Методическая разработка на тему: "Традиционная казачья культура". Духовная жизнь казаков

14.06.2019

Классный час на тему «У истоков казачества» Цели: расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков, развивать память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать, воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ. Оформление : казачья светёлка (икона, полотенце на иконе, лампада, пряха, тканый половик) Ход классного часа
Казачья песня – Россия (донская протяжная)

Учащийся 1 Испокон веков казачий род ведётся, С этим спорить, братцы, нам нельзя. Лава* по степи стрелой несётся, Словно молния, по воздуху летя.

Учащийся 2 Казаки работы не боятся, Научились храбро воевать. От души поют и веселятся, Зажигательно умеют танцевать.

Учащийся 3 Верные Отечеству и Дону, Славные, достойные сыны. Не дождался враг от них поклона, Не были никем покорены.

Учитель: Ребята, сегодня, мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «казак»?

Учитель: Совершенно верно. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». (проецирование на доске) Очень интересна история казачества. Думаю, вы убедились в этом, готовясь к классному часу. Давайте вместе полистаем странички истории казачества. Попробуем выяснить, где и когда зародилось казачество.

Учитель: Ребята, молодцы! Давайте подытожим ваши ответы.

Итак, как вы сказали, по одной из версий, зародилось казачество во времена монголо-татарского ига. «Казаками» монголы называли лёгкую конницу. Во времена монголо- татарского ига эта конница состояла из людей, поставляемых Русским княжеством в качестве дани монголам. Монголы терпимо относились к вере и традициям людей из Русского княжества. После того, как монголо-татарское иго рухнуло, оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию. Казаки оказались в полной независимости и от былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. В дальнейшем, к казакам начали примыкать беглые крестьяне. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом. Массовое распространение термин «казак» получил в XV веке. В это время, возникают казачьи общины на южных и юго-восточных окраинах русского государства. (проецирование основных пунктов истории казачества на доске)

Учитель: Ребята, думаю, каждому из вас было интересно узнать, где жили казаки. Что представляла из себя казацкая изба, которая, кстати, называлась «курень». Скажите, как же выглядел дом казака?

Учитель: Совершенно верно. Казачья изба выглядела красиво, часто была украшена резными наличниками. (проецирование на доске)

Как же выглядела казачья изба изнутри?

Учитель: Действительно, изнутри казачьи избы в большинстве своём были обиты деревянной доской, красноватого цвета. (проецирование на доске) Ребята, в нашем классе представлены некоторые элементы внутренней обстановки казачьей избы. (Учитель указывает на светелку) Скажите, какие же предметы можно было увидеть в казачьих избах? ( Один из учащихся рассказывает о светёлке, показывая на предметы).

Учитель: Ребята, что же занимало центральное место в избе казаков? Верно, икона. Кого из святых казаки почитали больше всего?

Учитель: Вы правы, ребята. Иконы с изображениями Божьей Матери считались покровительницами казачьих войск. Какой веры придерживались казаки? Ходили ли они в храмы?

Учитель: Совершенно верно. Большинство казаков всегда исповедовали православную веру. Она являлась духовным стержнем этого народа. Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей «станице». (проецирование храмов на доске) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Ребята, о каких традициях казаков вы узнали в ходе самостоятельной работы?(рассказы детей)

Учитель: Ребята, молодцы! Хорошо справились с заданием! Позвольте мне обобщить всё сказанное вами.

    Казаки с давних пор работали на земле. Земля для казака символ Родины, самое дорогое, что у него было.

    Казаки жили общинами.

    Все решения казаки принимали сообща.

    казаки уделяли большое внимание воспитанию детей.

    Отличал казака костюм (проецирование на доске) .

    Любили казаки петь и танцевать.

Ребята, думаю сегодня вы узнали много нового и интересного про историю, быт и традиции казачества. Давайте с вами подведём итоги нашей беседы.

    Кто же такие казаки?

    Какую веру исповедовало казачество?

    Что ценили казаки больше всего?

    Что являлось для них символом Родины?

Собственно говоря, свою землю, традиции и обычаи всегда и отстаивало казачество.

Ребята, спасибо вам хорошие ответы. В дальнейшем, мы продолжим изучение истории и быта казачества. Думаю, вы найдёте для себя ещё много интересного.

Классный час на тему

«У истоков казачества»

Подготовила А. И Черновол,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г. Миллерово

2013г.

Уважаемая Наталья Владимировна, досточтимые отцы,

дорогие братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствуя, с радостью передаю вам отеческое благословение и пожелания помощи Божией в трудах от Высокопреосвященнейшего митрополита Ростовского и Новочеркассского Меркурия, главы Ростовской митрополии, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доверившего мне представлять его на этом Круглом столе.

Начало становления систематического образования у казаков Юга России связано с общей реформой образования в России, предпринятой императрицей Екатериной II в конце XVIII века, а затем с реформой российского образования при императоре Александре I в 1804 году. Главным результатом предпринятых преобразований стала преемственность , как бы мы сказали сейчас, начальной и основной ступеней общего образования , – приходских и уездных училищ и гимназий на Дону и Кубани.

И Министерство народного просвещения, и Русская Православная Церковь, и войсковые правления в соработничестве обеспечили формирование и развитие самобытного регионального казачьего компонента в уездных, окружных училищах и гимназиях. Основа этого компонента – православное воспитание, воспитание в соответствии с христианскими духовно-нравственными ценностями и идеалами , без чего вообще немыслимо казачье образование ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. В дополнение к христианскому воспитанию преподавались дисциплины военно-прикладного характера. В XIX веке начинают закладываться основы профессионального военного казачьего образования : это образование давалось в полковых и бригадных школах, целью которых была подготовка младшего командного состава казачьего войска.

Примечательно, что обучение могло происходить и в зрелом возрасте, что вовсе не считалось зазорным, а государство и Церковь старались всячески поддерживать стремление казаков к качественному профильному образованию. В результате в системе казачьего образования появляются воскресные школы и классы для взрослых казаков .

Благодаря такому тесному соработничеству Церкви и государства, активной заинтересованности представителей казачьей интеллигенции в сохранении самобытной культуры, казачество Юга России к началу XX века имело хорошо организованную систему образования , включающую казачий региональный компонент, ориентированную на военно-патриотическое и православное воспитание, реализующую при этом государственные образовательные стандарты. В этот период возникают и первые специализированные высшие учебные заведения.

Сформулированный в 1833 году Министром народного просвещения Сергеем Семеновичем Уваровым триединый принцип «Православие, самодержавие, народность »стал основой казачьего образования на многие десятилетия и воплотился в образе человека казачьей культуры, верного сына Православной Церкви и истинного патриота России. Таким образом, формируется особая система казачьего воспитания , сочетающая умения и навыки защитника Отечества с приверженностью православным традициям и ценностям .

С началом Гражданской войны в России казачьи кадетские корпуса были закрыты.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году . Казачья образовательная система начинала строиться в различных типах: казачья школа, казачий кадетский корпус, в некоторых обычных школах появлялись кадетские классы. Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали появляться сначала в Новочеркасске, Ростове-на-Дону и Новосибирске, затем в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время их уже около 40. Сегодня казачьи кадетские корпуса – это одно из самобытнейших и динамично развивающихся направлений отечественного образования .

Безусловно, основной целью воспитания и обучения кадетов является формирование высоконравственной и образованной личности – человека, хорошо знающего историю и культурные традиции России, настоящего патриота и деятельного христианина.

В настоящее время, в режиме максимального государственного благоприятствования возрождению самобытных традиций казачества, недостаточно лишь заявлять верность славному прошлому и говорить о необходимости восстановления традиций. Нужны конкретные практические шаги по подготовке учителей, разработке учебно-методического обеспечения для образовательных организаций с казачьей спецификой .

Принципиально важным становится осмысление перспектив казачьего образования с точки зрения, в первую очередь, аксиологии и совершенствование на этой основе концептуальных положений современного православного казачьего образования. Такой акцент на православном компоненте тем более важен, что традицию военно-патриотического воспитания восприняли в советское время суворовские училища; существует, кроме того, и целая сеть школ с так называемым этноконфессиональным компонентом, углубленным изучением той или иной традиционной культуры. И, тем не менее, несмотря на это казачьи школы и кадетские корпуса занимают в современной российской системе образования совершенно особое место .

Если вернуться к исходному посылу, от которого берет начало вся современная система казачьего образования, то его уникальность и самобытность становятся очевидны. Иногда можно услышать высказывания относительно приоритета общечеловеческих ценностей над традиционными, что последние в значительной мере уже утратили свою актуальность и значение для образования. Но несмотря на меняющиеся исторические обстоятельства, по большому счету специфика и перспективы развития отечественного казачьего образования обусловлены всё теми же принципами, что и столетия назад. Вспомним слова уже упоминаемого мною министра С.С. Уварова, обращенные к императору Николаю I: «...Чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила – нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия. 2. Самодержавие. 3. Народность » .

В переложении на современный язык и с учетом настоящих реалий применительно к процессу образования и социализации – это, прежде всего, духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание . Практическая реализация данных направлений предполагает творческую переработку богатого культурного и духовного наследия наряду с привлечением педагогических новаций, создание особой образовательной среды, в которой духовно-нравственное воспитание на основе православного мировоззрения выступает как главный организующий фактор . Конечно, такой комплексный подход требует не только специальной подготовки и переподготовки кадров священнослужителей и педагогов, но и выстраивания долгосрочных церковно-государственных отношений в этой области , согласования совместной стратегии развития, что мы и наблюдаем во многих регионах. В связи с этим, пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность органам государственной власти, управления образованием за готовность к активному сотрудничеству с Русской Православной Церковью в области развития казачьего образования. Надеюсь, что наши совместные труды будут и впредь столь же плодотворны.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, руководством епархий с традиционно казачьим населением во многом несут ответственность за сохранение православного компонента, духовно-нравственное развитие воспитанников казачьих кадетских корпусов, гимназий, детских садов. Но наши благие намерения применительно к современной системе казачьего воспитания будут по-настоящему воплощены в жизнь только при условии первостепенного внимания к сохранению православной составляющей со стороны руководства образовательных учреждений, территориальных казачьих общин.

В заключении хотел бы привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на заседании Высшего Церковного Совета в 9 сентября этого года. Возрождение казачества, по мысли Святейшего Владыки, «является очень важной частью возрождения наших национальных традиций, обычаев, но, самое главное, православного духа, который всегда оживотворял и наполнял жизнь казачьего сообщества » .

Дай Бог, чтобы развитие системы казачьего образования способствовало в том числе и духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, утверждению христианских ценностей в жизни народа, более тесному приобщению наших современников к вере, к богатому духовному и культурному наследия Православия.

Сердечно благодарю вас за внимание.

Специфика казачьей культуры. Культура, быт и традиции казачества на Кубани Выполнил студент группы 2М1 специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Лубский Виктор Руководитель, преподаватель Николаенко Т.П. ГБОУ СПО «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» Краснодарского края


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.


О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно- украинских и других народов.


ДомостроениеДомостроение Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы. Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.


ДомостроениеДомостроение Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.


Убранство хаты В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки». Внутреннее убранство казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно).


Чем украшали Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.


Чем украшали Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.




Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».


Башлык, бурка, папаха. Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.


Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.


«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять- шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две- три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».


Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.


Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.


На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям. В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».


Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.


Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.


Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить. В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.


В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.


Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.


Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.


Свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого. Веселый народ


«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества.


«Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен». Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.


Пасха Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье. Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения. Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.


Пасха Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия. Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.


Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших. Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.


Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Все население кубанских станиц, говорившее на двух близко­родственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».


Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.


Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства. Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.


Кузнечное дело Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.


Ткацкое дело Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.


Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.


Культурное наследие Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономичес­кими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гумани­тарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубле­ние в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.


Культурное наследие Человечество за свою историю накопило несметные богатства ду­ховных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека. Развитие культуры определялось традициями литературной и ду­ховной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубан­ской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказы­вала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось ка­зачьего населения Кубани.





Музыкальное творчество казаков своими корнями уходит вглубь исторически сложившейся народной и духовной культуры, преемственность которой сохраняется и в настоящее время. Касаясь данного аспекта, следует затронуть тему духовно-религиозных основ музыкального творчества как неотъемлемой части русской и мировой культуры. Духовное музыкальное искусство, имеющее многовековую античную традицию, преобразовалось в христианскую эпоху в тот духовно-нравственный базис, который предопределил вектор развития и содержание творчества многих церковных и светских деятелей, существенно повлиял он и на становление казачьей музыкальной культуры.

История античной культуры свидетельствует о том, что в древнем мире музыка считалась таинственной, разрушительной стихией в силу своего возбуждающего и соблазняющего влияния на психику человека.

В рассуждениях о роли музыкального искусства поэт О.Э. Мандельштам (1891 - 1938) упоминает о том, что недоверчивое отношение к музыке как некой магической, завораживающей силе было настолько велико, что государство подчинило ее своему контролю, объявив собственной монополией и избрав музыкальный лад в качестве средства и образца для поддержания политического порядка и гражданской гармонии - эвномии («благозаконию»). Но даже в таком качестве «эллины не решились предоставить музыке самостоятельность: слово казалось им необходимым, верным стражем, постоянным спутником музыки. Собственно чистой музыки эллины не знали - она всецело принадлежит христианству» |3|.

Позднее, благодаря христианизации Древней Руси, духовное музыкальное искусство, соединенное со словом, его нравственно-смысловым содержанием, сыграло значительную роль в становлении песенной хоровой культуры, в формировании личности и творчества многих церковных и светских деятелей. Кроме того, оно явилось морально-этическим, художественно-эстетическим основанием классической музыки новейшего времени. Православное русское хоровое искусство также создавалось на основе церковного пения. Здесь, как и в храмовом зодчестве, и в иконописи, проявились талантливые творцы. Формы русского церковного песнопения складывались постепенно до XVIII века включительно. Так, в «Повести временных лет» Нестора Летописиа упоминается факт, согласно которому еще при Киевской Десятинной церкви - первой церкви на Руси - уже были созданы хор и певческая школа |2; 6|. Воздействуя на психологию человека наряду с другими составляющими религиозного искусства, церковное песнопение возвышало, облагораживало душу, настраивало личность на глубокие духовные переживания и формировало высокие нравственные чувства. Известно, что один из образованнейших представителей «золотого века» русской святости преподобный Иосиф Волоцкий. благодаря развитию своего певческого таланта, внес немалый вклад в русскую культуру, развивая церковное хоровое искусство. Как повествуется в жизнеописании святого, его голос «подобно ласточке вился» под сводами храма во время церковной службы, а дошедшие до нас напевы Иосифо-Во- лоцкого монастыря, записанные крюковой нотацией преподобного Иосифа, в настоящее время являются объектом научного исследования специалистов в области духовной и церковной музыки }

Похожие статьи
 
Категории