Методическая разработка «Пластилиновая живопись. Консультация для педагогов

26.06.2020

Пластилиновая живопись Пластилиновая живопись МБОУ ДОД «Уренгойская ДХШ» Дополнительный материал к занятию по декоративно-прикладному искусству Автор: Шевцова Альбина Витальевна, преподаватель, первая квалификационная категория пгт. Уренгой, Пуровский р-н, ЯНАО 2013 г.




Пластилин Пластилин – материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животного жира и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.


Инструменты для лепки детский цветной пластилин; пластиковая доска; оргстекло, фанера, картон или клеенка; самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину; стакан с водой, хлопчатобумажная салфетка для рук; набор стеков различной формы; для придания поверхности определенной структуры используем различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и другие приспособления.


Что вы знаете о пластилиновой живописи? «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина», - поется в известной песне из одного советского кинофильма. Когда мы слышим о пластилине, то в нашей памяти появляются яркие картинки из детства. Почему же наша память обращается именно к детству? Именно в детстве впервые все мы о существовании пластилина и узнаем. Но, оказывается, этот материал может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Да, пластилином можно рисовать картины. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать художники совсем недавно.


Рисование пластилином все чаще встречающийся вид живописи, этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности.


Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.


















Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть поэтому они излучают какую- то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать ее в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь. Желаю всем всегда находить место для творческого праздника в своей жизни, удачи и новых красивых идей! 18

Пластилинография для начальной школы Зимний пейзаж по мотивам произведений Ю.Ю. Клевера

Мастер-класс Зимний пейзаж из пластилина для младших школьников поэтапно

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская области.
Описание: работу можно выполнить с детьми от 6 лет. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений, учителям.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание зимнего пейзажа в технике пластилиновая живопись.
Задачи:
-познакомить с творчеством русского пейзажиста Юлия Юльевича Клевера;
-учить детей создавать живописные панно из пластилина в технике пластилиновая живопись;
-развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в зависимости от содержания, используемых цветов и оттенков в работе художника;
-совершенствовать навыки работы с пластилином;
-воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.
Живопись пластилином – это искусство на стыке двух классических изобразительных жанров: «плоской» живописи и объёмного изображения, то есть скульптуры. Пластилин-благодатнейший материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина-от тонких полотен, почти не отличимых от живописи, до выпуклых барельефов.

Здравствуйте, уважаемые гости. Нет в России человека, да и за её границами, который бы не знал произведений Шишкина, Репина, Левитана. Клевер - менее известен. А ведь иметь его картины в дореволюционной России считалась хорошим тоном, репродукции его пейзажей множились, он был любимцем царской семьи и всей России. Юлий Юльевич Клевер (1850-1924) - российский художник. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка. Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой степени (1876). Профессор (1881).


После революции мастер был незаслуженно забыт его творчество не особо было востребовано. Его картины - аполитичны, его упрекали вообще в некоторой шаблонности, стандартности.. Но - это ведь пейзажи. Что хотим? Но есть в них что-то, что мне вот лично греет душу и вызывает восхищение. Можно написать пейзаж с натуры, но не затронуть абсолютно ничем. Юлий Юльевич Клевер выработал свой особый и неповторимый стиль письма. Оригинальность стиля Клевера состоит в использовании неожиданных эффектов освещения.
Автор потратил большое количество времени и сил, изучая гамму закатов и вечернее освещение предметов и неба. По словам автора, такие картины он мог писать при любых обстоятельствах и в какой угодно обстановке.
Работы мастера высоко оценивались его современниками - созерцание приглушенной красоты Прибалтики дарит умиление и тихую радость. Его работы покупали многочисленные журналы и газеты, выпускались тиражи открыток для коллекционеров.
К 1880 году популярность авторского почерка среди любителей живописи достигла такой величины, что, не справляясь с заказами, он начал привлекать к работе своих учеников, открывая многочисленные «клеверные мастерские».
"Зимний пейзаж." Клевер Ю.Ю


Известный русский художник, академик живописи Ю.Ю. Клевер родился 19 (31) января 1850 года в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии). Его родители не имели к искусству никакого отношения, его отец, немец по происхождению, носивший фамилию фон Клевер, был магистром химии.Тем не менее, маленький Юлий с детства стал проявлять наклонности к рисованию, а его родителям скоро стало совершенно ясно, что у мальчика большой художественный талант. К увлечению сына рисованием они отнеслись серьезно, и на семейном совете решили отдать Юлия учиться к опытному художнику. Им оказался профессиональный педагог и живописец Карл Кюгельхен, немец по национальности.
В течение целого года, окончив ежедневные занятия в гимназии, юноша шел на урок своего учителя рисования. В 1867 году молодой художник заканчивает свою первую картину – копию полотна знаменитого в то время немецкого художника-пейзажиста Освальда Ахенбаха. Учитель Карл Кюгельхен остался доволен этой работой своего ученика. Когда же курс гимназии был окончен, перед юношей стал вопрос, где и как продолжать свое обучение. Юлий заявил родителям, что видит себя в будущем только живописцем. После чего он продолжил учиться в Петербургской Академии художеств сначала в архитектурном классе, по настоянию родителей, а затем в пейзажном у С.М. Воробьева и М.К. Клодта.
"Последние солнечные лучи."Клевер Ю.Ю


Профессор С.М. Воробьев был человеком по натуре холодным, предмет свой преподавал скучно, а М.К. Клодт осуждал желание юноши знакомиться с зарубежной пейзажной живописью. Ю.Ю. Клеверу хотелось писать другие картины, но его учителя так и не оценили смелые замыслы молодого художника. Вот тогда и пришло глубокое разочарование Юлия в академических занятиях: они стали ему скучны, а теоретические курсы казались ненужными. И хотя энергичный, талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали, он снова принял решение, которое повергло родных в уныние. "Я выхожу из числа учеников академии, - писал Юлий в Дерпт. – Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры". Клевер стал искать пути в мир живописи в одиночку. Он поставил перед собой цель не окончить Академию, а достойно представить собственные картины в Императорском обществе поощрения художеств. Ю.Ю. Клевер знал, что художники, поддержанные этим обществом, получали возможность свободно творить и в конце концов становились знаменитыми.
Случилось то, чего боялись родители Юлия, от чего предостерегал его отец: в 1870 году Клевера исключили из Академии. Но молодого человека это обстоятельство мало беспокоило. Он знал, что станет живописцем без рутины казенного образования. Уже в 1871 году его картину "Заброшенное кладбище зимой" одобрили знатоки, и граф Павел Сергеевич Строганов, влиятельный член Общества поощрения художеств, пожелал ее приобрести.
"Заброшенное кладбище зимой."Клевер Ю.Ю


Художник довольно рано получил признание зрителей. В 1872 году Клевер выставил несколько картин, среди них "Перед грозою", "Закат", "Зимний вид в окрестностях Царского Села".
"Перед грозою."Клевер Ю.Ю


И снова добился успеха – картину "Закат" приобрела великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876), президент Академии художеств.
"Закат."Клевер Ю.Ю


В 1874 году 24-летний Ю.Ю. Клевер удивил весь художественный Петербург совершенно неожиданным образом: он организовал персональную выставку, которая прошла на стендах Петербургского Общества поощрения художеств. Это было необычным делом, на которое решались лишь немногие известные живописцы, такие как И.К. Айвазовский и В.В. Верещагин. Выставка Ю.Ю. Клевера прошла чрезвычайно успешно. После нее успех следовал за успехом. В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину "Запущенный парк". В 1876-м премию получила его картина "Первый снег на вспаханном поле".
"Запущенный парк."Клевер Ю.Ю


И уже в том же 1876 году Клевер на своей второй персональной выставке показал сорок работ – десять картин и тридцать этюдов. Все были восхищены работоспособностью, упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр II. Это было очередной ступенью вверх для художника – покупка картины царем мгновенно решила его судьбу. Ю.Ю. Клеверу, даже не окончившему академического курса, тотчас же присвоили звание классного художника первой степени. Это звание Академия давала своим наиболее примерным воспитанникам.
"Берёзовая роща."Клевер Ю.Ю


В 1878 году Юлий Клевер стал академиком. Впоследствии художник не раз копировал свое произведение «Старый парк в Мариенбурге», за которое он был удостоин этого звания. Позже эту картину отправили на Международную выставку в Париж. Картина эта настолько полюбилась зрителям, что Клевер считал ее особой, счастливой, и под названием "Парк в Мариенбурге" повторял несколько раз.
"Старый парк."Клевер Ю.Ю


В поисках новых сюжетов Ю.Ю. Клевер в 1879 году со своим приятелем В.В. Самойловым уехал на остров Нарген (в Финском заливе), виды которого были неведомы русской художественной публике. На Наргене они прожили целое лето. Самойлов рисовал в свой альбом, а Клевер один за другим делал этюды. Художник буквально купался в лучах собственной славы, практически все его картины приносили ему славу и успех.
По мнению искусствоведов, 30-летний возраст стал рубежом для художника. Вершиной взлета и началом падения оказался 1880 год, когда Юлий Юльевич за картину «Лесная глушь» получил звание и кафедру профессора Академии художеств. Академия предоставила ему в своем здании квартиру и мастерскую – ту самую квартиру и мастерскую, которую ранее в течение 60 лет занимали знаменитые педагоги живописи – М.Н. и С.М. Воробьевы. К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру Юлий Клевер переехал вместе с молодой женой.
«Лесная чаща.»Клевер Ю.Ю


В Петербурге художника ждали и профессионалы, и любители, и знатоки. Новые работы Юлия Юльевича произвели ошеломляющее впечатление: его картины ходили смотреть, их обсуждали, покупали. На острове Нарген художник написал несколько знаковых для его творчества работ. Произведение «Лес на острове Нарген» («Девственный лес») приобрел для галереи Павел Михайлович Третьяков. Около картины "Дом эстонского рыбака" постоянно толпились зрители: она выделялась среди других экспонатов в Обществе выставок художественных произведений.
«Деревня на острове Нарген.»Клевер Ю.Ю


Картину «Остров Нарген» купил великий князь Александр Александрович. Она пришлась ему по душе, потому что великий князь был связан с Балтикой как моряк. Картину «Лес зимой» приобрёл для своей коллекции император Александр III.
«Зима.Сосновый бор.»Клевер Ю.Ю


После возвращения в Петербург Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию. Однако, несмотря на смену мировоззрения, Клевер остался верен себе. Художник сохранил свой «фирменный клеверовский» почерк, ради которого его произведения покупали, коллекционировали, публиковали на страницах газет и журналов, на художественных открытках. И, конечно, ради которого его произведения подделывали.
В последние годы Клевер жил в Ленинграде, преподавал в художественном училище, до самой смерти продолжал писать. Его дети - дочь Мария, сыновья Юлий и Оскар – унаследовали талант отца, однако им не удалось превзойти отцовское мастерство.
"Зимний пейзаж с избами у реки."Клевер Ю.Ю


Признание публики, награды и титулы сделали Клевера состоятельным человеком. Художник ни в чем себя не ограничивал, а если деньги заканчивались, то пополнял кошелек продажей своих произведений. Когда в этот период творчества Клевер брался за кисть, то, как говорили его современники и друзья, писал быстро и хлестко. В таком темпе Клевер мог писать по картине в день. При этом, деньгам он счета не знал: известен случай, когда художник зафрахтовал пароход, чтобы вместе с артистами Александринского театра встретить рассвет в открытом море. Эта идея разорила художника, что, впрочем, не отразилось на его отношении к жизни.


Юлий Клевер - один из немногих художников, творчество которого на протяжении долгого времени остается одинаково востребованным. Этот факт, несмотря на критику самого художника, свидетельствует о правильности выбранного им когда-то творческого пути.
"Зимний пейзаж с лесной речкой."Клевер Ю.Ю


В последние годы у Клевера редки были картины, целиком написанные им: обычно работала группа менее талантливых художников (Розен, Оболенский и др.). Они подготавливали картину, Клевер же поправлял и подписывал... Подлинный Клевер - большая редкость». По мнению искусствоведов, это свидетельство объясняет обилие «клеверков» не только в антикварных магазинах и галереях, но и во многих частных собраниях и в провинциальных музеях.
"В парке Гатчинского дворца."Клевер Ю.Ю


Живопись Ю.Ю. Клевера была очень популярна как при его жизни, так и впоследствии. Он всегда считался мастером, востребованным художественным рынком и публикой. Он оставил большое художественное наследие, а его произведения находятся в самых крупных галереях и музеях России – в Третьяковской галерее их пять (две приобретено лично Павлом Третьяковым), в Русском музее – девять. Тем не менее, само имя художника Юлия Юльевича Клевера в СССР старались не вспоминать в течение нескольких десятилетий. Так как до революции Клевер считался салонным художником, любимым живописцем императорской семьи, он сам и его творчество были признаны ненужными и вредными для "строителей коммунистического общества". И все же, Ю.Ю. Клевер не был окончательно забыт: его картины и сейчас пользуются огромной популярностью среди коллекционеров, волнуют миллионы поклонников живописи.
"Зимний пейзаж с соснами."Клевер Ю.Ю


Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами, ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества.
"Зимний закат."Клевер Ю.Ю


Особое место занимала тема зимней природы в творчестве Юлия Юльевича, он часто обращался к зимнему пейзажу, находя в нём красоту и неповторимую прелесть. Он передавал свои особые чувства через краски, свет и тень. Его картины несут необычайное очарование, сказочность и таинственность, его белоснежная зима играет радугой красок и приводит в восторг. По-разному зима поет свои песни: то звонкую, то радостную, то морозную, то тоскливо-унылую, печальную.
"Зимний пейзаж с избушкой."Клевер Ю.Ю


Материалы и инструменты;
-чёрный катрон
-пластилин
-стека
-доска для лепки
-рамка

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с фона картины. Голубым пластилином будем изображать небо. Кончиком стеки набираем немного пластилина, затем размазываем пластилин на картоне, рисуем стекой.


Пластилин наносится очень тоненьким слоем, как при работе гуашью. Голубой цвет наносим местами, оставляя промежутки чёрного фона. Пластилин наносится на картон, а затем размазывается стекой. Фон выполняем примерно на треть листа.


Теперь берём более тёмный оттенок голубого пластилина. Этим цветом рисуем между светло голубым и чёрным, и опускаем фон неба в этом цвете до середины листа.



Берём синий пластилин, и этим цветом также добавляем пластилиновые мазки среди ранее нанесённых.


И заканчиваем фон неба фиолетовым цветом. Создаём в нижней части картины два полукруглых холма.


Затем нам понадобится белый цвет, будем рисовать белоснежные сугробы. Также на стеку набираем маленькие кусочки белого пластилина и размазываем их в области пригорков.


Затем будем работать пальчиками. Отщипываем маленькие кусочки белого пластилина, разогреваем их, разминаем пальчиками. Пластилин в маленьких порциях очень быстро нагревается и потом прекрасно поддаётся размазыванию. Белым пластилином мы выделим более конкретно силуэты заснеженной земли.
После нам понадобится самый светлый оттенок голубого, для ёлочки. Отрываем небольшие кусочки пластилина и формируем из них силуэт ёлки.



Кусочки голубого пластилина слегка размазываем по картону и соединяем между собой. На небо помещаем луну, белый шарик расплющиваем на поверхности работы.


Теперь снова работаем стекой. Белым пластилином рисуем блики, снег на ветках ели, и сияние вокруг луны.


Теперь добавляем снежных сугробов. Просвечивающий чёрный цвет картона сыграет роль света и тени. И дополнительную тень от дерева сделаем с помощью стеки, уберём с работы излишки пластилина.


Ну вот, работа готова, при желание можно поместить в рамочку.


Второй вариант работы немного сложнее, но принцип работы тот же. Сначала берём белый цвет, набираем немного пластилина на стеку и намечаем контуры будущего пейзажа реки.

13.07.12 AxLav

Когда человек слышит о пластилине, в его памяти сразу всплывают яркие моменты родом из детства.

Ведь именно там и тогда мы впервые узнали о существовании этого материала, и начали познавать себя в лепке пластилином, неряшливо теряя его комочки на мебели, коврах, постелях.

Правда тогда мало кто из нас ведал, что пластилин может быть еще и незаменимым средством в живописном жанре. Теперь же наверняка многие знают о существовании пластилиновой живописи, которая широко используется художниками-современниками.

Правильно смешиваем пластилин

Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную. Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов, это может негативно повлиять на яркость оттенка, или же вовсе приобрести «забитость» цвета.

Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.

Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.

Техника пластилиновой живописи

Стоит сразу же отметить, что каждый художник имеет свои приемы, свой стиль, который и дает нам его распознавание среди других. И сейчас мы остановимся несколько детальнее на некоторых приемах и техниках.

Для начала, напомним себе творения художников-импрессионистов, кои используют весьма необычную накладку мазков. Сочные большие мазки зачастую передают объем и форму, крупные и красочные – затребованы подчас налаживания иллюзии мерцания и подвижности.

Изображать пластилином можно по такой же методике, нанося его на грунтованный картон. Особенностью этого приема для живописи является некая рельефность мазков.

Другой способ более схож с декоративным приемом, и в результате напоминает нечто меж рисованием и аппликацией. Для использования этого метода, необходимо полностью, либо частично лепить детали желаемого изображения, уже после перенося их на фон.

– это великая свобода для проявления фантазии. Мазки пластилина могут внешне смотреться совершенно по-разному, и здесь все подчинено затее мастера. Фактура может походить на стекло или нежнейший шелк; она может быть шероховатой, покрытой извилинами, фигурными линиями, полосами. Работать с пластилином не обязательно пальцами, можно использовать вспомогательные инструменты – стеки, шприцы с иголками и без.

Что рисовать?

Ограничений – нет! И этим все уже сказано. Подсоединяйте в работу мысли и чувства, находите яркие ноты в своих фантазиях и идеях.

Как и в случае с акварелью, гуашью, маслом, благодаря пластилину можно творить аппетитные натюрморты, восхитительные пейзажи, натуралистичные портреты.

Художества из пластилина непременно насыщены теплотой создающих их мастерских рук, и, наверняка, поэтому они делятся со зрителем особенной энергией, что напоминает нам старую, добрую сказку. И здесь главное уметь пропустить ее в свой мир…

Содержание

Пластилин – один из любимых материалов для детского творчества. С его помощью можно лепить оригинальные поделки и даже создавать рисунки. Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника, заключающаяся в рисовании пластилином на картоне или другой плотной основе. Готовые работы могут быть плоскими, полуобъемными или объемными. Занимаясь пластилинографией, ребенок развивает мелкую моторику, движения пальцев дифференцируются. Это хорошая подготовка к обучению письму.

Техника пластилиновой живописи

Техника пластилиновой живописи немного похожа на письмо маслом - цветной пластилин скатывается в шарики и наносится на картон мазками. Юный художник развивает свое цветовосприятие и чувство гармонии. Для хорошей работы нужно подобрать качественный пластилин соответствующего типа.

Ассортимент велик: есть более плотные сорта, а есть мягкие, гладкие, легко плавящиеся. В наборах можно найти любые палитры: как только из базовых цветов, так и включающие множество оттенков. Если вы используете пластилин в качестве краски, можно смешать два цвета и так получить желаемый тон.

В работе над картинами из пластилина нужно тонко раскатывать все складки, неравности. Если где-то слой получился толстым, неровным, лишнее можно удалить при помощи стеков. Мазки на панно из пластилина могут быть разными. Не обязательно работать пальцами, можно использовать инструменты – стеки, ножичек, зубочистку, валик, шприцы с иголками и без, палочки для вдавливания. Чтобы сделать картину из пластилина, нужно подготовить основу, а на ней закрепить детали нужной формы и цвета.

Плоскостная лепка

Маленького ребенка можно научить делать картины из пластилина по тому же принципу, что и краской. Первым этапом будет плоскостная лепка – создание картин разной степени рельефности. Различают формы с выступающим и углубленным изображением:

  • Горельеф (изображение сильно выступает над поверхностью).
  • Барельеф (детали слегка выступают над основой).
  • Контррельеф (изображение, углубленное в поверхность основы: рисунок процарапывают или продавливают на плоскости стекой, палочкой).

Так можно изобразить картинку, заранее обрисованную контуром по картонной или стеклянной основе. Ребенок может орудовать пальцем, учась рассчитывать силу нажатий и мазков, или пользовать подручными инструментами. В детских садах предлагают изобразить, например, узнаваемые сюжеты из любимых сказок или мультфильмов в технике плоскостной лепки или сделать пластилиновые комиксы.

Объемные картины из пластилина

Когда ребенок научится делать простые плоские изображения, можно попробовать сделать объемную картинку, похожую на произведение искусства. Суть не так уж сложна: нужно отдельно вылепить детали произведения (дерево, фрукты, животных), а затем закрепить их на поверхности.

Детали могут иметь любую форму и размер. Для их изготовления применяются разнообразные приемы: раскатывание, сплющивание, растирание, заглаживание, оттягивание детали от общей формы. Нужно помнить, что, если вы собираетесь помещать рисунки из пластилина под стекло, материал может примяться, и произведение потеряет изначальный объем.

Пластилиновые картины своими руками

Рисование пластилином хорошо подходит как для самостоятельных занятий с ребенком, так и для уроков труда для школьников младших классов или упражнений на мелкую моторику в детском саду. При работе ребенок учится делать как крупные, так и совсем мелкие детали (глазки, листики). Для лепки вам понадобятся:

  • Основа (можно использовать стекло, ненужные диски, лист фанеры).
  • Дощечка для раскатывания пластилина и для лепки деталей.
  • Ножички для вырезания и нанесения мелких деталей.
  • Простой карандаш.
  • Вода для периодического смачивания рук.

Сначала нужно нарисовать на основе рисуем карандашом шаблон будущей картины (поле, зелёный лес). Для него надо растереть пальцами небольшие пластилиновые кусочки. Детали можно формировать из круглых или вытянутых кусочков разной величины. Можно воспользоваться отдельным трафаретом для каждой детали. Потом их надо осторожно вдавить в фон.

Если получились неровности, разглаживаем их пальцами, предварительно смоченными в воде. Кроме того, помните о правилах составления композиции: те детали, которые будут на переднем плане, должны выпирать больше других и быть выполненными более четко (например, яркие цветы, камушки на берегу моря, зверушки). Закрепите их нужно поверх остальных деталей (в последний может) и дополните каким-нибудь узором, нанесенным при помощи иголки или зубочистки.

На картоне

Картина из пластилина на картоне для детей может стать первым шагом на пути к изготовлению более сложных поделок. Не обязательно покупать специальный материал, можно использовать, например, вырезанные листы из коробки из-под обуви или бытовой техники. Готовую картину рекомендуется покрыть лаком, чтобы она не запылилась.

Для работы потребуются те же материалы, что и для любой другой техники лепки. Помните, что с картона сложнее оттереть лишние пятна, поэтому держите наготове салфетки. Поэтапный алгоритм действий такой:

  1. На картон наносим рисунок (можно купить в специальном магазине готовый трафарет с картинкой, затем заполнить ее пластилином).
  2. Делаем фон рисунка. Сначала определим цвет фона. От брусочка отщипывают небольшие кусочки и в виде мазков наносят на поверхность.
  3. Пластилиновые мазки растираем пальцами в границах рисунка.

На бумаге

Для создания картины из пластилина на бумаге лучше выбрать плотную основу, ведь слишком резкое движение может порвать тонкий лист. Для первых работ рекомендуется начинать с простейших картин, например, малышам понравится изображение веселой радуги, белых облаков и яркого солнышка на небе, зеленой травы с васильками или ромашками. Для первых работ дошкольника лучше выбрать небольшой размер (примерно четверть листа формата А4).

От бруска надо отщипнуть небольшие кусочки и нанести на основу в соответствии с замыслом. При этом используются разные способы лепки – раскатывание или разглаживание, размазывание, иногда потребуется прищипывание, сплющивание или перетекание одного цвета в другой. Если ваш замысел предполагает четкую прорисовку большого числа мелких предметов, в работе пригодится медицинский шприц без иглы. Пользуются им так:

  1. Внутрь шприца положить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на горячей батарее или в чашке с теплой водой);
  2. Выдавить тонкими нитями (если хотите потолще, используйте кондитерский шприц).
  3. Мягкие переходы оттенков можно получить, если сначала смешать в руках необходимые оттенки пластилина, а уже потом загрузить их в шприц. Не стоит допускать смешения более двух цветов одновременно.

На стекле

Аппликации из пластилина на стекле – это простой в исполнении, но опасный вид творчества. Нужно соблюдать правила техники безопасности, чтобы не пораниться. Для создания аппликации понадобятся:

  • Разноцветный пластилин.
  • Фоторамка.
  • Черная тушь или черный маркер.
  • Лист бумаги с распечатанным рисунком.
  • Вата и спирт.

Поскольку создать на стекле картинки для пластилинографии мало у кого получается с первого раза, лучше заранее посмотреть в Интернете мастер-класс пошагово вместе с ребенком, а потом следовать рекомендациям:

  1. Найти рисунки (лучше выбирать простые черно-белые). Помните, что чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали.
  2. Вынуть стекло из фоторамки.
  3. Обезжирить стекло, протерев ватой со спиртом.
  4. Распечатанный эскиз положить под стекло.
  5. Обрисовать контур черным маркером по стеклу.
  6. Достать рисунок.
  7. Определить, какие цвета будете использовать. Для детей дошкольного возраста задание можно упростить - оставить под стеклом цветной рисунок. Так ребенок будет видеть, какого цвета пластилин следует брать.
  8. Отделяя небольшие кусочки пластилина нужного цвета, прилеплять их на стекло, растирать, не заходя за контур рисунка. Чем сильнее будет растираться материал (в тонкий слой), тем слабее получится пигмент.

Можно выбрать методику работы: либо сначала заполнить сначала пластилином места одного цвета, а потом перейти к другим, либо сперва выполнить мелкие элементы (отдельно вылепить глазки зверя, листики, маленькие цветочки или божью коровку), потом перейти к основному рисунку из пластилина.

Когда вся основа будет заполнена пластилином, понадобится помощь взрослого. Картину надо перевернуть лицевой стороной к себе, рассмотреть и исправить изъяны (пробелы между кусками пластилина, выход за контур). Затем еще раз протереть стекло спиртом, не задевая рисунок, и вставить работу в рамку.

Пластилин как материал для творчества предполагает широкий диапазон использования. Взрослые с его помощью могут справиться со стрессами, решить психологические проблемы, да и просто заняться творческим самовыражением. Для детей же это просто жизненно необходимый элемент игрового развития! А сколько существует вариантов пластилинового творчества - не хватит и десяти пальчиков на детских ручках, чтобы сосчитать. Обратимся к такому виду лепного творчества, как пластилиновая живопись.

Живопись пластилином... Что это?

Создавать картины можно не только с помощью красок, которые отлично может заменить обычный пластилин. Экспериментируя с техниками работы, вы сможете создать настоящие пластилиновые шедевры, непохожие друг на друга. Живопись пластилином может быть рельефная, может быть выполнена в технике "процарапывания" или граттаж, может равномерно лежать на холсте, будто акварельный след от кисти мастера, а может игриво красоваться жгутиками, завитушками и горошинками, создавая целостную картину в лучших традициях пуантилизма.

Особенно следует обратить внимание на пластилиновую живопись для детей, которая, помимо благородной цели формирования художественно-эстетического восприятия мира у малышей, преследует еще и цель всестороннего развития мозга через тренировку мелкой моторики, активизацию речевых центров и таких психических процессов, как память, воображение, мышление, внимание.

Виды пластилина

Для детской лепки существует много разнообразных материалов, обладающих своими плюсами и минусами. Так, лепить можно из:

  • соленого теста;
  • промышленного производства;
  • песка (живого, кинетического, умного, космического);
  • холодного фарфора;
  • глины;
  • пасты для моделирования;
  • пластилина.

Для изготовления лепных картин на жесткой основе подойдет далеко не каждый материал для лепки, идеальным является именно пластилин. Однако следует иметь в виду, что пластилин тоже различается по видам:

  1. Отечественный пластилин.
  2. Play-doh.
  3. Восковой пластилин.
  4. Плавающий пластилин.
  5. Шариковый пластилин.

Плавающий пластилин может стать самым первым для малыша. Он неудобен тем, что сыпется, поделки из него не обладают достаточной прочностью, но он мягкий, не пачкает ручки и одежду, а еще отлично держится на воде.

Пластилиновая живопись из зарубежного пластилина имеет место только на стеклянной основе в технике лепки "наизнанку" при условии прижатия картины между двумя стеклами. Он слишком мягок, детали плохо скрепляются между собой. Лучше оставить этот вид пластилина для знакомства с лепкой, для малышей до трех лет. Он имеет сочные цвета, легко перемешивается между собой, подходит для экспериментов с формочками, шприцами, скалкой и стеками.

Отечественный пластилин хорош для лепки после трех, потому что он отлично соединяет детали между собой, обладает достаточной прочностью для сохранности картины, но слишком твердый для маленьких детских пальчиков и трудно отмываем в случае неаккуратного использования.

Пластилиновая живопись во второй младшей группе может осуществляться с помощью который имеет приятную на ощупь структуру, яркие цвета и достаточную пластичность для создания первых детских шедевров. Тем более хорошо, что такой пластилин высыхает на воздухе, и поделки из него при должном хранении могут остаться надолго.

Интересна идея создания картин путем сочетания различных видов пластилина и дополнительных фактур: блесток, фольги, палочек от мороженого, ткани. Такая пластилиновая живопись в доу! Старшая группа может экспериментировать уже с восковым пластилином, который отличается чересчур хорошим сцеплением деталей. Но он обладает яркими цветами, приятен в работе и надолго сохраняет качество готовой работы.

Основа для лепной живописи

Писать картины пластилином можно на абсолютно разных основах! Зачастую используется обычный картон, который может стерпеть все варианты творческого самовыражения малыша. Для более старших деток в качестве основы для пластилиновой картины подойдет стекло, к которому пластилин надежно фиксируется и долго держится. Особенно хорошо стекло для "обратных картин", когда сюжет налепляется снизу вверх, от светлых тонов к темным, от главных элементов к фону.

Малышам интересно будет пластилиновая живопись на подручных материалах, например, старом диске mp3, скучной белой чашке или обычной пластиковой тарелке. Такая "картина" не требует дополнительного оформления и сможет стать идеальным подарком для любимых взрослых на любой праздник.

Идеи для детского пластилинового творчества

Можно черпать от всюду! Выпал первый снег за окном: малыш слепил первого в этом году снеговика во дворе и потом повторил его в миниатюре на картонке. Мама принесла ведерко садовой клубники, можно слепить ягодную полянку на стекле. Семья съездила летом на море и привезла несколько красивых ракушек, они идеально впишутся в пластилиновый морской прибой, созданный вместе с малышом на память.

Пластилиновая живопись для детей должна обладать рядом свойств:

  • простые и понятные формы;
  • наличие главного элемента и минимум фоновых деталей;
  • четкие и яркие основные цвета.

Отсюда следует, что сюжетные идеи можно искать в обычных детских раскрасках. Главное, подобрать качественный пластилин, прочную основу и запастись хорошим настроением. Тогда создание пластилинового шедевра просто неизбежно!

Немного о цвете

Как уже было сказано, маленькие дети воспринимают мир в ярких цветах, поэтому и пластилин нужно подбирать чистых основных цветов. Ближе к школе ребенок сам захочет экспериментировать с цветами, смешивая их, выбирая интересные оттенки.

Пластилиновая живопись учит ребенка науке о цвете, какие цвета сочетаются между собой, дополняют друг друга. Нужно выделять главные цвета картины и несколько дополнительных. Тогда параллельно с лепкой ребенок приобретет чувство стиля и вкуса, почувствует красоту и гармонию, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Возрастные ограничения или пластилин без границ!

Пластилиновая живопись в детском саду предлагается в завершении обучения во второй ранней группе, то есть после трех с половиной лет. Однако заниматься лепкой с малышами можно гораздо раньше, знакомя их с основами лепной живописи.

Работа маленьких пальчиков позволяет развивать тонкую моторику, пространственно-образное мышление, изучать причинно-следственные связи. Ребенок учится создавать и получать от процесса созидания удовольствие.

Особенности лепки с детьми до трех лет

Самые маленькие творцы учатся простым действиям с пластилином: отщипывание кусочка, скатывание его в шарик или колбаску, прикрепление пластилиновой детали к основе методом нажатия пальчиком или методом растирания.

Живопись пластилином для карапузов может заключаться в заполнении пропущенных мелких элементов картины в виде заплаток соответствующих цветов. Ребенок отщипывает кусочек, скатывает шарик и закрывает им заплатку в соответствующем месте готовой картины. Малыш учится регулировать количество взятого пластилина, разбираться в основных цветах, а также формировать законченный целостный вид картины.

Начала пластилиновой живописи для детей 4 - 5 лет

Пластилиновая живопись для детей 4-5 лет предполагает освоение основных пластилиновых элементов и особенностей работы с ними. Могут быть использованы техники растирания пластилина на основе, разминание пальчиками, создание картин в техниках горошком, завитком, жгутом.

Дети могут как самостоятельно придумывать сюжет, так и заполнять пластилином предложенные взрослым контуры. Дети этого возраста уже могут сами выбирать цветовое решение картины, не ограничиваясь основными цветами. Для оформления картины могут использовать дополнительные фактуры.

Пластилиновые шедевры детей 6 - 7 лет

Пластилиновая живопись для детей 6-7 лет отличается большим разнообразием техник. Дети этого возраста могут вылепливать не только простые сюжеты, но и детализировать основной элемент, используя всю палитру цветов. Могут экспериментировать со смешиванием цветов, применением различных фактур.

Старшие дошкольники уже могут создавать двух и трехуровневые сюжеты, рельефные пластилиновые картины.

Основные приемы работы с пластилином по элементам

Основными пластилиновым элементом называют маленький неделимый пластилиновый кусочек определенной формы, используемый для создания картины. К элементам относятся:

  • Шар - отщипывается кусочек пластилина и скатывается шарик с помощью пальца на ладошке второй руки или между двумя ладонями. Шар крепится к основе путем нажатия на него по центру и равномерного растирания во все стороны.
  • Капля - пластилиновому шару придается форма капли. Капля переносится на основу путем нажатия на середину и растирания в сторону "хвостика" капли.
  • Жгут получается с помощью растирания кусочка пластилина между ладонями до образования колбаски или с помощью шприца, вытягивающего пластилин в тонкую длинную объемную полоску. В картине жгуты складываются желаемым образом и легким равномерным нажатием пальцев прикрепляются к основе.
  • Улитка - это сложенный по спирали жгут. С ее помощью можно создавать интересные картины, равномерно прижимая элементы к основе по очереди.

Основные техники пластилиновой живописи

Перечислим основные техники создания картин из пластилина:

  1. Пластилиновая живопись на стекле изображением с обратной стороны. Лепка ведется от светлого к темному, от основного элемента к фону.
  2. Пластилиновая картина горошком предполагает заполнение деталей картины шариками соответствующих цветов.
  3. Пластилиновое рисование с помощью пальцев или стек. Техника основана на растирании пластилина по основе.
  4. Пластилиновый граттаж. Сначала формируется фон путем наложения пластилина, затем стекой процарапывается основное изображение.
  5. Пластилиновая живопись из шприца или жгутные картины. Жгуты складывают между собой, формируя детали картины.
  6. Пластилиновый барельеф предполагает наличие объемных деталей картины.

Этапы создания простой картины из пластилина

Теперь вы узнали, насколько разнообразна пластилиновая живопись! Мастер-класс по созданию простой картины предложим вам уже сейчас. Для пластилинового творчества необязательно обладать солидным багажом знаний и практическими навыками в лепной области. Достаточно иметь небольшой опыт по лепке вареников или пирожков, а, может, хватит и жгучего желания попробовать свои силы в этом новом виде творчества. Приступим.

  1. Выбор эскиза будущей картины. Начинать следует с простых детских раскрасок. Например, в преддверии Нового года уместными будут образы веселого снеговика, пушистой елки или елочного шара.
  2. Перенос эскиза на выбранную основу. Для первого раза предпочтительно использовать обычный картон.
  3. Выбор пластилина по виду и цвету. Следует предпочесть отечественный пластилин с хорошими лепными свойствами, подобрать яркие и приятные цвета. Если желаемого цвета нет, можно смешать имеющиеся цвета для получения желаемого.
  4. Выбор подходящих элементов, подготовка при необходимости стек для техники мазка. Следует попрактиковаться с основными элементами пластилиновой лепки: шар, капля, улитка и жгут.
  5. Заполнение картины начиная с фона и дальних планов в технике мазка, затем передвигаясь к центральным элементам, использовать уже рельефные техники. Предпочтительно работать от темных тонов к светлым, сверху вниз.
  6. Оформление картины.

Как хранить и выставлять картину

Лучше всего хранить под стеклом. Если элементы на картине рельефные, то следует предусмотреть паспарту или специальную подложку для сохранения свободного места между стеклом и картиной.

Вешать пластилиновую картину нужно в месте, куда не достают прямые солнечные лучи, подальше от отопительных приборов и на ровную поверхность во избежание деформации. Можно хранить готовые работы в коробках под прозрачной пленкой. А более долговременное хранение позволит обеспечить фотографирование работ и раздаривание их самым дорогим и близким.

Приятного вам творчества!



Похожие статьи
 
Категории