и дорожат своей репутацией.

Уметь обучать и постоянно обучаться самостоятельно. Быть в курсе последних событий – это качество успешного менеджера.

Рабочие моменты на предприятии сопровождаются и тем, что одни работники увольняются другие приходят на их места. Для того чтобы вновь принятые сотрудники быстрее включились в рабочий процесс и смогли принести пользу предприятию, они должны обучиться. Умение руководителя обучать ежедневно полагаясь на собственный опыт – это первостепенная задача, требующая огромного терпения.

Самая главная проблема менеджмента на производстве – это отсутствие компетентного человека, который сможет занять столь важный пост, и соответствовать ему. К сожалению, в настоящее время наблюдается дефицит кадров такой направленности.

Слово «менеджмент» можно встретить сегодня не только в специализированных изданиях по экономике и управлению. Оно прочно вошло в лексикон самых обычных людей.

Насколько правильно его используют в различных ситуациях, каким бывает менеджмент в различных сферах деятельности – эти и другие вопросы мы рассмотрим в нижеследующей статье.

Как нетрудно догадаться, слово «менеджмент» (management) пришло к нам из английского языка, где оно имеет значение «руководство, управление, администрация».

В примерно таком же значении это слово используется и в русском языке: менеджмент – это принципы и методы организации производственного, коммерческого или любого другого процесса, а также люди, объединенные некой структурой и осуществляющие управление предприятием или организацией.

Людям, не имеющим опыта управления даже двумя-тремя подчиненными, нередко бывает непонятно, для чего вообще нужен менеджмент и зачем этому искусству приходится длительное время учиться. Казалось бы, что тут сложного: твои подчиненные работают, а ты только ходишь и указываешь, что им нужно сделать.

Но для того, чтобы дать правильное указание, нужно разбираться в сути происходящих процессов. То есть, управление должно быть эффективным, иначе оно теряет смысл и вместо пользы приносит только вред. Менеджер в своей работе опирается на знание принципов менеджмента и на свое понимание текущей ситуации. От его решений зависит успех того дела, которым он руководит.

Простейший пример. Из некоего склада нужно вынести определенные товары и погрузить их в кузов грузового автомобиля, причем время погрузки ограничено. Грамотный менеджер распорядится вынести товары заранее и сложить на погрузочной площадке в определенном порядке: наиболее массивные и прочные – ближе, мелкие и хрупкие – дальше. Когда приедет грузовик, рабочие быстро сложат товары в кузов в том порядке, как они сложены на площадке.

Говоря о менеджменте организации, обычно понимают совокупность принципов и способов, в соответствии с которыми происходит управление организацией, а также людей, которые осуществляют управление: руководителя, начальников отделов и направлений, менеджеров низшего звена.

Даже самая маленькая организация, состоящая из двух-трех человек, нуждается в управлении. В любом деле, которое выполняется несколькими людьми, должен быть начальник (менеджер) и подчиненный. Начальник определяет цели деятельности и способы, которыми они достигаются, подчиненный выполняет решения начальника. Это не значит, что начальник должен только отдавать команды, но если команд не будет, дело рано или поздно придет в упадок.

Хороший профессионал в своем деле далеко не всегда является хорошим менеджером – вот почему многие частные предприниматели отлично справляются с работой, пока бизнес не требует расширения, но при выходе на качественно новый уровень либо терпят неудачу, либо вынуждены нанимать профессионального менеджера. Крупное предприятие без менеджмента обойтись не может в любом случае.

Одно из направлений менеджмента обязательно должно заниматься качеством производимой продукции либо оказываемых услуг. Менеджмент качества – это система методов и организация персонала, направленная на поддержание определенного уровня качества деятельности предприятия и на повышение этого уровня. Он включает мероприятия по контролю, планированию и улучшению качества.

Сегодня в мире действует несколько систем менеджмента качества, наиболее известной из которых является система стандартов ISO, постоянно развивающаяся и улучшающаяся. Она представляет собой строго регламентированную деятельность, требующую соответствия определенных показателей работы как организации в целом, так и каждого ее подразделения.

Пройдя сертификацию по ISO, предприятие получает возможность выйти на новый уровень сотрудничества с местными и зарубежными партнерами.

Очень важной частью управления любой компанией является ее финансовый менеджмент – грамотное управление финансовыми ресурсами с целью их эффективного использования и приумножения.


Финансовый менеджмент не является функцией бухгалтерии – его деятельность заключается в стратегическом управлении финансами, а не в организации учета и соблюдении налоговой дисциплины. Финансовый директор, как правило, отвечает за прибыльность компании, оперируя активами предприятиями на основе имеющейся финансовой информации.

Профессиональный финансовый менеджмент – основа успеха любого коммерческого предприятия.



Похожие статьи
 
Категории